Проходили отдел исторических книг. Многое могло бы быть интересно. Но преподаватель приходил на 15 минут, спрашивал по очереди: воспитанники также готовились „по очереди“ и в результате знали лишь кое-что. Также шло дело у него и в следующих классах, третьем и четвертом. С третьего класса начались философские предметы – логика, а потом в четвертом классе – философия и психология. Преподавал Х. А. Белков. Объяснял он довольно туманно и особенного знания из его предметов мы не выносили. Меня, однако, привлекали эти предметы настолько, что я, при всей скудости средств, выписал себе „Историю философии в жизнеописаниях“ Льюиса в двух томах (что-то около 5 рублей). С третьего же класса началось и преподавание Церковной Истории. Преподавал Я. С. Елпидинский, большой буквоед, не пропускавший ни одного имени без указания дат рождения и смерти; но сам он хорошо знал предмет, был очень требователен, и предмет его знали, а я им и очень интересовался: тут уже началось удовлетворение той тяги к религиозному, которая и привлекла меня в семинарию. По Церковной Истории, как потом и по другим богословским предметам, я занимался с удовольствием. Тут все мне было интересно и близко: объяснением псалмов я интересовался еще на гимназической скамье, когда мне попалась книга епископа Палладия „Толкование на псалмы“ 50 . Догматическое богословие, правда, было очень сухо, напоминало катихизис; но литургика с историей богослужения и церковным уставом и Практическое руководство для пастырей, особенно первая, общая часть с разбором евангельских и апостольских мест и святоотеческих писаний о пастырском служении, положительно захватывали. С особенной же любовью я относился к гомилетике. Под влиянием ли задушевных, теплых объяснений преподавателя А. А. Бурцева, человека искренне религиозного, очень требовательного и к себе, и к воспитанникам, вследствие ли им же вскрытого понимания громадной разницы между тем, что должно делаться в сфере пастырского (в частности, проповеднического) служения и что было у меня перед глазами; а может быть, и вследствие ощущавшейся во мне некоторой способности к проповедничеству, этим предметом я увлекался.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По большей части труд Миня – перепечатка более ранних изданий, предпринятых бенедиктинцами. С точки зрения научности и критики текста он не сделал ничего нового в сравнении с более ранними изданиями. Более того, к старым опечаткам добавились новые, поэтому пользоваться текстами Миня необходимо строго критически. Хотя в новейшее время в издании найдено множество недостатков, оно навсегда останется ценным пособием для историка Церкви – как по обширности материала, собранного в prolegomena почти для каждого отца и церковного писателя, так и по массе перепечатанных в нем лучших монографий прежнего времени. Ряд последующих изданий, по лучшим спискам, восполняет и исправляет «Патрологию» Миня и иные ранние издания. Сочинения мужей апостольских после Котелериуса, Галланди и Миня 826 изданы тюбингенским профессором монсеньором К.И. Гефеле (изд. 4–е: 1855); они издавались также в 1875 (с учетом открытий Никифора Вриенния), в 1875–1878 (Patrum apostolicorum opera/Recens. O.L. Gebhardt, A. Hamack, Th. Zahn – лучшее критическое издание; см. также их же editio minor, без критического аппарата, последнее изд.: 1902), в 1866–1877 (изд. А. Гильгенфельдта Novum Testamentum extra сапопет receptum в 4–х частях; 2–е изд.: 1876–1884), в 1878–1881 гг. в 2–х т. (Opera Patrum apostolicorum/Hrsg. F.X. Funk) 827 и в 1869–1889 гг. (The Apostolic Fathers/Ed. J.B. Lightfoot, J.R. Harmer; на греч. и англ. яз.) 828 . Ф. Функ издал также Doctrina duodecim Apostolorum (1887) и, в 2–х т., Didascalia et Constitutiones Apostolorum (1905), работе над исследованием коих он посвятил длительный период времени. Новое издание Constitutiones подготовил известный американский библиолог, специалист по Новому завету, профессор Принстонской теологической семинарии Брюс Маннинг Мецгер (1914–2007) 829 . Свод сочинений апологетов издан в 9 томах Corpus apologetarum Christianorum saeculi secundi И.К.