В доминиканском мон-ре Сан-Марко (Флоренция) на фресках работы Фра Анджелико Клуатр собора в Монреале, Сицилия. 1174 — ок. 1185 г. Клуатр собора в Монреале, Сицилия. 1174 — ок. 1185 г. (нач. 40-х гг. XV в.) были изображены святые, «а также весьма прославленное Распятие со св. Домиником у его подножия» ( Вазари. 2001. Т. 2. С. 216). В Италии XV в. архитекторы все чаще использовали свободно стоящие колонны с гладким толосом и ордерными капителями, превращая галереи К. в открытые портики-лоджии с высокими сводами, как в К. Сан-Антонио мон-ря Сан-Марко во Флоренции (ок. 1437-1445, архит. Микелоццо ди Бартоломео см.: Лазарев. 1956. Т. 1. С. 76-77; 1959. Т. 2. Ил. 84). Ордерные колоннады оформляют 2 этажа в К. (1500-1504, архит. Д. Браманте) ц. Санта-Мария-делла-Паче в Риме. Возможно, архитектурный образ монастыря с К. повлиял на типологию итальянских дворцов эпохи Возрождения, «сердцем» которых служил световой колодец-двор. О том, что К. оставался композиционным центром в монастырских ансамблях Зап. Европы, свидетельствует перестройка доминиканской обители Ла-Турет близ Лиона (архит. Ле Корбюзье, 1956-1960), где вокруг него построены бетонные корпуса. Клуатр аббатства Ла Туретт ок. Лиона. Франция. По плану архит. Ле Корбюзье Клуатр аббатства Ла Туретт ок. Лиона. Франция. По плану архит. Ле Корбюзье Византийское, а вслед за ним древнерус. градостроительство и архитектура не использовали К. как самостоятельную, архитектурно оформленную часть монастырского ансамбля (подробнее см.: Popovi . 2005. C. 170-176). В рус. мон-рях XVI-XVII вв. чаще строили крытые галереи-паперти, в т. ч. для соединения летней и зимней церквей и трапезной, но точных аналогий К. не возникало. К. мог ассоциироваться с образом райского сада, что повлияло на развитие в средневек. иконографии напоминавших о нем изображений, напр., цветущего огороженного сада в изводе иконографии Пресв. Богородицы hortus conclusus, известного в рус. иконописи позднего средневековья и Нового времени под названием «Вертоград заключенный» ; или с храмом царя Соломона ( Dynes.

http://pravenc.ru/text/1841516.html

В XVII в. также распространялись изображения В. С. в составе родословного древа рус. государей: так, в росписи (1689) галереи собора Новоспасского мон-ря в Москве - усыпальницы рода Романовых - представлены В. С. и Ольга, поливающие древо с изображениями государей Рюриковичей (схожая роспись имелась на паперти Успенского собора Крутицкого архиерейского дома в Москве). Эта композиция, напоминавшая икону Симона Ушакова «Древо государства Московского» с Иоанном Калитой и митр. Петром, поливающими лозу, указывала на В. С. и Ольгу как просветителей Руси, насадивших древо Богоизбранной династии, к к-рой возводили свой род Романовы. Идея преемственности Романовых от рода Рюриковичей в более простой и отчетливой форме отражена в миниатюре Синодика царевны Татьяны Михайловны (ГИМ. Воскр. 66. Л. 56, 80-е гг. XVII в.): на побегах растения, обозначающего родословное древо, изображен сам В. С., вел. князья - потомки Всеволода Ярославича и Владимира Мономаха, а также 3 первых царя из династии Романовых. Эту тему продолжала фреска «Род царствия благословится» на своде сев. крыльца ц. прор. Илии в Ярославле (кон. XVII в. или 1716; см.: Бусева-Давыдова, Рутман. С. 68-70. Илл. 57), представляющая аллегорическую композицию, восходившую к выходной гравюре кн. «Меч духовный» архиеп. Лазаря (Барановича) (К., 1666). Неск. иначе идея преемственности царской власти отразилась в серии портретов рус. государей для Титулярника 1672 г., где миниатюра с образом В. С. (традиц. тип с открытой городчатой короной) входила в цикл изображений князей и царей от Рюрика до Алексея Михайловича. В посл. трети XVII в. продолжали включать образ В. С. в декор частных покоев царских палат, где образовывались небольшие «портретные галереи» с изображениями святых правителей: имп. Константина и В. С. в моленной царевны Софьи Алексеевны, имп. Константина, имп. Елены, пророков Давида и Соломона, В. С., кнг. Ольги, князей Бориса и Глеба, царевича Димитрия и др. персонажей - в комнатах царевны Марии Алексеевны (см.: Забелин. Т. 1. С. 195, 198). Такие изображения воспринимались не только как иконы, но и как портреты-«персоны» исторических лиц, подобные «персоне князя Владимира Киевского на полотне» в доме кн. В. В. Голицына (Там же. С. 232).

