A. An annotated edition of the Refutation of the errors of the Latins by Matthaios Blastares. A thesis submitted for the degree of the Doctor of Philosophy at the University of London (Royal Holloway and Bedford New College). June 2011. London, 2011. P. 449.24–27; о Властаре в этой связи см.: Макаров Д. И. Матфей Властарь и традиция греческой патристики (на примере трактата «Против заблуждений латинян»)//ВВ. 2014. Т. 73 (98). С. 127–139; Spiteris J. La Critica... P. 302. Ср. уже в письме Германа II: Павлов А. С. Критические опыты... С. у Мосхамбара: Mosch., P. 454.185–189. 107 Palaiologos K. A. Introduction. Date and circumstances of the composition of the Refutation//Idem. An annotated edition... P. 109. 109 Канаева Э. Ю. Споры об исхождении Св. Духа в Константинополе в 30-х годах XIV в.//Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 74. С. 26–40, С. 30–31. Мы не отрицаем и того, что ответ Григоры мог понравиться православным Константинополя (Там же. С. 30), однако в богословском плане он не мог быть сочтен достаточно полным и удовлетворительным. 110 Как предполагалось ранее (Дж. Скиро, прот. И. Мейендорф , о. Г. Подскальски). См.: Congourdeau M.-H. Nil Cabasilas et les projets de concile oecuménique pour l’union des Églises//Réduire le schisme? Ecclésiologies et politiques de l’union entre Orient et Occident (XIIIe – XVIIIe siècle)/éd. M.– H. Blanchet et F. Gabriel. Paris, 2013. P. 75–82, P. 78 (датировка данного труда Нила Кавасилы: 1333–1334 гг.), 79. 112 См. итоговую анафему Варлааму и Акиндину: Concilium Constantinopolitanum – 1351... Р. 216.1399–217.1407. Упоминание Григоры в числе прочих противников Григория Паламы см.: Ibid. P. 182.116–121. См. общую анафему всем тем, кто разделяет мнения Варлаама и Акиндина: Ibid. P. 217.1425–1430. 113 Об этом сообщает сам Григора в диалоге «Флорентий». См. одно из мест, где показана негативная реакция публики на бахвальство, сопряженное с незнанием, Ксенофана-Варлаама: Niceforo Gregora. Fiorenzo o intorno alla sapienza/Testo crit., intr., trad. e comm. a cura di P. L. M. Leone. Napoli, 1975. (Byzantina et Neo-Hellenica Napolitana. Collana di studi e testi, IV). P. 92.822– 93.845; ср. начало ответа-опровержения Никагора-Григоры: Ibid. P. 93.846–850 f.; Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. СПб., 1997. С. 21. В итоге Никагор был увенчан венком (на это место обращает внимание и Медведев): Niceforo Gregora. Fiorenzo... P. 125.1664–1666. 125 Мейендорф И., прот. Апостол (дата обращения: 15.08.2017). 126

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Дополнения и поправки в частностях всегда возможны. Уже давно представители христианской археологии, обозревая памятники средневековья, догадывались, что распределение стенописей в храмах имеет характер не случайный; и если Куглер не заметил последовательно выдержанной основной идеи в мозаиках собора св. Марка в Венеции 3 , все же он допускал возможность и действительность обычных приемов в распределении стенописей по крайней мере в более известных ему западных храмах 4 ; так же, и даже с большею настойчивостью, проводил эту мысль и Дидрон, утверждавший, что в средневековых храмах запада восточная сторона указывает на явление Сына Божия во плоти, западная – второе пришествие Христово, северная – хладный закон Моисеев, и южная – закон горячей любви евангельской, и что соответственно тому распределялись здесь и стенописи 5 . Признают эту мысль по отношению к памятникам западным и другие 6 . И. Г. Миллер в 30-х годах настоящего столетия предпринял даже специальный труд изъяснения символики алтарной апсиды и триумфальной арки в западных храмах от V до XIV в. 7 : труд довольно благородный, но весьма узкий по отношению к материалу, бывшему в распоряжении автора. Миллер имеет в виду почти исключительно храмы Рима, присоединяя сюда лишь мозаики равеннских храмов свв. Виталия и Аполлинария (in classe) и собора в Капгре. О памятниках византийских автор совсем не говорит; он опускает также мозаики и фрески южной Италии и Сицилии. Нет нужды входить в оценку этого труда. Достаточно заметить, что весь продолжительный период времени, от V до XIV века, рассматривается здесь как один неподвижный момент, хотя несомненно между эпохою готики и пятым веком – большая разница; и допущены некоторые ошибки в истолковании