Т. Отто (Йена, 1843; 2–е изд.: 1876). Апологии Кодрата и Аристида, найденные в конце 19 в., опубликованы мхитаристами в 1878 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Осознав себя, экзистенция осознает и Бога. В этом и заключается основная мысль этой книги. Да будет рам позволено закрыть страницы ее прекрасным, ранее упомянутым изречением бл. Августина: Noli foras ire, in te ipsum redi; in interiore homine habitat VERITAS. ОТ  ПЕРЕВОДЧИКА «Драма Иова» выдающегося литовского религиозного философа Антанаса Мацейны (1908-1987) представляет собой философскую интерпретацию библейской Книги Иова. «Драма Иова» впервые появилась в печати в 1950 году. Она представляет третий том трилогии А. Мацейны «Cor inquietum» («Беспокойное сердце»). Первые два тома данной трилогии уже знакомы российскому читателю – это «Великий инквизитор» (1-ый том) – философская интерпретация одноименной легенды Ф. М. Достоевского и «Тайна беззакония» (II-oй том) – философская интерпретация «Краткой повести об антихристе…» крупнейшего русского философа Вл. С. Соловьева. Перевод с литовского языка осуществлялся с литовскогоиздания: А. Мацейна. Собрание сочинений в 12 томах. Трилогия «Cor inquietum» составляет третий том Собрания сочинений литовского философа, которое издается Вильнюсским издательством «Mintis» («Мысль»). Третий том появился впечати в 1990 году. Текст Книги Иова в основном цитируется по Синодальному изданию, перепечатанному и изданному в Финляндии в 1993 году: Библия. – Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Канонические. – Printed in Finland by Länsi-Savo Oy/St Michel Print Mikkeli 1993. В отдельных местах, где текст Книги Иова не вполне соответсвует приведенным автором – А. Мацейной – цитатам, используется издание – Священные книги Ветхого Завета – Санкт-Петербург – 1875.   notes Примечания 1 Хайдеггер (Heidegger) Мартин (1889-1979) – немецкий философ-экзистенциалист. 2 Ясперс (Jaspers) Карл (1883-1969) – немецкий философ-экзистенциалист и психиатр. 3 Рильке (Rilke) Райнер Мария (1875-1926) – австрийский поэт. Здесь приведена строка из стихотворения Рильке «Осень» (1902), перевод Т. Сильман. 4 Cor inquietum (лат.) – смятенное, (тревожное, беспокойное) сердце. 5 Юрас Пранцишкус Миколас (1891-1980) –ксендз, литовский общественный деятель, основатель Архива культуры литовцев в Америке. За заслуги в области культуры прелат Юрас был избран почетным членом Института литуанистики и Литовской католической Академии наук. 6

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=844...

примечание к письму 94. 884 Савваитов, Павел Иванович (1815–1895) — правитель дел Ученого комитета министерства народного просвещения, историк. 885 Замысловский, Егор Егорович (1841–1896) — историк, профессор Петербургского университета. 886 Бестужев-Рюмин, Константин Николаевич (1829–1897) — историк, член Ученого комитета министерства народного просвещения. 887 Тертий Ив — Т. И. Филиппов. 888 Нейзильберные — мельхиоровые. 889 Кач, Александр — владелец фабрик металлических изделий. 890 …мою сонную цидулку…— Очевидно, речь идет о письме 106. 891 Барона-«сладкопевца»…— то есть К. Ф. Менгдена. 892 Галахов, Алексей Дмитриевич (1807–1892) — историк литературы, педагог, автор ряда учебников и хрестоматии для средней школы. 893 …Ваше письмо…— письмо Буслаева неизвестно. 894 Рокамболь — герой романа французского писателя Понсон дю Террайля «Приключения Рокамболя». 895 …прислать мне корректуру «Меламеда»…— Речь идет о рассказе «Ракушанский меламед», опубликованном в журнале «Русский вестник», 1878, 896 Шаликов. — См. примечание к письму 75. 897 …письмо Ваше…— Имеется в виду письмо Щебальского от 21–26 марта 1878 года; часть его опубликована в сборнике «Шестидесятые годы», стр. 353. 898 Приглашение Ваше…— Щебальский предлагал Лескову принять участие в издании «Revue Slave» («Славянское обозрение»). 899 Безобразов — дело иное…— Очевидно, имеется в виду издание В. П. Безобразова (1828–1889) «Сборник государственных знаний», осуществленное в 8 томах в 1874–1880 годах. 900 Нил Сорский. — Жизнеописание Нила Сорского (1433–1508), известного духовного писателя, видимо, не было написано. 901 Митрополит Исидор уже жаловался и, кажется, кн. Урусов. — Об отношении церковных и правительственных кругов к «Мелочам архиерейской жизни» см. в примечаниях к т. 6 наст. изд., стр. 664–669. 902 …боюсь за моего… издателя…— Первые два издания «Мелочей…» осуществил И. Л. Тузов. 903 …пишется медленно и обширно. — О какой работе идет речь, установить не удалось. 904 …книге о Редстоке…— Имеется в виду очерк Лескова «Великосветский раскол (Лорд Редсток, его учение и проповедь)», М., 1877, и в том же году — второе издание: СПб., 1877.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

