Ярославль. Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина). Церковь Николы Надеина Карта и ближайшие объекты Построена в 1620-21 гг. В Народном переулке, выходящем на Волжскую набережную, стоит церковь Николы Надеина. Она возводилась на средства " гостя государственной сотни " , купца Надея Свешникова, по имени которого и получила свое название. Современный облик храма из-за многочисленных переделок и перестроек далек от первоначального. Когда-то фасады четырехстолпного пятиглавого храма на подклете оживляла глубокой игрой света и тени открытая аркада двухъярусной галлереи. Невысокая шатровая колокольня, под которой располагался отдельный вход в северный, Благовещенский придел, удачно дополняла это монументальное сооружение. Церковь Николы Надеина - первый после Смутного времени каменный посадский храм, заложивший основы самобытной ярославской школы культового зодчества XVII века. Система ступенчато повышенных сводиков, поддерживающих барабаны, обработка столбов галереи ширинками, рисунок межэтажных декоративных " катушечных " поясов целиком заимствованы из художественного арсенала предшествующего периода московского зодчества. Однако создатели церкви не просто повторили старые архитектурные образцы. Такие традиционные формы, как полукружия закомар и профилированные круглые окна в их плоскостях, превращены здесь в чисто декоративные элементы. Первоначальное отсутствие южного придела и постановка колокольни над северо-западным углом галереи свидетельствуют о стремлении зодчих к более свободной, живописной компоновке объемов. Именно такой тип храма, с асимметричной и в то же время уравновешенной композицией, стал характерным для ярославских церквей первой половины XVII века. В 1640-1641 гг. церковь была расписана артелью мастеров во главе с известным художником XVII века Любимом Агеевым, о чем свидетельствует надпись на западном столбе. В куполе изображен Христос Вседержитель, на сводах - евангельские сцены и редкая в то время композиция " София - премудрость Божия " , на столбах изображены святые, князья и цари. Основные композиции, расположенные в три яруса на стенах, исполнены на тему жития Николая Чудотворца, нижний ярус - орнаментальный. Каждая сцена обособлена от другой. В декоративных архитектурных фонах и разработке одеяний уже чувствуется стремление к узорочью, которое станет основным направлением живописи второй половины XVII века. Подробно изображены сцены, где Никола оказывает помощь бедным, спасает младенца, возвращает зрение сербскому царю Стефану. В Благовещенском приделе, который являлся домовой церковью Надея Свешникова, написаны богородичные сцены. На паперти изображены многочисленные библейские композиции и " Страшный суд " .

