В киевском Введенском мон-ре совершаются особые заупокойные богослужения в дни памяти основательницы: в день кончины; 26 окт.- в день памяти вмч. Димитрия Солунского; 8/21 авг.- в день перенесения ее мощей из С.-Петербурга. Отмечены случаи исцеления по молитвам у мощей Д. Документы о причислении к лику местночтимых святых Д. представлены в 2003 г. в Комиссию по канонизации УПЦ. 18 апр. 2008 г. Постановлением Свящ. Синода УПЦ Д. была причислена к лику местночтимых святых. Иконография Собор святых Киевских жен (прп. Димитра - в центре). Икона. Худож. В. В. Горецкий. Кон. XX в. (Введенский мон-рь в Киеве) Собор святых Киевских жен (прп. Димитра - в центре). Икона. Худож. В. В. Горецкий. Кон. XX в. (Введенский мон-рь в Киеве) Иконы Д. были написаны в кон. ХХ в. киевским худож. В. В. Горецким по предложению игум. Дамиана (Давыдова), наместника Введенского муж. мон-ря. Канонический иконописный образ разработан на основе единственной сохранившейся фотографии Д. 70-х гг. XIX в., где она запечатлена в светском платье (снимок передан игум. Дамиану в 1992 насельницей Введенского мон-ря мон. Питиримой; увеличенная копия - в братской трапезной). На иконе 2003 г. с частицей мощей (в наст. время в домовой ц. во имя прп. Исидора Пелусиота Введенского мон-ря) Д. изображена по пояс, в монашеском облачении, с воздетой в молении десницей с четками и моделью Введенской ц. в левой руке (копия образа представлена в Комиссию по канонизации святых при Свящ. Синоде УПЦ вместе с документами на прославление Д.). На иконе «Собор святых Киевских жен» в притворе Введенского храма ростовой образ Д.- в центре композиции, в монашеском облачении и в клобуке, с моделью церкви в левой руке и обращенной к ней ладонью десницы. По сторонам от Д. изображены местночтимые киевские преподобные жены. В верхней части - Печерская икона Божией Матери с предстоящими св. женами, особо почитаемыми в Киеве (равноап. вел. кн. Ольга, вмц. Варвара, прп. Евфросиния Полоцкая и прп. кнж. Иулиания Ольшанская). В 1996 г., ко дню перенесения мощей Д. со Зверинецкого кладбища в храм-усыпальницу, был написан ее портрет в монашеском облачении (находится в приемной Введенского мон-ря). В стенописи 1996-1997 гг. Введенской ц. (группа мастеров под рук. С. Н. Баяндина, главный худож. Ю. А. Гузенко) изображение Д. помещено в Соборе преподобных жен, подвижниц-монахинь, идущих за Христом, вместе с блгв. кнг. Анной Кашинской, прмц. Евдокией, преподобными Меланией и Пелагией. По благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) иконы Д. будут переданы на ее родину в Силистру, в кафедральный собор блгв. вел. кн. Александра Невского в Софии и в Севастополь.

