1930), его протест поддержали религиозные и политические деятели мн. стран. Хотя правительство СССР заявило об отсутствии притеснений верующих, в целом гонения только ужесточились. В 30-х гг. XX в. были репрессированы почти все католические священники. Так, еп. Б. Слосканс после заключения в СЛОН и ссылки в Сибирь был выслан из СССР в 1933 г., еп. Жан Амудрю - в 1935 г.; еп. А. Фризон, арестованный в окт. 1935 г., был казнен 2 авг. 1937 г. До 1936 г. католическими приходами фактически руководил еп. П. Э. Невё, служивший в католич. ц. св. Людовика в Москве, однако после визита во Францию ему было отказано в возвращении в СССР. Устраивались показательные процессы над католич. священниками по надуманным обвинениям (шпионаж, терроризм), напр., в Белорусской ССР (дело т. н. Польской войсковой орг-ции, 1933), в Украинской ССР (дело «троцкистского центра», 1935). В 1937 г. в СССР насчитывалось 10 католических священников, вскоре почти все они были репрессированы. Церковные структуры оказались полностью разрушены. К 1941 г. действовали только 2 церкви, в которых служили католические священники - иностранные подданные: пресв. Леопольд Браун, капеллан посольства США,- в ц. св. Людовика в Москве и пресв. Мишель Флоран - в ц. Пресв. Девы Марии Лурдской в Ленинграде. После включения в состав СССР Зап. Белоруссии, Зап. Украины, Литвы и Латвии на территории Советского гос-ва оказалось большое количество католических приходов и мон-рей. Почти все католические мон-ри на землях, присоединенных в 1939-1941 гг., были закрыты, уцелевшие обители упразднены советскими властями в послевоенные годы. В 1945-1948 гг. из-за инициированного властями принудительного переселения в Польшу почти всего польск. католич. населения западнобелорус., западноукр. и молдав. областей (в рамках неск. программ обмена населением между Польшей и СССР) было закрыто большинство католич. приходов в фактически прекративших свое существование Пинском и Луцком католических еп-ствах, кафедры которых в послевоенное время из-за противодействия Совета по делам религ.

http://pravenc.ru/text/2563904.html

монашеский тайный постриг от знаменитого афонского старца о Давида. Место им — на Лубянке, в Бутырках и лагере. Но ударная стройка Беломорско–Балтийского канала закончена досрочно На радостях освобождают заключенных Так чета Лосевых вернулась к жизни, в Москву в 1933 г. Однако их ожидали новые несчастья. Война, бомбежки Москвы, уничтожение родного дома, гибель близких, гибель книг и рукописей, печальные раскопки и обретенье нового дома, того, что в самой середине Арбата и ныне зовется Домом Лосева Трудами и усилиями Валентины Михайловны печатались книги Алексея Федоровича 20–х — начала 30–х годов Ее трудами восстанавливался разрушенный дом. Она боролась с теми, кто не давал профессору Лосеву работать в высшей школе Благодаря ей после 23–летнего периода молчания (власти запрещали печататься Лосеву) и вместе с тем интенсивной работы над очередными трудами по эстетике, мифологии, музыке, языку первые книги 1953–1954 годов вышли в свет. В тяжелые 40–е годы рождаются стихи — воспоминания о путешествии по Кавказу летом 1936 года. Сладко вспоминается мир горных вершин, снегов, нездешней тишины, где небо смыкается с льдистыми пиками Жить приходится внизу, среди болота, смрада, гнили, чертей н ведьминого царства, которое можно уничтожить только жаром солнца и света. Природа Кавказа в стихах Валентины Михайловны не самодоалеюша, она созвучна душе и сердцу автора этих глубоко символических, возвышенных строф Суров Кавказ, но путник стремится по узкой тропинке над безднами к прозрачности, к лазури и звездам. Его зовет горний мир Наш путь суров. Нам не всегда по силам, Но выси гор сияют нам вдали. Наш путь суров. Проходит по стремнинам, Но звоны вечности звучат нам здесь в тиши. Наш путь суров Бредем в изнеможеньи, Но радостна заря в последний день пути Наш путь суров; уж близок он к кончине, Но светел тонкий хлад нездешней тишины На рдяных высях гор торжественно и чудно, Благоуханно утро в девственных снегах. А озеро горит прозрачно–изумрудно, Пылает мира утро в снежных пеленах. На глади озера покровов хрупковешних Сияет тишина, вся в отблесках нездешних. И там, где до земли склонился неба свод, На верхней грани мира так странна светлость вод. Здесь всс стремится ізвысь, в надмирные просторы Ласкают небеса оснеженные горы И полноты веков суровое молчанье, И веших грифов стай бездумное стоянье. Земных колоколов здесь не звучит набат Здесь вечности врата отверстыми стоят Пусть страшны клубы черных туч, Пусть скользки срывы горных круч, Узки тропинки тех высот, Багряно страшен дня уход Но тонки лвдинки тихих вод, Лучисто светел дня приход. В сапфирных искрах лышный свод, Прозрачно нежен струй исход. Зверей не виден четкий след. На скальных пиках жизни нет. Змеиный устремлен лишь взгляд Туда, где звезд огни горят. Безбрежен океан снегов, Неласкова пустыня льдов, Свирепы вихри льдистых бурь, Небесная светла лазурь Молодость утра — в прохладе росинок, В чашах раскрытых влажнеющих роз, В светлых слезах на ресничках травинок,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