http://sobory.ru/article/?object=00577

Однако при большом сходстве декоративных приемов их архитектурный образ весьма различен. В отличие от массивного, несколько приземистого Успенского собора, увенчанного громадным каменным барабаном и создающего впечатление богатырской мощи, собор Рождества Богородицы имеет легкие, стройные пропорции, подчеркнутые постановкой здания на подклете, и завершается небольшим изящным барабаном. Особое внимание уделили строители западному фасаду, украсив его проходящим над цоколем дополнительным рядом керамических плит с изображением фантастических животных и заполнив кирпичным узорочьем все поле закомар. Другие фасады оформлены более скромно. Так, например, обрамление южного и северного порталов состоят из нескольких уступов кирпичной кладки, как это бывало еще в домонгольском зодчестве. Но и здесь строители собора очень скупыми средствами, включив в кладку керамические балясины, придали порталам ту особую изысканность, которой отмечена вся архитектура собора. Еще одним отличием от Успенского собора является устройство второго, малого барабана с главой, над юго-восточным углом собора, где находился Никольский придел. Нам неизвестно, когда именно собор был опоясан каменными папертями, но к середине XVI века они, несомненно, существовали. Они более поздние, чем собор; это следует из того, что они сложены из другого кирпича, а штраба, пробитая при устройстве их кровли, на западном фасаде перерезает живописную композицию. Паперть сразу же выстроена двухъярусной. Низ ее был глухой, вверху с западной и южной сторон она имела вид сводчатой галереи с большими, сгруппированными по две, арками. Покрытие паперти было пощипцовым: каждому пряслу стен собора соответствовала своя ячейка со своей двускатной кровлей. Северная часть паперти отделялась стеной и вместо больших арок имела маленькие окошки. На северо-западном углу наверху прежде существовала палатка для часов, в которую вела узкая каменная лестница. Внешнюю стену палатки слегка вынесли вперед на каменных консолях, сохранившихся до нашего времени. В толще стены рядом с лестницей выложена вертикальная шахта, куда опускались часовые гири.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не подивитесь, если в приготовляемом Майском отчёте встретите ужасающие цифры расхода. Выполнялась самая важная задача Гефсиманской постройки, – сведение купола или шатра церковного, потребовавшее множества скороспешных рук и громадных затрат железного и лесного материала. Зато, как благоволите усмотреть на прилагаемой фотограмме, распрекрасная Церковь Ваша получила тот вид, которым она отселе на бесконечность лет и веков выступит с непосрамлённым лицом на суд всего света. И, надобно сказать истину, уже в самом деле начинает удивлять всех своим изяществом, или, собственно, своим внешним убранством. Столько бывших здесь около праздника Пасхи иностранцев, посещая Элеонскую гору, заглядывались на нашу постройку и в буквальном смысле разевали рот, когда им говорили, что вся эта ослепляющая глаза калейдоскопщина выведена в течение 12 месяцев! Беспардонный архитектор ни себе ни другим не даёт покоя, в одно и то же время гоня работы в 10 местах, микроскопически следя за их точностию и правильностию и строжайшею симметричностию, относительно которой высланные Вами планы оказываются не везде всесовершенными. Ваше Превосходительство, без сомнения, уже уприметили, что северо-западный угол опоясывающей центральный терем галереи совершенно соответствует северо-восточному. На плане же не так. Ему указано быть продолжением паперти с широкими и низкими, на север и запад зияющими окнами или пастями. Никаким образом архитектор не мог согласиться на такую несообразность. По местности, это самая слабая часть во всей постройке нашей. Тут косогорье сходится двумя покатостями от юга и от востока. Пригодное было бы тут место для колокольни, которая имела бы значение благонадёжного устоя храма, так безмерно удлинённого. Оставалось архитектору зияющие пасти заставить крепкою стеною и стеною же отгородить угол от паперти, чтобы дать ему вид комнаты с крепким крестовидным сводом. Вышла, т. обр. прелестная симметрия обоих фасадов церкви – западного и северного. Пусть не прогневается на нас за сие г. Гримм! И мы и он доживаем уже век свой, а дело наше переживёт десятки родов и поколений человеческих, и надо, чтобы оно могло смело смотреть в глаза им, больше нашего требовательным и менее снисходительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В середине XIX столетия исчезли и последние следы кладбища, спускавшегося к берегу Которосли. Возведенные при поддержке царя Алексея Михайловича храмы Дмитрия Солунского (1673) и Похвалы Богоматери (1678) стали важной частью городской среды. Новые церковные здания определили на несколько столетий масштаб жилой застройки этого района Ярославля, значительно обогатили силуэт левобережья Которосли, оказались важными вертикальными доминантами в системе городских улиц и площадей. Северный придел церкви Димитрия Солунского был пристроен несколько позднее, около 1700 г. Придел имел отдельный ход. Поводом для строительства этого придела послужило упразднение городской церкви во имя 9-ти мучеников Казицких. Вместо церкви и устроили названный придел. В 1781 г. церковь Димитрия Солунского была пятиглавой, крытой листовым железом. Пол в храме был чугунным, в приделах – кирпичным. После 1781 г. внутри паперти появилась каменная сторожка. «В первой трети XIX века были разобраны боковые главы пятиглавия». Приблизительно в 30-е гг. XIX в. к западной паперти пристроили крыльцо классического стиля. В 1892 г. холодный придел, посвящённый 9-ти мученикам, был превращён в тёплый. Для этого заложили арку входа в холодную церковь и устроили новый вход в придел под колокольней. В колокольне заложили в нижнем ярусе окно. В 1918 г. Дмитриевский приход был упразднён. В этом же году, во время мятежа церковь сильно пострадала от артобстрела: была сбита глава, разрушен шатёр колокольни, сделаны пробоины в стенах. В 1929 году в центральном помещении храма располагался склад кондитерской фабрики «Путь к социализму», в северном приделе и части западной галереи – жилые квартиры. Несколько позже разобрали единственную главу. В 1931 г. церковь выглядела сильно изменённой от первоначального облика: «Безподклетная, полугалерейная, очень большая монументальная глава с кирпичной маковицей древней формы и сложным широким красивым подзором, прорезной кованный узорный на главной церкви крест и изящный, деликатный такой же на колокольне».

