Гатчина (Мариенбург). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровская церковь в Егерской слободе Гатчины. Построена в 1888 г. архитекторами Гримм и Стефаниц. Действующая. Состояние хорошее. С Егерской слободой планировочно связана удачная по пластическому решению церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Возведенная более столетия тому назад, она не привлекала внимания исследователей, несмотря на очевидные художественные достоинства. Удачно вписанное в гатчинский ансамбль, компактное по объему, изящное по силуэту здание храма выглядит особенно нарядно и живописно в летнюю пору, в окружении деревьев. Пять золоченых (теперь голубых) куполов луковичной формы с крестами венчают среднюю четырехгранную часть. Еще две золоченые главки завершают звонницу, поставленную над главным входом в храм, и объем алтарной апсиды. В декоре фасадов явственно читаются элементы, почерпнутые в древнерусском зодчестве, - кокошники, пилястры с квадратными впадинами, арочки, конфигурация колонн. Возведение церкви в Егерской слободе осуществлялось по эскизному проекту известного петербургского зодчего, художника, исследователя византийской и древнерусской архитектуры, профессора и академика Д.И. Гримма (1823-1898). Одна из его самых значительных работ - великокняжеская усыпальница при соборе Петропавловской крепости. Строительство церкви вел академик архитектуры И.А. Стефаниц. Проект был утвержден Александром III в 1885 году. По велению императора Покровский храм был включен в число придворных церквей. История создания Покровской церкви в Мариенбурге связана с перенесением в Гатчину в 1838 году Егерской слободы. Дворцовый храм, куда раньше ходили егеря, был закрыт, и поэтому придворное ведомство принялось хлопотать о постройке для егерей отдельной церкви. Проект поручили составить архитектору Л.И. Гримму, но он сделал только эскиз будущей церкви, т.к. рабочие чертежи делал академик И.А. Стефаниц. Работы по постройке храма начались в декабре 1885 года. Закладка церкви состоялась в присутсвии императоре Александра в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Освящение состоялось через месяц после спасения императорской семьи при крушении поезда близ Харькова. В том же году храм стал функционировать. После февральской революции императорская охота была упразднена, а храм стал приходским.

http://sobory.ru/article/?object=00130

Преосвященный Иоанн, Епископ Смоленский Преосвященный Иоанн родился в Москве, здесь получил низшее и среднее образование; в Московской Духовной Академии он закончил своё богословское образование и в ней же положил начало своего плодотворного служения на пользу Церкви и духовному просвещению. Ко дню столетнего юбилея академии благовременно вспомнить этого высокоталантливого и многостороннего церковного деятеля, проявившего свои таланты в разных областях богословского знания и, в частности, выдающегося церковного оратора. Составитель предлагаемого очерка намерен дать краткие сведения о жизни и деятельности преосвященного Иоанна, – преимущественно останавливаясь на тех фактах, которые имеют значение для характеристики этой оригинальной и загадочной личности. При обозрении проповеднической деятельности Иоанна, будет обращено внимание только на содержание и характер его проповедей жизненно-практического направления, которого он был первым и лучшим представителем. I. Краткие биографические сведения и характеристика личности преосвященного Иоанна Преосвященный Иоанн (Соколов) , епископ Смоленский, был сыном священника Московской Вознесенской церкви (в бывшем Варсонофьевском монастыре); родился 5 июля 1818 года, при крещении наречён Владимиром. Обучался в Москве же – в Высокопетровском духовном училище и в Московской духовной семинарии; по окончании семинарского курса учения в 1838 году, был отправлен на казённый счёт в Московскую Духовную Академию. В 1842 г. окончил курс академии под 2 и удостоен степени магистра, в каковой утверждён Св. Синодом в Декабре 1843 г. Его сочинение на учёную степень, под заглавием: «Стоглавный собор», через восемнадцать лет после написания было напечатано в Православном Собеседнике 277 . В год окончания академического курса, 29 августа 1842 года, по предложению митрополита Филарета, Владимир Сергеевич Соколов пострижен в монашество, с наречением ему имени Иоанн 278 ; на следующий день после пострижения он рукоположен во иеродиакона, а 5 сентября во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

