Лекции по Литургике ВВЕДЕНИЕ Литургика как наука. Понятие, предмет изучения, задача литургики Литургикой называется наука о богослужении в христианской Православной Церкви. Свое название эта наука получила от слова «литургия», что в переводе с греческого языка означает «общественное дело», «общественная служба». В древние времена слово «литургия» употреблялось для обозначения совокупности богослужебных действий, обрядов и форм, то есть всего богослужения или отдельных его видов. Собственно литургией называется церковная служба, во время которой совершается таинство Евхаристии, а Святая Евхаристия есть сердцевина всего христианского богослужения. Отсюда литургика есть наука о богослужении как деле общественном, церковном. Предметом изучения православной литургики являются содержание и формы богослужения в том смысле и виде, как их понимает и совершает Православная Церковь. Задача литургики состоит в том, чтобы: 1) показать историю христианского богослужения в целом и в отдельных частях, его эволюцию и существующие формы, в которых твердо сохранены дух и цели Древней Церкви; 2) раскрыть значение, содержание и цель праздников, богослужебных чинопоследований и обрядов, их сущность и истинный смысл; 3) и, наконец, объяснить этимологию и назначение священных мест, в частности, храма, а также предметов и принадлежностей христианского богослужения, каковыми являются: церковные вещи, утварь, богослужебные книги и прочее. Литургика по своему предмету принадлежит к области практического богословия и находится в тесной связи с такими науками, как гомилетика, пастырское богословие, каноническое право. Литургика находится в теснейшей связи и с областью теоретического богословия, раскрывающего веро- и нравоучение (догматическое и нравственное богословие), поскольку христианское веро- и нравоучение составляют корень и содержание всего православного богослужения. По содержанию литургика разделяется на общую и частную. В общей литургике рассматриваются основные понятия о храме и его устройстве, о христианском богослужении, священных действиях при его совершении, о лицах, его совершающих, и принадлежностях, необходимых для его совершения (облачениях, священных сосудах и т.д.). В частной литургике рассматриваются различные виды общественного и частного богослужения (службы суточного круга, седмичные и годовые службы, частные требы и молитвословия и др.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

ЛИТУРГИЯ Литургия есть наглядное изображение в лицах, различных вещах, словах и действиях рождения, жизни, учения, заповедей, чудес и пророчеств, страданий, распятия на Кресте, смерти, воскресения и вознесения на небо Начальника нашей веры Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного. Во время литургии Он Сам невидимо присутствует, Сам действует и все свершает через священника и диакона, которые только орудия Его (1). Боже мой! Какая бездна святости, милосердия и правды Божией, какое величие недомыслимое сокрыто в ней (в литургии), какое спасение, очищение, освящение, обновление, обезсмертствование, обожение сокрыто в ней! Какое соединение преестественное твари с Творцом! Возносим ли мы с тобой как должно сердца наши горе во время ее совершения? Горим ли мы духом? Возвышаем ли сердца верных на небо своим благоговейным служением? Бог через литургию и причащение Святых Тайн соединяет с Собой человеческое естество и превыше небес возводит его, с Собою посаждает на престол славы, с Ангелами совокупляет. Понимаем ли мы эту высоту служения своего, эту безмерную благость, правду и премудрость Божию; ценим ли ее должным образом; благодарим ли Господа, любим ли Его горячо; любим ли друг друга? Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы: Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную (1). О Божественная, святейшая, пренебесная, всеобъемлющая, небо и землю сосредоточивающая литургия православная! Сколь ты чудна, вожделенна, полна бесконечной благости, премудрости, правды, святости Божией, величия непостижимого. Уже предварительная часть твоя, проскомидия, вкратце и в общих чертах изображает твое Божественное величие, спасительность и красоту небесную. Тут в образных, весьма неравных частях хлеба пшеничного образно представляются: 1) Сам Агнец Божий, Иисус Христос, вземлющий грехи мира, 2) Божия Матерь, в честь Которой треугольная частица изъемлется из особой просфоры и полагается с правой стороны Агнца, 3) лики всех святых – Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, святых дневных и того святого, имя которого носит литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. И. Красностовский. Фотография. 1-я пол. ХХ в. Алексей Иванович (15.03.1880, С.-Петербург - 7 или 8.02.1967, Хельсинки), рус. композитор, регент. Род. в семье отставного солдата. Раннее детство К. прошло в г. Розиттене (Режице, ныне Резекне, Латвия), где его мать работала экономкой в имении. Впосл. семья в поисках заработка вернулась в С.-Петербург. В 1889 г. мальчик был принят сразу в старший класс начального городского уч-ща, которое окончил за 1 год. В 1891 г. К. был определен в школу солдатских детей при лейб-гвардии Московском полку, где занимался с регентом полкового хора Н. А. Найдой. В 14 лет по рекомендации Найды был зачислен в регентский класс Придворной певческой капеллы . В капелле К. занимался 2 года, однако не смог завершить последний, 3-й год из-за отсутствия средств на обучение. Был оставлен в полку в качестве помощника регента. В 16 лет был зачислен на военную службу, но через год освобожден из-за болезни сердца; поступил работать в контору Русского об-ва пароходства и торговли. С 1900 г. управлял хорами в различных церквах С.-Петербурга. Получил место регента и учителя пения в Приюте Синего Креста, где познакомился с буд. женой. В 1901 г. из-за болезни жены по совету врачей молодая семья переехала в Орёл, где К. стал управлять архиерейским хором и преподавать пение. Вскоре жена умерла и К. возвратился в С.-Петербург, где получил рекомендацию М. И. Чайковского для поступления в С.-Петербургскую консерваторию, однако не был принят из-за отсутствия денег на обучение. Найдя место регента и учителя пения в жен. Покровской общине, в 1904 г. женился во 2-й раз, в этом браке у него родилось трое детей. В 1908 г. переехал в Выборг, где стал регентом Преображенского кафедрального собора, управлял архиерейским хором при домовом Крестовом храме (правящим архиереем в то время был архиеп. Сергий (Страгородский) ), преподавал пение в жен. гимназии, реальном училище и войсковых частях.