http://pravenc.ru/text/159104.html

Изначально Успенский собор представлял собой четырёхстолпный крестово-купольный храм с пятью главами и позакомарным покрытием. По сторонам его обвивали двухъярусные галереи. Изначальную форму глав собора установить не удалось, однако известно, что барабаны были каменными. Храм стоял на высоком подклете, а под ним располагались довольно большие погреба. Несомненно, уже при постройке главный храм города должен был иметь и собственную звонницу. С. А. Гаврилов определяет её место восточнее северной апсиды и полагает, что она могла стоять на особом выступе соборного фундамента. Просуществовала она недолго - спустя примерно столетие её разобрали, с тем чтобы поставить новую, " на левой стороне паперти " . Очевидно, это произошло в последние предсмутные годы. Ныне существующую колокольню возвели в конце XVIII века по проекту архитектора М.Я. Агафонова, крепостного И.Ф. Голицына. В 1820-е годы на колокольне установили часы, несколько изменив при этом её завершение. Одновременно с постройкой колокольни видоизменилась кровля собора - она утратила позакомарное покрытие и стала четырёхскатной. Первоначальные каменные барабаны разобрали и заменили их деревянными (вероятно для того, чтобы снизить нагрузку на древние стены собора). В первой половине 1820-х годов на месте северной галереи собора, был возведён по проекту Ф. М. Шестакова каменный придел в модном тогда псевдоготическом стиле. В 1840-х годах с южной стороны выстроили такой же (для симметрии). А вскоре по углам приделов появились четыре деревянных барабана с куполами, визуально приземлившие и расширившие собор. ХХ век начался с очередного ремонта. Идя навстречу желанию прихожан, Императорская археологическая комиссия позволила привести в порядок обветшавшие деревянные барабаны под куполами и перекрыть крышу храма. Кроме того, стены собора оштукатурили и покрасили. В 1912 году провели ещё один цикл работ - по возобновлению тёплой Дмитриевской церкви: здесь поновили штукатурку и живопись, покрасили стены. Также предполагалось " в приделе великомученика Дмитрия исправить иконостас и возобновить его позолоту, вызолотить киоты у трёх икон " . Было это реализовано или нет, неизвестно, документов на сей счёт не существует.

