Вследствие телесной немощи митрополита Московского Платона в тот тяжелый для России год Московской епархией управлял его преемник, викарий Московский и епископ Дмитровский, Августин. Красноречие преосвященного Августина и его способность постигать дух времени были отмечены государем. Еще в 1807 году император Александр Павлович пожаловал духовному витии драгоценную панагию. Столь сильное впечатление на государя императора произвело слово преосвященного по случаю торжества о заключении мира между Россией и Францией. В 1812 году, когда «враг восстал на ны», Александр I привлек известного церковного деятеля к составлению «молитвы в нашествии супостат». Жизнь преосвященного Августина (в миру Алексея Васильевича Виноградского, 1766–1819) интересна и поучительна для отечественной истории. Наше внимание к его личности было обусловлено тем, что в Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике хранятся две его книги по русской истории. На изданиях – скромный книжный знак с надписью «Из библиотеки Августина Архиепископа Московскаго». Короткий миг, 53 года земной жизни преосвященного Августина, наполнен большим количеством свершенных им дел. Сначала были годы учебы в Перервинской семинарии, затем – в Московской Духовной академии. Все это время ему сопутствовал труд в овладении науками. Юноша усердно изучал российскую словесность. Но в школе он привык больше мыслить и писать по латыни, нежели по-русски. Его латинские стихи были признаны «золотыми». В этот же период Алексей Виноградский пробовал свои силы и в написании проповедей. Талантливый воспитанник был замечен митрополитом Платоном и до конца жизни иерарха русской церкви находился в его духовном окормлении. 16 января 1794 года Алексей Виноградский по благословению духовного наставника принял постриг в Троице-Сергиевой Лавре. В монашеском чине наречен был Августином, именем одного из красноречивейших учителей церкви, вероятно, в честь Августина Аврелия , блаженного епископа Иппонского (353–430), память которого празднуется 15 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Сергиополис К северу от реки Евфрат расположены территории, входившие в Эдесское царство. Там, по некоторым предположениям, еще в конце II века при царе Абгаре VIII христианство впервые в истории стало государственной религией. Основные памятники (города Эдесса и Нисибин, в котором родился святой Ефрем Сирин) сейчас находятся на территории Турции. Но логично предположить раннее развитие христианства и на сирийской части Эдесского царства, ведь святые апостолы Фома, Фаддей и Симон Кананит ходили именно по этой земле. Территории на правом берегу Евфрата контролировались римлянами, которые подвергали христиан гонениям. При римском императоре Галерии в начале IV века приняли мученическую смерть военачальники Сергий и Вакх. В изложении святителя Димитрия Ростовского, братьев отправили из Рима к правителю восточных провинций Антиоху в город Варвалиссо. Там Вакха забили до смерти бичами. Сергий же был обут в железные сапоги с острыми гвоздями и поведен в город Розафу (Расафу), где был усечен мечом предположительно в 305 году. Епископ Александр Иерапольский построил здесь первую церковь в честь святых, после чего город был переименован в Сергиополис и стал центром епископии Антиохийской Православной Церкви (в 430-е годы, а затем митрополии) и крупным местом паломничества. При императоре Анастасии (491–518) город начали укреплять. Был возведен центрический, с четырьмя конхами в плане, митрополичий собор с синтроном и баптистерием, повлиявший на развитие архитектуры на Ближнем Востоке и в Армении (например, на храм в Звартноце). До 518 года там же начали строить крупную базилику (названа археологами базиликой «В») в честь святых мучеников Сергия и Вакха, чьи мощи были перенесены в специальный придел рядом с апсидой. При императоре Юстиниане Великом (527–565) была завершена перестройка в камне стен города с 50 башнями. Возведены три огромные каменные подземные цистерны для воды (13 м высотой), а также огромный паломнический комплекс с собором Святого Креста (назван и датирован 559 годом по надписи, прочитанной в 1977 году), который в IX веке пришлось укрепить дополнительными арками, колоннами и контрфорсами.

