Серпухов. Высоцкий монастырь. Собор Зачатия Праведной Анны. Зачатьевский собор Карта и ближайшие объекты Каменный собор во имя Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной был освящен весной в 1381 году преп. Сергием Радонежским и Святителем Киприаном, митрополитом Московским. Существующий ныне собор построен в конце XVI – начале XVII вв, возможно на основании старого собора конца XIV века. В первой половине XVII века собор опоясала галерея, с северной стороны придел в честь Рождества Богородицы. В конце XVII века переложены своды и заново сделаны главы собора. В низу в конце галереи в северной части в сентябре 2006 года освящён храм в честь преп.Афанасия Афонского. Закрыт в конце 20-х годов прошлого столетия. Ремонтировался в 70-х годах XX века. Восстановление начато в 1995 году, а в сентябре 2001 года освящён. Собор во имя Зачатия Праведной Анны был построен в конце XVI в. на месте каменного храма 1381 г. Четырехстолпный пятиглавый храм на высоком подклете, окруженный крытыми галереями. В 1 noл.XVII в . в северо-восточной части галереи устроен придел Рождества Пресвятой Богородицы. В 1697 г. на средства Нарышкиных перестроен верх собора. Интерестной особенностью храма является граненая форма алтарных апсид, крайне редко встречающаяся в русском зодчестве XVI-XVII вв. Храм закрыт в 1920-х, реставрировался в 1970-80-х гг. Н.Н.Свешниковым и в 1990-х гг. О.В.Гаевой. С 1991 г. возращен верующим, с 2001 вновь освящен после проведения последнего этапа реставрационных работ. В 2006 г. под приделом Рождества Богородицы был освящен придел прп.Афанасия Афонского. В храме хранятся мощи прп.Афанасия Высоцкого младшего. Собор Зачатьевский в ансамбле Высоцкого монастыря является объектом культурного наследия федерального значения (Поставновление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). Кирилл Аминов 13 апреля 2015 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=11171

Николай Доненко Скачать epub pdf Митрополит Анатолий (в миру Андрей Григорьевич Грисюк) родился 20 августа 1880 года в городе Ковеле Волынской губернии в семье украинских мещан. Отец был чиновником, уездным казначеем Волынского казачества. Жили бедно, собственности не было никакой. У Андрея было две сестры Раиса и Мария. Отец умер в 1905 году, мать в 1917м. К 1900 году Андрей Грисюк окончил Кременецкое духовное училище и Волынскую семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию. В 1903 году митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) он был пострижен в мантию с именем Анатолий, 15 августа того же года рукоположен во иеродиакона, а 30 мая 1904 года во иеромонаха. Нам мало что известно о студенческих годах иеромонаха Анатолия и о времени, когда он преподавал в Академии. Но его проповеди тех лет в некоторой мере раскрывают его внутренний мир. Читая их, мы можем отчасти увидеть его мысли об Академии, об архиерейском служении, понять его отношение к страданиям, так обильно присутствующим в этом мире, и Божественной любви, с удивительной полнотой проявившейся в образе апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Примечательно все, о чем он говорил, в той или иной степени коснулось самого проповедующего в последующей его жизни. Вот слово, сказанное в день годичного поминовения основателей и благотворителей Киевской Духовной Академии и всех в ней учивших и учившихся 31 декабря 1904 года в Великой церкви Братского монастыря. «Аз живу, и вы живи будете» (Ин. XIV, 19). Этими словами Божественного Спасителя нашего, сказанными Им в то время, когда Он готовился претерпеть крестные страдания и вольную смерть, завершившие искупительный подвиг всей Его земной жизни, мы решаемся, возлюбленные братие, начать свое слово в нынешний день годичного поминовения всех прошедших поколений нашей Академии, ее основателей и покровителей, ее учителей и учеников, день, повидимому, торжества смерти и близкого с ней забвения, а на самом деле лучшего свидетельства об истинной жизни и одушевленного воспоминания о ее носителях.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

