Папертей, по-гречески нартекс – νρθηξ, также πρναος (предхрамие) 97 , у Греков было две: собственная или внутренняя паперть – нартекс, и внешняя паперть – экзонартекс, ξωνρθηξ. Собственная или внутренняя паперть пристраивалась к церкви посредством глухой стены и именно – с одной западной стороны или с трёх сторон, за исключением восточной. Если с одной западной стороны, то обыкновенно простиралась по всей западной стене церкви, а не по некоторой её части (а иногда и несколько выдавалась с боков церкви и несколько обнимала их). Будучи длинной по ширине церкви, по которой по всей простиралась, она была сравнительно узка, представляя собой как бы длинный (по ширина церкви) и узкий коридор, от чего производит и её название – нартекс, каковое слово означает форму предметов длинно-тонкую и форму пространств длинно-узкую 98 . В Константинопольской св. Софии, в которой внутренних или собственных папертей две,– одна за другой 99 , та из них, которая непосредственно прилегает к церкви или передняя, устроена двухэтажной – нижний этаж против нижней или против самой церкви, и над ним на сводах верхний этаж против верхних боковых галерей или полатей. Этот последний этаж служит западной частью верхних галерей (которых с запада нет над самой церковью), почему на углах (юго- и северо-западном) сливается с ними в одно, а к востоку в церковь имеет широкий полукруглый пролёт (под западным большим полукуполом, о котором выше). Так что паперть, внизу, будучи папертью отдельной от церкви, вверху (на галереях) сливается с ней 100 . Должно думать, что паперти если не всегда, то большей частью были устраиваемы таким образом, потому что на это была причина: паперти назначены были для стояния за литургией разряда кающихся так называемых послушающих ( κρομενοι) 101 . Но женщины у Греков стояли не внизу, в самой церкви, а на верхних галереях. Следовательно, для них, т. е. для находившихся между ними в помянутом разряде кающихся, долженствовали быть галереи, который бы находились не в самой церкви или не над самой церковью, а вне, каковыми и были галереи над папертями 102 . Если паперти устраивались с трёх сторон, то боковые – южная и северная, вероятно, представляли собой те же узкие и длинные коридоры, что и западная. Положительно, однако, не можем этого утверждать, потому что древних церквей, окружённых папертями с трёх сторон, неизвестно. В древнейшее время, как должно думать, преобладал обычай строить паперти с одной западной стороны; а в позднейшее время, соответствующее нашему периоду до-монгольскому, как можно полагать, преобладал, наоборот, обычай строить их с трёх сторон. В позднейшее время в боковых папертях устраивались придельные церкви (параклисы – τ παρακλσι, что значит – малые церкви, приделанные, приставленные к большим) для пения заупокойных литургий над лицами, которые в них погребались 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Существующий облик часовня приобрела по окончании реставрационных работ в 2001 г. Проект реставрации и производство работ путем полной переборки здания выполнены под руководством архитектора В. М. Никоновой. Фасады и интерьеры молитвенного помещения сохранили облик конце XIX в., однако окраска фасадов, характерная для того времени, не была восстановлена. Архитектура паперти воссоздана с ориентацией на первоначальный облик по сохранившимся следам и с привлечением аналогов. Фундаментом являются валуны, подложенные под перерубы сруба. Цоколь выявлен обшивкой. Кровля из двух слоев досок. Причелины на западном и восточном щипцах в две доски, с пропильной резьбой, как и подзор галереи. Стойки галереи с несложной геометрической резьбой. Крыльцо в четыре ступени по косоурам устроено с северной стороны галереи. Перекрытия выполнены из нешироких плах, уложенных по направлению восток-запад в молитвенном помещении по балке - матице, на галерее – по направлению север-юг. Часовня освещается двумя окнами, на северной и южной стенах, напротив друг друга. Рамы оконные на шесть стекол. Дверное полотно дощатое на двух шпонках и кованых жиковинах. Наличники простой работы. Размеры в плане: 6х3,3 м, высота до креста – 4,5 м. Заручевская Е., Шаповалова Л., Кольцова Т. Небеса и окрестности Кенозерья: расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». - М., 2009, с.224-225; http://arhispovedniki.ru/gallery/ Остров Медвежий расположен в центре Кенозера, в пяти километрах от деревни Вершинино. Часовня стоит на западном берегу острова, в низине. В 1874 году в деревне проживали шестьдесят шесть человек в семи крестьянских дворах (1). В том же году часовня упоминается в Клировых ведомостях в числе приходских часовен (2). К югу от неё проходит старая дорога, по сторонам которой тянется аллея древовидного можжевельника. Облик здания отвечает сложившемуся на рубеже XVIII–XIX веков типу кенозерской часовни. Она представляет собой клеть с открытой западной папертью под одной крышей самцово-слеговой конструкции. Клеть рублена из брёвен толщиной 25–30 см «в обло». Залобник паперти поддерживают резные стойки, между которыми размещены прясла решетчатого ограждения.

