I. Пастырь, будь он приходский священник или наместник его, или как-бы он ни назывался, обязан: 1) Постоянно жить в своей общине, не имея права ни под каким предлогом самовольно удаляться из нее, особенно когда в этом месте бывает какая-нибудь эпидемическая болезнь, или когда вообще его приход подвергается какой-нибудь опасности 1510 . Если же он имеет надобность оставить приход на некоторое время, то может сделать это только с письменного разрешения со стороны подлежащей власти 1511 ; в противном случае он подлежит наказанию 1512 . 2) Обязан обращать строгое внимание на свое поведение, как в обществе, так и у себя дома, и потому должен всегда носить одежду, приличную его сану 1513 , не заниматься мирскими делами 1514 и вообще чем либо несоответствующим его положению 1515 , не посещать общественных увеселений, неприличных его сану 1516 , или оставаться на увеселениях в домах своих прихожан сверх того, сколько требуют его священнические обязанности 1517 , а дом его, равно как и все домашние, должны быть во всем образцом благочиния и благочестия 1518 . 3) Обязан всегда читать Св. Писание и творения св. отцов, часто пересматривать богословские науки, которые изучал в учебном заведении, читать духовные журналы, заниматься составлением проповедей, а по возможности, и каких-либо сочинений по богословским наукам и пастырской практике 1519 . 4) Обязан ежедневно служить утреню и вечерню, по воскресным же дням и праздникам, а в великий пост еще по средам и пятницам, должен, кроме утрени и вечерни, служить литургию 1520 ; 5) в предписанные церковным уставом времена должен совершать установленные общественные священнодействия 1521 ; 6) по требованию своих прихожан отправлять тотчас и безотлагательно всякое священнодействие 1522 ; 7) смотреть за чистотой и благолепием, как церкви, так и всех предметов, относящихся к богослужению 1523 ; 8) наблюдать за сохранением церковной дисциплины и нравственности общины, делать замечания и выговоры упорным 1524 ; 9) вести точную запись окружных архиерейских посланий, консисторских постановлений и руководственных указаний благочинных и чаще прочитывать их 1525 ; 10) заботиться о сиротах и извещать о них подлежащую власть 1526 ; 11) вести в особой книге летопись своего прихода, записывая в ней все важнейшие приходские события 1527 ; 12) заботиться о порядке в церковно-общинной библиотеке, о пополнении ее нужными религиозными и нравственными книгами и о том, чтоб этими книгами как можно более пользовались его прихожане 1528 ; 13) объявлять в церкви народу о праздничных днях, которые должно соблюдать 1529 и 14) при всяком сомнении, являющемся в его служении, должен обращаться за разъяснением к благочинному или через него же в епархиальную консисторию 1530 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Важнейшим источником сведений о жизни Л. является его «Автобиография», известная также как «Путь паломника» и «Рассказ паломника о своей жизни»,- запись рассказов Л., сделанная португ. иезуитом Луишем Гонсалвишем да Камарой (ок. 1519-1575) между мартом 1553 и окт. 1555 г. (обстоятельства создания «Автобиографии» описаны в прологе Херонимо Надалем, учеником Л.). Из-за болезни и смерти Л. сочинение не было закончено: повествование доведено лишь до времени создания Об-ва Иисуса, о последних годах жизни Л. не говорится. «Автобиография» не получила распространения, т. к. чтение ее было фактически запрещено генеральным настоятелем Франсиско де Борхой (см. ст. Борджа ) в связи с изданием «официальной» биографии Л., составленной испан. иезуитом Педро де Рибаденейрой (1527-1611). Борха указал на то, что «Автобиография» осталась незавершенной, а противоречия между версиями жизнеописания Л. могли отрицательно сказаться на доверии к этим сочинениям. Лат. перевод «Автобиографии» был впервые опубликован болландистами (ActaSS. Iul. T. 7. P. 634-654), испанский оригинал - в серии «Исторические памятники Общества Иисуса» (1-е изд.: Monumenta Ignatiana. Ser. 4: Scripta de S. Ignatio de Loyola. Madrid, 1904. T. 1. P. 31-98). Современные исследователи подчеркивают, что в структуре и содержании текста заметны влияние ренессансной риторики ( O " Rourke Boyle. 1997), стремление к формулировке иезуитского этоса ( O " Malley. 1993), ориентация на Деяния апостолов; в «Автобиографии» присутствуют агиографические топосы, связанные с борьбой святого со страстями, напр. с тщеславием ( McManamon. 2013). Многие эпизоды жизни Л. намеренно замалчиваются. Вопрос о степени искажений, внесенных в текст Гонсалвишем да Камарой, остается дискуссионным. Тем не менее приведенные в «Автобиографии» данные, в т. ч. информация о мировоззрении Л., считаются достоверными. Важные сведения о духовной жизни и религиозных практиках Л. содержались в «Духовном дневнике», который он вел на протяжении большей части жизни. Однако незадолго до смерти Л. уничтожил почти все записи; сохранились лишь 2 тетради (2 февр. 1544 - 27 февр. 1545).