________________________ 1 Федотов  Г. П. Новая Россия. С. 309. 2 Там же. С. 311. 3 Федотов  Г. П. Сталинократия   //  Современные записки. 1936, 60. С. 374-387.     ==37   тов из документов, из книг, с чужих слов, из зрительных впечатлений от случайных  встреч с приезжающими из СССР  создает два портрета Советской России, которые звучат как «да» и «нет»(1). Это лик, окутанный мраком, картина из Дантова ада, и это образы здоровья, кипучей жизни, бодрого труда и творчества. Такой видела Советскую Россию вся эмиграция. В расчетах на русское национальное возрождение делали ставку на один из двух полюсов советского общества: на рабов или на строителей. Для Федотова: «Первая ставка — на ненависть и разрушение , вторая— на примирение  и созидательныйтруд»(2). Но таков выбор политика. Когда Федотов мыслью углубляется в будущее и думает о духовном облике России, тогда он напоминает о третьем типе русской жизни: «о бессильных ныне  и скрывающихся по «пещерам и ущельям» советского общества, о молчальниках и мучениках веры». Федотов проницательно замечает: «Качество новой, открывшейся им духовности нам не ясно — оно,  вероятно, различно у разных людей, но будем уверены, что под чудовищным  прессом революции  эта сдержанная, недоступная слову духовность нагнетается от давления, о котором мы, говорящие и болтающие,  не имеем  понятия»(3).      В  своей надежде на будущее России Федотов делает ставку веры. Однако это — «ставка Паскаля» — вера-вероятность, вера в будущее от  неуверенности в настоящем. Религиозно-культурный оптимизм Федотова питается скрытым социально-историческим пессимизмом  и, быть  может, личным отчаянием. По мере того, как нашему мыслителю становилось труднее «дышать тяжким  воздухом земли», его оценки революции  и «пореволюционной» судьбы России становились все более сдержанными, мучительно реалистичными.  В  его  сознании  когда-то  пересеклись  социализм и православие, а теперь явственно проступил  крест, на котором распята Россия. К смерти ли? К воскресению? Несомненно  одно: Федотов был творчески жив Россией, и Россия была молитвенно  жива для Федотова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