http://pravoslavie.ru/82536.html

Белгород ЦВ 9 (430) май 2010 /  14 мая 2010 г. Святейший Патриарх Кирилл посетил Белгородскую епархию В начале мая состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла в Белгород. В ходе поездки Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Харьковской горе, посетил музей-заповедник «Прохоровское поле», встретился с ветеранами Великой Отечественной войны. Днем 1 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Белгород. Из аэропорта Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна и губернатора Белгородской области Е.С. Савченко направился в Белгородскую духовную семинарию. В семинарском домовом храме во имя святителя Иннокентия Московского архиепископ Иоанн обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви с приветственным словом и подарил Патриарху Кириллу фото, запечатлевшее участие Его Святейшества, тогда еще митрополита Смоленского и Калининградского, в торжественной церемонии основания Белгородской духовной семинарии. «Радуюсь возможности переступить порог Белгородской миссионерской семинарии, которая за годы своего существования подготовила много делателей на ниве Христовой, — сказал в ответном слове Святейший Патриарх Кирилл. — Замечательно, что у этой семинарии миссионерская направленность. Народ наш, пройдя через десятилетия безбожия, в значительной степени утратил мировоззренчески связь с православием. И для того чтобы люди — и старшего поколения, и среднего и младшего поколений — могли стать православными не “статистическими”, а реальными, для того чтобы люди обрели способность мотивировать свои поступки принадлежностью к православной вере, нужно очень много трудиться, не щадя живота своего. И на переднем крае этой духовной брани находятся те священнослужители, которые отождествляют себя с миссионерским деланием». Затем Святейший Патриарх направился в Преображенский кафедральный собор, где поклонился мощам святителя Иоасафа Белгородского.

http://e-vestnik.ru/news/svyatejshij_pat...

Богослужение в Бутово ЦВ 9 (430) май 2010 /  14 мая 2010 г. Память Собора новомучеников, в Бутове пострадавших 1 мая, в день Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, который празднуется ежегодно в 4-ю субботу по Пасхе, Святейший Патриарх Кирилл по традиции возглавил служение Божественной литургии под открытым небом на Бутовском полигоне вблизи храма Новомучеников и исповедников Российских. В алтаре была установлена икона Собора новомучеников Бутовских, перенесенная крестным ходом после совершенного накануне вечером богослужения из храма Воскресения Христова на Бутовском полигоне. На богослужении присутствовали несколько тысяч человек из Москвы, Подмосковья и других регионов России. По завершении Божественной литургии Предстоятель Русской Церкви вознес молитвы ко святым новомученикам и исповедникам Российским и совершил литию об упокоении приснопоминаемых рабов Божиих, «за веру и правду в годы лихолетия страшные страдания, истязания и мученическую кончину претерпевших и на месте сем погребенных». Затем со словом приветствия к Предстоятелю Русской Церкви обратился настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне протоиерей Кирилл Каледа, который поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с днем памяти Бутовских новомучеников, отметив, что празднование совершается уже в 11-й раз. «Это место называют Голгофой, потому что множество православных здесь пострадало, исповедуя свою веру во Христа, веру во всеобщее воскресение, — сказал настоятель. — Символом Голгофы является крест. По милости Божией три года назад на это святое место с Соловков, другой русской Голгофы, прибыл крест, прошедший по тем водным путям, которые также созидались трудом умученных людей. И теперь этот крест благоукрашает это святое место». Соловецкий поклонный крест был установлен на Бутовском полигоне в 2007 году к 70-летию начала массовых репрессий и рас-стрелов на этом месте. На память о состоявшемся богослужении протоиерей Кирилл Каледа вручил Святейшему Патриарху Кириллу резное изображение Соловецкого поклонного креста с частицей земли с Бутовского полигона. Предстоятель Русской Церкви поздравил отца Кирилла и всех верующих с праздником. «Пусть подвиг новомучеников и исповедников Российских поможет всем нам, каждому на своем месте — и Патриарху, и митрополитам, и архиепископам, и епископам, и священникам, и диаконам, и прислужникам, монахам и мирским — нести свой крест и свое служение так, чтобы не посрамилось имя Божие», — сказал Святейший Патриарх Кирилл.   14 мая 2010 г. HTML-koд для сайта или блога: Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/church/pamyat_sobora...