http://pravenc.ru/text/172050.html

В 1921 г. в К. жили свыше 12 тыс. армян. В 20-х гг. XX в. армянское духовенство подверглось репрессиям. В 1923 г. был закрыт главный духовный центр крымских армян - мон-рь Сурб-Хач, в кон. 20-х гг. упразднен мон-рь св. Илии в с. Бахчи-Эли (ныне Богатое Белогорского р-на). Последней в 1937 г. была закрыта арм. часовня на кладбище в Симферополе. В 1944 г. из К. как «немецкие пособники» были депортированы болгары, греки и армяне. В 50-70-х гг. разрушены 3 армянские церкви: базилика в бывш. с. Орталан (ныне Земляничное), 2 церкви XVIII в. в Симферополе - армяно-католическая и григорианская. Церковная и национально-культурная жизнь арм. общины полуострова возобновилась в 1990-1991 гг. В 1991 г. зарегистрирована 1-я в К. община ААЦ в Ялте, получившая в 1993 г. историческое здание храма св. Рипсимии. В 1993 г. поставлена на учет община в Феодосии, получившая в том же году бывш. храм во имя архангелов Михаила и Гавриила. В 1998 г. в Феодосии были возвращены верующим собор бывшего армянского мон-ря Сурб-Геворг и ц. Сурб-Саргис. В 1995 г. зарегистрирован приход ААЦ в Симферополе. В 1997 г. в Симферополе на армянском кладбище построена ц. Сурб-Акоб. В 2000 г. зарегистрирована община Сурб-Хач в Ст. Крыму, получившая в 2002 г. ансамбль мон-ря Сурб-Хач. В 2001 г. зарегистрирована община в Севастополе. В 2002 г. верующим вернули Архангельский храм в Керчи. Из недействующих или переданных др. общинам арм. святынь К. известны мон-рь в пос. Орджоникидзе Феодосийского горсовета, храм Христа Спасителя в с. Богатом Белогорского р-на, храмы Сурб-Саргис и Сурб-Урбат в с. Тополёвка Белогорского р-на, сохранились также руины арм. мон-ря св. Фоки на мысе Ай-Фока близ Судака, остатки пещерной церкви близ с. Курского Белогорского р-на, храм 12 апостолов в генуэзской крепости в Судаке, руины ц. св. Григория в Керчи, полуразрушенный храм в с. Солнечном, руины мон-ря св. Стефана близ с. Первомайского Кировского р-на. Протестантские церкви, деноминации и секты Первые нем. колонии появились в К. в 1804-1805 гг.: в Симферопольском у.- Нейзац, Фриденталь и Розенталь (ныне Красногорское, Курортное и Ароматное Белогорского р-на), в Феодосийском у.- Судак Немецкий, Гейльбурн (ныне территории с. Приветного Кировского р-на), Герценберг (ныне с. Пионерское Феодосийского горсовета) и Цюрихталь (ныне с. Золотое Поле Кировского р-на). В 1811 г. была основана колония Кроненталь (ныне с. Кольчугино Симферопольского р-на). В 1824 г. в них проживали 1630 чел. Немцы селились также в Симферополе, Феодосии и др. городах, где занимались ремесленным производством и торговлей. К 1860 г. на полуострове было не менее 40 нем. населенных пунктов. В 60-70-х гг. XIX в. правительство вновь решило пригласить колонистов для освоения земель, к-рые покинули крымские татары в 1856-1862 гг. К 1917 г. на Крымском п-ове были известны следующие нем. волости: Эйгенфельдская Перекопского у., Кронентальская, Нейзацкая Симферопольского у. и Цюрихтальская Феодосийского у.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН СТРОКИНСКИЙ Каргопольский (нач. XVI в.?), прп. (пам. 3 сент.), основатель каргопольского Преображенского мон-ря (Вассиановой Строкиной пуст.), находившегося на правом берегу р. Онеги, напротив г. Каргополя. Время жизни В. С. можно установить предположительно. В «Повести о пришествии Кирилла на Челму гору в лето 6824 (1316)» сказано, что накануне преставления прп. Кирилла Челмогорского († 1367) к нему «приеха… в пустыню посещения ради от… града Каргополя из Спасовы пустыни Строкины отец его духовныи игумен Иосиф» (ГИМ. Муз. 1510. Л. 152 об.). На этом основании автор статьи о В. С., помещенной в ИРИ (им, по предположению К. А. Докучаева-Баскова, был учитель Каргопольского ДУ В. Ф. Шегринский), считал, что