Налево от входной двери придел: 25) Во имя преподобныя Марии Египетския. Иконостас в три яруса, золоченный с резьбою, царские двери резные, золоченные. Две местные иконы Спасителя, Божией Матери и храмовая Марии Египетския в серебренных золоченных ризах. В Успенской церкви, на паперти и в приделе Преподобной Марии, три больших паникадила медных посеребренных с разноцветными хрустальными лампадами. Стены в приделе украшены иконным писанием – изображениями заимствованными из жития Препод. Марии; своды также покрыты живописью и золоченными лепными украшениями. В 1851 г. придел освящен Митрополитом Московским Филаретом и благочинным архимандритом Платоном, а в 1852 году, Успенская церковь освящена митрополитом Московским Филаретом, при игумене Иларие. Влево из придела вход в 26) Ризничную палатку, которая также под сводом, со шкафами вокруг стен; двери железные двойные. Все здание, в котором означенные церкви, распространено, и храмы украшены на иждивение Александровых. Из верхних сеней Успенской церкви вход в сени: 27) Настоятельских келий. Здание, в котором они находятся каменное, двухэтажное крытое железом; Лицевою стороною оно обращено на юг (напротив северного крыльца собора), северною стороною оно выходит на монастырский сад к пруду; с южной стороны в верхнем этаже оно имеет 11 окон. Сени и первые два покоя настоятельских келлий, передняя и зал отчасти сохранили следы древности: своды, окна узкие, двери низкие и узкие; остальные четыре комнаты, были, к сожалению, в 30-х годах нынешнего столетия переделываемы, и утратили свой первобытный вид. В древнее время это были Государевы и Патриаршие палаты, о которых в последний раз упоминается в монастырской описи 1763 года. В нижней части здания находятся: 28) Просфорня, келлии просфоряков, кладовые. Через небольшой крытый стекольчатый переход в верхнем этаже, а внизу остатком древней оградной стены настоятельские келлии сообщаются с каменною осьмистороннею 29) Беседкою, которая окружена небольшою площадкою. Это остаток прежней Угловой башни долго бывшей в совершенном запустении и обновленной в 1838 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Храм Рождества Христова (Тверь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Рождества Христова в городе Тверь построен в 1743 году с композицией " восьмерик на четверике " в стиле нарышкинского барокко. Находится в центральной части города, вблизи от набережной реки Волги. Содержание История и описание [ править править код ] Архивное фото храма Храм Рождества Христова (в Рыбаках) находится почти в самом центре города Твери, по улице Вольного Новгорода (бывшей Косой-Новгородской, одной из улиц знаменитого трехлучья середины XVIII века), рядом с набережной реки Волги. В старину на этом месте находилась Рыбная слобода. Отсюда и прибавка к названию храма Рождества Христова — «что в Рыбаках». Церковь и сохранившийся рядом дом церковного причта составляют единый архитектурный комплекс. Первое упоминание о храме Рождества Христова, что в Рыбаках, относится к 1626-му году. Тогда храм и шатровая колокольня при нем были деревянные «в клетку рубленые». На колокольне находились 6 колоколов. Главы над церковью и на колокольне были деревянные, обитые жестью. Храм в 1626-м году имел только один престол, а в 1709-м году упоминается и придел во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. В каком году он был пристроен и почему освящен именно в честь этих святых — неизвестно. В XVIII столетии храм