Почему в Церкви Христовой уже с древних времен в Годичном Кругу торжеств существовало календарное чествование только одного из Божиих Имен — Софии, то есть Премудрости Божией, объяснить не могу, но принимаю как исторический факт, что уже в самом начале IV века такой Праздник был, и Святой Царь Константин такому торжеству решил посвятить храмовые престолы по крайней мере в двух городах Империи. Из известных самый ранний храм во Имя Софии Премудрости Божией был возведен при Святом Равноапостольном Императоре Константине в 311–313 годах во Фракии, в городе Сардика. Именно в том храме проводился в 347 году Сардикийский Собор против ариан. Святой Благоверный Император Юстиниан Великий в 537 году Сардикийский Софийский храм перестроил в большой кафедральный собор, существующий и ныне. Позже Фракийская область племени сардов вошла в Болгарское Царство, и город стал именоваться на славянский манер Средец. В XI столетии город перешел во владение Ромейской Империи и стал именоваться Триадица в честь Пресвятой Троицы, но c XIV века болгары стали город именовать в честь здешнего кафедрального собора Софией, он хорошо известен всем нам как современная столица Болгарии . Кафедральный Собор Святой Софии в болгарской Софии В 324–337 годах при том же Святом Императоре Константине был построен Софийский храм в небольшом босфорском порту Виз антии на рыночной площади Августеон. Вскоре город переименовали в Константинополь или Новый Рим. Первоначальный Софийский храм был разрушен пожаром во время восстания «Ника» 532 года и в 537 году он был возобновлен Императором Юстинианом. Император Юстиниан построил самый большой христиански собор в мipe. После по Уставу Великой Церкви 22 Декабря праздновалось воспоминание отверзения её врат, а 23 Декабря праздновалось освящение Святителем Миной, Патриархом Константинопольским, Святой Божьей Великой Церкви . Айя-София в Истамбуле-Константинополе Третий из известных Софийских храмов был построен на рубеже V и VI веков в фракийском городе Менебрия, а ромеи его назвали Месембрия, сейчас это болгарский город Нес ебыр или Нес ебр.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/10/...

Тяжелые испытания выпали на долю Полоцка во время Ливонской войны (1558-1583). В 1563 году город был взят приступом войсками Ивана Грозного. Как отмечал в своих записках иезуит Антоний Поссевино, при осаде Полоцка русскими полками его жители «публично молились о даровании московитянам победы». После окончания штурма в Софийском соборе, который к этому времени имел уже два придела — во имя Святой Троицы и в честь Всех Святых, по случаю одержанной русскими победы был совершен благодарственный молебен. Через три года, в 1566 году, в Полоцке разразился страшный мор: от чумы умерли сотни жителей и среди них многие священники, в том числе поставленный на местную кафедру Иваном Грозным архиепископ Трифон. Но самые лютые испытания обрушились на Полоцк после захвата его в 1579 году армией польского короля Стефана Батория. Изгнав «москвитян» из города, Баторий в отместку за сочувствие белорусов русским издал указ, по которому в Полоцке учреждался иезуитский коллегиум, а все православные церкви, за исключением Святой Софии, передавались католикам. В результате этого деяния 6 монастырей и 8 церквей в Полоцке были отняты у православных. Огромной потерей стало разграбление отрядами мадьяр Стефана Батория ценнейшей библиотеки Святой Софии. Немецкий хронист Р. Гейденштейн, наблюдавший картину разорения Полоцка, зафиксировал данное событие в составленных им «Записках о Московской войне». На этом бедствия для Полоцка не закончились. В 1596 году часть высшего клира Православной Церкви Речи Посполитой, изменив вере предков, приняла т.н. Брестскую унию. Среди епископов, подписавших унию, был и полоцкий владыка — Григорий Герман Загорский, по возвращении из Бреста обративший единственный из уцелевших православных храмов города — Софийский собор — в униатский, сохранив при нем кафедру. В 1607 году Полоцк постиг большой пожар, не миновавший и Святую Софию, также погоревшую. Восстанавливать храм, некоторое время находившийся в запустении, выпало в 1618 году известному униатскому архиепископу Иосафату Кунцевичу. При восстановлении собора Кунцевич приложил все усилия, чтобы изменить православный облик храма. По свидетельству базилианского историка Стебельского, Иосафат приказал «укоротить» украшавшие церковь купола, дабы они не напоминали о прошлом Святой Софии. На месте придела в честь Всех святых Кунцевич освятил алтарь в честь святого Бенедикта.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209640...

