Запись на лл. 291–292 v.: ца и сна. и стаго дха съписа се книга рабоу иже въ дел жпа ива велики мста нарицаема рибни. въ горы глемые папша. въ монастире нарицае бистрица. при игоумени кр Въ л кроу, слнцоу кд а лоуни г. ипаха в въ дни блгочьтиваго и хртолюбиваго гподина. петрь воеводы. и сна его вла, воевоы. въ тожде врм начелствещ, и бла дръжещ многыми странами, великом са (sic) бег. въ славнемь град новмь рым цриград аще хощеши вдти и име писавша книг. и се написю. изьче словеь тр писмена имать съгласна. и трое же сложнопослдн и срдн по три писмена има каажо. проча вещьша. въсего число есть едино въ сб. и двоица два песторицею. троица въ двоици тищь три к петорица въ смори. и шесторица въ петорици. Тмже колн прлонь молю се и мил се дю. инимь ко чед. възрастнимь ко старимь ко цемь. поющи ил или что е погршено. поюще любве ради хвы исправлите, а не клънете. мене се троудившаго се. пррееннаго мниха. Понеже не можеть мтнь мь и гршна рка исправно слово съписати. да и вы спобите се слышати, страшнаго и нелицемрнаго блгыи нь вть ца моего, наслдоуите готованное вамь мир. егоже бди оулчити вьс намь. славеще въс кпно ца и сна и стго дха и нн и прно и въ вкы вк 25. Тетраевангелие (I в 10), 574 бум. лл. (29х19,2), по 13 стр., полууст. XVI в. (1550 г.); редакция русская с признаками среднеболгарского оригинала. Один лист находится также в собрании еп. Порфирия И. П. Б. (F. I 598). Ср. Порфирий, стр. 149 14); Кр. обз. стр. 52 11). На л. 574 v.: Сла съвръшителю б давше се нало и конець. Всевиц боу прблгом сла и дръжава и бласть въ безконены вкы аминь: оца и сна и диство стго дха изволи писати ркою мнгршна раба ереа лкы виника. Въ л зни при епкп премыско и саборско ку – Ниже: помни ги дш ра свои лкы, василисы. есифа. стефана и въ блгочестиви вр скочавшис:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. 228 об. Показание зачал Апостолам и Евангелиям заупокойным в вторн. – субботу. Л. 229. Последование литии в Господские праздники. Л. 231 об. Тропари молебные Пресвятой Богородице. В конце их молитва: (@ пртаа гже дво бце выше агглъ и архаагглъ@). Л. 233 об. (@Катавасии бщи@): Христу, Богородице, апостолам, пророкам, мученикам, святителям и преподобным. Л. 234 об. Избранные псалмы на праздники Господни и памяти святых. Л. 236 об. Прокимны воскресные и аллилуиа осми гласов. Л. 237 об. Прокимны и аллилуиа дневные. Л. 239. (@Млтва на вино слжебънымъ@) 674 . – » – об. (@Мо на сквернившис во сн@). Нач. (@Ги хе бже нашь енороны сне бжии даро оца Л. 240. Снова избранные псалмы разным святым. Л. 241 об. Указ правилу келейному для монашествующих, разделённый на три разряда. – Правило более обширное и среднее, встреч. в следованных Псалтирях. Л. 242 об. (@Чи малы павечерьница по и лй м бже@). Л. 246. (@Павечерница бычна в все лто@). Здесь только указ сим службам. Л. 248. Таблицы лунного течения с замечаниями (ст. 261), когда пускать кровь, и (ст. 263) о днях и часах, добрых и недобрых. Л. 263 об. (@Великаго стилника. зласта, млтвы молебны@) на каждый час из 12-ти дневных и ночных. – В печ. Канонике 1849 г. в мол. на сон грядущим седьмая мол. Л. 265. (@Млтва. прибыточна@). Нач. (@Ги тво а не мо@) и далее прямо обычное заключение: (@млтвами прчты влчца@). Л. 265 об. Показание добрых и злых лунных часов, а в конце сего, на л. 269 об., написано: (@си прови на бгъ архистратиго михаило. люде изрльтено. соблюда и вского зла. каза имъ в мцхъ. в. днь. злы в нихже ни крови пщати. ни конеи холостити. ни сти ни садити ни пива в до вносити. ни вина. ни кпити ни продати ни портъ не кроити. ни свадбы творити. ни до строити@). Л. 270. Догматики восьми гласов. С л. 273 оглавление, коего конец утрачен. 