иконографических сюжетов 8 . По отношению к памятникам православного востока доселе не было сделано даже и такой несовершенной попытки. Специалисты иностранные и русские, с неодинаковою решительностью, упоминают об известном распорядке стенописей в храмах византийских; назовем Дидрона, еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Указанные выдержки иллюстрируют перемену воззрений автора относительно тех или других вопросов. Приведем примеры, свидетельствующее об его отступлениях от первоначального плана работы. На 29 стр. исследования прежней редакции говорится довольно пространственно об известном бегстве монахов густынского и ладинского монастырей в Московское государство. В редакции же новой сведения об этом урезываются до minimum " а и переносятся в краткое примечание на стр. 30, а взамен вычеркнутого текста трактуется «об обнаружившейся в Москве нужде в знаниях, открывшей туда дорогу киевским книгам». Подобная же переделка текста с целью указать на то, что «передовые москвичи сознали необходимость внести новые культурные элементы в свою жизнь» резко бросается в глаза при сравнении 39–40 стран, той и другой редакции исследования. В подтверждение того, как с расширением сведений автора ему приходилось отказываться от своих нашедших уже место в исследовании утверждений, укажем на стран. 140 прежней редакции, где говорится, что некто, сочувствующий работе автора, советовал ему для уяснения характера сношений малороссийского духовенства с московским правительством воспользоваться материалом, который дают изданные представителями малороссийского духовенства в 50–70 годах XVII-ro стол. брошюры. Но – заявляет автор – «к сожалению, найти эти брошюры в Москве, как кажется, почти невозможно». Мы не будем говорить о странности такого заявления в устах ученого (если нет в Москве, следует поискать в других местах), отметим только, что это заявление в новой редакции опущено, что, разумеется, явилось результатом более близкого знакомства автора с книжными сокровищами Москвы, чем какое имел он прежде, хотя – заметим – это знакомство и в настоящее время едва ли достигнуто им до конечных пределов. 1 Считая излишним продолжать сравнение между прежней и позднейшей редакциями исследования г. Эйнгорна, отметим только те страницы, которые в отдельных оттисках перепечатаны. Страницы эти суть следующие: XII-XIV, 29–30, 39–42, 49–50, 93–96, 139–140, 197–198, 241–242, 265–266, 269–270, 327–328, 343–344, 349–350, 359–360, 383–384, 393–394, 481–482 и 639–640.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Ректор РГГУ назвал ее выдающимся ученым и блестящим педагогом 24 мая. ПРАВМИР. Профессор РГГУ, историк, ученый-медиевист Наталия Басовская умерла в Москве. Наталия Басовская скончалась в возрасте 78 лет после продолжительной болезни, сообщает ТАСС . По предварительным данным, прощание состоится 27 мая. Ректор РГГУ Александр Безбородов назвал Басовскую выдающимся ученым и блестящим педагогом. Он рассказал, что в 1972-1973 годах профессор была его преподавателем. По словам ректора университета, она была одной из ученых, которые составляют гордость РГГУ. «Про Наталью Ивановну думали (и говорили) всякое — и не вовсе безосновательно, но для меня она навсегда осталась примером потрясающей, почти ослепительной яркости — человеческой, академической, преподавательской», — написала на своей странице в Facebook литературный критик Галина Юзефович. Наталия Басовская родилась 21 мая 1941 года в Москве. Окончила исторический факультет МГУ по специальности «Зарубежная история». Басовская стала сначала кандидатом, а после доктором исторических наук, защитив диссертации по темам: «Английская политика в Гаскони в конце XIII — начале XIV вв.» и «Англо-французские противоречия в международных отношениях Западной Европы второй половины XII — середины XV вв.». С 1971 года преподавала на кафедре всеобщей истории Российского государственного гуманитарного университета. Басовская — автор более 150 научных работ. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 декабря, 2021 9 декабря, 2021 14 сентября, 2015 14 января, 2023 14 января, 2023 26 августа, 2022 24 августа, 2022 30 января, 2022 30 января, 2022 14 декабря, 2021 9 декабря, 2021 14 сентября, 2015 14 января, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-moskve-umerla-istori...