После ареста в 1929 г. отца Александра Андреева храм был закрыт. В 1937 г. отец Александр был расстрелян. В 2000 г. причислен к лику святых новомучеников. После закрытия храма в нем обосновался «Союз безбожников», позже его отдали под квартиры и различные конторы. В середине XX в. производилась реставрация колокольни и церкви, которая так и не была завершена. В мае 1994 г. надвратный храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» был возвращен Русской Православной Церкви, и в следующем году его освятили. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Отдельно стоящая трехъярусная шатровая колокольня была построена в 1860-х гг. по проекту архитектора Н. И. Козловского. Нижний этаж монументального первого яруса в центре имеет сквозной проезд на церковный двор, на втором – храм в честь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " . Второй ярус – четверик. На третьем ярусе – восьмерике – размещаются колокола, он увенчан шатром с главкой и крестом. Колокольня, построенная в русско-византийском стиле, соперничала по высоте с завершенным в 1859 году храмом Христа Спасителя. Никак не перекликаясь со зданием самой церкви Софии Премудрости Божией, она гармонирует с вертикалями кремлевских башен и колокольней Ивана Великого, расположенными на другом берегу Москвы-реки. И это не случайно – колокольня должна была стать частью " софийского ансамбля " , в который входило бы и соответствующее по масштабам и архитектурному облику новое здание храма. Идея возвести в центре Москвы, напротив кремля, соразмерный храму Христа Спасителя и кремлевским соборам храмовый комплекс, соименный главной святыне византийской империи – Святой Софии Константинопольской, отсылала к известной концепции " Москва – Третий Рим " и подчеркивала значение Первопрестольной как мирового оплота православия. Грандиозным планам не суждено было сбыться: архитектурная комиссия установила, что здание храма не впишется в узкий участок земли, вытянутый между рекой и обводным каналом.

http://sobory.ru/article/?object=02401

Новую колокольню просили выстроить по линии Софийской набережной с проездными воротами с двухэтажными флигелями, в одном из которых должна была разместиться церковь в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». Потребность в строительстве также мотивировалась необходимостью продолжения богослужения в случае затопления основного храма в весеннее время водой. Строительство колокольни продолжалось шесть лет, и было окончено в 1868 г. колокольня Софийской церкви стала первым высотным сооружением, построенным в центре Москвы после окончания внешних строительных работ по храму Христа Спасителя, завершенных в 1859 г. Строительство колокольни было лишь частью плана, автором которого были протоиерей Александр Нечаев и архитектор Николай Козловский. Также было задумано грандиозное строительство основного здания храма, соответствующего по масштабам и архитектурному облику зданию колокольни. В случае осуществления этого проекта Софийский ансамбль, несомненно, стал бы важнейшим архитектурным ансамблем Замоскворечья. В основе замысла ансамбля Софийской колокольни и Софийского храма лежал определенный круг идей, связанный с храмом Христа Спасителя. Как и храм Христа, Софийский храм предполагалось выстроить в византийском стиле. Само выражение «византийский» подчеркивало исторические православные корни Российского государства. «Возведение в центре Москвы соразмерного с храмом Христа Спасителя и Кремлевскими соборами, храма Софии Премудрости Божией, соименного главному храму Византийской империи, получало весьма актуальное звучание. Оно отсылало к известной концепции «Москва – третий Рим», напоминая о вековечности православия и извечных целях русского государства, об освобождении Греции и порабощенных Турцией славянских народов, а также главной Православной святыни – храма Софии Константинопольской». Москва осознавала себя не только преемницей Рима и Византии, но и мировым оплотом Православной Церкви, что было созвучно идее Москвы как Дома Богородицы. Главными символами этой сложнейшей композиции стали кремлевская Соборная площадь с Успенским собором и Красная площадь с храмом Покрова на Рву, который был архитектурной иконой Града Божия – Небесного Иерусалима. Замоскворечье по своему вторило Кремлю и представляло другую часть градостроительной модели Москвы. Государев Сад был устроен во образ Гефсиманского Сада на Святой Земле. А сравнительно скромная церковь Святой Софии стала и важнейшим Богородичным символом, и образом главной христианской святыни Гефсиманского сада – Погребального вертепа Божией Матери. Место погребения Богородицы символически связано с праздником Ее Успения, который осмысляется прославлением Богоматери как Царицы Небесной, и Софийская церковь воплощает именно эту идею, именно этот образ Богоматери, перекликаясь с кремлевским Успенским собором.