http://sobory.ru/article/?object=23760

В январе 1934 года по требованию Постоянной комиссии по вопросам культа при президиуме Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов стенная роспись " Страшный суд " из притвора Богородице-Рождественской церкви с. Подмоклово изъята из храма и передана реставрационным мастерским. Ныне она находится в фондах Государственного музея истории религии, в Санкт-Петербурге. 20 марта 1935 года решением Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов церковь взята на государственную охрану как историко-культурный памятник. 1 августа 1936 года отношением Подмокловского сельского совета в президиум Серпуховского районного исполнительного комитета Советов сообщается, что здание местной церкви находится в неудовлетворительном состоянии: разбиты окна, обваливается внутренняя и наружная штукатурка стен; нет охраны – однако " служба бывает регулярно каждое воскресенье и другие религиозные праздники " . В 1937 году храм был закрыт. Актом, составленным 28 ноября 1940 года комиссией во главе с работником Серпуховского музея Петром Николаевичем Соловьёвым, зафиксированы неудовлетворительное состояние церковного здания: протекание крыши, разбитые окна, осыпь штукатурки; самочинная разборка сельсоветом иконостаса, вывоз и выброс им церковной утвари, книг и архивных документов. В 1970-1980-х годах здание храма, вплоть до балюстрады паперти, заросло кустарником. Церковное здание в подверглось нападению неизвестных вандалов – сбросивших статуи апостолов Андрея и Иакова, евангелистов Иоанна, Марка и Луки с высоты паперти на землю – вследствие чего скульптуры разбиты на куски. В 1983-1994 годах велись работы по реставрации церкви с. Подмоклова силами треста Мособлреставрация. Арки обходной галереи галереи-паперти вновь открыты. В феврале 1986 года разработан проект использования церковного здания под музей скульптуры: с заменою статуй над папертью копиями и экспонированием самих оригиналов внутри церкви. Одиннадцать уцелевших статуй были сняты с балюстрады - и восстановлены к окончанию работ, с нарушением первоначального их порядка: скульптуры апостолов Филиппа и Фаддея поменяли местами.

http://drevo-info.ru/articles/13680559.h...