К пониманию человеческой личности в русской традиции Понятие «личность» ныне четко ассоциируется с либеральной демократической идеологией. Постоянно говорится о правах личности, ее достоинстве, возможностях. Личность воспринимается как «Я», как «эго» – нулевая координата социального космоса. Все через нее, и ничего без нее. Но нулевая координата не зря имеет такое название: как у бублика, здесь все самое интересное – на поверхности, внутри – дырка. Внутренний мир – сугубо интимная сфера, и, как часто бывает, чем беднее, тем интимнее. Важен только статус. Между тем подобная смысловая стерилизация отнюдь не изначальна. Появление слова «личность» в применении к отдельному человеку имело для России значение поистине эпохальное. Еще в XVIII и в начале XIX столетий словом «личность» называли оскорбление, пристрастность, самолюбие. Так, А.С. Пушкин в эпиграмме «Журналами обиженный жестоко…» писал: Иная брань, конечно, неприличность, Нельзя писать: Такой-то де старик, Козел в очках, плюгавый клеветник, И зол, и подл: все это будет личность. Иногда под «личностью» понимали также особенность, отличие. Именно в этом значении слово употреблял Н.М. Карамзин в предисловии к «Истории государства Российского»: «Мы все граждане – в Европе и в Индии, в Мексике и в Абиссинии; личность каждого тесно связана с отечеством: любим его, ибо любим себя» . Отдельного человека тогда именовали «особой», «персоной», «лицом». В этом был отчетливый юридический привкус; для личности с ее духовным миром особого слова, кроме достаточно неопределенного и широкого понятия «человек», не было. Первым, кто придал понятию «личность» новое – именно духовное – значение, был выдающийся русский государственный деятель М.М. Сперанский – тот самый, которого Наполеон в свое время предлагал Александру I обменять на любое из завоеванных им государств. В своем наставлении для юношества «Руководство к познанию законов» (1838), недописанном из-за кончины, Сперанский – наставник цесаревича – давал первое в русской традиции определение личности: «Собственность лица есть власть человека над собственными его силами, как душевными, так и телесными. Власть сия основана на первообразной власти духа над душою и души над телом. Сие называется личностью, самостоятельностью (personnalité)». Власть духа имела для мыслителя принципиальную важность. Он также писал: «Цель общежития есть утвердить между людьми нравственный порядок и посредством правды общежительной возвести к правде всеобщей. Общежитие есть преддверие вечности. В нем человечество навыкает, приуготовляется, образуется к нравственному единству». Сперанский также предполагал опровергнуть противоположное, взятое из идеологии Просвещения, мнение «о начале общества от личных польз и договоров» .

http://pravoslavie.ru/46437.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   7 (20) июля Священномученик Павел Чернышев Ново-Уткинский завод был построен в 1749 году на средства го­сударства; в 1758 году завод вместе с лесами и землями был передан из казенного ведомства частному владельцу, графу С.П. Ягужинскому. В 1779 году Ягужинский продал завод Савве Яковлеву, по­томки которого владели заводом до начала ХХ столетия. После по­стройки завода первыми его рабочими стали переселенцы из других казенных заводов, часть рабочих составляли крестьяне Кунгурского и Туринского уездов. Несмотря на продолжительное существование здесь русского поселения и промышленности, храма здесь не было более полстолетия. Трудно сказать, знали ли два поколения живших здесь русских людей что-либо внятное о Христе. Первое ходатайство о построении в Уткинском заводе храма было возбуждено перед епископом Пермским Иустином (Виш­невским) в 1802 году Главным Верх-Исетским заводским правле­нием, обещавшим в случае разрешения возвести храм не обреме­нять казну расходами и содержать весь причт на свои средства. Но это ходатайство было отклонено. В 1830 году главноуправляющий Яковлевскими заводами Китаев направил новое ходатайство о по­стройке храма; оно было удовлетворено Пермским епископом Аркадием (Федоровым) только через два года, в 1832 году, и в сле­дующем году состоялась закладка храма. Каменный однопре­стольный Успенский храм был построен на средства заводовладельца и освящен в 1838 году епископом Екатеринбургским Евлампием (Пятницким). В начале ХХ столетия, когда здесь стал служить священник Павел Чернышев, число прихожан достигало трех тысяч человек. Отец Павел был священником деятельным: в 1910 году его на­значили катехизатором Екатеринбургского уезда на 1911 год, в 1915-м – благочинным 2го округа Екатеринбургского уезда. В 1917 году в России был совершен государственный перево­рот, следствием которого стала Гражданская война. В начале 1918 года пришедшие к власти в Ново-Уткинском заводе больше­вики арестовали всех, кто, по их мнению, хотя бы предположи­тельно мог заниматься антибольшевистской деятельностью, в том числе и отца Павла, поместив их в так называемую американскую гостиницу в Екатеринбурге.