Рождества Христова часто подвергался пожарам. В первый раз храм сгорел апрельской ночью 1725-го года, тогда смогли спасти только антиминсы и церковную утварь. Четыре года спустя священником Леонтием Федоровым с прихожанами было подано прошение на имя архиепископа Феофилакта о постройке каменной церкви. Был заложен новый храм Рождества Христова с приделом апостолов Петра и Павла. Освятили храм 6 февраля 1743-го года. В день страшного пожара в Твери 12 мая 1763-го года, в храме во время богослужения сгорело более 30-ти человек, в их числе диакон и священник - отец Алексей. Вся утварь и иконы сгорели, осталась только одна — Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Оборотная сторона иконы сильно обуглилась. Эта местночтимая икона находилась в пределе святого Митрофана в особо устроенном киоте. Ежегодно в Христорождественской церкви совершалась заупокойная литургия в память о погибших. Храм был возобновлен и освящен в 1771-м году. Через шесть лет был вызолочен иконостас в северном приделе, а на средства Екатерины II выстроен каменный двухэтажный дом причта. В 1838-м году на средства купца П. Г. Кобелева построен и 17 октября освящен придел в честь святого Митрофана Воронежского. Также стараниями Кобелева храм был расширен, отремонтирован, стены украшены живописью.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

Попали в эту книгу и виды Ивангородской крепости, в том числе и Успенская церковь, " взятая " с боевого хода Переднего города. Специалисты сходятся во мнении, что рисунки голландца являются реалистичными и достаточно точно передают облик архитектурных памятников начала XVII века. Во второй и третьей четвертях XVII столетия появились новые гравюры с изображением Успенской церкви. Так, на гравюре из книги Адама Олеария (он посетил Ивангород в 1633 году) " Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно " храм показан в виде зданий под двухскатными кровлями. На гравюре швейцарского художника Матфея Мериана, выполненной в 1664 году, присутствует колокольня, построенная шведами. В 1581-1590 и 1612-1704 годах Ивангород находился в руках шведов. В XVII столетии Успенский храм являлся протестанским. В 1681 году были выполнены обмеры церкви, тогда же она, видимо, получила барочное завершение. На гравюре начала XVIII века показано конусообразное покрытие куполов, устроенное, по мнению современных исследователей, после 1615 года. Вход в церковь в это время находился в восточном торце северной галереи. После взятия Ивангорода войсками Петра Великого 16 августа 1704 года Успенская церковь вновь стала православной. В 1748 году развалилась деревянная колокольня храма, после чего последовал указ Синода о её восстановлении и о ремонте храма. Осенью 1757 года Покровский придел, до того времени пустовавший, был освящён как тёплый храм. Чертёж восточного фасада 1757 года показывает, что в середине XVIII века над церковью была устроена высокая двухъярусная шатровая кровля, сохранившаяся до 1944 года, а над приделом сделали сложную барочную колокольню, на которую можно было попасть через лестницу, устроенную в диаконнике. В 1838-1846 годах был произведён ремонт, заложены кирпичом арочные проёмы галереи, а в закладках сделаны окна. Весь храм побелён. Изменения в архитектуру церкви были внесены с согласия императора Николая I, осматривавшего её вместе с известным архитектором Александром Брюлловым, и это несмотря на то, что архитектор получил распоряжение " при перестройке церкви...

