Ярославль. Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина). Церковь Николы Надеина Карта и ближайшие объекты Построена в 1620-21 гг. В Народном переулке, выходящем на Волжскую набережную, стоит церковь Николы Надеина. Она возводилась на средства " гостя государственной сотни " , купца Надея Свешникова, по имени которого и получила свое название. Современный облик храма из-за многочисленных переделок и перестроек далек от первоначального. Когда-то фасады четырехстолпного пятиглавого храма на подклете оживляла глубокой игрой света и тени открытая аркада двухъярусной галлереи. Невысокая шатровая колокольня, под которой располагался отдельный вход в северный, Благовещенский придел, удачно дополняла это монументальное сооружение. Церковь Николы Надеина - первый после Смутного времени каменный посадский храм, заложивший основы самобытной ярославской школы культового зодчества XVII века. Система ступенчато повышенных сводиков, поддерживающих барабаны, обработка столбов галереи ширинками, рисунок межэтажных декоративных " катушечных " поясов целиком заимствованы из художественного арсенала предшествующего периода московского зодчества. Однако создатели церкви не просто повторили старые архитектурные образцы. Такие традиционные формы, как полукружия закомар и профилированные круглые окна в их плоскостях, превращены здесь в чисто декоративные элементы. Первоначальное отсутствие южного придела и постановка колокольни над северо-западным углом галереи свидетельствуют о стремлении зодчих к более свободной, живописной компоновке объемов. Именно такой тип храма, с асимметричной и в то же время уравновешенной композицией, стал характерным для ярославских церквей первой половины XVII века. В 1640-1641 гг. церковь была расписана артелью мастеров во главе с известным художником XVII века Любимом Агеевым, о чем свидетельствует надпись на западном столбе. В куполе изображен Христос Вседержитель, на сводах - евангельские сцены и редкая в то время композиция " София - премудрость Божия " , на столбах изображены святые, князья и цари. Основные композиции, расположенные в три яруса на стенах, исполнены на тему жития Николая Чудотворца, нижний ярус - орнаментальный. Каждая сцена обособлена от другой. В декоративных архитектурных фонах и разработке одеяний уже чувствуется стремление к узорочью, которое станет основным направлением живописи второй половины XVII века. Подробно изображены сцены, где Никола оказывает помощь бедным, спасает младенца, возвращает зрение сербскому царю Стефану. В Благовещенском приделе, который являлся домовой церковью Надея Свешникова, написаны богородичные сцены. На паперти изображены многочисленные библейские композиции и " Страшный суд " .

http://sobory.ru/article/?object=00577

Переславль-Залесский. Феодоровский монастырь. Собор Феодора Стратилата. Карта и ближайшие объекты Федоровский монастырь был основан после 1304 года, на южной окраине Переславля-Залесского. Место основания выбрано было не случайно: здесь в 1304 году в день памяти великомученика Федора Стратилата произошла кровопролитная битва между войсками московского и тверского князей. В этой битве погибло множество людей, в том числе предводитель тверского войска боярин Акинф. В память о победе московский князь Юрий Данилович устроил здесь монастырь. Древнейшее здание монастыря - Федоровский собор, был построен в 1557 году неподалеку от того места, где супруга царя Иоанна Грозного родила ему сына, при крещении получившего имя Федор. Собор был целиком выстроен на средства царя. Он был возведен в центре монастырской территории. Это массивное четырехстолпное величественное сооружение было выстроено из кирпича. Его с трех сторон окружали паперти, а в северо-западном углу была пристроена небольшая колокольня. Пять глав его были поставлены на широкие мощные световые барабаны. Изначально покрытие четверика было позакомарным, о чем свидетельствуют рисунки заложенных закомар на фасадах. Позднее, как у многих древних зданий, кровля была заменена на более практичную четырехскатную. С востока к четверику собора примыкают три апсиды с узкими прорезями окон. Внутри сохранились росписи итальянского " богомаза " Николая Тончи, отца одной из послушниц монастыря Марии Тончи. В 1704 году в соборе проводилась реставрация: были заменены обветшавшие паперти, взамен сооружены обходные галереи , некоторые окна были заложены, а другие наоборот расширены, так же были уменьшены дверные проемы, была убрана колоколенка, находившаяся в северо-западном углу собора. В 1800 году деревянная обветшавшая кровля была заменена железной. В 1886 году собор вновь решили " обновить " . Обходные галерей 18 века снова перестраивают. К ним пристраивают одноглавые приделы во имя Серафима Саровского и в честь иконы Божией Матери Федоровская.

