Уважение народа к некоторым, современным латинской миссии, представителям Русской Церкви (например, митрополит Кирилл) основывалось как на их высоко нравственной жизни, так и на преданности и ревности их к православию, проявлявшихся в защите последнего от враждебных влияний. Преданность православию и отвращение от латинства обнаружились скоро сильным протестом против притязаний доминиканской миссии на успех в Киеве. Этот протест окончился изгнанием доминикан из Киева и запрещением возвращаться сюда. Протест был так силён, что изгнание коснулось не одних только ревностных проповедников, но и прочих латинян киевских, более или менее сочувствовавших, а, может быть, даже и помогавших доминиканам. Если бы был успех миссии в других частях России, то об нём должны бы остаться какие-либо известия, но их нет. Не говорит о следах этого успеха и Плано-Карпини, хотя от него можно было бы ожидать известий об этом, так как путешествие его очень близко к доминиканской миссии в России (доминиканская миссия была в 30-х годах XIII столетия, а путешествие Плано-Карпини относится к 1246 году) 53 . После этого естественно спросить: на чём основывается и чем вызвана эта пресловутая повесть об успехах доминиканской миссии в России? В виду несостоятельности прежних, разобранных нами, оснований почитатели Яцка, в доказательство своих рассказов о нём, ссылаются на позднейшие второстепенные свидетельства об Яцке, из которых самое раннее относится к XIV веку. По самому времени происхождения оно возбуждает недоверие к себе. Этого мало. Об этом свидетельстве в настоящее время ученые высказываются в том смысле, что не только не доказана достоверность этого свидетельства, но и самое его существование. Поэтому, основываться на нём никак нельзя, в виду того, что оно не сообразуется со свидетельствами достоверными и современными событию. Чем позднее свидетельство, тем более вероятности, что могло оно отступить от точного смысла свидетельства более раннего, и тем более оно подлежит сомнению, спору и критике.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. «Мученик ошибок славных» – это о французском короле Людовике XVI, казненном 21 января 1793 года, жертве французской буржуазной революции. Известен глубокий, чрезвычайный интерес А.С. Пушкина к Великой французской революции. Началом ее считают взятие Бастилии 14 июля 1789 года, а окончанием – переворот 18 брюмера (9 ноября) 1799 года. Перечитывая роман «Арап Петра Великого», не могла не обратить внимания на слова А.С. Пушкина, заставляющие подумать о современности: «По свидетельству всех исторических записок, ничто не могло сравниться с вольным легкомыслием, безумством и роскошью французов того времени. Последние годы царствования Людовика XIV, ознаменованные строгой набожностию двора, важностию и приличием, не оставили никаких следов. Герцог Орлеанский, соединяя многие блестящие качества с пороками всякого рода, к несчастию, не имел и тени лицемерия. Оргии Пале-Рояля не были тайной для Парижа; пример был заразителен. На ту пору явился Law; алчность к деньгам соединилась с жаждою наслаждений и рассеянности; имения исчезали; нравственность гибла; французы смеялись и рассчитывали, и государство распадалось под игривые припевы сатирических водевилей» курсив мой – Л.В.] Интересно: «Law – Джон Лоу, финансовый деятель, основатель Индийской компании: акции, выпущенные этой компанией, сперва имели большой успех, и в результате спекуляции этими акциями многие обогатились. Но так как акции ничем не были обеспечены и не приносили дохода, скоро доверие к ним пошатнулось, цена акций стала быстро падать, и в середине 1820 г. наступило полное банкротство. Многие из вложивших свои капиталы в акции Индийской компании были разорены» И – закономерно следствие: «Под гильотиною Версаль и Трианон/И мрачным ужасом сменённые забавы» (Пушкин «К вельможе», 1830). «На всем протяжении своей жизни Пушкин , – писал литературовед, действительный член АН СССР , Почётный доктор Ноттингемского университета, член Союза писателей Санкт-Петербурга Г.М. Фридлендер, – относился с большим интересом к эпохе Великой французской революции. К событиям ее он многократно обращается в своем поэтическом творчестве – от оды " Вольность " (1817) до стихотворения " К вельможе " (1830). В " Арапе Петра Великого " (1827) сжато, но выразительно охарактеризовано французское общество предреволюционной эпохи. В статьях, предназначенных для " Литературной газеты " и " Современника " , поэт в 30-х годах не раз возвращается к различным аспектам той же темы. Наконец, в 1831 г. он задумывает специальный исторический очерк о революции, собирает для него материал, но замысел этот остался неосуществленным и дошел до нас лишь в виде ряда планов, выписок и набросков. К этому следует добавить, что в библиотеке Пушкина сохранился весьма обширный круг разнообразных книг и источников по истории революции»

http://ruskline.ru/opp/2021/02/13/i_zhiv...