55° 57 " 24.20 " N, 38° 1 " 43.85 " E Одноглавый храм в духе раннемосковского зодчества. Закладка храма состоялась 29 августа 2014 г. 56° " 26.87 " N, 38° 8 " 17.91 " E Каменный ярусный одноглавый храм с крупными полуглавиями по центрам фасадов, с отдельно стоящей звонницей. Строился с 2009 по май 2012 гг., закончен в формах, упрощённых относительно первоначального проекта. 56° 7 " 49.80 " N, 37° 30 " 8.64 " E Община верующих создана в 2003 г., закладка храма, сооружаемого при помощи местных предприятий, осуществлена 28.08.2010 г. Храм представляет собой одноглавый четверик с пощипцовыми завершениями фасадов и звонницей над притвором. 55° 28 " 7.26 " N, 38° 11 " 49.28 " E Церковь типа восьмерик на четверике с колокольней, хороший образец московского барокко. Здание поставлено на подклет и окружено галереями. Выстроена в 1703-1708 гг. на средства князя М.А. Волконского. 56° 2 " 59.15 " N, 37° 28 " 51.92 " E С весны 2009 г. ведётся строительство нового деревянного храма, крестчатый сруб которого завершается восьмериком под шатром с главкой. 55° 34 " 57.83 " N, 37° 41 " 38.28 " E храм Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в Бирюлеве Восточном г. Москвы. Имеет статус Патриаршего подворья. 56° 3 " 46.06 " N, 38° 15 " 15.45 " E Домовый храм в здании Щелковского психоневрологического диспансера. Устроен в 2007 г., приписан к Тихвинскому храму (Душоново) . 55° 54 " 9.83 " N, 37° 23 " 34.64 " E Небольшая кирпичная церковь, входящая в ансамбль Александро-Невской церкви. Сооружена 2005-2006 гг. Прямоугольная постройка со звонницей над входом, в будущем будет использоваться как Крестильный храм. 57° 36 " 34.81 " N, 39° 51 " 56.19 " E четырёхстолпная пятиглавая приходская церковь на правом берегу Которосли в Ярославле, построенная в 1682-87 годах и с 1987 года до освящения нового Успенского собора (2010) выполнявшая функции кафедрального собора Ярославско-Ростовской митрополии (ныне епархии) 55° 42 " 54.46 " N, 38° 1 " 35.33 " E Новая небольшая церковь, построенная в 2006-2009 на кладбище Железнодорожного по инициативе главы города Е. И. Жиркова. Одноглавый храм в духе новгородского зодчества XIII-XIV вв.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Стра...