http://sobory.ru/article/?object=05688

В 1812 г. церковь сильно пострадала от пожара: обрушилась первоначальная трапезная. В 1817-1823 гг. трапезную с двумя приделами – Никольским и Феодосьевским – восстановили в стиле классицизма. Поставленный на подклет двусветный бесстолпный четверик с трехчастной пониженной апсидой, галереей- папертью вдоль северного фасада и крыльцом вытянут с севера на юг. Он перекрыт сомкнутым сводом, который прорезает световой барабан центральной главы, окруженной четырьмя декоративными главами. Стройная группа глав возвышается над двумя рядами кокошников. Две главы выделяют боковые членения апсиды – в них изначально размещались приделы храма, причем северное членение крупнее южного, оно заметно выступает относительно стены четверика и с галереи имеет отдельный вход; главки восстановлены при реставрации. Во внешнем оформлении храма много общего с нарядным убранством стоящих рядом палат. Оба здания, соединенные когда-то каменным переходом, формировали общий парадный двор, украшением которого, вместе с Красным крыльцом палат, было северное крыльцо храма. Оно возведено одновременно с северной папертью, но несколько позднее храма, очевидно, в связи с устройством здесь усыпальницы рода Кирилловых (располагалась под папертью и состояла из нескольких склепов). Богатые по рисунку профилированные наличники на фасадах церкви, парные колонки на углах с раскрепованным над ними карнизом, белый камень, изразцы типичны для стиля середины XVIIb. Уникально выделение северного фасада: крыльцо, центральное окно, акцентированное нарядным убранством наличника, компактность стройного пятиглавия, где средняя глава отличается сложностью обработки, – именно с этой стороны подчеркивают главную ось фасада и придают зданию особую стройность. Интерьер подцерковья, по-видимому, не случайно напоминает одноапсидный храм (в апсиде сохранилось окно, снаружи теперь заложенное): не исключено, что таковой была предшествующая церковь; используя ее остатки при возведении подклета существующего храма, строители (как бывало нередко) могли невольно повторить внутренний абрис древнейшего здания. В подклете при исследованиях были раскрыты значительные остатки стен первоначальной трапезной. Внутри северной паперти на наружной стене главного объема уцелели заложенное теперь окно в наличнике середины XVII в. и богатое оформление входа - перспективный портал с колоннами по сторонам. В интерьере церкви уцелели также фрагменты росписи на своде и карниз, относящиеся к середине XIX в.».

http://sobory.ru/article/?object=02394

Великий Новгород. Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Богородицы - основное сооружение Антониева монастыря. До наших дней собор дошел с переделками и перестройками (авторы реставрации Л.М. Шуляк, Д.М. Федоров). Вместо узких с полуциркульным завершением окон пробиты широкие. Над сводчатым покрытием устроена шатровая железная кровля. Главки получили характерную для позднего времени луковичную форму. Галереи паперти, окружающие собор, также пристроены позднее. Уничтожены древние хоры. В композиции здания интересно ассиметричное расположение трех глав, одна из которых венчает выдвинутую из общего объема круглую башню. В этой башне заключена лестница, ведущая на " полати " - современные хоры собора. В 1975 г. Г.М. Штендлер и В.М. Ковалевой было проведено дополнительное исследование собора, из которого видно, что это был одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный крестово-купольный храм. Современные западные столбы - это остатки стены. Сохранились фрагменты фресковой росписи в алтаре. Обнаружена фигура, над головой которой надпись " Петр " . Предполагается, что это портрет мастера Петра - строителя собора. Здесь совершился, впервые в древней Руси, отход от канона - трехнефного шестистолпного здания, в котором опорные столбы всегда имели крестчатое сечение. Нет и пилястр, соответствующих крайним столбам с западной стороны. Пилястры на северной и южной стенах впоследствии были срублены. По книге И.И. Кушнир Архитектура Новгорода. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991. Новое движение начинается в Новгороде с построением Богородице-Рождественского собора Антониева монастыря. Его облик настолько гипнотизировал исследователей принципиальной схожестью с остальными постройками, что уже много десятилетий держится гипотеза о создании его тем же мастером Петром. Лишь в последнее время начали отдавать себе отчет в том, как много нового в этом памятнике, причем того нового, которому принадлежит будущее. История возведения здания сама по себе не совсем обычна. Это монастырский собор, и заложен он игуменом; по существу он является первой некняжеской постройкой…