Прозябли — проросли, принялись, пустили росток. 152 Крупье (франц. croupier) — банкомет. 153 Бомонд (франц. beau monde) — высшее общество. 154 Антик (франц. antique — старинный) — здесь: необычный, редкий человек, оригинал. 155 Булава — стержень с шишкой сверху: древнее военное оружие, знак главнокомандующего и гетмана. Позднее — обычная принадлежность швейцара. 156 …переделанной Юноною из Аргуса. — Аргус в античной мифологии — стоглазое существо, всевидящий и сильный сторож, у которого одна половина глаз отдыхала, а другая бодрствовала. Когда он был убит Меркурием, то Юнона глазами Аргуса украсила хвост павлина. 157 Антре (франц. entrée) — вход. 158 Молокане — русская религиозная секта, возникшая во второй половине XVIII века. Свое название молокане объясняют тем, что содержимое ими учение есть то «словесное млеко», о котором говорится в священном писании. 159 Ликторы — в древнем Риме воины-телохранители, сопровождавшие сановников и несшие символ их власти: пук прутьев с секирой посредине. 160 …как планета в ряду расчисленных светил — неточная цитата из стихотворения А. С. Пушкина «Портрет» (1828). 161 Пчелка — «Северная пчела» — реакционная газета, выходившая в Петербурге в 1825–1864 годах. Основана Ф. В. Булгариным; с 1831 до 1859 года он редактировал ее совместно с Н. И. Гречем; в 1860 году газета перешла к П. С. Усову. В это время в ней сотрудничал Н. С. Лесков. Газета была самым распространенным периодическим изданием николаевского царствования, имела монопольное право печатать политические известия. 162 Пеня — упрек, изъявление неудовольствия. 163 …распинателей Иисуса Христа на картине Штейбена…— Шарль Штейбен (1788–1856) — французский художник, в детстве живший с отцом в России, а с 1843 по 1854 год работавший в Петербурге над рядом заказанных ему картин для Исаакиевского собора. Лесков имеет в виду его картину «Христос, приведенный на Голгофу» (1841). 164 Даниилово чудо над зверем. — Согласно библейской легенде, знаменитый вавилонский мудрец Даниил (VII–VI b. до н. э.) за неисполнение царского указа был сброшен в ров, где содержались львы, и лишь чудом избежал смерти (см. Кн. пророка Даниила, гл. XIV, 30–42). 165

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Вообще он как будто совершенно не понимал широких просветительных задач, принадлежащих церковно-исторической науке, как это он очень ясно выразил на одном из экзаменов по этому предмету в Московской Духовной Академии, в 30-х годах. Выслушивая ответы студентов по церковной истории, на основании лекций профессора Ал. В. Горского, известного ученого, Филарет, обращаясь к этому последнему, с гневом сказал: «что такое дух христианского общества, о котором мне приходится слушать»? – «Могли ли Вы сами обнять и исследовать дух христианства? Могли ли вместить это головы ваших студентов? Ныне странное направление в истории: смотрят на человечество, как на одного человека, усвояют ему то это, то другое направление. Боссюет (католический писатель и проповедник времен Людовика XIV-ro) имел верный взгляд на историю, а другим не захотелось все сводить к христианству: они выдумали каждому веку своих представителей, каждому народу свои идеи. Все это пустяки» заключил свою диатрибу митр. Филарет 1023 . Разумеется, никто из присутствовавших ничего не возразил на эти слова, каждый твердо их запомнил. Сановитый экзаменатор представлял себе какую-то необыкновенную историю – без идей, без направлений, без главных представителей. Но возможна ли такая история, как наука? Этого вопроса суровый экзаменатор не брал труда задать себе. При существовании же таких исторических вкусов, как вкус Филарета, разрабатывать науку было очень трудно. Приходилось довольствоваться подлинно «пустяками». – Позволим себе привести другой факт в том же роде и из того же времени. Главным действующим лицом является опять митрополит Филарет. В Московской Дух. Академии в 1836 году блестяще кончил курс – первым – некто Руднев, который тотчас же и назначен был бакалавром (по-теперешнему доцентом) Академии. Его магистерское сочинение: «О ересях и расколах в Русской церкви до Грозного» найдено было прекрасным: сочинение определено было напечатать (хотя тогда магистерские диссертации вообще не печатались), а автору выдать премию имени графа Румянцева.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Грамотность и „почитание книжное“ издавна очень распространились в Новгороде и Пскове. Литературная деятельность началась в Новгороде еще с XI в., как то доказывают древняя Новгородская летопись, поучение Луки Жидяты, Остромирово Евангелие. В Новгороде же писана большая часть древних списков Евангелия рассмотренной нами древнерусской редакции. 1 «Память и похвала князю русскому Володимеру... списано Иаковом мнихом» – в «Христ. Чт.» 1849: 2, стр. 326, – перепеч. в «Истории русск. Церкви» Е.Е. Голубинского , I: 1, М. 1880, стр. 213. Ср. «Летопись по Лавр. сп». изд. Археогр. Ком., СПб. 1872, стр. 113, 119. 3 Однако, косвенное свидетельство сообщает и первоначальная летопись. Когда летописец-говорит: «сим бо первое преложены книги, Морав яже прозвася грамота Словеньская, яже грамота есть в Руси и в Болгарех Дунайских» (изд. 1872 г., стр. 25), то этим выражает как то, что книги Св. Писания первоначально переведены для Моравов, так и то, что они (эта «грамота Словеньская») на Русь перешли от Болгар. 6 «А от Болгарыни – роди Володимер – Бориса и Глеба». Ib. 78. – О сношениях русских с Дунайской Болгарией во времена Владимира – в статье г. Ламанского: «О некот. слав. рукоп. в Белграде», СПб. 1864, стр. 15–16 и у г. Голуб. I: 1, 144. 9 Кирилловская часть Реймского Евангелия содержит всего 16 листов, на коих помещены евангельские чтения по месяцеслову от 27 октября до 9 марта, всего 24 чтения. Этот отрывок вызвал много споров в 30-х и 40-х годах текущего столетия, – в которых приняли более или менее деятельное участие Копитар, Ганка, Востоков, Срезневский, Билярский, Лавровский, Билярский, посвятивший Реймскому Евангелию целое сочинение («О кирилловской части Реймского Евангелия, СПб. 1848»; это —2—я часть его труда: «Судьбы церковного языка»), в окончательном выводе утверждал, что Реймское Евангелие – ничто иное, как копия XIV в., сделанная в Валахии с южнорусского списка с среднеболгарского оригинала (стр. 283). П. А. Лавровский в своем сочинении: «О Реймском Евангелии», СПб. 1852 г. по-видимому склонялся к тому, чтобы считать Реймское Евангелие переписанным для чехов с сербского оригинала. В недавнее время проф. Соболевский занялся этим памятником и после рассмотрения красок, формы и употребления букв, также лингвистических особенностей Реймского отрывка, пришел к заключению, что «кирилловская часть Реймского Евангелия есть памятник русской письменности XI–XII в., сохранивший много особенностей южнославянского оригинала» («Кирилловская часть Реймского Евангелия» – в «Рус. Филолог. Вестнике», 1887,