http://pravenc.ru/text/2458959.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ (1201-1264, Холм, совр. Хелм, Польша), верховный правитель Галицко-Волынского княжества (1205-1264, с перерывами) (см. Галицкая Русь ), старший сын от 2-го брака галицко-волынского кн. Романа Мстиславича с Марией (или Анной), связанной родством с визант. династии Комнинов . Будучи правнуком польск. кн. Болеслава Кривоустого (его дочь Агнешка была бабушкой Д. Р. по отцу), Д. Р. состоял в родстве с первой польск. княжеской династией Пястов. Д. Р. имел неизвестную по имени старшую сестру (супруга черниговского кн. св. Михаила Всеволодовича ), младшего брата Василька (правил в центральной и вост. частях Волыни, а также в Берестейской земле, признавая власть Д. Р. во всем гос-ве), а также сестру Феодору - дочь Романа Мстиславича от 1-го брака. Основным источником сведений о Д. Р. является 1-я часть Галицко-Волынской летописи (Летописец Д. Р., создан во 2-й пол. 50-х гг. XIII в.), возникновение к-рой связано с ближайшим окружением князя. Кроме того, Д. Р. активно (чаще, чем др. рус. князья) упоминается в иностранных источниках. В продолжительной политической жизни Д. Р. можно выделить 3 периода: 1205-1217 гг., когда различные политические силы пытались использовать юного князя в борьбе за власть в Галицкой Руси; 1217-1245 гг.- период объединения Волыни под властью Д. Р. и борьбы за галицкое княжение; 1245-1264 гг.- время управления объединенным Галицко-Волынским княжеством. 1205-1217 гг. После смерти в 1205 г. Романа Мстиславича, несмотря на вооруженную поддержку его вдовы венграми, галицкие бояре изгнали княжескую семью из Галича, где был посажен путивльский кн. Владимир Игоревич, связанный родством с предыдущей галицкой княжеской династией. Княгиня вместе с детьми перебралась во Владимир-Волынский, а оттуда в кон. 1206 или в нач. следующего года - в М. Польшу. Правивший здесь кн. Лешек II отправил Д. Р. в Венгрию, а его мать вместе с Васильком оставил у себя. В результате вооруженной интервенции венг. кор. Андраша II (в 1205 провозгласившего себя «королем Галиции и Владимира») в сент. 1211 г. Д. Р. был посажен на княжеский стол в Галиче. Юный князь был лишь политическим символом, реальная власть осталась в руках галицких бояр и венгров. Такое состояние дел подтверждает изгнание боярами из Галича матери князя, к-рая, по-видимому, в 1211 г. попыталась стать регентшей при сыне, а также ее возвращение в Галич в результате очередного венг. похода зимой 1212/13 г.