http://fond.ru/kalendar/544/pavel/

Закрыть itemscope itemtype="" > Полное погружение по соседству с музеем 10.03.2016 552 ФОТО Александра ДРОЗДОВА Вопрос о передаче в духовное ведомство Никольской единоверческой церкви, где до сих пор располагается Музей Арктики и Антарктики, пока «завис», и, похоже, надолго. Тем не менее у единоверцев есть новости. В часовенке, расположенной по соседству с музеем, планируют создать необычную для многих нынешних храмов крестильню. Часовню, в которой собирались единоверцы для богослужений, закрыли на ремонт. Сам приход переместился в другое место. А вот относительно часовни большие планы. Часовенка, кстати, тоже непростая, построена в память «чудесного избавления» Петербурга от холеры после эпидемии 1831 года. - Ремонта там не было давно, и его необходимость назрела, - рассказал нашей газете Святослав Чубаров, помощник настоятеля единоверческой церкви. - Есть планы соорудить в часовне крестильню, причем с учетом древних традиций - с полным погружением принимающего обряд крещения. О древних традициях упомянуто не случайно. История единоверческой ветви в православии ведется со времен раскола XVII века. Часть староверов позднее все-таки признали иерархию Московского патриархата, но оговорили некоторые собственные правила. Этих людей и назвали единоверцами. Узаконили движение Екатерина Великая и ее сын Павел, в истории известны слова императора: «Единоверию быть!». Единственная единоверческая церковь Петербурга построена по проекту архитектора Авраама Мельникова в 1838 году, а через столетие, в 1930-х годах, была закрыта и передана под Музей Арктики и Антарктики. Освоение нашей страной арктических пространств тогда было на слуху у всего мира, и музейная экспозиция получилась чрезвычайно интересной. Только вот по новому российскому закону о возвращении церковного имущества религиозным организациям здание музея должно быть передано под богослужения, причем по заявительному принципу. И такая заявка от церковных организаций поступила, но не была удовлетворена Росимуществом, в ведении которого сейчас находится здание. По закону требуется, чтобы вместе с заявкой было представлено охранное обязательство здания, согласованное с Министерством культуры. Что логично, здание музея - памятник федерального значения, к тому же находится в историческом центре Петербурга. Но для сохранения и содержания весьма объемного храма необходимы деньги, которых у небольшой общины единоверцев нет. Кроме того, в законе оговаривается, что организациям, занимающим церковное здание, должно быть предоставлено адекватное помещение для переезда. Для размещения экспозиций музея пространство требуется немалое. На выселение музея нужны большие деньги, которых тоже сейчас нет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Иваново. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " на Дмитровке (старая). Скорбященская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1828 году на окраине села была основана Дмитриевская слобода (Дмитровка), когда братья Корноуховы, торговцы красками и москательными товарами купили большой участок земли у графа Воронцова и выстроили на нём первый дом. В 1838 году на земле Корноуховых поселились Зубковы и Полушины, построившие ситцевые фабрики. Тогда же появился химический завод Лепешкиных.  В 1879 году на средства купцов Н.В.Лепешкина и Е.В.Меншикова в Дмитриевской слободе была выстроена небольшая шатровая церковь во имя иконы Богородицы " Всех скорбящих Радость " с приделами апостолов Петра и Павла и Василия Парийского. В 1901 году на средства главного управляющего химического завода, купца А.С.Коновалова, к храму пристроили высокую колокольню, завершённую рядом кокошников и шатром. Автором проекта был архитектор Пётр Густавович Беген. Благодаря этому церковь приобрела законченный вид. В 1885 году при церкви открыли " Образцовое двухклассное церковноприходское Кирилло-Мефодиевское училище " . Кирпичное двухэтажное здание было выстроено на средства " Братства святого благоверного князя Александра Невского " - церковной просветительской и благотворительной организации. В 1924 году решением губисполкома храм передали общине верующих обновленческого направления. В мае 1935 года был заключён договор с православной общиной Иосифовской ориентации на аренду одного из приделов храма. В конце 1920-х годов в православии возникло течение, названное по имени митрополита Иосифа - иосифлянством. Его сторонники отказывались от административного подчинения митрополиту Сергию, возглавлявшему тогда Русскую Православную Церковь. Вскоре эта небольшая община Скорбященской церкви подала заявление в горсовет о принятии от неё храма, так как по " своей малочисленности не может содержать храм и уплачивать налоги " . Ещё ранее прекратила свою деятельность обновленческая община. Решением облисполкома 26 июня 1935 года храм закрыли. Попытка возобновить в нем богослужения состоялась через семь лет, когда группа верующих обратилась в облисполком с просьбой передать им здание Скорбященской церкви. К сожалению, оригинальный храм взорвали 30 декабря 1976 года, незадолго до его столетия. Здесь решили строить спортивный комплекс, однако дело не пошло дальше котлована. Здание училища уничтожили в 1990 году.

