Церковь , исполняющий благодатью и истиной; во-вторых, тем, что Он обещал ученикам Своим Духа Святого, чтобы Он был с ними вечно: и что по сему обещанию, Дух Святой поставляет пастырей Церкви ». О том, что Иисус Христос есть глава всей истинной Церкви, учит, между прочим, Св. Апостол Павел, слова которого и приводятся в Катехизисе. В послании к Ефесянам Апостол пишет, что Бог, в устроение полноты времени положил, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом, посадив Его одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем ( Еф. 1:10, 20–23 ). Отсюда, без всяких особенных соображений, сама собою вытекает та святая истина, что в Церкви Христовой неоскудно пребывает благодать Божия, наставляющая ее на всякую истину. Ибо надобно быть слишком непоследовательным и недальновидным, чтобы, признавая главою Церкви Христа и Церковь Его телом, считать ее в то же время обыкновенным человеческим обществом, каковы все вообще общества людские; – не люди, очевидно, действуют в Церкви Христовой, а сам глава её – Христос действует в ней; если некоторые члены тела Христова иногда заболевают, заблуждаются, то эти заболевания и заблуждения тотчас же сознаются Главою сего тела и передаются сознанию и самого тела; так что, сколько бы заблуждений в самой Церкви Христовой ни открывалось, они всегда будут сознаваться заблуждениями, и истины не затемнят никогда. Поэтому-то Евангелист Иоанн говорит, что от полноты Его (Слова, сделавшегося плотью и полного благодати и истины) и все мы приняли благодать на благодать ( Ин. 1:14–16 ). С такой же ясностью о пребывании благодати Божией и истинной Церкви Христовой говорит то, что в ней, согласно обещанию Христа, вечно обитает Дух Святой. В самом деле, не напрасно же сказал Спаситель: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины ( Ин. 14:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Благодари Господа, что Он тебя сделал членом Церкви Своей, этого Божественного общества святых, коего Начальница и первый член есть Матерь Божия. Она матерински, благостно, всеблагомощно, попечительно и сочувственно относится ко всем верным и искренним членам Церкви и чадам Своим. Я сраслен и счинен Церковью небесною и земною – с Богоматерью, с чинами ангелов, со всеми святыми патриархами, пророками, апостолами, святителями, мучениками, преподобными, праведными, со всеми святыми, по благодати Божией. Как же я должен мыслить, чувствовать, хотеть, говорить и действовать? А вот как: «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что добродетель и похвала, о том помышляйте; чему вы научились, что приняли и что слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами» ( Фил. 4, 8–9 ), говорит апостол. Твое обращение, православный христианин, с теплою молитвою к ходатайству Богоматери, святого Ангела хранителя или вообще к святым ангелам Господним, к святым угодникам порознь и вообще, показывает, что ты член Церкви Христовой, или святого общества спасенных или спасаемых, торжествующих на небе славную победу над миром и миродержцем; что ты не один и не одинок, а в союзе с бесчисленным множеством победивших или борющихся, что ты находишься в воинстве духовном, в воинстве Христа Спасителя, Который есть всемогущая Глава Церкви, способствующая всем верным к одолению нападающих непрестанно врагов спасения нашего, что святые суть помощники, заступники и друзья наши, готовые по усердному призыванию нашему помогать нам. Мы не одни в поле, или в мире сем, воины, а нас, борющихся, множество, и во множестве мы сильны, особенно при содействии всесильного Главы Церкви, Господа Иисуса Христа. Обращайся же усердно к молитвам святых и веруй в их сочувствие и пособие, в их любовь и содействие к спасению. Не забывай близость всех членов Церкви небесной к членам благочестивым Церкви земной, потому что едино Тело – Церковь небесная и земная, – и молись Главе и членам с верою и любовью в простоте сердца. Слава Тебе, Владычице, Начальница мысленного наздания! Слава Тебе, всемощная Глава Церкви, всех объединяющая!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Церковь едина по своей сущности и охватывает своим воздействием и видимый мир, и невидимый. Более того, посредством Церкви весь тварный мир приобщается нетварной природе Божества, и в этом смысле Церковь служит мостом, соединяющим тварное и нетварное бытие. Кто принадлежит Церкви? Согласно Священному Писанию и Преданию Церкви принадлежат: во-первых, все ныне живущие люди, верующие во Христа Спасителя, принявшие Крещение во имя Пресвятой Троицы и живущие церковной жизнью; во-вторых, все скончавшиеся в истинной вере и святости; и в-третьих – не только люди, но и благие ангелы, ибо Бог положил все небесное и земное соединить под главою Христом ( Еф. 1:10 ). Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное ( Кол. 1:18–20 ). Апостол Павел обращается к христианам: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов , к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу ( Евр. 12:22–24 ). О том, что Церкви принадлежат не только ныне живущие христиане, но и все в вере скончавшиеся, а также ангелы, говорит, несомненно, и Церковное Предание; но у бесплотных сил имеется иной, отличный от нашего, способ участия в жизни Церкви. Два аспекта бытия Церкви В жизни Церкви выделяют два аспекта её бытия – видимый и невидимый. Соответственно даются и два наименования: Церковь земная – воинствующая (см.: Еф. 6:12 ) и Церковь небесная – торжествующая (см.: Евр. 12:23 ), состоящая из ангелов и всех усопших в вере и покаянии. Понятно, что такое мысленное разделение не означает существования двух Церквей – точно так же, как в человеке мы различаем душу и тело, но не говорим о двух отдельных существах. Христова Церковь , состоящая из земных и небесных разумных существ, есть одно духовное тело, имеет одну Главу – Христа и одухотворяется одним и тем же Духом Божиим 735 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Посмотри же, лицемер, уставы Апостольские, как они перечисляют отдельные дары, и как они говорят: в каком призвании человек призван, в том пусть и живет. Как же царь, забывая, что он должен быть образцом, несмотря на то, восхищает священство? Ты сам цитируешь Иезекииля 28, 17: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою: за то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор». Как можешь применять это к нам, когда мы ушли от зла согласно Божьей Заповеди и всех святых. Не видишь ли, человекоугодниче, чье сердце надмилось? (I, 281). iv) Кому вверена Церковь? «Не царю или князю времени вверена Церковь , строители которой были Божественные Апостолы, принявшие лицом к лицу в Таинстве Тела и Крови Христовой чистое и верное единение» (I, 555). Но, если внутренния церковные дела – обязанность Епископов-строителей Церкви, то забота о внешнем положении Церкви – долг царя: «Самая главная обязанность царя – забота о Церкви, ибо владение царя никогда не может быть прочно утверждено и быть благоденственным, когда не установлено твердо положение его матери-Церкви Божией, ибо Церковь Божия, всеславнейший царь, есть твоя мать, и, если ты обязан почитать мать природную, родившую тебя, то ты тем паче должен любить твою духовную мать, которая возродила тебя в Св. Крещении и помазала тебя на царство елеем и хризмой радования. А вы слышали, ответотворче и вопрошатель, что такое Церковь и что такое основание Церкви, и что такое стены и её глава? Послушай, обманщик, Ап. Павла, законодателя Церкви Божией и он перечислит тебе шаг за шагом постановления Св. Церкви (1 Кор., 12, 28–31): итак, Бог поставил в Церкви Апостолов, пророков, учителей; далее, иным дал силу чудодействовать, также дары исцеления, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы, все ли пророки, все ли учители, все ли чудотворцы? Все ли имеют дар исцеления, все ли говорят языками? все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь превосходнейший». Видишь ли ты священную градацию? Почему же не назван царь на первом месте ради высоты царской власти? Для всякого надо знать свою меру: «Каждый оставайся в том звании, к которому призван» ( I Kop. 7, 20 ) (I, 123). Каждая власть призывается Никоном осуществить свои благодатные дары, и царь, помазанный на царство, должен управлять царством, а не Церковью; вопреки теории цезарепапизма, он считает, что власть его не безгранична и не может простираться на тот союз, где закон дает Христос и Его Апостолы с их преемниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Писания: а) «Где двое или трое собраны во имя Мое,– сказал Иисус Христос,– там Я посреди них» (Мф. 18:20), а где Христос, там и церковь .– Но, как видно из контекста речи, слова эти относятся не к отделившимся от Церкви Христовой, а к пребывающим в ней, так как раньше говорится о лицах, находящихся в Церкви (ст. 17–18), и не о том, что двое или трое, собравшись во имя Христа, могут составить Церковь , а о том, что Господь скорее исполнит желание нескольких лиц, единодушно молящихся (см. ст. 19),чем множества разномыслящих. А что двое или трое не составляют из себя Церкви, это видно из слов Спасителя: «если не послушает (согрешивший против тебя брат твой), возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви» ( Мф. 18:15–17 ). Если бы два или три свидетеля, собравшиеся во имя Христа, составляли церковь , то Спасатель не сказал бы последних слов: «скажи церкви». Далее. Во имя Христа собираются все сектанты, но неужели каждое сборище их есть Церковь , где присутствует Христос, как глава? «Разве раздедился Христос»? спрашивает ап. Павел ( 1Кор. 1:13 ). 533 б) «Сами, как живые камни, – говорит ап. Петр, – устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовным жертвы, благоприятные Богу» ( 1Пет. 2:5 ). Значит, можно самим устроять церкви и спасаться помимо православной Церкви, заключают сектанты. – Но в приведенных словах, как и во всей 2-й главе 1 послания ап. Петра, говорится не о создании новых церквей и спасении в них, а о доброй христианской жизни, которую, как «дом духовный, как «духоваые жертвы, благоприятные Богу», христиане должны сами устроять. Такая добрая жизнь и духовные святые жертвы возможны только в истинной Церкви Христовой, в основании которой лежит камень краеугольный – Иисус Христос, «ибо сказано в Писании: вот, я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» ( 1Пет. 2:6 – 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