По заднему фасу алтаря, 1) подделать кирпичем к контрофорсам отбитые части извести и обвести их карнизными поясками, исправить починкой по всем выгибам и столбам цоколь, все верхние карнизы и фронтоны, где кирпичем, где камнем, сообразно тому, какого рода будут найдены существующие остатки. Со стороны теремного дворца: 1) сломать два крыльца, 2) вынуть два ряда белого камня и заделать их места кирпичем и в том числе 15 выступов – всего – 10 погонных саженей, 3) обделать наружную каменную дверь и восстановить вновь бывшие под оными базы и колонны, 4) обделать вновь карнизы над каменными пилястрами с исправлением камнем отбитых углов, 5) сделать к двум входам крыльца со ступенями, 6) исправить обломанные верхние карнизы. Со стороны Москвы реки: 1) сломать наружное крыльцо, 2) выломать из арок вновь заделанные 6 окон с их колончатыми наличниками, 3) вынуть два ряда белого камня и подделать их кирпичем, на протяжении 11 погонных саженей, 4) подделать кирпичем две пилястры с каменными цоколями в два ряда на подобие существующих, 5) обделать каменные карнизы на столбах и в промежутках шириною – до 4-х вершков и мелких в три вершка – около 5 саженей с исправлением отбитых углов и карнизов, 6) сделать вновь каменные карнизы с острагалью и раскреповками – шириною до 8 вершков – всего 2 погонных сажени, 7) обделать кирпичем два окна с наличниками, 8) выломанные места у арок заделать и исправить, 9) произвести также исправление отбитых верхних карнизов и фронтонов, 10) устроить новое крыльцо из белого камня со ступенями. По внутренности церкви: 1) подделать отбитые для образов пилястры с их каменными базами и с исправлением прочих около столбов поврежденных баз вставкой частей из белого камня, 2) в паперти, над лестницей, подделать кирпичем выбитые два столба из под свода – один в один кирпич, а другой – в два кирпича, 3) выломать две каменные стены с украшениями их из белого камня и дверьми, 4) исправить на паперти существующие базы вставкой новых кусков, 5) исправить внутреннюю главную и боковую двери подделкой баз и отчисткой наличников их от извести, 6) подделать карниз около столбов паперти и галлереи, что ныне теплая церковь , с их острогалью всего шириной около 8 вершков, 7) обделать каменные базы и исправить отбитые и поврежденные части их, 8) сломать одну большую печь и часть новой стены около печи и две небольшие печи в алтаре и в верхнем этаже, 9) исправить свод церкви, столбы и все без исключения во всех частях оной седины и осадки проборкой и заделкой кирпичем, а также исправить в верхнем этаже разные кирпичные повреждения, 10) вынуть существующие оконные переплеты с их мест и сделать новые двойные сосновые с колодами, окраской их на масле, со стеклами и приборами к форточкам – всего разной величины рам 35, 11) снять старый существующий пол в церкви, паперти и галереи и пределах, всего 69 квадр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Так как круглая башня, служащая ходом на верхние галереи или полати, о которой мы говорили выше, находится не извне, а внутри западной паперти, то вероятным представляется думать, что паперти пристроены после 189 , именно когда-то до 1144г., под которым они упоминаются. Считая это вероятным, мы ничего не в состоянии будем отвечать на вопрос: почему они не были построены вместе с собором, но что касается до того, что нашли нужным пристроить их после, то здесь можно будет предполагать причины, которые мы указывали выше. Именно, что, во-первых, в то время было обычаем, чтобы епископы были погребаемы в папертях их соборов, и что согласно этому обычаю и епископы Новгородские пожелали иметь эти паперти, как место для своего погребения. Во-вторых, что Новгородцы, видя паперти у других кафедральных или важнейших соборов, возбудились соревнованием сделать их и у своего собора. Собор сохранился до настоящего времени во всей своей целости и почти совсем в том виде, как вышел из рук строителей, за исключением немногих и незначительных переделок (именно когда-то до XVI века пристроено с востока лишнее полукружие для помещения придела и в XVII веке в самой церкви уничтожены четыре полукруглых столба, находившиеся под полатями,– см. план, и разделаны окна. В 1829–1837г. собор был реставрирован, причём одна стена была переложена вновь, но реставрация была произведена как настоящая реставрация, т. е. с совершенным, соблюдением древности) 190 . Заключая от богатства и знаменитости древнего Новгорода, представляя себе, какой дорогой святыней для Новгородцев был их «дом св. Софии» и как они отождествляли себя с ней по знаменитому выражению (принадлежащему, впрочем, не Новгородцу): «къде святая София, ту Новгород» 191 , обыкновенно думают о Новгородском Софийском соборе, что он был одним из великолепнейших храмов древней Руси, и чуть ли не ставят его на первом из всех месте. На самом деле это далеко не так. О размерах храма вовсе не монументальных (в нашем русском смысле), а очень скромных, ставящих его в разряд обыкновенных церквей, мы говорили выше; но точно также и по качеству своих украшений он вовсе не составлял выдававшейся знаменитости и не принадлежал к знаменитейшим церквам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Он резко разделялся на четыре части: паперть, трапезу, собственно церковь и алтарь. Паперть была приделана к храму с двух сторон: с западной части его во всю ширину храма, с северной же во всю длину трапезы и церкви, в 17,75 арш., шириной же в 3 арш., Паперть представляла собой вид узкой, длинной досчатой галереи, по левую сторону в которой расположены были скамейки. Освещалась она шестью окнами; от земли находилась на высоте трех аршин и укреплялась на церковных связях (поперечных бревнах). Трапеза – первая часть храма со входа в нее с паперти. От церкви собственно трапеза отделялась капитальной бревенчатой стеной, в середине которой прорублена была дверь, ведшая в саму церковь; по ту и другую сторону двери прорублены были окна, по одному на каждой стороне, с железными в них решетками и досчатыми ставнями, открывающимися снизу. В трапезе стояла довольно большая, подпольная печь. За трапезой следовала церковь – средняя часть храма, а за ней возвышался алтарь. Как в церкви, так равно в трапезе по обеим сторонам устроены были скамейки для сидения. В храме было два входа: с западной стороны и северной. Главный вход был с западной стороны, он, по древнему обыкновению, состоял из узкой длинной лестницы, один конец которой утверждался на земле, а другой, на высоте трех аршин от земли, соединялся с храмом. С обеих сторон лестницы укреплены были деревянные перила; над лестницей, на четырех столбах, на подобие балдахина, возвышалась тесовая крыша, имевшая соответственно лестнице, наклонное положение. Другой вход в храм, устроен был с северной стороны, в том месте, где теперь левый клирос и вел непосредственно с паперти. В 5,5 саж. от храма, на юг от него, стояла деревянная осьмиугольная колокольня; в 1868 году убрана и заменена новой, также стоящей отдельно по западную сторону храма. В 1849 г. ровно через сто лет после построения, Карапчанский храм подвергся капитальной перестройке; после чего он принял совершенно новый вид, сохранившийся доселе. Работа состояла в поднятии храма, в уничтожении досчатой галереи (паперти), капитальной стены внутри храма и обшивке храма тесом.

