По письменному завещанию М. в 7 мужских и 4 жен. мон-ря Черниговской епархии разослали по 25 р. на его поминовение. Тысяча рублей, завещанная им в 1813 г. на те же цели Черниговскому архиерейскому дому, определением Синода от 10-21 апр. 1822 г. была переадресована в пользу Александро-Невской лавры. Столичная кафедра вдовствовала почти 3 месяца. Император, находившийся с окт. 1820 г. за границей, вернулся в С.-Петербург через 2 месяца после кончины М. Преемником М. стал иерарх «охранительного направления» митр. Серафим (Глаголевский), назначенный 19 июня 1821 г. Ю. Е. Кондаков именует М. «негласным главой православной оппозиции», к-рая якобы существовала при его жизни ( Кондаков Ю. Е. Архим. Фотий (1792-1838) и его время. СПб., 2000. С. 117). В действительности группировка, нацеленная на противодействие религ. курсу имп. Александра I, т. е. на ликвидацию возглавляемых кн. Голицыным «двойного министерства» и Российского Библейского об-ва, сформировалась не ранее 1822 г. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 83. Д. 479; Оп. 94. Д. 761; Оп. 99. Д. 277; Оп. 102. Д. 358; Ф. 797. Оп. 2. Д. 1698. Лит.: Северная Почта, или Новая Санктпетербургская газ. 1815. 24. С. 1-2; 1817. 2. С. 2; 10. С. 1; 1819. 48. С. 2; 64. С. 2; [Некр.]//Моск. вед. 1821. 33. 23 апр. С. 993-994; Евгений. Словарь. 1827. Т. 2. С. 75-79; Очерк жизни Михаила, митр. С.-Петербургского, Новгородского, Эстляндского и Финляндского. М., 1857; Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 1. С. 104-111; Троицкий П., свящ. Высокопреосв. митр. Михаил//Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1884. Вып. 8. С. 25-32; Знаменский П. В. Чтения из истории Русской Церкви за время царствования имп. Александра I. Каз., 1885; Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в 1-й пол. текущего столетия. СПб., 1894; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени. Новг., 1897. С. 151-159; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913: Ист. исслед. СПб., 1913. С. 847-860; Страхова Я. Митр. Михаил (Десницкий): (1762-1821)//София. Новг., 2001. 3. С. 35-36; Серебрякова Ю. В. Обзор деятельности секретных комитетов по расколу в царствование имп. Александра I//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2012. Вып. 3(46). С. 30-39.

http://pravenc.ru/text/2640894.html

Из Тавриды апостол и отправился к месту, где теперь Киев, на одной из гор Киевских водрузил крест и предсказал о Православии, которое со временем здесь будет сиять. Спустя 12 веков в память пророчества на том месте была сооружена церковь во имя Воздвижения Честного Креста, замененная великолепной Андреевской церковью. Киев. Андреевский спуск, 13. Дом-музей Михаила Булгакова Мы неслучайно вспомнили Андрея Николаевича Муравьёва (1806–1874), которого сегодня знают разве что любители паломнических записок. Меж тем это был яркий человек своего времени. Книга А. Н. Муравьёва о Святой Земле остаётся непревзойдённой. А. Пушкин считал его хорошим поэтом. Портрет А. Н. Муравьёва. 1838 г. Современник наших любимейших русских классиков, «талант, красавец и поэт», драматург, камергер российского Императорского двора, с 30 лет – почётный член Императорской академии наук, А. Н. Муравьёв с молодости избрал не совсем обычную для светского человека стезю: стал православным духовным писателем и историком Церкви, паломником и путешественником, оставившим нам изумительные страницы, отрадные и упоительные для православного читателя. Мало кто помнит, что уроженец Москвы, крещеный в честь апостола Андрея Первозванного, блистательный офицер и прекрасный литератор вторую часть своей жизни связал с Киевом и немалую роль сыграл в судьбе одного из прекраснейших русских храмов – Андреевской церкви, которая уже больше двух с половиной столетий украшает «матерь городов русских». Андреевская церковь в Киеве. 22 ноября 2012 г. Фото автора В мае 1823 г. при переправе у Киева через разлившийся Днепр 17-летний Андрей Муравьёв испытал немалое потрясение (так как «два часа носился... между жизнью и смертью»). В Киеве он посетил лавру и все храмы, «дышал родным воздухом» в «колыбели нашего Отечества». Получив в декабре чин прапорщика, был определён в Харьковский драгунский полк. Своим духовным путешествием на Святую Землю молодой офицер поразил многих в России, а издание в 1832-м г. паломнических записок «Путешествие ко Святым местам», после редактирования их поэтом Жуковским и Митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), принесло автору всероссийскую известность и сравнение с Ф. Шатобрианом и Н. М. Карамзиным. Пушкин, тоже известный поэтический адресат свт. Филарета, очень тепло встретил эту публикацию:

