После смерти князя Игоря она успешно управляла государством и укрепила власть Киевского великого князя. Великая княгиня объезжала Русскую землю с целью упорядочения гражданской и хозяйственной жизни народа. При ней Русская земля была разделена на области, или волости, во многих местах она поставила погосты, ставшие административными и судебными центрами. Богомудрая Ольга вошла в историю и как великая созидательница культуры Киевской Руси. Она решительно отказалась от вторичного брака, сохраняя великокняжеский престол для подраставшего сына Святослава. Много трудов приложила святая княгиня Ольга для укрепления обороны страны. Ко времени правления Ольги историки относят установление первых государственных границ России – на западе, с Польшей. История не сохранила имен первых христианских наставников святой Ольги, вероятно потому, что обращение блаженной княгини ко Христу связывали с Божественным вразумлением. Один из древних текстов говорит об этом так: «О дивство! Сама не ведущи Писания, ни закона христианьскаго и учителя о благочестии не слыша, а нравом благочестия усердно поучашася и веру христианьскую от всея души возлюби. О неизреченнаго Промысла Божия! Не от человек блаженная научашася истине, но свыше учителя име Божию Премудрость». Ко Христу святая Ольга шла через поиски Истины, ища удовлетворения для своего пытливого ума; древний автор называет ее «богоизбранной рачительницей премудрости». Преподобный Нестор-летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа». В 955 году княгиня отправилась в Константинополь, где была с почетом принята императором Константином VII Багрянородным (913–959) и Патриархом Феофилактом (933–956). По свидетельству летописи, вскоре она приняла святое Крещение с именем Елена – в честь святой равноапостольной царицы Елены (†327; память 21 мая). Восприемником ее стал сам император Константин. Патриарх Феофилакт наставил русскую княгиню в истинах Православной веры и дал ей заповеди о сохранении церковного Устава, о молитве, посте, милостыне, соблюдении чистоты. «Она же, наклонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая», – пишет преподобный Нестор. Святая Ольга вернулась в Киев, взяв с собой святой крест, иконы, Богослужебные книги. Здесь началось ее апостольское служение. Она привела ко Христу и святому Крещению многих киевлян, предпринимала попытки повлиять на сына, убежденного язычника, малодушно боявшегося осуждения дружины. Но князь Святослав остался глух к призывам матери. Не принуждая сына, святая Ольга молилась со смирением: «Воля Божья да будет. Аще Бог хощет помиловати рода моего и земле русския, да возложит им на сердце обратитися к Богу, яко же и мне Бог дарова». Святая Ольга построила в Киеве, на могиле князя Аскольда, храм во имя Святителя Николая, заложила деревянный храм во имя Святой Софии Премудрости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что такое Честные Древа Креста Господня? 2 мин., 14.08.2020 Содержание 14 августа — праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня 01 Что такое Крест Господень? Крест Господень — деревянный крест, на котором распяли Иисуса Христа. После того как тело Спасителя сняли, Его Крест сбросили в старый колодец для дождевой воды. В 70 году по Р. Х. Иерусалим разрушила до основания римская армия, а место нахождения Креста было утеряно. Через 300 лет, когда во главе Римской империи станет Константин I, его мать Елена отыщет Крест на Святой Земле — в честь этого события Церковь установила праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.  02 Как узнали, что это тот самый крест? Были же и другие Верно, вместе с Христом распяли еще двух разбойников, и все три креста лежали в одном месте. Понять, какой из них принадлежал Спасителю, по внешним признакам было невозможно. Поэтому ко всем крестам приложили мертвеца и во время прикосновения к одному из них он воскрес (по другой версии, к крестам приложили тяжелобольную женщину, и та исцелилась). Поэтому Крест Господень и называют «Животворящим».  03 Что такое «Честные Древа Креста Господня»? Это часть Креста Спасителя, которая хранилась в сокровищнице Константинопольского правителя. Святая Елена после обретения Креста Господня разделила его на несколько частей и одну увезла с собой в столицу. «ЧестнЫми» они называются в честь особого почитания среди верующих. 04 Праздник называется «Изнесение Честных Древ». Их куда-то выносили? Да. В Константинополе сложилась традиция в августе нести святыню крестным ходом по городу, так как в это время года болело много людей. Вот что о возникновении праздника говорится в греческом часослове 1897 года: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой СофииПремудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

http://foma.ru/chto-takoe-chestnye-dreva...