http://sobory.ru/article/?object=39338

Колонны аркад - тосканского ордера, с сильным выносом абак. Углы фасадов верхнего храма подчеркнуты тройными пилястрами в два яруса. Ярусы разделены карнизом, переходящим в венчающий на алтаре и трапезной. По верху четверика проходит трехчастный антаблемент с карнизом с сухариками. Прямоугольные окна первого света заключены в ниши, под ними - прямоугольные фартуки; окна второго света - в наличниках с развитым горизонтальным сандриком и фигурной доской внизу. Барабаны декорированы арочными нишками (в центральном - окна) и филенками в узких диагональных гранях. В нижнем этаже края фасадов паперти отмечены лопатками, в центре главного фасада - арочный вход в широком обрамлении такой же формы. Во втором этаже главный фасад трактован как портик из четырех тосканских полуколонн на импостах, в промежутках между которыми - крупные арочные окна в филенках с подоконными досками. Над венчающим карнизом паперти поднимаются треугольные фронтоны с зубчиками вдоль скатов. Интерьер нижнего храма состоит из основного помещения и трапезной, перекрытых коробовыми сводами с распалубками над окнами и лотками с запада; придел и два небольших помещения паперти имеют коробовые своды; в ячейках галереи - крестовые своды, в апсиде - конха. Верхний храм перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом, трапезная - лотковым сводом; второй этаж паперти имеет плоское перекрытие. Клеевая роспись верхнего храма Троицы и трапезной - характерный пример монументальной живописи сер. 19 в. в духе классицизма с отголосками барокко в орнаменте. В своде основного объема ребра выделены широкими гризайльными полосами с изображениями херувимов и растительным орнаментом, в обрамлении которого написаны традиционные композиции: " Небесный Иерусалим " (восточная грань), " Се агнец Божий " (южная), " Вознесение " (западная), " Преображение " (северная); на стенах помещены евангельские сюжеты; в своде трапезной - " Величит душа моя Господа " . Главный двухъярусный иконостас - сборный. К кон. 19 - нач. 20 в. относятся его царские врата и иконы нижнего яруса, витые колонки и килевидные завершения.

