Подобное завышение реального количества эвакуированных евреев в несколько раз, очевидно, понадобилось, чтобы «обосновать» сомнительный вывод о том, что «на неоккупированной территории “еврейский вопрос” обострялся изза явного несоответствия представленности этой национальности в руководящей и культурной элите, среди эвакуированных и на фронте…» (С. 338). По этой же причине замалчивается тот факт, что в годы войны в советские вооруженные силы были мобилизованы 430 тыс. евреев. При этом нужно учесть, что когда оккупированные немцами территории были освобождены и их население стали призывать в Красную Армию, евреи были уже практически полностью истреблены. С. 341 Авторы утверждают, что «с 1943 г. получило широкую известность сталинское суждение, во многом определившее последующую национальную политику: «Необходимо опять заняться проклятым вопросом, которым я (Сталин) занимался всю жизнь, но не могу сказать, что мы его всегда правильно решали… Это проклятый национальный вопрос…. Некоторые товарищи ещё недопонимают, что главная сила в нашей стране − великая великорусская нация… Некоторые товарищи еврейского происхождения думают, что эта война ведется за спасение еврейской нации. Эти товарищи ошибаются, Великая Отечественная война ведётся за спасение и независимость нашей Родины во главе с великим русским народом». Уже только потому, что Сталин никогда не признавал существования еврейской нации, очевидно, что данная цитата сфабрикована. Авторы почерпнули ее в известном «романе-исповеди» В.Д. Успенского «Тайный советник вождя». Авторов не насторожил даже тот факт, что Успенский определял цитату как фрагмент из речи Сталина на пленуме ЦК ВКП(б), хотя даже начинающему специалисту по советской истории известно, что в 1943 г. никаких пленумов ЦК не проводилось. Авторы благоразумно опустили упоминание о пленуме, но все равно использовали цитату как достоверную. С. 343 Анализ причин изменения сталинской политики в отношении Церкви в годы войны подменяется утверждением, что «нормализации государственноцерковных отношений в СССР способствовало пророчество митрополита Гор Ливанских Илии Салиба». Далее пространно воспроизводится легенда об обращении в декабре 1941 г. митрополита Ливанских гор (фамилия которого на самом деле не Салиб, а Карам) к руководству РПЦ «о повелениях Божией Матери», о том, что об этом письме маршал Шапошников лично докладывал Сталину, а «Сталин прислушался к повелению».

http://pravmir.ru/ekspertnaya-komissiya-...

В Петербурге почтили память святого Александра Невского сентября 2007 12 сентября Санкт-Петербург в двенадцатый раз, после 70-летнего перерыва, отметил день перенесения мощей святого Александра Невского. 12 сентября Санкт-Петербург в двенадцатый раз, после 70-летнего перерыва, отметил день перенесения мощей святого Александра Невского. 12 сентября 1724 года по указу императора Петра I мощи святого перенесли из Владимира в Северную столицу - так была увековечена победа России в Северной войне. С тех пор Александр Невский считается небесным покровителем Петербурга. Праздник был возрожден в 1996 году по инициативе первого мэра города, Анатолия Собчака и Санкт-Петербургской митрополии. По традиции, праздник начался вечером, 11 сентября, со всенощного бдения в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Утром 12 сентября митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил в храме праздничную Божественную Литургию, в сослужении ректора Санкт-Петербургских Духовных школ архиепископа Тихвинского Константина и духовенства Санкт-Петербургской епархии. Как и в прежние годы, после Литургии духовенство и прихожане вышли на крестный ход и пронесли святые мощи до площади Александра Невского. Там был отслужен торжественный молебен, по завершении которого митрополит Владимир поздравил горожан с праздником. " Пока стоит Санкт-Петербург, пока стоит Лавра, Александр Невский будет помогать своему городу " - сказал владыка. С поздравлением к присутствующим обратился вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Тарасов. " У каждого города есть свои имена, которые составляют его славу. Для Санкт-Петербурга это имя святого Александра Невского " , - отметил он. Почтить память великого святого на площадь приехали ветераны Великой Отечественной Войны, кавалеры Ордена Св. Александра Невского. За годы войны этим орденом было награждено более 42 тысяч человек. Он давался за выбор удачного места для нанесения сокрушительного удара по врагу с минимальными потерями для своих войск. В завершении праздника с площади Александра-Невского в город Усть-Ижоры, вблизи которого состоялось легендарное Ледовое побоище, отправились участники автопробега " Серебряное кольцо Александра Невского " . В прицепе их автомобиля - один из десяти бронзовых колоколов, предназначенных для церкви Св. Архангела Михаила в Усть-Ижорах (остальные девять были доставлены ранее, а десятый приберегли для праздника). Общий вес колокола составляет 430 килограммов. В ряду других святых, на колоколе изображен и Александр-Невский. Цель этой акции - сблизить между собой города, связанные с именем святого князя, и возродить в народе память о великом полководце, дипломате и подвижнике веры.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=189...

