в) наконец, подтверждается связью речи. Приведя слова Божьи: сотворим человека по образу Нашему, святой бытописатель продолжает: и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его. Следовательно, слово: сотворим относится к Тому же, о ком сказано: и сотворил, и выражение: по образу нашему значит тоже, что по образу Божию. Во втором месте слова Божьи: вот, Адам стал как один из Нас, очевидно, указывают на те слова, коими только что обольщены были наши прародители: будете, как боги ( Быт. 3:5 ). Следовательно, выражение: как один от нас не может быть отнесено ни к кому, как только к Богу, или к Божеским Лицам. Это же самое должно повторить и касательно третьего места: сойдем же и смешаем там язык их. Ибо несколько прежде Моисей заметил: и сошел Господь посмотреть город и башню (ст. 5), а несколько после присовокупил: и рассеял их Господь оттуда по всей земле (ст. 8). Значит, к Тому же относится: и со­йдем..., о ком сказано и сошел; к тому же относится: смешаем, о ком присовокуплено: и смешал. 429 Другие места Ветхого Завета указывают именно на троичность Лиц во едином Боге. Так – а) Священный бытописатель, изображая явление Бога Аврааму у Мамврийского дуба, говорит: и явился ему Господь у дубравы Мамре..., далее: Он (Авраам) возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него, и непосредственно за тем: Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего ( Быт. 18:1–3 ). “Видите ли, спрашивает блаж. Августин, Авраам встречает трех, а покланяется Единому?... Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому, исповедал единого Бога в трех Лицах”. 430 И это тем замечательнее, что и сами три, явившиеся Аврааму, беседуют с ним так, как будто они не три, а один, наприм. в 13 стихе: И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра; или в стихе 17: И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать. 431

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Если же и мы воле человеческой будем последовать, как произнесем в день пришествия Господа: «Вот я и дети, которых дал мне Господь?» 427 Ибо Господь сказал в святом Евангелии: «Сия есть заповедь Моя – да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих» 428 . И еще: «Весь закон и пророки в двух заповедях: возлюби Господа Бога всем сердцем своим и ближнего, как самого себя» 429 . И наставляя учеников, сказал: «Если в любви Моей пребудете, воистину учениками Моими будете» 430 . Так и мы мыслим и держимся этого крепко». Царь же сказал: «Владыко святой! Восстали на меня, как и Давид в скорби говорил: «Друзья мои искренние отступили от язвы моей и ближний мои стоят вдали. Ищущие же души моей ставят сети» 431 . Святой же отвечал: «Господин мой царь, это говорят тебе лукавые и льстивые, приими тех, которые подадут благой совет, тех, кто не будет постоянно творить дела зависти, но только воистину пользу соблюдают. Другие же лишь на угождение власть имущим взирают. Но не разделяй единую державу: ты поставлен от Бога повелевать людьми Божьими в правде, а не мучительски. Доброчестие царя словно венцом украшает, богатство же уходит и власть проходит и слава исчезает. Но жизнь с Богом бессмертные века продолжается. Никто из живших в мире из того, что собрал, с собой после смерти не берет, но все оставляет на земле. Нагим отчитывается о жизни своей. Ты же неправо говорящих обличи и отстрани от себя, словно гнилой член, а людей своих в единении устрой, чтобы в нелицемерной Божественной любви пребывали». Царь же сказал: «Филипп, не прекословь власти нашей! Не чудных и лживых принимай, но лишь дающих благие советы, не льстивых. Всегда достигнет гнев мой тебя или этот сан оставь». Святой же отвечал: «Благочестивый царь! Я не умолял ни тебя, ни ходатаев к тебе не посылал, ни богатством твои руки не наполнял, чтобы власть эту воспринять. Зачем лишил меня пустыни отцов, если смело каноны преступаешь по своему желанию? Не подобает начатому подвигу ослабевать».