http://sobory.ru/article/?object=00398

На вершине сводов крыша охранена была свинцом от зимней непогоды, а под нею потолок, составленный из брусьев изваянных и переплетенных между собою, распространялся, наподобие обширного моря, чрез всю церковь и, покрытый чистейшим золотом, озарял ее как бы лучами света. С обеих сторон храма, во всю длину его, простирались две двухъярусные галереи, с двойными аркадами, украшенные также золотом по сводам. Наружная галерея, с лицевой стороны храма, т. е. соборной церкви, поддерживалась огромнейшими колоннами, а с внутренней пилястрами, украшенными с чрезвычайным великолепием. Трое стройно расположенных врат принимали толпы входящего народа, лицом к востоку. Напротив сих врат, во главе полукружия, находился алтарь, увенчанный двенадцатью столбами, в честь Апостолов Господних и тем оканчивался храм; капители их украшались большими чашами, вылитыми из серебра, которые император посвятил Богу своему. Идущим оттоле к выходам храма, т. е. из собора, встречалось опять открытое пространство. Здесь с обеих сторон, на первом дворе, или паперти, были галереи и главные врата, за которыми, на средней торговой площади, возвышалось преддверие всего здание, устроенное с чрезвычайным великолепием, так что сквозь него внутренний вид святилища уже поражал входящего; ибо ничего не пощадил император для его украшения, и невозможно начислить всех даяний его, золотом и серебром и драгоценными камнями». Когда сравниваешь сие великолепное описание храма Иерусалимского с нынешним его состоянием, то едва можешь себе вообразить первоначальное его расположение; ибо с тех пор он несколько раз был опустошен и однажды совершенно разрушен, халифом египетским; но знающий местность может отчасти угадать план первого храма. Скажем сперва о Св. гробе, о котором вот что пишет патриарх иерусалимский Досифей в своей истории 20 : «Гроб Господень есть двойная пещера, поскольку, по обычаю евреев, высекали в камнях как бы дом, иногда большой, иногда малый, а внутри делали или один гроб или несколько, и когда погребали кого-нибудь, то ничего не клали сверху, а только дверь закладывали большим камнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Переславль-Залесский. Феодоровский монастырь. Собор Феодора Стратилата. Карта и ближайшие объекты Федоровский монастырь был основан после 1304 года, на южной окраине Переславля-Залесского. Место основания выбрано было не случайно: здесь в 1304 году в день памяти великомученика Федора Стратилата произошла кровопролитная битва между войсками московского и тверского князей. В этой битве погибло множество людей, в том числе предводитель тверского войска боярин Акинф. В память о победе московский князь Юрий Данилович устроил здесь монастырь. Древнейшее здание монастыря - Федоровский собор, был построен в 1557 году неподалеку от того места, где супруга царя Иоанна Грозного родила ему сына, при крещении получившего имя Федор. Собор был целиком выстроен на средства царя. Он был возведен в центре монастырской территории. Это массивное четырехстолпное величественное сооружение было выстроено из кирпича. Его с трех сторон окружали паперти, а в северо-западном углу была пристроена небольшая колокольня. Пять глав его были поставлены на широкие мощные световые барабаны. Изначально покрытие четверика было позакомарным, о чем свидетельствуют рисунки заложенных закомар на фасадах. Позднее, как у многих древних зданий, кровля была заменена на более практичную четырехскатную. С востока к четверику собора примыкают три апсиды с узкими прорезями окон. Внутри сохранились росписи итальянского " богомаза " Николая Тончи, отца одной из послушниц монастыря Марии Тончи. В 1704 году в соборе проводилась реставрация: были заменены обветшавшие паперти, взамен сооружены обходные галереи , некоторые окна были заложены, а другие наоборот расширены, так же были уменьшены дверные проемы, была убрана колоколенка, находившаяся в северо-западном углу собора. В 1800 году деревянная обветшавшая кровля была заменена железной. В 1886 году собор вновь решили " обновить " . Обходные галерей 18 века снова перестраивают. К ним пристраивают одноглавые приделы во имя Серафима Саровского и в честь иконы Божией Матери Федоровская.