http://sobory.ru/article/?object=20622

Здесь же неподалеку возвышается церковь Святой Софии, давшая за ее великолепие название всему городу. Это творение воли святого императора Юстиниана, сестра константинопольского Софийского собора. Благодаря поистине царственным размерам, храм, построенный в VI веке, и сегодня без труда может вместить до 5000 молящихся. После завоевания Болгарии турками в конце XIV века эти древние соборы на долгие пять столетий стали мечетями. Лишь помощь России, заступившейся за братьев-славян, положила конец османскому игу. Победа в войне 1877-1878 гг. вернула Болгарии и независимость, и возможность вновь прийти под недоступные столь многим поколениям древние своды. В память о беспримерной роли России в освобождении Болгарии в самом сердце Софии сияют купола патриаршего храма, освященного в честь покровителя Руси - святого благоверного князя Александра Невского. Еще одна потрясающая особенность Софии для православных паломников - святой пояс монастырей. Около 40 святых обителей со всех сторон окружают столицу, оберегая и храня ее духовную чистоту. До некоторых из них можно доехать и на общественном транспорте, а к иным придется и пройти пешком, с посохом паломника - точно так же, как сотни лет назад. В годы турецкой оккупации именно эти малые обители хранили для потомков богослужебные книги, передавали из уст в уста предания о великих подвижниках, не давали засохнуть виноградной лозе Православной Церкви. И все же самым известным монастырем Болгарии по праву считается Рыльский монастырь. Часа за полтора-два на машине вполне можно доехать до прославленной обители. Здесь почивают мощи великого подвижника X века, светоча болгарской земли - святого Иоанна Рыльского. Роспись монастыря представляет собой яркие полотна фресок и гармоничных узоров, украшающих не только внутренние, но и внешние стены. Поэтому даже обширный внутренний двор являет собой как бы храм, куполом которого становится само небо. Подивившись на благолепие монастыря, поклонившись святым мощам Иоанна Рыльского, паломники непременно устремляются по узкой дорожке в необъятный лес, шумящий листвой почти у самых стен обители. Рано или поздно уставшие паломники выходят к скале, в расщелине которой провел несколько лет своей земной жизни святой Иоанн.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

В новой должности святой Евфимий вызывал всеобщее изумление и уважение тем, что, занимая столь высокое положение, будучи в центре деловой жизни огромного торгового города, он нес иноческие подвиги так же усердно, как и в дремучих лесах. В 1421 году скончался архиепископ Симеон. При новом архиерее Евфимии I святой Евфимий снова удалился в свою обитель. Вскоре иноки обители на Лисичьей горе избрали святого своим игуменом. По преставлении архиепископа Новгородского Евфимия I в 1429 году игумен Евфимий был избран архиепископом своего родного города и 29 ноября вступил в храм Святой Софии. В течение четырех лет святитель управлял Новгородской епархией, оставаясь нареченным архиепископом, и только 24 мая 1434 года был посвящен в Смоленске. Архиерейскую хиротонию возглавлял митрополит Герасим. В течение 29 лет мудро правил своей епархией святой Евфимий, ревностно исполняя свой архипастырский долг. Много потрудился святой Евфимий для построения и возобновления храмов, особенно после опустошительных пожаров 1431 и 1442 гг. Богато был украшен святителем Софийский собор, а в Новгородском Кремле построено несколько новых храмов. " Если хочешь, - пишет Пахомий Логофет, - видеть немногое из числа великих дел его, иди к храму Святой Софии. Там увидишь созданные им храмы святых, стоящие подобно горам. Не голосом, а делом открывают они разнообразную красоту свою. Это даровал мне архиепископ Евфимий, - говорит одна церковь; другая говорит - таким благолепием он украсил меня; третья поведает - меня воздвиг он с основания. Храм великого Иоанна Златоустого, высокий и красивый, рукою Златоустого благословляет его и от его лица говорит: " Поелику ты воздвиг мне храм, и я умолю Творца приготовить тебе храмину на Небе " . Соборный храм Премудрости Божией, обветшавший от времени и возобновленный им, вещает: " Он возвратил мне прежнее благолепие мое, украсил меня святыми иконами, он - хвала и красота моя " " . Святитель Евфимий построил церковь в честь своего Ангела Хранителя, в 1438 году в Вяжицкой обители - каменный храм в честь Святителя Николая, а в следующем году - каменный храм в честь святого Иоанна Богослова с трапезою и службами.

http://patriarchia.ru/db/text/911426.htm...