В. С. жил в нач. XIV в. Однако принять данное сообщение жития прп. Кирилла Челмогорского как абсолютно достоверное не представляется возможным, т. к. в памятнике встречаются хронологические и исторические ошибки, значительная часть текста заимствована из жития прп. Нила Столобенского. Вероятно, прав Докучаев-Басков, относивший основание Вассиановой Строкиной пуст. к нач. XVI в., поскольку ее история документально прослеживается лишь с 30-х гг. XVI в.: в грамоте 1537 г. Новгородского архиеп. св. Макария (впосл. митр. Московский) эта обитель названа «новою». Вкладная книга Преображенского мон-ря велась с 1538 г. (фрагменты изданы Докучаевым-Басковым). В монастырском синодике В. С. указан вместе с др. создателем мон-ря - иноком Серапионом. (Е. В. Барсов предполагал, что Преображенский мон-рь и Строкина пуст. были изначально разными мон-рями, объединившимися на определенном этапе своей истории, и что пустынь была гораздо древнее мон-ря, основателем к-рого исследователь считал В. С. С Барсовым не согласился В. И. Срезневский, полагавший, что «Вассианов монастырь был один».) Время местной канонизации В. С. неизвестно, неизвестны ни житие, ни служба святому. В нач. XIX в. его мощи находились в приходской церкви, в к-рую был преобразован главный храм мон-ря, упраздненного в 1764 г. В 1911 г., после учреждения Каргопольского вик-ства Олонецкой епархии, мон-рь стал резиденцией Каргопольского епископа. К наст. времени монастырские постройки не сохранились. Почитание святого подтверждено включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших (празднуется в Неделю 2-ю по Пятидесятнице).

http://pravenc.ru/text/149901.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАТОШЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Церковь в честь Успения Божией Матери. 1836 г. Фотография. XX в. Церковь в честь Успения Божией Матери. 1836 г. Фотография. XX в. [болг. Батошевски мъжки манастир «Успение Пресвятие Богородици»] Велико-Тырновской епархии Болгарской Православной Церкви. Расположен на склоне горного массива Раелатец, у с. Батошево (Севлиевский р-н), в 20 км южнее г. Севлиево. Противоречивые сведения об основании мон-ря известны из 2 т. н. Батошевских надписей. Первая надпись сохранилась до наст. времени на 3 фрагментах каменной плиты крупнозернистого мрамора и является ктиторской дарственной надписью сер. XIII в. (2 фрагмента хранятся в отделе ср. веков Национального археологического музея в Софии; 3-й - в Городском историческом музее в г. Севлиево). Эта надпись располагалась, по-видимому, над входом в мон-рь или в монастырский храм. Первые 2 фрагмента были обнаружены в 1836 г. при возобновлении мон-ря, на протяжении 4 веков простоявшего в развалинах. 3-й был найден в монастырской церкви в 30-х гг. XX в. учителем из Севлиева Х. Выгленовым. Текст представляет собой редко встречающийся тип ктиторской надписи, содержащей элементы дарственной грамоты; надпись была высечена после издания грамоты царской канцелярией. Согласно надписи, Б. м. возник в годы царствования болг. царя Михаила II Асеня (1246-1256), ктитора мон-ря. По распоряжению Тырновского Патриарха Василия II здесь был построен храм во имя Пресв. Богородицы Матарской и ап. Иоанна Богослова, Михаил II Асень передал во владение обители села Витен (сохранилась укрепленная часть) и Рибаре (местонахождение неизвестно). Др. надпись была обнаружена на небольшой каменной плите в 30-х гг. XX в. Д. Кацевым-Бурским. До наших дней она сохранилась лишь в списке Кацева-Бурского, опубликованном в 1959 г. проф. Н. П. Ковачевым. Из текста надписи следует, что главный храм мон-ря построили «Гено из Хотела» (совр. Севлиево) и «Петр из Тырнова в лето 6700» (1192), т. о., дата основания мон-ря приходится на время правления царя Асеня I (1187-1196).