http://sobory.ru/article/?object=05688

Царские двери окованы серебряным и позолоченным окладом также по древнему вкусу. Лампады в сей церкви, так как в придельной Преподобного Саввы и тёплой трапезной, серебряные, местами позолоченные. Письмо в ней иконное и стенное старинное, однако же, весьма хорошее, а стенное по золоту, подобно как в Московском большом Успенском соборе. Весь свод церкви держится на четырёх столпах, из коих два на виду в церкви, а два позади иконостаса; с западной и полуденной сторон приделаны паперти. Подле Южных ворот почивают открыто под сенью мощи Преподобного Саввы, преставившегося в 1407 году, Декабря 3, в серебряной кованой старинной чеканки и позолоченной, с подписью в кругах, раке, построенной Царём Феодором Алексиевичем. С западной и полуденной сторон паперти, на левом углу, надделана палатка для ризницы; а с правой стороны собора придел во имя Преподобного Саввы, с изрядным иконостасом, в котором стоит прежняя гробница сего Преподобного. 2) Тёплая церковь во имя Преображения Господня стоит на север от соборной; при ней трапеза огромного здания, имеющая в длину 41, а в ширину 36 аршин. Трапеза сия прежде была о трёх этажах со сводами. В среднем этаже своды поддерживаемы были двумя, а в верхнем – одним столпом. Как в верхнем этаже своды от времени упали, и в среднем также близким угрожали падением; то в 1806 году верхний этаж разобран, также и своды в среднем этаже, в котором для облегчения стен сделан деревянной накат в виде сводов, и подштукатурен хорошей и чистой работой, так, как и вся трапеза. Накат сей ныне поддерживают четыре каменных столпа, арками соединяемые, и разделяющие трапезу в длину на две равные части, или галереи. Вся она отделана и убрана лучшим, по возможности, образом. Обширность сей трапезы была соразмерна числу прежде бывших монахов; ибо по достоверным запискам было их иногда до 200. В одно время, и все они за одним столом в сей большой, так именуемой, столовой палате помещались. К сему зданию принадлежат ещё две немалые палаты; в нижнем коих этаже помещается братская трапеза и кухня, а в верхнем – Семинарские классы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

До 1764 г., когда были введены новые штаты, в М. Т. м. значились 3 священника. В 1766 г. по указу Владимирской духовной консистории была составлена подробная опись монастырского имущества. На территории обители стояли 5-главая кирпичная Троицкая ц. («главы обиты черепицею, кресты опаены белым железом»), 26 деревянных келий, крытых дранью. При них имелись чуланы; перед сенями значились «рундуки», т. е. крыльца. Девять келий названы новыми, 11 - «твердого строения», а 6 - «подветшалыми». В описании также упоминается ветхая каменная келья. Под папертью у надвратной церкви находились 2 каменные кладовые палатки. От них «верх по горе спереднюю сторону на 24 сажени ограда каменная». Основная, внешняя ограда до нач. XIX в. была деревянной - «из нового заборнику в столбах». Архитектурный ансамбль Собор во имя Св. Троицы. 1642 г. Фотография. 2015 г. Собор во имя Св. Троицы. 1642 г. Фотография. 2015 г. Композиция фасада небольшого Троицкого храма имеет сходство с московской ц. во имя Св. Троицы в Никитниках ( Беспалов. 1971. С. 31). В основе муромского храма лежит квадратный четырехугольник (каждая сторона по 5 саж.). С юга и запада к нему примыкают невысокие паперти, с сев. стороны - придел. Три апсиды собора и пристроенная юж. галерея значительно ниже четверика основного объема. Сами паперти сооружены в 1786 г. «в видах расширения храма». Стены апсид и галереи Троицкого собора обильно декорированы - наличниками, ширинками, аркатурным поясом и изразцами. Высокие стены храма украшены рядом ширинок с двойными изразцами зеленого, желтого и красного цветов с изображением двуглавых орлов, драконов, коней и т. д. Карниз здания изящно орнаментирован неск. линиями сухариков, зубчиков, квадратных и полукруглых углублений. Снаружи свод четверика оформлен двойной лентой больших кокошников килевидной формы. Третий ряд кокошников, меньших размеров, строители разместили у основания глав барабанов. В отделке барабанов и кокошников мастера использовали лекальный кирпич. Пять луковичных глав собора установлены на глухом своде храма. Первоначально главы были покрыты зеленой черепицей, в 1809 г. их обили белым железом. Юж. вход в галерею оформлен в виде шатра с четырьмя 8-гранными столбами. Большое количество декоративных элементов придает собору неповторимую красоту и изысканность.