Для современных исследователей представляет трудность соотнесение библейской хронологии с датой основания Пи-Рамсеса. 3Цар. 6:1 нас к 1447 году как дате исхода. В Исх. 1 говорится о построении рабами-евреями города с названием Пи-Рамсес. Известно, что первая рамсессская династия берет начало около 1303 года. Спрашивается, как мог быть построен город, носящий имя Рамсеса более чем за сто лет до установления 1-й рамсесской династии? Однако, факт «построения» города вовсе не говорит о том, что до этого город не существовал. Он мог существовать с другим названием, а в эпоху Рамсеса быть переименованным. Библейский же писатель (или позднейший редактор) мог использовать уже новое название в применении к старому городу. Мы ведь говорим, к примеру: в таком-то году основан Новосибирск, хотя знаем, что основатели-то назвали его Новониколаевском. Еще одним доводом в пользу датировки исхода XV веком могут служить выводы Дж. Гарстанга, под руководством которого в 1930–1936 гг. проводились раскопки Иерихона. Гарстанг пришел к заключению, что Иерихон был разрушен не позднее 1380 года 81 . Таким образом, эпоху Рамсеса II и Мернептаха нельзя неопровержимо считать временем исхода евреев из Египта как это делают многие современные ученые. Многие данные говорят за то, чтобы исход относить к XV веку, а завоевание Ханаана Иисусом Навином, соответственно, к XIV веку 82 . Палестина в эпоху поздней бронзы (1600–1200 до Р.Х.) Палестина явилась родиной самой древней из известных на сегодня археологических культур – так называемой натуфийской (или натуфской) культуры, названной так по местоположению раскопок в Вади-эн-Натуф в 30 км к северо-западу от Иерусалима. Советские ученые датировали эту культуру очень древними временами: «Это мезолитическая натуфийская культура, распространенная в Палестине в IX-VIII тыс. до н.э. Основные занятия – охота, рыболовство и собирательство, однако найдены каменные вкладыши серпов, мотыжки из кости, базальтовые ступки и песты, которые, по-видимому, служили для дробления зерна. Это говорит о высокоразвитом собирательстве, а может, и о зачатках земледелия… Наиболее быстро неолит развивался на Ближнем Востоке, где раньше всего появилось земледелие и скотоводство: Натуфийская культура в Израиле» 83 . В университетском учебнике по истории древнего мира под редакцией Дьяконова, составленном также в марксистском русле, о натуфийской культуре читаем: «В Палестине уже в VIII тыс. до н.э. существовали процветающие земледельческие поселки, иногда (как в Иерихоне) обнесенные мощными каменными стенами еще в раннем неолите» 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Каждый поэт недоброжелательно относился к другому поэту, постоянно шли споры, словесные баталии, подсиживания, проявлявшие внутреннее противостояние. Произведения печатались поэтами в журналах, журнальчиках, отдельными тоненькими книжечками, жадно прочитывались почитателями, любопытствующими, особенно молодежью, вселяя в их сознание дух неверия, скептицизма в отношении к Богу, православию, вере и этим самым невольно подготавливая к принятию революционных идей, безбожия и атеизма. Осознав и поняв при поддержке Ксении, благодаря разговорам с отцом и своим наблюдениям тот огромный разрушительный вклад, который вносили эти поэты в разложение человеческих душ, отравление их вредной мистикой, я внутренне отошел от этой среды “гениев”, но внешне продолжал в ней находиться и работать; все это не украшало меня. Высказываемые ими мистические и немистические идеи “упаковывались в обложку” красивых слов, изысканную, но часто непонятную, таинственную рифму, что завлекало читателя и внушало ему, что читая написанное, он поднимался над обывательской средой к чему-то таинственно высокому. Впоследствии я прочел много книг, воспоминаний, научных исследований, в которых подробно раскрываются биографии поэтов “серебряного века”, анализируется их творчество, их взаимоотношения, сопоставляются разные течения, но нигде я не нашел ни одного слова о той отрицательной духовной роли, которую они своими творческими “идеалами” сыграли в разрушении России, в подготовке интеллигенции к принятию идей революции. Конечно, все, что писалось о них, выходило в советское время и такие мысли не могли попасть на печатные страницы. Возможно, за рубежом было об этом написано, но я этого не знаю. Среди этих поэтов я был маленькой величиной, к которой привыкли, как к стоящему стулу, иногда кому-то нужному, а то и незамечаемому, но постепенно из секретарей маленького журнальчика стал секретарем “толстого” журнала, а с 1918 г. почти бессменно работал в Гослитиздате, в “Советском писателе” редактором, старшим редактором, на всю жизнь связав себя с литературой. В 1930 г. мы переехали в Москву, и я работал в издательстве “Советский писатель”. В 1936 г. меня арестовали и приговорили к 10 годам лагеря общего режима, в декабре 1941 г. дело пересмотрели и дали 10 лет лагеря особо строгого режима без права переписки. В этом лагере я встретился с о. Арсением в 1951 г. и стал его духовным сыном.