http://sobory.ru/article/?object=00522

Кончилась эпидемия, возобновились старые притеснения: напр., в том же 1831 г. кн. Голицын приказал продать все недвижимое имущество с аукционного торга; оно было продано за 230,000 руб.; но опять-таки путем соответствующих подарков было устроено так, что на торги явился купец Гучков, приобретший имущество для того же кладбища. Смотрителя Бороздина в 1838 г. сменил кн. Урусов, а этого через два года Жаров. Последний отверг предложение попечителей принять годовую плату: он решил брать сдельно. Кладбищу в конце концов приходилось платить Жарову ежегодно 40,000 руб. При таком положении дел последовала внезапная ревизия по высочайшему повелению гр. Строгановым. Кладбище подверглось в значительной степени разгрому. Но уже через год все вновь возродилось по-старому. На 1844 году кончаются цитируемые записки, но их можно было бы продолжать и далее в том же духе. В николаевское царствование старообрядчество повсеместно представляло из себя овцу, которую более или менее успешно стригла администрация в свою пользу. Напр., об этих „послаблениях местного начальства и духовенства» говорит нам саратовский губернатор Фадеев в своей официальной записке в 1843 году. Только путем подкупа можно было хоть несколько ослабить ту систему «уничтожения» раскола, которую практиковало николаевское правительство. Есть чрезвычайно характерный старообрядческий стих, показывающий всю силу господствующей системы подкупа: «Сумму многу собирайте, В Москву, Питер поезжайте, Раздавайте, не жалейте». Для Преображенского кладбища, однако, в конце царствования Николая I наступили тяжелые дни. В 1853 г. оно, no настоянию митрополита Филарета, было „разгромлено» и частью обращено в единоверие. В то же время „куда-то исчезли» и кладбищенские миллионы, – их насчитывалось в пятидесятых годах более 12. Система подкупов, конечно, процветала и позже. Они дошли вплоть до наших дней. Уже во времена Победоносцева, как говорят, было уплачено в соответствующее учреждение 500,000 руб. беглопоповцами за то, чтобы не препятствовали так называемым беглым священникам господствующей церкви служить в старообрядческих молельнях; одновременно приходилось слышать и старые рассказы о „подарках», подносимых исправникам, осматривающих молитвенные дома. Наконец, стоит только вспомнить об истории, связанной с распечатыванием в 1905 г. алтарей Рогожского кладбища. И, вероятно, во всех этих случаях, которыми столь богато было истекшее столетие, берущие уже не руководились искренним, по-видимому, убеждением еп. Питирима, деятеля петровских времен, что старообрядцы, поставленные „под тесноту окладов и штрафов», легче поддаются „вразумлениям от Писания». III. Распечатание алтарей на Рогожском кладбище в 1905 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

На побережье Палестины очень большая община православных проживала в Газе (25% от всех жителей). В некоторые десятилетия XVI века Газа даже превышала Иерусалим по численности христианского населения: 233 семейства в 1525 г., 331 в 1555 г. и 272 в 1596 г. В городе насчитывалось также, в разные годы, от 500 до полутора тысяч домов мусульман, около сотни семейств иудеев и небольшая группа самаритян. 495 Быстрое увеличение христианского населения объясняется значительной миграцией в Газу православных из Заиорданья, Хеврона, окрестностей Иерусалима и Вифлеема, что свидетельствует о политической стабильности в городе, не подвергавшемся бедуинским набегам. 496 Однако впоследствии православная община Газы так же быстро сокращается за счет дальнейших миграций христиан и перехода части их в ислам. На рубеже 40-х – 50-х гг. XVII века антиохийский патриарх Макарий, по просьбе оставшихся газских христиан, за 2 тыс. пиастров добился у османских властей, чтобы из списка плательщиков джизьи в Газе было вычеркнуто 141 имя, после чего там осталось около 40 имен. 497 Возможно, реальное число газских христиан в середине XVII века превышало 40 семейств, но было явно меньше 180. В 1660-е гг. газский престол номинально занимал известный греческий церковный деятель Паисий Лигарид. В Газе он не пробыл ни дня, хотя в бытность свою в Москве многократно жаловался на бедность и долги своей кафедры. Тяжелые долги, действительно, были, но ни копейки из московской милостыни до газского престола не дошло, потому что Паисий употреблял эти средства на свои нужды. 