Седмица 6-я по Пасхе о слепом, вторник, утреня. Стихира 1-я на хвалитех: «Господи… от гроба воскресл еси, оставль Твоя погребальная, во свидетельство истиннаго тридневнаго Твоего погребения» . В самом деле, если бы Христос был украден из гроба, то воры не оставили бы в таком порядке погребальные пелены. Вот почему это обстоятельство привело к вере в Его воскресение одного из учеников Христовых ( Ин. 20:6–9 : Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых). Четверг седмицы 6-й по Пасхе, Вознесения Господня. Великая вечерня. Стихира 1-я на «Господи, воззвах» : «Ангели дивятся, человека зряще превыше себе» . Какой урок смирения им, и они могли его вынести, лишь приучившись к послушанию Богу в весьма долгий промежуток времени. «Дух же Святый велит всем Ангелам Его» . Значит, Ангелы добрые, а значит, и святые на небе движутся в своей жизни и действиях Святым Духом. Стихира 5-я: «Господи, мене ради обнищавый по мне» . Став одною ипостасью с тварным, хотя и разумным, существом, Сын Божий обнищал по Божеству в нем, то есть этом тварном существе, по Божественному же существу оставшись ничем не ограниченным и не стесненным, и сие не удивительно, ибо тварь, как бы совершенна она ни была, не может никогда выразить всей полноты Божества. Удивительно уже и то, что ее полнота стала одно с человеком во Христе. Чудно дело любви и мудрости Божией и непостижимо никаким умом. Стихира на «Слава и ныне» на литии: «Господи, таинство еже от веков сокровенное и от родов, исполнив яко Благ, пришел еси со ученики Твоими на гору Елеонскую, имея Рождшую Тя Творца и всех Содетеля: Той бо в страсти Твоей матерски паче всех болезновавшей, подобаше и славою плоти Твоея, премногия насладитися радости. Еяже и мы причащающеся, еже на небеса восходом Твоим, Владыко, великую Твою милость на нас бывшую славим» .

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

2 . Канон в субботу мясопустную, имеющий в троичных и богородичных тропарях акростих: «недостойного Феодора» (το ναξου Θεοδρου). Содержание канона – горячая молитва к Богу о прощении грехов и упокоении в царстве небесном всех с верой и надеждой от века усопших христиан 750 . 3 . Канон в неделю мясопустную 751 . Преп. отец с глубоким чувством сокрушения о своих грехах молится Господу о милосердии на страшном суде. По силе религиозного и поэтического воодушевления это одно из лучших церковных песнопений преп. Феодора. Оно построено по правилам ритмической поэзии в подражание ирмосам: «Помощник и покровитель». Каждый тропарь состоит из 7 стихов, разделённых на два параллельных периода, из которых первый звучит грустно, печально, второй же выражает сильное волнение молитвенного чувства 752 . 4 . 23 стихиры на «Господи воззвах» – по одной: в неделю сыропустную, в понедельник, среду, четверг 1-й седмицы поста, в неделю православия, во вторник, среду, четверг 2-й седмицы, в неделю 8-ю, в понедельник, вторник, среду, четверг 3-й седмицы, в неделю крестопоклонную, в четверг 4-й седмицы, в неделю 4-ю, в понедельник, вторник, четверг 5-й седмицы, в понедельник, вторник, среду и четверг 6-й седмицы. Общее содержание их – призыв верующих к подвигам поста и утешенье их мыслью о приближении св. Страстей Христовых и Пасхи. 5 . 14 седальнов на утрени – по одному (по третьем стихословии): в понедельник 1-й седмицы, в понедельник, вторник, четверг и пятницу 3-й седмицы, в среду и четверг 4-й седмицы, в понедельник, вторник, среду 5-й седмицы, во вторник, среду, четверг и пятницу 6-й седмицы. По содержанию они примыкают к стихирам на «Господи воззвах». 