http://pravoslavie.ru/141364.html

Через сто лет, в бытность владения селом помещиком, надворным советником Алексеем Степановичем Мельгуновым, видимо, по причине малочисленности прихода, указом Святейшего Правительствующего Синода от 14 ноября 1838 г. было предписано приписать Георгиевский храм к Сергиевской церкви в селе Комягино Богородского уезда Московской губернии, и 24 февраля 1839 г. по указу Московской духовной консистории Георгиевский храм был приписан к Комягинской церкви. С этого времени, и вплоть до 1918 г., в приписной Георгиевской церкви не стало собственного причта, а службы проводил священник Сергиевского храма. Таким образом, в этот период, судьбы этих двух соседних храмов соединились одной общей исторической связью. Сохранились послужные списки церковного причта Сергиевской церкви, а значит, и Георгиевского прихода: в 1843 г. здесь служил священник о. Иоанн Широгоров с дьячком Мефодием Воскресенскиим и пономарем Флегонтом Сокольским, а в 1918 г. эти храмы возглавлял священник о. Михаил Введенский, ему помогал псаломщик Михаил Пировский. В 1854 г. была заведена опись церковного имущества Георгиевской церкви, которая была повторно перепроверена в 1905 г., и хранилась в храме в целости вплоть до 1918 г. К концу XIX в. храм княгини Шереметевой начал приходить в упадок и нуждаться в капитальном ремонте. По рассказам супругов Н.И. и С.А. Лифанцевых, старожилов Новоселок, сохранивших воспоминания своих родственников – бывших прихожан Георгиевского храма и очевидцев происходивших в селе событий, перестройка Георгиевской церкви началась приблизительно в 1886-1887 гг. на специально пожертвованные для этой благой цели средства одного богатого купца из села Хомутова (близ Щелкова). Этот храм, выполненный плотниками в характерном для деревянного зодчества конца XIX в. псевдорусском стиле, дошёл до нашего времени и по сей день является одним из немногих образцов национального деревянного зодчества и в Подмосковье, и во всей России, в целом. Простота и лаконичность архитектурных форм храма до сих пор прекрасно гармонируют с окружающим пейзажем Новоселок. Новую Георгиевскую церковь возвели на фундаменте старого, предыдущего храма, о чем свидетельствует планировка церкви, вполне характерная для русских церквей XVIII столетия; крышу покрыли луженым железом, внутри оштукатурили стены. До наших дней на куполе Георгиевской церкви сохранились кресты конца XVII в., а на окнах фигурные решетки конца XVIII столетия.

