Итак, братия, постоянно помните это. Если будете руководиться Писанием, все вам объяснит оно. И когда станете читать там, что Сын равен Отцу, относите это к Божеству. По воспринятой же Им на Себя форме раба почитайте Его меньшим Отца – применительно к словам: «Я есмь Сущий» ( Исх.3:14 ) и к другим: «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (там же Исх.3:15 ) – первое относится к Его существу, второе – к Его милосердию. Теперь, думаю, достаточно сказано о том, почему Господь наш Иисус Христос , наш Спаситель, Глава Церкви, ставши посредником, чрез Которого мы соединяемся с Богом, именуется в Писании Богом и человеком. 11. Третий способ, когда Христос обозначается в Писании Главою и телом, указывает на отношения Его к Церкви. Здесь Глава и тело един Христос не потому, и что без тела Ему недостает целостности, но потому, что единым с нами благоволил быть Тот, Кто и без нас всегда остается невредимым не только в том, что касается Его Божества, но и в том, что касается Его человечества, когда Он стал вместе и Богом, и человеком. Однако, братия, каким образом мы составляем Его тело, и Он едино есть с нами? Где находим мы, что Единый Христос есть и Глава, и тело, т.е. корпус вместе с Главою? Послушайте, что говорит Исаия: «Как на жениха возложил (Он) венец и, как невесту, украсил убранством» ( Ис.61:10 ). Вот и жених, и невеста. Одного и того же называет пророк и женихом в отношении к главе, и невестой в отношении к телу. По-видимому, два и вместе один. Но каким образом мы члены Христовы? Апостол весьма ясно говорит: «И вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор.12:27 ). Тело Христово и члены Его – все мы, не мы только, которые здесь находимся, но все вообще, не ныне только живущие, но все праведные, начиная с Авеля праведного, жившие, живущие и имеющие жить до конца века, все – одно тело Христово. Если же все тело, то порознь члены. Но, конечно, должна быть и глава, телом коей являемся мы. «И Он (Сын Божий) есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» ( Кол.1:18 ). И так как о Нем также говорит далее апостол, что Он «есть глава всякого начальства и власти» ( Кол.2:10 ), то, следовательно, Церковь земная, воинствующая (peregrina), присоединяется к той небесной Церкви, где мы имеем своими согражданами ангелов, с коими непостыдно, как раньше, соединимся по воскресении тела, согласно обетованию, что сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых, будут «равны Ангелам» ( Лк.20:36 ), и будет единая Церковь , царство Великого Царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

В Послании к Ефесянам, где преимущественно речь идёт о Церкви как о Теле Христовом и о нас как об удах (членах) этого тела Его, апостол Павел говорит одновременно об отношениях Христа и Церкви как Жениха и Невесты. Так, в пятой главе упомянутого Послания, о тайне брака, апостол говорит: Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. И дальше: Христос возлюбил Церковь ... Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет Её, как и Господь Церковь , потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф. 5:23, 25, 29–32 ) 512 . Из приведённого фрагмента ясно видно, что апостол Павел последовательно меняет названия и понятия Церкви: как «тело» Христово (стих 23, 29, 30) и как «невеста» Христова (стих 25, 31, 32). Два же эти названия и понятия не противоречат, но дополняют друг друга 513 . Ибо в таинстве брака невеста становится невестой жениха и телом его ( Мф. 19:4–6 ; 1Кор. 7:4 ; Быт 2:23–24 ), то есть оба становятся одна плоть ( Еф. 5:31 ), как сказал Господь в начале творения и повторил это во Христе. Поэтому брак – «таинство и образ ( τπος) великой вещи», как говорит святой Златоуст 514 . Или, как это выразил сам великий невестоводитель Церкви ( νυμφαγωγς) апостол Павел, который обручает Церковь , то есть всех верных, Христу как деву (невесту) (см. 2Кор. 11:2 и ниже): Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф. 5:32 ). В браке, говорит святой Златоуст, жена и муж – «не два человека, а один человек... одно, так же, как голова и туловище составляют одно тело» 515 . Но, сколько бы ни была велика тайна брака, он (брак) всего лишь « τπος (прообраз) Церкви и Христа» и лишь в некоторой мере изображает ( ξεικονζει , отражает) «Великую Тайну» Христос- Церковь . Поэтому снова говорит Златоуст, следуя великому бракообручнику Павлу: «это – таинственное изображение Церкви. Христос пришёл к Церкви, из неё произошёл и с нею соединился духовным общением, заключил духовный брак ( συνουσ πνευματικ)». А апостол Павел говорит: я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою ( 2Кор. 11:2 ) 516 . Таким образом, брак – это « τπος (предображение) присутствия Христа» в Церкви, ибо Церковь – невеста Христова 517 , или ещё точнее: невеста Христова – « Церковь и полнота Её» 518 , то есть все верующие вместе, и каждая личность в Церкви по отдельности.