Hisp. De eccl. offic. II 13), но он не сохранился. Liber canticorum Поскольку важное место в богослужении И.-м. о. занимали библейские песни , они часто выписывались в порядке литургического года в отдельном сборнике или в приложении к Псалтири. Наиболее важные рукописи: Matrtit. Acad. Hist. Aemil. 64bis, X в. (из мон-ря Сан-Мильян-де-ла-Коголья); Tolet. Archivo de la Parroquia de Santa Eulalia. s. n., XI в.; Lond. Brit. Lib. Add. 30.845. Fol. 173-177, X в. (из аббатства Санто-Доминго-де-Силос). Фрагменты сохранились в Lond. Brit. Lib. Add. 30.844, X в. (вероятно, также из Санто-Доминго-де-Силос). Liber hymnorum представляла собой собрание гимнов оффиция. Образцов Гимнария почти не сохранилось. Помимо Гимнария в составе рукописи Matrit. Bibl. Nac. 10.001 (IX-X или XII-XIII вв.) известны фрагменты рукописи Tolet. Museo de Santa Cruz. 1352-2 (ранее Museo de San Vicente. Fragm. 3), X в. (из приходской ц. святых Иусты и Руфины), и рукописи Matrit. Acad. Hist. 118 (14), XI в. Возможно, появление этого типа книги в И.-м. о. связано с влиянием др. зап. обрядов, хотя репертуар испан. Гимнария оригинальный. Лист Леонского Антифонария. X в. (Léon. Arch. catedral. 8. Fol. 1v) Лист Леонского Антифонария. X в. (Léon. Arch. catedral. 8. Fol. 1v) Antiphonarium содержит все песнопения мессы и праздничных служб оффиция, расположенные в порядке литургического года. В приложении к нему обычно помещаются общие службы святым, вотивные мессы и проч. Единственная полная рукопись - Леонский Антифонарий из мон-ря Сан-Сиприано-дель-Кондадо (León. Arch. Catedr. 8, X в. (в колофоне на вставных листах указан 1066 г.); изд.: [Serrano L., Rojo C., Prado G.], ed. 1928; факсимиле и дипломатическое издание: Brou, Vives, ed. 1953-1959). Начинается с праздника св. Ацискла (17 нояб.) и заканчивается службой De quotidiano dominicale. Сохранились также фрагменты: 4 листа рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 11.695, IX-X вв. (из мон-ря Санто-Доминго-де-Силос); 2 листа рукописи Paris. Nouv. acq. lat. 2199, кон. IX-X в.