http://sobory.ru/article/?object=03504

Картмазово. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Воскресения Христова , Михаила Архангела , Георгия Победоносца Год постройки:Между 1839 и 1849. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Судогодский район, с. Картмазово Координаты: 56.0588, 41.0946 Проезд:Из райцентра Судогда выезжаем на трассу Р72 направлением на восток, на Муром. Через 15км пересекаем ж/д пути и в пос. Тюрмеровка в центре, у единственного магазина сворачиваем с трассы на север, далее ещё 15км до Картмазово. Асфальтированная дорога в приличном состоянии. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Картмазово при прудах находится в 22 км от Судогды и в 55 км. от Владимира. В начале 17 столетия Картмазово было дворцовым селом, затем царем Михаилом Федоровичем было роздано в поместье разным служилым людям. В писцовых книгах Владимирского уезда 1637-1643 гг. Картмазово было разделено между следующими помещиками: братьями Теркиными, головою Московских стрельцов Суворовым, путным ключником сытного дворца Лихотовым, Головою Московских стрельцов Золотаревым, Суздальцем Иваном Танеевым и сотником Захарьиным. На общей земле в селе была деревянная церковь Воскресения Христова с приделом во имя Живоначальной Троицы, а в церкви образы и свечи и книги - строение мирское. В переписных книгах 1678 года с. Картмазово продолжало числиться за разными помещиками. Приходская деревня Офимьино в тех же книгах была записана за кн. Шаховским. Деревянная церковь в Картмазове просуществовала до 1720 года; в этом же году построили новую деревянную церковь. Простояв 10 лет, она сгорела, но св. иконы и церковную утварь удалось спасти. Еще до пожара в селе началось строительство каменного храма. Храм был окончен в 1838 году , тогда же и освящен. В 1849-50 гг. при нем была устроена каменная колокольня. Трапеза значительно расширена в 1865-68 годах. http://vgv.avo.ru/14/1/999680/0001.HTM С 1857 года старостой Картмазовской церкви был Судогодский купец И. Ф. Безбородов, который в течение многих лет способствовал благоустройству церкви. Престолов в храме три: главный в честь Воскресения Христова, в теплой трапезе - во имя Архистратига Михаила и св. вмч. Георгия. Церковь была снабжена достаточно св. иконаи, утварью и богослужебными книгами. Особо почитались древняя икона св. Николая Чудотворца, перенесенная из часовни уже несуществующей деревни Селиваново.