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Первые колокола были привезены к нам из Западной Европы, и так же, как в Европе, колокольный звон создавался с помощью раскачивания самого колокола. Однако с XYII века русские колокола стали давать звон посредством ударов подвижного металлического языка в неподвижный колокол. 2 Древнейшие русские литые колокола были небольшими, совершенно гладкими и не имели никаких надписей. Постепенно русские мастера научились лить колокола больших размеров, и на них появились надписи: «Во всю землю изыде вещание их, и в конце вселенныя глаголы их», «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь», «Благовествуй, земле, великую радость, хвалите, небеса, Божию славу». На Руси звон колоколов отличался особой красотой своего звучания. Колокола подбирали по весу и тембру, стремились к тому, чтобы у каждого колокола была своя, только ему присущая мелодичная звуковая окраска, что обеспечивало благозвучность всего колокольного ансамбля. После нашествия монголов-татар колокольное дело в Древней Руси почти угасло и возобновилось только в 30-40-х годах XIV века. Центром литейного дела становится Москва, а главной школой, готовившей кадры отечественных литейщиков, - московский Пушечный двор. Своего расцвета колокольное дело достигло при царе Иване Грозном. Русские колокола XVI – XVII вв. изумляли современников своими размерами и благозвучием. Иностранцы, посещая Московию, с удивлением и восторгом писали о русских колоколах. Русские государи давали мастерам задания отливать гигантские колокола как символ мощи Русской державы и крепость православной веры. Так, например, в 1599 году царь Борис Годунов приказал отлить колокол для Успенского собора Московского Кремля в 33 тонны. Знаменитый Годуновский колокол, в то время самый большой колокол в Европе, был установлен на деревянной колокольне посреди Соборной площади Московского Кремля. Это был первый Царь-колокол. Чтобы его раскачать, требовались усилия 24 человек. Архиепископ Арсений Елассонский, посетивший Москву в царствование Бориса Годунова, писал: «Подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире». В пожаре первый Царь - колокол рухнул оземь и разбился.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/24/...

Но, даже если бы при Сталине действительно умирало очень много женщин, это не является аргументом против запрета абортов в наши дни. Когда речь идет о смертности от абортов в 30 - 50-е гг. и о ее якобы снижении в результате легализации, пропагандисты «безопасных» абортов, в том числе, из числа врачей, напрочь забывают про общий прогресс системы здравоохранения. А он был значительным. Это введение в повседневную медицинскую практику антибиотиков, переливания крови, скорой помощи, реанимации и т.д. На эту тему доступна статистика по США. Во время обсуждения в 1983 г. в Сенате США поправки Хэтча-Иглтона Бюро по демографической статистике представило ретроспективные данные по женской смертности от абортов. «В отчете было показано, что до внедрения пенициллина ежегодно от законных и криминальных абортов, вместе взятых, умирало более 1000 женщин. Стремительное снижение материнской смертности произошло в 50-х и 60-х годах, когда аборты еще не были узаконены. До того как аборт был впервые узаконен в одном из штатов в 1966 г., общее число смертей снизилось до 120 в год. К 1973 г., когда Верховный Суд США легализовал аборты во всех 50 штатах, это число снизилось до 39 на всей территории страны. После легализации медленное снижение продолжалось с той только разницей, что больше женщин умирает от легальных, а не от криминальных абортов». [xiii] В таких странах, как Ирландия, Мальта, Польша, Чили, где аборты запрещены или сильно ограничены в наши дни, никакой сверхсмертности женщин не наблюдается. Это подтверждают и данные Фонда ООН по народонаселению, причем не только по вышеперечисленным благополучным странам. В целях пропаганды средств гормональной контрацепции для стран СНГ и Третьего мира эта организация оперирует следующими цифрами - «ежегодные 52 млн. абортов, в том числе нелегальных и небезопасных, приводят к гибели порядка 47 тыс. женщин во всем мире». [xiv] Из этих цифр видно, что ни о какой сверхсмертности женщин, даже при полном запрете искусственных абортов, в современных условиях не может идти речи. Из вышесказанного можно сделать вывод, что современной России просто необходимо форсированное принятие законов подобных Постановлению 1936 г., дополненных последовательной законодательной защитой жизни детей до рождения.