По мнению же Б. Уолтке, «Книга Иисуса Навина представляет два взгляда на природу и масштабы завоевания Ханаана Израилем: молниеносные и зрелищно захватывающие битвы за овладение всей землёй (см.: 11:16–23, 21:43–45; ср.: Исх.23:23 ) и множество сражений в течение длительного времени (см.: 11:18) на огромных территориях, которые ещё долго пришлось захватывать после окончания периода завоеваний (см.: 13:1–7, 18:3; ср.: Исх.23:27–30 ; Суд. 1 )» 163 . Из числа современных учёных, придерживающихся этого взгляда, особенно выделяются Уильям Ф. Олбрайт и И. Ядин. Однако Олбрайт и Ядин работали ещё на заре археологии, точнее, в период взросления археологии, потому из-за методологического несовершенства и заведомо отличающихся взглядов многие учёные отвергают их выводы, ища альтернативные объяснения 164 . Ранее предполагалось, что и археологические данные свидетельствуют в пользу этой концепции. Однако любой факт может быть всегда интерпретирован по-своему, следовательно, однозначного доказательства ожидать нельзя, и всегда остаётся возможность для сомнения или высказывания альтернативной точки зрения. Так, одним из наиболее сильных доказательств в своё время считались находки, обнаруженные Дж. Гарстангом в 1930-х годах при раскопках Иерихона. «Он исследовал городские укрепления разных периодов его истории и, в частности, две каменных стены, датированных им XV веком до Р.Х., после разрушения которых город был предан огню. Образчики позднейшей керамики, найденные Гарстангом в ходе раскопок, позволили ему прийти к выводу, что город был разрушен не позднее 1385 года до Р.Х.» 165 , а поскольку исход он относил к XV веку до Р.Х., то эта дата идеально совпадала с тем моментом, когда израильтяне должны были вторгнуться в страну 166 ; однако дальнейшие исследования (в частности, экспедиция К. Кеньон 1952–1958 гг.) показали, что разрушения, о которых сообщал Гарстанг, следует датировать сроком на тысячу лет ранее. По мнению К. Кеньон, «в XIV веке до Р.Х., после долгого периода запустения, Иерихон возродился, его стены были восстановлены, но через несколько десятилетий он был разрушен вновь, на этот раз, похоже, окончательно...» 167 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сохранились описания ритуального каннибализма у инков, когда обнаженную жертву, которая, по мнению инков, отличалась большими заслугами, привязывали к столбу, и ещё живую начинали разделывать ножами, сразу съедая отрезанные куски человеческой плоти на глазах у того, у которого её отрезали. При этом «пиршестве» присутствовали женщины и дети. Если жертва не выражала голосом своих страданий, то её костям потом поклонялись, в противном же случае её кости разламывались и выбрасывались. На севере Перу, вблизи океанского побережья, директор музея археологии и этнографии имени Брунинга, Карлос Вебстер во время археологических раскопок нашел массовое захоронение. В заключении, которое сделал Карлос Вебстер, скелеты, датированные XIV веком, были останками человеческих жертвоприношений, большую часть которых составляли скелеты девушек 15-летнего возраста. Впрочем, нельзя отрицать глубокой укоренённости каннибальских обычаев и в среде тех индейских племен, которые ацтекам и инкам подчинены не были. Так в Бразилии каннибализм сохранился до сих пор на самом западе сельвы, где многие индейские племена сохранили обычай поедания мертвых. Как пишут в своих работах авторы П.Клестер (P. Clasters) «Guayaki cannibalism» («Native South Americans». Boston 1974) и Г. Доул (G. Dole) «Endocannibalism among the Amahuaca Indians» (Transactions of the New York Academy of Sciences 1962), южноамериканские индейцы сжигали умерших соплеменников и съедали истолченные в муку их кости вместе с золой, ибо по их представлению, они получали силу умерших, и духи им не только не вредили, а даже помогали. Сами случаи жертвоприношений и каннибализма были у индейцев тесно связанны с магией, точнее с шаманизмом, который означал «жизнь в мире магии». Франц Боас немецкий ученый антрополог, который исследовал в Северной Америке в 30-х годах шаманство и сам присутствовал в процессах шаманизма, писал, что за неудачи шаманов изгоняли из племени, и в обрядах шаманизма участвовали все: и шаманы, и коллектив. Тем самым обычаи индейцев Америки, были далеки от той идеальной картины, которая рисовалась в различных книгах и фильмах ХХ века, и все индейские племена рано или поздно пережили бы судьбу майя.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/20/ch...

