124. (1857.) Кирилла иерусалимского оглашения с прибавлениями, полууст., XV века, в четверть, 274 листа, заглавная заставка киноварная из кружков. л. 1. Заглавие предисловия: Кирила архиепископа иерусалимска, учениа и прениа к Жидом 18. л. 7. Оглашение 1 крещаемим в Иерусалиме. Нач. Нова завета ученици и Христов таин обещальници. л. 10. Оглашение 2. Нач. Люто есть грех и недуг тяжек души закона преступленье. л. 17 об. Поучение 3. Нач. Веселитеся небеса и радуйся земле, хотящиих ради усофом окраплятися и очищатися. л. 25. Поучение 4. Нач. Подобится добрей детели злоба и плевел нудится пшеница мнимо быти. л. 33. Оглашение 5. Нач. Благословен Бог, Отец Господа нашего Ис. Христа, благословен и единочадый Его сын. л. 50. Поучение 6. Нач. О Божии убо единоначалии доволне нами вчерашним дне к вам глаголано бысть. л. 56. Оглашение 7. Нач. Верованием убо еже в единаго Бога вьсу многобожную посекаем лесть. л. 59. Оглашение 8. Нач. Плтныима убо очима видети Бога немощно есть. л. 66 об. Оглашение 9. Нач. Научении веровати в единого Бога, Отца Вседржителя, и в Сына единороднаго. л. 77 об. Оглашение 10. Нач. Якоже убо в Ис. Христа надеемся доволне, противу силе, нами речено бысть вчера. л. 87 об. Оглашение 11. Нач. Чистотнии свскрьмленица и целомудрые ученици из Девица рождшаагося Бога. л. 101. Поучение 12. Нач. Похвала убо сборней церкви все деяние Иисусово похвала же похвал есть крест. После 12-го оглашения следует 14-е, как и в Оп. рукоп. Царск. 201, но пропущено не 13 оглашение, а 5-е о вере, начиная почти с половины 4-го о теле (по переводу в Твор. св. Отцев 1855 г. стр. 62–82) Оттого счет слов 5–13 изменен, сходится уже на 14-м. л. 121 об. Оглашение 14. Нач. Веселися Иерусалиме и ликуйте вси любящеи Исуса, встал бо есть. л. 135 об. Оглашение 15. Нач. Христово пришествие поведаем, и не едино точию, но и второе, первого добрее велми. л. 150 об. Оглашение 16. Нач. Духовна истиною требе дара есть, да о Дусе Святом побеседуем. л. 162 об. Оглашение 17. Нач. В прежним сего оглашении о сведениях Духа Святого малую некую часть, противу силе, сказахом.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 373. По окончании слов Исаака Сирина послесловие: Седини, ни власов белость, но душевная добродетель; о человече, поминай последняя области трии лакти; не обесчести мужа в старости его, ибо и от нас стареются, не забывай трудившагося, и сам тоеже получиши, поминай трилакотную дверь, еюже проити должни есмы в мире сем. Приимый Хрнстос мои благодарьствене вдовыя две цате, от усердиа ввержены, сице и ты приими и от нас. Приими благородне душею и в добродетелех украшеный, всечестный во иноцех кир, имерек, от нашея грубости малое послужение твоей святыни. ихже бо вжелел еси славословити, и сих ходатая да имаши молитвенники к Христу, и от Бога даною тем благодетию да будеши наставляем и укрепляем в душеспасеную ти пользу. Нас же грешных памятуй молитвеным взмездием, мы бо грубии; аще не у достигохом множайших, но обаче твою о Христе духовную любовь не мимотекаем забвениемь, не мимо теку ми бо писмены, назнаменал еси духовную ти любовь в души нашей и сердци. И сего ради молим и молити должни есмы, да будет Господь с тобою и с духом твоим, аминь. За сим заключение, что в конце ркп. 165, а по окончании кн. И. Лествичника – из Диоптры, что под 46. На первом порожнем пергам. листе написаны по-греческии (д. б. Максимом греком ) имена ντχριστδ: Τειτν, Λαμπτις, Βενεδτος, и проч., несколько ниже тою же рукою: Аще хощеши уведати имя писавшаго, се и то написую ти и счет обрящеши: осмь писмен имать, и суть от них сьгласна пять, троесложно есть, последняя и средняя по три писмена имать каяждо прочаа же вящшаа, всего же число есть сторицею трищи три и десятины дващи четверицею, рекше все число и счет сих 980. Препод. Максим грек не мог разгадать этой анаграммы. См. 201 гл. 115. На обор. того же листа другим почерком: Сиа Лествица с Дорофеем Медведева Висариона попа. См. 109. 