http://pravenc.ru/text/674997.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЭТАН СТАРШИЙ [Байтене, Баэдан; древнеирл. baetán, Baedán, Baithéne, Baoethin Mór McBrenaron; лат. Baithinus, Baitheneus] (536, Ирландия - 9.06.598, о-в Айона, британия), св. (пам. зап. 9 июня). Бэтан (видимо, уменьшительное прозвище от ирл. báeth - простак) - имя неск. ирл. святых раннего средневековья, сведения о к-рых чрезвычайно скудны. В «Донегольском мартирологе» (поздней компиляции, вобравшей мн. ирл. мартирологи) представлено не менее 15 святых с этим именем, в то время как в более раннем ирл. календаре (Félire Oengusso Celi De=The Martyrology of Oengus the Culdee, кон. VIII - нач. IX в.) многие не упоминаются. Наиболее известным среди них является Б. С. (наст. имя Конин). Он происходил из королевского рода, владевшего землями в сев.-зап. Ирландии (совр. графство Донегол). Согласно преданию, был двоюродным братом и воспитанником св. Колумбы ; его имя стоит первым в списке 12 учеников Колумбы, отправившихся вместе с учителем в 563 г. из Ирландии на о-в Айона (один из Внутренних Гебридских о-вов у зап. побережья Шотландии), где Колумба стал настоятелем основанного им мон-ря Иона . Б. С. упоминается в Житии св. Колумбы, написанном св. Адамнаном . Согласно «Актам ирландских святых», Б. С. был аббатом мон-ря на о-ве Тайри недалеко от о-ва Айона, а после кончины своего духовного наставника стал настоятелем мон-ря Иона. По преданию, св. Колумба в последний день жизни доверил ему продолжить свои оставшиеся незавершенными труды. Б. С. предсказал, что умрет в тот же день и месяц, что и его учитель. Адамнан сообщает, что Колумба умер 9 июня 597 г., в воскресенье, а кончина Б. С., согласно его житию (к-рое М. Херберт считает ранним и достоверным ( Herbert. Р. 36-39)), произошла в понедельник; это позволяет датировать кончину Б. С. 598 годом. Ист.: ActaSS. Jun. T. 4. P. 234-235; BHL. N 896; Colgan J. Triadis thaumaturgae. Lovanii, 1647. P. 458-469; O " Clery M. The Martyrology of Donegal/Ed. J. H. Todd et W. Reeves. Dublin, 1864. P. 162; Forbes A. P. Kalendars of Scottish Saints. Edinb., 1872. P. 274; Acta Sanctorum Hiberniae: ex codice Salmanticensi. Edinb., 1888. P. 871-878; The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. Dublin, 1984. P. 139, 146; Vitae sanctorum Hiberniae/Ed. C. Plummer. Oxf., 1910. Portland, 1997r. Vol. 1. P. 159-161; Vol. 2. P. 139, 228; Adomnan. Life of Columba/Ed. and transl. A. O. Anderson, M. O. Anderson. Oxf., 1991.

http://pravenc.ru/text/153769.html

Нижняя часть сильно вытянутого барабана, поддерживаемого 4 опирающимися на пристенные лопатки подпружными арками, глухая и утоплена в постамент, имеющий кубические очертания снаружи. В верхней зоне барабана размещены 8 узких вытянутых оконниц (1,8×0,4 м), поэтому на общем фоне сильно затененного интерьера световые акценты сконцентрированы в подкупольной зоне. Кроме верхних окон барабана и 2 больших окон, расположенных по центральной оси боковых певниц, в храме есть еще 5 окон: по одному в средних регистрах сев. и юж. сторон внутреннего нартекса и алтарной части и в центре апсиды. Окна оформлены как бифоры и со стороны фасадов обрамлены каменными резными оконницами со столбиком посередине, роскошными венцами и фигуративными рельефами. В верхних регистрах каждого из компартиментов расположены небольшие круглые окна разного размера, закрытые на фасадах каменными резными розетками. Зап. фасад ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич Зап. фасад ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич Со слабо и неравномерно освещенным пространством основного храма контрастирует залитый светом экзонартекс, где главным источником света является большой высокий проем в юж. стене. Аналогично оконницам он разделен колонкой, украшен каменным резным архивольтом и рельефом с образом Пресв. Богородицы в тимпане. В верхних зонах юж., сев. и зап. стен экзонартекса размещены 3 больших окна-розетки. В храме имеется 2 портала: главный на зап. фасаде, ведущий из внешнего нартекса во внутренний, и в северной певнице, вероятно более поздний. Хорошо сохранился внутренний портал, ведущий из экзонартекса в храм, роскошно украшенный полихромной каменной резьбой с орнаментальной плетенкой. Внешний зап. портал полностью реконструирован в процессе реставрационных работ 1928-1930 гг. на основе обнаруженных фрагментов декора и по образцу хорошо сохранившегося внутреннего портала. Фрагмент декора ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич Фрагмент декора ц. Введения во храм Пресв.