Генерал А. Колянковский, передавая храм православному населению Харбина, надеялся, что «жертвуемое здание воодушевит его мощный дух для воссоздания здесь величественного храма Святой Софии, по своему великолепию не уступающему нашим древним храмам в древнепрестольном граде Киеве». Софийская церковь была прекрасно украшена, щедро укомплектована всем необходимым для службы. За ней среди жителей Харбина закрепилось красноречивое название – «Софийская лавра». Кроме главного алтаря в церкви был устроен придел в честь св. пророка Божьего Илии и св. мученицы Ираиды. При входе в церковь прихожан встречали сцены «Послы Владимировы в Софийском Соборе в Царьграде» и «Крещение киевлян при Владимире». В связи с притоком эмигрантов в 1920-х гг. было решено построить новое здание Софийской церкви на том же участке, где был деревянная церковь. Известный харбинский архитектор М.М. Осколков использовал повторный (не типовой) проект церкви Богоявления Господня (Гутуевская) в С.-Петербурге гражданского инженера Вас. А. Косякова и инженера Б.К. Правдзика (1892–1897). В свою очередь, Косяков при разработке своего проекта ориентировался на образ храма Христа Спасителя в селе Борки под Харьковым (арх. Р.Р. Марфельд), основанного в честь спасения императора Александра III с семьей при крушении там поезда 17 октября 1888 г. Закладка нового здания храма состоялась 27 сентября 1923 г. Строительство вместительного величественного храма завершилось в 1932 г., в 1933 г. он был торжественно освящен. Храм с трапезной имеет в плане латинский крест (удлиненная западная ветвь), апсида с трех сторон охвачена обходной галереей. Пространство трапезной разделено на три нефа двумя рядами колонн. Восьмигранное в плане пространство основного объема церкви прекрасно освещено 16 окнами, прорезающими высокий мощный барабан. Храм увенчан огромным куполом луковичной формы, восьмигранными шатрами с главками на тонких шейках над боковыми приделами. Фасады разработаны в русском стиле. Церковь вмещала почти две тысячи человек и превосходила по размерам все остальные храмы Харбина.

http://sobory.ru/article/?object=08750

Лики Ангелов, Святителей, Пророков, Мучеников оживляют стены и столпы древнего алтаря сего, в котором почти от начала христианства на Руси не преставала ни одного дня приноситься бескровная Жертва о спасении Ее сынов; такое обилие молитвы исполняет сию сокровищницу, и Слово Божие устами своих служителей не престает и доныне оглашать молитвенников под сению Святой Софии. Большое паникадило, или хорос, пред иконостасом устроено в царствование Годунова митрополитом Варлаамом, как о том свидетельствует надпись, и особенно замечательны два места, Царское и Святительское, украшенные богатою резьбою. Архиепископ Пимен, бывший судиею Святого мученика Филиппа и сам вскоре осужденный Грозным, поставил обе сии кафедры и велел вырезать на них надписи: на Царском месте – молитву, которую сложил Император Иустин: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый…» с титулом Царским на конце; а на Святительском месте начертана сия утренняя молитва: «Небесный Царю! Верного Царя нашего укрепи, веру утверди, языки укроти, мир умири и святую обитель сию добре сохрани; прежде отшедшие отцы и братию нашу, в селениях праведных учини и нас в покаянии и в православной вере, Господи, приими и помилуй нас, яко Благий и Человеколюбец. Лета 1068». Четыре придела умножают собою число престолов Софийских: один, по левую сторону алтаря, во имя Евангелиста Иоанна, другой во имя Предтечи, у входа, налево от Корсунских врат, и два с правой стороны алтаря, в честь Рождества Богоматери и святых ее родителей Иоакима и Анны. Сим приделом начинается летопись соборная; ибо он устроен в память церкви Богоотец, созданной в 990 году первым епископом Новгорода, Святителем Иоакимом Корсунским, который низринул Перуна и крестил славян в волнах Волхова; каменная церковь сия долго существовала позади ньшешнего собора. Он же соорудил и другую деревянную церковь , во имя Софии Премудрости Божией, в подражание Цареградской, на так называемой Епископской улице; она сгорела 60 лет спустя, и на ее месте богатый гражданин новгородский Судислав поставил новую – в честь князей Бориса в Глеба, но и та разорена была немцами в XII веке; развалины ее доселе видны позади присутственных мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Главной темой встречи была подготовка Святого и Великого Собора Православной Церкви. Дата Собора официально провозглашена - Пятидесятница 2016 г., через два года. И место – собор Святой Ирины в Константинополе. Именно в этом храме, воздвигнутом при императоре Константине в 4 веке, состоялся Второй Вселенский Собор. Название храма – не в честь святой женщины «Ирины», но в честь Мира Божия – «ирини» по-гречески значит именно мир. Так же как и храм Софии – храм «Премудрости Божией». В настоящее время храм Св. Ирины считается концертных залом. Так, например, в нем в 2010 г. была представлена оратория митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею». В чем основной смысл как встречи предстоятелей, так и грядущего Собора – выработка механизмов представительства Православной Церкви как единой церкви, а не просто как Критской или Нижегородской митрополии. Это очень важно. В наше время легко узнать мнение Католической церкви по тому или иному вопросу, но попытка познакомиться с мнением Православной Церкви как таковой обычно сводится к знакомству с мнением определенного богослова или той или иной поместной церкви. Например, есть «Социальная доктрина РПЦ». Но совпадает ли с ней «социальная доктрина» Финской Православной Церкви? Или у православных финнов вообще таковой не имеется? Собор призван стать символом и инструментом выражения единой позиции Православной церкви. Важен ли для нас этот единый голос Православия? Несомненно, если мы не считаем, что Церковь ограничена лишь пределами нашей поместной церкви. В настоящее время такие представления свойственны многим. Так, в России рекомендовано соглашаться с мнениями своего священноначалия, но считается хорошим тоном подтрунивать над инициативами и позицией, например, Константинопольского патриархата. Или благодатность заграничных иерархов не та, что наших? А как быть с заявлениями Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата? Они безошибочны только для граждан Украины? Или для россиян тоже? Или же мнение Украинского синода может быть ошибочно? Ну а нашего, в таком случае? Теперь есть вероятность, что по тем или иным общим вопросам мы вскоре будем иметь мнение всей Православной Церкви.