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из рассмотрения библейского и святоотеческого учения о Боге как Духе Самобытном, Премудром, Всемогущем и Любвеобильном мы необходимо должны сделать следующий вывод, что истинное познание Бога в Его свойствах не только не стоит в противоречии с фактами чудес, но совершенно напротив, оправдывает их и даже требует или предрешает их. Дивная гармония Божественных свойств Творца не относится к чуду, как к чему-то внешнему, чему-то такому, что имеет свое независимое бытие. Эта гармония содержит чудо в себе, как нечто такое, что есть и должно быть. Божественная любовь, как любовь Духа самобытного, порождает чудо как идею; премудрость и всемогущество претворяют эту идею в реальный факт, и таковое отношение не случайно или преходяще, а столь же вечно, сколь вечен и источник и того, и другого – Бог. Теперь мы рассмотрим, как идея о чуде находила конкретные формы своего проявления в истории мира с самого начала его бытия – с сотворения его Господом Богом. Глава вторая. Библейское учение о мире и возможность чуда в физическом мире «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» 426 . Из этого необразного вещества 427 Бог и сотворил в шесть дней весь мир. Правильность такого понимания нами шестидневного творения мира мы утверждаем на следующих словах Библии: »и сказал Бог: да будет свет, и стал свет 428 ; да будет твердь... и стало так 429 ... да соберется вода... в одно место, и да явится суша, и стало так 430 ... да произрастит земля зелень, траву и дерево плодовитое... и стало так 431 ; да будут светила на тверди небесной... и стало так 432 ; да произведет вода пресмыкающихся, птицы да полетят над землею, по тверди небесной, и стало так 433 ; да произведет земля скотов, и гадов, и зверей земных по роду их, и стало так 434 ; и сотворил Бог человека " 435 . Все эти тексты прямо указывают, что Бог творил весь видимый мир не из ничего, а из созданного Им ранее 436 необразного вещества 437 , 438 . Таким образом, библейское повествование о творении 439 мира 440 представляет собой систему сверхъестественных актов Божиих 441 в ходе развития природы 442 , которая, следовательно, сама по себе допускает возможность сверхъестественного, а значит, и возможность чуда.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Новая вера прокладывала себе путь в изначально враждебном окружении. Но проповеднические опыты .Павла можно назвать неудачами только в том смысле, в каком неудачами были попытки Иисуса Христа убедить первосвященников. книжников и фарисеев в истинности Своих слов. Эти попытки закончились тем, что Он был распят на кресте no требованию иудеев и no приговору римской власти. Проповедническая деятельность Павла закончится казнью по приговору той же власти, и главной причиной приговора будут массовые протесты против него в иудейской среде. Путь к своей собственной Голгофе Павел начинает в Иерусалимском храме, где толпа иудеев набрасывается на пего, чтобы растерзать. Римские воины спасают его от смерти, но отныне он превращается в узника. Павел избегает бичевания Сюжет приобретает неожиданный оборот, когда Павел заявляет о своем римском гражданстве. Происходит это не сразу: Между тем как они кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух, тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него. Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда? Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: смотри, что ты хочешь делать? этот человек – Римский гражданин. Тогда тысяченачальник, подойдя к нему, сказал: скажи мне, ты Римский гражданин? Он сказал: да. Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это гражданство. Павел же сказал: а я и родился в нем. Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он Римский гражданин, испугался, что связал его ( Деян. 22:23–29 ). " Павел жил в эпоху, когда у людей не было паспортов с обозначением гражданства, и если даже его римское гражданство удостоверялось каким-нибудь документом, вряд ли он всегда носил его при себе, Однако гражданство можно было проверить по архивам города, в котором человек родился, или города, где он жил и платил налоги. В крайнем случае при отсутствии записей можно было допросить свидетелей. Согласно римскому законодательству, заявление того или иного человека, 430 что он римский гражданин, считалось достаточным основанием для того, чтобы он пользовался соответствующими привилегиями до тех пор, пока этот факт не будет документально доказан или опровергнут. 