Слова архиерея оправдались. Несмотря на бурные препятствия воинственно настроенных депутатов облсовета, всевозможные отказы и проволочки, верующие УПЦ вскоре получили земельный участок по адресу Коновальца, 1. Вера паствы посрамлена не была. …Длился Великий пост 1994 года. В Крестопоклонное воскресенье состоялась закладка камня будущего собора. Вспоминая этот период, владыка Сергий рассказывал об одном удивительном эпизоде. «Мы паломничали на Святую землю и молились о благополучном начале строительства нового кафедрального собора, у которого еще не было названия, и не знали, в чью честь он должен быть наречен. Ко мне подошла насельница одного из монастырей Святой Земли и предложила пожертвование на строительство собора в Тернополе. Я спросил ее: «Как ваше святое имя?» «Вера», – ответила она. «Ну, конечно же! Вера, Надежда и Любовь! В их честь и Премудрости БожиейСофии будет назван наш собор!» Так Господь указал нам святых мучениц, имена которых олицетворяют главные христианские добродетели».      С тех пор минуло 22 года. И прекрасный собор Веры, Надежды, Любви и матери их Софии стал настоящим украшением города. Как белая свеча, сияет он золотыми куполами, радует удивительными внутренними мозаичными росписями, чудесными иконами, писанными афонскими мастерами по заказу владыки Сергия, чудными службами Божьими. Служба уже закончилась. В соборе было пусто, лишь одна матушка на скамеечке читала Псалтирь. В храмовой тишине разглядываем это чудо, прикладываемся к иконам. Как узнали мы, здесь трудились художники-мозаичисты из Украины, России и Белоруссии: храм украшен мозаичным полом из белого, кофейного, малахитового мрамора, беломраморным иконостасом, мозаичными изображениями Тайной вечери и Богородицы Оранты в апсиде, мозаикой Спаса Вседержителя под главным куполом.      Сюда ежедневно к 8 утра приезжает уже поседевший, но такой же молодой душой, сухопарый и стремительный в движениях митрополит Сергий, одаривая спешащих к нему за благословением прихожан и паломников своей улыбкой и теплом добрых, искрящихся любовью глаз. В течение службы, если он ее не возглавляет, молится о здравии своих многочисленных чад, вынимая частички на Проскомидии, а также о тех, кто ушел уже в жизнь вечную. И лишь затем уже направляется в соседнее здание епархиального управления. Так начинается каждый день известного иерарха.

http://pravoslavie.ru/92393.html

Лики Ангелов, Святителей, Пророков, Мучеников оживляют стены и столпы древнего алтаря сего, в котором почти от начала христианства на Руси не преставала ни одного дня приноситься бескровная Жертва о спасении Ее сынов; такое обилие молитвы исполняет сию сокровищницу, и Слово Божие устами своих служителей не престает и доныне оглашать молитвенников под сению Святой Софии. Большое паникадило, или хорос, пред иконостасом устроено в царствование Годунова митрополитом Варлаамом, как о том свидетельствует надпись, и особенно замечательны два места, Царское и Святительское, украшенные богатою резьбою. Архиепископ Пимен, бывший судиею Святого мученика Филиппа и сам вскоре осужденный Грозным, поставил обе сии кафедры и велел вырезать на них надписи: на Царском месте – молитву, которую сложил Император Иустин: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый…» с титулом Царским на конце; а на Святительском месте начертана сия утренняя молитва: «Небесный Царю! Верного Царя нашего укрепи, веру утверди, языки укроти, мир умири и святую обитель сию добре сохрани; прежде отшедшие отцы и братию нашу, в селениях праведных учини и нас в покаянии и в православной вере, Господи, приими и помилуй нас, яко Благий и Человеколюбец. Лета 1068». Четыре придела умножают собою число престолов Софийских: один, по левую сторону алтаря, во имя Евангелиста Иоанна, другой во имя Предтечи, у входа, налево от Корсунских врат, и два с правой стороны алтаря, в честь Рождества Богоматери и святых ее родителей Иоакима и Анны. Сим приделом начинается летопись соборная; ибо он устроен в память церкви Богоотец, созданной в 990 году первым епископом Новгорода, Святителем Иоакимом Корсунским, который низринул Перуна и крестил славян в волнах Волхова; каменная церковь сия долго существовала позади ньшешнего собора. Он же соорудил и другую деревянную церковь , во имя Софии Премудрости Божией, в подражание Цареградской, на так называемой Епископской улице; она сгорела 60 лет спустя, и на ее месте богатый гражданин новгородский Судислав поставил новую – в честь князей Бориса в Глеба, но и та разорена была немцами в XII