426 Этот фрагмент текста восстановлен по Музейному списку (л. 23 об.), так как Синодальный список Жития Кассиана Босого имеет следы сознательной правки: имя Даниила отсутствует, хотя ниже упоминается какой-то архимандрит, которого великий князь Василий III, как и Кассиана, «великой чести сподобил» и «одарил», причем словосочетание «архимандрита же и» подчищено, но исправления на новое чтение нет; ниже местоимение «их» исправлено на «его». Даниил (в миру Дмитрий Константинов) родился в Переяславле-Залесском около 1459 г., был послушником в Никитском монастыре, в 1482 г. постригся в монахи в Пафнутьево-Боровском. В 90-е годы XV в. жил в пустыни на реке Рузе, в Никитском монастыре, а затем в переяславском Горицком, архимандритом которого стал в 1521 г. В 1525 г. по повелению великого князя Василия III принял игуменство в основанном им самим переяславском Троицком монастыре, где ввел строгий общежительный устав, выстроил две каменные церкви. В 1539 г. из-за старости и болезни Даниил оставил игуменство и вскоре умер (1540/1541). Даниил был крестным отцом детей великого князя Василия III – Ивана и Юрия. По повелению Ивана IV Грозного и митрополита Макария в 50–60-е годы XVI в. было написано Житие Даниила Переяславского. Его автором был духовник царя Андрей, ученик святого, позднее ставший митрополитом Московским и составителем Степенной книги. 427 Если автором этого текста был Вассиан Кошка, то он занимал должность келаря Иосифо-Волоколамского монастыря после Феодосия (1526–1527), до Саввы Слепушкина (1533). 428 Мясопустная суббота – суббота на Мясопустной неделе (предпоследняя неделя перед Великим постом), в которую поминали усопших, родительская Суббота. 429 Сырная неделя, или Сыропустная седмица, – последняя неделя перед Великим постом, в течение которой было запрещено есть мясо, но позволено употреблять сыр и масло. 430 Елена – дочь князя Василия Львовича Глинского, вторая жена великого князя Василия III, великая княгиня с 1526 г. От этого брака у нее было два сына – Иван (1530) и Юрий (1532). В 1533–1538 гг. она была регентшей при малолетнем сыне, великом князе Иване IV. В годы ее правления большую роль в государственных делах играли фаворит княгини И.Ф. Овчина-Телепнев-Оболенский и митрополит Даниил. Вела активную борьбу с сепаратизмом удельных князей: при ней были ликвидированы уделы Юрия Дмитровского и Андрея Старицкого, подавлены заговоры Андрея Шуйского и Михаила Глинского. Вела успешную войну против союзных войск польского короля Сигизмунда и крымского хана, заключив в 1536 г. перемирие на выгодных для Москвы условиях. По преданию, была отравлена, умерла в 1538 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1033 Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900), философ, публицист. Учился на физико-математическом факультете ИМУ (1869–1873), сдал кандидатский экзамен за полный курс историко-философского факультета ИМУ (1873). Доцент по кафедре философии ИМУ; посещал МДА в качестве вольнослушателя (1874). Изучал историко-философские памятники в Британском музее (1875–1876). Перевелся в ИСПбУ (1877), Ученый совет которого удостоил Соловьева степени магистра философии (1877). Доктор философии (1880). В 1881 г. оставил преподавание. Основные труды: «Великий спор и христианская политика» (1883), «История и будущность теократии» (1886), «Россия и Вселенская Церковь » (1889) (см.: Соловьев В.С. Собр. соч.: В 10 т. 2-е изд., СПб., 1911–1914). О В. С. Соловьеве см.: Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990. 1034 См.: Отчет о деятельности студенческого философско-психологического кружка за 1899/1900 и 1900/01 учебные годы./БВ. 1902. Т. 1. 2. С. 411–430. 1035 Доклад студента IV курса МДА В.Н. Голубева «К вопросу о свободе воли» см.: Голубев В.Н. К вопросу о свободе совести/Вера и разум, 1902. 2. С. 57–80. 