Во вводном разделе это Кол 1. 13-14, 21-22 - рамочный текст для христологического гимна, имеющий законченную структуру (может быть прочитан без гимна Кол 1. 15-20) и связанный одним центральным мотивом: учением о Христе как об Искупителе; Кол 1. 15-20 - «христологический гимн», представляющий собой самостоятельный текст в К. П. (вопрос о том, написан ли он самим автором или был в употреблении в ранней Церкви и в качестве литургического гимна им процитирован, остается открытым). Две основные идеи гимна определяют его композиционную структуру: Христос есть единственный Творец и единственный Искупитель мира. Важнейшие богословские тезисы в полемическом разделе Послания следующие: а) во Христе обитает всякая полнота (2. 3, 9-10); б) Своей смертью Христос искупил человеческие грехи, Своим воскресением Он дал жизнь людям, пребывавшим в состоянии духовной смерти из-за греха (Кол 2. 12-14); в) совершив искупление, Христос восторжествовал над духовными (ангельскими) силами (2. 15, ср.: 2. 10); г) Христос есть Глава тела (т. е. Церкви) (2. 19). Все эти положения имеют ясные параллели в христологическом гимне (Кол 1. 15-20). В этическом разделе К. П. выделяются 2 основных богословских тезиса: а) Христос воссел одесную Бога (3. 1); б) Христос явится во славе (3. 4). I. Христологический гимн и его рамочный текст. Кол 1. 15-20 - один из центральных богословских текстов в НЗ. Он прославляет Христа как Владыку и Примирителя творения с Богом. Эти 2 идеи - творение и искупление - выражены в разных частях гимна, к-рые нередко рассматривают как параллельные строфы: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. Он есть глава тела Церкви» (1-я ч.); «Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (2-я ч.).

http://pravenc.ru/text/1841792.html

Глава III Мал.3:1 : Вот Я посылаю [или: пошлю] вестника Моего, и он приготовит путь пред лицем Моим. И вслед затем ко храму Своему придет Владыка, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы хотите. LXX: «Вот Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь пред лицем Моим, и внезапно придет ко храму Своему Господь, Которого вы ищете и Ангел правды [или: оправдания], Которого вы хотите». В Евангелии Господь истолковал это место в применении к Иоанну Крестителю так: «Он есть тот, о котором написано: Вот Я посылаю вестника Моего пред лицем Твоим и уготовает путь Твой пред Тобою» ( Мф.11:10 ); но Он употребил не те слова, которые перевели LXX толковников. Евангелист же Марк, соединив в одну речь свидетельства Исаии и Малахии начал [свое Евангелие] так: «Начало Евангелия Иисуса Христа, как написано у Исаии пророка: Вот, Я посылаю ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» ( Мк.1:1–2 ). Это же мы читаем у Малахии, хотя и в других выражениях. А следующие затем слова: «Голос вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, сделайте прямыми пути Его» ( Мк.1:3 ), сказаны у пророка Исаии ( Ис.40:3 ); и непосредственно затем Евангелист изъясняет то и другое свидетельство, о которых идет речь, так: «Был Иоанн, крестивший в пустыне и проповедавший крещение покаяния во отпущение грехов» ( Мк.1:4 ). Впрочем и Евангелисты, толкуя изречения пророков в отношении к Иоанну, хотя по смыслу и согласны между собою, но в выражениях отличаются. В самом деле, вместо переведенного у LXX: правыми сделайте пути Бога нашего, Марк и Лука употребили слова: правыми сделайте пути Его, а Иоанн говорит: Исправьте путь Господу. Из этого очевидно, что Апостолы и Евангелисты не следовали руководству (auctoritatem) LXX толковников, а как владеющие Еврейским языком не нуждались в нем; но и из Еврейского текста они не переводили буквально того, что читали; они не заботились о слогах и составных частях слов, когда передавали истинное значение мыслей. Что это было так, об этом мы говорили во многих местах, а особенно это подтверждено вместе собранными многими доказательствами в той нашей книге, которая озаглавливается: De optimo genere interpretandi (О наилучшем способе [или роде] толкования).