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Мужской монастырь Влатадон (Салоники) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Влатадон основан в середине XIV века учениками святителя Григория Паламы. Принадлежит Константинопольской Православной Церкви. Греческое название — Μον Βλατδων. Престольный праздник — Преображение Господне (6 августа) и память апостолов Петра и Павла (29 июня). Содержание История [ править править код ] Основателями монастыря являются братья Дорофей и Марк Влатады, последователи святителя Григория Паламы . Строительство главного храма проходило в 1351-1354 годах. Поддержку строительству оказывала императрица Анна Савойская. Внутри храм был украшен фресками периода 1360—1380 годов. В XVI веке привилегии обители были утверждены патриархами Иоасафом II и Иеремией II. В 1633 году патриарх Константинопольский Кирилл I Лукарис перевёл его во владение афонского Иверского монастыря, однако в 1648 году патриарх Иоанникий II вернул обители прежний статус. Здание главного собора было сильно повреждено во время землетрясения в 1978 году и позднее реставрировано. Древнейшими частями считаются — часовня святых апостолов Петра и Павла, купол и внутренняя южная стена храма. Современное состояние [ править править код ] В 1988 году включён в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время монастырь имеет подворья вмч. Георгия Победоносца в Каламарии и святителя Николая Чудотворца близ Галатисты. При монастыре действует Патриарший Институт святоотеческих исследований. Святыни и реликвии [ править править код ] В монастыре находятся частицы мощей свт. Григория Богослова , вмч. Иакова Персянина, свт. Модеста, свт. Афанасия Великого, бессребреников Космы и Дамиана и вмч. Прокопия. В музее хранятся коллекция икон XII-XIX ввеков, рукописи (93 кодекса, древнейший манускрипт - Sacra Parallela, Х век), старопечатные книги и актовые документы. В собрание музея, в частности, входят современная росписям кафоликона икона Божией Матери «Одигитрия» (60-80-е годы XIV века), икона со сценами Страстей Христовых (3-я четв. XIV века), «Троица Ветхозаветная» (XV век), двухсторонняя литийная икона (кон. XV века), на лицевой стороне которой помещены 3 ряда изображений — Христос и Архангелы, апостолы Петр и Павел, великомученики Георгий, Феодор Тирон и Димитрий, на оборотной стороне — Распятие (в центр вставлена двухрядная икона XIV века с образами Христа и предстоящих ангелов, а под ними Богоматерь с Младенцем и предстоящими арх. Михаилом и Иоанном Предтечей) и др. Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Проезд: находится недалеко от старых городских стен, на углу улиц Эптапиргиу и Акрополеос в Салониках Адрес: Moni Vlatadon, Eptapirgiou 64, Thessaloniki, 546 34 Тел.: (30-31) 209913 Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

В 1881–1882 годах он работал над богослужебными славянскими и греческими рукописями в Риме в Ватиканской библиотеке. Результатом этой работы была вышедшая в свет в 1885 году в Казани книга «Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки». Эта книга, обозначившая круг научных интересов Н. Ф. Красносельцева , содержит лексико-грамматический и археологический анализ-комментарий фрагментов 30 рукописей, среди которых следует отметить такие памятники, как Устав XIV-XV веков, Устав 1317 года, Часослов XV века, Псалтирь XIV века, Триоди Постные и Цветные XII-XVI веков. Октоихи