http://sobory.ru/article/?object=51033

Храм Рождества Христова (Тверь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Рождества Христова в городе Тверь построен в 1743 году с композицией " восьмерик на четверике " в стиле нарышкинского барокко. Находится в центральной части города, вблизи от набережной реки Волги. Содержание История и описание [ править править код ] Архивное фото храма Храм Рождества Христова (в Рыбаках) находится почти в самом центре города Твери, по улице Вольного Новгорода (бывшей Косой-Новгородской, одной из улиц знаменитого трехлучья середины XVIII века), рядом с набережной реки Волги. В старину на этом месте находилась Рыбная слобода. Отсюда и прибавка к названию храма Рождества Христова — «что в Рыбаках». Церковь и сохранившийся рядом дом церковного причта составляют единый архитектурный комплекс. Первое упоминание о храме Рождества Христова, что в Рыбаках, относится к 1626-му году. Тогда храм и шатровая колокольня при нем были деревянные «в клетку рубленые». На колокольне находились 6 колоколов. Главы над церковью и на колокольне были деревянные, обитые жестью. Храм в 1626-м году имел только один престол, а в 1709-м году упоминается и придел во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. В каком году он был пристроен и почему освящен именно в честь этих святых — неизвестно. В XVIII столетии храм Рождества Христова часто подвергался пожарам. В первый раз храм сгорел апрельской ночью 1725-го года, тогда смогли спасти только антиминсы и церковную утварь. Четыре года спустя священником Леонтием Федоровым с прихожанами было подано прошение на имя архиепископа Феофилакта о постройке каменной церкви. Был заложен новый храм Рождества Христова с приделом апостолов Петра и Павла. Освятили храм 6 февраля 1743-го года. В день страшного пожара в Твери 12 мая 1763-го года, в храме во время богослужения сгорело более 30-ти человек, в их числе диакон и священник - отец Алексей. Вся утварь и иконы сгорели, осталась только одна — Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Оборотная сторона иконы сильно обуглилась. Эта местночтимая икона находилась в пределе святого Митрофана в особо устроенном киоте. Ежегодно в Христорождественской церкви совершалась заупокойная литургия в память о погибших. Храм был возобновлен и освящен в 1771-м году. Через шесть лет был вызолочен иконостас в северном приделе, а на средства Екатерины II выстроен каменный двухэтажный дом причта. В 1838-м году на средства купца П. Г. Кобелева построен и 17 октября освящен придел в честь святого Митрофана Воронежского. Также стараниями Кобелева храм был расширен, отремонтирован, стены украшены живописью.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