431 За ложное заявление о римском гражданстве приговаривали к смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Слово «святыня» (евр. qoeš) в Ветхом Завете употреблялось, в частности, в отношении жертвенного мяса. Об овне, которого приносили в жертву при поставлении в священники, говорится: Пусть съедят Аарон и сыны его мясо овна сего из корзины, у дверей скинии собрания, ибо чрез это совершено очищение для вручения им священства и для посвящения их; посторонний не должен есть сего, ибо это святыня; если останется от мяса вручения и от хлеба до утра, то сожги остаток на огне: не должно есть его, ибо это святыня ( Исх. 29:32–34 ). Однако термин «святыня» имел и более широкое применение: святыней называли остатки хлебного приношения ( Лев. 2:3, 10; 7:12 ), жертву за грех и жертву повинности ( Лев. 6:17, 25, 29; 7:1, 6 ), жертвенник ( Исх. 29:37; 30:10; 40:10 ) И его принадлежности ( Исх. 30:29 ), миро священного помазания ( Исх. 30:31–32 ) и другие предметы, которые посвящались Богу. Золотая дощечка с надписью «святыня Господня» изготовлялась для ношения священниками ( Исх. 39:30–31 ). Жемчуг в Ветхом Завете воспринимался как символ самого драгоценного, чем может владеть человек. В книге Притчей Соломоновых о мудрости говорится, что она лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею ( Притч. 8:11 ), а о добродетельной жене – что цена ее выше жемчугов ( Притч. 31:10 ). Жемчуг в древности добывался с большим трудом. Об этом в VII веке свидетельствует Исаак Сирин , который был с юности знаком с ремеслом ныряльщика: Если бы в каждой устрице ныряльщик находил жемчужину, тогда всякий человек быстро разбогател бы. И если бы ныряльщик тотчас добывал жемчужину, и волны не били бы его, и акулы не встречали бы его, не надо было бы ему задерживать дыхание до такой степени, чтобы он задыхался, и не был бы он лишен свежего воздуха, который доступен всем, и не сходил бы в глубины, – тогда чаще, чем ударяет молния, и в изобилии попадались бы жемчужины 430 . Буквальный смысл рассматриваемого нами изречения из Нагорной проповеди предполагал, что под святыней понимается жертвенное мясо: именно так, по-видимому, воспринимали это слушатели. Слова не бросайте жемчуга вашего перед свиньями ( Мф. 7:6 ) являются смысловым расширением слов о святыне и псах. Слова чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас ( Мф. 7:6 ) следует понимать как относящиеся не только к свиньям, но и к псам: напасть на человека и растерзать его могут скорее псы, чем свиньи, но и от тех, и от других нужно оберегать святыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Евгений, главным образом на основании Регламента и указов 445 , строго хронологически следит за возникновением духовных училищ, иногда отмечая, впрочем, не самый год основания школы, а только год издания указа об этом основании (стр. 440–441). Его внимание обращено, при этом на: 1) основателей училищ, каковыми были большею частию епархиальные преосвященные (стр. 421, 422, 424, 425, 426, 482, 488, 484, 485, 442, 444, 446, 449, 450, 451 и 452), 2) заботы правительства о подготовке учителей (стр. 427, 451 и 453), 3) состав и количество учащихся (стр. 421, 423, 424, 425, 626, 429, 434, 436–441, 449, 458 и 454) и на распоряжения высшей власти о наборе учеников для школ (стр. 427, 428, 482, 435–441, 445 и 446), 4) число классов в школе (стр. 421, 425, 428, 429, 433, 434, 435, 442 и 443), 5) сумму «казенного жалованья», ассигновавшегося в известное время и на известное училище (стр. 421, 425, 430, 431, 432, 433, 434, 435, 442–447, 449 и т. д. до конца), а также на частные источники содержания (стр. 422, 423, 426, 437 и 443), 446 и 6) учебный курс (стр. 423, 424, 425–429, 430–433, 436, 438, 444 и 451), без указания, впрочем, программ и руководств с учебниками. 447 Что касается причин, вызывавших время от времени разные училищные реформы, порядка назначения и состава учителей, внутренней жизни училищ и их непосредственных управителей, – об этом, за весьма редкими исключениями (стр. 480 и 431), преосв. историк умалчивает, точно также, как молчат на этот раз почти все оффициальные указы, гласящие об открытии духовных школ. Но за то Евгений иногда сообщает сведения о высшем управлении, контроле и соподчинении наших духовных училищ (стр. 423, 428–429, 432, 435–36, 440, 425, 447 и 450). Исключая академий и семинарий, эти последние не имеют у него определенного и постоянного названия, а называются, смотря по обширности курса, то высшими, то нисшими или «нижними» (стр. 424, 425, 426, 427, 433, 434 и 444), или же никак не называются, но тем не менее различаются (стр. 423, 425–6, 428, 429 и 430).