6 . Канон в неделю крестопоклонную 753 . Здесь прославляется Крест Христов и изображается радость поклонения ему; самое торжество изнесения креста представляется, как предварение воспоминания Страстей Христовых и Пасхи. Канон написан лёгкими стихами, полон высокопоэтических образов и вообще мало уступает известному пасхальному канону «воскресенья день», по образцу которого и написан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Тит. 762). З. пятидесятный в основном соответствует З. постному, в добавление к последнему содержит Слова на Пасху, на Антипасху, на Неделю 2-ю после Пасхи, на Неделю 3-ю, на среду и воскресенье 4-й седмицы после Пасхи, на Недели 5-ю и 6-ю (иногда и на четверг 6-й седмицы), на субботу и воскресенье 7-й седмицы, на Пятидесятницу, на понедельник после Пятидесятницы и на Неделю всех святых (см., напр.: РГБ. Троиц. 142; РНБ. Тит. 752 и 755; ГИМ. Увар. 158/314 и 782/315). Наиболее распространены списки З. годового. Он встречается в 2 основных разновидностях: краткой и пространной. З. годовой краткого вида содержит Слова на Неделю о мытаре и фарисее, на Неделю о блудном сыне, на субботы и воскресенья мясопустной и сыропустной седмиц, на субботу и воскресенье 1-й седмицы поста, на воскресные дни 2-й и 3-й седмиц, на среду и воскресенье 4-й седмицы, на субботу и воскресенье 6-й седмицы, на четверг и субботу Страстной седмицы, на Пасху, на воскресные и нек-рые будние дни 2-7-й послепасхальных седмиц, на Пятидесятницу, на понедельник после Пятидесятницы, на Неделю всех святых и на все последующие воскресные дни до приготовительных седмиц к Великому посту, причем в воскресенья 7, 8 и 10-й седмиц читается по 2 Слова (см., напр.: БАН. 33.13.15 и 16.18.1; РГБ. Больш. 215). З. годовой пространного вида содержит Слова не только на воскресные, но и на будние дни поста, совпадая в этой части с З. постным и З. пятидесятным. В статьях после Недели всех святых краткий и пространный виды идентичны (см., напр.: РГБ. Больш. 215; ГИМ. Увар. 111/316; РНБ. Тит. 751 и 753). Ряд Слов, читающихся в пространном виде З. годового после Недели всех святых, повторяют Слова, читающиеся в будние дни поста: так, Слова на субботу мясопустной седмицы, на вторник-пятницу 1-й седмицы поста, на субботу 2-й седмицы поста, на среду и четверг 3-й седмицы поста повторены соответственно в 14, 5, 6, 8, 3 (в составе Слова о богатом и Лазаре), 18, 11, 9 и 12-е воскресенья после Недели всех святых. В некоторых списках З.

http://pravenc.ru/text/199907.html

1519 Богородичен 9-й песни канона, седален по 3-й песни канона, в Неделю Святой Пятидесятницы на утрене. – Триодь цветная. Ср.: «Служба и акафист Пресвятой Троице». СПб., 1887. С. 10. 1520 Молитвы Отцу, Сыну Божию и Святому Духу. См.: «Служба и акафист Пресвятой Троице». СПб., 1887. С. 63–74. 1522 2-й трипеснец, троичен 8-й песни канона, в среду ваий на утрене. – Триодь постная; Троичен 3-й и 5-й песней 2-го канона, в среду преполовения на утрене, 7-я стихира на «Господи, воззвах» в субботу седьмой седмицы по Пасхе вечера. – Триодь цветная. 1525 Троичен 9-й песни, 2-й трипеснец третьей седмицы Великого поста на утрене; 7-й тропарь 2-й песни, 2-й трипеснец, в понедель­ник Страстной седмицы на повечерии. – Триодь постная. 1526 Троичен 1-го гласа на утрене перед кафизмами. – Триодь постная; 1-й тропарь 9-й песни канона Святой Троице, в Неделю утра на полунощнице. – Октоих, глас 7. 1528 2-й трипеснец, троичен 5-й песни, в пяток утра третьей седми­цы Великого поста; 2-й четверопеснец, троичен 9-й песни, в суббо­ту третьей седмицы Великого поста, на утрене. – Триодь постная. 