XII-XIV веков, Богослужебный сборник XVI века, Сборник литургических статей XV века, литургия святого апостола Иакова и святого Иоанна Златоуста в Сборнике XV-XVI веков, толкования на литургию святого Василия Великого , святых Иоанна Постника и Германа Константинопольского , чинопоследования святого Крещения и Миропомазания, Обручения и Венчания, Елеосвящения и освящения воды, литургия святого Иоанна Златоуста по рукописи XVI века 510 . Излюбленной сферой занятий Н. Ф. Красносельцева было изучение процесса становления чина литургии и комментирование его древних списков. Движущей силой его археологических поисков была забота о преемстве предания в истории литургии, генезисе и генеалогии современного чина литургии. Разыскивая литургический материал в отечественных и заграничных библиотеках, Н. Ф. Красносельцев собрал много малоизвестных и вовсе не известных богословской науке сведений по истории литургии. Эти сведения составили содержание книги «Материалы для истории чинопоследования литургии Иоанна Златоуста » (Казань, 1889), которая является продолжением сборника «Сведения». В «Сведениях» содержатся данные преимущественно древнего периода, когда еще не было полных и подробных уставов литургии и в обращении находились краткие редакции, состоящие почти из одних молитв с эпизодическими уставными указаниями. В «Материалах» Н. Ф. Красносельцев опубликовал открытые им подробные уставы литургии XIII-XV веков на греческом и церковнославянском языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Фомой и свт. Василием Великим, что можно объяснить упоминанием у новгородца Добрыни Ядрейковича (буд. архиеп. Новгородский Антоний) об одновременном пребывании ок. 1200 г. мощей О. В. и ап. Фомы в к-польской ц. св. Акиндина. В ц. свт. Николая Чудотворца в Ераки (Гераки, Греция, 2-я пол. XIII - нач. XIV в.) О. В. представлен вместе с почитаемым на Пелопоннесе местным святым Х в. прп. Никоном Метаноите. Лики обоих святых фланкируют углубление ниши на юж. стене наоса, тогда как в самой нише изображен, по-видимому, Собор архангелов. Как и на фреске в церкви близ Лагудеры, в ц. Богоматери Одигитрии в Печской Патриархии (до 1337) сохранилась фигура О. В. в рост, почти в профиль, в молитвенном предстоянии перед Божией десницей, благословляющей из сегмента неба, при этом изображение отличается конкретностью: Божественная десница подает святому круглый белый хлеб, что, видимо, является иллюстрацией рассказа мон. Пафнутия о первых 30 годах отшельничества О. В. Изображения О. В. присутствуют во мн. программах церковных росписей средне- и поздневизантийского времени: в ц. Св. Троицы мон-ря св. Хризостома близ Куцовендиса (Кипр, 10-е гг. XII в.); в соборе Рождества Христова в Вифлееме (XII в.); в ц. св. Георгия в Курбинове (Македония, 1191); в ц. Архангелов в Лаштхвери (В. Сванети, XIII в.); в ц. Богородицы Кириотиссы (Календерхане-джами) в К-поле (после 1261); в церквах арх. Михаила (2-я пол. XIII в.) и вмч. Димитрия (ок. 1290) в Вароше (Македония); в ц. свт. Николая в с. Манастир близ Прилепа (Македония, 1271); в ц. Богородицы Олимпиотиссы в Эласоне (кон. XIII в.); в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (Кипр, кон. XIII - нач. XIV в., фигура переписана в 1-й пол. XVII в.); в минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония, 1317-1318); в соборе во имя Пресв. Богородицы афонского монастыря Хиландар (1320-1321); в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320); в ц. Богоматери Петричской в крепости возле Асеновграда (Болгария, сер. XIV в.); в соборе Св. Софии в Охриде (1346-1348); в Старом Преображенском мон-ре возле Велико-Тырнова (Болгария, 2-я пол.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010