Ризница монастыря хранила множество ценных церковных реликвий. Значительной была библиотека монастыря. До её разрушения болгарами в 1917 году, библиотека насчитывала 1300 томов, из которых 400 были рукописями. Примечательно как рассматривает деятельность монастыря болгарский политик и географ Васил Кинчев: «В конце 19 и начале 20 веков монастырь был одним из центров эллинизма в Восточной Македонии, активно содействуя эллинизации местных болгар». В годы Первой мировой войны, в Великий Понедельник 27 марта 1917 года, болгарский командир иррегулярных войск Тодор Паница, ограбил монастырь, забрал большинство реликвий и перевёз их в Софию, где они и хранятся по сегодняшний день в Национальном историческом музее, несмотря на капитуляцию Болгарии в войне. В июне того же года болгарские солдаты вынудили монахов покинуть монастырь. В 1923 году директор Византийского музея Афин, и профессор Византийской археологии Георгиос Сотириу приехал в Софию, требуя возвращения украденных реликвий (907 предметов церковного назначения, 430 рукописных кодексов, 467 других рукописей, и т. д.), из которых были возвращены только 7. В годы Второй мировой войны, болгары вернулись в Восточную Македонию, в качестве союзников Гитлеровской Германии. 12 июля 1943 года, болгарские оккупанты сожгли весь монастырь. Последним игуменом мужского монастыря Панагии Икосифиниссис был иеромонах Григорий (Кацивакис), в 1956 году. После окончания Второй мировой войны игумен попытался построить обитель игумена и небольшое здание для гостей. Основную тяжесть восстановления монастыря принял на себя покойный Митрополит Драмский Дионисий (Кирацос), который с 1965 года и до самой своей смерти проявлял личную заботу о этом историческом монастыре. Современное состояние [ править править код ] Сегодняшний монастырь — женский и в нём проживают 25 монахинь. Монастырь отмечает память первого ктитора Св. Германа и двух константинопольских вельмож Николаоса и Неофитоса 22 ноября, а на следующий день память своего второго ктитора Дионисия I . Монастырь празднует также 15 августа, в память Богородицы, 14 сентября, в память Воздвижения Креста Господня и вновь, 21 ноября, в память Девы Марии. Перед монастырём воздвигнут памятник 172 монахам убитым турками в 1507 году. Архитектура [ править править код ] Монастырский комплекс [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

2269. Слово преосвящ. Филарета, Митрополита Московского. 1834. IV. 303. 2270. Слово преосвящ. Гедеона, епископа Полтавского. 1841. I. 267. 2271. Слова неизвестных проповедников. 1649. I. 131. 1850. II. 400. 1851. II. 479. В день восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича 2272. Слово Преосвящ. Илиодора, епископа Курского. 1837. IV. 197. 2273. Слова Преосвященного Евгения, архиепископа астраханского. 1849. I. 69. 1850. II. 3. 2274. Слова неизвестных проповедников. 1831. XLIX. 213.      1832. XLVII. 210. 1847. III. 268. 1845. I. 212. 1847. II. 268. В день священного миропомазания и торжественного венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича 2275. Слово Преосвящ. Филарета, митрополита Московского. 1840. III. 226. 2276. Слово его же. 1833. IV. 290. 2277. Слово Преосвящ. Моисея Епископа Старорусского. 1826. XXIV. 72. 2278. Слово Преосвященного Анатолия, епископа могилевского. 1850. II. 337. 2278.      Слова неизвестных проповедников. 1828. XIII. 22. 1829. XXXV. 347. 360. 1849. II. 1848. II. 336. 1853. II. 130. В день рождения Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны 2279. Слова неизвестных проповедников. 1844. IV. 159. 1847. III. 55. 