1530 Троичны 3-й, 9-й песней канона в Неделю мясопустную на утрене; Троичен 8-й песни, трипеснец в понедельник сырный на утрене; Седален по 2-м стихословии, во вторник сырный на утрене; Троичен 3-й и 8-й песней канона св. Андрея Критского , в понедель­ник первой седмицы Великого поста, на повечерии; Седален по 2-м стихословии, во вторник сырный, на утрене. – Триодь постная. 1531 Тропарь мертвых на «Слава» по 17-й кафизме, в субботу мясо­пустную, на утрене. – Триодь постная; Троичен 2-й песни канона св. Андрея Критского , в четверг первой седмицы Великого поста, на повечерии; Трипеснец, троичен 5-й песни, в пяток утра первой седмицы Великого поста; 2-й трипеснец, троичен 1-й песни, в по­недельник второй седмицы Великого поста, на утрене; Троичен 9-й песни, 2-й четверопеснец, в субботу утра четвертой седмицы Великого поста; 2-й трипеснец, троичен 8-й песни, в понедельник утра пятой седмицы Великого поста; 2-й трипеснец, 8-й тропарь 9-й песни канона св. Андрея Критского , в понедельник Страстной седмицы, на повечерии. – Триодь постная.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

– На 1-м часе кафисмы нет. – Во вторник ради канона совершается Литургия Преждеосвященных Даров; на «Господи, воззвах...», как полагается на такой службе, стихиры поются на 10: Триоди 6 и Минеи 4. При этом из Триоди сначала поются стихиры со стиховны, затем – подобны из «Господи, воззвах...». Изменения в расписании кафисм на 5-й седмице в случае переноса Великого канона на вторник Отметим, что в идеале нам необходимы три варианта расписания, по одному для каждого из трёх случаев: 1) Благовещение в четверг 5-й седмицы; 2) Благовещение в среду 5-й седмицы; 3) храмовый праздник в среду или четверг 5-й седмицы. Типикон в 17-й главе содержит расписание только для первого случая; для двух других случаев предложим расписание самостоятельно, руководствуясь теми принципами, которые обнаруживаются при составлении первого варианта расписания. Благовещение Пресвятой Богородицы в четверг 5-й седмицы Для этого случая Типикон предлагает следующее расписание кафисм. утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня суббота воскресенье понедельник вторник 19, 20, 1 четверг пятница 13, 14, 15 суббота Мы видим, что в схеме чтения кафисм реализуются следующие принципы: – кафисмы идут по порядку (кроме привычных исключений: 17-я кафисма пропускается, меняется порядок чтения кафисм в пятницу и субботу), в том числе и на вечерне читается рядовая кафисма; – в день службы Великого канона на утрене должна быть только одна кафисма, на 1-м часе кафисмы нет; – на вечерне накануне и в сам праздник Благовещения кафисмы нет; – для компенсации отмены кафисм на вечерне в праздник Благовещения добавляется чтение кафисмы в понедельник на 1-м часе (единственный случай в Уставе, когда в понедельник на 1-м часе есть кафисма). Кроме того, 18-я кафисма читается только раз за седмицу (так как в другие седмицы она читается чаще других, то именно её однократное прочтение на 5-й седмице в качестве исключения является вполне понятным). Благовещение Пресвятой Богородицы в среду 5-й седмицы Этого варианта в Типиконе нет, но его можно составить на основании предыдущего расписания. Так как здесь праздник выпадает на среду, то следует отменить кафисмы на вечерне вторника и среды; напротив, кафисму в четверг вечером нужно прочитать. Точно так же кафисма на 1-м часе в понедельник сохраняется и 18-я кафисма будет прочитана 1 раз. В итоге этот вариант расписания будет отличаться от предыдущего только в период от вечерни вторника до вечерни четверга.