172. (1862.) Исаака Сирина поучения, на бомбицине, полууст., напис. 1381 года, в четверть, 361 лист. Список самый старший из всех, доселе известных, списков поучений св. Исаака, писан при жизни препод. Сергия; правописание сербское.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Кроме несходства в слоге и некоторых особенностей, имевших место во времена патриархов, в списке опущены: 1) л. 20 об., известие о том, что животворящий крест, подносимый патриархом новопомазуемому царю для целования, прислан Греческим Императором Константином Мономахом с бармами и с шапкою чрез Неофита, митрополита Ефесского. (см. Собр. Сосуд. Грамот т. 2. стр. 77, ст. 1 стр. 4–10); 2) на л. 55 об. о том, что (@свтитель вамвикъ чистъ, и отрыетъ свта она да нкако что отъ сего на землю падетъ, и сожизаетъ его въ мст сокровенне, во олтари, и тако пребываетъ до осмаго дне не омывенъ@). (см. Собрание Госуд. Грам. т. 2. стр. 83, строки 6–12 снизу); 3) л. 56 об. о том, чтобы новопомазанный царь не был омываем до восьмого дня: (@во осмыи же день окупава, коже и преже, налагаетъ друга на с, первое жь, въ немъ же в, испираетъ, сирчь, омываетъ въ рк, со вскимъ страхомъ, ко да ничто отъ сихъ, отъ попираемо будетъ ногами, или инмъ нчемъ@). (Собр. Госуд. Грам. т. 2, стр. 84 ст. 1, строки 10–18 сверху). 541 (По преж. кат. 344). Чин избрания, исповедания и хиротонии архиерея, бум., пис. красивым полууст. конца XVII в., в лист. На л. 1 заставка, гравированная, во всю величину книги. Этот чин в сущности сходен с печ. изд. 1825 года 925 , но отличается некоторыми особенностями, имевшими место во времена патриархов. Для избрания на вдовствующую архиерейскую кафедру архиерея, патриарх созывает в Москву всех российских митрополитов, архиепископов и епископов, которые бы представили ему известных им и достойных монашествующих лиц кандидатами на архиерейскую кафедру. Из числа рекомендованных епархиальными архиереями Патриарх избирает одного и представляет вместе с архиереями о нём самому царю, а избранному благовествуют, при чём он творит ектению; посланец же Патриарха объявляет ему о призвании к епископству. Избранного «(@во утро@)» поставляют в к. н. храм (@идже повелитъ@), кроме соборного; стоит же он, облачённый во все священные одежды, в алтаре у царских врат лицом к востоку. В наречённое время, представ перед патриарха, и, сделав ему и сидящим с ним митрополитам, архиепископам и епископам целование (патриарху в десную руку, десную ланиту и десное колено) садится (@на собномъ столц ниже и т.д. За тем совершается над нареченным рукоположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

л. 338. Царство антиохийское. Нач. По Александре же царствова Селевкый, иже и Никонор нарицашеся. Тут же и о Маккавеях. л. 340 об. О царстве римском, без надписи. Нач. Быста два брата в западных странах Ром и Рим. л. 345 об. Царство римьское. Нач. Правиша римьския скипетры ипати лет 964 и бысть у них царь Иулий нероженый. История римского царства и история Церкви идут в связи, равно и далее. л. 367 об. (Для заглавия оставлено порожнее место). Нач. По Максентии же царствова Костянтин Великый. Потом о преемниках его и вселенских Соборах (перемешано). Оканчивается, после показания царствования 49 царей греческих, описанием похода Игоря и Олега на Константинополь и принятием земли русьскыя св. крещения в лето 6496 от сотворения миру. На обор. л. 37 внизу: Господи помилуй мя грешнаго и недостойнаго и неключимаго раба своего Игнатья. 