веке; развалины ее доселе видны позади присутственных мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Московського взяв участь в урочистостях з нагоди Предстоятеля Церкви 28 лютого 2018 р. 12:44 25 февраля 2018 года в Никосии состоялись торжества по случаю 40-летия архиерейской хиротонии Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома II . По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в мероприятиях на Кипре принял участие митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор . В Неделю Торжества Православия Божественную литургию в столичном храме Святой Софии Премудрости Божией совершили Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор ΙΙ , Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х и Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II. Предстоятелям сослужили митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, митрополит Вриульский Пантелеимон ( Константинопольский Патриархат ), митрополит Хонский и Самтредийский Савва ( Грузинский Патриархат ), митрополит Дабробосанский Хризостом ( Сербская Православная Церковь ), митрополит Тырговиштский Нифон ( Румынский Патриархат ), митрополит Врачанский Григорий ( Болгарский Патриархат ), митрополит Мессинийский Хризостом ( Элладская Православная Церковь ), митрополит Бератский Игнатий ( Албанская Православная Церковь ), архиепископ Вроцлавский и Щецинский Георгий ( Польская Православная Церковь ), архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий ( Православная Церковь Чешских земель и Словакии ), а также сонм архипастырей и духовенства Кипрской Православной Церкви . В тот же день в храме Святой Софии прошло торжественное заседание Церковно-народного собрания Кипрской Православной Церкви при участии Президента Кипра Н. Анастасиадиса, а также прибывших на торжества представителей Поместных Церквей. Вечером состоялся официальный ужин в честь высоких гостей от имени Предстоятеля Кипрской Церкви, во время которого митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор огласил поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Блаженнейшему Архиепископу Хризостому по случаю сорокалетия его архиерейского служения. В дар Его Блаженству представитель Московского Патриархата передал Смоленский образ Божией Матери «Одигитрия». 26 февраля состоялась встреча митрополита Исидора с Архиепископом Хризостомом, в ходе которой обсуждались вопросы двусторонних отношений Русской и Кипрской Православных Церквей. Сайт Смоленской епархии / Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5154918...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (24.02.1901, Москва - 4.11.1937, Сиблаг, г. Мариинск Кемеровской обл.), сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых), прот. Окончил Московское мещанское уч-ще, получил профессию бухгалтера. С 1918 по 1919 гг. служил писарем в 684-м сводном эвакуационном госпитале. В 1919 г., по окончании воинской службы, был определен послушником Московского Вознесенского монастыря, где обычно по приезде в Москву останавливался архиеп. Уральский и Николаевский Тихон (Оболенский). Владыка предложил ему быть своим иподиаконом, а затем забрал его к себе в епархию. В 1921 г. в г. Уральске был рукоположен в сан диакона, затем во священника. В сент. 1922 г. вместе с архиеп. Тихоном приехал в Москву, где стал вторым священником в храме Воскресения Христова в Кадашах. С 1924 г., патриарх Тихон (Беллавин) назначил А. настоятелем храма Софии, Премудрости Божией, в Ср. Садовниках. В 1929 г. арестован. В 1929 г. арестован, обвинен в антисоветской агитации, осужден на 3 года ссылки в Казахстан. Отбыв наказание, поселился в Рязани, где служил настоятелем ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; здесь же нес послушание диакона младший брат А.- Борис, служивший ранее иподиаконом архиеп. Иувеналия (Масловского). 14 янв. 1936 г. А. был арестован, обвинен в участии в «контрреволюционной группе церковников» и приговорен к 5 годам ИТЛ. Отбывал наказание в Сиблаге, вскоре был вновь арестован и проходил по делу сщмч. Серафима (Самойловича), архиеп. Угличского. 28 окт. 1937 г. тройкой при УНКВД по Новосибирской области приговорен к расстрелу. Приговорен к расстрелу. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Кемеровской обл. Арх. П-9211; Архив УФСБ по Рязанской обл. Д. 9611. Т. 1. Л. 69, Т. 5. Л. 275. Лит.: Мария, сестра. Православное сестричество при московском храме Святой Софии//Вестник РХД. 1983. 138. С. 195-214; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 80-81.