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Типиконе, принятом ныне в РПЦ, далеко не все Б. г. отмечены как Марковы, мн. помечены лишь как примечания (  ). Они размещаются в месяцесловной части Типикона ([Т. 1.] С. 533-588) под днями 24, 25 и 26 марта и включают в себя: 1) для предпразднства - основную главу о службе в седмичный день Четыредесятницы и рубрики, посвященные совпадению 24 марта с 3, 4, 5 (Акафиста), 6-й (Лазаревой) субботами и с 3 (Крестопоклонной), 4 и 5-й неделями Четыредесятницы, с понедельниками 4, 5 и 6-й седмиц поста, со средой и четвергом 4 и 5-й седмиц поста; 2) для Благовещения - главу о празднике в будний день поста (занимает весь разд. под 25 марта и начальную часть разд. под 26 марта), рубрики о совпадении Благовещения с теми же днями, что указывались для предпразднства, и, кроме того, со всеми днями от Недели ваий до среды Светлой седмицы и 2 студийские статьи (о самих Б. г. и о литургии в Великую пятницу; по сравнению со студийскими памятниками статьи неск. изменены); 3) для отдания - служба сначала описана сразу после основной главы о Благовещении (под 26 марта), особые главы следуют за главами о Благовещении и включают в себя уставные указания для совпадения 26 марта с пятницами 3-й и 4-й седмиц поста, с 3-й (отдельно - об особенностях служения в храме, посвященном арх. Гавриилу), 4-й и 5-й неделями Четыредесятницы, с понедельниками 4, 5 и 6-й седмиц, со средой 4-й седмицы, с четвергом и субботой 5-й седмицы. Б. г. завершаются рубрикой о перенесении службы отдания, когда оно попадает на период от Лазаревой субботы до Светлой седмицы, на повечерие одного из дней 6-й седмицы. Среди храмовых глав Типикона есть еще одна рубрика - об уставе совершения службы на отдание праздника Благовещения Пресв. Богородицы в дни Страстной седмицы, если храм посвящен арх. Гавриилу (в этом случае служба отдания не отменяется - Типикон. [Т. 2.] Ч. 1130). В совр. греч. приходском Типиконе насчитывается 24 Б. г. Основная - глава о Благовещении в пятницу 3-й седмицы поста, далее следуют главы о Благовещении в каждый из дней Четыредесятницы, Страстной и Светлой седмиц (до Светлой среды включительно; пропущены лишь среда и четверг 6-й седмицы поста - Βιολκης. Τυπικν. Σ. 205-238). Особенность этого Типикона - упрощенный устав благовещенской службы (праздничная литургия не соединяется с вечерней; накануне не совершается литургия Преждеосвященных Даров; отдание в большинстве случаев бывает не на утрене, а на вечерне 25 марта вечером; при совпадении Благовещения с Великими пятницей или субботой праздник переносится на 1-й день Пасхи).

http://pravenc.ru/text/благовещенских ...

утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня суббота воскресенье понедельник вторник 16, 19, 20 четверг пятница 13, 14, 15 суббота Храмовый праздник в среду или четверг 5-й седмицы Особенности этого варианта связаны с тем, что в храмовый праздник кафисмы на вечернях не отменяются (см. 34-ю и 35-ю храмовые главы). Потому здесь можно, опираясь на обычное расписание для 5-й седмицы, просто «сдвинуть» его с учётом сокращения кафисм во вторник. При этом кафисма на 1-м часе в понедельник отменяется (необходимости в её компенсационном добавлении нет), а 18-я кафисма будет прочитана 2 раза. В итоге от стандартного расписания для 5-й седмицы данный вариант будет иметь отличия в интервале от утрени вторника до 1-го часа в четверг. утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня суббота воскресенье понедельник