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Если тебя, имеющего и деньги, и хлеб, соблазняет забота о пище и питии или алчное чрево твое, то вспомни о сорокадневном посте Спасителя в пустыне (См.: Мф. 4:2 ), а не в обществе человеческом; вспомни, как Он, и взалкавши по прошествии сорокадневного поста, отвергнул льстивое предложение диавола – сделать камни хлебами (См.: Мф. 4:3–4 ), как Он мало ценил тело и телесные потребности и возлагал упование на Бога, ибо Он был и человек – и этим пренебрежением к телу, этим упованием на Бога посрамил врага нашего, столько лет прельщающего нас ядию и побуждающего нас возлагать надежду на нее, а не на Бога; как Он этим научил тебя не прельщаться никакими брашнами и возлагать надежду на Бога, на слово Его святое, ибо Он сказал: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих ( Мф. 4:4 ; Втор. 8:3 ). – Помяни, что не стяжать тебе силы духовной без поста, ибо пространное питание непреложно расслабляет душу, делая ее плотскою, изнеженною» 318]. Мф.4:3 . «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» Мф.4:4 . «Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» " Не хлебом одним будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Познайте хотя бы теперь, когда поститесь телесно, что человек, существо духовное и бессмертное, может быть жив не от одного только хлеба и разных снедей, но от слова Божия, и гораздо более от слова Божия, чем от хлеба. Вкушение материальной пищи есть самый обыкновенный для всех чувственных тварей способ насыщения, такой же грубый, как и тело; он приноровлен к планетной нашей жизни, подчиненной во всем [законам] той планеты, на которой мы живем. Но и ныне наша жизнь не ограничивается только существованием на земле, а будет продолжаться и после того, как она [земля] сгорит, – во веки веков, то естественно желать и требовать человеку другой пищи, кроме планетной, грубой, именно пищи вечной, приспособленной к существу бессмертной, духовно-разумной природы нашей души. Что же это за пища? Это – та пища, которою живут духи бессмертные – Ангелы, та пища, которою держатся в целом составе своем и во всех частях своих все миры вселенной, то есть это слово Божие» 63].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Иные часто молятся о том, чтобы избавиться от тела, как побуждающего их душу к греху 68 . Но нам лучше молиться о том, чтобы избавиться от своего злого нрава и страстного и тяготеющего к скверне сердца. 322. Ему же Руки и ноги Христа, пронзённые и пригвождённые ко кресту, означают воспрещение и прекращение лукавых деяний и стремления к злу и греху, и твёрдое для этого препятствие. Потому что силой Владычного Креста побеждаем, попираем и отражаем от себя прежде побеждавший, обольщавший и поражавший нас грех. 323. Мавриану Сын Божий Иисус Христос не пощадил Себя, чтобы пощадить нас, и единый безгрешный умер за грешников. Поэтому не отчаивайся, но поспеши к спасению. 324. Сенатору Феопомпу Некогда Иисус, сын Иоседеков, прообразовательно, а лучше сказать, пророчески был: одет в запятнанные одежды ( Зах. 3:3 ). Но запятнанные одежды были сняты с него и облечён он в одежду чистую. Это сделано для того, чтобы мы познали и поняли: И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного ( 1Кор. 15:49 ). Потому что Христос добродетелью Своей побеждает скверны человеческие. Поэтому должно молиться о том, чтобы спастись и избавиться нам от привычных грехов и не умереть в оскверненном и предосудительном состоянии. 325. Монаху Иларию В Песне Песней сказано: Спеши с вершины Аманы, с вершины Сенира и Ермона ( Песн. 4:8 ). Сенир толкуется как «путь светильника», Ермон же – «приношение», а под «вершиной» Соломон имеет в виду рассудок наш. Поэтому всецело принесём себя самих в дар Богу, не ленясь, пройдём путем тесным и длинным, освятив душевные очи светильником Божиих заповедей. 326. Ему же Упоминаемые в Писании: запятнанные одежды ( Зах. 3:3 ) – это лукавые помыслы, гнилые слова и беззаконные поступки. Поэтому в Псалтири сказано об Иуде: да облечётся проклятием, как ризой ( Пс. 108:18 ) и: да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей ( Пс. 70:13 ). Но ничто не посрамляет и не подвергает человека такому проклятию, как грех. 327. Химазию О начавших, но не усовершенствовавшихся в добродетелях сказано это пророчество: перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь ( Иоил. 2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Каковы бы ни были, впрочем, отзывы Евреев о своей письменности, для нас не были бы они важны, если бы они не нашли для себя подтверждения в лице Христа Спасителя и Его Апостолов. Между тем вот что слышим мы из уст Самого Христа Спасителя: Вот то, говорит Он по Своем воскресении, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и пророках и псалмах ( Лк.24:44 ). Всякий, поэтому, раз, когда