Массы очень чутки к колебаниям духовной температуры. Нельзя руководить массами, потеряв веру. Но руководить ими в свободе возможно лишь при условии разумной веры. Разумность не означает диктатуры разума над всеми подавленными сферами сознания. XIX век слишком часто понимал разумность, как торжество малого здравого смысла над религиозной верой, над эстетикой и даже моралью. Банкротство неудачной его диктатуры привело к взрыву подавленных сил человеческой природы. Убивая в свою очередь разум, они правят теперь свои дикие оргии. Политическая катастрофа наших дней есть лишь следствие духовной революции, обостренное войной. Возвращение в мир свободы возможно только при возвращении разуму его водительского (не тиранического) положения в составе духовной природы. Образ привычный древности: разум – возница, управляющий колесницей страстей, – хотя и не возница в конечном счете, определяет направление пути и выбор конечной цели. Пока разум не восстановлен в своих правах в духовном мире, свобода будет гибнуть жертвой энтузиазма. 1 Либкнехт Карл (1871–1919) – деятель германского и международного рабочего и социалистического движения, один из основателей (1918) коммунистической партии Германии. Бебель Август Фердинанд (1840–1913) – деятель германского и международного рабочего движения, социал-демократ, один из основателей социал- демократической партии Германии. 2 ферейны – различные союзы в Германии. Входящие в них физические лица были связаны членскими правами и обязанностями. 4 Клагес Фридрих Конрад Эдуард Вильгельм Людвиг (1872–1956) – немецкий психолог и философ, сторонник идей Шопенгауэра и Ницше, один из пионеров характерологии и графологии. Гейдекер – точнее Хайдеггер Мартин (1889–1976)– немецкий философ. Создал учение о Dasein (Бытии) как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Читать далее Источник: Собрание сочинений : в 12 томах/Г. П. Федотов ; [сост., примеч., вступ. ст.: С. С. Бычков]. - Москва : Мартис : SAM and SAM, 1996-./Т. 7: Статьи из журналов " Новая Россия " , " Новый Град " , " Современные записки " , " Православное дело " , из альманаха " Круг " , " Владимирского сборника " . - 2014. - 486 с./Восстание масс и свобода. 62-65 с. ISBN 978-5-905999-43-7 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Какого же рода эти действия Божии и с каких сторон удобнее всего они могут быть рассматриваемы нами? Всматриваясь в них, применительно к ограниченным формам нашего конечного мышления, а также соответственно тому, как они изображаются в Откровении, мы не можем не отличать в них своего рода начала, средины и конца. В первом случае они совпадают с происхождением и образованием мира, во втором – с его продолжением и стремлением к предназначенной ему цели, а в третьем – с той последней его судьбой, или полнотой времен, когда все достигнет, своего возглавления во Христе ( Еф.1:10 ). В первом отношении Бог представляется нам как Творец мира, во втором – как его Промыслитель, а в третьем – как Выполнитель Своих планов о мире. Соответственно с сим и самое учение о Боге в Его явлении в мире может быть подразделено на учение: 1) о Боге – Творце мира; 2) о Боге – Промыслителе мира и 3) о Боге – Выполнителе окончательных судеб о мире. При изложении же этого учения нам естественно прежде всего обращать внимание на выяснение и определение общего воззрения на то или иное отношение Бога к миру вообще, без чего, что само собой понятно, нельзя иметь верного взгляда и на частные отношения Божии к тем или иным существам. Но, с другой стороны, мы не можем не