http://pravenc.ru/text/171312.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Книга о семи правилах для исследования и нахождения смысла Св. Писания Классический труд по экзегетике. Как бы сжатое изложение патристической и средневековой экзегезы. Тихоний Африканский в своём труде пытается преодолеть библейские противоречия и объяснить трудные места Библии. Он предлагает 7 правил, с помощью которых толкователь Библии может разрешить эти вопросы. В Библии к одному и тому же предмету прилагаются часто противоположные признаки, поэтому слово, обозначающее предмет, может относиться к другому, которое этому предмету подобно. В данном случае используется метафорический оборот. Такие явления в Библии следует толковать при помощи 1, 2, 4, 6, 7 правил. 1 правило — de Domino et corpore Eius (О Господе и Его Теле). Правило рассматривает библейские слова, в которых Иисус Христос ассоциирует Себя со Своим Телом – Церковью. Тихоний говорит, что если о Христе говорится в Писании нечто, несогласуемое с Его Божественностью и святостью, то в данном случае надо разуметь не Его личность, отдельную от Церкви, но общество Его последователей. 2 правило — de Domine corpore bipartito (О раздвоении Господнего Тела). Данное правило утверждает, что всякий предмет может иметь двойной нравственный характер. 3 правило — De promissis et lege (О законах и Законе). Правило посвящено вопросу оценки Закона апостолом Павлом. Тихоний учит разделять два закона — закон человеческий и Закон Божественный. Противоположные о законе изречения апостола Павла относятся не к одному предмету, а к разным. Добрые отзывы апостола Павла касаются Закона Божественного, а отрицательные говорят о бессилии закона человеческого для спасения. 4 правило — De specie et genere (О частях и общем). Это правило говорит, что библейской речи свойственно сливать идею с её представителями. 5 правило — De temporibus (О временах). Правило содержит попытку объяснить цифровые расхождения в Библии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Преподобный Ефрем Сирин. Толкования на Новый Завет В четвёртый том собрания творений преподобного Ефрема Сирина вошли толкования на Послания ап. Павла и Четвероевангелие. Святой преподобный Ефрем Сирин Творения. Том 4   © Издательство прп. Максима Исповедника, Барнаул Предисловие к 4-му тому В переведённых доныне творениях святого Ефрема Сирина русские благочестивые люди находили и находят один из самых обильных источников духовного назидания. Искреннее желание сделать для русских людей этот источник доступным, по возможности во всех его частях, побуждает нас предложить теперь читателям перевод двух истолковательных трудов святого Ефрема Сирина, не появлявшихся еще на русском языке, а именно: его толкование на послания святого апостола Павла и на Четвероевангелие. «Столп Церкви, великий отец и вселенский учитель, пророк сирийский, солнце сирийское, духовный философ и глубокий ученый, витийственные уста и цитра Святаго Духа», — называл святого Ефрема Сирина его славный современник святитель Григорий Нисский, по слову которого святой Ефрем «толковал все древнее и новое Писание, от сотворения мира и до последней благодатной книги»  . В римском издании сирийских творений святого Ефрема помещены толкования на Пятокнижие, книги Иисуса Навина, Судей, Самуила (1 и 2 Царств), 3 и 4 Царств, Иова, Исаии, Иеремии, Плач Иеремии, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Михея, Захарии, Малахии и несколько экзетерических бесед на отдельные тексты. Кроме того, известны толкования, не вошедшие в римское издание: на книги пророков Ионы, Наума, Аввакума, Софонии и Аггея  . Сирийский писатель 14 века Гебед-Иесу (Авдий-Иисус) упоминает также и о толковании святого Ефрема на Псалмы, не имеющиеся в римском издании  . В греческих рукописях Ватиканской, Палатинской и Московской Синодальной библиотек под именем святого Ефрема читаются отрывки толкований на Пятокнижие, книги Иисуса Навина, Судей, Руфь и Псалмы  . В нижеуказанном армянском переводе творений святого Ефрема имеется толкование и на Паралипоменон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