Православие в Азербайджане Албанский храм на фундаменте I в. в деревне Киш (Шеки) Местоположение : юго-восточная часть Закавказья, граничит на севере с Россией, а на юге – с Ираном. Площадь : 86 600 км 2 (из которых ныне более 17 000 км 2 – в составе Армении). Численность населения : 8 388 000 человек (по состоянию на июль 2005 года). Официальный язык : азербайджанский. Краткая история страны. В древности на территории современного Азербайджана находилось государство Кавказская Албания, официальной религией которого с IV века было христианство. В VIII веке оно было захвачено арабами, после чего началась исламизация населения. В IX–X веках албанским князьям удавалось восстановить независимость, но лишь на короткое время. В конце XIV века здесь образовалось государство Ширван, которое в XV веке перешло под власть Кара-Коюнлу, а еще позже – Персии, оставаясь под ее властью до начала XVIII века. В 1723 году русские войска заняли Баку и прикаспийские области, а б о льшую часть Азербайджана захватила Турция. В 1735 году Россия по договору вернула прикаспийские области Персии. В середине XVIII века здесь образовалось 15 самостоятельных ханств. В результате первой (1804–1813) и второй (1826–1828) русско-персидских войн 10 ханств (территория современного Азербайджана), так же как Западная Грузия и Дагестан, вошли в состав Российской империи. В 1918 году была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика, просуществовавшая до 1920 года. В 1922 году Азербайджан вошел в состав СССР, где находился до 30 августа 1991 года, когда объявил о своей независимости. В 1992–1994 годах между Азербайджаном и Арменией шла Карабахская война, в результате которой 7 районов бывшей Азербайджанской ССР (или 8,15 % территории) перешли под контроль непризнанной армянской Нагорно-Карабахской республики, а под контроль Азербайджана перешла часть территории Республики Армения – Арцвашенский анклав. Религия : мусульмане – 93,4 % (из которых, в свою очередь, около 70 % – шииты, а около 30 % – сунниты), православные – 2,5 %, монофизиты – 2,3 %, прочие – 1,8 %, (по переписи 1995 года).

http://pravoslavie.ru/2855.html

XIII. В 1832 году (27 лет) внезапные нападения вовращений, так что чрез всю службу вытерпливая борьбу с помыслами и причащаясь с унынием. При чтении благодарственных молитв, доходя до изречения «и подаждь ми слезы покаяния» 50 , отверзалось сердце, являлась в нем отрада и чувствовалось его место. В Симонове. XIV. В 1833 году (28 лет) переместясь в Оптину пустынь 51 , под руководством искусных старцев приступил он решительно к отыскиванию сердечного места. В тихом безмолвии он понуждался и тщательно испытывал сердечное место. Недели чрез четыре вдруг открылся путь к сердцу и место сердечное нашлося и ощущалось почти постоянно. Следствием сего чувствовалась тонкая боль, повторяемая в сердце, одобренная старцами, умиление, сладостное чувство и слезы. XV. В 1834 году (29 лет) однажды вошел он в общую столовую и, ожидая обеда, просто сидел. Вдруг ощутилось сердце, восторг, умиление до того, что все сидевшие с ним так представились ему любезны, как бы родные. В сердце чувствовал он радость, как и самое сердце. Все сие заключилось сладкою слезою. Это было в Оптиной пустыне. XVI. В сем же году, внезапная кончина, вдруг, двух соседей отверзла ощущение места сердечного. Далее, когда он хаживал по лесу, встречал восторги души и дух входил в место сердечное. Сие бывало в Оптиной пустыне. XVII. В 1835, 1836 и 1837 годах (30 лет) в Киеве и Петербурге при скорбных обстоятельствах жизни он ощущал естественно место сердечное, как во время сетования, так и во времена творения Иисусовой молитвы. XVIII. С 1839 по 1847 года (40 лет) был период 52 ревностного занятия по части внутренней молитвы при всех даже суетах. Размышляемо, беседуемо, чтено и сочиняемо было весьма много исключительно о сем предмете 53 , что (все) 54 вело его к практике внутреннего моления и повременно указывало путь к месту сердечному, иногда при нахождении в клире, иногда при мрачных обстоятельствах. Сие происходило в Заиконоспасском монастыре. XIX. В 1847 году (42 лет), переместясь в Саввину пустынь 55 , неоднократно ощущал он сердечное место, лежа на одре на левом боку, причем чувствовалась теплота в сердце и тонкая приятная боль.