http://pravenc.ru/text/1319955.html

В монашеской среде до XI в. К. называли тех, кто принесли обеты в зрелом возрасте, отличая их от отданных в мон-рь в детстве и воспитывавшихся там (т. н. pueri oblati (принесенные дети), nutriti (вскормленные), donati (отданные)). В «Правилах для монахов» св. Исидора Севильского К. называются те, кто, удалившись от мира, готовятся принести монашеские обеты ( Isid. Hisp. Reg. mon. 4//PL. 83. Col. 871-873; в тексте используются только глаголы convertuntur, convertitur; выражение conversio для обозначения ухода в мон-рь применяется и в бенедиктинском уставе - Reg. Ben. 58). В Уставе св. Фруктуоза (главы 20-22) подробно описывается порядок приема К. в мон-рь. Прошедшие испытание К. имели те же права и обязанности, что и облаты , внешне от них не отличались и впосл. могли получить ординацию. В XI в. появляется новая категория К.- живущих в мон-ре, но не приносящих полных монашеских обетов. Таких К. обычно называли fratres laici (братья-миряне, т. е. нерукоположенные), illiterati (неграмотные), idiotae (необразованные), barbati (бородатые), exteriores (внешние). Хотя они принадлежали к братии мон-ря, но отличались от монахов тем, что в основном занимались физическим трудом. Впервые К. появились в конгрегации камальдулов (по преданию, еще при жизни св. Ромуальда они помогали в инфирмарии (госпитале) в Фонтебуоно (Constitutiones B. Rodulphi (1085)//Annales Camaldulenses. Venetiis, 1758. Vol. 3. Col. 543) и в аббатстве Ситрия ( Petri Damiani Vita S. Romualdi. 64//PL. 144. Col. 1002-1003)). В сер. XI в. К. («сервы») прислуживали в еремитории св. Петра Дамиани в Фонте-Авеллана (вместо монашеских обетов они давали особое обещание - promissio: Idem. De institutis ordinis eremitarum. 7//PL. 145. Col. 342). Влиянием камальдулов можно объяснить появление К. в бенедиктинских конгрегациях Валломброзы (Vita S. Joannis Gualberti abbatis//PL. 146. Col. 775-776) и Хирзау (Vita Guillelmi. 23//PL. 150. Col. 914). В аббатстве Клюни и мон-рях Клюнийской конгрегации К. нового типа, видимо, не было. К. там называли неграмотных монахов, к-рые не могли полноценно участвовать в богослужении как монахи хора (cantores). При этом переход из одной категории в другую для них не был закрыт; они могли даже получить ординацию. В кон. XI в. и особенно в XII в. прослеживается тенденция к большему внешнему обособлению К. от монахов. При аббате Петре Достопочтенном К. были переданы обязанности famuli - монастырских слуг, имевших семьи и проживавших в бурге рядом с Клюни.