http://sobory.ru/article/?object=00171

Гродно. Церковь Бориса и Глеба (Коложская). Борисоглебская Коложская церковь Карта и ближайшие объекты Памятник православного зодчества XII века, Борисо-Глебская церковь в Гродно - жемчужина белорусской культуры. Она не имеет прямых аналогов ни в древнерусской, ни в балканской архитектуре. По своей планировочной схеме (шестистолпный, трехаспидный храм с дополнительным пространством в предалтарной части) гродненский памятник близок греческой архитектурной школе. На этом основании можно предположить, что в XII веке белорусская православная культура была непосредственно связана с великой культурой Византии. При церкви с незапамятных времен существовал мужской монастырь. Об этом говорят галереи (хоры) в северной стене, проход на которые находится в алтарной части. Как и другие храмы той эпохи, церковь имела купол (купола?), который давал освещение. Во время одной из войн церковь потеряла купол и была перестроена. В конце 14 века князь Витовт ходил походом на Псков. Он захватил один из пограничных городов - Коложу, а жителей города отвел в Гродно. Коложане поселились возле Борисо-Глебской церкви. С тех пор у храма появилось другое имя - Коложа. Одной из святынь храма была чудотворная Коложская икона Богородицы. Ее носил на себе один нищий. Перед смертью он пожертвовал икону храму и пожелал быть погребенным на паперти. Во время I Мировой войны икона была эвакуирована в Москву, где и потерялась. В настоящее время в церкви находится вышитая увеличенная копия чудотворной иконы. В ночь на 2 апреля 1853 года Неман подмыл берег, на котором стоял храм. Южная и половина западной стены разрушились. В 1897 году на средства Министерства Путей Сообщения был укреплен берег Немана, а также достроена легкая деревянная стена вместо упавшей в реку. К сожалению, и в настоящее время берег продолжает оседать и угроза обвала храма существует. В советское время Коложа была закрыта и считалась одним из объектов музея. В 1991 году храм был возвращен Церкви и используется по тому назначению, для которого его строили наши благочестивые предки. Отличительная особенность храма - многоцветные поливные керамические кресты и камни на внешней поверхности стен. Издавна сложилось неправильное толкование: их считали декоративными, но полихромные кресты и камни находятся в непосредственной связи с конструкциями храма, и эти цветовые особенности являются составной частью архитектурно - символической программы, смысл которой - запечатлеть в камне идею всесозидающей силы Господа. Изначально Борисо-Глебская церковь была рассчитана на росписи, о чем свидетельствуют систематические ряды голосников (сосудов, замурованных в кладке и выходящих наружу горлышками), которые улучшали акустику в храме.