http://sobory.ru/article/?object=38075

В писцовой книге г. Суздаля 1628–29 г. в Ризположенском монастыре была «тёплая церковь деревянна клетцки Знамения Пресвятой Богородицы». Судя по миниатюрам рукописного жития преподобной Евфросинии, церковь эта была на юго-восток от Ризположенской. Вероятно, при этой Знаменской церкви и была приделом церковь во имя преподобной Евфросинии. Во время пожара Знаменская церковь сгорела; придел во имя преподобной Евфросинии был разобран и выстроен вновь с северной стороны Ризположенского храма. Придел этот составляет продолжение левого крыла паперти, идущей с трёх сторон Ризположенского храма, и оканчивается алтарным полукружием с одним окном в алтаре, с другим около клироса; верх церкви не Шатровый, а представляет коробовой свод, крыт железом, и увенчан небольшой главкой луковичной формы. Иконостас в Евфросиниевском приделе трёхъярусный, сделан в текущем XIX столетии, иконы написаны также недавно и древних икон в иконостасе нет. В алтаре престол и жертвенник устроены на дубовых столбах, антиминс новый, священ в 1879 году. Из икон в трапезе или северной части паперти заслуживает внимания по древности письма – икона Иоанна Предтечи, в древней серебряной басемной ризе, представляющая пророка, согласно древнему переводу, в виде ангела с крыльями. Икона эта, так называемых, греческих писем, вероятно, уцелела из старого иконостасного деисуса XVII века древней Ризположенской церкви. Троицкая церковь Троицкая церковь , построенная в конце XVII века на месте древней деревянной церкви в упразднённом Троицком монастыре, представляет собой типичный образец церкви русской архитектуры второй половины XVII века. Она не обращала до сих пор внимания архитекторов-археологов, между тем как церковь эта представляет и в своём плане, и в конструкции, и, в особенности, в орнаментации своих фасадов много интересного, оригинального, а главное – замечательна своим изяществом и чувством меры в украшениях. В орнаментациях её фасадов виден мастер-художник c художественным чутьём. Церковь эта двухэтажная, c трёх сторон (c западной, северной и южной) окружена невысокими, почти в половину высоты главной церкви, двухэтажными же галереями, причём в юго-западном углу южную и западную галереи соединяет шатровая колокольня, несколько выступающая к югу из линии фасада; в нижнем этаже этой колокольни снаружи, с юга, ведёт дверь и лестница в западную галерею, служащую таким образом папертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