http://pravenc.ru/text/2110661.html

1516 У Н. Голба: «главнокомандующим войска» (Голб H., Прицак О. Указ. соч. – С. 138, л. 1, лиц. стор., 8–9). 1517 ... один еврей – по мнению Н. Голба, «явно потомок тех, кто бежал из Армении» (Голб H., Прицак О. Указ. соч. – С. 130). 1518 К. Цукерман верно заметил, что этот военачальник – еврей, в дальнейшем «главный княэь» и первый царь Хазарии, то есть ее шад или пех (бег, бек), обратив- шийся в иудаизм, имел только оборонительные достижения («...обратил в бегство врагов, выступивших против казар») Но почему под борьбой с этими весьма аморфно и хронологически, и географически обрисованными врагами хазар надо подразумевать именно «сдерживание венгров на Дону» в IX в. остается неясным (см.: Цукерман К. О происхождении двоевластия у хазар... – С. 530). 1519 ...желания принести покаяние. В пер. Н. Голба: «вернутся (к иудаизму) (Гопб Н., Прицак О. Указ. соч. – С. 138, л.1, лиц. стор., 13). 1520 Крайне редкое древнееврейское имя. Сохранилось в употреблении у кавказских евреев (Кокоцо П. К. Указ. соч. – С. 114, прим. 2). 1524 Следовательно, вождь хазар стал истинно верующим евреем под влиянием своей жены и богобоязненного тестя, исповедовавших иудаизм. В Письме царя Иосифа в аналогичном случае главная роль отводится ангелу Господню, а не евреям, отцу и дочери (см.: Антология). 1525 ...цари македонские и арабские – василевс ромеев и халиф восточных мусульман («цари Македона и цари Аравии»). 1526 В пер. Н. Голба это предложение выглядит следующим образом: «Они го- ворили то, что для нас невозможно передать и повлияли на сердца начальников вредно» (Голб H., Прицак О. Указ. соч. – С. 139, л.1, лиц. стор., 20–21). 1527 Автор документа, по-видимому, подразумевает место Ис. 41. 22 ; поэтому пробел в контексте может быть восстановлен приблизительно так: «о деянии Бога [своего, и мы мог- ли бы знать, каков был] конец его» (Коковцов П. К. Указ. соч. – С. 114, прим. 5). У Н. Голба: «о деяниях [его] Б-га [от начала до] конца» (Голб H., Прицак О. Указ. соч. – С. 139, л. 1 об., 1). 1528

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И снова в другом месте он же говорит: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть 1512 воля Божия, благая, угодная и совершенная» 1513 , – выражая [сим], что достигшие в меру возраста и разумной полноты духа доходят и до совершенной воли Божией. 2,5 Но в телесном рождении рождаемый младенец с некоей необходимой последовательностью и по закону природы достигает мужеского возраста, ибо так определил Промысл, чтобы в границах необходимости, а не по вольному произволению, приходил в совершенство телесный возраст. А в рождении [от] Духа свыше 1514 . Бог определил не сей порядок, напротив того, добровольному произволению человека предоставил труд, состязание и ристалище с великим терпением, по сказанному Господом: «Подвизайтесь войти сквозь тесную дверь 1515 » 1516 , – и еще: «Принуждайтесь, ибо принуждающиеся восхищают Царство Небесное» 1517 , – также: «Претерпевший же до конца, сей спасется» 1518 , – и: «Терпением вашим стяжите души ваши» 1519 . И апостол говорит: «С терпением 1520 бежим на 1521 предлежащем нам подвизании 1522 » 1523 , – и: «Так, – молвит, – бегите, чтобы получить» 1524 , – и опять: «Как служители Божии, в великом терпении» и прочее 1525 1526 . Так домостроительствовала благодать Божия, чтобы каждый, по собственному мнению и по собственной своей воле, трудом и подвигом достигал мысленного возрастания. 