http://sobory.ru/article/?object=03898

Ярославль. Церковь Спаса Преображения на Городу. Церковь Спаса-на-Городу Карта и ближайшие объекты Церковь Спаса Преображения на Городу построена в 1672 г. Название церкви Спаса Преображения на Городу объясняется тем, что в XVII - XVIII вв. здесь располагалась главная торговая площадь Ярославля. На месте существующей церкви еще в XIII в. стояли деревянные, много раз сгоравшие и заново возводимые церкви. Храм построен на средства посадских людей по типу церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Возведенные у северной стены шатровая церковь с шатровым приделом придают церкви некоторую асимметричность. Постройка с барабанами, увенчанными грузными маковицами, превосходящими по высоте основное здание, типична для ярославских храмов. Главная достопримечательность сооружения - фрески. В 1693 г. церковь расписывали 22 мастера во главе с Лаврентием Севастьяновым, Федором Федоровым и Иваном Дмитриевым. Старший из них - Лаврентий Севастьянов писал иконы в Федоровской церкви Ярославля вместе со знаменитым Гурием Никитиным. Лаврентий - сын известного ярославского первостатейного мастера Севастьяна Дмитриева, в течение 40 лет выезжавшего на " государевы работы " в Оружейную палату Московского Кремля. Он в 1640 г. работал над росписью первого в Ярославле посадского храма Николы Надеина. Артель Севастьянова в совершенстве владела техникой фрески. Огромный храм, его алтари и паперти мастера расписали за 7 недель одного лета. В росписи проявился окончательно сложившийся ярославский стиль, характеризующийся разбивкой стен на узкие ярусы. Здесь их семь. В четырех верхних - земная жизнь Христа, в пятом и шестом - " История животворящего креста " . Седьмой - орнаментальный фриз. В сюжетах фресок храма, созданного на средства посадского люда, присутствуют элементы народного быта. Так, царица Елена, отправляясь в Палестину, едет в крестьянской телеге, а церкви, основанные ею в " святой земле " , напоминают простые деревянные срубы ярославского посада. Престол Спаса Нерукотворного. Крестовокупольный четырехстолпный храм, с пятью световыми главами, тремя апсидами. Композиция с шатровым приделом у восточного прясла северного фасада, шатровой колокольней на северо-западном углу; южный придел сильно перестроен, его оъем вытянут вдоль фасада и перекрыт куполом, с западной папертью. Перестроен в 1680 г. - заложены проемы северной галереи. В 1831 г. перестроен южный придел (уничтожено южное крыльцо), пристроена западная паперть; завершение четверика с пощипцового переделано на четырехскатное.

http://sobory.ru/article/?object=00579

Северодвинск. Николаевский Корельский монастырь. Колокольня. Колокольня.    Год постройки:1700. Адрес: г. Северодвинск, Архангельское шоссе, 58 (территория завода ОАО " Севмаш " ) Координаты: 64.58315, 39.84681 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Со второй половины XVII века в монастыре началось каменное строительство. В 1664-1667 годах была возведена Успенская церковь, в 1670—1674 годах собор Св. Николая, в 1700 году была построена колокольня.  Одновременно с Успенской ц. с ее зап. стороны была построена каменная колокольня, впервые упомянутая в отписи игум. Тихону от 22 дек. 1674 г. (ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 655. Л. 17). Согласно описанию 1894 г., колокольня стояла «в одной связи» с Успенской ц., «в вышину до звону 7 сажен 1 аршин, а от звону до креста 7 сажен, об одной главе [каменной], на к-рой крест деревянный осмиконечный, выкрашен желтою краскою; оная колоколня в два яруса, с низу до звону четвероугольная, а в звоне до шатра осмигранная с осмью окнами, на ней шатер каменный, осмигранный с 8 небольшими слуховыми окошками без окончин, на коем железныя скобы от звону до креста, коих числом 21. Покрыты - глава, над звоном арки и ниже звона четыре наугольника,- листовым железом, и выкрашены ярью медянкою на масле. На оную ход из паперти, двери деревянныя плотничной работы; на крюках и петлях железных со скобами, выкрашены черною краскою, стеною две лестницы каменныя с одним окном, в коем окончина стекляная, без решетки; пол на ней деревянный» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 301. Л. 4 об.- 5). В 1897-1898 гг. колокольня была перестроена. К 2015 г. верхняя половина колокольни утрачена (сгорела в 1933), сохранившаяся ее часть не используется. Создание архитектурного комплекса мон-ря завершилось в 1684 г. строительством каменных переходов с 2 «большими и хорошего чертежа и фасада крыльцами», соединивших Никольский собор, колокольню и Успенскую ц. К 2015 г. переходы не использовались и частично находились в аварийном состоянии, за исключением галереи, пристроенной к сев. стене Никольского собора, в к-рой в 2005 г. устроен придел святых Евфимия, Антония и Феликса.