В приделах хранились иконы XVII-XVIII вв., представлявшие собой фрагменты старинных монастырских иконостасов. На сев. стене Рождественского придела помещался шитый золотом и шелком Владимирский образ Божией Матери - вклад Патриарха Иосифа. Придел в честь свт. Иоанна Златоуста в Казанском храме. Фотография. 1926 г. (ГВСМЗ) Придел в честь свт. Иоанна Златоуста в Казанском храме. Фотография. 1926 г. (ГВСМЗ) Во 2-й пол. 40-х - нач. 50-х гг. XVII в. у юго-зап. угла Успенского собора на средства Патриарха Иосифа была возведена каменная колокольня. Во 2-й пол. XVIII в. на ней находилось 3 больших благовестных колокола и 6 звонных. В 1792 г. верхний ярус был разобран. В 1796 г. над входными воротами мон-ря была устроена новая колокольня, на к-рой к 1900 г. находилось 9 колоколов. Известная с XVII в. паперть собора, устроенная на месте древней галереи, к XIX в. обветшала и была снесена, в 1823 г. была построена новая паперть с 5 килевидными окнами на западе. С юж. стороны паперть была расширена за счет палатки, представляющей собой нижний ярус колокольни. В XIX - нач. XX в. здесь находилась ризница, в сев. части - кладовая. На паперти среди 5 икон «старинного» письма находилась икона мч. Авраамия, некогда служившая доской на гробнице святого (росписи паперти не сохр.). К западу от Успенского собора в нач. XX в. находился храм в честь Казанской иконы Божией Матери (до 1789 во имя свт. Иоанна Златоуста) с сев. приделом во имя свт. Иоанна Златоуста и южным - во имя мч. Авраамия Болгарского. Впервые постройка упоминается как «трапеза камена» в писцовой книге Владимира 1624-1625 гг., впрочем, из текста неясно, идет ли речь о здании столовой палаты или о храме (историки архитектуры усматривают в основных объемах храма помещение 2-столпной трапезной палаты, сооруженной в 1-й пол. XVI в.). Опись сер. XVII в. упоминает «церковь теплую во имя Иоанна Златоустого и трапезу каменные». В 1747-1789 гг. в юж. части мон-ря находилась построенная на средства помещицы Ф. А. Пашковой 2-этажная каменная ц.

http://pravenc.ru/text/154985.html

Ныне существующий каменный пятиглавый храм был заложен в 1657 г. «от усердия и кочта прихожан» и освящен 26 июня 1680 г. Храм пятиглавый, двухэтажный, двухстолпный, на высоком подклете. Главная холодная церковь во имя Архистратига Михаила находилась на втором этаже. Церковь окружена с северной и западной стороны папертями. Над северо-западным углом галереи возвышается восьмигранная шатровая колокольня. На ней находилось 7 колоколов общим весом 138 пудов. С северной стороны паперти был устроен холодный придел во имя соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия с четырехъярусным золоченым иконостасом. В 1848 г. стены придела были частично расписаны. На первом этаже с южной стороны располагался теплый придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Как сообщает храмовая надпись на южной стене, росписи холодного храма выполнены в период с 17 мая по 21 сентября 1730 г. артелью ярославских мастеров во главе с Федором Федоровым. В ее состав входили Семен Иванов Горин, Иван Никитин Горин со своим младшим братом Иваном, Алексей Иванов Сопляков, Андрей Емельянов Шустов и его сын Афанасий, Иван Степанов Сарафанников, Иван Афанасьев и Матвей Никитин. Большинство членов артели составляли сравнительно молодые художники. Работа над Архангельской росписью стала для них школой профессионального мастерства под руководством опытного знаменщика Федора Федорова, для которого, вероятно, фрески Михаила Архангела были заключительным этапом его творческой биографии. Значительные размеры храма позволили Ф. Федорову включить в программу росписи почти все традиционные для Ярославля иконографические циклы (490 сюжетных клейм). В нее включены и сюжеты, обычно помещавшиеся на папертях ярославских церквей, например, сцены из Ветхого Завета. Сами паперти не были расписаны, за исключением входного западного портала. В центральном куполе главного храма написано «Отечество», в простенках между окнами барабана - архангелы, в нижней его части - праотцы. На парусах свода изображены евангелисты, на лобовых частях паруса «Спас на убрусе» (в.), «Благое молчание» (з.) и ангелы с зерцалами (с.