3,1 Стало быть, насколько [каждый] верит, насколько подвизается, насколько любит и насколько с телесным и душевным подвигом предается всякому благоугождению заповедей, в такой же мере приобретет он причастие Духа к духовному возрастанию [в] «обновлении ума» 1527 , по благодати и Божественному дарованию получая спасение, a по вере, любви и подвигу свободного произволения принимая преуспеяние и возрастание к совершенной мере духовного возраста 1528 , чтобы как по благодати, так и по справедливости стать наследником вечной жизни 1529 , и не всецело Божиею силою и благодатью, без [собственного] человеческого содействия и старания, возрастая в преуспеянии, и не всецело собственною силою и тщанием и крепостью, без содействия и помощи Святого Духа, имея возможность прийти в совершенную волю Божию 1530 и в меру свободы и чистоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

621 ...у своего сына, князя Владимера... – Речь идет о князе Владимире, сыне Богдана Федоровича Путивльского, который вместе с отцом в качестве «почетных пленников» в 1500 г. приезжает в Москву; с 1527 г. живет в Литве; в 1540 г. вместе с сыном Богданом возвращается на Русь. 622 ...великого князя Ивана Васильевича... посланиемъ воеводы с войском взяли град Путивль... – В конце XV в. территория Московского государства расширилась за счет присоединения мелких княжеств, расположенных в устье рек Оки и Вязьмы, и приблизилась к границам Великого княжества Литовского. В начале 1500 г. из состава Литвы вместе с «отчинами» и «волостями» вышли князья Василий Иванович Шемячич Новгород-Северский, Семен Иванович Стародубский, Семен Иванович Вельский. Иван III, нарушив договор, принял их «в службу» и объявил войну Литве, обвинив ее в гонениях на православных. В августе 1500 г. московские войска под командованием казанского царевича Магмет-Аминя и воеводы Якова Захарьевича Кошкина заняли города Мценск, Мосальск, Серпейск, Брянск. По сообщению Разрядной книги 1475–1605 гг., «тими походы государевы воеводы Путивль взяли августа в 6 день». Развернувшиеся в 1500–1503 гг. боевые действия окончились поражением литовских войск. В результате договора о перемирии к Московскому государству отошли земли Чернигово-Стародубского княжества. 623 ...у Юрья Ивановича Замятнина жилъ сей Феодоръ... – Юрий Иванович Замятнин (ум. в 1521 г.), у которого в 1500–1509 гг. жил Федор, позднее – волоцкий монах Фотий, был заметной фигурой в политической жизни Руси первой четверти XVI в. Первое известие о нем относится к 1495 г., когда «постельник Юшко Замятнин» ездил в Новгород в составе свиты Ивана III. Возможно, он принимал участие в походе 1500 г. на Путивль. В 1512 г. Ю. И. Замятнин «стоял на Туле... для крымского царя приходу»; в 1513 г. участвовал в походе на Смоленск; в 1514 г. ходил «в Литовскую землю» в составе войск В. Шуйского; в 1515 г. совершил поход из Пскова «в немцы»; в 1517–1519 гг. вел боевые действия против Литвы, «воевал» Могилев и Полоцк. Воевода Ю. И. Замятнин пользовался расположением великого князя Ивана III, который в 1517 г. вызывал его из Великих Лук в Москву на совет. Юрий Замятнин был тесно связан с Иосифо-Волоколамским монастырем, куда часто посылал старцу Фотию «милостыню и грамоты».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1521 Посему Prof. Gerhard von Zezschwitz справедливо считает (Die Profangräcität und biblischer Spachgeist. Eine Vorlesung über die biblische Umbildung hellenischer Begriffe besonders der psychologischer. Lpzg 1859. S. 27. 66) «недоразумением, если из отдельных выражений Павла думают выводить, что чрез σμα он обозначает всего человека». Ср. однако к прим. 1519. 1524 Согласно этому H. H. Wendt (Die Begriffe Fleisch und Geist, S. 153) и Bernh. Weiss (Lehrbuch der Bibl. Theologie des N. T., S. 247. 