приходилось Ему указывать на то или другое ветхозаветное место, Он всегда прибавлял или реченное Богом ( Мф.22:31 ), или Бог заповедал ( Мф.15:4 ), или Слово Божие ( Мк.7:13 ), или Реченное Духом Святым ( Мк.12:36 ). То же самое слышим и из уст Св. Апостолов. Они называют ветхозаветные писания: Святыми ( Рим.1:2 ), Священными ( 2Тим.3:15 ), Богодухновенными ( 2Тим.3:16 ), Словесами Божиими ( Рим.3:2 ). Особенно ясное о них свидетельство находим в послании Апостола Петра. Никогда, говорит он, пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Пет.1:21 ). Да и самое, наконец, содержание священных книг носит на себе ясные следы своего Божественного происхождения. В то время, как во всем мире боготворима была или в целом, или в частях природа видимая и человек не имел даже правильного понятия о зле, только в книгах народа еврейского проповедовалась вера в единого, личного, премирного Бога, только в них одних давалось самое высокое понятие о происхождении мира и человека, о назначении человека, о расстройстве грехом духовно-телесной природы его, о последствиях греха и об обещанном человеку спасении. Откуда же все это? Почему только в них такая высота и чистота учения? Много раз пытались объяснить это явление без отношения к Божественному откровению, но все такие объяснения выходили всегда бледны, слабы, бессодержательны. Можно ли, например, говорить о заимствованиях его у того или другого народа, когда не только в определении Божества, но и во всех остальных пунктах своих оно имеет всегда нечто оригинальное? Можно ли, далее, объяснять особенности его какими-то особенностями духовного склада семитических племен, когда ни одно из них, кроме евреев, такого учения не имело и когда сами евреи очень, как известно, склонны были к языческим культам и только грозными внушениями Божиими были в том останавливаемы? Можно ли, наконец, говорить, что ветхозаветное учение есть по началу своему тоже политеистическое, когда уже в повествовании о миротворении, каким начинается оно, ясно слышится, что Божество понимается в нем, как существо духовное, премирное? Принимая, итак, во внимание и внешние и внутренние свидетельства о Богодухновенности священных книг, а равно и то, что все попытки к устранению ее весьма несостоятельны, мы с полным убеждением должны принять, что книги Ветхого Завета также Богодухновенны, как и книги Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Но стоит ли говорить с человеком, у которого омертвели душевные уши? Будет ли польза петь для того, кто по своей воле оглох для всего прекрасного? 183. Диакону Агафию Несправедливо ослабевать душой в минуты вражеских нападений. Напротив, нужно особенно укрепляться духом, слыша сказанное Богом: Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь ( Ис. 33:3–4 ). Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28:20 ), и Не оставлю вас сиротами; приду к вам ( Ин. 14:18 ), как обещает Господь подвижникам. Если даже твоя душа переполнится множеством искушений, тем не менее Владычное слово утешает тебя: слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего ( Агг. 2:9 ). 184. Епископу Павлу Не смущайся, когда злые демоны во время молитвы, распаляясь гневом, наводят на душу непристойные помыслы. Так же и лютые змеи раздражаются и приходят в сильное беспокойство от слов заклинателя. А самым сильным заклинанием для демонов служит трезвенная молитва . Когда какой-либо праведный и благочестивый человек приходит к одержимому злым духом и начинает читать молитвы и псалмы, демоны, опаляемые благочестивым делом, мятутся и неистовствуют. И если мы не прекратим молитв и псалмопений, то в скором времени увидим, что демоны исчезнут как дым. 185. Монаху Проватию Новый друг – то же, что вино новое: когда оно сделается старым, с удовольствием будешь пить его ( Сир. 9:13 ). Никто не должен без испытания при случае доверять кажущемуся другу. Лишь когда вино сделается старым, тогда можно пить его с удовольствием. То есть когда найдём в этом человеке признаки расположения и свидетельство любви, тогда уже без опасений можно приблизить его к себе и похвалить. Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего ( Притч. 