С помощью математических расчетов определено местоположение церкви, в которой был погребен св. Галактион Вологодский Вологда, 2 декабря 2010 г. Завершен комплекс научно-проектных и изыскательских работ по определению точного места расположения Знаменской церкви бывшего Свято-Духова монастыря в Вологде, в которой был погребен святой Галактион Вологодский, сообщает Благовест-инфо. Преподобномученик Галактион, погибший от рук польско-литовских захватчиков в 1612 году, является основателем весьма почитаемого в Вологде Свято-Духова монастыря. Ныне от самого монастыря остались только небольшие хозяйственные постройки, настоятельские и братские келии и обезглавленная церковь Святого Духа, построенная в 1654 году. Часть территории монастырского кладбища занята ныне стадионом «Динамо». Первая деревянная церковь Знамения Пресвятой Богородицы была возведена в период с 1627 по 1645 год. Затем деревянный храм был заменен каменной постройкой, которая разобрана в 1854 году по причине ветхости и пожара. На ее месте в 1861-1867 годах возвели новую теплую пятикупольную церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Храм был закрыт в 1924 году и передан под нужды военного ведомства, а затем Вологодского управления НКВД. В предвоенное время церковь была разобрана до основания. Весь строительный материал, включая кирпичный фундамент и даже бутовые камни, повторно направлен на строительные нужды. Долгое время вход на территорию бывшего Свято-Духова монастыря был ограничен, поэтому с годами было забыто точное место расположения утраченной святыни. Специалисты ГУК «Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области» во главе с известным археологом Игорем Кукушкиным на безвозмездной основе провели сбор архивных материалов по истории монастыря. Архитектор-реставратор ГУК «Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области» Анна Лойко, совместив старые карты, чертежи и фотографии, предоставленные краеведом Евгением Стариковым, путем математических вычислений определила на современной топографии этого исторического уголка Вологды возможные пропорции бывшего строения и нанесла их на современный план. По словам И.П. Кукушкина, это один из первых в истории Вологодчины опытов реализации комплексного подхода к определению исторической территории с учетом математических формул и расчетов.

http://pravoslavie.ru/43222.html

Маркелл, святитель, архиепископ Вологодский и Белозерский († 1663; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых, 9/22 августа в Соборе Соловецких святых) С 1640 года – игумен Соловецкого монастыря. 16 января 1645 года хиротонисан во епископа Вологодского и Великопермского с возведением в сан архиепископа. В 1654–1655 годах участвовал в Соборе по делу исправления церковных книг. В конце 1657 года Пермь отписана к Вятской епархии, а Белоозеро – к Вологодской. С этого времени епархия стала именоваться Вологодской и Белозерской. Скончался 22 марта 1663 года. Погребен, согласно завещанию, в Соловецком монастыре, в храме преподобного Германа. О его преставлении архимандрит Соловецкого монастыря Варфоломей доносил царю Алексею Михайловичу в таких словах: «С того времени, как он привезен к нам в монастырь, – 11 недель, а тело ничем нерушимо, а лице светло, дух же исходит от тела его добронравен». Литература: Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 731, 816. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1396. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 18. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 531. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 47. Краткая история ставропигиальной церкви Соловецкого монастыря. – СПб., 1899. – С. 40. Мелетий, архимандрит. Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Составлено тщанием настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Мелетия. – М., 1881. – С. 66. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 541. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 3. – С. 707. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В XVII в. книгохранителями были: 5 . Стахий инок, костромитин, сконч. в 1609 году. 6 . Дорофей инок, келейный ученик преп. архим. Дионисия, святой жизни, сконч. в молодых летах в конце 1614 года. О крепком житии его в жизнеописании преп. Дионисия помещена целая глава, где между прочим сказано, что он «оставил по себе многи книги своея руки». 7 . Антоний Крыло. По грамоте Царя Михаила Феодоровича от 8 ноября 7125 (1616) г. он вместе с преп. архим. Дионисием полтора года исправлял Требник, потом около 1620 г. определен был в Москву в книжные справщики при Патриаршей типографии, где и сконч. в 1630 году (Труды Моск. Арх. Общ. 1869 г., т. II, вып. 1, стр. 23; лаврская вкладная книга гл. 638). 8 . Иоасаф Кириаков, уставщик, благопопечительный старец, в мире Иван, протопоп г. Балахны, сын Балахнинского протопопа Кириака. Книгохранителем упом. с 1632 г. по день кончины, последовавшей 27 июля 1644 года. В монастырь поступил, кажется, в 1617 г., в котором дал вкладу книгу Кормчую в цену за 10 рублей; неизвестный списатель надгробий Троицкого Сергиева монастыря (изд. в Чтен. Общ. ист. и древ. Росс. 1846 г., 2) пользовался указаниями Иоасафа, как старожила. В 1642 г. при нем составлена опись книгам, сохраняющаяся доселе; по ней значится 742 книги, большею частью рукописные. Последние, числом 411, поименованы в Описи книгам степенных монастырей, изданной в Чтен. Общ. ист. и древ. Росс. 1848 г., 9 . Андроник Болотов, упом. в 1644 г., а в 1659–1678 г. был крепостным старцем. 