1037 Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич , 1873–1965), митрополит Восточноамериканский и Нью-Йоркский, первоиерарх Русской Православной Церкви за рубежом (1938–1964). Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1897). В 1898 г. принял монашеский постриг, рукоположен во иеродиакона, затем – во иеромонаха; помощник инспектора МДА (1898–1900); инспектор Вифанской ДС(1900); ректор МДС в сане архимандрита (1901–1906). 29.06.1906 г. рукоположен во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. Епископ Холмский и Люблинский (1914); епископ Кишиневский и Хотинский (1915), с 1916 г. – архиепископ. В апреле 1918 г. отстранен от этой должности Румынским Синодом после присоединения Кишиневской епархии к Румынии. Член Священного Собора Православной Российской Церкви (1917–1918), член Священного Синода и Высшего Церковного Совета. В 1919 г. выехал в Константинополь для управления русскими православными общинами. Председатель Русского комитета в Турции (1922). Наблюдал за деятельностью Русской духовной миссии в Палестине (1924–1934). Возведен в сан митрополита (1935) Сербским патриархом Варнавой (Росич). В 1951 г. переехал в США. О митрополите Анастасии (Грибановском) см.: ЦИАМ.Ф. 229. Оп. 4. Д. 3052. Личное дело студента МДА; Жизнь и деятельность Высокопреосвяшеннейшего митрополита Анастасия/Православная Русь, Джорданвилль, 1965, 10. С. 9–10; Косик В.И. Русская Церковь в Югославии (20-е–40-е гг. XX в.). М.т 2000. С. 56–60, 109–113, 137–142, 257–259.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

находясь в Ливадии, в Крыму, Император Николай II болел брюшным тифом. Лечением Государя первоначально занимался лейб-медик хирург Г.И. Гирш, затем профессор Военно-медицинской академии Л.В. Попов. Болезнь Императора вынудила поднять вопрос о престолонаследии. На случай наихудшего исхода болезни Николая II Наследником престола был объявлен Великий князь Михаил Александрович. См.: Витте С.Ю. Избранные воспоминания, 1849–1911 гг. М., 1991. С 385–386. 1064 22 ноября (ст. ст.) Русская Православная Церковь празднует память св. благоверного князя Михаила Тверского (†1318) – небесного покровителя Великого князя Михаила Александровича, бывшего Наследником Российского престола до 1904 г. 1065 Покровский Сергей Сергеевич (1877–?), выпускник МДА, кандидат богословия. Окончил МДА в звании действительного студента (1901), в степени кандидата богословия утвержден 28.09.1901 г. Активный участник студенческого философско-психологического кружка МДА (1899–1901), см.: Отчет о деятельности студенческого философско-психологического кружка за 1899/1900 и 1900/01 учебные годы/БВ 1902. Т. 1. 2. С. 411–430. О С.С. Покровском см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 3099. Личное дело студента МДА. 1066 Алексий (Баженов Дмитрий Владимирович, 1872 – после 1938), епископ Елизаветградский, обновленческий «митрополит». В 1898 г. поступил в МДА. 11.03.1900 г. пострижен в монашество, а 06.04.1900 г возведен в сан иеродиакона. Уволен решением Правления МДА (1901), принят в СПбДА. Рукоположен во иеромонаха (1902), окончил СПбДА со степенью кандидата богословия (1902), преподавал в Псковской ДС. Помощник смотрителя Рязанского духовного училища (1904); смотритель Бахмутского духовного училища (1906); ректор Черниговской ДС (1911), с возведением в сан архимандрита, 08.12.1913 г. хиротонисан во епископа Николаевского, викария Херсонской и Одесской епархии; епископ Елизаветградский, викарий Херсонской и Одесской епархии (1919), временно управляющий Одесской епархией (1920–1921), 26.06.1921 г. отстранен Св. патриархом Тихоном от управления Одесской епархией, в начале 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Архиепископ Фаддей даёт советы о приёмах и способах преподавания. Он обращает особое внимание на то, что изучение молитв должно носить практический характер. Молитва не только должна быть понятна для ума, но должна «...