500 (по преж. кат. 720). Анфологион, в котором молитвы и чинопоследования, в 8-ку, бум., полууст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Л. 330. На поле: (@гл@) (@в@) (@. кз. Правило молебно, д. семици в соу, акаистъ прти бци въ скы т ско же въ вскоу семицю в п веръ на паверница пти инок въ свои клихъ@). Кн. благодарен кир Иосифа. Нач. (@Хвоу книгоу дшевленоу запечатлнноу т дх@). Тот же в печ. Кан. 1849 г. По 6 песни кондаки с икосами с надписанием Исидора, патр. Константинопольского. В 5 икосе: (@радйс персомъ наставнице Перед кн. молитва нач. (@ всемлтваа пртаа дво бце мати бга нше ха@). По кн. молитва Филофея. Нач. (@Нескверна, неблазна, нетлнна прчта, пренепорона влчце@). Л. 347 об. На поле; (@гл@) (@в@) (@. ки. Правило молебно. д. семицю, в нелю вс сты@). Кн. стиша констнти гра. Нач. (@верзи оустн ми свтодавче, и просвти м@) 719 . По 6 песни кондаки с икосами или акафист. Нач. (@Всмь сты иже вка, бви блгоугожьши@). Между святыми упоминается имена Бориса и Глеба, также Печерских и Сербских святых. По кн. молитва (@крила епкпа тоуровьскаго. всмъ свтымъ@). Нач. (@Влко многомлтве, ги хе бе ншь, сне невидимаго бга ца@). Здесь из Русских святых упоминаются: святители Пётр и Алексий, Леонтий Ростовский, также Иоанн Рыльский 720 и Арсений Сербский и др. В 6 песни кн. упоминаются Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий, называемые мудрыми, новоявленными. 503 (по преж. кат. 774). Собрание канонов и молитв, на разные случаи, в 8-ку, бум., полууст., переходящим в скоропись, XVI в., л. 822. На л. 747 об.—48—49 подписано внизу: (7156–1648) (@го мца маи въ ка дн прода сию книг каннъни златаустова мнтр диче е т ка игна т евъ а пописа самъ своею ркою@). в конце на белых листах ещё подписано: (@сию книг глаголемою конони прода старе никольско поп стеан@). Л. 1–13. Оглавление, содержащее 83 главы. Лл. 14–15 чистые. Л. 16. (@а. Кано молебе госпо ншем хоу. и прчт мтри пваемъ в ки ило Кн. тот же, что в ркп. 468 721 , л. 140 об. Молитвы, какие находятся в 468 в конце кн., в 774 написаны, как замечено в самой ркп. во 2 главе, в двух переводах: одень из них пишется над строками киноварью, одною рукою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Начинается предисловием, «сказающе вкратце силу книги сеа», за которым следует оглавление (134 главы). Это на первых 3-х ненумерованных листах. Далее на 1–3, излагается «исповедание православныя веры Максима грека , на лл. 4–5 молитва его же к пресвятей Богородице и идут другия слова Максима грека. Последняя глава 134-я «сказание о Максиме иноке святогорце Ватопедския обители»: «осмой убо тысящи наставшей» (см. выше стр. XXXI-XXXVIII). За сказанием следуют еще слова Максима грека, не обозначенные в предисловии, главы со 135-й по 151, и затем несколько небольших произведений других авторов: от собрания преп. Иосифа Волоцкого о иноческом чину – како бысть, преп. Илариона великого послание к некоему брату, просившу у него и наказание ко отрекшимся мира Христа ради, и того же Илариона поучение ко иноком. Находящееся в сей рукописи сказание подробной редакции не имеет никаких существенных разночтений и по вариантам своим стоит всего ближе к ркп. собрания князя М. А. Оболенского 50/29 (А 3, см. на стр. XXX, под буквой л). Ее варианты те же, что у меня отмечены на стр. XXXI-XXXVIII в примечаниях 6, 8, 13, 14, 21, 22, 24 (Т 5, АЗ, П 8), 27, 30, 35, 38, 40, 49 (Т 5, А 3), 53, 54, 57 (А 1 и 3 и др.), 66, 69 (Т 5, А 3), 74 (сущим), 79, 80 (С 4, Т 5), 81, 83, 89, 90, 97, 100 (А 1, Ун. 1 и др.), 105, 107, 112, 115, 119, 120 (А 1 и 3 и др.) и 121. 