http://pravenc.ru/text/2564388.html

На рубеже XVII-XVIII веков на средства получившего исцеление в обители ярославского купца Фёдора Верещагина возводится каменная ограда с восемью башнями, протяжённостью около 300 саженей. Наиболее значительная в Угличском крае монастырская ограда своим обликом отчасти повторяет укрепления Спасо-Преображенского и Толгского монастырей. Внушительные круглые, восьмигранные и четырёхугольные башни, выступающий верхний ярус с бойницами, круговой боевой ход досконально воспроизводят элементы крепостей XVII века, но в действительности формы миниатюрны и декоративны, рассчитаны на оптическую иллюзию. Над главными западными воротами расположена небольшая Троицкая церковь. Одноглавый повышенный четверик храма с четырёхугольной апсидой алтаря был фланкирован симметричными объёмами келий. В средней части расположена проездная арка ворот, декорированная тремя гирьками – «вислым каменьем». Надвратный храм, исходя из требований единства ансамбля, строился с явной оглядкой на Введенскую церковь, но в изначальном виде имел более насыщенную и богатую пластику оформления фасадов. К сожалению, в 1891 году памятник подвергся значительной перестройке, исказившей облик, – в особенности западный фасад, заслонённый крупной пристройкой, расширившей храмовое помещение. На противоположной восточной стороне расположены въездные Водяные ворота с примыкающей сторожевой кельей. Эти ворота также подверглись перестройке в XIX веке. Первоначально над ними находились две братские кельи с сенями, завершённые шатром. Прежде они являлись куда более значительным двухэтажным зданием. На основе описи 1702 года можно проследить изначальный облик монастырских храмов. Так, главы и кресты Никольского собора уже в тот период были опаяны железом белым. Крыши покрыты тёсом «в зубец». С северной стороны, очевидно, со времени постройки располагался придел Феодора Стратилата. Глава придела «обита чешуёю муравлёной». Также упоминаются примыкавшие к собору три паперти, под которыми могли подразумеваться крыльца или галереи. Они располагались на месте более поздних западной паперти и южного придела. В соборе находился «иконостас флямованный, вызолочен и тумбы расписаны серебром и золотом на бархатный цвет». Это был значительный колончатый иконостас с полным каноническим набором икон и объёмной «флемской» резьбой. Позднее он подвергался переделкам, но, по всей видимости, сохранялся вплоть до разорения храма в советский период.