подвергнуть своему особеннейшему вниманию и изучению тех частных и особенных отношений Бога к миру, которые имеют для нас самое близкое и внутреннее значение, каковы Его отношения к людям и к самым близким к судьбе их существам духовного мира. А потому нам кажется необходимым вслед за изложением учения о том или ином отношении Бога к миру вообще предлагать, насколько это окажется удобным, и частное учение о подобном же отношении Бога к существам мира духовного и к человеку или человечеству. Читать далее Источник: Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов) архимандрита Сильвестра, доктора богословия, ректора Киевской духовной академии. В 5 томах. Второе изд. – Киев : тип. Корчак-Новицкого,/Т. 3. 1889. – 523 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

86 Там же С 310. Отзыв См. Chastel. Histoire de la destruction du paganisme. P. 348. 87 Впервые опубликовано в журнале «Православное Обозрение» 1883. Т. 1 С 115–141 Westenburg Der Urspung der Sage, dass Seneca Christ gewesen sei Untersuchung nebst einer Rezensien des Briefwechsels des Apostels Paulus mit Seneca. Berlin, 1882. При этом приняты во внимание сочинения – Баура «Seneca und Paulus», Амедея Флери «Saint Paul et Seneque» (в двух томах), Буасье «Римская религия» (кн. 2, гл. 5 Сенека и ап. Павел) в рус. пер. 88 Некоторые указывают на 14-е правило II Турского собора (567 г. ), в котором приводится изречение Сенеки в качестве мнения, благоприятствующего определениям собора по одному вопросу, но ни из чего не видно, чтобы отцы собора считали Сенеку человеком, просвещенным христианством они просто говорят о нем как о философе 90 У Иеронима – optare se dicit (Seneca) eius esse loci apud suos cuius sit Paulus apud Christianos. В переписке: qui meus, tuus apud te locus: qui tuus velim ut meus. 91 Insula у Тацита употреблено в значении дома-особняка, представляющего собой как бы некий остров. 92 Делая перевод переписки, мы имели в виду не столько букву текста, представляющего, по резкому выражению Флери, иногда галиматью, сколько общий смысл подлинника, при этом кроме текста Вестербурга, приложенного к его книге, принимали во внимание и тексту у Флери и пояснения Баура. 94 См изложение современного спора в Германии об Апостольском симво­ле в ноябрьской и декабрьской книгах «Богословского Вестника» за 1893 г. 95 Непонятно, зачем Гарнак поднимает шум из-за подмены слова «осел» словом «вино» Правильное чтение восстановлено уже давно. Даже в русском переводе творений Иустина П. А. Преображенского (М., 1864) рассматриваемые места читаются правильно Восстановление текста уже сделано и не возбуждает никаких затруднений. 96 Нужно заметить, что, напротив, другой критик Гарнака (Функ) соглашается с этим последним в его воззрении на действие Пиония. 97 Впервые опубликовано в журнале «Прибавления к Творениям св Отцев» за 1889 г. (Т. 43). С. 300–358.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

98 Впервые опубликовано в журнале «Прибавления к Творениям св Отцев» за 1889 г. (Т. 43). С. 300–358. 99 Проф. В. Г. Васильевский в «Журнале Министерства Народного Просвещения» с 1887 г. начал печатать ряд интереснейших статей под заглавием «Обозрение трудов по Византийской истории», в которых он описывает историю открытия памятников, касающихся этой науки Ничего подобного нет, не сделано, не только у нас, но и заграницей по части церковно-исторической и патристической науки. Пользуемся сочинением Лехлера, чтобы хоть отчасти познакомить с тем великим делом, какое совершают, во имя науки, труженики и любители ее Подобное ознакомление имеет не только научное, но и высокое нравственное значение, мы научаемся любить и уважать, что действительно заслуживает этого. 