729. (1902.) Палея с прибавлениями, полууст., XV века, в четверть, 217 листов. л. 1–155. Палея сокращенная, без надписи. Сказание о 6 днях творения, о Адаме, Каине и Авеле полное, то же, что под 38. Непосредственно за тем с обор. л. 110 следует 1-я книга Царств с тем же заглавием и содержанием, какие показаны там же л. 184; с л. 120 выписки из 2-й книги Царств: Се есть царство Давидово 2-я книги десятыя (пророчества Давидовы опущены); с л. 133 царство 3-е Соломоне. После пророчеств Соломона с обор. л. 140 приложены заветы Патриархов: Данов, Нефталимль, Гадов, Аспров и Веньяминов. См. 731 л. 65–79. л. 155 об.–182. Небольшие статьи из естественной истории с нравоучениями: О лве Фисилог глаголеть сия. О ящерици илиакийстей. О харадри. О неясыти. О нощнем вране. О орле. О финиксе. О епопе птице. О дивнем осле. О ехидне. О змии. О мравии. О сиринах и о инокентаврех. О ежю. О лисици. О животе Панфирове. О аспеде хелоне. О ряби. О егнипи. О мравольве. О ласици. О инорозе. О бобру. О животу нудри. О ихнеюмоне. О вране. О горлици. О жабе. О елени. О саломонидрьстей ящерици. О камени адаманитьстем. О дубе перидексийстем. О голубех. О уподроносе животнем. О огниве. О магните камени. О ките нарицаемой пила. О чапли. О серне. О камени адамантине. О слоне животнем. О ахате и бисере. О дивнем осле. О камени индикийсте. О птице ардане. О сукамне.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

262. (1227.) Канонник, полууст.. первой полов. XI века, в четверть, 361 лист. По описи 1795 г. ркп. начиналась каноном прор. Иеремии, в настоящее время начинается последними числами Святцов – с 18 августа. Начальные листы, вероятно, утрачены при новом переплете. л. 3 об. Ведомо буди, что ради пишутся коданци в уставе. л. 5. Тропари вскресны. л. 8 об. Последование тропари и кондакы от мытаря и фарисеа даже и до всех Святых. л. 24. Правило молебно к архангелу Михаилу и прочим бесплотным с акафистом. В конце канона: в понеделник молитва священноинока Курила туровскаго с помянником. л. 45. Вторник, служба честному Предтечи и Крестителю Иоанну с акафистом. В конце: По заутрени молитва Курила священноинока с помчнником. л. 63 об. Канон Благовещениа пресв. Богородица, молебен певаем в среду, творение Феофана. В конце три молитвы пресв. Богородице, из коих последняя Курила священноинока с помянником. л. 77. В туже среду, канон радостен пресв. Богородици, творение Игнатиа священноинока. В конце две молитвы. Л. 86 об. Служба иуниа 30, на сбор св. Апостол 12 с акафистом. В конце: молитва Курила туровскаго с помянником. л. 116. В той же четверток служба святителю Николаю с акафисшом. В конце: молитва св. Николе на обуреваемыя человекы от духов нечистых и от многых болезней. л. 135. В пяток служба Кресту с акафистом. В конце: молитва Курила священномниха о покаянии с помянником. л. 161. В пяток 5 недели твории службу неседално. В конце две молитвы, сставлены Филофием патриархом Констянтиняграда с помянником. л. 181 об. Последование св. Купины в св. горе Синайстей, поетжеся в всякую суботу. В конце три молитвы, последняя препод. Курила священноинока туровскаго. л. 196 об. Канон молебен по вся вскресениа гл. 1. На конце: молитва препод. Курила священноинока туровскаго с помянником. л. 209. Служба Господу нашему Ис. Христу. л. 218. Канон бесплотным Силам и св. Иоанну Предтечи и св. Апостолом и всем Святым по вся дни гл. 8. Впереди стихиры гл. 6, в конце молитва всем Святым. Последняя принадлежит также Кириллу туровскому , несмотря на то, что без надписи и упоминаются в ней Святые, позднее его жившие, напр., святии трие новии (литовские) мученици Антоние и Иоане и Еустафие... Сергие (радонежский) Еуфимие, Андроники, и Саво, и проч. См. 316 л. 459.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