http://pravenc.ru/text/64078.html

Arhiva În regiunea Leningrad a fost srbtorit aniversarea a 775 de ani de la btlia de pe Neva 20 iulie 2015 11:44 18 июля 2015 года, в день памяти прп. Сергия, игумена Радонежского,  в Тосненском районе Ленинградской области прошло мероприятие, приуроченное к 775-летию Невской битвы. Праздник состоялся на месте, где великий князь Александр молился перед сражением со шведами в 1240 году. В мероприятии приняли участие епископ Гатчинский и Лужский Митрофан и временно исполняющий обязанности губернатора Ленинградской области Александр Дрозденко.  Пять лет назад, в год 770-летия Невской битвы, на этом месте был установлен памятный знак, потом — поклонный крест, затем была заложена и построена небольшая временная часовня во имя святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. В будущем здесь планируется возвести храмовый комплекс в честь святого благоверного князя Александра Невского, колокольню святого Георгия Победоносца, покровителя русских воинов, часовню Софии Премудрости Божией — в память о том, что перед битвой со шведами дружина князя Александра молилась в храме святой Софии в Новгороде, часовню свв. Бориса и Глеба взамен временной, часовню во имя Алексия, человека Божия, в память о том, что князь Александр Невский принял схиму с именем Алексий, а также духовно-просветительский центр.  Праздничное мероприятие началось с закладки камня в основание храма святого благоверного князя Александра Невского. Чин освящения совершил епископ Гатчинский и Лужский Митрофан.  Затем перед собравшимися выступил и.о. губернатора Ленинградской области, который напомнил, что уже пять лет на месте стоянки дружины и молитвы Александра Невского проходят торжества. Александр Дрозденко передал в дар от правительства Ленинградской области икону для будущего храма «Молитва святого благоверного князя Александра перед Невской битвой» — новый образ, специально написанный к юбилейному дню. Обращаясь к собравшимся епископ Гатчинский и Лужский Митрофан, в частности, сказал: «Сегодня мы отмечаем два больших события в жизни нашего народа.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4167726...

Митрополит Санкт-Петербургский Владимир возглавил торжества по случаю 225-летия Софийского (Вознесенского) собора в Царском Селе 14 июня 2013 г. 16:24 13 июня 2013 года, в праздник Вознесения Господня, отмечалось 225-летие освящения первого храма, построенного в Царском Селе — Софийского (Вознесенского) собора. Праздничное богослужение в этот день возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир . Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора протоиерей Геннадий Зверев и клирики Царскосельского благочиния. В нишах перед главным входом в собор были освящены установленные накануне скульптурные изображения святых благоверных князей Александра Невского и Игоря Черниговского. Бронзовые фигуры отлиты во Франции по эскизу народного художника Армении Альберта Аветисяна. Софийский собор был освящен в 1788 году в честь святой Софии, Премудрости Божией. Во время второго освящения в 1995 году храм получил еще одно название — Вознесенский. Собор строился при императрице Екатерине II, которая пожелала, чтобы в дворцово-парковой резиденции появился прообраз Софии Константинопольской. На византийскую копию средств не хватило, но храм посвятили славным победам в русско-турецких войнах. Русский зодчий Иван Старов и шотладский Чарльз Камерон возвели в тогдашнем уездном городе храм в духе классицизма. На его освящении вместе с Ее Величеством присутствовали наследник-цесаревич и высшие сановники.  В годы Великой Отечественной войны немецкие захватчики оставили от многих памятников в знаменитом пригороде северной столицы только стены, испещренные пулями и осколками снарядов. Софийский собор уцелел и был возрожден. Об этом напомнил в проповеди митрополит Владимир. Правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии вручил архиерейские грамотами прихожанам, которые десятилетиями оказывают безвозмездную помощь приходу. С 1989 года велось комплексное восстановление собора. Он был возрожден в былом великолепии через десять лет. В соборе поддерживаются традиции полкового храма — регулярно совершаются молебны для военнослужащих и курсантов. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3043599.ht...