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Если так, то остающаяся разность 430 – 230==200 (а не 215) лет и должна, по Иосифу, означать время от переселения Иакова до выхода из Египта. Ошибка объясняется тем 251 , что Иосиф неправильно относить рождение Иакова ко времени «после кончины Авраама», тогда как это рождение совпадает со 160 годом жизни Авраама, жившего, следовательно, еще 15 лет после рождения Иакова ( Быт.21:5; 25:7; 25:20 ). Таким образом, первая половина упомянутых 430 лет (– 215) должна слагаться из следующих цифр – 25 лет Авраама от переселения до рождения Исаака ++ 60 лет жизни сего до Иакова ++ 130 лет последнего до Египта==215. Что касается 215 лет для второй половины периода, то – кроме вычитания из 430 – оно создалось, по мнению Freudenthal’a, у Димитрия путем следующей, отчасти точной, отчасти вымышленной комбинации: 17 лет жизни Иакова в Египте ++ 40 лет Каафы до рождения Амрама ++ 78 Амрама до рождения Моисея ++ 80 лет сего последнего при выходе из Египта==215. О более или менее близком соответствии самой действительности этой цифры можно судить лишь по отдельным и очень неясным местам Св. Писания, полагающие рождение Моисея, Аарона и Корея с Дафаном и Авироном в 4-мъ поколении от Иакова, и из других подобных мест. 252 Поспешность, с какой Израильтяне побеспокоились очистить Египет, не преминула оправдать себя со стороны Фараона и Египтян, скоро раскаявшихся, что выпустили из рук такую добычу. Приписывая недавние бедствия Моисееву чародейству, царь замыслил догнать и отбить Израильтян, сильных, по его мнению, лишь под чарами Моисея. Тем легче казалось ему и Египтянам это предприятие, когда они надеялись, что дело имеет быть теперь не в Египте, где Бог мог казнить за Свой удерживаемый народ. Немало также подвигала Египтян мысль о несомненных результатах нападения на безоружных и утомленных путников. Итак, путем расспросов встречников о Евреях, Египтяне гнались по пятам за ними на своих колесницах, не смотря на трудность пути даже для прохожих. Моисей для того, между прочим, и повел здесь народ, чтобы на случай погони Египтян погубить их за «нарушение договора».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

И так, остаюсь в ожидании от Вас, любезнейший Руфин Павлинович, имеющихся в вашем распоряжении материалов к разъяснению, изданных мною, с вашего дозволения, писем. Между тем, не могу не известить Вас, что от продажи этих писем получена уже изрядная лента в пользу духовных вдов и сирот Тверской епархии; не очень давно мною послан в Тверское Попечительство о бедных духовного звания 5-процентный билет Госуд. Банка в тысячу рублей с тем, чтобы выдаваемы были только проценты, а сумма оставалась бы навсегда неприкосновенною“. 14-го ч. вечером присутствовал я в торжественном собрании Славянского Благотворительного общества, бывшем в Городской Думе. – Обширная зала была переполнена народом. По прочтении годового Отчета, читали профессор Университета Op. Ф. Миллер стихи и краткую речь, профессор Ламанский – пространную речь. В заключение была сказана краткая речь Преосвященным Митрополитом Киевским Платоном. В антрактах пели концерты студенты духовной академии. –Присутствовавшим на акте предложена была подписка в пользу бедствующих славян. Мною подписано было 100 рублей. 16-го ч. получил я письмо из Орла от Преосвященного Симеона, который отвечал мне на письмо от 5-го числа: „На вопрос ваш, Владыко Святыни, о Песканицах вот —165— 1884 г. пока что могу сказать: дело по сему в Консистории находится в производстве; из сведений, под руками у меня находящихся, оказывается, что в селе Густовари (к коему приписано село Песканицы) число душ муж. пола 430, а в Песканицах – 324 души; земли при той и другой церкви по количеству казенной препорций (по 3 десятины усадебной и по 30 десятин – удобной и неудобной); дома для священника в Песканицах нет. – Посему, как изволите видеть, положение причтов незавидное, если при Густовари и Песканицах будут два причта, – и если по селу Песканицам обещаемый А. Ив. г. Киреевскою вклад (в 3000 руб.) несколько поддержит содержание, то в селе Густовари при 430 душах прихожан причту будет существовать не без затруднения, так как денежных вкладов никаких нет ни по селу Густовари, ни по селу Песканицам; а по бедности Густоварских прихожан нельзя ожидать от них каких либо денежных пособий причту.