Эпизод последних лет жизни К., характеризующий его как пастыря, сохранен в Apophthegmata Patrum (Apophthegmata//PG. 65. Col. 160). Важное значение в наст. время придается ориентальным источникам, введенным в научный оборот в кон. XIX-XX в. Неск. памятников представляют особый интерес ввиду содержащихся в них дополнительных сведений о ранних годах жизни К. ( É vieux. 1991. P. 11-12). К ним относятся «Хроника» копт. епископа и историка 2-й пол. VII в. Иоанна , еп. Никиуского ( Ioan. Nic. Chron.; CPG, N 7967), к-рая сохранилась только в эфиоп. переводе 1601 г., выполненном с араб. перевода, в наст. время утраченного; «История Александрийских патриархов» (на араб. языке) (Hist. Patr. Alex. 11-12//PO. T. 1. Fasc. 4. P. 427-443); копто-араб. Синаксарь (XIII-XIV вв.) (SynAlex (Forget)//CSCO. Vol. 78 (Arab. T. 12). P. 72; Vol. 90 (Arab. T. 13). P. 199-201; SynAlex//PO. T. 1. Fasc. 3. P. 72; T. 17. Fasc. 3. P. 617-621). Сохранившаяся в сир. переводе апология Нестория «Книга Гераклида», написанная им в последние годы жизни, содержит историю несторианского спора. Бар-Хадбшабба Арбайя в «Церковной истории» дает подробное жизнеописание «блаженного» Нестория и c соответствующей интерпретацией излагает события, касающиеся его спора с К. ( Barhadb. Hist. eccl. 20-30//PO. T. 9. Fasc. 5. P. 517-587). Ранние годы (до 412) Согласно Иоанну Никиускому ( Ioan. Nic. Chron. 79. 11-12), К. род. в г. Махале, или Дидусья,- вероятно, Феодосий, место к-рого определяют на сев. окраине совр. г. Эль-Махалла-эль-Кубра ( Munier. 1947), в центре дельты Нила, в 120 км на восток от Александрии. Дата рождения К. в точности неизвестна; полагают, что он род. между 375 и 380 гг. ( Évieux. 1991. P. 11), иногда уточняется - ок. 375 г. (Ibid. P. 15. Not. 6) или ок. 378 г. ( Abel. 1947. P. 230. Not. 62; Russell. 2000. P. 4). Прп. Исидор Пелусиот и Феодорит Кирский называют К. племянником архиеп. Феофила Александрийского ( Isid. Pel. Ep. I 310//PG. 78. Col. 361; Theodoret. Hist. eccl. V 35); Сократ Схоластик, Иоанн Никиуский и «История Александрийских патриархов» - сыном его сестры ( Socr.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

В VII-IX веках территория Карачаево-Черкессии входила в состав Хазарского каганата , с конца IX до конца XIV века - в состав Аланского государства . Здесь располагались резиденция аланских царей и центр Аланской епархии , были сосредоточены крупные города, проходили караванные пути. В X-XII веках Аланское государство достигло расцвета. Арабский географ X века аль-Масуди писал, что аланский царь имел большее влияние, чем др. кавказские правители. Усилению Алании способствовал проходивший через нее Великий шелковый путь. С середины VII века из-за арабо-византийских войн торговцы стали использовать маршрут в обход неспокойного Ирана. Алания вела активную внешнюю политику, у нее были политические, военные и династические связи с Византией, Грузией, Абхазией. Тесные отношения установились между Аланией и Русью. Между аланскими и русскими правителями заключались династические браки: рус. князья Андрей Боголюбский , сын Владимира Мономаха Ярополк , Всеволод Большое Гнездо были женаты на " ясках " (в рус. летописях аланы называются " асами " ( " ясами " )). На территории Карачаево-Черкессии известны около 40 средневековых больших укрепленных поселений, не считая мелких открытых селищ. Городища Адиюх, Кубина, Гиляч, Хумара, Рим-Гора, Нижний Архыз и другие свидетельствуют об активной политической, экономической и религ. жизни региона. Одним из наиболее крупных средневековых городов на территории Карачаево-Черкессии был город X-XII веков на берегу Большого Зеленчука, вблизи современного пос. Нижний Архыз,- там находился культурно-политический и религиозный центр Алании после принятия христианства. В результате монгольских походов в 1220-30-х годах Аланское государство потеряло суверенитет и вошло в состав Золотой Орды . Нашествие Тамерлана в конце XIV века привело к окончательному разрушению аланской государственности и культуры. Произошли большие изменения в составе населения. В XIV - XV веках аланы и кипчаки были вытеснены монголами в высокогорные ущелья и окончательно ушли с исторической арены. В источниках как население верховьев Кубани упоминаются карачаевцы (карачиоли, кара-черкесы). Опустевшие после нашествия предгорные районы в XIV-XV веках были заселены адыгами и абазинами . В 1630-40-х годах на Верхнюю Кубань переселились ногайцы .

http://drevo-info.ru/articles/13678785.h...