236) В числе «Материалов для истории литературы славянской» П. М. Строева (порт. Ill, 187) имеются два списка сказаний о Максиме греке . 1) Один – из рукописи библиотеки Архангельской духовной семинарии 558/6 в лист, конца XVII в., содержит сказание «осмой убо тысящи наставши». Копия сделана Строевым 13 мая 1829 г. в Архангельске. Вслед за сказанием Строев здесь выписал «предисловие сказующе вкратце силу книжки сея» и оглавления сей рукописи (95 глав) и двух других, из коих одно – «из древней книги Максима грека » (1587 г., 57 глав), находящейся в Сийском монастыре (в 4-ку, полууст., 371 лл.), а другое (101 глава) из «Максимовы книги нынешних времен новособранные».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

555. (474.) Минея служ. мес. апрель, полууст., нач. XVII века, в четверть, 267 листов. 556. (462.) Минея служ. мес. апрель, полууст., XVII века. в четверть, 235 листов. В конце ркп. приложена служба 17 числа препод. Зосиме соловецкоми. На первом, порожнем листе: Келаревы. 557 . (550.) Минея служ. мес. май, полууст., нач. XV века, в четверть, 187 листов, начальные 4, 15–29, 55 и 186, за ветхостию, переписаны в XVII веке. 558. (445). Минея служ. мес. май и июнь, полууст., исх. XV века, в лист, 425 листов. Из русских Святых службы в мес. мае положены 2 числа муч. Борису и Глебу, 3-го препод. Феодосию игумену киево-печерскому, и 23-го Леонтию епископу ростовскому. 559. (463). Минея служ. мес. май, полууст., напис. 1509 года, в четверть, 263 листа, письмо одинаково с ркп. 483. Кроме трех служб, показанных под предыд. 558, под 20 числом положена еще св. Алексею митр. московскому. Паремии в службе муч. Борису и Глебу те же, какие под 4. На первых листах внизу подпись Евстафия Головкина, что под 536. 560. (551.) Минея служ. мес. май, полууст. небрежный, первой полов. XVI века, в четверть, 150 листов. По счету тетрадей сначала недостает 9 листов, утрачен и конечный лист. Служба из русских Святых положена одному препод. Феодосию игумену киево-печерскому. 561. (475.) Минея служ. мес. май, полууст., XVI века, в четверть, 216 листов. Впереди на белом листе небрежным почерком: Дмитрей книгу продал и руку приложил. 562. (511.) Минея служ. мес. май, полууст., второй полов. XVI века, в четверть, 321 лист. Кроме четырех служб русским Святым, показанных под 559, в конце ркп. приписана еще в XII в. препод. Никите Столпнику переяславскому. 563. (499.) Минея служ. мес. май, полууст., XVII века, в четверть, 335 листов. Службы русским Святым те жс, какие выше под 562. Замечательно, что служба препод. Никите Столпнику в предыд. 562 и след. 564 положена под 22 числом, здесь же под 23, а в послед., как и в печатн., под 24. И в святцах, как видели прежде, память его записана под разными чсслами. В конце рки. помещена еще служба препод. Пафнутию боровскому с двумя канонами, впереди первого сказано: Канон препод. Пафнотию творение ученика его Инокентиа, инока тояже обители; в державу благовернаго и христолюбиваго Царя православнаго В. Князя Василия Ивановича Государя всея Руси господином пресвященным архиепископом Данилом митрополитом всеа Русии с всем священным Собором, при игумене Пафнотии, благословил пети канон и житие чести в лето 7039 (1531) мес. маиа в 1 день. В начале службы помещено Сказание о препод. Пафнутии. См. 692 л. 119.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