http://sobory.ru/article/?object=37712

Туринск. Церковь Спаса Всемилостивого. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Каменная Спасская церковь, построенная в 1786 году, была трехпрестольной; правый придел освящен во имя святого целителя Пантелеимона, левый - во имя великомученика Феодора Стратилата. На звоннице находились единственные в Западной Сибири башенные часы, отбивающие колокольным звоном время. Храм был закрыт в 1930 году. Возвращен верующим только в конце XX века. В 70-80-е годы XVII века в городе Туринске была произведена частичная перестройка крепостных укреплений, в результате чего увеличилось количество башен. Первые острожные церкви по своим формам и размерам мало чем отличались от крепостных башен. Это были клети со сторонами в плане 6х8 метров, увенчанные шатровой кровлей, завершенные вместо герба главкой с крестом. Среди острожных храмов имелись надвратные церкви (часовни), конструктивно связанные с крепостной стеной, и церкви, свободно стоящие на территории острога. В новой крепости прежде всего сооружали главную въездную башню, часто с надвратной часовней. Спасская церковь Туринского острога построена в 1652 году рядом с главной башней, являвшейся и колокольней: «... а высота от земли до развалу семь сажень, а над развалом четыре бочки, над бочками укрыт шатер до маковицы. От земли вышины до яблока 14 сажень, а кругом храму и трапезы паперти на выпусках». Спасская башня размещалась во втором ярусе обычной крепостной башни, первый ярус (подклет) использовался для хранения государственного имущества, а обходные галереи церкви соответствовали уровню боевых галерей крепости. Стройный башнеобразный объем церкви завершался развалом. По городовому списку 1701 года, в острожной стене (362 сажени) было 7 башен, в том числе и Спасская с приезда от Тобольска, четырехугольная, 4 сажени в ширину, в ней два моста, а в высоту до «обламов» три с половиной сажени. После очередного пожара новый острог поставили в 1705 году. Главным «фасадом» крепости была южная стена со Спасской проезжей башней, обращенной к дороге на Тобольск. Около этой башни были «построены лавки вряд». Вблизи размещалась высокая Спасская церковь, игравшая существенную роль в архитектуре острога.

http://sobory.ru/article/?object=03036

Шелдомеж. Шелтомежский Шестоковский Вознесенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкий собор, заложен 12 мая 1896 года, освящён 26 ноября 1908 года. Два придела: Шестаковской иконы Божией Матери и Святого благоверного князя Георгия Всеволодовича Владимирского " ... Но все внимание сперва поглощает могучий останец собора Богоматери Шестаковской обители. Мощь звучит во всем: подпружные арки выполнены в шесть рядов кирпича, опорные столбы - в десять. Но когда же строился собор Шестаковской Божьей Матери? Окна светового барабана, люкарны, мощный полет арок, ряд кокошников, опоясывающих постамент барабана, - как все это согласовалось в облике здания? Фотографии собора в его прежнем облике заинтересуют. Роскошный храм с первого взгляда легко принять за двойника знаменитого Воскресенского собора города Тутаева (Романово-Борисоглебска). Но это не так. Массивные пятиглавия этих двух храмов и конструктивно и силуэтно не тождественны. А вот галереи, паперти, крыльцы - очень похожи. Та же масштабность, тот же самый размах постройки, то же узорочье стен, та же характерная планировка с галереями вокруг центрального куба и шатровыми крыльцами на ползучих арках. Возможно, строители вдохновлялись образом древнего собора. Такую мысль поддерживает и большое сходство деталей: знакомые " столбы " по углам, пучки полуколонок, оживленных дыньками и поясками, ширинки- кессоны с изразцами, богатый и сложный карниз - все это напоминает Воскресенский собор, стены которого воспринимаются коврами пышной выкладки. Женский Шёлдомежско-Шестаковский монастырь, появившийся в 70-е годы прошлого века, был узаконен лишь в 1887 году, а его собор строился на грани XIX—XX веков, во времена увлечения архитектурным наследством средневековой Руси. Русские и византийские мотивы в облике верхневолжских памятников хорошо известны. Но, думается, ситские постройки несколько отличаются от других. Так, Богоявленский собор Углича повторяет древние строительные приемы с холодноватой монотонностью, Казанский собор Данилова способен утомить безудержным использование всех деталей, известных средневековой строительной традиции, мастера вжимали, втискивали, впрессовывали их в объем постройки. Не так на Сити. Очень далеки от Андреевского собора в Кронштадте, Богоявленского в Угличе, Казанского в Данилове, собора Ольгина монастыря в Волговерховье и храм Покрова в Божонке, и собор Шёлдомежи. Если в храме Покрова в Божонке повторение древних форм было очень строгим и явно нарочитым, то в Шёлдомежи повторение строительных уроков XVII века - почтительное и увлеченное. Оба сельских храма примечательны желанием их создателей как можно более добросовестно и честно выразить по-новому старую образную идею. Думается, удача им сопутствовала, а собор в Шёлдомежи радостен и светел и хорошо говорит об умении сочетать громадность масштабов с изощренностью и теплотой узорочья.