возбудить в детях соответствующие словам молитвы чувства, образовать в них навык к молитве, привить сознательную и живую потребность в ней...» 430 . Рассматривая практические средства обучения молитве, архиепископ Фаддей основывается на особенностях детского восприятия, в котором преобладает не рассудок, а воображение и чувства, и потому необходимо, чтобы это были впечатления, питающие религиозные чувства. Дети склонны к подражанию, и ещё одним средством обучения молитве является личный пример учителя. Задача наставника заключается в том, чтобы молитвенное подражание взрослым не было просто механическим копированием их действий, а прививалось к сердцу как осознанное и добровольное чувство. Необходимо, чтобы молитва стала ежедневным, неопустительным жизненным правилом, воспринималась как долг, не исполнив который ребёнок не мог бы чувствовать себя спокойно. В подтверждение этой мысли он приводит слова святителя Иннокентия, митрополита Московского: «...молитвою и непременным исполнением её в назначенное время детям внушается, что они не животные (вольные), но чем-то обязаны, что есть Кто-то, Кому они должны поклоняться и кланяться иначе, нежели людям» 431 . Молитвенное делание – путь долгий и трудный. Подчёркивая его последовательно усложняющийся характер, архиепископ Фаддей, опираясь на слова святителя Феофана Затворника , показывает, что нужно «всегда начинать с молитвы деятельной (т. е. чтения положенного правила, поклонов, стояния и т. п.); с нею должна быть умная (совершаемая с полным вниманием к каждому слову молитвы), а за ней придёт и сердечная». Но это не начало, а «предел молитвенного правила» 432 . Архиепископ Фаддей рассматривает и сравнивает два различных взгляда на изучение молитвы. Сторонники одного их них, получившего распространение в 60-е годы XIX века, обращали особое внимание на то, чтобы молитва была понятна для ума, и потому, прежде чем изучать её по-церковнославянски, раскрывалось её содержание на основании соответствующих событий Священной Истории и давался русский перевод. Затем прочитывался церковнославянский вариант текста молитвы, рассматривались непонятные слова, делался перевод всей молитвы с русского на славянский и она выучивалась наизусть. Таким образом, в соответствии с данным способом, славянский текст молитвы, как непонятный детям, давался лишь в самом конце её изучения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Теперь благодаря сочувствию правительства созданы особенно благоприятные условия для того, чтобы приходское духовенство могло с честью выполнить возложенный на него долг просвещения народа путем школы. Если при этих исключительно благоприятных условиях духовенство окажется не на высоте, оно не только потеряет благоприятный момент во всей силе проявить свою просветительскую деятельность, – нет, оно рискует потерять гораздо больше: известные слои общества не замедлят усмотреть в этом неспособность духовенства руководить школьным делом и – кто знает – не будет ли в таком случае последнее отнято у него?!... Вот что заставляет меня, как епархиального наблюдателя, отдавать самое серьезное внимание деятельности приходского духовенства в школах и не упускать из виду даже мелких случаев нерадения» 150 . Учебно-воспитательная сторона в школах всецело зависит от состава педагогического персонала. Поэтому о. Николай Чуков обратил самое серьезное внимание на подбор учителей, и в первые годы сосредоточил его в своих руках. Обычно в течение летних каникул уездные наблюдатели сообщали о вакантных учительских местах в школах. После этого о. Николай намечал распределение имевшихся кандидатов из выпускников Духовной семинарии и Епархиального женского училища. Уездные наблюдатели проводили эти назначения в своих