58. Аскетический Сборник, содержащий отеческия выписки об умной молитве. Рукопись 4°, в 42 л., полууст., переходящим в скоропись, на синей бумаге, нач. XIX в., в бум. современном ркп. переплёте. По происхождению Сборник относится к школе Паисия Величковского . Заглавия нет. Начинается Сборник изложением условий умной молитвы: «Нижеследующия к молитве пособия». л. 1. Нужно иметь намерение яко начало. Кассиана Римлянина в слове o разсуждении лист. 185 об. Нач. Конец убо прочее нашего Обета царствие Божие. л. 5. Пособие к молитве; усердие. Апостол к Филиписием, глава 2 ст. 13 Нач. Бог бо есть действуяи в вас, и еже хотети, и еже деяти. л. 5 об. Пособие к молитве, трезвитися не скитаяся. Исихия пресвитера 2 сотницы глав. 2. Нач. Требует молитва трезвения, якоже светище света светильнична. л. 7. Колико есть образов молитвы. Марка постника от 9 слова глава 22. Нач. Мнози убо суть молитвы образи, ин иного разнствует. л. 8 об. Скверна молитвы мечтания. Лестничника от 28 слова лист 176 нач. Скверна есть молитва , Богу предстояти, и безместна помышления мечтати. л. 10. 3 Молитва с пленением в неполезна попечения. Нач. Лествичника от 15 слова. Ино прилог, ино сочетание, и ино сложение, и ино пленение. л. 11. 4 Молитва парительная. Григория Синаита от особых седми глав. 3. Нач. Яко никтоже может собою удержати ум, аще не от духа удержан будет. л. 12 об. 5 Молитва с пороком якового либо прилога, Исаака Сирина слово 39. Нач. По нестяжании бо отрешающем помышления наша от уз, пребытности хощет молитва. л. 13 об. Молитва 6. Терпеливо-трудная, сиречь от прилежного понуждения теснособранная. Мелетия Галисийского. Нач. Дело, глаголю, молитвы, срастворено имей, и совокуплено отвсюду, и совплетено, с божественным и честным терпением. л. 18. Молитва 7. Чистая 1 деятельная, или пребытная чрез долгое обучение от частного трезвения, от частного внимания, от частныя памяти и призывания; и очищения сердца. Лествичника от 28 слова лист 175 на обор. Нач. Дая бо глаголет, молитву чисту без лености молящемуся скверненне, и утружденне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

569. (447.) Минея служ. мес. июнь и июль. полууст., первой полов. XVI века, в лист, 463 листа. За исключением службы препод. Сергию радонежскому список сей сходен с предыд. 568. На первых листах внизу: Дал в дом Живоначальной Троице и чюдотворца Сергия старец Еустафей Головкин, положити в Успение. 570. (449.) Минея служ. мес. июнь и июль, полууст. в два столбца, XVI века, в лист, 400 листов. По окончании первой Минеи рядом написаны из обоих месяцев три службы русским Святым, что ныне под 569, а по окончании второй Минеи и самой книги, – 16-го июля служба Знамению пресв. Богородицы (псковской) иже в Чирьсках. Величание Знамению св. Богородицы читается так: Величаем Тя пресв. Дево богоизбраннач отроковице и чтем образ твой честный, имже показала еси пречюдное Знамение. Канон без имени творца. Срав. Оп. Рум. Муз. стр. 597. 571. (446.) Минеи служ. мес. июнь и июль, полууст. в два столбца, XVI века, в лист, 343 листа, конечные перемешаны. Из русских Святых службы положены только под 15 и 24 июля св. В. Князю Владимиру и муч. Борису и Глебу. Паремии последним те же, какие под 4. Внизу л. 120 другим почерком: Микифор продал. 572. (552.) Минея служ. мес. июнь, полууст., XVI века, в четверть, 267 листов. Как в сем списке, так и в трех остальных, из русских Святых положена служба одному препод. Кириллу белоезерскому. На обор. первого порожнего листа: Княини Судцкие. См. 486. 