101 О содержании, происхождении, составе и значении памятника достаточно было в последнее время сказано и в нашей духовной журналистике, так что считаем лишним здесь говорить обо всем подробно. Имеем в виду статьи в «Православном Обозрении», «Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения», «Трудах Киевской Духовной академии» См также «Прибавления к Творениям св. Отцев» Т 36 С 596–612 103 Первоначально имелось в виду все содержание Энциклопедии вместить в 15 томах и окончить издание в течение пяти лет (1877–1881 гг), но ни то, ни другое желание не осуществилось, в чем, как мы увидим, предприниматели не виноваты. Второе издание выходило в течение 10 лет, да и теперь еще не совсем закончено. В последнем XVIII томе будут напечатаны прибавления (Nachtrage, эти прибавления начаты печатанием с конца XVII тома) и общий указатель (регистр). 104 Считаем нужным заметить, что мы оставим без рассмотрения все слишком краткие статьи, имеющие очень общий характер и дающие лишь самые обычные сведения 108 Разбор этой последней гипотезы см в «Прибавлениях к Творениям св. Отцев» за 1887 г. Т 54. С 50–57. 110 Т. 36. «Исследования современных немецких ученых по части историографии древней Церкви» С 309 и сл. (См эту статью ниже в нашем издании. – Прим Ред.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Список литературы 1. Вишневский Ю.Р. , Шапко В.Т. Социология молодежи: учебник для вузов. Екатеринбург: Издательство УГТУ-УПИ, 2006. 2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А . Социология молодежи: учебное пособие/под ред. проф. Волкова Ю.Г. Ростов-н/Д, 2001. 3. Воспоминания Льва Тихомирова. Предисловие Невского В.И . Вступительная статья Фигнер В.Н. М.; Л.: ГИЗ, Центрархив, 1927. 4. Изгоев А.С. Об интеллигентной молодёжи//Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. 4-е издание. М.: Типо-литография тов. И.Н. Кушнарев и К. 1909. 5. Ленин В.И. Письмо А.А. Богданову и С.И. Гусеву// Ленин В.И. Полное собрание сочинений в пятидесяти пяти томах. Издание 5. Т. 9. М.: Издательство политической литературы. 1967. 6. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи: учебное пособие. СПб: ИД «Петрополис», 2008. 7. Репников А.В., Милевский О.А. Две жизни Льва Тихомирова. М.: Academia, 2011. 8. Социология молодежи: учебник/под ред. проф. Кузнецова В.Н. М: Гардарики, 2007; 9. Социология молодежи: Учебник/Под ред. проф. Лисовского В.Т. СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. 10. Социология молодёжи. Энциклопедический словарь/отв. ред. Зубок Ю.А., Чупров В.И . М.: ACADEMIA. 2008. 11. Тихомиров Л.А. К вопросу об общественной деятельности учащейся молодёжи/ Тихомиров Л.А. Апология веры и монархии. М.: Москва , 1999. 12. Тихомиров Л.А. Молодёжь и её учители// Тихомиров Л.А. Критика демократии. М.: Москва, 1997. 13. Тихомиров Л.А. Начала и концы. Либералы и террористы// Тихомиров Л.А. Критика демократии. М.: Москва, 1997. 14. Тихомиров Л.А. Очередной вопрос//Московские ведомости. 1889. 121. 15. Тихомиров Л.А. Почему я перестал быть революционером// Тихомиров Л.А . Критика демократии. М.: Москва, 1997. 16. Тихомиров Л.А. Тени прошлого. Воспоминания. М.: Издание журнала «Москва», 2000. 17. Тихомиров Л.А. Христианство и политика. М.: ГУП «Облиздат», ТОО «Алир», 1999. 18. Тихомиров Л.А. Что делать молодёжи?/ Тихомиров Л.А. Критика демократии. М.: Москва, 1997.

http://ruskline.ru/analitika/2017/07/201...