http://azbyka.ru/fiction/otec-arsenij/8

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАФНИ [греч. δφνη - лавр], мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, расположенный в пригороде Афин. В античные времена на этом месте существовало святилище Аполлона с окружающей его лавровой рощей, давшей название местности. Вероятно, об этом храме, стоящем на самой высокой точке священной дороги из Афин в Элевсин, упоминает Павсаний в «Описании Эллады» (Paus. 1. 37. 6-7). Языческий храм был разрушен готами в 396 г.; археологические исследования проводились в 1936-1939 гг. В V в. на его месте и из его материалов возвели христ. храм, окруженный крепостной стеной. После его реконструкции в VI в. здесь был устроен мон-рь, со временем обветшавший и пришедший в запустение. Кафоликоном мон-ря Дафни. Ок. 1080 г. Кафоликоном мон-ря Дафни. Ок. 1080 г. Ок. 1080 г. (по Р. Краутхаймеру) был возведен кафоликон (соборный храм) - крестово-купольный октагон. Этот тип визант. храма, очевидно столичного происхождения, известен только в архитектуре материковой Греции XI-XIII вв. Самым ранним является кафоликон мон-ря Осиос Лукас (ок. 1020, по Краутхаймеру), неск. упрощенным вариантом к-рого стал кафоликон Д. Переход от барабана к опорам осуществляется через тромпы, распор купола гасится рукавами креста, что позволило возвести широкий купол (диаметр 8 м), царящий над центральным пространством храма, освещенным через 16 подкупольных окон. Подкупольное пространство, высотой 16,4 м, имеет вертикальные пропорции и в отличие от кафоликона Осиос Лукас лишено яруса галерей. Замкнутое пространство угловых компартиментов, перекрытых крестовыми сводами, слабо освещено. 3-апсидная алтарная часть имеет виму ротондальных очертаний. С зап. стороны расположен нартекс. Под кафоликоном находится крипта. В целом в интерьере, как и в наружном облике храма, «царят впечатляющие простота и равновесие» ( Krautheimer. P. 278). Цельность кубического объема кафоликона обусловлена пропорциями широкого купола на низком барабане, небольшой высотой рукавов креста и слабым выносом 3-гранных апсид. Стены собора выложены в технике cloisonné (перегородчатой кладки): крупные блоки светлого камня, разделенные вертикальными рядами плинфы, чередуются с ее горизонтальными рядами. Характерные для более ранних памятников Греции куфические и геометрические орнаменты почти не использованы; кирпичными арочными обрамлениями обозначены двойные и тройные окна, разделенные изящными колонками. Гладкие поверхности цокольных частей стен декорированы мраморными плитами, большая часть к-рых утрачена. Ярус окон отделен от этого «стилобата» карнизом, над к-рым проходит опоясывающий храм поребрик, очерчивающий и полуциркульные оконные обрамления. Аналогичный поребрик подчеркивает карнизы черепичных кровель.

http://pravenc.ru/text/171440.html

Во время усилившихся в 1937 году гонений представители властей стали допрашивать всех, кто мог дать показания против священника. 28 сентября 1937 года сотрудники НКВД вызвали некоего человека, который снимал в доме отца Василия комнату, и попросили рассказать о священнике, предполагая, что он охарактеризует его как контрреволюционера. Он рассказал, что знает священника с 1929 года, с того времени, как стал снимать в его доме комнату. " Отец Василий живёт в доме с женой, сыном и дочерью. К нему часто ходят в гости священники, например брат его жены протоиерей Артоболевский   , когда-то преподававший в Московской духовной семинарии, который является завзятым контрреволюционером, если, конечно, судить по тому, что советские власти его уже высылали. Ещё приходит какой-то священник, а также священник храма, где служит сам отец Василий. Часто к священнику приходят две учительницы, одна — дочь генерала, а другая — полковника, и, судя по этому, они явно антисоветские личности. Сам священник Василий Лихарев ведёт активную проповедническую деятельность, и особенно среди молодёжи, влияя на их родителей, и в частности тем, что оказывает им всевозможную помощь. В результате учащается посещение храма крестьянами в селе Аксиньино . Священник Василий Лихарев пользуется большой популярностью среди местного населения, а местные власти не оказывают ни малейшего противодействия этому явлению " . - Дайте показания об антисоветских разговорах и антисоветской деятельности священника Василия Лихарева, — потребовал следователь от свидетеля. - Больше показать ничего не могу, — ответил свидетель, — так как нахожусь в недружественных отношениях с Лихаревым и он меня избегает. 2 октября власти допросили второго свидетеля, который на вопрос, что он может сказать об антисоветских высказываниях священника Лихарева, ответил, что летом 1936 года священник поделился своими впечатлениями об увиденном им в газете проекте архитектурного исполнения Дворца советов, который ему напомнил вавилонскую башню, и как постройка той башни разрушилась, заметил священник, так разрушится и строительство власти советов. Свидетель стал ему возражать, что власть не рухнет, на что отец Василий сказал, что всё в руках Божиих, но он уверен, что это случится.