1851. II. В день памяти преподобного и богоносного отца нашего Ефрема Сирина и рождения Благоверного Государя Великого Князя Михаила Павловича 2280. Слово преосв. Игнатия, архиепископа донского. 1845. III. 430. В день рождения Благоверного Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Александра Николаевича 2281. Слово Преосвящ. Филарета, Митрополита Московского. 1835. II. 313. В день тезоименитства Благоверного Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Александра Николаевича 2282. Слово преосвященного Елпидифора, епископа вятского 1852. II. 179. 2283. Слова неизвестных проповедников. 1849. II. 141. 1851. II. 166. 1852. II. 95. 1858. II. 203. В день рождения Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича 2284. Слова неизвестных проповедников. 1855. I. 407. 1857. I. 333. 1858. I. 353. В день восшествия на всероссийский престол Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Несмотря на все насилия на религиозной почве в 1938 году, православное население оставалось лояльным. Поляков впоследствии терроризировали, и с ними посчитались галицийские украинские шовинисты. Митрополит Андрей Шептицкий последние годы занимал позицию, которая не могла быть приятна Риму. Как мы видели, он осудил попытку судебного отобрания святынь от православных, сделанную католической иерархией в Польше. Он выступил также с протестом против насилий, совершаемых над украинским населением на Волыни в 1938 году. В своем пастырском воззвании от 20 июля 1938 года, которое было конфисковано правительством, он заявил: «Печальные факты последних месяцев на Холмщине заставляют меня открыто выступить в защиту наших братьев, неуниатских греко-православных христиан Волыни, и призвать вас к молитвам о них и покаянию, призывая милость Божию с небес. События в Холмщине рождают в душах наших православных, неуниатских братьев сомнение о возможности соединения церквей. И католическая церковь , таким образом, выступает как враждебная и для православного народа небезопасная сила. В глазах нескольких миллионов населения Польши святой престол является соучастником насилий. Создается новая пропасть между католической и православной церквами» 430 . Митрополит А.Шептицкий – личность своеобразная, одаренная и цельная. Он отдал свои большие духовные силы на укрепление и развитие униатской церкви в Восточной Галиции, но вместе с тем укрепил украинский национальный шовинизм, направленный против России. Это было хорошо при Австрии, но это создало осложнения уже при Польше, которая стремилась оградить своих волынских украинцев от галицийских влияний. Вот почему униатский клир Галиции не был допущен к участию в действиях «восточного обряда» на Волыни и Полесье. Польское правительство требовало от митрополита А.Шептицкого создания благоприятного настроения к Польше среди галичан. Это ставило митрополита в тяжелое положение, и он оказался чуждым как Риму, так и польскому правительству. Рим, оказывая ему всяческое внимание, несмотря на его более чем сорокалетнее пребывание в сане Львовского митрополита, тем не менее кардинальской шляпы ему не дал. Между тем в 1856 году униатский митрополит Левицкий был сделан кардиналом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