10 . Иоасаф Тумской, упом. в 1648 и 49 годах. Во вкладной книге, гл. 638, между прочим сказано, что в 1645 г. Троицкой вотчины села Шухобалова приселка Тумы священник Иван пострижен в монашество. Так как в прошлом и запрошлом столетиях безфамильным одноименным монахам давали прозвища бол. частью по месту прежнего их жительства, то, вероятно, здесь разумеется именно эта личность, а не другая. 11 . Дорофей II, упом. в 1654 году. В 1649 г. священник Троицкой вотчины села Кучек Дионисий, сын Корнилия, пострижен во иноцех Дорофей (ibid., гл. 649). Одинаковое название, при близости времени, ведет к тому же предположению, какое высказано выше.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Из Ипатьевского монастыря происходит лицевое, то есть снабженное иллюстрациями, Евангелие 1605 года, хранящееся в Оружейной палате Московского Кремля. Оно написано превосходным полууставом и украшено голубыми с золотом заставками и многочисленными миниатюрами. Мать первого царя Михаила владела богатой Костромской вотчиной и в начале 1613 года жила с сыном в Ипатьевском монастыре, куда явилось посольство Земского Собора, чтобы в марте 1613 года объявить об избрании Михаила на царский престол. Именно к Ипатьевскому монастырю пытались прорваться поляки, стремясь захватить молодого Романова. После нормализации обстановки в стране с 1621 года началось восстановление монастыря. В 1621–1623 годах произведены восстановительные работы по починке монастырских стен и зданий, поврежденных в Смутное время. В 1642–1645 годах по повелению Михаила Федоровича территория монастыря с западной стороны была расширена и ограждена каменной стеной, что увеличило занимаемую монастырем площадь почти вдвое. Новая территория монастыря получила название Нового города. В 1673 году строится новая церковь Иоанна Златоуста в одной связи с каменной колокольней и каменными больничными кельями. В 1808 году церковь и кельи за ветхостью были разобраны. В конце 1652 года на месте разрушенного взрывом был отстроен новый, ныне существующий Троицкий собор. Начавшиеся было работы по росписи Троицкого собора были прерваны, вероятно, из-за морового поветрия 1654 года и возобновлены только три десятилетия спустя, в 1685 году. В XVII веке в стенах монастыря было написано много рукописных книг: евангелия, минеи с житиями святых, чудеса иконы Феодоровской Богоматери, синодики. Два синодика в собрании рукописей музея украшены превосходными заставками, в синодиках записаны родословные Годуновых, Романовых и других исторических лиц. Неизвестно, каким образом попала в библиотеку Ипатьевского монастыря драгоценнейшая рукопись, названная по месту ее нахождения Ипатьевской летописью. Здесь она хранилась до 1814 года, когда была найдена Н.М. Карамзиным. Ипатьевская летопись написана в начале XV века, как полагают, в Пскове.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Первое документальное упоминание о церкви датируется 11 ноября 1645 года, когда в примечании упоминается «Королевская церковь в Крайове». Между 1651 и 1654 годами церковь была перестроена с нуля правителем Матеем Басарабом, надпись на славянском языке гласила (перевод историка Августа Пессякова): «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Силами милосердного Бога эта святая церковь была построена и она стала фундаментом Святого Димитрия, Фонтана Мирры, слишком просвещённым христианином Ио Матей Басараб Воеводой, правителем Валахии и госпожой Элины, потому что Крайова была родовым имением Его Величества и была освящена в октябре 7160 (1652) года и была под управлением Данчу Пэрэяну из Милешти». Церковь, построенная Матеем Басарабом, была выстроена в византийском стиле, имела стены толщиной два метра, пять башен и колокольню с двумя большими колоколами. В 1657 году церковь посетили патриарх Антиохийский Макарий и его диакон Павел Алеппский, которые отметили: «На въезде в Крайову нас встретили купцы Олтении, бояре и народ. Они привели нас к большой каменной церкви, построенной последним Матей Водэ, посвященной Святому Димитрию, которая в точности напоминает церковь во дворе (Королевского Двора Тырговиште), построенную на четырех высоких колоннах и имеющую яркий и очаровательный вид». За прошедшие годы церковь несколько раз пострадала, и в 1690 году её перестроил великий воин Петре Обедяну. Однажды церковь была частично восстановлена в 1699 году, во время правления Константина Брынковяну, когда он также приказал восстановить Дом Бэнией. Турецко-австрийская война 1716-1718 годов нанесла ущерб церкви, которая была отремонтирована в 1723-1724 годах сыном Петре Обедяну, управляющим Константином Обедяну (боярин Крайовы, стюард, позже австрийский имперский советник и каймакам Крайовы). По этому случаю церковь была покрыта черепицей, расписана и перекрашена изнутри Феодосием, Андреем и другими известными художниками того времени. В 1731 году правившие Крайовой австрийцы разработали план по укреплению места, где находились Дом Баний и церковь Св. Димитрия, «потому что её положение было выше, чем в других местах Крайовы, и её протяженность была не такой большой». План так и не был реализован.