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сие и нынешних иерей (л. 428 об.) 1436 касается 1437  слово и зело державне. Елма же ведяше о бывшем, иже на его, сего ради и сию истязует, но негли рекл бы кто, яко зело сию горце сию казняше. Что глаголеши, рцы ми, кая горесть? Аще 1438  дрова кто собрав, камением побиен бысть, много паче священнотатец. И сия бо уженныя уже пенязе бяху. Тем 1439  же изволивый убо своя продати и раздати, таже взем от сих, священнотатец был бы. И аже иже от своих вземый священнотатец есть много паче, иже от чюждих. Да не убо елма ныне не бывает сие, и не абие воследует мучение, вознепщуему без томления сим бывати. Видиши ли, яко о сем порицаем бывает, (л. 429) 1440  яко сотворивый та священныя быти, пенязе тогда взят. Еда бо не возмогл еси, рече, и повнегда продати сия аки своими потребу 1441  действовати. Еда бо возбранен был еси, почто повнегда обещати вземлеши? Зри, како абие изначала ловитву сотворил 1442  есть диавол между знаменми бывшими и чюдеся толикими, паче же како и сей от него ослеплен бысть. Таково нечто и в Ветсем бысть, егда Ахар 1443  оный возложение украдят бысть, но обаче уведал еси и тамо, с еликим отмщением исправися вещь та. Священнотатство бо возлюбленне зело люто есть и со укоризною, многаго исполнено есть пренебрежения. Ниже продати (л. 429 об.) 1444  понудихом, рече, ниже продавша, отдавати пенязе. Ты изволил еси от своего произволения. Почто убо украл еси от священных пенязей? Почто исполни, рече, сатана сердце твое? И аще сатана сие сотворил есть, почто той порицаем бывает, повинен бысть приемый то действо и исполнивый е. Но подобаше исправити, рече, но не исправил бы ся. Иже бо таковая зря и некое же приобретение прием, много паче есте инако 1445  приобрел. Темже не подобаше просте преминути бывшее, но яко согнитию некоему отрезатись, да не и прочему на вред будет телу. Ныне бо и той ползовася не произшед, на далечайшую 1446  злобу и прочии тщаливейший (л. 430) 1447  бывше, тогда же противное случилося бы. Сего ради прежде обличает и показаует, яко не утаися его бывшее и тогда осуждает. Почто бо, рече, и от котораго произволения сие сотворил еси? Хотел ли еси имети? Подобаше ти имети изначала и не обещевати. Ныне же взем повне освятити сия, болшее священнотатство соделал еси. Похищаяй бо чюждая негли нужных вожделев, похищает. Тебе же леть бяше держати твоя. Почто убо сотворил еси сия быти священная и тогда взял есть? От многаго пренебрежения сие сотворил еси, не имать бывшее прощения. Безответно 1448  бо есть, но никто же да соблажняется, аще (л. 430 об.) 1449  нецыи и ныне суть священнотатие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

   Сведения о нем см. в главе «Обзор источников».    В древности мина стоила дорого — 24 наших рубля. Какую ценность могла иметь мина во времена турецкие — сказать не можем.    В подлиннике сказано «модий». Наш автор определяет эту мерку так: «Модий составляет третью часть вьюка одной лошади».    Christophori Angeli De statu hodiernorum Graecorum (греч. и лат. текст). Lipsiae, 1671. Р. 838—846    Ricaut. Histoire de l " eglise Grecque. P. 110.    На с. 233, 240, 247, 254—255.    Малышевский И. И. Мелетий Пигас, патриарх Александрийский. С, 273— 274.    Maurer. Das Griechische Völk. Bd. I. S. 393.    Филарет, митрополит. Собрание мнений и отзывов по делам Церкви на Востоке. С. 158. — По определению патриарха Костантия I в 1831 г. митрополит Белградский (в Сербии) обязан был при своем избрании платить патриарху 150 золотых, а рядовые епископы Сербии — 100 золотых. См.: Γεδεν. Σ. 691.    На текущие нужды патриархии две сербские кафедры, в том числе и Белградская, платили ежегодно в XIX в. 3 000 грошей (пиастров). См.: Γεδεν. Σ. 691.    Мелетий Афинский. Церк. история. Т. III. Σ. 403, 430, 450.    Maurer. Op. cit. S 393; Мата Христ. Чтение. 1862. Т. I. С. 800; Икономос. Τριακονταετηρς κκλησιαστικ. Σ. 134.    Maurer. Op. cit. S. 393; Silbernagl. Verfassung der kirchen des Oriens. S. 16— 17; Филарет, митрополит. Собрание мнений и отзывов... С. 158.    Maurer. Ibid.; Silbernagl. Op. cit. S. 16.     Κομνηνο Yψηλαντον. Τα μετα τν αλωσιν. Σ. 399.    Silbernagl. Op. cit. S. 17.    Elssner. Neueste Beschreibung. S. 82; Silbernagl. Op. cit. S. 16.    Курганов Ф. А. Указ. соч.//Правосл. Собесед. 1873. I. С. 52—53. Ср.: Pitzipios. L " eglise Orientale. Т. III. Rome, 1855. Р. 141.    Филарет, митрополит. Собрание мнений и отзывов по делам Церкви на Востоке. С. 145.    Курганов Ф. А. Устройство Церкви в королевстве Греческом. Казань, 1870. С. 49 (слова о. Лукианова, взятые нашим автором из «Русского Архива»). Ср.: Икономос. Τριακονταετηρς κκλησιαστικ. Σ. 132.    Silbernagl. Op. cit. S. 17. — О том, какие подати и повинности исправлял патриарх в XVIII в. и ранее, достаточно материалов находится в «Истории» Комнина-Ипсилантиса, но входить в подробности вопроса мы находим лишним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010