13 См. прим. выше, ср. С.Г. Рункевича, История Русской Церкви под управлением Св.Синода, том I, Учреждение и первоначальное устройство Св. Пр. Синода (1721–1725) СПб. 1900. Стр. 299. Свящ. М.И. Горчаков, О земельных владениях всероссийских митрополитов, Патриархов и Св. Синода (988–1738 гг.) СПб. 1871. Стр. 511. А. Завьялов, Вопрос о церковных имениях при Императрице Екатерине II. СПб. 1900. Стр. 157. 14 А. Павлов, Исторический очерк секуляризации церковных земель в России, часть I (1503–1580 гг.) Одесса. 1871. Стр. 32. Сл. Макарий М.М. История Русской Церкви том VIII издание 2. СПб. 1898. Стр. 242. Сл. Е. Голубинский, История Русской Церкви том II первая половина М. 1900 г. Стр. 624–636, 795–801. С.М. Соловьев, История России с древнейших времен. Изд. Тов. «Общественная Польза» кн. I, 1558–1559; кн. II, 430–432. С. В. Рождественский , Служилое землевладение в Московском Государстве XVI в. СПб. 1897. Стр. 136. Сл. В. Ключевский Курс Русской Истории СПб. 1906, II; Вл. Милютин, О недвижимых имуществах духовенства в России. Чтения М. Общ. Истории и древней России за 1859–1861 стр.1 сл. 17 П. Милюков, Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого, издание 2, СПб. 1905, стр. 177. 19 П. Милюков Гос. Хоз. Стр. 202: по переписи 1678 г. Было 791018 дворов, а в 1710 г. – 637005; т.е. – 19,5%. 26 Плакат 26 июня 1724, Первое Собрание Законов Российской Империи т. VII, 4533. В дальнейшем цитируется кратко: П.С.З. 27 П. Милюков Гос. Хоз. 476–480, 489. Косвенные налоги и др. сборы сюда не входят. О них см. Милюкова стр. 484–490, где общий доход государства в 1724 году, получавшийся, конечно, с платежных сил народа, достигал 8 172 433 руб. 37 Согласно данным первой ревизии из числа 5 570 458 душ (Милюков, Гос. Хоз. Стр. 476) 752091 душа и 553 двора, т.е. седьмая часть, принадлежала синодальному дому, архиерейским домам и монастырям, не считая Псковского архиерейского дома и Александро-Невского монастыря, о которых сведений в Коллегии Экономии не было. Московский Архив Министерства Юстиции. Дела 18084/16. В дальнейшем цитируется кратко: М.А.М.Ю. Дела С.Э.П. св. 409 д. 18084/16. Ведомость составлена 14 декабря 1742 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Соловьева и скажите: разве не воспитывались на творениях этих людей целые поколения? 430 При этом Самарин не сомневался в том, что интересно и доходчиво писать о проблемах духовной жизни вполне возможно. Он указывал на то, что ушедшим от мира подвижникам, вроде святителя Феофана или оптинских старцев, удавалось говорить на языке, понятном мирским людям, точно так же, как удавалось это и некоторым светским писателям. Важнейшей задачей, стоящей перед церковной общественностью, Самарин считал приобщение образованных мирян к церковной науке, через организацию кружков и лекций. Ф.Д. Самарин пытался реализовать эту идею на практике, ведя занятия в школе при Братстве святителей Московских Петра, Ионы и Филиппа. 431 Следует отметить, что форма лекций во многих случаях оказывалась куда более эффективной, чем проповедь или миссионерская беседа. Лекция – жанр, претендующий на объективность и не связанный напрямую с определенной идеологической системой. Во многих случаях лекторов слушают более охотно, чем проповедников. В предреволюционные, да и в послереволюционные годы создавалось огромное количество различных лекториев и народных университетов. Было вполне естественным попытаться использовать эту форму для решения апологетических и миссионерских задач. В этом отношении чрезвычайно интересной является программа «Всероссийского союза православных лекторов и благовестников имени священномученика Владимира митрополита Киевского» (деятельность Союза получила благословение патриарха Тихона 10/23 марта 1918 г.). 432 В создании этого документа участвовали архиепископ Кирилл (Смирнов), архиепископ Анастасий (Грибановский) , 433 Л.К. Артамонов, 434 Л.З. Кунцевич и др. В адресованной патриарху записке учредители общества указывали на то, что привычные методы миссионерской работы не могут решить всех задач христианской проповеди вне храмов. Для членов Союза основной формой проповеди должны были стать лекции. Поскольку в массовом сознании лекции не ассоциируются с миссионерской проповедью, аудитория лекторов оказывается более широкой, чем аудитория миссионеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