550 . Rigo A. Monaci esicastie monaci bogomili. Le accuse di messalianismo e bogomilismo rivolte agli esicasti ed il problema dei rapporti tra esicasmo e bogomilismo. Firenze. 1989. XII, 299. (Orientalia venetiana. 2). 1992. 50. 317; Лурье В. М. Работы Антонио Риго по истории византийского исихазма 3 .367); Dennis G. Т.//Catholic Hist. Rev. 1994. 80:2. 345–346. 551 . Rigo A. Messalianismo e bogomilismo//OCP 1990. 56. 53–82. 552 . Rigo A. Il processo del Bogomilo Basilio (1099 ca.): una riconsiderazione//OCP 1992. 578. 185–211. 553 . Rigo A. Il bogomilismo bizantino in età paleologa (XIII-XV secolo). Fonti e problemi//RSLR 1996. 32(3). 627–641. См. также 11 .69, 70, 127, 233 (богомильство в Болгарии); Дунаев, 2002 4 .540), 159–301. Исихазм XIV в.: историко-социальные аспекты 554 . Алексеев А. С. Политический исихазм//Социальные институты в истории. Омск 1996. 24–28. 555 . Барабанов Н. Д. Борьба внутри византийской церкви на рубеже XIII-XIV вв.//АДСВ 1981. 18: Античный и средневековый город. 141–156. 556 . Вернер Е. Народная ересь или движение за социально-политические реформы? Проблемы революционного движения в Солуни в 1342–1349 годах//ВВ 1960. 17. 155–202. 557 . Коскина О. С. Социальный состав византийского монашества конца XIII-haчaлa XIV вв.//Эпоха Средневековья: проблемы истории и культуры. Тезисы докладов XVIII Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Санкт-Петербург, 23–27 ноября 1998 года). СПб. 1999. 16–18. 558 . Кочев Н. Исихазмът и варлаамитството и политико-църковната двупартийност на зилоти и политици//Духовна култура. 1983. 4. 16–30. 559 . Кущ Т. В. К социальной характеристике византийской интеллектуальной среды конца XIV-XV веков//АДСВ 2002 (2003). 33 (К 70-летию М. А Поляковской). 242–252. 560 . Лебедев А. П. Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви с конца XI до половины XV века. 2 М. 1902. 489. СПб. 1998. 383. 561 . Мейендорф И. Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в.//ТОДРЛ 1974. 29. 291–305. Мейендорф И. , прот. История Церкви и восточно-христианская мистика. М. 2000. 561–574.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Условия государственной жизни на Руси в XII—XIII вв. — существование единой централизованной церковной организации с центром в традиционном Киеве, определенное политическое единство древнерусских княжеств, совместно наследовавших земли Древнерусского государства и структуру власти на них, тесные политические связи княжеств и ряд других факторов, — несмотря на феодальную раздробленность, способствовали тому, что направление эволюции церковной юрисдикции в различных частях Руси в XII—XIII вв., при отдельных нюансах типа смоленского, было относительно единым. Перераспределение административных и судебных функций светских и церковных ведомств в Новгороде в XIII—XIV вв. было вызвано республиканским строем Новгородского государства, в котором церковные организации составляли важную и неотъемлемую часть. Это были новгородский владыка, выполнявший важнейшие государственные функции, организация черного духовенства во главе с «архимандритом новгородским» и организация новгородских соборов. Для Новгородской республики более, чем для каких-либо других феодальных государств, было характерно сращивание светской и церковной администраций и слияние мирских и конфессиональных функций в руках некоторых церковных институтов. Важным в этом плане является расширение юрисдикции новгородского владыки на дела, не связанные с традиционными функциями и интересами церковных организаций. Можно выделить несколько сфер общественной жизни Новгорода, которые в XIII—XIV вв. переходят в ведение владыки. Таковы внешнеполитические ведомства республики, активное участие владыки в регулировании государственных отношений с другими странами и русскими князьями, нашедшее отражение в утверждении епископом договоров, а затем и заключении договоров от его имени вместе с другими высшими представителями республики. Далее, это вторжение кафедры в лице самого владыки и владычных наместников в широкую сферу суда по гражданским делам, прежде никогда не принадлежавшую церкви. Об этих новых функциях владыки собраны значительные и интересные, хотя и противоречивые, свидетельства. Большая часть их относится к XV в., но формирование и укрепление тех же явлений принадлежит более раннему времени. Таково прямое указание на посреднический суд владыки Алексея в светском земельном споре 60—80-х годов XIV в. и целых ряд косвенных сфрагистических данных: появление в третьей четверти XIII в. или не позднее рубежа XIII и XIV вв. серии анонимных печатей новгородских архиепископов, которыми утверждались документы, очевидно, от имени этого института; возникновение в 30-х годах XIV в. новых функций Новгородского наместничества — утверждения актов поземельных отношений .