[Папское гос-во, Церковное гос-во; лат. Status Pontificius, Status Ecclesiasticus; итал. Stato Pontificio, Stato della Chiesa], теократическое гос-во в Центр. Италии во главе с папой Римским, существовавшее в VIII-XIX вв. С IV в. благодаря дарениям рим. императоров (начиная со св. равноап. имп. Константина I Великого (306-337)) и частных лиц Римская Церковь приобретала значительные земельные владения в Италии, а также в др. частях Римской империи (на Сицилии, Сардинии и Корсике, в Юж. Галлии, Сев. Африке, Иллирике и др.). Эти владения с VI в. часто назывались патримонием (имуществом) св. Петра (patrimonium sancti Petri) по аналогии с имуществом императора (patrimonium principis). К понтификату свт. Григория I Великого (590-604) каждое имение-патримоний делилось на земельные комплексы-массы (massae), а те - на отдельные хозяйства-фунды (fundus). Патримонием управлял ректор (часто это был один из диаконов или субдиаконов Римской Церкви). Существовали также должности дефенсоров (defensores) и респонсалов (responsales), осуществлявших инспектирование патримониев по поручению папы Римского. Крестьяне патримония платили фиксированный натуральный оброк (pensiones) или деньги. К VII в. достаточно широкое распространение получила практика передачи земель в долгосрочную аренду (эмфитевзис), часто - на 3 поколения. Крупные арендаторы назначали собственных управляющих (conductores). В нач. VII в. существовало 14 патримониев в Италии (включая Сицилию, Сардинию и Корсику) и 4 - за ее пределами (в Далмации, Иллирике, Юж. Галлии и Сев. Африке). В VII-VIII вв. в результате вторжений лангобардов в Италию, арабов в Сев. Африку, славян и аваров на Балканы Римская Церковь лишилась большей части своих владений. Ок. 732-733 гг. патримонии в Юж. Италии, на Сицилии и в Иллирике были конфискованы визант. имп. Львом III Исавром из-за конфликта с Римом по поводу политики иконоборчества. Папа Римский Захария (741-752) провел реформу оставшихся патримониев (гл. обр. в окрестностях Рима), организовав большие поместья (domuscultae). Они находились в прямом управлении Римской курии и наряду с хозяйственной выполняли также и оборонительную функцию. Практику создания таких больших поместий продолжили папы Адриан I (772-795) и Лев III (795-816).

http://pravenc.ru/text/2578947.html

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Максим Козлов Рождество: календарный вопрос Источник:  Татьянин день Праздник Рождества Христова – древнейший христианский праздник и до 4 столетия существовал неразрывно с другим христианским праздником – Крещения Господня под общим наименованием Богоявления. Главное событие, вспоминаемое христианами в этот день, – пришествие Бога во плоти, превышающее разумение, Христа-человека как главного в этом событии. Это отражается и в богословском толковании этого дня Отцами Церкви, и в самом богослужении праздника Рождества Христова. раздник Рождества Христова – древнейший христианский праздник, и до 4 столетия он существовал неразрывно с другим христианским праздником – Крещения Господня под общим наименованием Богоявления. Главное событие, вспоминаемое христианами в этот день, – пришествие Бога во плоти, превышающее разумение, Христа-человека как главного в этом событии. Это отражается и в богословском толковании этого дня Отцами Церкви и в самом богослужении праздника Рождества Христова. Пришествие Бога во плоти исторически было явлено со всей очевидностью в двух событиях: в рождении Богомладенца Иисуса и Крещения Спасителя Иоанном на Иордане. Поэтому оба эти события праздновались в один день. Первоначальным основанием для празднования 6 января служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам – Христос – по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам – в шестой день первого месяца года, которому соответствовало 6 января. Но в середине 4-го столетия Папа Римский Юлий I установил праздновать Рождество 25 декабря, с тем чтобы противостоять языческому культу солнца и предохранить христиан того времени от участия в достаточно разнузданных увеселениях народа, которые были широко распространены. Примерно с 337 года в Константинополе, а за ним и в других частях христианского Востока Рождество начали праздновать 25 декабря. По мысли святых Отцов 3-4 столетия этот день более всего соответствует дню рождения Иисуса Христа. Кроме того, 25 декабря – это еще и зимний солнцеворот: после самых длинных ночей в году день становился длиннее, а ночь короче. То есть после самых темных дней года наступает перелом – умаление тьмы и прибавление света, что так естественно сочеталось с пониманием того, что принесло в жизнь человеческого рода Боговоплощение.