и) за 1909 год. 1910, III, 12, 1–32; 1911, I, 1, 33–68. i) за 1910 год. 1911, III, 12, 1–32. пп. a–i – В приложении, с особой пагинацией. 667. Отчет о деятельности студенческого философско-психологического кружка за 1899–1900 и 1900–1901 учебные годы. 1902, I, 2, 411–430. 668. Отчет о деятельности студенческого философского кружка за 1901–1902 учебный год. 1903, II, 6, 322–327. 669. Из академической жизни (1901 г.), а) Приемные испытания и их результаты. Пострижение в монашество и. д. доцента И.С. Петровых (Иосифа). Начало учения. Внебогослужебные собеседования при академической церкви. Богослужения и беседы в храме тюремного замка. Ранние литургии. Народные чтения. Церковно-приходская школа при Академии. Воскресная школа. Философский студенческий кружок. N. 1902, I, 2, 366–383. б) Годичный акт. Новые почетные члены Академии. Премии и стипендии курсов. Десятилетие академического журнала. Юбилей проф. А.Д. Беляева и проф. Н.А. Заозерского . Памяти почетных членов Академии, бывших её профессоров, Протоиереев А. В. Мартынова и Д. Ф. Касицына. Рождественская елка в академической церковно-приходской школе. Командировка проф. И.В. Попова за границу. N. 1902, I, 4, 723–765. 670. Из академической жизни. Посещение Академии Министром Внутренних Дел В.К. фон-Плеве. Магистерский диспут М.П. Кобрина. N. 1902, II, 5, 137–148. 671. Из академической жизни. Посещение Академии Министром Внутренних Дел В.К. фон-Плеве и Митрополитом Московским Владимиром. Пострижение в монашество С. Симанского (Алексия), М. Сенцова (Леонида) и А. Дверницкого (Игнатия). Годичное собрание Совета Братства Преп. Сергия. Путешествия проф. И.Д. Андреева в Константинополь, проф. В.Н. Мышцына, проф. Н. Г. Городенского и помощника инспектора А. И. Покровского по Западной Европе. Научные труды профессоров Академии за 1901 год. Заграничная командировка проф. И.В. Попова (М. И.) Б(енеман)ский. 1902, III, 10, 217–233. —63— 672. Из академической жизни. Приемные испытания в Академии. Начало занятий. Пробные лекции М.М.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Краткий очерк жизни старца Илариона. С. 913–914. 1612 Забытые страницы русского имяславия. С. 120–121 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 22). 1613 Московский листок, 26.06.1914 146) (корреспонденция подписана инициалами С. К.). 1614 Церковные дела. — Новое время, 2.08.1913 13 430). Об отношении епископа Феофана (Быстрова) к проблеме имени Божия свидетельствует, помимо его собственных записей (см.: Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник. Творения. СПб., 1997. С. 683–725,742–759), следующий рассказ митрополита Вениамина (Федченкова), близко знавшего его еще в годы его пребывания в Санкт–Петербургской духовной академии: Он однажды высказывался по поводу этого спора об»имебожии»так (привожу, ручаясь за подлинность). Его спрашивали специально об этой книге»На горах Кавказа»: можно ли ее читать? Он ответил:«Книга интересна и назидательна!«А потом, когда уже запретили эту книгу, тоже спросили: как смотреть на нее? Тут-то он и сказал:«Они не богословы: не сумели формулировать. Бог — везде; и, конечно, Он находится и в Своем имени». Тут он и осудил всех стоящих против этой книги. В другой раз, читая Дневник о. Иоанна [Кронштадтского], он дошел до его слов, что»имя Бог есть Бог». Он позвал архимандрита Р. (академиста) и в восхищении сказал:«Вот что сказал Батюшка о. Иоанн». И в этот раз он и добавил:«Его творения мало того, чтобы только читать; их нужно изучать, как и творения Св. Отцов» " . Цит. по: Вениамин (Федченков), митрополит. Имяславие. — Начала 1–4, 1998. С. 10. 