http://sobory.ru/article/?object=00487

176 В Лаврентьевском списке нет места, в позднейших списках: Киеву, но так как в летописи непосредственно перед тем говорится о нахождении Ярослава в Киеве, то должно быть, как в Новгородской: к Берестию. 181 Злоключения, которым подвергался Софийский собор до нашествия Монголов были: в 1171г. и в 1203г. он был граблен вместе с Десятинной церковью (цитата выше), а в 1180г. горел (Ипатская летопись под сим годом, в начале).– Планы и фасады собора: у митрополита Евгения в его Описании и у Фундуклея в Обозрении Киева, а один план, но возможно обстоятельный, в издании «Древности Российского государства. Киевский Софийский собор. Издание Императорского Русского Археологического Общества». Выпуски 2 и 3. СПб, 1873. 182 Скандинавские саги называют Ярослава скупым (Соловьёва История т. I, издание 4 стр. 234). Это весьма возможно (хотя, разумеется, и нисколько не несомнительно). Но будучи скупым в обыкновенном смысле и в частности, когда дело шло о плате Варяжским наёмникам, он мог быть не скупым, а напротив весьма щедрым, когда дело шло о создании памятников по себе для потомства (таков был, если верить, и Юстиниан и таковыми люди бывают нередко). 186 2 Киевское издание стр. 87. Не мешает, однако, заметить, что древние летописи, на которые ссылается Синопсис, ничего об этом не говорят, и что церковь , быв вместе со всем монастырём только выжжена Монголами, могла после упасть сама. [Что входов в церковь было три, см. летописи под 1096г., Лаврентьевская 2 издание стр. 225 начало, Ипатская стр. 162. В землетрясение 1230г. церковь расступилась на четыре части,– Лаврентьевская летопись под этим годом, 2 издание стр. 431 fin.] 187 План и фасад нынешней церкви у Фундуклея в Обозрении Киева, а один фасад в Описании Киево-Печерской Лавры (несколько раз изданном митрополитом Евгением – первое издание 1826г.). 189 Второй Новгородский епископ Лука Жидята, скончавшийся в 1058г. положен был за святой Софией,– Собрание летописей т. III, стр. 179 и 212. Следовательно, вероятнее думать, что тогда ещё не было папертей, ибо иначе он был бы положен в одной из них. Граф Толстой в «Святынях и древностях Великого Новгорода», не знаем – насколько справедливо – говорит, что «судя по материалам и кладке соборных стен, надобно полагать, что боковые галереи – южная и северная – пристроены в позднейшее время» (стр. 9 примечание). [Епископ Никита, скончавшийся в 1108г., по свидетельству росписей Новгородских владык, положен был в приделе Иоакима и Анны,– Собрание летописей т. III стр. 179 и 213. Если это верно, то пристройку папертей со всей вероятностью должно будет усвоять самому Никите.– Что касается до предания, что Владимир Ярославич с матерью положен в паперти собора ( абзац сноски 115 ,– Известия Археологического Общества т. 3 стр. 376), то оно может быть считаемо позднейшим, а Владимир с матерью могли быть перенесены в паперть собора после того, как были пристроены паперти.]

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Псков. Церковь Илии Пророка с Луга. Илья Мокрый; Ильинская церковь бывшего Ильинского монастыря Добавить фотографии Автор: Матишо Снято: 8 января 2015 Добавлено: 27 января 2015 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Ильи Пророка с мокрого луга (Ильи мокрого бывшего Ильинского монастыря). 1677 г. Время основания монастыря точно неизвестно, но упоминания о нем встречаются с 15 в. Храм бывшего Ильинского монастыря — «Илья Мокрый» — назван так в отличие от «Ильи Сухого», который был на Завеличье (не сохранился). Запсковский храм построен в 1677 году повелением игуменьи Феодоры, погребенной под южным приделом. В 1764 году монастырь был упразднен, а церковь приписана к Козьмодемьянской. В 1868 г. трудами игумении Митрофании (в миру — баронесса Розен), здесь открыта женская община милосердия, которая в 1870 г. была утверждена правительством и состояла под покровительством игумении Ивановского монастыря, а затем императрицы (до начала 20 века). С 1992 года — действующая приходская церковь. В архитектурном облике памятника сочетаются традиции 16 и 17 веков: сложный по композиции, он состоит из одноглавого одноапсидного четверика на высоком подклете; притвора, северного и южного приделов и двухярусной колокольни, к которой примыкают паперти и крыльцо «на отлете». В интерьере церковь четырехстолпная; подкупольный квадрат уменьшен при помощи двух пар перекрещивающихся арок (как у Петра и Павла Сироткина монастыря). Паперти с большими открытыми проемами, в которых иногда могли даже вешать колокола, — вероятно, встречались в Пскове до 16 века, хотя потом бесследно исчезли. Входы в подцерковье и погреба под притворами — тоже старый псковский прием. Двухэтажные галереи, стеснившие четверик храма, — характерная черта монастырских церквей 16 века (Ю. П. Спегальский). Семнадцатый век ощущается как в общем масштабе, так и в завершении храма, имевшего, по-видимому, усложненной формы главку. Монументальный, ориентированный на главную улицу Запсковья — Званницу (Леона Поземского), храм сохраняет градостроительное значение. «Храмы Пскова». Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=01062

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010