573. (476.) Минея служ. мес. июнь, полууст., XVI века, в четверть, 319 листов. 574. (488.) Минея служ. мес. июнь, полууст., XVI века, в четверть, 318 листов. 575. (464.) Минея служ. мес. июнь, полууст. четкий, XVII века, в четверть, 309 листов. 576. (513.) Минея служ. мес. июль, полууст., XV века, в четверть, 213 листов. 577. (554.) Минея служ. мес. июль, полууст., XV века, в четверть, 230 листов. Под 15 числом положена служба из русских Святых св. В. Князю Владимиру, под 24 св. муч. Борису и Глебу; паремии последним те же, какие под 4. В заглавии 10 числа говорится: В тойже день преставление препод. отца нашего Антониа печерскаго, служба его вся писана в Минеи мес. маиа в 7 день.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Службы русским Святым те же, что под 467. 475 (516.) Минея служ. мес. сентябрь, полууст., нач. XVII века, в четверть, 452 листа. Службы русским Святым те же, какие под 467. На верхней доске: Келаревы. 476. (520.) Минея служ. мес. сентябрь, полууст., в скоропись переходящий, XVII века, в четверть, 396 листов. Службы русским Святым под 20 и 25 числами те же, что под 467; о службе кн. Феодору с чады под 19 числом сказано: писана от доски, но там ее нет. Внизу первых листов скорописью: Сия книга Минея мес. сентябрь дана из Троицкого Сергиева монастыря, из монастырские казны, в Троицкую вотчину в село Шухобалово в церковь Успения преч. Богородицы безденежно 156 (1648) года декабря в 1 день. Село Шухобалово суздальского уезда дано в вотчину Троицкому Серг. монастырю В. князем Василием Темным в 6956 (1448) году. См. грамоту Т. Серг. монастырю, изд. в Чт. моск. Обц. истор. 1858 г. кн. 2 сшр. 129. 477. (515.) Минея служ. мес. сентябрь, полууст. крупный, четкий, XVII века, в четверть, 748 листов. Из русских Святых служба положена одному препод. Сергию радонежскому. 478. (491.) Минея служ. мес. сентябрь, полууст. крупный, четкий XVII века, в четверть, 720 листов. Кроме трех служб, означенных под 467, здесь помещены еще 7 числа Иоанну архиеп. новгородскому и 30-го препод. Григорию пельшмскому, вологодскому чудотворцу. 479. (565.) Минея служ. мес. сентябрь, полууст. красивый, в скоропись переходящий, первой полов. XVII века, в осьмую долю, 606 листов. Служб русским Святым 5, что под предыд. 478. На нижней доске: Правлена книга. 480. (504.) Минея служ. мес. октябрь, полууст., XV века, в четверть, 282 листа. Служба Покрову пресв. Богородицы не писана. 481. (528.) Минея служ. мес. октябрь. полууст., XV века, в четверть, 200 листов. В конце ркп. приложена служби Арсению архиеп. сербскому. На предпоследнем белом листе другою рукою: Селиверста, может быть, которого-нибудь из соборных старцев, упоминаемых в актах: Уполовникова в 1526–1542, или Ступишина в 1544–1548 годах. 482. (525.) Минея служ. мес. октябрь, полууст., напис. 1501 года, в четверть, 276 листов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

108. (1578.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Матфея и Марка, полууст., XVI века, в лист, 355 листов, заглавные заставки с красками из кружков в. искусны. 109. (15.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Матфея и Марка, полууст., XVI века, в четверть, 327 листов, немного не дописано. В начале приложено Евсевиево послание (без надписи) к Карпиану о разделении Евангелий на каноны. См. 70 л. 1. На первых листах внизу, начиная с оборота порожнего: Сии два евангелиста Матфей да Марко попа Медведя Висариона († около 1530 г.). См. синодик ризницы 2 л. 76 об. 110. (10.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Матфея и Иоанна, полууст., исх. XIV или нач. XV века, в лист, 366 листов, заглавная заставка (л. 213) из кружков. 