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Как ни важно было бы иметь точные и достоверные сведения о личности основателя такой выдающейся в кругу языческих систем религии, как буддизм, однако таких сведений добыто, несмотря на самые тщательные исследования ученых, весьма немного. Большинство исследователей не сомневается в действительном существовании Будды, которого буддисты признают основателем своей религии, но единогласно признают, что о жизни, деятельности, равно как и о самом учении Будды, сохранилось самое незначительное количество более или менее достоверных данных. Насколько сбивчивы и противоречивы предания самих буддистов о жизни Будды, видно уже из тех громадных разногласий, которые оказываются в этих преданиях по вопросу о времени его жизни и деятельности. Разности здесь оказываются не только в годах, но в целых столетиях и даже тысячелетиях. Южные буддисты, например живущие на острове Цейлоне, в Бирманской империи, в Сиамском королевстве и др., относят жизнь и деятельность Будды к V в. до нашей эры. Северные буддисты (например жители Тибета) относят появление Будды за 30 веков до нашей эры (2422–2959 гг.). В Китае, Монголии и в Японии существуют свои летоисчисления. Там год рождения Будды относится то к X, то к XIV веку до Р. Х. (950, 949, 1375 г.). Такие непримиримые разности в летоисчислениях ясно указывают на полуисторическое и полумифическое значение личности Будды. Основатель буддизма принадлежит к числу тех полумифических героев языческой древности, слава которых росла по мере развития религиозного уважения к ним в последующих поколениях их учеников, необыкновенное величие которых фантазия их поклонников силилась выразить не только легендарной мифологией, но и баснословной хронологией. Цифры годов их древности возрастали по мере возрастания суеверного чествования их со стороны поклонников и по мере желания их придать своей религии авторитет возможно большей древности. Большинство ученых исследователей относит время жизни Будды приблизительно к VI или V веку до Р. Х., колеблясь между 543 и 477 годами до Р. Х. в определении года рождения Будды. Но и это летоисчисление не признается несомненным в кругу ученых специалистов. Так, например, известный наш отечественный ориенталист проф. Васильев не находит достаточных оснований относить начало буддизма даже до начала нашей христианской эры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

И следующий интересный поворот, который как раз у нас происходит в XV веке, опять же нельзя не показать, это тоже из музея в Балтиморе. Сынсуль – это эфиопская рукопись-гармошка. Это, наверное, одна из лучших сохранившихся, середина XV века. В середине XV века, при всей условности этих миниатюр рубежа XIV–XV веков, в середине XV века намечается очень серьезный сдвиг. У нас на троне опять, кстати говоря, очень интересный неврастеник. Не Гэбрэ Мескель Лалибела, а царь, я о нем тоже рассказывал на последней своей лекции в Музее русской иконы, царь, которого звали Зара Якуб. Зара Якуб правит у нас в 30–50-х годах XV века. И это – человек очень заинтересованный контактами с внешним миром. И с западным миром. Почему он неврастеник? У него тоже было тяжелое детство, он тоже был младший сын. И он тоже посидел как следует в страшной, чудовищной крепости Амба Геша, пока его брат не умер. Этот период несколько расстроил нервы Зары Якуба и внушил ему, скажем так, повышенную ранимость. Эта повышенная ранимость сочеталась в нем с подозрительностью, как часто бывает, и с искренним благочестием, благочестивым рвением. Он очень боялся заговоров и очень боялся еретиков. Благодаря ему вообще у нас целый свод эфиопской духовной поэзии, он был замечательным поэтом. Хорошим полководцем. Он примирил два враждующих течения среди монашествующих в Эфиопии. Провел ряд церковных соборов. Даже целых двух епископов вытребовал от коптской церкви. Не одного, а двух. Это тоже такое большое дело. Низкий ему поклон от александрийского коптского патриарха. Когда мамлюки египетские стали притеснять страшно коптов, Зара Якуб последним из эфиопских царей выступил с великой угрозой мамлюкскому султану, что «я не только вырежу тогда на своих землях мусульман и разрушу все мечети, но я отведу воды Нила». Правда, поскольку эфиопские цари периодически эти угрозы выдвигали, начиная с XIII века, к XV мамлюки перестали на это реагировать, потому что понятно, что это очень серьезное заявление, но как они это себе представляли, никто не понимал. Но, тем не менее, понимали, куда течет река, что сейчас отведут, и все у вас пересохнет. Зара Якуб, почему говорю, что он очень бережно относился к еретикам? Он все время считал, что нужно еретиков побивать камнями. И чем больше, тем лучше, потому что только когда ересь будет искоренена, царство Соломонидов, Новый Сион, его государство, войдет в светлую эпоху процветания.

http://blog.predanie.ru/article/iskusstv...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010