27:14 ). Потому что неблаговременная и необдуманная похвала призывает дьявола приступить к новому другу и обнаружить кроющееся в нём лицемерие, обличив, что он не истинный, а ложный друг. 186. Ему же Рассуждая о том, о чём ты писал мне, имея в виду книгу блаженного Исаии, предложу тебе краткий урок. Пророк вопиет: муки схватили меня, как муки рождающей ( Ис. 21:3 ). Видишь ли крайнюю нужду скорбящего сердца? Затем пророк говорит: Я взволнован от того, что слышу, я смущён от того, что вижу ( Ис. 21:3 ), то есть смущён невыносимыми искушениями, вместо света возлюбив тьму. Сердце мое трепещет; дрожь бьет меня ( Ис. 21:4 ), потому что опасаюсь погибнуть от лица Божия, уподобившись сходящим в ад, так как света мысленных очей моих уже нет со мною ( Пс. 37:11 ). 187. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Тов.4:18 У всякого благоразумного проси совета, и не пренебрегай советом полезным. Тов.4:19 Благословляй Господа Бога во всякое время и проси у Него, чтобы пути твои были правы и все дела и намерения твои благоуспешны, ибо ни один народ не властен в успехе начинаний, но Сам Господь ниспосылает все благое и, кого хочет, уничижает по Своей воле. Помни же, сын мой, заповеди мои, и да не изгладятся они из сердца твоего! 3–19 . Наставления Товита сыну, ст. 3–19, имеют характер общебиблейского нравоучения; отдельным наставлениям могут указаны многие параллели из других библейских книг, однако есть здесь и индивидуальные и исторические черты, которые не позволяют видеть (с Фрицше и др.) в этих наставлениях тенденциозный подбор нравоучений, свободно составлены по подражанию другим библейским книгам. Так, наставление Товита сыну о почтительности к матери (ст. 3–4) имеет опору в целом воззрении Ветхого Завета на почитание родителей, прежде всего в законе Моисеевом ( Исх. ХХ:12 ; Bmop. V:16 ), затем в учительных книгах ( Cup. III:1–16, VII:29 ) и др. частях Св. Писания; равным образом желание Товита быть погребенным вместе с женою было свойственно еще патриархам еврейского народа ( Быm. XXV:10, XLIX:29 ) и др. библейским лицам и вполне естественно вытекает из истинного библейского представления о супружеском союзе, как союзе неразрывном ( Быm. II:24 ; 1Kop. VI:16 ). Но вместе с тем наставление это характеризует именно супружеский союз Товита и Анны со стороны нравственной крепости их супружества, несмотря на укоризны жены мужу (II:14). Наставление о постоянном страхе Божием и соблюдении заповедей Божьих (ст. 5–6), выражающее сущность благочестия по ветхозаветному учению ( Bmop. VI:2 ; Ekkл. XII:13 ), вполне уместно в обращении богобоязненного Товита к вступающему в жизнь сыну. Наставление о милостыне (ст. 7–11), при весьма понятном – ввиду основного значения учения о милостыне в библейском нравоучении – сходстве с учением об этом предмете других Священных книг Ветхого и Нового Завета (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Ты, Господи, пребываешь, во веки» (Плач. 5, 19). «свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4, 8). Ап. Павел говорит, что Евангелие было возвещено «по повелению вечного Бога» (Рим. 14, 25). 2.3.3.2. Вездесущие (Вездепристуствие) Этим свойством за Богом отрицается зависимость от пространства как формы существования изменчивого бытия. «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там, сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря» (Пс. 138, 7-10) Вездеприсутствие как свойство существа Божия означает, Бог проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто. Божественное вездеприсутствие не означает, что Бог «разлит» в мире таким образом, что каждая частица Вселенной соответствует некой части Божества. Бог пребывает вне мира. Св. Иоанн Дамаскин говорит, что «Все отстоит от Бога не местом, а природой» [ 158 ]. «Ибо велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности» [ 159 ]. Однако запредельный миру по сущности, Бог во всем присутствует в Своих действиях: «Бог во всем пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему собственному естеству» [ 160 ]. Как свободно-разумное существо, Бог личностно присутствует в каждой частице мира. Но, будучи существом свободным, Бог волен по-разному проявлять Себя в разных частях мира. Этим обусловлено существование мест особого Божественного присутствия, в которых присутствие Божие переживается человеком в большей степени. Согласно Священному Писанию, такими местами являются: — небеса (Пс. 113, 24); — храм (3 Цар. 9, 3); — человек, который может стать, по выражению апостола, храмом Божиим (2 Кор. 6, 16). Могут быть и другие места особого присутствия Божия, так называемые «святые места». Самый способ присутствия Божия в мире недоступен нашему пониманию. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Что Бог везде присутствует, мы знаем, но как — не постигаем: потому что нам известно только присутствие «чувственное» и не дано разуметь вполне естества Божия» [