Юрьево. Юрьев мужской монастырь. Колокольня. Карта и ближайшие объекты Колокольня представляет собой четырёхъярусную постройку высотой 52 м. Воздвигнута в 1838-41 годы архитектором Соколовым по проекту Карло Росси. Строительство велось после смерти архимандрита Фотия, финансировала работы графиня Анна Орлова. Колокольня имеет заметную несоразмерность частей. На этот счёт существует легенда, согласно которой Николай I вычеркнул из проекта средний ярус, дабы постройка не превзошла высотой колокольню Ивана Великого в Московском кремле. Раньше на колокольне (в круглой нише верхнего яруса) располагались часы. Время отбивали 17 связанных с ними колоколов (третий ярус). Ниже висели ещё 15 колоколов. Самый большой монастырский колокол звался «Неопалимая купина» и весил 2100 пудов (33,6 т). Второй по величине - «Крест» - 1140 пудов (18,2 т). Последняя масштабная реставрация прошла в 2009 году. Свято-Юрьев монастырь Каждый входящий в Юрьев монастырь непременно проходит через арку огромной монастырской колокольни высотой в 52 метра. Первое упоминание о колокольни Юрьевой обители относится к началу XVII столетия. В описи она значится " каменной, четырехугольной, о пяти шатрах, и на ней 9 колоколов, да боевые с 4-мя колоколами особыми часы " . В 1830-х годах стараниями всё тогоже архимандрита Фотия, вместо обветшавшей старой, решено было возвести грандиозную каменную звонницу. Ктитором же выступала Анна Алексеевна Орлова-Чесменская. Проект был исполнен знаменитым архитектором Карлом Росси. Возведение гигантского исполина началось в 1838 году, а закончена колокольня была в 1841 году. Как замечает дореволюционный " Путеводитель по Новгороду " , она " поражает непропорциональностью своих частей: широкая нижняя часть не соответствует узкой верхней. Объясняется это тем, что по проекту она, должна была состоять из трёх частей, суживающихся к верху постепенно, но император Николай I, принимая во внимание, что она тогда была бы выше колокольни Ивана Великого в Московском Кремле, всю среднюю часть вычеркнул, и пришлось верхнюю узкую часть ставить прямо на широкую нижнюю. Изменять же проект и вновь подносить его на высочайшую " апробацию " сочли неудобным " . Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=37650