http://pravenc.ru/text/1841878.html

3. С. 131-183 (на груз. яз.); Бердзенишвили Н. Визири в феод. Грузии// Он же. Вопр. истории Грузии. Тб., 1966. Т. 3. С. 5-56 (на груз. яз.); Беридзе В. В. Древнегруз. архитектура. Тб., 1974 (на груз. яз.); Аладашвили Н. А. Монументальная скульптура Грузии. М., 1977; Вирсаладзе Т. Б. Основные этапы развития груз. средневек. монументальной живописи/2-й междунар. симпозиум по груз. искусству. Тб., 1977; Sanikidze T., Abramishvili G. Orfèvrerie géorgienne du VII au XIX siècle. Genève, 1979; Хускивадзе Л. З. Грузинские эмали. Тб., 1981; Цинцадзе В. Мартвильский свети//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1981. Вып. 56. С. 30-38 (на груз. яз.); Лазарев В. История визант. живописи. М., 1986; Mepisaschvili R., Zinzadse W. Georgien: Kirchen und Wehrbauten. Lpz., 1987; Бакурадзе К. Мартвильская мозаика//Дзеглис мегобари. 1987. Вып. 2. С. 28 (на груз. яз.); Тугуши А. К выяснению хронологии Чкондидских епископов//Эгриси: Лит. сб. Тб., 1988. 1. С. 227-231 (на груз. яз.); он же. Из истории становления Чиквани владетельными князьями Мегрелии//Рица: Лит. сб. Сухуми, 1991. 1. С. 135-141 (на груз. яз.); Соселия О. Н. Очерки из соц.-полит. истории Зап. Грузии феод. периода (сеньории). Тб., 1990. Т. 3 (на груз. яз.); Лордкипанидзе И. Г. Роспись в Цаленджиха. Тб., 1992; Чихладзе Н. Э. Художественные слои росписи Мартвильского мон-ря//Очерки гос. музея искусств Грузии. Тб., 1996. Т. 2. С. 94-103 (на груз. яз.); она же. Изображения ист. лиц XVI-XVII в. в Мартвильской церкви//Там же. 1997. Т. 3. С. 104-114 (на груз. яз.); она же. Об иконографической программе росписи Мартвильского мон-ря//Там же. 1999. Т. 5. С. 101-115 (на груз. яз.); она же. Сцена из жития св. Георгия «Чудо с отроком» в росписи XVI в. мон-ря Мартвили//Кавказский вестник. Тб., 2001. Т. 4. С. 108-114; eadem (Chikhladze N.). Reflections of Georgian-Iranian Cultural Interrelations in Seventeenth-Century Georgian Fine Arts//Iran and Caucasus: Research Papers. Yerevan; Tehran, 2003. Vol. 7. N 1/2. P. 183-190; она же.