http://sobory.ru/article/?object=06083

В 1672-1673 гг. при реставрации верхний его ярус был разобран, над подклетом древнего Успенского собора возведена Крестовая палата, а Никольский придел над усыпальницей превращен в домовую церковь владык. Восстановлены также апсиды собора 1516 г. и весь ярус кирпичного подклета с белокаменным цоколем и междуэтажной тягой, а также части стен, своды, проемы и первоначальный наружный декор. В 1995 г. в Воскресенском храме установлены фрагменты иконостаса разрушенного храма во имя свт. Николая Чудотворца в Столпах (полностью сохр. царские врата). II. Успенский собор с приделом прп. Сергия Радонежского, теплой ц. апостолов Петра и Павла и колокольней. Успенский собор имеет характерную для своего времени продольно-осевую симметрию плана, апсиды нижней, теплой Петропавловской ц. вынесены к востоку и образуют ступенчатую композицию вост. части. Бесстолпный 2-светный четверик перекрыт сомкнутым сводом и увенчан пятиглавием с центральной световой главой и кирпичными маковицами. С запада к четверику примыкает 2-этажный притвор, с севера и юга - галереи. Алтарь перекрыт лотковым сводом, галереи - цилиндрическими. Интерьер нижнего храма состоит из трапезной с коробовым сводом и отделенного от нее стеной с арочным проемом помещения церкви, имеющего 2-столпную конструкцию с 2 поперечно ориентированными цилиндрическими сводами, которые опираются на столбы через систему арок. Столбы нижнего храма несут также вост. стену верхней церкви, алтарь перекрыт цилиндрическими сводами, ориентированными по продольной оси. На 2-й этаж первоначально вели 3 крыльца (западное разобрано). Северное и южное расположены симметрично и имеют различные завершения. Над южным возвышается шатровая колокольня. Возведение ее здесь, а не на зап. стороне обусловлено, по всей видимости, желанием заказчика оставить открытым пространство парадного двора. Фасадное убранство храма выполнено из профильного кирпича и белого камня. Четверик украшен огибающими лопатками и аттиком кокошников, расположенных по 4 на каждом фасаде. Окна верхнего света, по 2 на западном и боковых фасадах, фланкированы колонками с перетяжками и кокошниками в завершении. Открытый сев. перспективный портал украшен белокаменными дыньками. По общей композиции (расположение друг над другом церквей с выносом алтарей нижнего храма, 2-этажные галереи, пятиглавие с центральной световой главой), а также по характеру декоративного убранства собор напоминает храм Знаменского мон-ря в Китай-городе (1679-1684, зодчие Федор Григорьев и Григорий Анисимов; до кон. XVIII в. к юго-зап. углу паперти Знаменского собора примыкала колокольня, к северо-западному - каменная лестница с рундуком, с севера - открытое крыльцо).