Дн. Суворина – Дневник А. С. Суворина. Ред., предисл. и примеч. М. Кричевского. М. – Пг., 1923. Ежегодник МХТ – Ежегодник Московского Художественного театра. 1944 г., т. I. М., «Искусство», 1946. Записки ГБЛ – Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Вып. VIII. А. П. Чехов. М., 1941; вып. 16. М., 1954. Из прошлого – Вл. И. Немирович-Данченко. Из прошлого. М., Гослитиздат, 1938. Избранные письма – Вл. И. Немирович-Данченко. Театральное наследие, т. 2. Избранные письма. М., «Искусство», 1954. Книппер-Чехова – «Ольга Леонардовна Книппер-Чехова». Часть первая. Воспоминания и статьи. Переписка с А. П. Чеховым (1902–1904); Часть вторая. Переписка (1896–1959). Воспоминания об О. Л. Книппер-Чеховой. М., «Искусство», 1972. Летопись – Н. И. Гитович. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. М., ГИХЛ, 1955. ЛН – «Литературное наследство» (т. 68. Чехов. М., Изд-во АН СССР, 1960; т. 85. Валерий Брюсов. М., Изд-во «Наука», 1976; т. 87. Из истории русской литературы и общественной мысли 1860–1890 гг. М., Изд-во «Наука», 1977). Переписка с Книппер – Переписка А. П. Чехова и О. Л. Книппер (т. 1. М., Изд-во «Мир», 1934; т. 2. М., Гослитиздат, 1936). Письма – Письма А. П. Чехова. Изд. М. П. Чеховой. Т. II (1888–1889). М., 1912. Письма Ал. Чехова – Письма А. П. Чехову его брата Александра Чехова. М., Соцэкгиз, 1939. Письма М. Чеховой – М. П. Чехова. Письма к брату А. П. Чехову. М., Гослитиздат, 1954. Пьесы – Антон Чехов. Пьесы. СПб., изд. А. С. Суворина, 1897. Слово – «Слово». Сборник второй. К десятилетию смерти А. П. Чехова. Под редакцией М. П. Чеховой. М., Кн-во писателей в Москве, 1914. Станиславский – К. С. Станиславский. Собрание сочинений в восьми томах. М., «Искусство» (т. 1 – 1954 г., т. 5 – 1958 г., т. 7 – 1960 г.). Чехов – Антон Чехов. Пьесы. Изд. А. Ф. Маркса (СПб., 1901 ; Второе дополненное издание. СПб., 1902 ). Чехов, 2 – Полное собрание сочинений Ант. П. Чехова. Издание второе. Приложение к журналу «Нива» на 1903 г. СПб., изд. А. Ф. Маркса.

http://predanie.ru/book/221220-chayka-dy...

Синод и ответ).    Литвинов В. В. Библиографический указатель литературы о святителе Тихоне Задонском и обзор изданий его творений. — “Воронежская старина”, вып. X. Воронеж, 1911, стр. 262—263.    Житие. Стр. 136.    “Воронежская старина”, вып. X, стр. 262—263.    Православное обозрение”, 1875, 7, стр. 477—481.    Творения, предисловие, стр. VI-VII.    По мнению свящ. Т. Попова, история собирания творений св. Тихона и издания их в печати делится на три периода. Первый — когда изданием занимался келейник святителя — И. Ефимов, т. е. с 1784 по 1796 г. Второй период (свящ. Т. Попов называет его “Болховитиновским”), когда митр. Евгений издал в 1799 г. “Остальные сочинения Преосвященного Тихона”, а в 1825—26 гг. — полное собрание творений в 15-ти томах. Этот период продолжается до времени прославления св. Тихона, т. е. до 1861 г. Хотя за это время по распоряжению Святейшего Синода и было предпринято два издания творений святителя (2-е — в 1836 г., 3-е — в 1860 г.), однако они полностью были переизданы с издания митр. Евгения 1825—26 гг. И наконец, третий период начинается с 1861 г. и, по выражению свящ. Т. Попова, носит название “Бердниковский”, т. к. И.Д. Бердников проделал всю техническую работу по подготовке нового проверенного и исправленного издания (Попов Т., свящ. Цит. соч., стр. 35—36). Однако последние издания творений святителя лучше назвать Синодальными, поскольку они предпринимались по инициативе и под руководством Святейшего Синода.    Попов Т., свящ. Цит. соч., стр. 240.    Евгений (Болховитинов), митр. Цит. соч., стр. 101.    Евгений (Болховитинов), митр. Цит. соч., стр. 101. Под именем св. Тихона это сочинение было напечатано в 1796 г.    Творения. Т. I, стр. 125.    Лебедев А., прот. Цит. соч., стр. 176.    Попов Т., свящ. Цит. соч., стр. 256. В изданиях творений св. Тихона до Синодального периода, т. е. в 1825—26 гг., 1836—37 гг., 1860 г., принято деление второго рода, в Синодальный период (1875, 1889, 1899 г.) — первого, т. е. на две книги.    