http://sobory.ru/article/?object=06162

Закрыть itemscope itemtype="" > Полное погружение по соседству с музеем 10.03.2016 552 ФОТО Александра ДРОЗДОВА Вопрос о передаче в духовное ведомство Никольской единоверческой церкви, где до сих пор располагается Музей Арктики и Антарктики, пока «завис», и, похоже, надолго. Тем не менее у единоверцев есть новости. В часовенке, расположенной по соседству с музеем, планируют создать необычную для многих нынешних храмов крестильню. Часовню, в которой собирались единоверцы для богослужений, закрыли на ремонт. Сам приход переместился в другое место. А вот относительно часовни большие планы. Часовенка, кстати, тоже непростая, построена в память «чудесного избавления» Петербурга от холеры после эпидемии 1831 года. - Ремонта там не было давно, и его необходимость назрела, - рассказал нашей газете Святослав Чубаров, помощник настоятеля единоверческой церкви. - Есть планы соорудить в часовне крестильню, причем с учетом древних традиций - с полным погружением принимающего обряд крещения. О древних традициях упомянуто не случайно. История единоверческой ветви в православии ведется со времен раскола XVII века. Часть староверов позднее все-таки признали иерархию Московского патриархата, но оговорили некоторые собственные правила. Этих людей и назвали единоверцами. Узаконили движение Екатерина Великая и ее сын Павел, в истории известны слова императора: «Единоверию быть!». Единственная единоверческая церковь Петербурга построена по проекту архитектора Авраама Мельникова в 1838 году, а через столетие, в 1930-х годах, была закрыта и передана под Музей Арктики и Антарктики. Освоение нашей страной арктических пространств тогда было на слуху у всего мира, и музейная экспозиция получилась чрезвычайно интересной. Только вот по новому российскому закону о возвращении церковного имущества религиозным организациям здание музея должно быть передано под богослужения, причем по заявительному принципу. И такая заявка от церковных организаций поступила, но не была удовлетворена Росимуществом, в ведении которого сейчас находится здание. По закону требуется, чтобы вместе с заявкой было представлено охранное обязательство здания, согласованное с Министерством культуры. Что логично, здание музея - памятник федерального значения, к тому же находится в историческом центре Петербурга. Но для сохранения и содержания весьма объемного храма необходимы деньги, которых у небольшой общины единоверцев нет. Кроме того, в законе оговаривается, что организациям, занимающим церковное здание, должно быть предоставлено адекватное помещение для переезда. Для размещения экспозиций музея пространство требуется немалое. На выселение музея нужны большие деньги, которых тоже сейчас нет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Иваново. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " на Дмитровке (старая). Скорбященская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1828 году на окраине села была основана Дмитриевская слобода (Дмитровка), когда братья Корноуховы, торговцы красками и москательными товарами купили большой участок земли у графа Воронцова и выстроили на нём первый дом. В 1838 году на земле Корноуховых поселились Зубковы и Полушины, построившие ситцевые фабрики. Тогда же появился химический завод Лепешкиных.  В 1879 году на средства купцов Н.В.Лепешкина и Е.В.Меншикова в Дмитриевской слободе была выстроена небольшая шатровая церковь во имя иконы Богородицы " Всех скорбящих Радость " с приделами апостолов Петра и Павла и Василия Парийского. В 1901 году на средства главного управляющего химического завода, купца А.С.Коновалова, к храму пристроили высокую колокольню, завершённую рядом кокошников и шатром. Автором проекта был архитектор Пётр Густавович Беген. Благодаря этому церковь приобрела законченный вид. В 1885 году при церкви открыли " Образцовое двухклассное церковноприходское Кирилло-Мефодиевское училище " . Кирпичное двухэтажное здание было выстроено на средства " Братства святого благоверного князя Александра Невского " - церковной просветительской и благотворительной организации. В 1924 году решением губисполкома храм передали общине верующих обновленческого направления. В мае 1935 года был заключён договор с православной общиной Иосифовской ориентации на аренду одного из приделов храма. В конце 1920-х годов в православии возникло течение, названное по имени митрополита Иосифа - иосифлянством. Его сторонники отказывались от административного подчинения митрополиту Сергию, возглавлявшему тогда Русскую Православную Церковь. Вскоре эта небольшая община Скорбященской церкви подала заявление в горсовет о принятии от неё храма, так как по " своей малочисленности не может содержать храм и уплачивать налоги " . Ещё ранее прекратила свою деятельность обновленческая община. Решением облисполкома 26 июня 1935 года храм закрыли. Попытка возобновить в нем богослужения состоялась через семь лет, когда группа верующих обратилась в облисполком с просьбой передать им здание Скорбященской церкви. К сожалению, оригинальный храм взорвали 30 декабря 1976 года, незадолго до его столетия. Здесь решили строить спортивный комплекс, однако дело не пошло дальше котлована. Здание училища уничтожили в 1990 году.

http://sobory.ru/article/?object=51033

Гатчина (Мариенбург). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровская церковь в Егерской слободе Гатчины. Построена в 1888 г. архитекторами Гримм и Стефаниц. Действующая. Состояние хорошее. С Егерской слободой планировочно связана удачная по пластическому решению церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Возведенная более столетия тому назад, она не привлекала внимания исследователей, несмотря на очевидные художественные достоинства. Удачно вписанное в гатчинский ансамбль, компактное по объему, изящное по силуэту здание храма выглядит особенно нарядно и живописно в летнюю пору, в окружении деревьев. Пять золоченых (теперь голубых) куполов луковичной формы с крестами венчают среднюю четырехгранную часть. Еще две золоченые главки завершают звонницу, поставленную над главным входом в храм, и объем алтарной апсиды. В декоре фасадов явственно читаются элементы, почерпнутые в древнерусском зодчестве, - кокошники, пилястры с квадратными впадинами, арочки, конфигурация колонн. Возведение церкви в Егерской слободе осуществлялось по эскизному проекту известного петербургского зодчего, художника, исследователя византийской и древнерусской архитектуры, профессора и академика Д.И. Гримма (1823-1898). Одна из его самых значительных работ - великокняжеская усыпальница при соборе Петропавловской крепости. Строительство церкви вел академик архитектуры И.А. Стефаниц. Проект был утвержден Александром III в 1885 году. По велению императора Покровский храм был включен в число придворных церквей. История создания Покровской церкви в Мариенбурге связана с перенесением в Гатчину в 1838 году Егерской слободы. Дворцовый храм, куда раньше ходили егеря, был закрыт, и поэтому придворное ведомство принялось хлопотать о постройке для егерей отдельной церкви. Проект поручили составить архитектору Л.И. Гримму, но он сделал только эскиз будущей церкви, т.к. рабочие чертежи делал академик И.А. Стефаниц. Работы по постройке храма начались в декабре 1885 года. Закладка церкви состоялась в присутсвии императоре Александра в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Освящение состоялось через месяц после спасения императорской семьи при крушении поезда близ Харькова. В том же году храм стал функционировать. После февральской революции императорская охота была упразднена, а храм стал приходским.