249. 250) не без основания подчеркивают, что σρξ обозначает человека в его тварном расстоянии от Бога. 1526 В существенном справедливо, но несколько резко и – с психологической точки зрения – пока поспешно суждение Ferd. Weber’a (Vom Zorne Gottes, S. 83): «человек, который не пневматичен, называется σρξ не в виду своих тварных свойств или различия от πνεματα, a потому, что он поставил себя против πνεμα, ранее правившего им, и сделался плотью». 1527 В этом отношении слишком обобщенно, но фактически верно суждение Dr. С. Аскегтапп’а (Beitrag zur theologischen Würdigung und Abwägnug der Begriffe πνεμα, νος und Geist в «Studien und Kritiken» 1839, 4, S. 900–901), что «νος обыкновенно обозначает нечто субъективное и человеческое, чувственно духовное существо человека, между тем πνεμα обыкновенно указывает нечто объективное, оживляющую силу». 1528 С психологической точки зрения верно изображение W. Beyschlag’a (Neutestamentl. Theologie II, S. 41): «Die σρξ sollte im Menschen das Dienende, Werkzeugliche, und das πνεμα das Regierende und in diesem Regieren als Selbstzweck sich Entfaltende sein. Und dass es nicht so.., dass die σρξ mit dem in ihr wurzelnden Triebleben sich aus der Gewalt des νος und seines Gottesgesetzes entfesselt und ihrerseits den Geist mit seinen Thätitigkeiten des Denkens und Wollens sich dienstbar gemacht hat, das ist nach Paulus unsere, allgemein-menschliche Sünde . Nicht die σρξ als solche ist böse; sondern die Verkehrung des gottgewollten Verhältnisses zwischen σρξ und πνεμα, durch welche die rechte Entfaltung und Ausbildung des letzteren zum Gottesebenbilde hintangehalten wird, ist das Böse, das in uns wohnt (Röm. 7:17), die uns anhaftende Principielle «Verfehlung», μαρτα». Конечно, этим далеко не исчерпывается все в понятии греха, как выходит у E. de Pressensé (Histoire des trois premiers siècles de l’Église chrétienne II, Paris 1858, p. 134–135) и H. Messner (Die Lehre der Apostel, S. 209), но прибавка W. Beyschlag’a (ibid. II, S. 46), будто – на основании личного опыта – σρξ у Апостола представляется «als Sitz und Herd der Sünde im Menschen», дает совершенно фальшивое освещение предмету и даже склоняет к дуалистически-материалистическому пониманию, поскольку наша смерть в праотце ( 1Кор. 15:22 ) сводится «nicht auf Adams That, sondern auf Adams Natur » (S. 60).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Бысть, егда благочестивый царь и 1502 великий князь Иван Васильевич, всея Росии самодержець, божественую ревность восприим, упование имый на Всесплнаг[о]Бога, и на Пречистую Богородицу, и на молитвы святых всех, побарая по православию отчьсваг[о] си достояния, богодерзновенно подвижеся сам со множеством храбрапобедителнаг[о] своего воинства 1503 на своих изменников, на богомерскых 1504 Татар казанскых за их неисправление и [за] 1505 всегдашнее клятвопреступление, наипач[е] же за об. церковное разорение, и за премног[о] кровопролитие, и за пленение 1506 християнское, иже не 1507 токмо не хотяху под игом Росиискаг[о] царствия быти, яко ж всегда обещевахус[я] 1508 и правду даяху, еяже и преступаху, но и беды многы християнству содеваху 1509 . И сего ради третие 1510 прииде благочестивый царь в землю их татарьску и обстояху 1511 град Казан[ь]. Казанци 1512 же имяху тогда у себе царя Едигира, и мног[о] супротивляхус[я], непрестанно брань 1513 съдевающе. Благочестивый же царь неотложну надежу на Бога имея 1514 , еяж[е] и 1515 не погреши. Быс[ть] же тогда с 1516 л.125. вославным царем некто церковник 1517 , иже бе 1518 знаем был