вторник 16, 18, 19 четверг пятница 13, 14, 15 суббота В заключение обратим особое внимание, что первый и второй варианты расписания кафисм являются универсальными, актуальными для всех приходов (ибо Благовещение празднуют везде), тогда как третий вариант будет индивидуальным для того храма, в котором совершают престольный праздник; в других храмах (т. е. в подавляющем большинстве приходов) будут руководствоваться обычной схемой чтения кафисм для 5-й седмицы Великого поста. Раздел VI. Психология Христианский взгляд на эмоции Священник Алексий Талалаев, V курс СПДС В святоотеческой литературе эмоциональным явлениям уделяется большое внимание. Хотя сам этот термин здесь не употребляется, однако нетрудно заметить, что эквивалентом эмоциональных явлений выступает раздражительная часть души, средоточием которой является сердце. Характеристика раздражительной части души, даваемая в святоотеческой литературе, во многом совпадает с характеристикой эмоциональных явлений, даваемой светской психологией, но есть и важные различия, анализ которых имеет существенное значение для понимания механизмов регуляции эмоций. Рассмотрим характеристику эмоциональной сферы человека, содержащуюся в трудах святителя Феофана Затворника , который опирался на опыт своих предшественников и во многом развил его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подобное наблюдается и в Евергетидском Типиконе, только в четверг пятой седмицы и среду преполовения исполняются три кафизмы . Мессинский Типикон (1131 г.) предполагал две кафизмы каждый понедельник в течение Великой четыредесятницы, но в этот день также должна была исполняться кафизма на первом часе. В среду преполовения и в четверг пятой седмицы поста также предписывалось две кафизмы . Аналогичные предписания мы видим в Николо-Казулянском Типиконе (XIII в.) . В отличие от приведенных выше примеров, Студийско-Алексиевский Устав (1034 г.) и некоторые его редакции в первый день Великого поста предлагают три кафизмы . Сокращение кафизм до двух указанный устав предписывает по пятницам Великой четыредесятницы. Однако он указывает также и исполнение кафизмы на первом часе по пятницам, что не предусматривается нынешней традицией. Аналогичное сокращение кафизм на утрени встречается в среду преполовения Четыредесятницы. Интересно, что согласно рассматриваемому уставу кафизмы вообще отменяются на утрени четверга 5-ой седмицы Великого поста , однако подобное опущение стихословия псалтири в указанный день мы находим и в синайской редакции Иерусалимского Устава (Sin. gr. 1094, ΧΙΙ в.) . Орбельская триодь (ΧΙΙΙ в.), зависящая от студийской традиции, позволяет сокращать количество кафизм в среду преполовения и четверг пятой седмицы до одной . Общие закономерности с великопостным периодом чтения кафизм имеет зимний период чтения Псалтири, в течение которого также исполняется исключительно 18-ая кафизма на вечерни и три кафизмы на утрени. Приведем таблицу распределения кафизм в указанный период в сравнении с летним периодом .   Таблица 2 Распределение чтения кафизм в зимний и летний периоды в современной традиции Дни Летний период Зимний период Утреня Вечерня Утреня Вечерня Воскресенье 2, 3 (+17 каф.) -------- 2, 3 (+134, 135 пс.) ------- Понедельник Вторник 10, 11, 12 Четверг 13, 14, 15 Пятница Суббота   Из приведенной таблицы мы видим, что на утрени в течение зимнего периода стало исполняться три кафизмы ввиду того, что к двум кафизмам, постоянно исполняющимся на указанном богослужении, присоединилась кафизма, которая должна исполняться на вечерни.