http://sobory.ru/article/?object=23352

Ярославль. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Фреска " Страшный Суд " занимает все пространство внутренней стены галереи справа от главного входа в основной храм и полусвод над ней. До XVII в. эта композиция располагалась на западной стене центрального храма. Андреева Ирина 28 июля 2013 Карта и ближайшие объекты Этот четырехстолпный пятиглавый храм соборного типа строился в 1647-50 годах иждивением богатейших купцов Скрипиных на их хозяйственном подворье. Он заменил сразу две деревянные церкви - Ильинскую и Покровскую. Илья Пророк был особо почитаем ярославцами, ведь считалось, что город был основан в праздник именно этого святого. По своему удачному расположению огромный храм хорошо просматривался из различных частей города и потому был выбран в 1778 центром новой городской планировки. В настоящее время этот памятник воспринимается как главный символ Ярославля. Подобно другим храмам раннего периода ярославского зодчества, Ильинская церковь с двух сторон обстроена двухъярусными закрытыми галереями, на которые ведут массивные крыльца на ползучих арках. К северо-западному углу паперти примыкает четырехъярусная шатровая колокольня, а с северной стороны композиция храма осложнена небольшим шатровым приделом, состоящим из нескольких ярусов кокошников. Вскоре после освящения церкви из Москвы была прислана в Ярославль высокочтимая святыня - частица ризы Христовой. Специально для ее хранения к западной галерее был пристроен новый придел, Ризоположенский, завершен он был стройным глухим шатром, удачно перекликающимся с шатром колокольни. Сложная композиция Ильинского храма, таким образом, была уравновешена по приципу коромысла: с запада (т.е. спереди) храм воспринимается как симметричный, однако в силу индивидуальной трактовки фасадов в каждом новом ракурсе силуэт его меняется до неузнаваемости. Декоративное убранство Ильинской церкви было столь необычно по своему богатству, что после ее постройки между различными слободами города возникло своеобразное соревнование, призванное перещеголять ее по пышности и разнообразию декора. Наиболее ярко были украшены резным кирпичом, изразцами и белокаменными деталями те части здания, на которых в первую очередь останавливается глаз, - галереи, приделы, крыльца. Наружные стены были покрыты яркой полихромной росписью. В интерьерах храма можно видеть интереснейшие образцы деревянной резьбы 16-17 веков: царские врата, иконостасы, надпрестольную сень, а также особые места для царя Алексея и патриарха Никона. Практически все иконы древние, многие из них были выполнены специально для Ильинского храма придворным изографом Федором Зубовым.

http://sobory.ru/article/?object=00213

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010