http://ruskline.ru/special_opinion/nedel...

Этот день - день нашей общей радости, день освобождения нашего народа от языческого омрачения и от фашистского плена. Благодарение Триипостасному Богу, Живоначальной Троице, что наш народ вышел из тьмы заблуждения к свету благодати Божией. Этому светлому пути способствовала наша святая княгиня Ольга, приняв святое крещение и став проповедницей Православной веры на Руси, и она же снова явила свою помощь перед днем своего праздника 23 июля 1944 года, когда город Псков был освобожден от плена фашистской Германии. По свидетельству историков княгиня Ольга принадлежала к роду князей Изборских древнерусской династии, которая в X-XI веках переселилась в Выбуты, в лесное раздолье на берегу реки Великой. Здесь в безвестности жила прекрасная дева Ольга, не зная, что ей предначертано явиться на великокняжеском престоле и просиять своему Отечеству звездой премудрости Божественной благодати. Бремя государственного служения великая княгиня Ольга возложила на себя при трехлетнем сыне Святославе и вошла в историю как великая созидательница жизни и культуры Руси. Наша Святая Церковь называет Ольгу Богомудрой, потому что она стала первой управительницей и организатором Русской государственности. Древние летописи полны свидетельств о ее неустанных хождениях по Русской земле с целью благоустроения и упорядочения гражданского и хозяйственного быта в народе. Устроенные Ольгой погосты, являясь финансово-административными и судебными центрами, представляли прочную опору великокняжеской власти на местах. Она воздвигает храмы: Святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Пресвятой Богородицы - в Витебске, Святой Живоначальной Троицы - в нашем родном городе Пскове. В своих родных псковских краях святая Ольга сподобилась узреть знамение Господне. Стоя на берегу реки Псковы, она увидела три ниспадающих на землю пресветлых луча. Спутникам своим княгиня сказала: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте, озаряемым трисиятельными лучами, будет церковь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы, и возникнет город, изобилующий всем». Здесь она поставила крест, повелела заселить это место, а затем послала золото и серебро на создание храма. Так был построен на берегу Псковы Троицкий собор, а вскоре был основан и город Псков - первый оплот христианства в Северной Руси. Сам Псков с того времени стал называться Домом Святой Троицы. Троицкий собор, воздвигнутый Святой княгиней, был первым храмом на Руси в честь Святой Живононачальной Троицы.

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/16/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010