http://pravenc.ru/text/77674.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРАИЛОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Браиловский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2002 г. Браиловский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2002 г. (Винницкой и Барской епархии), в пос. Браилов Жмеринского р-на Винницкой обл. Основан в 1635 г. в Виннице иждивением М. С. Кропивницкого, подсудка браиловского, для противостояния распространению унии (см. Брестская уния ). Вероятно, главный храм мон-ря был освящен в честь Благовещения. В 1723 г. мон-рь стал униатским, собор был переосвящен униатским еп. Афанасием Шептицким . Постепенно мон-рь пришел в упадок, в 1780 г. его покинула последняя монахиня. После вхождения Подолии в состав Российской империи Б. м. в 1795 г. был обращен в правосл. 2-го класса. В мон-рь на исправление присылали из др. обителей провинившихся монахинь, а также мирянок. К нач. XIX в. годовой доход обители составлял 1200 р. К сер. XIX в. здания мон-ря обветшали, и в 1845 г. по инициативе Подольского архиеп. Арсения (Москвина) сестры были переведены в мест. Браилов, в помещения бывш. католич. мон-ря, построенного во 2-й пол. XVIII в. гр. Ф. С. Потоцким и пришедшего в запустение к 30-м гг. XIX в., с 1832 г. в одном из приделов монастырского храма совершались правосл. богослужения. 1 окт. 1845 г. крестным ходом из Винницы в Браилов прибыли монахини, начавшие восстановление полуразрушенных монастырских корпусов и реконструкцию храма. К нач. XX в. в Б. м. действовали 3 храма (сохр. до наст. времени). Холодный Троицкий собор представляет собой трехнефную шестистолпную базилику, центральный престол освящен во имя Св. Троицы, юж.- в честь Благовещения, сев.- во имя вмц. Варвары. В 1847 г. под собором была освящена ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. С зап. стороны к Троицкому собору примыкает четырехугольная башня, в к-рой устроена колокольня, с вост. стороны - монашеские трех- и двухэтажные корпуса. В 1860 г. в сев. половине монастырского корпуса был освящен храм во имя свт. Николая Чудотворца. В вост. части двора находились хозяйственные постройки. В 1864 г. при обители была открыта богадельня для престарелых женщин духовного звания, в 1868 г.- 3-классное жен. духовное уч-ще для сирот духовного звания, дочерей диаконов и причетников Подольской епархии. В 1896 г. начала работу воскресная школа для жительниц Браилова.

http://pravenc.ru/text/153317.html

1. Фаранская лавра (Фаран). Древнейший известный мон-рь И. п. Основан в сер. IV в. прп. Харитоном Исповедником, существовал до VII в. (возможно, до IX в.). С 1903 г. в юрисдикции РПЦ, затем РПЦЗ. 2. Лавра прп. Харитона Исповедника (Сука, Сукийская лавра, Старая лавра, Хирбат-Хурайтун; в 15 км южнее Иерусалима). Основана в 345 г.; существовала до XIII в. Археологами обнаружены фрагменты 35 келий на ступенчатом зап. склоне Вади-Хурайтун на расстоянии 20-80 м друг от друга. Центральный комплекс лавры занимал сев. часть, был треугольным в плане, обнесен стеной с 3 дозорными башнями. Внутри его была по крайней мере 1 церковь. В юж. части мон-ря находилась «висящая келья» - пещера в скале, к-рая почитается как место подвижничества прп. Харитона ( Hirschfeld. 1992. P. 23-24, 228-234). План мон-ря Мартирия План мон-ря Мартирия 3. Лавра Дука (ныне Искушения монастырь на Сорокадневной горе; греч. Σαραντριον; Сарандарион, Каранталь). Основана в сер. IV в. прп. Харитоном близ руин хасмонейской крепости Док; обновлена игум. Елпидием в нач. V в. В средние века мон-рь пережил неск. периодов восстановления и запустения. С 1874 г. на его месте поселился рус. инок Аркадий (Конюхов), завершил восстановление греч. архим. Авраамий Пелопоннесец. 4. Лавра прп. Фирмина (Эль-Алейльят), один из наиболее крупных мон-рей в И. п. Основана в VI в. выходцами из Фаранской лавры в неск. пещерах у Вади-эс-Сувайнит; заброшена, видимо, в VII в. Фрагменты келий и центрального комплекса были идентифицированы М. Лагранжем в 1895 г., неоднократно изучались др. археологами. Описаны ок. 40 пещерных келий, расположенных более чем на 3 км вдоль вади. Как и в др. мон-рях, центральный комплекс делился на храмовую и хозяйственную части, находившиеся в отдалении друг от друга. Главный храм средних размеров (7,2×16,4 м), в хорошей сохранности; построен по простому плану - с 1 нефом и 1 апсидой. Главный вход в храм находился с юж. стороны, и при нем был устроен монастырский двор. В зап. части мон-ря была поставлена башня, обозначавшая границу его территории ( Desreumaux, Humbert, Nodet. 1978; Hirschfeld. 1992. P. 27, 54-55, 114, 117, 157, 169, 173).