509. (506.) Минея служ. мес. декабрь, полууст., XI века, в четверть, 531 лист, последнего недостает. На первом листе небрежным почерком: Дмитрей руку приложил. 510. (482.) Минея служ. мес. декабрь, устав., XVI века, в четверть, 453 листа. 511. (534.) Минея служ. мес. декабрь, полууст., нач. XVII века, в четверть, 113 листов, оконч. 8 числом, впереди служба препод. Савве сторожевскому, без начала. 512. (532.) Минея служ. мес. декабрь, полууст., XVII века, в четверть. 496 листов, начин. с 10 числа. На верхней доске: С «Троецкаго подворья». 513. (566.) Минея служ. мес. декабрь, полууст., XVII века, в осьмую долю, 607 листов. 514. (435.) Минея служ. мес. декабрь, полууст., напис. 1628 года, в лист, 493 листа. Начальные листы по 12 число большею частию печатные. В конце ркп. два послесловия; в первом сказано, чшо Минея сия списана с печатной, издан. 7128 (1620) окт. 15, а во втором, что она переписана священноиноком Германом Тулуповым в лето 7136 (1628) ноября 12. В сем списке помещены особо службы русским Святым, коих нет в означенной печаш. Минее, именно: л. 431. Декабря 3, преп. Савве сторожевскому. л. 438. – 7, препод. Антонию сийскому. Припись после заглавия службы см. 628 л. 2. л. 465 об. – 7. препод. Нилу столбенскому. 515. (483.) Минея служ. мес. январь, полууст., XV века, в четверть, 374 листа, ветхая, без начала и конца. 516. (507.) Минея служ. мес. январь, полууст. небрежный, исх. XV века, в четверть, 259 листов. На первых листах внизу другим почерком: Лета 7094 (1586) мес. ноября в 12 день сию книгу Минею мес. генварь положил, в Троецкую вотчину Сергиева монастыря в село Муромцево к Николе чудотворцу петровския волости деревни Ковасилова государев крестьянин Григорей Иванов сын, прозвищо Веретеница, по своей душе и по брате своем по Кузме; и хто станет по сей книге пети, их (бы) души поминали, Григория да Кузму. Село Муромцево находится в дмитр. у. моск. губернии, в 20 верстах от Лавры. 517. (495.) Минея служ. мес. январь, полууст., напис. 1513 года. к четверть, 362 листа.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

По причине утраты листов начинается с половины 15 псалма. По совершении Псалмом и Песней последование тоже, что в печат. Псалтыри, с небольшим замечанием: Сиа скончав и пакы начни Псалтырь от начала. Псалтыр бо не кончается николиже, и проч. Затем приписаны другою рукою избранные Псалмы Никифора товлемида (τ βλμμδθ) любомудреца. Ветхие листы также по краям заклеены белою бумагою. 55. (872). Псалтырь, полууст. небрежный, переходящий в скоропись, исх. XVI или нач. XVII века, в четверть, 192 листа. Состоит из Псалмов, Песней и избранных Псалмов Никифора Блеммида любомудреца. Начальные листы до псалма 5-го утрачены, равно и конечных несколько, ветхие заклеены белою бумагою. 56. (865). Псалтырь, полууст., исх. XVI века в четверть, 167 листов, начин. с псал 10 го, оканч. 149-м, также с наклейками. 57. (876). Псалтырь. полууст. четкий, XVII века, в осьмую долю, 255 листов. Начинается с псал. 11, ст. 4. Между листами 252 и 253 одного недостает – окончания песни Захариина отца Предотечева и начала статьи по совершении Псалмов, осталась одна молитва , какая в печат. Псалтыри. 58. (875). Псалтырь, полууст. мелкий, XVII века, в осьмую долю, 182 листа, заглавная заставка с золотом. После Псалмов, и Песней приписано уставом: По совершении же нескольких кафизм или всего Псалтыря и Песней, что в печат. Псалтыри. На поле против молитвы сей статьи другого рукою: Помяни Бога ради архимандрита Иосифа. См. в конце 284. На порожнем 179 листе скорописью: Сия книга, глаголемая Псалтырь, Василия Конанова сына Панова. 