http://religare.ru/2_49219.html

Прадед Кларка был еврейским переселенцем из Белоруссии, иммигрировавшим в конце XIX века в США. Отец Кларка, Бенджамин Дж. Кэнн, выпускник Правового колледжа Чикаго-Кент, во время Первой мировой войны служил прапорщиком в резервных частях ВМС США и ни разу не принимал участия в боях. Сын Уэсли Кларка назвал брак его деда-еврея и бабушки-методистки «настолько мультикультурным, насколько он только мог быть в 1944 году». Уэсли Кларк родился в Чикаго 23 декабря 1944 г. Его отец скончался 6 декабря 1948 г. Вскоре мать будущего командующего НАТО вышла замуж за Виктора Кларка, с которым она познакомилась, работая секретарём в банке. Кларк воспитывал Уэсли как своего собственного сына и усыновил его, когда Уэсли исполнилось 16 лет. Уэсли Кларк посещал баптистскую церковь на протяжении детства и узнал о своих еврейских корнях много лет спустя. Кларк участвовал в войне во Вьетнаме и зарекомендовал себя как храбрый и инициативный офицер, что помогло ему сделать блестящую военную карьеру. С 11 июля 1997 по 3 мая 2000 года Кларк руководил Европейским командованием вооружённых сил США и объединенными силами НАТО в Европе. Крупнейшим событием в карьере Уэсли Кларка на высоком посту в НАТО стала война с Югославией. Кларк руководил бомбардировками Югославии в ходе операции «Союзная сила» в марте 1999 года. Одним из самых резонансных решений Кларка была предпринятая им операция против российских войск, совершивших марш-бросок на Приштину и занявших аэропорт столицы Косово в июне 1999 года, сразу после окончания бомбардировок. Для стабилизации ситуации в Косово была создана совместная миротворческая миссия НАТО и России. Россия, однако, решила использовать миротворческие силы независимо от НАТО, что не устроило Кларка. Он приказал британским подразделениям занять аэропорт Приштины, но российский контингент смог их опередить. Кларк позвонил генсеку НАТО Хавьеру Солане, который передал ему полномочия в этом регионе. После этого генерал Кларк издал приказ силам НАТО атаковать Вооруженные силы Российской Федерации.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/24/lyudi_...

Протоиерей Иоанн Беляев. Учение св. Апостола Павла о вере Это обширное сочинение в 482 страницы плотного шрифта невольно обращает на себя внимание высокою важностью обсуждаемого в нем предмета. Знакомство с ним показывает, что последний рассматривается здесь в трех частях с достаточною всесторонностью. Равным образом несомненно, что автор располагал и пользовался довольно обширным кругом пособий многоразличного свойства, и на страницах 410–414-й мы находим «алфавитный перечень 99 произведений, ссылки на которые встречаются в сочинении» о. Беляева. Все это возвышает интерес книги, и тем тяжелее разочарование читателя, желающего проникнуть в ее содержание. Беда вся в том, что в типографском отношении издание плохо до последних пределов примеров которой нам не приходилось наблюдать доселе... Нелегко отыскать лишь 5–10 строк, где бы не было опечатки, и эти корректурные погрешности касаются решительно всего, извращая смысл и – по местам – лишая всяких способов к его восстановлению. Не редки и такие случаи, где больше ошибок, чем правильного текста. Притом автор имеет непонятное и ничем неоправданное усердие приводить н.-з. библейские тексты по-гречески, и тут типографский сумбур достигает своего апогея в совершенно случайном подборе букв, размещаемых без всякого склада и лада... Читать такую книгу поистине тяжко, и едва ли кто-нибудь выдержит это испытание до конца. Тем менее можно ожидать, чтобы читатель уразумел все соображения автора и усвоил его идеи, самобытностью которых он так держит, что не считает нужным «констатировать согласие или несогласие его мнений» с другими учеными... Без сомнения, вина этой типографской хаотичности падает на издателя, выпустившего книгу в двух формах (по 1 руб. 50 коп. и 2 руб. с переплетом. и по 2–3 руб.). Конечно, ревности того же московского «книгопродавца Г.Т. Бриллиантова» мы обязаны в приложении или на обложках сочинения о св. Апостоле Павле публикациями, напр., о следующих творениях, рекомендуемых его «фирмой»: «Геомантия; арабское гадание точками или способ с помощью простых точек отгадывать прошедшее и будущее и узнавать настоящее каждого человека»; «Светский благовоспитанный молодой человек»; «Полный письмовник для влюбленных»; «Светская благовоспитанная молодая женщина»; «Любовь в физическом и нравственном отношении»; «Светский хороший тон»; «новая, весьма интересная и глубоко-научного содержания, книга: Новооткрытые тайны руки; искусство безошибочно узнавать жизнь, характер, прошедшее, настоящее и будущее каждого человека посредством простого исследования руки»; «Винт и другие коммерческие и карточные игры»; «Опытный врач секретных болезней» и прочее и прочее в этом роде и тоне... Неправда ли, какая странная компания для учения о вере великого Апостола языков?... Издание приобретает чрез это характер уже совсем особого свойства...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010