преподобному Данилу 1519 . И той 1520 всегда преподобнаго Данила 1521 на молитву призываше к Богу, сице глаголя: «вем, преподобне, яко имаши дерзновение к Боту, егда был еси 1522 в жизни сей, мнозем во скорбех помощник был еси 1523 ; некогда ж[е] и мене грешнаго милостивыи Бог молитвами твоими единем призыванием имени твоего из самых рук многих злых разбойник невредима исторгну и от обнажна 1524 оружия и убийства 1525 внезапу избави. Тако и ныне, преподобне, молитвами ти 1526 к Богу стани в помощ христолюбивому царю об. нашему Ивану, егож[е] еси свящеыныма рукама 1527 от святыя кулели восприял, яко да укрепит Бог воинство его и невредны везде от супротивных 1528 да съхранит, а супротивных нам да смирит Бог, иже всегда преступают мирный завет. И да престанет кровопролитие, и да посрамятся, по божественому Давиду, вси являющеи 1529 рабом Твоим злая 1530 , верующим в Тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Филиграни: Рука под звездой (два варианта) (л. 260—392) — типа Брике, 11172 (1525—1548 гг.), тождественные варианты в Иоасафов–ской летописи 20–х годов XVI в. ; Рука в рукавчике (л. 393—400) — типа Брике, 11404 (1507 г.); Литера Р под цветком (л. 401—424, 441—448)—Брике, 8637 (1514 г.); Литера Р (л. 425—440, 449—453)— Брике, 8536 (1519—1522 гг.). 2) ГИМ, Епархиальное собр., 387 (л. 1—151) — вторая половина 20–х годов XVI в. Филиграни: Вертушка (л. 1—29, 94—125) — Брике, 13390 (1516—1238 гг.); Единорог в двух вариантах (л. 30—69, 150—174+I)=Лихачев, 1538, 1539 (1527 г.); Щит с тремя лилиями под короной, под щитом литера Е (л. 70—93) — Брике, 1818 (1522—1529 гг.); Литера Р под цветком (л. 126—149) — Брике, 8641 (1522 г.). 3) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 421, ч. 1 (л. 442—601) — 70—80–е годы XVI в. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на ту–лове литеры OV — Брике, 12784 (1579 г.); Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на тулове литеры CM — Лихачев, 4008 (1581 г.). Вятский вид Глава об основании Киржачского монастыря заменена текстом Пятой Пахомиевской редакции. 1) БАН, Вятское собр., 51 (л. 2—277) — 20–е годы XVII в. Вместе с тем на л. 318—326 об. помещена глава «О начале Кержачского монастыря» основного вида Пространной редакции. По первым листам владельческая запись 1628 г. Филигрань: Щит с лилией под короной, под щитом лигатура MP — Дианова и Костюхина, 932 (1626 г.). 2) ГИМ, собр. М. П. Вострякова, 1006 (л. 1—204 об.) — вторая половина 30–х годов XVII в. По листам вкладная запись 1642 г. старца Иева Беляницына. Филигрань: Гербовый щит под крестом, обвитым змеей — в опубликованных справочниках отсутствует, но встретилась нам в рукописи РГБ, Муз. 3855 1637 г. и в рукописи Государственной публичной научно–технической библиотеки Сибирского отделения РАН 3/69, где корректируется знаком кувшина с двумя ручками под цветком — Гераклитов, 913 (1636—1637 гг.). 3) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 427 (л. 66—193) — сер. XVII b. Копия списка Востр. 1006.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

колонизации южноамер. континента. Первое поселение испанцев на территории нынешней А. относится к 1527 г. Открытие и завоевание земель индейского населения проходило в основном вдоль р. Ла-Плата. В 1536 г. крупная испан. экспедиция численностью в 1,5 тыс. чел., в т. ч. 8 священников, во главе с грандом Педро де Мендосой прибыла к устью Ла-Платы. В том же году ими была предпринята попытка, окончившаяся неудачей, основать поселение Буэнос-Айрес- буд. столицу А. Город заложен в 1580 г. Колонизаторы проникали на территорию совр. А. также