http://sobory.ru/article/?object=00209

В 1999 г. на часовне выполнены реставрационные работы путем частичной переборки, осуществленные архангелогородскими и норвежскими плотниками. Часовню подняли на два венца. Кровельные конструкции и кровлю воссоздали на первый строительный период с устройством по курицам и потокам. Торцы слег крыши закрыли резными причелинами. Было воссоздано ограждение паперти между стойками. Перебран сруб звонницы. К западной паперти пристроено рубленое, крытое навесом крыльцо. Выполнена новая глава на тонкой шейке с лемеховым покрытием. Лемех на храмовой главе и барабане городчатый троеплечий. Фундамент валунный, выполнен вновь в 1999 г. Стены из бревен диаметром 200-300 мм, соединение в углах в подклете «в обло с остатком», начиная с первого ряда бревен-консолей – «в обло» с остатками, стесанными почти заподлицо. Подклет высокий, в 6 венцов. Ступенчатые выпуски-консоли бревен подклета по направлению север-юг на длине 200 мм обтёсаны на двухкантный брус шириной 140 мм. Перекрытие цокольное храмового помещения и галереи выполнено на одной отметке, из широких плах. Плахи настелены по направлению восток-запад. В храмовой части по одному окну на южной и северной стене, южное окно существенно больше по размерам. Оконные проемы обрамлены вертикально установленными брусками-колодами, вершник - тонкий брусок, вставленный в пазы колод. Оконные рамы на шесть стекол, с решетками. Дверное полотно дощатое, на шпонках. Размеры часовни в плане: 6,6х6,3 м; высота до конька крыши около 5 м; до крыши звона - 7,3 м; с крестом - 9,3 м. Кенозерский национальный парк: Краткий путеводитель, Архангельск, 2004, с. 99-105; http://arhispovedniki.ru/gallery/ Зехнова (Зихнова, Зехново), одна из наиболее крупных и древних кенозерских деревень, расположена на широком мысе в юго-восточной части побережья Кенозера. К середине XIX века в селении насчитывалось шестнадцать дворов. Чуть в стороне от порядка домов, на склоне высокого холма с языческой рощей, стояла часовня Иоанна Богослова, построенная задолго до 1846 года (1).