498 По состоянию на 1838 г. в Газской епархии насчитывалось 150 православных семейств. 499 Далее к северу по побережью лежала Яффа, по отзывам путешественников середины XVII века, запустевшая и полуразрушенная. 500 Только с конца XVII века начинается подъем города, выступавшего центром экспорта палестинского мыла и собственного мыловарения. В начале XVIII века османы восстановили крепость Яффы и разместили там янычарский гарнизон. 501 Город, впрочем, имел значение как важнейший пункт на пути паломников в Иерусалим: значительное число богомольцев прибывало в Палестину морем именно через Яффский порт. С давних пор тут имелось греческое подворье для паломников, в 1723 г. перестроенное «лепо и премудро», по оценке Григоровича-Барского. В то же время православная церковь города отличалась редким, даже по восточным меркам, убожеством. 502 В 1774 г., в ходе подавления османами восстания палестинского шейха Дахира аль-Умара, Яффа была захвачена египетскими мамлюками, а население ее, включая христиан, – перебито; из отрезанных голов мамлюки складывали башни. 503 По оценкам авторов первой трети XIX в. в городе насчитывалось около 600 христиан и 4 тысячи мусульман. 504

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Император Павел I в 1800 году задумал соорудить в Петербурге Казанский собор. Эта ответственная работа была поручена крепостному графа Строганова А. Воронихину (1760–1814). Александр I в 1801 году заложил первый камень. 15 сентября 1811 года состоялось освящение этого величественного собора. Андреевский собор в Кронштадте освящен в 1817 году (архит. А. Захаров). Единоверческая Никольская церковь в Петербурге – в 1827 году. Сооружены великолепные Преображенский (1828) и Троицкий (1838) соборы в Петербурге. Император Александр I при вторжении Наполеона в Россию дал обет воздвигнуть в Москве храм во имя Христа Спасителя. Указ о сооружении был подписан в декабре 1812 года в Вильне, когда он узнал о том, что последние части разбитой наполеоновской армии изгнаны из пределов России. Были представлены многие проекты. Утвержден план архит. А. Витберга. Николай I в 1832 году избрал новый проект архит. К. Тона. В 1839 году в присутствии государя состоялась закладка храма. Через 20 лет постройка была готова. В 1860 году приступили к украшению внутренней части храма. 26 мая 1883 года в присутствии Александра III храм был освящен. Он вмещал в себя 10.000 человек. Этот всероссийский памятник Богу за победу в Отечественной войне был разрушен большевиками в 30-х годах XX столетия, а остатки материала от него пойдут на строительство московского метро. В Киеве восстановлена древняя Десятинная церковь в честь Рождества Божией Матери, разрушенная татарами в 1240 году. В 1896 году освящен долго строившийся величественный Владимирский собор. В Херсонесе, на месте крещения князя Владимира в 1891 году освящен Владимирский собор. В Варшаве в 1877 году и позднее были построены два собора. Александро-Невский разрушен поляками. В Вятке, в Орле, в Риге, Вильно, Самаре, Томске и других городах строились и освящались изумительные церковные постройки. Значительные вспоможения на дело восстановления и строительства церквей отпускали после нашествия французов правительство и Синод. После воссоединения в 60-х годах униатов, правительство щедро помогало храмам Западного края, пришедшим в жалкое состояние под властью поляков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы говорили о том, что издавна в богослужении Православной Церкви было как бы две струи: с одной стороны, монашеское богослужение, в основе которого всегда лежала Псалтирь, а с другой стороны, богослужение приходских храмов – так называемые песненные последования. На протяжении истории происходило взаимопроникновение и взаимообогащение этих двух пластов богослужения. Из истории монастырского богослужебного устава видно, что монастырское богослужение, как богослужение подвижников, святых аскетов, особенно в его более позднем виде, которое включало в себя и некоторые элементы песненности, стало приниматься как некий образец и для богослужения на приходах. Но очень скоро выяснилось, что во всей полноте устав монастырского богослужения неприменим для приходских храмов. Для богослужения приходских храмов