http://sedmitza.ru/lib/text/438147/

Все вышеизложенное показывает, на наш взгляд, спорность суждений об авторстве Алексия русской версии Диатаксиса и сложность решения этой проблемы. На наш взгляд, традиционная атрибуция русского перевода Диатаксиса Киприану вполне укладывается в данные рукописной традиции XIV-XV вв., хотя свидетельство средневековых приписок об авторстве Киприана не вполне надежно и его нужно еще доказывать. Киприан (или круг его книжников) составил русскую версию Диатаксиса в 90-х годах XIV в., либо на основе особого Афонского оригинала Диатаксиса, либо сохранил некоторые особенности ранних южнославянских афонских уставов, которые были известны на Руси. Изначально Диатаксис не включал в себя тексты ектений и литургических молитв, в дальнейшем для удобства использования они были в него внесены. Повидимому, после Киприана, при митрополите греке Фотии, в устав был вставлен тропарь 3-го часа, который использовался в это время в св. Софии Константинопольской. Дальнейшие изменения Диатаксиса заключались в разделении его на проскомидию и литургию, в сокращении некоторых подробностей изложения, а также в добавлении молитвы на чтение Евангелия из редакции Евфимия Тырновского. Для ответа на вопрос об авторстве русского перевода Диатаксиса следует более тщательно исследовать редакции богослужебных книг, созданные в конце XIV в., а также изучить особенности языка произведений, связанных с именем Киприана: его перевод Лествицы, Псалтыри, а также язык службы митрополиту Петру и посланий Киприана. Пока не проделана подобная работа, однозначно связать русский перевод Диатаксиса с деятельностью именно Киприана невозможно. В заключение приведем все исследованные нами списки славянского перевода Диатаксиса и уставов литургии, не связанных с Диатаксисом, в таблице (см. с. 83). Южнославянские уставы литургий не связанные с Диатаксисом Славянские переводы Диатаксиса Афонская редакция Редакция Евфимия Русский перевод Диатаксиса 1 вариант 2 вариант 3 вариант Погод. 37 Попов 101/ Зогр.1.г.12 Писк. 30 Син. 601