отделениях, а епархиальный Училищный совет утверждал их. Из-за небольшого оклада содержания воспитанники Духовной семинарии в первые годы неохотно шли преподавать в церковно-приходские школы. Основной контингент в них составляли выпускницы Епархиального женского училища, поэтому особое значение имела постановка педагогической практики в образцовой при нем школе. По представлению о. Николая на должность учительницы туда была переведена одна из лучших учительниц епархии М. С. Машезерская. Впоследствии и второклассные школы начали выпускать хорошо подготовленных учителей. Причем одна из школ – Селецкая в Повенецкой Карелии (село Сельга), – как уже упоминалось, с 1908/09 учебного года приобрела языковой – карельский – уклон. А затем изучение карельского языка было введено и в Олонецкой Духовной семинарии, и в Епархиальном женском училище. Для усовершенствования учебно-воспитательного процесса под руководством о. Николая с 1898 по 1901 год в Петрозаводске было устроено семь краткосрочных летних педагогических курсов, которые прошли до 430 учителей. На этих курсах, продолжавшихся месяц (обычно в июле), учителя усваивали теоретические и практические методы преподавания предметов начальной школы, а на двух последних курсах, кроме того – отечественной истории, географии и природоведения. Историю на них преподавал сам о. Николай Чуков. В 1901 году были устроены подобные курсы под руководством уездных наблюдателей при Вытегорской и Мошинской второклассных школах. Рисунок 28. Администрация и преподаватели педагогических (шестых) курсов в г. Петрозаводске. 29 июня 1908 года. Сидит второй слева прот. Н. К. Чуков

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Часть вторая Отделение первое От призвания Авраама до исхода Евреев из Египта В священном Писании есть три места, по которым определяют пространство времени от призвания Авраама до исхода евреев из Египта. Первое место в книге Исхода 12:40. Обитания сынов израилевых, еже обиташа в земли египетстий и в земли ханаани сии отцы их, лет четыреста тридесять. И бысть по четырех стех и тридесяти летех изыде вся сила Господня из земли египетския в нощи. По этому чтению, первым пределом 430 лет полагается, очевидно. не изшествие семейства Иакова из земли ханаанской в Египет, а изшествие родоначальника народа еврейского – Авраама из Халдеи в землю ханаанскую, ибо говорится ясно: обитания сынов израилевых, еже обиташа – не в земле египетской только, – но в земли египетстей и в земли ханаани. Но в еврейском тексте это место читается иначе: обитания сынов израилевых, еже обиташа во Египте, лет четыреста тридесять. По этому чтению, первым пределом 430 лет полагается изшествие семейства Иакова из земли ханаанской в Египет. От такого различия в чтении еврейского текста и LXX произошло двоякое мнение о продолжении сего периода. Некоторые 156 говорят, что в одном Египте евреи пребывали 430 лет, и потом, прибавляя к сему числу 215 лет от исхода Авраама из Харрана до входа Иакова во Египет, полагают в этом периоде около 645 лет. Другие утверждают 157 , что 430 лет прошло от самого призвания Авраама до исхода евреев из Египта. Какое же чтение подлинное? В пользу чтения LXX говорят: 1) текст самаританский, 2) Иосиф Флавий 158 , 3) перевод сирский, 4) Талмуд, по древнейшим кодексам еврейского текста 159 ; по сему-то многие из самих евреев, согласно с LXX, считают 430 от призвания Авраама до исхода из Египта, на прим. Бен-Герсон, раввин Соломон и другие 160 . В защиту еврейского текста выставляют: 1) «В ватиканском списке пропущены слова: отцы их». Но в нем находятся главные слова: в земли Ханаани. Впрочем, мы уже заметили, что ватиканский список, носящий ныне явные следы намеренного повреждения, не имеет той достоверности, какая принадлежит списку александрийскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010