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Сестры, работавшие в швейной мастерской Новотихвинского мон-ря. Фотография. Кон. XIX в. Сестры, работавшие в швейной мастерской Новотихвинского мон-ря. Фотография. Кон. XIX в. Больничная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была заложена в 1823 г. и освящена 22 нояб. 1832 г. Храм строился на пожертвованные женой берг-инспектора пермских заводов Агриппиной Семеновной Булгаковой 3 тыс. р. Иконостас поставлен на пожертвования челябинского купца Максима Ахматова и его дочери Наталии, передавших мон-рю 1,2 тыс. р. Собор во имя св. кн. блгв. Александра Невского был заложен в 1814 г., в 1836-1852 гг. существенно перестроен. 21 сент. 1852 г. был освящен главный алтарь храма, 8 июня 1853 г.- придел во имя свт. Николая Чудотворца, 23 мая 1854 г.- придел в честь Воскресения Господня. Перестройку мон-рь произвел за собственный счет и за счет благотворителей. Пожертвования собирались в 1841-1843 гг. на уральских заводах по инициативе матушки Александры, поддержанной берг-инспектором П. П. Карповым, приняли участие и владельцы заводов (напр., хозяин Верх-Нейвинского завода И. А. Яковлев передал 500 р.), и управляющие, и жители заводских поселков. Собор приобрел тот облик, который сохранился до наст. времени. К сер. XIX в. сложился архитектурный облик мон-ря. Согласно древней монастырской традиции, он имел вид прямоугольника, разделенного на 3 участка, различные по назначению. Юж. участок - хозяйственный, с огородом, хозяйственными дворами, приютом. Центральный участок - собственно мон-рь, фасад к-рого был оформлен единой чредой келейных корпусов, между ними встроены 3 церкви: в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1823-1865, освящена 23 июля 1865), во имя св. Феодосия Тотемского (1823-1866, освящена 17 июня 1866) и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На центральном участке находилась Успенская ц. 11 окт. 1876 г. в ней был освящен придел в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Сев. участок занимало кладбище с Александро-Невским собором. Территория обители была обнесена каменной оградой с небольшими башенками, стилизованными под крепостные, в центре сев. и вост. фасадов находились св. ворота. Основные компоненты архитектурного комплекса обители сохранились до наст. времени. Архитектурный ансамбль мон-ря вписан в градостроительную сетку Екатеринбурга: восточный, наиболее величественный фасад обители завершал Александровский проспект (ныне ул. Декабристов) Екатеринбурга.