стало необходимым дать какой-то более удобоисполнимый устав, который, с одной стороны, не был бы громоздким и слишком требовательным, а с другой стороны, содержал в себе все необходимое и существенно важное в богослужении. Тем самым исполнялся бы завет апостола Павла: «Вся благообразно и по чину да бывает» и приходской устав все равно соответствовал бы духу аскетического православного богослужения. По всей вероятности, уже с ранних времен приходские храмы использовали из основных Типиков (Иерусалимского, Студийского либо других) то, что было для них приемлемо и доступно. Надо сказать, что устав Великой церкви на приходах никогда в полной мере не соблюдался, так как он предполагает наличие большого и квалифицированного хора, которого на приходах, конечно, не было. Но, с другой стороны, приходские храмы никогда не отказывались от песненного исполнения службы. В течение нескольких столетий в греческой Церкви складывалась особая практика богослужений на приходах. Но складывалась она неким явочным порядком и не имела письменного о себе свидетельства. И вот, наконец, в 1838 году эта практика была зафиксирована в виде так называемой новой редакции устава Великой церкви. Работу по ее написанию начал протопсалт Константин. При составлении этого труда он обращался к древним рукописям, прежде всего к савваитским уставам. После смерти Константина эту работу продолжил его преемник – протопсалт Георгий Виолаки. Ровно через 50 лет, в 1888 году, со многими поправками, переработками и приложениями был издан тот богослужебный устав, которым сейчас пользуются грекоязычные поместные церкви, а также Болгарская поместная православная Церковь (из славянских церквей).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Окончив в мае 1838 года университетский курс кандидатом словесного отделения философского факультета, я тотчас же, по рекомендации проф. И. И. Давыдова и инспектора студентов П.С. Нахимова, поступил домашним учителем в семейство гофмаршала барона Льва Карловича Боде. Таким образом, прямо из казеннокоштного «общежития» и еще в студенческом вицмундире переселился я в подмосковное имение барона, подольского уезда, в село Покровское-Мещерское; туда уже прежде перебралось его семейство на лето с московской квартиры, помещавшейся в Кремле, во втором кавалерском корпусе, который теперь содержит в себе Оружейную палату. На первых же порах при моем вступлении на поприще новой жизни выпала мне счастливая доля снискать благосклонное внимание и затем в течение целого полустолетия упрочить за собою дружеское расположение одной из образованнейших и почетных фамилий русского дворянства. По самому происхождению и по семейным преданиям, в высоких ее качествах неразрывно сочетались приветливая сановитость и феодальные доблести непоколебимого легитимизма с величавою простотою, благодушием и строгою набожностью старинного боярского рода, который в свою летопись, по женской линии, внес житие святого мученика Филиппа митрополита, пострадавшего от царя Иоанна Грозного. Бароны Боде – происхождения французского. В XIV веке у них были имения в провинции Турени. Гонимые, как гугеноты, они перешли в Германию и поселились в городе Ахене, имели владения на Рейне и впоследствии были признаны членами франконского округа Стейгервальд и утверждены императором Карлом VI в древнем дворянстве и баронском достоинстве. Французская революция конца прошлого столетия застает родителей барона Льва Карловича уже в Эльзасе, в их ленном имении, в городе Сульц-су-Форе. Его отцу грозила гильотина, и когда жандармы сыскной полиции ворвались к нему в дом, он успел от них скрыться через задний двор и сад. Жену его и малолетних детей они не тронули и пустились в погоню за беглецом. Но все обошлось благополучно, и барон с своим семейством успел эмигрировать в Россию. Императрица Екатерина II приняла его благосклонно и пожаловала ему имение в 12.000 десятин в Херсонской губернии, именуемое Крамеровы Балки, и другое – в Крыму.