111. (12.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Луку, полууст. четкий, XVI века, в лист, 278 листов, заглавная заставка из перевитых кругов с красками и золотом. 112. (13.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Луку, полууст., XVI века, в лист, 261 лист, в кружке заглавной заставки золотом: «От Лукы св. Евангелие.» 113. (11.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Луку и Иоанна, полууст., XVI века, в лист, 554 листа. По листам внизу: Лета 7009 (1561) дал сию Евангелие толковое два евангелиста Лука да Иван старец. Арефа Тормосов в дом к Богоявлению и чудотворцу Сергию на Москву на Троицкой монастырь. 114. (1585.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Иоанна, полууст., XVI века, в лист, 342 листа, заглавная заставка из кружков с красками искусна. Читали в Троицком соборе. См. Оп. 1642 года. 115. (1586.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Иоанна, полууст., XVI века, в лист, 349 листов, заглавная заставка узорная. На обор. конечного белого листа скорописью: Сия глаголимаа книга Евангелие толковое Матвея Меркульева. Впереди Евангелистов, исключая Матфея 107, 108, 110 помещены главы и предисловия те же, какие и в печат. Благовестник, а в конце Иоанна 113–115 указание разных выносок, начин. Зачало 5 красное, что толкуется Галилеа и что Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Под 24 числом положена служба св. муч. Борису и Глебу и Христине вместе у шестеричная. 583. (477.) Минея служ. мес. июль, полууст., XVI века, в четверть, 370 листов. Из русских Святых службы положены препод. Сергию радонежскому, св. В. Князю Владимиру и муч. Борису и, Глебу. Служба первому и паремии последним, что под 4, переписаны другою рукою; вероятно, сначала служба Сергию была вместе с св. Афанасием (см. 568), а теперь смешанная: стихиры на Господи возвах из службы сент. 25, а литийные из июля 5, один канон из сент. 25, другой из июля 5. 584. (555.) Минея служ. мес. июль, полууст., исх. XVI или нач. XVII века, в четверть, 427 листов, сходна с 577. 585. (141.) Минея служ. мес. июль, полууст., исх. XVI или нач. XVII века, в четверть, 436 листов. Русским Святым службы те же, какие под 568. В сем списке опущено 5 служб на 3-е, 9, 10, 18 и 29 числа. 586. (558.) Минея служ. мес. август, полууст., XV века, в четверть, 237 листов, ветхая. Сверху заглавного листа: «Сеа книги из монастыра не отдати». 587. (466.) Минея служ. мес. август, полууст., XV века, в четверть, 274 листа. На первом порожнем листе скорописью: «Привезена с Москвы». 588. (514.) Минея служ. мес. август, полууст., XV века, в четверть, 270 листов. 589. (453.) Минея служ. мес. август, полууст., исх. XV или нач. XVI века, в лист, 260 листов, начальный наполовину оторван. Как в сем списке, так и в предыд. трех, в службе на Успение пресв. Богородици по 6 песни положено Слово (см. 681 л. 420). Кроме сего, пред службой на 16 число Пренесению нерукотворенного Образа из Едеса в Константинополь помещена (л. 119 об.) здесь повесть, что под 680 л. 296. 590. (556.) Минея служ. мес. август, полууст., напис. 1509 года, в четверть, 315 листов. Августа 1-го положена особая служба Милостивому Спасу, 24-го Петру митр. московскому, 26 Сретению иконы пресв. Богородицы Владимирской. Начальные слова и буквы тропарей канона святителю Петру дают (как и в печат. Минее) следующую речь: Повелением благочестиваго Великаго Князя Иоанна всея Руси, благословением Филипа митрополита всея Руси благодарно принесеся рукою многогрешнаго Пахомия сербина.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010