Попов Т., свящ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Кроме названных систематических руководств по б. археологии, очень много сведений по этой отрасли знания, хотя и в отрывочном виде, даны в сочинениях Велльгаузена И. (Prolegomena zur Geschichte Israels, 3-е изд. 1888 г., Abriss der Geschichte Israels und ludas, 1884), Штаде Б. (Geschichte des Volkes Israel, 1887) и Шюрера (Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Iesu Christi, 1890), у E. Ренана, (Histoire du peupie Israel,1887 г.), а также в библейских словарях Винера Г. (Biblisches Realwörterbuch, 1819), Шенкеля Д.(Bubellexucon, 1869–75), Смита В. (А. dictionary of the Bible, comprising its Antiquities, Biography, Geography and natural history, 1860), Рима E. (Handwörterbuch des biblischen Alterthums, 1875) и абб. Ф. Вигуру (Dictionnaire de la Bible). Для библейской символики, т. е. для объяснения символического значения ветхозаветного культа, лучшим руководством остаются сочинения Бэра: «Die Symbolik des mosaischen Cultus» (1837) и «Der solomonische Tempel mit Berücksichtigung seines Verhältnisses zur heiligen Architectur überchaupt», (1848). Первый опыт руководства по б. археологии на русском языке представляет, явившееся в 1869 г., сочинение г. Зайцева: «Очерк быта древних евреев». Полный Систематический курс этой науки представляет переведенное с немецкого языка студентами Киевской д. академии, под наблюдением проф. А. А. Олесницкого и напечатанное в «Трудах Киевской д. академии», руководство Кейля: «Руководство к библейской археологии», 1875 г. После него в 1884 г. было издано руководство архимандрита Иеронима: «Библейская археология» (в 2-х томах, недоконченное издание). Кроме систематических руководств, на русском языке было издано много отдельных сочинений по тем или иным вопросам б. археологии, как-то: «Ветхозаветный храм в Иерусалиме», (в 1889 г.), проф. А. А. Олесницкого (издание Императ. православного палестинского общества); «Ветхозаветный храм», (1890 г.) проф. Д. М. Муретова ; «Древне-еврейские монеты», (1886 г.) проф. А. Булатова; «Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время судей», (1885 г.) проф. И. Г. Троицкого ; – «Идолопоклонство у древних евреев», (1896 г.) – М. С. Пальмова; «Обрезание у евреев» (1891 г.) г. Соколова В. П.; «Быт еврейских царей» – (1898 г.), г. Миролюбова; «Синагоги иудейские, как места общественного богослужения» (1891 г.) г. Никитина А.; «Восточные обычаи в библейских странах», Тристрама Г. В., перевод В. Н. Аничковой, изд. Имп. прав, палест. Общества 1900 г. Кроме этих отдельных исследований, в качестве пособий для б. археологии на русском языке могут служить библейские словари протоиерея Солярского и г. Верховского; «Богословская энциклопедия», издаваемая при журнале «Странник»; «Толковая библия», издаваемая при том же журнале и «Богословский энциклопедический словарь», изд. г. Сойкина. § 26. Разделение б. археологии, как системы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

254 Речь идет о первых четырех томах Дневников, которые охватывают период 1889–1903, то есть время службы Смоленского в Синодальном училище и в Придворной певческой капелле. Ныне хранятся в РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 3, 5, 7, 8. 255 Чудовские певчие – хор митрополита Московского, созданный в середине XVIII века и получивший свое название по кремлевскому Чудову монастырю, в котором тогда находилась резиденция московских архиереев. Федор Алексеевич Багрецов был певчим, солистом, а потом регентом этого хора; при нем (1840–1874) слава чудовских певчих достигла наивысших вершин (см. подробнее во втором томе серии). 256 При И.Д. Бердникове, который отдал училищу 28 лет жизни, началось формирование Синодального училища как самостоятельного учебного заведения со своей образовательной программой. Подробнее см. во втором томе серии. 