http://pravenc.ru/text/189627.html

Западный вход в главный храм лавры прп. Евфимия Великого. V в. Западный вход в главный храм лавры прп. Евфимия Великого. V в. В кон. 20-х - сер. 30-х гг. XIII в. паломничество в Палестину дважды совершил свт. Савва I , архиеп. Сербский, Житие к-рого является главным источником сведений об И. п. в этот период. В нем упоминается о богатых пожертвованиях свт. Саввы палестинским мон-рям, в т. ч. лавре прп. Саввы, мон-рям св. Иоанна Предтечи и Каламон, лаврам преподобных Феодосия и Евфимия, мон-рю Искушения. Однако уже в кон. 30-х гг. XIII в. положение палестинского Православия резко ухудшилось в связи с новым витком военного противостояния мусульман и крестоносцев. В 1244 г. крестоносцы были окончательно изгнаны из Иерусалима. В 1260 г. власть Айюбидов пала под ударом монголов, но и им не удалось удержаться в Палестине из-за сопротивления егип. мамлюков. Вся Палестина и Сирия на 250 лет вошли в состав Мамлюкского султаната. План мон-ря прп. Герасима Иорданского План мон-ря прп. Герасима Иорданского Мамлюки проводили достаточно жесткую политику в отношении инаковерующих. Зиммии периодически подвергались гонениям и дискриминации. К этому добавились общий упадок земледельческого хозяйства в Сиро-Палестинском регионе, натиск кочевых племен и наступление пустыни. Христ. общины в местностях, примыкавших к И. п., сокращались и архаизировались, ослабевали их связи с монастырями. Обители лишились земельных владений в Палестине, к-рые большей частью были преобразованы в мусульм. вакфы. Теперь монашество И. п. целиком зависело от милостыни, поступавшей из христ. стран. Монахи гл. обр. приезжали с Балкан и Кавказа, что усугубляло культурно-языковой барьер между насельниками мон-рей и окрестным арабо-христ. населением. В Житии свт. Саввы Сербского упоминаются отдельные колонии груз. и рус. монахов в лавре. Сохранились известная араб. рукопись 1247 г. и 11 греч. рукописей XIII-XV вв., к-рые были переписаны в лавре прп. Саввы. На основании рукописей XIII-XIV вв. из мон-ря ап. Иоанна Богослова можно сделать вывод о смешанном, греко-араб. составе его братии.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Вознесения Господня мон-ря Галата в г. Яссы. 1584 г. [румын. Galata], жен. мон-рь в Ясской архиепископии митрополии Молдовы и Буковины Румынской Православной Церкви. Расположен в г. Яссы. Мон-рь получил название по одноименному кварталу в К-поле, где останавливались, ожидая от тур. султана получения фирмана, молдав. господари. До 1990 г. мон-рь был муж. Главный престол соборного храма посвящен празднику Вознесения Господня. В 1999 г. митр. Молдавский Даниил (Чоботя) благословил устройство 2-го престола - во имя св. Жен-мироносиц. Строительство мон-ря, ктитором к-рого стал молдав. господарь Петру Хромой, началось в 1577 г. Освящение главного храма состоялось уже в начале следующего года, однако вскоре строение обрушилось. Осенью 1582 г. мон-рь начали возводить на новом, возвышенном месте, и в 1584 г. строительство завершилось. В 1618 г. мон-рь был преклонен храму Гроба Господня на Св. земле. Архидиак. Павел Алеппский, посетивший Г. в 1633 г., писал, что дубовый палисад окружал мон-рь и от него открывался живописный вид на весь город с его храмами и на дворец господаря. В XVIII в. в палатах настоятеля была устроена часовня ап. Иакова. Г. являлась также в отдельные периоды истории временной резиденцией неск. молдав. митрополитов (по утверждению проживавшего здесь в 1788 митр. Леона (Геука)) и господарей. Монастырский храм (1579-1584) представляет собой классический триконх. В стилистическом отношении он близок к церквам Мунтении. Впервые в молдав. архитектуре над пронаосом храма появляется 2-я глава. Обе главы (2-я - над наосом) поставлены в линию; они имеют 3-частное основание - квадратную нижнюю и 2 верхние звездчатые базы вместо одной обычной. Каменный карниз-пояс, проходящий по периметру храма, делит стены на 2 регистра. Верхний регистр декорирован 