http://pravenc.ru/text/2562406.html

Каталог груз. рукописей Синайского мон-ря// О н же. Сведения о памятниках груз. письменности. СПб., 1889. Т. 1. Вып. 2; Паисий Агиапостолит, митр. Родосский. Описание Святой горы Синайской и ее окрестностей/Изд.: А. И. Пападопуло-Керамевс; Пер.: Г. С. Дестунис. СПб., 1891; Памятники Синая, археологические и палеографические/Ред.: В. Н. Бенешевич. Л., 1925. Вып. 1; Марр Н. Я. Описание груз. рукописей Синайского мон-ря. М.; Л., 1940; Джавахишвили И. А. Описание груз. рукописей на горе Синай. Тбилиси, 1947 (на груз. яз.); Древнеарм. перевод «Картлис Цховреба»/Изд., исслед., словарь: И. Абуладзе. Тбилиси, 1953 (на древнеарм. и груз. яз.); КЦ. 1955. Т. 1. С. 352-353; 1959. Т. 2. С. 141; Garritte G. Catalogue des manuscripts géйorgiens limméйraires du Mont Sinai. Louvain, 1956. (CSCO; 165. Subs.; 9); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 369-370; Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер. с древнеарм.: Л. Ханларян. М., 1976. C. 119-120; Описание груз. рукописей: Синайская коллекция. Тбилиси, 1978. Т. 1/Сост.: Е. Метревели и др.; 1979. Т. 2/Сост.: Р. Твараия и др.; 1987. Т. 3/Сост.: Р. Твараия и др. (на груз. яз.); The New Finds of Sinai: Catalogue of Georgian Manuscripts Discovered in 1975 at St. Catherine " s Monastery on Mount Sinai/Ed. Z. Aleksidze, M. Shanidze, l. Khevsuriani, M. Kavtaria. Athens, 2005. P. 50-53, 246-248, 374-376 (на англ., греч., груз. яз.). Лит.: Бенешевич В. Н. Изображение груз. царя Давида Строителя на иконе Синайского мон-ря//ХВ. 1912. Т. 1. Вып. 1. С. 62-64; Tarchnisvili M. Publicamions récentes relatives à la littérature géorgienne//Le Muséon. 1958. Vol. 71. P. 173-189; Stone M., ed. The Armenian Inscriptions from the Sinai/Appendixes on the georg. and lat. inscriptions by M. van Esbroeck and W. Adler. Camb., 1982. P. 171-179, 243-249; Abu-Maneh B. The Georgians in Jerusalem in Mamluk Period//Egypt and Palestine: A Millennium of Associations (863-1948)/Ed.: A. Cohen, G. Bear. N. Y., 1984; Абуладзе Ц. Османские грамоты груз.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АББОН ИЗ [лат. Abbo Floriacensis] (940 или 945, Орлеан - 13.11.1004, мон-рь Ла-Реоль, Аквитания), мч. (пам. зап. 13 нояб.). Бенедиктинец, аббат мон-ря Сен-Бенуа-сюр-Луар ( Флёри ), сторонник клюнийской реформы , ученый. После учебы в Париже и Реймсе А. из Ф. приобрел обширные и разносторонние знания, создал труды по математике, агиографии, грамматике, каноническому праву. Наряду со св. Гербертом Аврилакским он был первым на Западе, кто знал сочинения Боэция по логике и создал труд по искусству силлогизма. В 985-987 гг. А. из Ф. по приглашению св. Освальда , архиеп. Йоркского, преподавал в мон-ре Рамси (Англия). В 988 г. стал аббатом Флёри. При нем мон-рь, реформированный еще св. Одо Клюнийским, превратился в один из влиятельных центров реформы, что предопределило конфликты с местным епископом (еп-ство Орлеан) и стоявшим за ним франц. кор. Гуго Капетом. К теме противостояния реформированного монашества и епископата А. из Ф. обратился в своей «Апологетике» (Apologeticus ad Hugonem et Robertum reges Francorum, 994). Сборник канонов, адресованный франц. кор. Роберту II, отличает подчеркнутое уважение к прерогативам королевской власти, в к-рой А. из Ф. видел противовес епископским притязаниям. В 1004 г., стремясь распространить должную дисциплину в мон-ре Ла-Реоль, он переселил туда часть монахов из Флëри. Во время возникшей ссоры и драки между монахами из разных мон-рей А. из Ф. попытался остановить кровопролитие, но был убит. Соч.: PL. 139. Col. 419-570; Carmen acrostichum ad Ottonem imp.//MGH. Poetae. T. 5. P. 469-471; Commentarius in cyclum Victorii//Bull. di bibliografia e di storia di scienzo matematico e fisico. 1871. N 4. P. 443-445; Passio s. Edmundi//Memorials of St. Edmunds Abbey. 1890. P. 3-25; Syllogismorum categoricum et hypotheticorum enodatio/Ed. A. Van de Vyver// Van de Vyver A. Les oeuvres inédites d " Abbo de Fleury//Rome bénédictine. T. 47. P. 125-169; Abbonis Floriacensis Орега inedita. Brugge, 1966. T. 1. Ист.: Aimoin. Vita Abbonis//PL. 139. Col. 375-414. Лит.: Cousin P. Abbo de Fleury-sur-Loire. P., 1954; Mostert M. The political theology of Abbo of Fleury: A study of the ideas about society and law of the 10th century monastic reform movement//Middeleeuwse Studies en Bronnen. Hilversum, 1987. N 2. Н. Ф. Усков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62422.html