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Западный портал. Нач. XVI в. Западный портал. Нач. XVI в. Облик галерей Б. с. связан с новым этапом деятельности на Руси итал. мастеров - с приездом Алевиза Фрязина (или Старого), а затем Алевиза Нового в Москву. К 1508 г., когда было завершено строительство великокняжеского дворца и созданы росписи папертей Б. с., вместо характерных среднерус. перспективных порталов с килевидным очертанием архивольтов на сев. и зап. фасадах были установлены новые порталы, характерные по композиции и орнаментации для эпохи Кватроченто. Видимо, тогда же изменили форму пилонов, поддерживающих арки галереи, к-рые получили итальянизирующую трактовку (филенка, декорирующая плоскость прямоугольного столпа, фланкирована полуколонками), и импостов в пятах сводов (повторяющийся мотив капители). Первоначальный портал 1484-1489 гг. сохранился на юж. фасаде и был восстановлен по найденным фрагментам в 1949 г. Здесь же сохранились и первоначальные карнизы в пятах свода. Особую сложность представляет реконструкция юж. крыльца и юж. галереи, а также датировка их декорации. Итальянизирующая резьба портала юж. крыльца, фриза и окна с двойной аркой на стене паперти значительно отличается не только по рисунку, но и по раскраске (зеленый фон) от многочисленной резной декорации кремлевских построек, к-рая достоверно датируется рубежом XV-XVI вв. На этом основании делался вывод о возможности ее датировки сер. XVI в. (С. С. Подъяпольский). Существует и противоположная т. зр., согласно к-рой эти декоративные детали относятся к кон. XV в. и установлены здесь в XVIII в., возможно после разборки вост. паперти и строений Казенного двора (И. Я. Качалова). Приделы собора 1484-1489 гг. Согласно общему мнению, древнейший придел Б. с. был посвящен свт. Василию Великому, архиеп. Кесарийскому, небесному покровителю вел. кн. Василия Димитриевича. О размещении его в соборе XIV в. и 1416 г. точных сведений нет. В новом соборе он был освящен 20 авг. 1489 г. По росписи дьяконника, к-рую датируют временем обновления собора после пожара 1547 г., полагают, что придел свт. Василия Кесарийского размещался в нем (А. И. Успенский, Качалова). Летопись сообщает, что в этом приделе в 1533 г. повелел «тайно служити» смертельно больной вел. кн. Василий III. Качалова предполагает, что приделы могли существовать и на хорах собора. Перестройки и реставрации собора

http://pravenc.ru/text/149295.html

Стена южной галереи продолжается и внутри колокольни, и в ней для лестницы пробита арка, также и в северной стенке колокольни. С восточной стороны к стене, отделяющей церковь от алтаря, примыкает сам алтарь, оканчивающийся одним овальным полукружием; он несколько уже среднего квадрата церкви и ниже, высота его почти одинакова с высотой боковых галерей. Троицкая церковь пятиглавая; средняя глава сквозная с окнами, а четыре боковых глухие; все главы утверждены на трёх коробовых сводах с двумя арками в средине; в арках для распора лежат железные связи крестообразно по две пары. Кирпичная кладка не везде достаточно прочна, северная галерея начинает отходить от церкви и поддерживается контрфорсом. Колокольня также немного склонилась к северо-западу. Высота главной церкви с крестом 20 сажень 2 аршина, длина с алтарём до конца галереи 14 сажень 2 аршина 8 вершков и ширина (считая и галереи) 12 сажень 12 вершков. Рис. 8. План Троицкой церкви. Второй этаж 1. Троицкая церковь . 2. Алтарь. 3. Придел во имя Печерской Божией Матери. 4. Ризница. 5. Паперти. 6. Колокольня. Наружная орнаментация Троицкой церкви и шатровой колокольни очень богата и изящна, она произведена из лекального кирпича и разноцветных изразцов.       Наружный фасад главного корпуса церкви горизонтально разделён на три части: нижняя часть, соответствующая нижнему этажу, закрытая галереями, отделяется от средней пояском из двух валиков; средняя, до половины также закрыта галереями, в верхней части украшена тремя окнами с фигурными наличниками и карнизами; и третья часть, отделённая от средней части роскошным горизонтальным поясом (карнизом), внизу, в средине, украшена пятью полуциркульными впадинами со щипцами (кокошниками) и заканчивается верхним карнизом, повторяющим собою тот же пояс, состоящий из ряда фигурных сухариков и тройного пояса из кирпичиков, поставленных в ребро. Лопатки, разделяющие вертикально наружные фасады стен в храмах XVI-XVII в., здесь отсутствуют, от них остались лишь зачатки, оборванные в самом начале над карнизами окон; по углами спущены тонкие тройные полуколонки, которые идут от верхнего пояса до подвала на четырёхугольную базу, полувыступающую в фасаде нижнего этажа (5 полуколонн в каждом углу).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010