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

116 В пятки Великой Четыредесятницы к великому повечерию, на котором не полагается великих поклонов, обыкновенно бывает благовест не как в пост. 117 Постановлено: 1) производить в селах, во время вьюг и мятелей, днем и ночью, по согласию сельскаго начальства с церковным причтом, до тех пор, пока не стихнет буря, охранительный для путешествующих мятельный звон, который, для отличия от церковного благовеста и от пожарного набата, должно производить непостоянно, но прерывисто, с некоторыми промежутками времени. 2) Производство сего звона должно быть возложено на церковного сторожа, в помощь к которому местное сельское начальство обязано назначить несколько человек (Ук. Св. Син. 1851 г., сент. 15; также Опред. Св. Син. 10 янв. 1877 г. Ц. В. 4. Снес. Собрание мнений, отзывов Митропол. Филарета, том Дополнительный, стр. 257). Но есть и такое приказание, чтобы в церквах священно- и церковнослужители в случае драк к набатным тревогам никого не допускали, и для сего делали бы затворы крепкие на колокольню (Ук. Св. Син. 1771 г., окт. 7). В 1750 г., декабря 18, Указом Св. Синода назначен был благовест на Московской Ивановской колокольне к преподаванию пароду Катехизиса в Московских – Успенском, Архангельском и Благовещенском соборах. Благовест должен быть полчаса – затем перестать во время учения Катехизиса и опять начаться к литургии (Чтен. в Истор. древн. Росс. 1861 г., кн. 3, стр. 14). 118 В Православной Церкви иконам, изображению честного и животворящаго креста и святому Евангелию и прочим святым вещам фимиамом и оставлением свечей честь воздается (Догмат. Св. отец 7-го Вселенского Собора). 123 Так как возжжение светильников есть дар, жертва Богу, то вещество при горении, как всякий дар Богу, должно быть самое лучшее. Господь требовал, чтобы приносимое для жертвы было без порока ( Лев.1:3, 10 ). Чрез пророка Малахию Господь возвестил Израилю, что если приносится в жертву Богу не лучшее, то этим выражается неуважение, именно: Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб и говорите: чем мы бесславим Тебя? Тем, что говорите: трапеза Господня не стоит уважения. И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф ( Мал.1:7, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

45 …таинство Троицы… – Учение о Троице представляет собою первый догмат, установленный христианской церковью, суть его – утверждение триединства единосущного Бога – Отца, Сына и Святого Духа. 46 …великой эктенией… – Ектения – часть богослужения, состоящая из ряда молитвенных прошений. 47 …совокупно с ликом… – В данном случае «лик» означает собрание поющих в храме. 48 …на обоих крылосах… – Клирос (крылос) – место в храме, где располагаются певчие, хор; клиросы находятся перед иконостасом, в северной и южной частях церкви. 49 …возглашаются во всеуслышанье блаженства… – Речь идет об основных положениях Нагорной проповеди Христа («Блаженны…» и т. д.; см.: Мф.5:3-12 ); ниже Гоголь приводит их, сопровождая своими комментариями. 50 …хвалебные тропари… – Тропарь – одно из церковных песнопений. 51 …возрожденье, прозретое издали пророком Даниилом… – Даниил – ветхозаветный пророк эпохи вавилонского пленения (VI в. до н. э.); предсказал освобождение иудейского народа из плена, восстановление Иерусалима и храма, приход «Христа Великого», предание его смерти и новое разрушение «города и святилища» (см.: Дан.9:25-26 ). У Гоголя парафраз следующего места из Книги Пророка Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к нему» ( Дан.7:13 ). 52 …на горнем месте… – Горнее место – сиденье в алтаре к востоку от престола, предназначенное для архиерея. 53 …лествицей… – лестницей. 54 …не теми сердцами… – Здесь Гоголь пересказывает евангельскую притчу о сеятеле (см.: Матф., 13, 3–23). 55 …ово сто… – Ово (ц.-сл.) – либо, или. 56 …всяк верный… – исповедующий истинную веру. 57 …мужу мудру, строящему храмину не на песке, но на камени… – Гоголь напоминает заключительную часть Нагорной проповеди Христа: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Матф., 7, 24–27).

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-bozhest...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010