Лит.: Сильвестр (Медведев), мон. Оглавление книг, кто их сложил//ЧОИДР. 1846. 3. Отд. 4. С. 11-12. 33; Докучаев Н. О так называемой «Книге о вере единой»//Черниговские ЕВ. Прил. 1867. 17, 18; 1868. 8, 16, 17, 20, 21; 1869. 3; Дементьев Г. Критический разбор так называемой Книги о вере сравнительно с учением глаголемых старообрядцев. СПб., 1883; Завитневич К. «Палинодия» Захария Копыстенского и ее место в истории западнорус. полемич. лит-ры. Варшава, 1883; Калужняцкий Э. И. Игумена Нафанаила «Книга о вере», ее источники и значение в истории южно-западнорус. полемич. лит-ры//ЧОИДР. 1886. Кн. 4. Отд. 2. С. 1-36; Белокуров С. А. Арсений (Суханов). М., 1891. Ч. 1 (по указ.); Строганов П. Я. Патриарший Бизюков мон-рь: Опыт церк.-ист. исслед. Могилёв, 1914. С. 100, XLII-XLIII; Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорус. церк. жизнь. Каз., 1914. Т. 1. С. 118, 344; Rothe H. Zur Kiever Literatur im Moskau. II//Slavistische Studien zum IX. Intern. Kongress in Kiev, 1983. Köln; W., 1983. S. 417-434; Niess H. Kirche in Rußland zwieschen Tradition und Glaube. Gött., 1977; Mychalskyj A. «Liber de fide» Pseudo-Nathanaelis. R., 1967. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 1; 21); Заборовский Л. В. Католики, православные, униаты: Проблемы религии в русско-польско-украинских отношениях кон. 40-80-х гг. XVII в.: Документы. Исследования. М., 1998. Ч. 1. С. 124; Опарина Т. А. Иван Наседка и полемич. богословие Киевской митрополии. Новосиб., 1998. С. 243-284; она же. Число 1666 в рус. книжности сер.- 3-й четв. XVII в.//Человек между Царством и Империей: Сб. материалов междунар. конф. М., 2003. Ч. 4. С. 287-317; Флоря Б. Н. Положение правосл. населения Смоленщины в составе Речи Посполитой (20-40-е гг. XVII в.)//RES. 1998. T. 70. Fasc. 2. Р. 333-345; он же. Смоленщина и Моск. Патриархия накануне русско-польской войны//Слав. альманах. 2002. М., 2003. С. 49-53; Гурьянова Н. С. Старообрядцы и творческое наследие Киевской митрополии. Новосиб., 2007. С. 291-319; Савельева Н. В. Кто был автором «Книги о вере»//Рус. лит-ра. М., 2010. 4. С. 149-154; она же. Неизвестный западнорус. автор иером. Гедеон, игумен Бизюкова мон-ря, и моск. книгопечатание сер. XVII в.//Книжная старина. СПб., 2011. Вып. 2. С. 82-131; она же. К вопросу о допечатной традиции «Книги о вере» иером. Гедеона, игумена Бизюкова мон-ря: Из истории бытования списка М. А. Оболенского//Старообрядчество в России, XVII-XX вв. М., 2013. Вып. 5. С. 15-38.

http://pravenc.ru/text/1841552.html

P. 222-229; она же. К-польские чудотворные образы и груз. живописные иконы XI-XIV вв.//Груз. древности. 2003. 4/5. С. 50-62 (на груз. яз.); eadem. Passion Cycle Triptych//Byz. 2003. Vol. 73. Fasc. 2. P. 339-359; она же. К изучению икон средневек. Грузии: (По мат-лам письменных источников)//ВВ. 2005. T. 64(89). С. 232-244; Velmans T. Une icone au Musee de Mestia et le theme des 40 Martyrs en Georgie// Eadem. L " Art medieval de l " orient chremien. Sofia, 20022. P. 301-317; eadem. Un triptyque avec l " arbre de Jesse et deux autres images mobiles conserve a Tbilisi//Ibid. P. 325-333. Н. Чичинадзе Чеканное искусство В результате археологических раскопок выявлен огромный материал, свидетельствующий о высоком уровне чеканного дела в Грузии с кон. III тыс. до Р. Х. Средневек. груз. чеканное искусство возродилось в лоне христ. культуры на основе этой традиции, но уже с новыми темами и задачами. История груз. скульптуры фактически представляет собой историю рельефной скульптуры (в правосл. среде круглая скульптура не получила распространения), полное и яркое воссоздание общей картины развития к-рой возможно благодаря искусству чеканки. Несмотря на бесконечные войны, разорения страны, сохранилось неск. тысяч чеканных произведений. Это церковные предметы разного назначения: изготовленные из серебра или золота иконы, процессионные и предалтарные кресты, рипиды, потиры и т. д., многие, согласно сопровождающим надписям, заказаны царями, членами их семей, высшими представителями духовенства, крупными феодалами. Они датируются с VIII-IX до XIX в., что позволяет представить целостную картину развития чеканного искусства и его самобытные черты. Чеканный оклад иконы «Преображение» из мон-ря Зарзма. 886 г. (ГМИГ) Чеканный оклад иконы «Преображение» из мон-ря Зарзма. 886 г. (ГМИГ) Самой активной и плодотворной эпохой груз. чеканки являлись X-XI века. Главной задачей, стоящей перед мастерами этого времени, было скульптурное воплощение христ. тематики, того или иного святого или всей сюжетной композиции. Ранним значительным памятником, относящимся к времени становления груз. чеканки, является живописная икона «Преображение» из мон-ря Зарзма (не сохр.), украшенная чеканным окладом (886, ГМИГ). На Зарзмской иконе фигуры уплощены, почти все изображение носит графический характер. Памятники этого круга создали твердую основу для дальнейшего развития груз. чеканного искусства. По мнению Г. Н. Чубинашвили, «…на этой почве, расчищенной от подражательного повторения чуждых скульптурных композиций… в Грузии Х в. зачинается процесс искания действительно скульптурных решений».