1615 Синод и афонские монахи. — Русские ведомости, 24.07.1913 170). 1616 Дело афонских монахов. — Русские ведомости, 2.08.1913 177). 1617 Синод должен был заслушать доклад архиепископа Никона 23 июля, однако на заседание Синода Никон не явился. В Санкт–Петербург Никон приехал лишь 31 июля. После этого слушание было назначено на 8 августа, однако и в этот день не состоялось. 19 августа в Санкт–Петербург возвращается обер–прокурор Синода В. К. Саблер. В тот же день он встречается с товарищем обер–прокурора П. С. Да–манским и вечером присутствует на частном вечернем заседании членов Святейшего Синода: на обеих встречах обсуждается вопрос об имяславцах. 21 августа, наконец, в Синоде был зачитан доклад архиепископа Никона. В 20–х числах продолжались формальные и неформальные консультации членов Синода между собой и с государственными чиновниками. Подробности см. в: Биржевые ведомости, 18.07.1913 13 654); 21.07.1913 13 660); 24.07.1913 (13 664); 1.08.1913 13 678); 20.08.1913 13 707); 21.08.1913 13 709); 22.08.1913 13 711); 23.08.1913 η 713); 25.08.1913 13 717); 27.08.1913 (13 719) и др. 1618

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Антоний Великий прожил 105 лет 186 , а свт. Епифаний Кипрский – 115 187 ). Тогда дата рождения преподобного приходится примерно на 430-е годы. Проживание сирийцев на западе Римской Империи не было чем-то необычным 188 , во второй половине II века римским папой был сириец Аникет, есть мнение о наличие в это время в Риме значительной сиро-язычной общины 189 , а свт. Григорий Турский свидетельствовал, что 585 году в Орлеане использовались латинский, сирийский и еврейский языки 190 . Если наши предположения верны, то хиротония преп. Исаака была около 470-х годов, во время католикоса Бавовая (457–484) в Персидской Церкви 191 . Бавовай был обращен из зороастризма неким монахом и по разным источникам от двух до семи лет провел в заключении где его неоднократно пытали 192 . Приведем некоторые данные о положении православных в Персии в то время. В 363 году по условиям мирного договора между Византией и Персией Низивия отходила к последней 193 . Тогда христианская низивийская школа, где преподавал преп. Ефрем Сирин , была разрушена, святой же Ефрем через некоторое время открыл новую школу в Эдессе, принадлежащей Византии 194 . В последствии во время епископства Ивы (435–457) эта школа стала рассадником несторианской ереси 195 . После III (431) и IV (451) Вселенских Соборов многие несториане бежали из Византии в Персию, где в отличие от православных они воспринимались не как потенциальные противники, но, скорее, – союзники в борьбе против Византии 196 . Также и из эдесской школы многие вернулись обратно в Низивию, которая стала центром несторианской образованности в Персии 197 . До этого христианские школы в этой стране отсутствовали, и для обучения приходилось пересекать границу с Византией 198 . Таким образом, Низивия становится новым религиозным центром, с которым уже не может конкурировать Селевкия-Ктесифон, где в то время была патриаршая кафедра 199 . Ряд эдесских учителей получил епископство в Персии, среди них был и ярый приверженец и распространитель ереси несторианства Барсавма, который при поддержке шаха Пероза I (459–484) получил в управление низивийскую митрополию 200 и стал главой пограничных войск Персии 201 (sic!).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010