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Церковь – это организм, который, на подобие организма в Иисусе Христе, состоит из двух сторон, или начал: видимого и невидимого; Божеского и человеческого, так что в Церкви трудно провести границу между этими двумя началами, как и в Самом Иисусе Христе. Есть видимая часть Церкви. Есть и невидимая очень глубокая, состоящая с одной стороны из праведников, С другой, – из благодати, Духа Божиего, действующего в Церкви и Господе нашем Иисусе Христе, главе этой Церкви. Раз одна есть глава, раз один Дух, который действует в Церкви и усваивает нам благодать Христову, то должно быть определено единство Церкви. Именно потому, что Господь Иисус Христос есть Глава Церкви, а Церковь есть Тело Христово, то ап. Павел вместо «Церковь» иногда говорит «Христос». «Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их много, составляют одно тело, – так и Христос» ( 1Кор.12:12 ). Понятно, что здесь речь идет о Церкви, только Церковь называется Христос. Эта тесная связь между Божественным и человеческим осуществляется именно в Церкви. Целый ряд образов Священного Писания характеризует эту связь. Это отражается в названиях: «невеста Иисуса Христа», «образ и подобие Его», «от плоти Его и от костей Его». Например: «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь , потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» ( Еф.5:22–23 ). В том же послании к Ефесянам проводится параллель с семьей. В Церкви должно быть такое же единение, как и в семье: как семья есть некоторое новое образование, новый организм, малая Церковь , так и в большой Церкви все должно быть объединено таким же образом. Следует помнить, что Церковь организована так же, как и человек. А человек состоит из тела и души, так же, как Господь наш Иисус Христос состоит из двух естеств – человеческого и божественного. Отсюда ясно, что поскольку Церковь понимается именно так, то следует ее рассматривать как живой организм, который имеет главу, Господа нашего Иисуса Христа, и этот организм одушевляется Духом Святым. Отсюда вытекает понятие о единстве Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ответ. Что Иисус Христос – единственное основание Церкви, по словам Апостола: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3:11 ). Хотя Апостолы и Пророки иногда называются основаниями веры и Церкви, как, например, Иоанн говорит, что великий город Иерусалим имеет стену, утвержденную на двенадцати основаниях, на которых были имена двенадцати Апостолов Агнца ( Откр. 21:14 ). И Павел говорит: «Быв утверждены на основании апостолов и пророков» ( Еф. 2:20 ). Это следует понимать так, что Пророки и Апостолы не собственно и не первоначально являются основаниями веры, так как таким основанием является лишь Христос, но относительно и второстепенно, поскольку они ближайшим и непосредственным образом утверждались на спасительном учении Господа нашего Иисуса Христа и в связи с тем, что они первые начали распространять веру Христа во всех концах вселенной. Ибо Христос основал Свою Церковь не на людях, но на Самом Себе и на Своем Божественном учении. Кроме того, этот член учит нас, что Христос – единственный Глава Церкви, как учит Апостол: «Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» ( Еф. 5:23 ). И в другом месте: «Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» ( Кол. 1:18 ). Хотя архиереи, управляющие церквями, называются их главами, следует понимать, что они – местоблюстители Христа (τοποτηρητα το Χριστο), каждый в своей епархии, и главы частные, по словам Писания: «Блюдите себя и всё стадо, в котором Дух Святой поставил вас епископами пасти Церковь Божию, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20:28 ); так, что Сам Христос является Пастыреначальником, как говорит Петр: «Когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Пет. 5:4 ). Вопрос 86. В-четвертых, какое учение содержится в этом члене? Ответ. Он учит нас, что каждый христианин должен повиноваться Церкви. Этому учит Христос: «Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ). При этом Церковь имеет такую власть, что может испытывать (δοκιμζ) Писания, судить Патриархов, Пап, Епископов, и подвергать их каноническим наказаниям и епитимиям за их преступления. Ибо она – столп истины и основание, по слову Апостола: «Нужно тебе знать, как поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живого, столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Постанов. Апост. кн. VI, гл. II. Во-первых, чрез брак человек избегает всякой опасности впасть в блуд и невоздержание. Ибо честный брак для того установлен, чтобы укротить похоть плоти, как говорит Павел: во избежание блудодеяния кийждо свою жену да имать. Во-вторых, законное только рождение детей имеет свое уважение. В-третьих, в случаях болезни или другого какого-нибудь несчастья муж бывает верным питателем жены, а жена мужа, по великой любви и тесному дружеству, рождающемуся между ними, о чем свидетельствует Писание: сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей: и будет два в плоть едину ( Быт.2:24 ). Испов., I, отв. на вопр. 116. б) Как говорит св. Писание о должностях мужа и жены? Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее ( Еф.5:25 ). – Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос глава церкви и Он же спаситель тела ( Еф.5:22–23 ). – Катих . стр. 118. ...Един есть законный союз жены с мужем и мужа с женою. Итак, все незаконное есть уже противозаконное и вземлющий несобственное, очевидно, вземлет чужое. Ибо человеку дана от Бога единая помощница и над женою поставлена единая глава. Итак, аще кто стяжал себе, по выражению Божественного Павла, свой собственный сосуд ( 1Фес.4:4 ), тому закон естественный представляет праведное употребление онаго. Но аще кто обратится к несобственному, таковый без сомнения чуждый восхитит. Для всякого чужое есть то, что не есть его собственное, хотя бы и не было в виду владельца оное присвояющаго. Посему строжае изследовавшим сей предмет представлялся блуд далеко отстоящим от греха прелюбодеяния, ибо и Божественное Писание глаголет: немного буди к чуждей ( Притч.5:20 ) ... Григор. Нис. прав. 4 . Жена да повинуется мужу своему; потому что муж есть глава жены, а глава мужа, ходящего по пути правды, есть Христос, глава же Христа – Бог и Отец Его ( 1Кор.11:3 ). Итак после вседержителя Бога нашего и Отца, Господа настоящего и будущего века и Создателя всякого дыхания и силы, и после возлюбленного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого слава Богу, бойся, жена, мужа своего и страшись его, старайся нравиться ему одному и быть благоугодною ему служениями своими, чтобы и ради тебя ублажен был муж премудростию, которая говорит чрез Соломона: Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Итак, Хомяков настаивал на единственности и уникальности Церкви, он говорил, что «единство Церкви следует из единства Божьего» . Говоря о единстве Церкви как о главном её качестве, Хомяков, тем не менее, упоминает о делении Церкви на видимую и невидимую. Однако, он считает это деление условным, умозрительным, вспомогательным для лучшего понимания природы Церкви людьми. В реальности же Церковь единственна и неделима . Хомяков дает ещё несколько определений Церкви, но все они строятся вокруг главного слова – «единство». Первое определение Церкви по Хомякову звучит так: «Церковь… есть… единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» . В своих сочинениях Хомяков дает ещё несколько определений Церкви. Он говорит, что Церковь – «Тело Самого Христа, Богочеловека, Спасителя нашего» [iv] ; «Церковь… единство Бога с разумной тварью» [v] ; «Церковь земная… единство верных, созидаемое взаимной любовью в человеке Иисусе, нашем Спасителе и Боге» [vi] ; Церковь – «Сам Бог в откровении взаимной любви» [vii] . Суммируя все определения, можно сделать вывод, что Церковь для Хомякова является «духовным организмом» [viii] , Телом Христовым, в Котором благодаря Божественной благодати во взаимной любви совершается органичное единение и обожение всякой разумной твари. Представление Хомякова о Церкви как о Теле Христовом, как о едином духовном организме соответствует апостольской и святоотеческой традиции. Так, апостол Павел говорит о Церкви в таком же духе и прямо называет её Телом Христовым в Еф. 1,22-23. В Еф. 4 апостол подробно говорит о единстве всех христиан и о их связи со Христом. Особенно ярко это заметно в Еф. 4, 15-16, в котором мы читаем: «но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви». Помимо этого, Павел и другими словами подтверждает правильность органического понимания Церкви (Церковь – Тело Христово) в 1 Кор.: «Вы – тело Христово, и – члены » (1 Кор. 12:27), и в другом месте: «за Тело Его, которое есть Церковь » (Кол. 1:24). В других местах Павел также ярко говорит об органическом единстве христиан: «мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим.12:5); «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... (1 Кор.12:13)».