http://sobory.ru/article/?object=01790

Весной 1491 г. архим. Афанасий (Щедрый) после перенесения обители из Московского Кремля по повелению вел. кн. Иоанна III Васильевича «заложил церковь камену на Новом Преображение Господа нашего Иисус Христа». Освящение ее состоялось 18 сент. 1496 г. (обзор летописных сведений см.: Подъяпольский. 1994. С. 186). При натурном исследовании зап. галереи существующего здания собора XVII в. были открыты 8-гранные кирпичные колонны (впервые обнаружены Л. В. Далем в 1875), завершенные белокаменными резными капителями (полностью раскрыты в 1937 П. Д. Барановским ), сохранившиеся в позднейшей кирпичной кладке. Н. Н. Померанцев, исследовавший кладку собора в 1947 г. и опубликовавший фотографии колонн, атрибутировал их как части собора 1491 г. и предположил, что это 1-я галерея в рус. зодчестве (вероятно, он имел в виду московский период, см.: Померанцев. 1951). Исследования были продолжены во 2-й пол. XX в. С. С. Подъяпольскому удалось показать, что собор 1491-1496 гг. был поставлен на подклет и с запада располагалась галерея с аркадой. Также он примерно определил протяженность зап. фасада собора и реконструировал план и фасад соборной паперти. Глубина паперти составляла ок. 4 м, а по наружному контуру вместе с лестницей - 7,5 м, ширина по фронту - ок. 13 м. Размеры храма были вдвое меньше размеров ныне существующего и сопоставимы с размерами храма Спаса на Бору в Московском Кремле, выстроенного в 1527 г. на первоначальном месте Н. П. м. ( Подъяпольский. 1994. С. 192-195 и др.). В историографии выдвигалось предположение о возведении собора в 1491-1496 гг. итал. зодчим ( Морозов. 1982. С. 18; Подъяпольский. 1994. С. 195), основанное на стилистическом анализе, который не подтвержден сведениями из письменных источников. В кратком комментарии П. М. Строева к указателю к кн. «Выходы государей...» содержится ошибочная информация (вероятно, опечатка) об освящении основанного в 1491 г. храма в Н. П. м. 18 сент. 1596 г., причем со ссылкой на труд Н. М. Карамзина ( Карамзин. ИГР. Т. 6. С. 342. Примеч. 629: приведена летописная статья об освящении храма 18 сент. 1496); см.: Выходы государей. 1844. Указатель. С. 89). Вероятно, из «Выходов государей...» эта информация перекочевала во 2-е издание очерка И. М. Снегирёва, в котором наряду с указанием на освящение каменной монастырской церкви «при архимандрите Афанасии Щедром… митрополитом Симоном» в 1497 г. сказано, что «в летописи упоминается об освящении его, конечно, после возобновления или перестройки, 1596 г. сент. 18» ( Снегирёв. 1863. С. 25; в издании очерка 1843 г. об этом не упом. ( Снегирёв. 1843. С. 41)). Небрежность в тексте, допущенная Строевым, воспринятая Снегирёвым как достоверный факт, стала тиражироваться, с дальнейшим изменением и без того неверной даты (1569 вместо 1596) превратившись в историографическое недоразумение, результатом которого стало утверждение об очередном освящении соборного храма Н. П. м. 18 сент. 1569 ( Дмитриев. 1909. С. 26; Памятники. 2000. С. 158).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Южная паперть Южная паперть Собор был освящен 9 авг. 1489 г., в день памяти ап. Матфея. Первоначально он был трехглавым. До публикации результатов натурных исследований 60-70-х гг. XX в. полагали, что храм стоял на открытом гульбище. С проведением научных работ было доказано, что галереи были перекрыты сводами одновременно с возведением храма (Фёдоров). Крытые паперти окружали храм по периметру. До кон. XVIII в. паперть существовала и на востоке. К ней примыкала Казенная палата, входившая в комплекс Казенного двора, здания к-рого были заложены в начале строительства собора. Будучи домовым великокняжеским храмом, Б. с. входил в комплекс дворцовых построек и был связан с ними переходом через паперти. Фрагмент пола из яшмы. Кон. XV в. Фрагмент пола из яшмы. Кон. XV в. Все исследователи сходятся во мнении, что Б. с. 1484-1489 гг. полностью повторяет план собора 1416 г. Существующий ныне собор не имеет специфических архитектурных псковских черт. К числу элементов декора, позволявших говорить о влиянии псковской традиции, обычно относили карнизы барабанов с характерными нишами, поребриком и бегунцом. Конструкция перекрытия (ступенчато-повышенные подпружные арки) являлась общераспространенной, была известна и в московской архитектуре с кон. XIV в. (Успенский собор на Городке в Звенигороде). Также характерны для всей среднерус. архитектуры и керамические декоративные элементы: балясины в карнизе апсиды (восстановлены как белокаменные по найденным образцам при реставрации 60-х гг. XIX в.) и характерная готицизирующая профилировка импостов под архивольтами закомар и в основании подпружных арок в интерьере. В то же время на сложение облика Б. с. повлиял Успенский собор Московского Кремля, из декорации к-рого заимствован мотив аркатурно-колончатого пояса на фасаде. Связь Б. с. именно с московской архитектурной традицией доказывает и его близость с формами кремлевского Богоявленского собора на Троицком подворье, возведенного в 1480 г. Воздвигнутый на высоком подклете, он был также трехглавым и обладал характерным для среднерус. зодчества того времени керамическим декором, о чем можно судить по его единственному, но подробному изображению на миниатюре «Книги избрания на царство царя Михаила Феодоровича» (1672-1673).

http://pravenc.ru/text/149295.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010