http://bogoslov.ru/article/4453203

10 . Если случится Господский праздник недвунадесятый, – тропари: праздника и святого; кондаки: святого и праздника (см., например, 1 августа). 11 . Если случится Богородичный праздник недвунадесятый (иконы Богородицы или другой), – тропари: праздника и святого; кондаки: святого и праздника (см., например, 1 октября). 12 . Если случится предпразднство или попразднство Господского праздника, – тропари: предпразднства иж праздника, храма и святого; кондаки: храма, святого и предпразднства или праздника (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е). 13 . Если случится предпразднство или попразднство Богородичного праздника, – тропари: предпразднства или праздника и святого; кондаки: святого и предпразднства или праздника (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е). 14 . Если случится отдание Господского или Богородичного праздника, – тропарь и кондак праздника (иногда прибавляются тропарь и кондак празднуемого святого) (см. 25 ноября). 15 . Если случится бдение святому, или полиелей, или славословие, – тропари: храма и святого; кондаки: святого и храма (см., например, 26 сентября, 29 июня, а также Типикон, гл. XV и LII, «зри» 42, 43-е). 16 . Если случится служба святому шестеричная или без знака понедельник, вторник и четверг, – тропари: храма, дня седмицычетверг – два) и святого Минеи (одного или двоих); кондаки: дня седмицычетверг – два), святого Минеи (одного или двоих), «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», храма (см. Типикон, гл. LII, «зри» 5, 6, 16, 31, 32-е). 17 . Если случится служба святому шестеричная или без знака в среду и пятницу, – тропари: дня седмицы «Спаси, Господи, люди Твоя», храма и святого Минеи (одного или двоих); кондаки: дня седмицы («Вознесыйся на Крест»), святого Минеи (одного или двоих), «Слава» «Со святыми упокой», «И ныне», храма (см. Типикон, гл. LII, «зри» 23-е). 18 . Если случится в субботу бдение святому, или полиелей, или славословие, а также предпразднство, или попразднство, или отдание, устав пения тропарей и кондаков тот же, что и в прочие дни седмицы (см. выше пункты 12–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Приложение 2-е используется только в седмичные дни на вседневной службе в случае шестеричного святого или без знака в Уставе. В этом приложении выбор Богородична определяется не только гласом, но и днем седмицы. На каждом гласе здесь находятся восемь Богородичных, по два для каждого из четырех дней седмицы (понедельник, вторник, четверг, суббота), тогда как в среду и пяток поются Крестобогородичны, которые полагаются в службах Минеи на ряду, а не в приложении. Первый из двух Богородичных любого седмичного дня, обозначенный «в неделю вечера», «в понедельник вечера» и так далее, поется на вечерне на «Господи, воззвах…» и на стиховне. Другой Богородичен, обозначенный «в понедельник утра», «в четверг утра» и так далее, поется только на утрене на «Хвалите…» (если есть хвалитные стихиры) и на стиховне. Таким образом, во 2-м приложении найти необходимый Богородичен можно в три этапа: сначала определяем глас Богородична (он соответствует гласу стихиры «Славы») и находим его в приложении, затем находим день седмицы и далее выбираем Богородичен в зависимости от того, какая совершается служба (вечерня или утреня). Обратимся к конкретным примерам. Допустим, мы поем стихиры на «Господи, воззвах…» 3 сентября в понедельник. На «Слава» здесь поется стихира 6-го гласа, потому Богородичен также будет 6-го гласа. Открываем 2-е приложение, 6-й глас, находим первый Богородичен, обозначенный «в неделю вечера» (так как стихиры на «Господи, воззвах…» поются на вечерне, совершаемой накануне понедельника). Это будет Богородичен «Архангельски воспоим, вернии…», который и является искомым. Возьмем другой случай. Пусть мы поем стихиры на стиховне на утрене 5 сентября в четверг. На «Слава» здесь поется стихира 8-го гласа, потому Богородичен также будет 8-го гласа. Открываем 2-е приложение, 8-й глас, находим Богородичен, обозначенный «в четверг утра». Это будет Богородичен «Исхити мя, Владычице…», который и является искомым. Приложение 3-е используется во все воскресные дни, а также в праздники святых со бдением, полиелеем и великим славословием. Здесь на каждом гласе находится только по одному Богородичну, который поется после тропарей в воскресные дни на утрене по «Бог Господь…», а в седмичные дни еще на вечерне по «Ныне отпущаеши…» и на утрене по славословии. Здесь все просто: какого гласа тропарь (если поются два тропаря, то последний тропарь), такого следует петь и Богородичен (за исключением субботы, когда во всех случаях поется Богородичен уходящего гласа). Например, на полиелейный праздник святого апостола Филиппа (14 ноября), тропарь которого поется на 3-й глас, в любой день седмицы (кроме субботы) на вечерне по «Ныне отпущаеши…» и на утрене по «Бог Господь…» и по славословии следует петь Богородичен 3-го гласа «Тя, ходатайствовавшую спасение рода нашего…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010