1 ст. Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны. Итак, говорит апостол, вы из язычников стали христианами, сделались равноправными членами Церкви Христовой, глава которой есть Сам Господь Иисус Христос, а посему усердно прошу вас, как я по любви к Господу терплю за Него разного рода злоключения и даже узы и готов за Него отдать жизнь свою, так и вы готовы будьте на все ради любви к Господу, достойно оправдайте то звание, – последователей Христа, – к которому вы призваны. А для сего и первее всего проводите это звание 1 ст. со всяким смиренномудрием и кротостью, и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью. Проводите звание ваше со всяким смиреномудрием, т. е. во всяком звании, состоянии и положении, при всех обстоятельствах твоей жизни будь смиренномудрым, не превозносись над другими, не давай чувствовать другим твоего над ними превосходства. Будь кроток, т. е. относись ко всем и высшим и низшим тебя миролюбиво, доброжелательно и сам все принимай от них: доброе – как тобой не заслуженное, а если бы привелось получить от окружающих тебя что-либо и злое, то принимай и это, но принимай добродушно, без какой либо тени неудовольствия. Будь долготерпелив, т. е. какие бы тебе не привелось переносить от окружающих тебя неприятности, скорби – терпи, переноси их, хотя бы они и продолжались непрерывно и долго. Снисходя, друг ко другу любовью. При человеческих слабостях и немощах часто не сладко живется нам друг с другом, но что делать – потерпи, покрой немощи и недостатки другого любовью. Научи, вразуми, поддержи его, друг друга тяготы носите ( Гал.6:2 ). 3 ст. Стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Поступая во всем согласно христианского звания, старайтесь, чтобы между вами было единение духа, т. е. сердечная расположенность друг ко другу; это дается не сразу, не вдруг, а только после усиленных стараний, тогда только достигнете прочного мира. 4 ст. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания. Христос глава Церкви, мы Его тело; тело, не смотря на разнообразие членов, мы – слиться как одно тело, так и вы – верующие во Христа – должны составлять единое, нераздельное тело Христово. Тело Церкви Христовой – верующие имеют одного и того же Духа Божия. Призваны к одной надежде звания вашего, т. е. все христиане, составляя единое тело Христово и одушевляясь одним Духом Божиим, питают одну и ту же надежду на будущее прославление и жизнь вечную, ибо где Христос, глава наша, там и мы – Его тело. Все это нас обязывает блюсти единение духа в союзе мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Творения «Итак, согласно с православным взглядом на Церковь, умирающие «во Христе», будучи святыми членами Церкви, пребывают в нерасторжимом единении с Церковью. Будучи членами Церкви, они сочувствуют церковным службам, славят вместе со всей Церковью Спасителя и молятся за воинствующую Церковь. Они также молятся за ее членов, находящихся в душевных или телесных недугах, за тех, кто не достиг совершенной добродетели, и по благодати Божией помогают тем, за кого молятся. Молитвы торжествующей Церкви соединяются с молитвами воинствующей Церкви, и небо вместе с землей славят Господа и молятся о жизни и спасении мира. В Православной Церкви немыслимы разрыв или разделение между ее членами, будь то живыми или умершими, ибо немыслимо отделение членов Христовых от Церкви — Тела Христова — по смерти; они не могут стать мертвыми и бесчувственными. Для Церкви немыслимо подобное отделение от союза с Господом. Немыслимо, чтобы ее члены, восприняв жизнь «во Христе», больше не имели ее. Немыслимо, чтобы ее члены были без сознании и без чувств. Напротив, Церковь верит, согласно со Священным Писанием, что «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13,12).» В небольшом сочинении «О святых Божиих заступниках наших на небесах» святитель Нектарий Эгинский пытается разобрать учение Церкви о заступничестве святых. Здесь также размещены: молитва свт. Нектария «Агни Парфене» и выдержки их писем «Путь к счастью». О Святых Божиих Заступниках наших на небесах ГЛАВА 1. О ТОМ, КАК БОГ ПРОСЛАВЛЯЕТ ПРАВЕДНЫХ НА ЗЕМЛЕ И О ЧЕСТИ, ВОЗДАВАЕМОЙ ИМ ЦЕРКОВЬЮ В то время как Всевышний Судия удостаивает праведников получить по смерти " начаток славы " на Небесах - в торжествующей Церкви - Он воздает им славу и в Церкви воинствующей на земле. Эта слава проявляется в том, что земная Церковь чтит праведников как святых и как друзей Божиих. Она призывает их в своих молитвах как предстателей перед Богом и также почитает их мощи, принадлежавшие им вещи и их иконы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010