http://pravenc.ru/text/168199.html

для совершения служб по монастырскому чину (рукописи: Tolet. Bibl. capit. 33.3, XI-XII вв. (из Толедо); Silos. Arch. mon. 7, XI в. (из Санто-Доминго-де-Силос); Santiago de Compostela. Bibl. Univ. 609 (Res. 1), 1055 г. (Часослов Фернандо I Великого, короля Леона, Кастилии и Наварры; факсимильное изд. и иссл. см.: Libro de horas de Fernando I de León/Ed. M. C. Díaz y Díaz, S. Moralejo Álvarez. Santiago de Compostela, 1995); Salamanca. Bibl. Univ. 2668, 1059 г. (Бревиарий королевы Санчи); Lond. Brit. Lib. Add. 30.851. Fol. 164-182, XI в. Фрагмент Часослова - ркп. Santo Domingo de la Calzada. Arch. Catedr. s. n., X-XI вв. (из мон-ря Сан-Мартин-де-Альбельда). В составе Бревиария Ортиса также имеется Часослов, скопированный с утраченной ныне рукописи (PL. 86. Col. 939-972). Liber Psalmographus - сборник молитв, основанных на текстах псалмов, которые использовались в составе служб суточного круга в качестве молитв антифонов и респонсориев. Сохранился фрагмент рукописи Matrit. Archiv. Hist. Nac. 1.487 B-7, XI в. (изд.: Pinell. 1972). Liber ordinum содержит чины таинств и сакраменталий (Крещение, ординации, Покаяние, помазание больных, молитвы над умирающими и чины погребения, различные благословения, включая благословение брака). В рим. традиции этому типу книги соответствуют Понтификалы и Ритуалы. Известны Libri ordinum 2 типов - епископские и пресвитерские. К числу первых относится рукопись Silos. Arch. mon. 4, 1052 г. (из мон-ря Сан-Пруденсио-де-Монте-Латурсе). Она была обнаружена в 1886 г., а потом и издана М. Феротеном ( F é rotin. 1904, новое изд.: Janini. 1991). Еще одна епископская Liber ordinum происходит из мон-ря Сан-Мильян-де-ла-Коголья (Matrit. Acad. Hist. Aemil. 56, X в.). Сохранился также фрагмент рукописи Tolet. Bibl. capit. 35.7. Fol. 44, XI-XII вв. Пресвитерское богослужение представлено в рукописи Silos. Arch. mon. 3, 1039 г. (изд.: Janini. 1981), и во фрагменте León. Arch. Catedr. 5, XI в. В древности существовал также особый сборник экзорцизмов, к-рые читались над оглашаемыми - Libellus exorcismorum ( Isid.

http://pravenc.ru/text/674997.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010