Скачать epub pdf Содержание А. С. Норов – С. А. и Т. М. Норовым В. С. Норов – С. А. Норову В. С. Норов – С. А. и Т. М. Норовым В. С. Норов – С. А. и Т. М. Норовым В. С. Норов – С. А. и Т. М. Норовым В. С. Норов – С. А. и Т. М. Норовым В. С. Норов – А. С. Норову В. С. Норов – А. С. Норову В. С. Норов – С. А. и Т. М. Норовым В. С. Норов – А. А. Аракчееву В. С. Норов – А. А. Аракчееву В. С. Норов – С. А. и Т. М. Норовым В. С. Норов – С. А. и Т. М. Норовым А. А. Аракчеев – С. А. Норову А. А. Аракчеев – С. А. Норову А. А. Аракчеев – В. С. Норову Открытый лист А. А. Аракчеев – С. А. Норову А. А. Аракчеев – С. А. Норову А. А. Аракчеев – С. А. Норову С. С. Голицын – С. А. Норову Грамота А. С. Норову на орден Владимира 4-й степени     Дворянский род Норовых известен с XV столетия. Сергей Александрович Норов (1762–1849) дослужился до чина майора. От брака с Татьяной Михайловной, урожденной Кошелевой (1769–1838), у него было четыре сына и две дочери. Старшие – Василий и Авраам – оставили след в истории России: один как декабрист, другой как министр народного просвещения. В ранней молодости они защищали Отечество от наполеоновского нашествия, оба были ранены и заслужили любовь и уважение товарищей по оружию. Василий Сергеевич Норов родился 5 апреля 1793 г. в родовом имении Ключи Балашовского уезда Саратовской губернии. В 1801 г. был зачислен пажом в Пажеский корпус, с 1810 г. – камер-паж. В Отечественную войну 1812 г., через день после Бородинской битвы – 27 августа, был выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Егерский полк. Прибыл в действующую армию 6 октября, когда состоялось сражение под Тарутином, однако в самом сражении участия принять не успел. Не участвовал лейб-гвардии Егерский полк и в следующем крупном сражении – под Малоярославцем, и впервые 19-летнему прапорщику суждено было отличиться под Красным. Трехдневное сражение под Красным (4–6 ноября 1812 г.) было одним из завершающих эпизодов в разгроме наполеоновской армии. После того, как 4 ноября отряд М. А. Милорадовича разбил корпус Евгения Богарне, Наполеон решил дать на другой день сражение для спасения корпуса Даву, оставив на произвол судьбы арьергард под командованием Нея.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

В ночь с 9 на 10 мая 1840 храм пострадал при сильном пожаре, но приход был по бедности своей не в состоянии собственным иждивением покрыть издержки на сумму 2104 руб. серебром. Только через два года причту было дозволено для ремонта употребить неприкосновенные средства. Первоначальное размещение колоколов в объеме храма оказалось неудачным - их звон мешал богослужению. Поэтому в 1862 отдельно от храма была построена каменная шатровая колокольня в византийском стиле высотой в 14 сажень (29,8 м). На колокольню подняли семь колоколов, самый большой из которых весит 1,6 тонны. Кроме вышеупомянутых двух икон, подаренных Суворовым, и хрустальной люстры Императрицы Екатерины II, к достопримечательностям церкви можно отнести две иконы в больших золоченых киотах, стоящих перед клиросами: апп. Петра и Павла и свт. Николая Чудотворца. Первая получена в 1742 из Выборга, вторая в 1811 подарена гарнизонным Невским полком. Серебряные ризы этих икон сделаны в 1838 из вещей, оставшихся от прежней церкви. В церкви есть также много старинных икон, которые перенесены из других храмов. Внешний вид города, долго - как отмечали путеводители -сохранявший тип городов XVIII столетия, стал быстро преобразовываться после 1887, когда значительная его часть была уничтожена пожаром. На территории Хаминского прихода действуют и другие церкви: Казанской Божией Матери (кладбищенская) и Воздвижения Креста Господня в г. Коувола (бывшая русская военная церковь, 1911) и часовня в Мюллюкоски, освященная в честь Пресвятой Богородицы и свт. Николая Чудотворца. В приходе числится около 1 000 зарегистрированных членов. Фридрихсгам, ныне Хамина, уездный город Выборгской губернии, состоит при Финском заливе, в 110 верстах от Выборга, в 250 от Петербурга. Фридрихсгамом город назван в честь короля шведского Фридриха, возобновившего город в 1723 г. Первоначальное устройство православных церквей в Фридрихсгаме относится ко временам Елисаветы Петровны, когда по абосскому миру в 1742 г. северо-западной границей России и Швеции назначена река Кюмень, впадающая своим устьем в Финский залив, в 40 верстах выше Фридрихсгама. С того времени город сделался постоянным сборным пунктом русских войск, а пребывание войск делало необходимым сооружение православной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=07931

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010