225 лет исполнилось первому храму Царского Села - Софийскому собору июня 2013 Праздничное богослужение возглавил митрополит Владимир.    В нишах перед главным входом в собор были освящены установленные  накануне скульптурные изображения святых благоверных великих князей Александра Невского и Игоря Черниговского. Два защитника Руси жили во времена внутренних междоусобиц и внешних нашествий, но смогли своими мужеством и мудростью одолеть врагов. Бронзовые фигуры отлиты во Франции по эскизу народного художника Армении Альберта Аветисяна.  Софийский собор, один из немногих храмов России, имеющих двойное название, был освящен в 1788 году в честь святой Софии, Премудрости Божией. Во время второго освящения в 1995 году храм получил еще одно название - Вознесенский - в ознаменование чудесного спасения во время Великой Отечественной войны и " второго " рождения. Об этом напомнил в проповеди митрополит Владимир. Он наградил архиерейскими грамотами двух пожилых прихожанок - Галину Герасимович и Ирину Хованову , которые 20 лет безвозмездно оказывают помощь приходу.  Собор строился при императрице Екатерине II, которая пожелала, чтобы в дворцово-парковой резиденции появился прообраз Софии Константинопольской. Государыне не давала покоя мысль, что православный храм в Константинополе был превращен в мечеть. Русский зодчий Иван Старов и шотладский Чарльз Камерон создали в тогдашнем уездном городе совместное творение в духе классицизма. На византийскую копию средств не хватило, но храм посвятили славным победам в русско-турецких войнах. На его освящении вместе с Ее Величеством присутствовали наследник-цесаревич и высшие сановники, что придало храму высокий статус. Он стал одной из главных святынь России.  Как и у большинства храмов, у Софийского собора была непростая история. Фашисты, захватившие знаменитый  пригород северной столицы, оставили от многих памятников только стены, испещренные пулями и осколками снарядов. С 1989 года велось комплексное восстановление собора. Он возродился в былом великолепии через десять лет. Здесь поддерживаются традиции, присущие полковому храму - регулярно служатся молебны для военнослужащих и курсантов, принимается присяга.  " Вода живая " ,  13.06.13 Репортаж ТК " Союз " Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=327...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЛИКЕРИЯ НОВГОРОДСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прав. Гликерия Новгородская Гликерия Новгородская (+ ок. 1522 ), дева, праведная Память 13 мая Дочь Пантелеймона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась около 1522 года. В скудости сведений о святой виден знак потаенности ее жизни и делания. 14 июля 1572 года тело ее было найдено нетленным через 50 лет после кончины. По свидетельству современника событий, «сказывала жена старая Настасия владыке Леониду, что помнила, как девицу ту провожали лет с пятьдесят...», и после погребения ее произошли чудесные исцеления. Новгородская летопись под 1572 годом повествует, что за церковью святых Флора и Лавра «обретоша гроб верх земли и обретоша в гробе тело цало (т.о. цело) а не все». После открытия мощей архиепископ Новгородский Леонид торжественно положил мощи святой в храме святых мучеников Флора и Лавра . В тот же день получил исцеление от болезни при гробе праведницы четырехлетний сын подъячего Богдана Суворова, после чего были и другие исцеления. Эти исцеления стали основанием для канонизации святой. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. Сверху иконы — изображение СофииПремудрости Божией с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей , затем идут шесть рядов изображений святых Новгородской земли. Среди них в четвертом ряду — изображение преподобной Анны Новгородской , а в шестом ряду — святой праведной Гликерии. В Тихвинской церкви Московского Симонова монастыря в середине XIX века был устроен придел в честь святой Гликерии. Молитвословия Тропарь, глас 8 Вышния красоты желающи,/нижния сласти телесныя далече от себе отринула еси/и, нестяжание паче суетнаго мира возлюбивши,/ангельское житие провождала еси, Гликерие, дево блаженная,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Кондак, глас 3 Веселися, Великий Новград, великое сокровище стяжав,/мощи твоя, святая праведная дево Гликерие,/благодать исцелений подающия всем с верою и любовию приходящим к ним./И ныне предстоя с ликом святых жен русских пред Престолом Святыя Троицы,/молися оставление грехов даровати//чтущим святую память твою. Использованные материалы Редакция текста от: 05.11.2018 07:58:58 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/5795.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010