59. (877). Псалтырь, полууст., XVII века, в осьмую долю, 180 листов. Начальная статья: Разумно да будет, како начати иноку особь пети Псалтырь, – и конечная: По совершении же нескольких кафизм или всего Псалтыря и Песней – те же, какие в печат. Псалтыри. Последнего листа недостает. 60. (880). Псалтырь, полууст. мелкий, четкий, XVII века, в осьмую долю, 179 листов. Заглавие Псалмов и Песней писано золотом, заставки над ними и первые буквы кафизм – золотом и красками. Прибавления те же и с теми же надписями, какие в предыд. 59.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

«Отец наш обручение Духа Святаго дарует и царства небесного нас удостоит чрез Иисуса Христа, Господа нашего» (Учит. Еванг. стр. 38). «Человек освящается причащением честного тела и животворящей крови Господа нашего Иисуса Христа» (Учит. Еванг. стран. 33). «Научены естесьмо, братие, от Господа нашего Иисуса Христа отпускати братии нашей грехи их» (Учит. Еванг. стран. 73). «Послужил нам, братие, единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос» (Учит. Еванг. стран. 161). «Не опущай нас до конца, Иисусе Христе, Боже наш, для имене твоего святаго» (Учит. Еванг. стран. 258). 125. В Полууставе, изданном за девять лет до патриаршества Никона, имя Спасителя «Иисус» сокращенно, но с двумя гласными в начале, напечатано более пятисот раз. Прочтите несколько изречений. «Господи Iucyce Христе, Боже наш, помилуй нас» (Полууст. стр. 889). »Iucyce, сладчайший, спаси мя» (Полууст. Канон Iucycy сладчайшему. Стр. 241). «Iucyce, Сыне Божий, помилуй мя» (Полууст. Канон Iucycy сладчайшему. Стран. 247). »Iucyce, Iucyce, Iucyce, Сыне Божий, помилуй мя» (Полууст. стр. 206). 126. Те места старопечатных книг, в которых имя Спасителя изображено под титлой двумя буквами: IC, доказывают ли, что надобно произносить: «Исус»? Те места старопечатных книг, в которых имя Спасителя изображено под титлой двумя буквами: IC, нисколько не доказывают, что надобно произносить: «Исус». Тут в имени IC, буква С не вторая буква, а последняя; так же, как и в имени ХС, буква С не вторая, а последняя. 127. Что говорится в одном старопечатном Апостоле о писании под титлой IC? «В имени збавеяном и пресвятом IC звычай старый заховалисмо, любо собе не неведомо маючи, жесямает писати Iucyc, а не Icyc». (Апостол печат. во Львове 1639 года. Предисловие к читателю). То есть: в имени спасительном и пресвятом IC мы сохранили старый обычай, хотя не безызвестно нам, что должно писать Iucyc, а не Icyc. Апостол этот можно видеть в библиотеке Московского почетного гражданина Хлудова. 128. От чего произошло произношение, а за тем и писание, имени Спасителя: Исус, вместо Iucyc?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

362. (974.) Часослов, полууст. четкий, XVII века, в осьмую долю, 136 листов. Листы 39–108 печатные (ок. 1600 г.), нижний угол их истерт, а некоторые утрачены. На обор. л. 102 внизу: Часовник Олексея Григорьева попа. 363. (1266.) Святцы, полууст., исх. XV века, в осьмую долю, 210 листов. Кондак препод. Сергию сент. 25 читается так: Яко бесплотных равножитель всех преподобных превозшел еси постничьскыми труды и бдении молитвеными, мудре Сергие, тем восприал еси от Бога исцелити недугы и прогонити бесы, того ради впием ти: радуйся отче преподобне Сергие (то же 345 л. 101). Какой тропарь был впереди, за утратою предыд. листа, неизвестпо; вероятно, такой же, какой под 308 л. 274. Когда и кем они составлены, так же неизвестно; только Пахомия Логофета нельзя признать автором их; в службе