257 В 1880 году, после кончины Бердникова, инспектором Синодального училища был назначен преподаватель греческого языка Петр Семенович Соколов. Н.Ф. Добровольский, служивший до того «младшим учителем», был перемещен на должность «старшего учителя». Инспектором Добровольский стал по инициативе Шишкова в 1885 году, после ухода Соколова. По утверждении нового штата училища в июне 1886 года Добровольский стал директором (утвержден в этой должности в октябре того же года), должность инспектора оставалась вакантной, пока не была совсем упразднена. В декабре 1885 года Смоленский был вызван в Петербург министром народного просвещения И.Д. Деляновым и К.П. Победоносцевым для участия в комиссии по обсуждению программ пения для городских училищ и духовных учебных заведений. Тогда же ему впервые было предложено место директора Синодального училища. 258 8 марта 1893 года Чайковский возвратил тетрадь Алексея Петрова с письмом следующего содержания: «Многоуважаемый Степан Васильевич! Возвращаю при сем тетрадь контрапунктических работ А. Петрова, которую я просмотрел с великим удовольствием. Хвала и честь вам и Василию Сергеевичу! Я вынес из вчерашнего посещения вас самое отрадное впечатление» П.И. Полн. собр. соч. Т. 17. М., 1981. С. 60).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

58 Ильминский Николай Иванович (24.04.182227.12.1891). В 1846 окончил КазДА. С 1850 в С.-Петербурге работал над переводами богослужебных книг на татарский язык. В 1851–1853 изучал арабский, турецкий и персидский яз. в Дамаске, Константинополе, Каире. С 1854 преподавал восточные языки в КазДА. 1861–1872 – проф. КазДА и Казанского университета. Был одним из основателей Братства Св. Гурия. С 1872 директор Казанской учительской семинарии (Отечественная история II. 341342). 59 Малов Евфимий Александрович (183525.02.1918). В 1862 окончил КазДА, пом. ректора Казанской ДС. 1863 – магистр богосл., бакалавр КазДА. 1868 – экстраорд. проф. 1869 – иерей. 1870 – благочинный училищ девиц дух. звания. 1880 – протоиерей. 1886 – орд. проф. 1901 – д-р богосл., проф. по кафедре противомусульманских миссионерских предметов (ИС 1905. 25; Русское православие). 60 Ивановский Николай Иванович (18401913). В 1865 окончил СПбДА, канд. богосл., бакалавр КазДА. 1867 – магистр, пом. инспектора КазДА. 1869 – экстраорд. проф. В 1876–1880 инсп. КазДА. 1883 – д-р богосл. и орд. проф. Автор работ, посвященных различным аспектам старообрядчества. С 1871 проводил миссионерские беседы со старообрядцами. Совершил ряд миссионерских поездок по епархии (Христианство III. 327; ИС 1905. 24). 61 Миротворцев Василий Васильевич (183822.09.1891). 1863 – окончил СПбДА, канд. богосл. Препод. КазДА. С 1881 – инсп. КазДА. 28 лет стоял во главе миссионерского отделения против буддизма и принимал активное участие в комиссии по переводу священных и богослужебных книг на инородческие языки (Брокгауз-Эфрон. XIX. 434). 62 Машанов Михаил Александрович (11.05.18521924). 1872 – окончил Тобольскую ДС и поступил в КазДА. В числе его преподавателей были Н.И. Ильминский , Е.А. Малов, Н.П. Остроумов . 1876 окончил КазДА, оставлен в Академии преподавателем миссионерских противомусульманских дисциплин. 1878 – приват-доц., 1884 – и. д. доцента на кафедре арабского яз. 1881– 1904 – член и делопроизводитель Братства Св. Гурия. 1885 – магистр богосл. и доц., командирован на два года в Сирию, Палестину, Египет и в Аравию для изучения арабского яз. и мусульманской богосл. литературы. 1887 – экстраорд. проф. С 1889 безвозмездно преподавал на двухгодичных миссионерских курсах. В 19191920, продолжая преподавательскую деятельность в КазДА, написал курс лекций «Ислам среди народов Восточной России» в 38 томах. Этот курс читал советским работникам на Восточном отделении открывшегося в 1917 Северо-восточного археологического и этнографического института (Хабибуллин).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010