с северо-запада (Перу) и с запада (Чили). Завоеванные ими земли соответственно оказывались в подчинении вице-короля Перу и губернатора Чили. К кон. XVI в. в основном закончился процесс основания испан. колоний, завоевания индейских земель и покорения индейских племен на территории совр. А. В нач. XVII в. было учреждено генерал-губернаторство Ла-Плата, находившееся в подчинении вице-короля Перу. В 1776 г. создано самостоятельное вице-королевство Ла-Плата, включавшее территории совр. А., Боливии, Парагвая, Уругвая. В 1810 г. началась война за независимость от испан. короны. Вновь созданное гос-во по конституции 1826 г. получило название Федеративная Республика Аргентина. Католичество В составе уже первых экспедиций колонизаторов на территорию А. были католич. священники. В 1519 г. была отслужена первая месса. Поскольку территория А. в начальный колониальный период была приписана к вице-королевству Перу, то она входила в еп-ство г. Куско (Перу). Первое еп-ство Рио-де-ла-Плата организовано в кон. 40-х гг. XVI в., но приписано было к Асунсьону (Парагвай). Масштабная евангелизация населения началась с 70-х гг. Тогда же появилось первое самостоятельное аргентинское еп-ство Кордова в Тукумане (провинция А.). Обращением индейцев в католичество занимались монашеские ордена францисканцев (с 1539), доминиканцев и иезуитов (с 1586). Особенностью статуса Церкви в колониальную эпоху в Лат. Америке вообще и в А. в частности было данное папой Александром VI в 1494 г.

http://pravenc.ru/text/75856.html

Комментарии " Никколо Макиавелли " ( " Niccolo Machiavelli " ). Впервые — 16 июня 1927 г. в " Times Literary Supplement " (без подписи). Перевод выполнен по изданию: T.S. Eliot. For Lancelot Andrewes. Essays on style and order. L.: Faber and Faber, 1970. Публикуется впервые. Никколо Макиавелли (1469–1527) — итальянский политический мыслитель, деятель и писатель. Противник Медичи, после их изгнания в 1494 г. — секретарь Совета десяти Флорентийской республики; после их реставрации в 1512 г. сослан в имение близ Флоренции, где написал большинство своих сочинений. Элиот упоминает его знаменитый трактат " Государь " (1513, изд. 1532, на русский переведен неоднократно) и " Рассуждения о первой декаде Тита Ливия " (1513–1519, рус. пер. 1869). Идеал Макиавелли — умеренно демократическая республика, возникающая на основе единого государства, но надежды на объединение раздробленной Италии он возлагал на сильного государя, во имя великой цели использующего любые средства (отсюда понятие " макиавеллизм " как синоним аморальной политики, неразборчивой в средствах). " Мысли " Паскаля Может показаться, что о Блезе Паскале и о тех двух сочинениях, на которых основана его слава , сказано все, что следует сказать. Подробности его жизни известны с той полнотой, на какую только можно надеяться; его открытия в математике и физике многократно описаны; его религиозные чувства и богословские воззрения послужили предметом нескончаемых дискуссий; стиль его прозы исследован французскими критиками. Но Паскаль — один из тех авторов, которых будет и должно изучать заново каждое последующее поколение. Меняется не он, меняемся мы. Не наши знания о нем возрастают, а наш мир и наше отношение к миру подвижны. История восприятия Паскаля и людей его масштаба — часть истории человечества. В этом его вечное значение. Немногие обстоятельства паскалевской жизни, о которых нужно вспомнить в связи с " Мыслями " , таковы. Он родился в Клермоне (Овернь) в 1623 г. Семья его принадлежала к верхушке среднего класса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010