http://bogoslov.ru/article/5164884

У Церкви один отец – Бог Отец, одна Глава – Господь Иисус Христос и одушевляется она одним Духом Божиим. Поэтому, истинная Церковь одна, и мы веруем «во едину», т. е. в одну Церковь . В. Как относились христиане друг к другу? В. Что составляли и составляют все верующие православные христиане? В. Почему мы веруем, что церковь «едина»? Глава Церкви – Господь Иисус Христос Свят и всех призывает к святой жизни. Поэтому все мы верующие, составляющие Церковь Христову, должны стремиться к тому, чтобы сделаться праведными, святыми и сподобиться Царствия Небесного. Господь Бог говорит: «Будьте святы, потому что Я Господ Бог ваш Свят». Господь Иисус Христос говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Одни сделались Святыми, при помощи Божией и сподобились Царствия Небесного. Другие же, живущие на земле, должны стремиться к тому, чтобы сделаться праведниками, быть достойными Святой Церкви Христовой. Следовательно, к Церкви Христовой принадлежат не только все умершие Святые, живущие на небе, но и все живущие на земле, которые стараются сделаться святыми. Все мы верующие, живущие на земле, должны молиться, раскаиваться в своих грехах, должны исповедоваться и причащаться; в своих молитвах мы обращаемся к Святым, прося Святых помочь нам получить прощение от Бога. Если же мы не молимся, не раскаиваемся в своих грехах, не исповедуемся и не причащаемся, то мы не принадлежим к Церкви. Церковь поэтому всегда Свята, так как к ней не принадлежат грешники, а принадлежат только умершие праведники и те из живущих на земле, которые стараются быть святыми, праведными. В. К чему должны стремиться все верующие, составляющие Церковь Христову, и почему? В. Кто принадлежит к Церкви Христовой, кроме верующих, живущих на земле? В. Что мы должны делать, чтобы принадлежать к Святой Церкви? В. Кого призываем мы в своих молитвах на помощь? В. Какие люди к Церкви не принадлежат? В. Из каких же только людей состоит Церковь . Отв. Мы сказали, что Глава Церкви – Господь Иисус Христос Свят и что Церковь состоит из умерших Святых и из верующих, стремящихся стать праведными, святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Повиновение в браке означает, что ты выходишь за пределы своего я. Всегда действуешь из любви к Христу Повиновение в браке означает, что ты выходишь за пределы своего я: совершенствуешься, отсекая собственную волю. Всегда действуешь из любви к Христу. В человеке не нужно видеть тирана, хозяина, властелина; в каждом необходимо увидеть Бога: «Блажен человек, который всякого человека почитает как бы богом, после Бога». Я повинуюсь супругу из любви к нему, как я повинуюсь Христу, потому что люблю Его. Мое повиновение – это ниточка, связывающая меня с Христом и с вечной жизнью. Повинуясь супругу, находишь свою свободу, свое лицо, исполнение самой себя. Муж – глава жены, как Христос – Глава Церкви и Спаситель тела Церкви. Это не означает, что муж стоит выше жены или что жена хуже мужа, но, как сказано в книге Бытия: и создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену (Быт 2: 22). Он сделал это именно для того, чтобы жена чувствовала: она с мужем – одно целое. А еще Бог это сделал для того, чтобы и муж не сказал себе: «Она – чужая мне, я не имею к ней никакого отношения: она – одно, я – другое». Бог взял у мужа ребро, и Адам, увидев Еву, сказал: «Это – кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою». То есть не чужая, а моя, она – это я сам! Вот откуда это тяготение друг к другу: ведь двое стало из одного. «От ребра его воссоздавый жену, и спрягий ему помощника». Сопряжение – одна упряжка. То есть Бог взял жену с мужем и поставил их в одну упряжку – брачную упряжку, чтобы эти люди вместе несли крест и груз своего брака. Это не наказание, но путь; ступая по нему, необходимо достичь связи с Богом. Христос – Глава Церкви, и делом Главы было служить Своей Церкви, спасать ее, а не угнетать. И Он спасает ее, принося Себя в жертву, за нее «распятый и воскресший». Так и муж поставлен главой жены, чтоб защищать ее, служить ей, беречь ее, жертвуя собою, и, если нужно, умереть за нее и свою семью. Апостол Павел говорит, что муж есть глава жены (Еф. 5: 23). А один мудрый старец добавляет: «Да, но жена – сердце мужа». И точно так же, как тело без головы не тело, так и без сердца оно – мертво, застыло, холодно. Если муж – глава жены, то и жена – сердце мужа. Поэтому Господь и не сделал их одинаковыми: именно с тем, чтобы они дополняли друг друга. Не мужчина и женщина, но двое воедино.