«К вопросу о позитивизме» («Прав. обозр.», 1875) «Классификация выводов. Исследование М. Каринского » (СПб.: 1880) «Критический обзор последнего периода германской философии» («Христианское чтение», 1873) «Об истинах самоочевидных» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1893). «Отрывок из литографированного издания Каринского «Логика» («Вопросы философии», 1947). «По поводу полемики г. проф. Введенского против моей книги»(«Журнал Министерства Народного Просвещения», 1896), «По поводу статьи г. проф. А. И. Введенского » («Вопросы философии и психологии», 1895), «Подложные стихи в сочинении иудейского философа Аристовула»(«Журнал Министерства Народного Просвещения», 1876), «Разбор мнения Милля о постулатах геометрического знания, подразумевающихся при геометрических дефинициях»(«Журнал Министерства Народного Просвещения», 1897), «Разногласие в школе нового эмпиризма по вопросу об истинах самоочевидных» (Пг., 1914), «Связь философских взглядов с физико-астрономическими в древнейший период греческой философии» (Христианское чтение, 1883) «Связь философских взглядов с физико-астрономическими в древнейший период греческой философии» (Христианское чтение, 1883) «Темное свидетельство Ипполита о философе Анаксимене» (Христианское чтение, 1881) «Учебники логики М. М. Троицкого» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1889) «Ф. Козловский. Учебник логики»(«Журнал Министерства Народного Просвещения», 1897), «Явление и действительность» («Прав. обозр.», 1878) Идеализм и реализм: Историко-критическое обозрение» Петра Линицкого » («Христианское чтение», 1892) Список литературы: Миртов Д. В. М. И. Каринский и его философские воззрения. – «Мысль и слово», Т. 2. М., 1917. Новая философская энциклопедия. В четырех томах./Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет:В.С. Степин,А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, Т. II, Е – М. Родлов Э. Л. Ученая деятельность проф. М. И. Каринского . СПб., 1895. Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост.П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Karinsk...

Крушение Лиги Наций ничего не меняет в этой дилемме. Много лиг и империй могут создаться и разрушиться, прежде чем будет найдена устойчивая форма единства. Если она не будет найдена, общая гибель неизбежна. Не спасется и Россия, пространства которой уже перестали быть недоступными для современной техники. Но спасение возможно лишь на путях ограничения национальных интересов, подчинения их общему благу того безымянного целого, в котором мы живем. В такое время возрождать идеологию чистого национализма столь же утопично, как служить Интернационалу. Национализм наших дней может быть огромной разрушительной силой – как одержимость, как безумие; как форма реальной политики, он пережил себя. 2 бутада (фр. Boutade) – фраза, сказанная в раздражении; выходка. В 16– 17 вв. – веселый танец, небольшой импровизируемый балет. Позднее – инструментальная фантазия. 3 Мехлис Лев Захарович (1889–1953) – советский государственный и военный деятель, генерал-полковник. Член ЦК ВКП(б) (1937–1953). В 1904– 1911 годах работал конторщиком в Одессе и был домашним учителем. В 1907–1910 годах – член рабочей сионистской партии «Поалей Цион». С 1911 года в русской армии. Служил во 2-й гренадёрской артиллерийской бригаде. В 1912 году получил звание бомбардира (звание в артиллерии, соответствовало званию ефрейтора в пехоте и кавалерии). Позже получил звание фейерверкера (старшее унтер-офицерское звание в артиллерии). До 1917 года – в артиллерии. В 1918 году вступил в коммунистическую партию и до 1920 года был на политработе в Красной армии. В 1921–1922 годах – управляющий административной инспекцией в Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции (нарком И. В. Сталин). В 1922–1926 годах – помощник секретаря и заведующий бюро секретариата ЦК, личный секретарь и любимец И. В. Сталина. Читать далее Источник: Собрание сочинений : в 12 томах/Г. П. Федотов ; [сост., примеч., вступ. ст.: С. С. Бычков]. - Москва : Мартис : SAM and SAM, 1996-./Т. 7: Статьи из журналов " Новая Россия " , " Новый Град " , " Современные записки " , " Православное дело " , из альманаха " Круг " , " Владимирского сборника " . - 2014. - 486 с./Политика изоляции и национальная политика. 