http://sobory.ru/article/?object=00130

Адрес: 620016, Россия, Свердловская область, город Екатеринбург, поселок Совхозный, улица Цыганская, дом 15 Как добраться: 1) автобус или от остановки «Южная» до остановки «Европейская» (от остановки пройти по дороге немного назад и повернуть направо) 2) автобус " М " от УГТУ (УПИ) до остановки «Европейская» (от остановки пройти по дороге немного назад и повернуть направо) 3) Троллейбус до остановки УНЦ — конечная (от остановки выйти на улице Мостовая, пройти через мост и повернуть налево) Подробнее... Храм святителя Иннокентия (Екатеринбург) [ править править код ] В Екатеринбурге, в историческом центре города расположен старинный особняк, которому более 200 лет. Здание является памятником архитектуры регионального значения. В начале XIX века это была усадьба, которую построил Иван Васильевич Полков — маркшейдер гиттенфервалтер. Но на протяжении двух столетий владельцы усадьбы менялись, концепция здания также претерпевала изменения. Новейшая история здания начинается c 2001 года, когда оно было передано Екатеринбургской епархии и в его стенах был открыт храм в честь святителя Иннокентия, митрополита Московского. Храм расположен на втором этаже здания. В 2021 году храму святитителя Иннокентия исполнилось 20 лет. Адрес: 620014, Россия, Свердловская область, город Екатеринбург, проспект Ленина, дом 11-а Телефон: +7(343)377-00-14 Как добраться: трамвай до остановки «Сакко и Ванцетти» или до остановки «Площадь Коммунаров», маршутки до остановки " Маршала Жукова " или до остановки " Площадь Коммунаров " , автобус до остановки " Маршала Жукова " , " Площадь Коммунаров " Подробнее... Успенский Собор (Екатеринбург) [ править править код ] История Успенского собора началась со строительства деревянного храма Успения Божией Матери. Следующий важный этап в жизни храма наступил в 1831 году. Священник Екатерининского собора (утрачен в советские годы), о. Сергий Диаконов, совершил закладку новой каменной церкви Успения Божией Матери (вместо обветшавшей деревянной церкви). 17 марта 1838 года новый храм освятил архиепископ Пермский Аркадий. Строительство храма, выполненное в стиле классицизма, велось на средства владельца Верх-Исетского завода Алексея Яковлева. В советские годы здание собора подверглось серьезнейшим перестройкам. Был уничтожен купол (сохранился его барабан), разрушена колокольня, сделаны крупные пристрои и сооружены междуэтажные перекрытия, разделившие внутренние пространства собора на 4 этажа.

http://azbyka.ru/palomnik/Екатеринбург_(...