его св. Сергию 25 сент. тропарь и кондак те же, какие печатаются и ныне (см. 116 л. 397); тем менее можно приписывать их кому-нибудь другому после Пахомия: к чему было на то же 25-е число сочинять новые тропарь и кондак? По всей вероятности, они написаны после обретения мощей Сергия (1422 г.) до Пахомиевой службы (1459 г.) кем-нибудь из учеников его. А Пахомий серб не включил их в свою службу может быть из-за выражения: всех преподобных превозшел еси, которое в XVI и XVII в. действительно заменяли выражением под 5 июля: всем преподобным сопричастник, (см., напр., ркп. 1511 г. 597, Устав церк., изд. в М. 1610 г., след. Псалтирь, изд. в М. 1642 г.). 364. (1206.) Святцы с прибавлениями, полууст, средины XVI века, в четверть, 313 листов. Заглавие: Последование церковнаго пения и собрания вселетняго от мес. сентеврия до мес. августа. л. 269. Указ последованию Четыредесятници и Пятидесятницы, без надписи. л. 285. Пасхалия и мелкие отрывки. Впереди на белом листе: Книга архиепископа Великово Новагорода и Пскова Серапиона Курцова. Судя по записи русских Святых в месяцеслове, рукопись писана не ранее 1547 г., а по подписи владельца не позже 1553 года. См. 86. 365. (1218.) Святцы с прибавлениями, полууст. разный, XVI века, в четверть, 164 листа.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 14–15. Печатная молитва 2 преподобному отцу нашему Григорию, иже на Пельшме реце, вологодскому чудотворцу. л. 16. Молитва Михаилу Архангелу грозному воеводе небесных сил. 31. Молитва на благословение артоса в день Святыя Пасхи. Ркп. в лист, 2 л., полууст. XIX в. В конце молитва на раздробление артоса. 32. Служба Пресвятый Богородице Троеручице, яже во святей Афонстей горе. Отправляется месяца июля в 12 день. Рукопись 4 , 14 л., скороп. нач. XIX в. на синей толстой бумаге, без переплёта. Содержатся стихиры, канон – вообще изменяемые части. 33. Эктении и молитвы, возглашаемые на Литургии, о победе над врагами. Рукопись 8 , полууст., без переплёта, 8 л., на синей бумаге нач. XIX в. На обёртке надписано: «В церков». 34. Молебен на новый год. Рукопись 4 , 18 л. полууст., половины XVIII в., в папке. 35. Заклинательные молитвы. Рукопись в лист, на 44 листах, полууставом XIX в. Полное заглавие рукописи: «Последование молебное о избавлении недугующего от обуревания и насилия духов нечистых и молитвы заклинательные техжде лукавых духов. Нач. Аще и всяк истинныя православнокофолическия Христовы веры исповедователь, отрекся верою в крещении сатаны, и во Христе оболкся, приял есть от Христа и от церкве его власть наступати на змия и скорпия адския. 36. Молитвы, выписанные из книг св. Дмитрия Ростовского . Ркп. 4 , 12 л., на синей бумаге нач. XIX в., без переплёта. Прав писание юно русское; блаженния жизни л. 3, подажд 3 ктиторей, обытелей 7 об. 38. Эктении и молитвы, из чина Литургии. Ркп. 4°, 8 л., 1 л, не записан, полууставом, на синей бум; нач. XIX в., без переплёта. Рукопись была в практическом употреблении в алтаре. Нач. «В начале божественныя Литургии. О еже не помянути безаконий и соблазнов нас грешных и недостойных рабов своих…». 39. Служба благодарственная в викториальный день 27 июня. Рукопись 4°, 31 л., полууст. в., переплёт обтянут оригинальной набойкой. 40. Молебен нового года, певаемый месяца генваря 1 дня. Рукопись в лист, 12 л., полууставом, XVIII в. На эктениях возглашается имя Императрицы Анны Иоанновны. В современном бумажном переплёте. Правописание южно-русское: обытель л. 10, презырая 10, излеял 10 помолемся 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010