http://sobory.ru/article/?object=54166

Сначала они покоились в храме Святого Духа, а с 27 ноября 1867 года – в Знаменской церкви. В 1892 году мощи Иоасафа (во исполнение указа Святяйшего Синода) были перенесены обратно на остров в возрожденный Спасо-Каменный монастырь. Обитель в Вологде вновь стала именоваться Свято-Духовым монастырем. Около 1800 года монастырь был обнесен каменной стеной с круглыми угловыми башенками. По указу Святейшего Синода от 8 мая 1861 года от вологодского кафедрального собора к Спасо-Каменному Духову монастырю приписана упраздненная Арсениево-Маслянская Одигитриевская пустыня, находившаяся в Вологодском уезде близ приходской Маслянской Борисоглебской церкви. На территории монастыря было кладбище, пруды, парковые аллеи, где в день Святого Духа проводились народные гуляния. Во владении монастыря имелось 7 сенокосных дач, мукомольная водяная мельница. Доход обители приносила и рыбная ловля. До 1918 года внутри монастырской ограды находились следующие каменные здания: 1. Соборная церковь Сошествия Святого Духа – одноэтажный пятиглавый холодный однопрестольный храм. Построен в 1654 году. В 1810 и 1811 годах с западной стороны к нему пристроена трехъярусная, тосканского ордена, колокольня. В 1871–1872 гг. церковь и колокольня были обновлены и капитально отремонтированы. В советское время собор лишился своего пятиглавия и колокольни. 2. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, двухэтажная пятиглавая четырехпрестольная. Деревянный Знаменский храм над могилой преподобного Галактиона был построен при епископе Варлааме (1627–1645 гг.). Затем храм заменили каменной постройкой, которая была разобрана по причине ветхости и пожара в 1854 году. На ее месте в 1861–1867 гг. возвели новую теплую церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Церковь до основания уничтожена в 1930-е годы. Весь строительный материал, включая кирпичный фундамент и даже бутовые камни, повторно направлен на строительные нужды. 3. Восьмиугольная готической архитектуры часовня с девятью куполами (к югу от Знаменской церкви против алтаря над колодцем, выкопанным по преданию преподобным Галактионом).