283-286 с. ISBN 978-5-905999-43-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Автор Нью–Йорк, июль 1889 г. Предисловие к английскому изданию 1866 года Искренне благодаря Бога за здоровье и силы, я предлагаю публике описание полного событиями периода церковной истории с начала IV века до конца VI века. Этот том завершает мою историю ДРЕВНЕГО ХРИСТИАНСТВА . Сначала я намеревался изложить историю третьего периода в одном томе, но из соображений симметрии пришлось поделить ее на два тома одинакового объема с первым, появившимся несколько лет назад. Этим объясняется непрерывная нумерация страниц во втором и третьем томах. Готовя к публикации эту часть моей «Истории церкви», я не мог активно преподавать, и мне приходилось часто прерываться из-за других дел, из-за поездки в Европу и из-за утраты части рукописи, которую пришлось переписывать. С другой стороны, я пользовался великим преимуществом постоянного и свободного доступа в лучшие библиотеки страны. Я особенно обязан библиотеке Астора и библиотеке Богословской семинарии Союза в Нью–Йорке, где присутствует полный набор трудов греческих и латинских отцов церкви и почти все остальные важные источники по истории первых шести веков ее существования. Я пользовался разными изданиями произведений отцов церкви (особенно бенедиктинским), но добросовестно отмечал случаи, когда присутствуют разночтения в нумерации глав и разделов, а также проповедей и посланий, как случается с трудами Василия, Григория Назианзина , Иеронима, Августина и Льва Великого . Помимо первоисточников, я постоянно сверялся с более поздними трудами немецких, французских и английских историков. В процессе работы я все больше и больше исполнялся восхищения перед великими учеными XVII и начала XVIII веков, которые с поразительным трудолюбием и терпением выискивали редкие материалы и изучали христианские древности в малейших подробностях. Достаточно упомянуть создателей бенедиктинского издания отцов церкви; болландистов в области агиографии; Манси и Гардуина, собравших постановления соборов; Галланди, Дюпена, Сейллье, Удена, Кейва, Фабриция в патристике и истории литературы; Theologica dogmatica Петау, Mémoires Тиллемона, Defensio Fidei Nicaenae Булла, Antiquities бингема, Ketzerhistoric Уолша. В том, что касается учености, проницательности, суждений и почтительного духа, эти и подобные труды не уступают лучшим произведениям современной тевтонской прессы (если не превосходят их); последняя же, что нас радует, превосходит их в отношении критического восприятия, философского осмысления, художественной подачи материала, беспристрастности и свободы духа, без которых невозможна подлинная история. Эти эпохи и таланты дополняют друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Сметанин В.А. Византийское общество XIII – XIV  веков по данным эпистолографии.  – Свердловск:  Уральский университет, 1987. Соколов И.И. Лекции по истории Греко–Восточной церкви: В 2–х  томах. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. – Т. I.  (Библиотека христианской мысли. Исследования). С.154–160, 335–337. Соколов И.И. Лекции по истории Греко–Восточной церкви: В 2–х  томах. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. – Т. II.: Преп. Феодор Студит, его церковно–общественная и богословско–литературная деятельность. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита. О монашестве. (Библиотека христианской мысли. Исследования). С.90–92.   Библиография работ автора: Автобиография/Пер.  с греч.: Е.И.Троицкий//Христианское чтение. – СПб.,  1870. – Т. 2.   Апология//Христианское чтение. – СПб.,  1889. – Т. 1. Изложение свитка (томоса) веры против Векка//Христианское чтение. – СПб.,  1889. – Март–апрель, сентябрь–октябрь, ноябрь–декабрь. Исповедание, составленное после того, как случилось восстание против Григория клириков//Христианское чтение. – СПб.,  1889. – Т. 1. Письма/Пер.  с греч.: В.А. Сметанин// Сметанин В.А. Византийское общество XIII – XIV  веков по данным эпистолографии.  – Свердловск:  Уральский университет, 1987. Письмо к императору Андронику Палеологу Старшему//Христианское чтение. – СПб.,  1870. – Т. 2. Послание к императору Андронику Палеологу против митрополита Эфесского Иоанна Хилы и Марка//Христианское чтение. – СПб.,  1889. – Т. 1. Похвальное слово св. Евфимию епископу и чудотв. Мадитскому, написанное Григорием Кипрским/Пер.  с греч.: еп. Арсений (Иващенко). – М., 1889. Трактат об исхождении Святого Духа//Христианское чтение. – СПб.,  1889. – Т. 2.  Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/person/2710025