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Для понимания событий, сопутствовавших устроению Греко-Российской лондонской церкви, необходимо рассказать о судьбе первой православной церкви в Лондоне и об Англиканской церкви того времени. Господь даровал Руси истинную веру через греков: до самого конца Империи русская Церковь именовала себя Православной Греко-Российской. Более столетия (1716–1838 гг.) церковь при Российском посольстве в Лондоне была греко-российской вполне: русские дипломаты и студенты, греческие купцы и моряки молились вместе с перешедшими в греко-восточную веру англичанами 9 . Первые два настоятеля тоже были греки. Однако первый в Лондоне православный храм (первый после Великого раскола 1054 г.) был устроен в полях Сохо за сорок лет до греко-русского, иждивением греческого архиепископа Самосского Иосифа. В истории устройства и потери греческой церкви полутонов нет: перед нами — резкий набросок углем. Все же попробуем понять обе стороны конфликта. Расцвет англиканства Разрыв Англиканской церкви c Римом при Генрихе VIII не сопровождался кровавыми войнами, подобными Тридцатилетней войне на континенте. В Германии и Швейцарии тон могли задавать радикалы. В Англии же Церковь, епископы, таинства — все осталось во многом прежним. Однако негативный порыв к отторжению, отрицанию Рима и “папизма” (popery) оказал решающее влияние на развитие англиканского богословия, особенно экклезиологии. Был заявлен “переучет”: любая католическая истина, любое учение Католической Церкви подлежало пересмотру, всякий камень следовало перевернуть. Все, что нельзя было вывести непосредственно из Священного Писания, казалось “папским нововведением”: преложение хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Спасителя, почитание икон, обращение верных к Пресвятой Богородице, бесплотным силам и святым угодникам с просьбой о заступлении у Господа, авторитет Вселенских и поместных соборов. Следует заметить, что по большинству из удаленных реформаторами “нововведений” Католическая Церковь выработала свой, отличный от православного взгляд. Пример: согласно католическому учению о Евхаристии, принесенные хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы не действием Духа Святого, призываемого на Святые Дары (в Литургии Иоанна Златоуста словами преложив Духом Твоим Святым), но действием служащего священника, при словах Приимите, ядите 10 . Немудрено, что с водой “папистских искажений” часто выплескивали и ребенка истинного вероучения.

http://pravmir.ru/russkaya-tserkov-v-lon...

нет более о молдавской унии совершенно никаких упоминаний (один из главных двигателей дела, митроп. Георгий Могила умер или оставил кафедру в следующем 1589; что касается до воеводы Петра, то, вероятно, он был охлажден в своем усердии к папе тем, что последний, зовя его под кров своей власти, в то же время изъявил готовность содействовать в искании под ним престола его сопернику, у Teйhepa ibid. р. 104 и 165 sqq, – этим двум обстоятельствам, вероятно, и обязаны румыны молдавские благодарностью, что спаслись от унии 231 . Преемник Георгия Могилы митроп. Анастасий настоятельно приглашаем был папой к признанию римской цepkbu, ibid. р. 165, но, как следует заключать по отсутствию дальнейших известий, совершенно безуспешно). Для возвращенных из протестантства в католичество молдавских саксов и мадьяров в конце XVI или в начале XVII века было открыто епископство в городе Бачове или Бакау (на р. Быстрице, недалеко от ее впадения в Серет, cм. Neher’a KirchlicheGeographie II, 239 и 492, Lequien III, 1117 и 1120 fin.); но существовав до половины прошедшего столетия (когда перенесено было в Трансильванию), оно не вело пропаганды или, по крайней мере, не имело в ней успеха. В настоящее время католиков в Молдавии (состоящих из помянутых выше, в настоящее время уже овалашившихся, мадьяр и саксов) считают от 40 до 60 тысяч; ими заведует (с 1838 г.) особый епископ, который имеет пребывание в Яссах (cм.Neher’a ibid. 492). Приняв христианскую веру через посредство болгар и находившись довольно долгое время в зависимости от них, румыны валашские и молдавские в продолжение весьма многих столетий имели своим богослужебным и своим письменным языком наш язык церковно-славянский. Первоначально это случилось, нет сомнения, от того, что славянский язык был языком господствующего народа, что греческие богослужебные книги, существовав в славянском переводе, не были переведены на язык румынский, и что, тогда как первый посредством этого перевода сделан был языком письменным, последний оставался еще не приложенным к письменности 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010