http://pravoslavie.ru/93288.html

Из Него, бессмертной Главы Церкви, по всему Телу Церкви струятся благодатные животворящие силы и оживляют нас бессмертием и вечностью, Все Богочеловеческие чувства Церкви происходят от Него и в Нем, и Им. Все святые таинства и святые добродетели в Церкви, которыми мы очищаемся, возрождаемся, преображаемся, освящаемся, становимся частью Богочеловека Господа Иисуса Христа, Совершенного Бога, частью Святой Троицы, и таким образом спасаемся, – происходят от Отца через Сына в Духе Святом, и это благодаря ипостасному единству Бога Слова и нашей человеческой природы в чудесном Лице Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа. Для чего Богочеловек Господь Иисус Христос, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в Церкви является и всем и вся? Для чего Он – Глава тела Церкви, и Церковь – Его тело? Для того, чтобы все члены Церкви «истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос... доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4, 15, 13 ). Это означает: Церковь есть мастерская Богочеловека, в которой каждый человек при помощи святых таинств и святых добродетелей преображается в Богочеловека по благодати, в Бога по благодати. Здесь все совершается Богочеловеком, в Богочеловеке, по Богочеловеку – все в категории Богочеловеческого. Богочеловеческой Своей Личностью Господь Иисус Христос охватывает, пронизывает, проникает все и повсюду, где живут человеческие существа; сходит в самые мрачные места земли, в сам ад, в царство смерти; восходит выше всех небес, чтобы Собою исполнить все и вся ( Еф. 4,8–10 ; Рим. 10,6–7 ). Всем в Церкви руководит Господь Иисус Христос. И так растет Богочеловеческое тело. Богочеловек – растет! И это чудо непрерывно совершается ради нас, людей, и ради нашего спасения, Растет Тело Христово – Церковь . Растет с каждым человеком, который становится членом Церкви – составной частью Богочеловеческого Тела Христа. И этот рост каждой человеческой личности в Церкви происходит от Главы Церкви – Господа Иисуса Христа, а также через Его святых – богоносных Его сотрудников.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Объясним эти слова. Иисус Христос есть Глава Церкви, которая есть тело Его. Это несомненно видно из многих мест Священного Писания. Здесь мы приведем только следующие слова апостола Павла: «Бог, в устроение полноты времен, положил, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом, посадив Его одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в грядущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота наполняющего все во всем». Если же Иисус Христос есть глава Церкви, то отсюда само собою следует и то, что в ней всегда пребывает благодать Божия, наставляющая ее на всякую истину. Не люди действуют в Церкви, а Сам Христос, не люди оживляют ее и управляют ею, а Христос. Но Христос исполнен благодати и истины, по ясному слову Евангелия: «и Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины». Несомненно посему, что Он и тело Свое, то есть Церковь исполняет благодатью и истиною. «И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать», так свидетельствует о сем евангелист Иоанн. Кроме того, несомненность пребывания благодати Божией в истинной Церкви видна из того, что в ней, по обещанию Самого Христа, вечно обитает Дух Святой: «И Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». Слова эти были сказаны Христом апостолам и в лице их всем православным христианам. Под Утешителем в них разумеется Дух Святой, Который есть Правитель и Руководитель Церкви, как бы душа ее. «Как душа и тело в нравственном лице связаны между собою, – говорит один из отечественных архипастырей наших, – душа действует на тело и тело – на душу, так и в Церкви невидимый Дух животворно действует на видимый организм Церкви, и организм сей то более, то менее благоугодно Духу отправляет свои действия». Действуя в Церкви, Дух Святой поставляет и пастырей Церкви, как посредников, через служение которых изливается на верующих благодать Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010