1065 А именно: Юлия Цезаря, Августа, Тиверия, Клавдия, Нерона, Веспасиана, Домициана, Нервы, Траяна, Адриана, Антонина Пия, Фавстины Старшей, Марка Аврелия, Фавстины Младшей, Люциллы, Коммода, Криспины, Септимия Севера, Юлии Домны, Каракаллы, Геты, Александра Севера, Юлии Маммеи, Филиппа Старшего, Траяна Декия, Етрусциллы, Волюзиана, Валериана, Галлиена, Салонины, Постума, Клавдия II, Аврелиана, Северины, Проба, Кара, Карина, Диоклетиана, Максимиана Геркулия, Констанция I Хлора, Максимиана Галерия, Максимина II Даки, Ликиния Старшего, Константина I Великого, Константина Младшего, Криспа, Констанса, Констанция II, Юлиана, Валентиниана I, Валенса, Грациана, Феодосия Великого, Гонория, Аркадия, Феодосия II, Анастасия Дикора, Иустина I, Юстиниана Великого , Иустина II и Софии, Тиверия, Маврикия, Фоки, Ираклия, Константина Погоната, Феофила-Иконоборца, Льва VI Мудрого, Константина Порфирородного, Романа Лакапена, Иоанна Цимисхия, Uoahha II Комнена, Мануила Комнена; сорок пять монет с изображением креста, Спасителя и Божией Матери с надписями христианскими, но без имен императоров, принадлежат временам Палеологов. 1071 О нахождении и назначении этих горшочков см. у архим. Макария в Археолог. описан. церковн. древностей в Новгороде, ч. 1, стр. 282. 1073 Они суть следующие: 1) Подробный словарь русских гравированных портретов в 4-х томах, с 700 фототипными портретами в тексте. СПБ. 1886–1889 гг. 2) Русские народные картинки в пяти книгах. Текст без атласа. СПБ. 1881 г. 3) Материалы для русской иконографии в 12-ти томах. СПБ. 1884–1886 гг. 4) Полное собрание гравюр Рембрандта со всеми разницами в отпечатках; 1000 фототипий без ретуши. Один том текста и атлас в трех томах в лист. СПБ. 1890 г. 5) Полное собрание гравюр учеников Рембрандта и мастеров, работавших в его манере; 478 фототипий без ретуши. Том текста и атлас в двух томах. СПБ. 1894 г. 6) Достоверные портреты московских государей: Ивана III, Василия Ивановича и Ивана IV Грозного, с 47-ю рисунками. СПБ. 1882 г. 7) Атлас гравюр Н.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В переводе на русский язык Полное собрание творений святителя Григория Богослова было издано трижды: в 1822 – 1841 гг., в 1843 – 1848 гг. (в шести томах) и в 1889 г. (в двух томах). Святителя Моисея, архиепископа Новгородскаго НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 1: Подобен: Небесных чинов: Троическим Светом озарився,/со Ангелы ликуеши,/Престолу предстоя всех Царя/и почесть приемля трудом твоим,/Моисее, преблаженне святителю,/Егоже присно моли/о чтущих память твою. Иже от любве пение приносящих ти/не забуди, святителю,/но моление простри ко Господу/и избави нас бесовскаго нахождения и лютаго озлобления,/да не посрамлени будем/в день страшнаго испытания. Исцелений и чудес даром/прослави тя Господь по смерти твоей,/Егоже славу, блаженне,/словом и житием твоим поведал еси,/се бо яви нам честныя мощи твоя,/яко сокровище некрадомо,/к нимже притекающе, приемлем благодать,/Моисее святителю. Слава, глас 5: Днесь воспоем святителя,/благочестия наставника,/Церкве столпа непоколеблема,/источника исцелений неизчерпаема,/пролитие дарований духовных,/великому же Новуграду просветителя/и о всех молитвенника тепла,/к немуже возопием:/святителю Моисее,/не престай моляся о душах наших. И ныне, Богородичен: Радуйся, вселенныя похвало;/радуйся, храме Господень;/радуйся, горо приосененная;/радуйся, всех прибежище;/радуйся, свещниче златый;/радуйся, славо православных честная;/радуйся, Марие, Мати Христа Бога;/радуйся, раю; радуйся, Божественная трапезо;/радуйся, сене; радуйся, ручко всезлатая;/радуйся, всех упование. На стиховне стихиры, глас 2. Подобен: Доме Евфрафов: Дом Духа Пресвятаго,/совершенный верою Христу Богу,/Православия утверждение/показался еси,/Моисее прехвальне. Стих: Священницы Твои облекутся в правду,/и преподобнии Твои возрадуются. Дом премудрости Божия,/еяже присно наслаждаемся,/и веры истинный учитель/явился еси,/достоблаженне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010