http://sobory.ru/article/?object=35528

I. Дo переведения оного на новое место, называемое Васильевский стан были АРХИМАНДРИТЫ: 1. UOAHH I с 1330 по 1346 годы; потом Епископ Ростовский. 2. UOAHH II Непейца в 1374 году оставив Архимандрию, отошёл на безмолвие. 3. МИХАИЛ Митяй, с 1375 по 1377 годы, потом избран в Митрополиты Всероссийские. 4. СИМЕОН убит в 1382 году. 5. CEPГUЙ I 1389 год. 6. ТРИФОН по 1462 год. Потом Архиепископ Ростовский. II. No переведению монастыря из Дворца на новое место, или с того времени, как начал именоваться Новоспасским. 7. ВАССИАН Рыло, по 1468 год; потом Архиепископ Ростовский. 8. ЕЛИСЕЙ упоминается в 1488 году. 9. AФAHACUЙ I Щедрый, упоминается в 1496, 1506 и 1515 годах. 10. ФЕОДОСИЙ по 1645 год. 11. HUФOHT I по 1554 год; потом Епископ Крутицкий. 12. НИКИФОР упоминается в 1555 году. 13. AФAHACUЙ II по 1564 год. Потом хиротонисан в Митрополита Всероссийского. 14. ГАЛАКТИОН по 1565 год. 15. BACCUAH II упоминается в 1572 году. 16. ИОВ упоминается в 1581 году. 17. CEPГUЙ II упоминается в 1589 и 1606 годах. Он посылан был в город Углич с Митрополитом Филаретом Никитичем Романовым для перенесения в Москву Св. мощей Царевича Димитрия в 1606 году. 18. UOCUФ I упоминается в 1619 году. 19. HUФOHT II упоминается в 1623 году. 20. МИТРОФАН упоминается в 1629 году. 21. ИОНА Арзамасский упоминается в 1640 и 1645 годах. 22. HUKOH I по 1648 год, потом Митрополит Новгородский. 23. HUKOH II упоминается в 1654 году. 24. ПИТИРИМ по 1657 год. 25. UOCUФ II упоминается в 1659 году. 26. ПРОХОР скончался в 1665 году. 27. UOCUФ III с 1665 года, Декабря 22, из Тихвинских Архимандритов по 1674 год. Потом Митрополит Рязанский. 28. МАКАРИЙ Коширец, упоминается в 1680 и 1681 годах. 29. ГABPUUЛ I С 1685 года, Сентября 8, хиротонисан в Архиепископа Вологодского. 30. ИГНАТИЙ Римский-Корсаков, упоминается в 1685 году. В 1692 году хиротонисан в Митрополита Тобольского. 31. ТИХОН упоминается в 1691 году. В 1695 году хиротонисан в Митрополита Сарского. 32. ТРИФИЛИЙ Инихов, с 1695 по 1697 годы. Потом Митрополит Нижегородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Монастырь основан на месте, где с 1654 года проводилась встреча крестного хода из Седмиозерной пустыни с чудотворной иконой Седмиозерной Смоленской Божьей Матери. Во главе общины стал иеродьякон Стефан Сахаров. В 1693 году в монастырь по распоряжению патриарха Адриана были перенесены мощи Девяти Кизических Мучеников. Кизик-город находился в Малой Азии на берегу Мраморного моря, а Кизические мученики-христиане, убитые римлянами в 286 — 299 годах, почитаются Греческой и Русской православными церквами — день их памяти 29 апреля. В Россию мощи попали в 1645 году, их привез в дар царю Михаилу Федоровичу кизический митрополит Анемподист. Мощи, хранившиеся в ковчеге, стали главной святыней монастыря и ежегодно их носили по городу вместе с чудотворной Седмиозерной иконой. Как чудотворные, почитались и две хранившиеся в главном храме монастыря иконы Кизической Божьей Матери и Виленской Божьей Матери, которые пожаловал монастырю его основатель Стефан Сахаров. Строения монастыря с самого начала возводились из камня. Главный храм монастыря, Введенский, с приделом Кизических мучеников, был по- строен в конце XVII века и представлял собой яр- кий образец русского барокко. Над монастырем господствовала колокольня высотой 56 метров, построенная в 1835 — 1837 годах по проекту казанского архитектора Ф.И. Петонди на пожертвования купеческой семьи Котеловых. Введенский собор, колокольня и зимняя Успенская церковь, выстроенная в 1882 году на пожертвования купца Вениаминова-Башарина, снесены в советское время. Сохранился главный корпус монастыря, соединенный с бывшей надвратной Владимирской церковью. Надвратная церковь (врата, над которыми она построена, были позже заложены) и примыкающая часть корпуса построены в конце XVII века ри патриархе Адриане. Корпус достраивался и в XVIII веке, и в 1830-е годы архитектором Петонди. Кизический монастырь не отличался богатством. В 1693-1698 годах он служил летней резиденцией Казанского митрополита Маркела. В 1764 году, после секуляризации земель, зачислен в третий класс.