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

XIV век в истории человечества отмечен крайней нестабильностью, социальной неустойчивостью, резкой политической и идеологической борьбой. Характеризуя этот период, Г. М. Прохоров говорит: “В истории европейского общественного сознания XIV век завершает тысячелетнее царство средневековых ценностей. Наступал Ренессанс – возрождение языческой античности по своему самосознанию, диалектическое завершение именно европейского средневековья по внутренней логике его развития. Богочеловека в качестве высшей «царящей» в обществе ценности теснили Человек, Государство, Народ” с. 3]. Стремление к реставрации языческой античности неизбежно повлекло за собой идеологический кризис, очагом которого в восточноевропейских православных странах оказалась Византия. “Идеологический кризис, в ходе которого произошла в Византии ревизия ее культуры, являл собой, – говорит Г. М. Прохоров, – столкновение двух разнонаправленных индивидуалистических течений (выделено мной. – И. П.): рационалистического гуманизма и созерцательного исихазма” с. 4]. Это столкновение выразилось в исихастских спорах, проходивших в 30–60-х годах XIV века в Византии. Современные ученые приходят к выводу, что они положили начало новой эпохе в жизни человечества. Отсюда вытекает и столь пристальный интерес ко всем процессам, происходившим в это время. Новая эпоха, по мнению ученых, характеризуется возникновением двух духовно-культурных течений с собственными представлениями о цели и назначении человека. Исихастские споры, по утверждению Г. М. Прохорова, “были точкой встречи и расхождения двух европейских Возрождений (выделено мной. – И. П.) в самом начале их пути” с. 8]. Каждое из них имело свои путь движения: одно пошло по внецерковному руслу и стало известно в истории как западноевропейский Ренессанс: другое – православное Возрождение – двигалось по церковному пути. В настоящее время ученые все больше склоняются к выводу, что Ренессанс – явление далеко не уникальное в истории человечества. Периоды возрождения неоднократно имели место на самых разных этапах человеческой истории, поскольку все ренессансные явления, как бы они ни разнились одно от другого в их внешнем проявлении, имеют “единый стержень – интерес к человеческой личности” с.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

Надо заметить, что говоря о распаде СССР, редко упоминают, что за один только XX век Российская империя распадалась два раза: в 1917 и в 1991 годах. Вдумайтесь, с XIV века – пассионарный подъем, завоевание и присоединение огромных территорий – до Аляски и Калифорнии, создание мощного государства. При этом только один кризис – Смута начала XVII века (кризис роста). А со второй половины XIX века – спад, правда, с серьезным перерывом на сталинскую регенерацию. Более 500 лет поступательного развития, и затем сбой: два системных кризиса за одно столетие – это не случайность, а звенья одной цепи. Причем после Февраля 1917 года события развивались даже более катастрофично, чем после августа 1991-го. В. Розанов писал о том времени: «Русь слиняла в два дня, самое большее в – три. Ни царства, ни церкви, ни армии…». И вот здесь необходимо рассмотреть крайне важный вопрос о том, что же происходило с русской правящей элитой на протяжении последних семи веков. Правящий дворянский класс начал формироваться в России с XIV века. Тогда это московское служилое сословие, которое в основном занималось войной. При Иване Грозном в XVI веке происходит первая массовая чистка и обновление верхушки – боярства. Причём больше чистка, чем обновление. При Петре Великом проводится вторая чистка-обновление. Но тогда уже с упором на обновление. И после этого 200 лет никаких чисток не происходит! Правящий дворянский класс, который в XVIII веке еще неплохо справлялся со своими обязанностями, в XIX веке начинает терять пассионарность и разлагается. В 1917 году происходят известные события, которые мы оставляем без комментариев. Для нас главное, что после сталинской чистки «мировых революционеров» в 1937-38 гг. в правящий класс входит большая группа национально ориентированных молодых руководителей, имеющих в основном рабоче-крестьянское происхождение. В итоге обновлённая элита решает те сверхзадачи, которые стоят перед страной в 30-х – 40-х годах. И какое-то время после. Однако уже к началу 70-х годов советский правящий класс костенеет и начинает разлагаться. Возникает вопрос: а почему так скоро? Петровская дворянская элита продержалась 200 лет (если считать с Ивана Грозного, больше), а советская – всего 70! Получается, что запас прочности у советской правящей элиты был меньше чем у их предшественников. А почему меньше? Да потому, что в этнической системе остались антисистемные и прозападные («белые») элементы, в первую очередь – троцкисты-космополиты и дельцы буржуазного типа. Этническая болезнь продолжала тлеть где-то внутри, и к концу XX в. вновь вылезла наружу. Глубинные причины крушения СССР уходят корнями именно в этот, так до конца и не преодолённый этнический раскол, усугублённый воздействием антисистем.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/02/po...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010