За правым клиросом, у южной стены храма, стояла посеребренная с золочеными украшениями бронзовая рака над мощами преподобного Елеазара Анзерского. Она была установлена в 1838 году на средства иеромонаха Арсения из Новгородского Юрьева монастыря. Над ракой была устроена сень в виде шатра на четырех деревянных резных колоннах. Вокруг стояло девять резных позолоченных крестов. Над ракой располагалась икона преподобного Елеазара высотой в человеческий рост – сто семьдесят сантиметров. Нимб и одежду преподобного покрывало золотое и серебряное шитье с блестками и стразами, по углам иконы помещались резные золоченые изображения херувимов. На южной стене храма сохранились остатки росписи с изображением преподобного Елеазара. Есть основания предполагать, что его святые мощи и ныне почивают в церкви под спудом. Западнее раки преподобного располагалась Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, написанная на кипарисовой доске, – вклад игумена Корнилиево-Комельского монастыря Арсения, сделанный в 1852 году. Образ был украшен серебряной чеканной ризой с золоченой короной и надписями из синей финифти. К западной стене храма были пристроены хоры; вход на них был прямо со второго этажа келейного корпуса. Снизу, из храма, на хоры вела деревянная винтовая лестница. В советское время церковь перестраивалась под нужды Соловецкого лагеря, затем долго оставалась без присмотра. Церковная утварь, иконостас и рака преподобного Елеазара утрачены, росписи уничтожены, деревянные конструкции полов, оконных и дверных проемов, отопительные системы разрушены. С 1994 года в церкви ведутся антиаварийные работы. Вход в церковь сейчас расположен с северной стороны; прежде существовал и другой, западный,– через паперть. Теперь на этом месте провал. Двустворчатые двери в восточной стене паперти выходили в холодный, Свято-Троицкий храм. Двери в западной стене вели в ризницу и кладовую. Под папертью размещался подвал, западнее нее располагалась трапезная XVII столетия с приделом во имя преподобного Михаила Малеина, в которую вел отдельный вход. Двустворчатые двери открывались в уютное сводчатое помещение. Стены его были украшены росписями с растительным орнаментом и медальонами. В восточной части трапезной располагалась теплая зимняя церковь во имя Михаила Малеина. Одноярусный иконостас голубого цвета с позолотой включал в себя пятнадцать икон. Северо-западный угол занимала печь, облицованная бело-голубыми изразцами с изображениями единорогов и сказочных птиц и орнаментом из виноградных кистей. На втором этаже размещались покои настоятеля.

http://sobory.ru/article/?object=03601

Государь, сообщая 4(16) августа императору Францу Иосифу о сдаче Гергея, просил его проявить милость – «это лучшее право монархии». Он писал: «Милость заблудшим – ее просит у тебя твой друг. Зачинщики могут получить справедливое наказание, являясь причиной беды, постигшей их отечество». В другом письме он снова говорил о необходимости возможно широкой милости к побежденным. Им послан был Цесаревич Великий Князь Александр в Вену просить императора за Гергея. Франц Иосиф 23 августа извещал Государя, что его просьба о мягком обращении с Гергеем и другими исполнена. Гергею приказано было жить в Клагенфурте. Тем большее негодование Государя вызвало то, что учинено было генералом Гайнау. Он 6 октября распорядился казнить ряд магнатов, генералов и офицеров. В Араде казнены были 13 генералов, сдавшихся Паскевичу. На донесении о сем 17 октября графа Нессельроде Государь написал: «Наказание Батьяни вполне заслужено. Наказание в отношении тех, кто сдался нашей армии, – позор и оскорбление нам. Я этим глубоко обижен». Объяснения, последовавшие из Вены, не изменили мнения Государя. Возмущен этим был и Паскевич. Через год Варнаген фон Энзе, в 1813 г. капитан русской службы, известный немецкий писатель, одно время дипломат, записывал 28 июня в своем дневнике: «Русский Император второй раз с гневом высказался относительно казней в Араде». Константин Грюнвальд выпустил в 1946 г. в Париже на французском языке книгу «Жизнь Николая I». В ней, не извращая истории, он не осуждает в разных случаях действия Императора. По поводу же венгерских событий он пишет: «Мы знаем, что Царь всегда интересовался этой страной: он хотел видеть там замужем свою дочь, носил он напоказ красивую форму своего венгерского полка. Во время большого наводнения в Пеште он со своей обычной щедростью, пришел на помощь населению (сообщение австрийского посла графа Фикельмона князю Меттерниху 17       апреля 1838 г.). Доводы полемистов, которые пытались в течение столетия изобразить его врагом венгерского народа, предназначенного в его уме стать добычей славян, – ни на чем не основаны: венгерские историки первые удостоверяют это».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010