http://drevo-info.ru/articles/2921.html

  Потеря человеком своей духовно-нравственной сущности, превращает его интеллектуальные способности в страшное оружие самоуничтожения, ведёт к вырождению и гибели человечества. Отсутствие у человека духовности и нравственности разрушает не только его самого, но и весь окружающий мир.     Мы сохраним Россию только в том случае, если сохраним свои традиционные духовно-нравственные ценности, свою национальную само идентичность, русский язык, историю, культуру, религии, верования и языки всех без исключения народов России, их духовно-нравственные, трудовые и боевые традиции. Нам надо ясно понять и запомнить несколько аксиом:     Будем достойны прошлого России и сделаем все для ее достойного будущего.  Только тогда мы сможем по праву назваться ее сыновьями!   Честь имею!   Генерал-майор Черкасов Александр Владимирович, кандидат военных наук, ст. научный сотрудник, профессор Военного Университета МО РФ, председатель Попечительского Совета РОО «ОМОФОР-СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ», член Центрального Совета ООД «РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ».    Сунь - Цзы. Трактат о военном искусстве. М., 1950.  Необходимое примечание автора. Термины «духовный фактор», «духовность», «духовные основы» и другие от корня «дух», применяются в данном контексте преимущественно в общепринятом, светском употреблении этих понятий и имеют не много общего с употреблением его людьми верующими, богословами, церковью. 4.   Цит. по: А.К. Пузыревский. Исследование боя в древние и новейшие времена.СПб,1911. С.24-25.  К. Клаузевиц. «О войне».  М., 1936. Т.1.  Со взятием Измаила связано одно из первых документальных свидетельств о беспримерной храбрости войсковых священников. В рапорте Потемкину Суворов писал:  «Полоцкого пехотного полка, священник  Трофим Куцинский во время штурма Измаильского, ободряя солдат к храброму с неприятелем бою, предшествовал им в самом жестоком сражении. Крест Господень, который он, яко знамение победы для воинов, носил в руках, пробит был двумя пулями. Уважая таковую его неустрашимость и усердие, осмеливаюсь просить о пожаловании ему креста на шею». Императрица Екатерина II пожаловала отцу Трофиму наперсный крест с бриллиантами на Георгиевской ленте. По ее же ходатайству он был произведен в сан протоиерея.

http://ruskline.ru/opp/2022/03/15/pravos...