2 аркатурными поясами, нижний - одним, к-рый доходит только до притвора. Стены храма сложены из чередующихся рядов каменной и кирпичной кладки. Вход в притвор расположен с юж. и сев. сторон. Из пронаоса в погребальную камеру ведет небольшая дверь; для придания простора внутреннему пространству храма стену между погребальной камерой и наосом сменяет тройная аркада на 2 отдельно стоящих и 2 примыкающих к боковым стенам колоннах. Каменная ограда построена в 1735 г. Палаты господаря (1726-1728) неоднократно перестраивались, последний раз - в 1847 г. Сохранились фрагменты древней росписи, уничтоженной большим пожаром 1762 г. Церковь была повторно расписана в 1811 г. От старых росписей сохранилась часть вотивной композиции («Господарь Петру Хромой и его семейство») на сев. стене наоса и др. фрагменты («Св. Троица», «Ангельский Собор»). В мон-ре имеется мастерская по пошиву священнических облачений и художественной вышивки. Лит.: Monumente istorice bisericeti din Mitropolia Moldovei i Sucevei. Iai, 1974. P. 233-238. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161499.html

Вост. сторону площади занимает греч. Авраамиев мон-рь, главный храм к-рого, расположенный на 2-м этаже, имеет символическое значение горы Мориа, т. е. места, где Авраам намеревался в знак покорности воле Божией принести в жертву сына Исаака. Подлинное место горы Мориа и жертвенного камня Авраама в совр. Иерусалиме принадлежит мусульманам (мечеть Куббат эс-Сахра (Купол скалы)), поэтому правосл. Церковь символически обозначала в собственном литургическом пространстве важнейшее из ветхозаветных событий, явившееся прообразом Голгофской Жертвы Христа, приблизив его к месту жертвоприношения новозаветного Агнца. Условное место жертвоприношения Авраама обозначено мраморным кругом посреди церкви. Из церкви имеются проходы на Голгофу и в алтарь ц. Воскресения. Др. монастырская ц. Двенадцати апостолов сохраняет память об одноименном мон-ре, находившемся ранее позади Авраамиева и совпадавшем, по сообщениям нек-рых источников, по местоположению с позднейшим клуатром крестоносцев (здесь помещаются теперь кельи эфиопов). Часть нижнего этажа Авраамиева мон-ря принадлежит грекам. Храм имеет 3 престола. Главный алтарь, по преданию, воздвигнут на месте, где стоял во время распятия Спасителя евангелист Иоанн (Ин 19, 25-28). На 2-м, правом престоле, посвященном Страстям Господним, хранится часть Колонны бичевания из дома первосвящ. Каиафы. 3-й, расположенный слева престол посвящен жертвоприношению Авраама. К северу от монастырских дверей находится вход в арм. ц. ап. Иоанна Богослова. В сев.-вост. углу двора дверь между часовней св. Марии Египетской и ц. ап. Иоанна Богослова ведет к лестнице, на нижнем пролете к-рой расположена копт. ц. арх. Михаила, на верхнем - эфиоп. ц. Четырех живых существ (Тетраморфа). Храм эфиопов соединен с террасой (уровень пола первоначальной базилики имп. Константина), посреди к-рой высится купол подземной ц. св. Елены. Здесь сохранились развалины внутренней галереи мон-ря крестоносцев XII-XIII вв., заменившего в свою очередь древний Авраамиев мон-рь, входивший в состав Святогробского комплекса. Среди руин помещаются миниатюрные кельи эфиоп. монахов, вытесненных в букв. смысле слова «на крышу» в 1660 г., после утраты принадлежавших им св. мест внутри храма. За площадкой с эфиоп. мон-рем расположены здания Коптской Патриархии, известные под названием Дейр-эс-Султан (Монастырь султана), поскольку были подарены копт. общине султаном Салах-ад-Дином. Соборный храм мон-ря посвящен основателю христ. иночества прп. Антонию Великому, др. храм - св. Елене. В глубине его удлиненного помещения скрывается узкая лестница, по ступеням к-рой можно спуститься к цистерне св. Елены - самой большой из цистерн, расположенных вокруг храма. По преданию, именно ею пользовались при строительстве зодчие, возводившие Г. Г. х.

http://pravenc.ru/text/Гроба Господня ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010