http://sobory.ru/article/?object=06239

687 До издания Требника П. Могилы были следующие издания этой руководственной книги в Западной России: стрятинское и острожское, оба 1606 года; виленские 1618, 1624, 1628 и 1644 гг.; львовские 1637, 1644 и 1645 и могилевское 1646 г. 689 «Напрвклад есть и самая Библия письма святого, около которой исправления южно от немалого часу подвизатися зезволяешь, а для того и о особливом коште и накладе, або яко найрыхлей з’друку была выдана, промыслу чинити не занехиваешь» (Строева Опис. старопеч. книг Царского, стр. 187). 691 В братской школе, до соединения ее с могилянской, учителями были: Мелетий Смотрицкий, Иов Борецкий, Исаия Копинский. Из воспитанников ее известны: Богдан Хмельницкий, Захарий Копыстенский, Феодосий Сафонович и др. 692 Иезуитская коллегия в Киеве учреждена в 1620 г. бискупом Богуславом Родошевским; потом перенесена в Фастово, а в 30-х годах снова переведена в Киев. Лукашев. Historia szkol, IV, 87. 696 Гетманская грамота к патриарху напечатана в описании Киевософ. собора, прилож. 17 и в А. 3. Р. V, 48. 697 По исследованию Генн. Карпова означенная гетманская грамота к патриарху относится к 1654 г. Прав. Обозр. 1874 г. ч. I стр. 105. 701 Мефодий Филимонович, епископ мстиславский и оршанский, Г. Карпова, в Прав. Обозр. 1875 г. т. I, стр. 58–75. 207–241, 605–652. Т. II, 231–267. III, 475–504, 629–660. 704 Местечко Корсунь в Каневском уезде Киевской губернии при р. Роси. В 7-ми верстах от него Онуфриевский монастырь, в котором проводил последние дни митрополит Дионисий Балабан. 706 Смутам и безначалию, или чему иному, нужно прпиписать, что в то же время и львовский епископ Афанасий Желиборский именовал себя «администратором митрополии киевской, галицкой и всея России». Уставная грамота его свято-пятницкому братству во Львове от 23-го августа 1665 г. в «Наук. Сборн.» 1870 г. Преемник его, Иосиф Шумлявский, предъявлял те же права. 716 Лазарь Баранович. Из истории южно-русской митрополии. С. Соловьева, Прав. Обозр. 1862 г., ч. III, стр. 171–181. 717 Самойлович был сын священника с польской стороны Днепра, но во время смут перешел на восточную сторону; начиная с должности сотенного писаря был сотником, наказным полковником черниговским и при гетмане Многогрешном генеральным судьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1654 г. сотник Михаил Махаринский подавал прошение о дозволении построить ему м-рь на отчине своей Тимановки-Дранки в благодарность Богу за освобождение из польского плена. По резолюции ему в этом отказано впредь до разрешения митрополита. Дальнейший ход дела неизвестен. “Акты к ист. Ю. и З. Р.”, X, 16 (статья XX, на стр. 763, две челобитные Мих. Махаринского). 2103 . Тихвинский, женский, ныне церковь на горе во имя Тихвинской Бож. Матери с приделом Иоанна Богослова, в гор. Кунгуре, Пермской губ. Основан в начале XVIII стол. преосвященным Вятским и Великопермским Дионисием (1700–1718 г.); упразднен до штатов. Еще в 40-х годах XIX стол. у церкви оставался камен. дом, в котором жило несколько лиц, носивших черное платье, но уже в виде богаделенных. Евг. Попов, “Великоперм. и Пермская епархия”, 25. 2104 . Тохтарев – Богородицкий, мужской, ныне село Монастырь или Тохтаревское, Пермской губ., Красно­уфимского у., в 78 вер. к сев.-сев.-зап. от Красноуфимска, на левом берегу р. Сылвы. Основан в 1645 г. В церкви села особенно чтится по всему уезду древняя икона Божией Матери Неопали­мой Купины, писанная будто бы для монастыря самим Вятским архиеп. Ионою в конце XVII ст. “Памят. кн. Перм. губ. на 1863 г.”, Отд. II, 52; “Спис. насел. мест Перм. губ.”, CCLXIX; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 946, 5; “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архи­ереев). 2105 . Трактомировский или Терехтемиревский – Зарубский – Успенский или Крестовоздвиженский, мужской, ныне деревня Мостырок, Киевской губ., Коневского у., в 47 вер. к сев. от Канева, между мест. Трактомировым и селом Зарубинцами, на прав. бер. Днепра, где откры­ты пещеры, в коих, как полагают, жили отшельники. В Ипатиевской лето­писи под 1147 г. говорится: «постави Изяслав Митрополитом Клима Смолятича, вывед из Заруба (в Ермолаевской летописи прибавлено – где теперь м-рь Терехтемерский); бе бо черноризец скимник, и быть книжник и фило­соф, так якоже в Русской земле не бяшет». Далее о нем в истории не упоминается, и только при описании Киевского замка 1552 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010