Филатовы - старинный дворянский род. В Пензенской губернии, в селе Михайловка, родился Владимир Петрович. Были у Филатова и сербские корни - отсюда колоритная южная внешность некоторых членов его семьи. Позже семья переехала в город Симбирск (Ульяновск). Потом - годы учёбы в Москве , но истинным домом и родным городом для него стала Одесса. Здесь он создал главное своё детище - экспериментальный институт глазных болезней (1936). Поначалу идея создания института казалась воздушным замком. Неслучайно своему другу и будущему соратнику Филатов накануне создания института даже прислал фотографию из Батуми, в дарственной надписи к которой присутствовали такие слова: «Дорогому племяннику и другу по организации воздушных замков-институтов и собрату по искусству В. А. Рукину». Сам Владимир Петрович на этом фото изображён скачущим на коне, с револьвером и подписью: «Даёшь воздушный институт». Действительно, в тяжелейшие репрессивные 30-е годы ему, потомственному дворянину, интеллигенту, добиться разрешения основать крупное исследовательское учреждение, да ещё в самом престижном прибрежном районе Одессы (Пролетарский, ныне Французский бульвар), где располагались дачи партийных работников, было чем-то из области фантастики. Тем не менее, невозможное оказалось возможным. Как ни удивительно, при личном содействии Сталина, которого в своё время Владимир Петрович избавил от глаукомы и которого «вождь народов» крайне уважал. Уважал настолько, что дал указание провести личную телефонную связь с Кремлём. В военные годы, направив в Одессу спецпоезд, Сталин помог эвакуировать институт в Ташкент, а затем вместе с сотрудниками, дорогостоящим оборудованием и подопытными животными (кроликами, собаками и мышами) вывезти его назад в Одессу, отстроить разрушенный бомбёжками корпус. Таким же невозможным казалось и освобождение арестованного Владимира Петровича из застенков НКВД. Однако для Бога и верующих в Него невозможное возможно. А именно таким был великий учёный. Обстояло дело так. К Филатову привели мальчика с врождённым пороком зрения, вылечить который медицина была бессильна. Отчаявшимся родителям он рекомендовал повезти ребёнка к прославленному одесскому священнику отцу Ионе (Атаманскому) (ныне канонизированному как праведный Иона Одесский), с которым учёный тайно дружил. Батюшка оставил у себя ребёнка на 9 дней: молился, причащал его. И случилось чудо: слепой ребёнок прозрел. Филатов, узнав о чуде, потрясённый, лично приехал поблагодарить отца Иону. После чего в личной беседе с кем-то обронил: «Чудо есть!».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Храм в Перевлесе является одним из самых грандиозных архитектурных сооружений на Рязаньщине. Храм выполнен в стиле позднего классицизма с элементами ампира. Высота колокольни составляет 55 метров. Это сооружение - произведение незаурядное не только по своей величине, но и архитектурному замыслу. Сам храм представляет традиционную композицию " ротонда на четверике " , с приставленными портиками с севера и юга, с полукруглой апсидой, колоннада которой вместе с колоннадой портиков образует своеобразный периптер. Эта колоннада апсиды, идущая, по видимому, еще от Кваренги, вообще явление довольно примечательное для первой трети 19 века. Ротонда Рождественской церкви очень высокая, прорезана множеством оконных проемов, со сдвоенными полуколоннадами между ними. При взгляде на храм с юга или северо-востока все его колонны портиков, апсиды и ротонды - образуют мощную систему ритмических вертикалей, к которым присоединяются колонны колокольни. Сильно вынесенный на кронштейнах карниз нижнего цилиндра колокольни можно увидеть в уже построенных Стасовым и Старовым постройках. Стоит привести пример стасовской колокольни, воздвигнутой в селе Грузино Новгородской области (ныне разрушенной) и старовской колокольни в селе Никольское, что в Рузском районе Московской области (ныне восстановленной). На Перевлесской колокольне, на ее нижнем четверике воодружены пять постепенно уменьшающихся по высоте и в диаметре цилиндров, верхний из которых перекрыт полусферическим куполом и увенчан фонарем с маленькой главкой. Она пониже тех, что в Пощупове (80 м) или в Гусе-Железном (70 м), но остается вопрос: зачем понадобилось возводить такую вертикаль, видную на десятки километров в русской глуши? Ведь второй круглой пятиярусной колокольни в России больше нет (и в Пощупово, и в Гусе, и в Рязанском кремле - все по четыре яруса). Стены были украшены словно рельефной резьбой - яркий образец техники рустования, когда узор наносится по камню или штукатурке. Службы в храме продолжались до 1936 года, затем храм был закрыт, и с того времени началось его постепенное разрушение. За несколько десятков лет здание обветшало; крыша обвалилась, стены покрылись трещинами, фрески на стенах год от года осыпались, лепнина повредилась, часть из которой была " сбита " вандалами. С 2012 по 2014 год производилась небольшая реставрация, были перекрыты железной кровлей крыша и купол храма. После чего деньги закончились. Остается надеяться, что былое величие Перевлеса и его храма когда нибудь возродится.

http://sobory.ru/article/?object=06500

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010