Свт. Григорий не только наставлял Януария, но старался всеми силами вернуть тому авторитет в глазах клириков и паствы. Так, в уже упоминавшемся письме IV.26 Римский папа просит епископа Каралиса довести до сведения всех епископов требования, предъявляемые к претендентам на эту должность. Свт. Григорий откровенно признался, что не хотел писать им напрямую, чтобы не умалять достоинство Януария как митрополита 57 . Другое вмешательство свт. Григория в церковную жизнь Сардинии было связано с тем, что некоторые епископы фактически перестали зависеть от Януария. В частности, епископы решились нарушить древний обычай и перестали спрашивать Януария о дне Пасхи 58 . Кроме того, некоторые из них осмеливались покидать остров без ведома и без разрешения митрополита 59 . Внимание свт. Григория к подобному поведению епископов и его попытки пресечь эти нарушения, опираясь на постановления соборных канонов, свидетельствуют о его желании всеми силами повысить значимость фигуры митрополита 60 . Даже в конфликте своего дефенсора Виталия и Януария свт. Григорий встал на сторону последнего. Когда клирики Каралиса стали жаловаться на Януария и нашли в лице дефенсора защиту, папа запретил ему оказывать какое-либо покровительство мятежникам 61 . Все эти примеры доказывают, что одной из важнейших задач свт. Григория было восстановление и поддержание авторитета и влияния Януария в его митрополии, для того чтобы он смог достойно руководить церковной жизнью Сардинского региона. Итак, письма Григория являются прекрасным источником, иллюстрирующим статус епископа и положение дел в Сардинской митрополии в конце VI в. С точки зрения свт. Григория, причиной всех проблем является предстоятель Каралиса – митрополит Януарий, которому не хватает усердия, рвения, мудрости и авторитета, для того чтобы осуществлять церковное управление. Пример Януария прекрасно иллюстрирует роль епископа и тем более митрополита в жизни христианских общин: его недостатки и проступки ведут к нарушению церковной дисциплины, к беспорядкам, к произволу магнатов и т. п. От дурного поведения митрополита страдают все – и клирики Сардинии, и простые землевладельцы, ведь, не обладая достаточным авторитетом, такой епископ не может обуздать своевольных магнатов. Ему не под силу навести порядок в митрополии: епископы и клир ведут себя неподобающим образом, не слушая увещеваний митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Крест свой и крест Христов//Творения. Т. 1. С. 356. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в 3-ю неделю Великого поста. О крестоношении//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 95. См.: Гал. 5:24. Исполнение заповедей Евангелия требует от человека самоотвержения, противления своим желаниям и пониманиям, иными словами – реального распятия себя, всего своего (падшего) естества, что, естественно, переживается этим естеством как боль, страдания. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Крест свой и крест Христов//Творения. Т. 1. С. 355-356, 357. Ср. понимание своего мученичества у небесного покровителя свт. Игнатия – св. Игнатия Богоносца: «Мученичество для И[гнатия] Б[огоносца] – это истинное подражание Христу страждущему по безграничной Божественной любви смиренное соучастие в жертве любви Христовой, участие в “Чаше Его”, что делает истинным христоносцем и богоносцем. Однако мученичество есть не только участие в страдании и жертве, но одновременно и более того – приобщение к Христову воскресению и вечной жизни, божественной жизни бессмертия и нетления» ( Макаров Е. Е. Богословие. Экклезиология//Игнатий Богоносец//Православная энциклопедия. Т. 21. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/293491.html#part_15 (дата обращения: 8.10.2021). В принципе, это то же, о чем пишет свт. Игнатий относительно любых скорбей, постигающих христианина. Ради полноты представления о значении креста упомянем, что святитель еще замечает, ссылаясь на прп. Марка Подвижника: «Не ищи христианского совершенства в добродетелях человеческих. Там нет его: оно сокровенно в Кресте Христовом» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Крест свой и крест Христов//Творения. Т. 1. С. 357). Это уже аскетическое и аксиологическое значение, которых мы не будем разбирать подробно в рамках настоящего исследования. См.: Там же. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. О терпении//Творения. Т. 2. С. 330-331; Слово в Великий пяток на вечерне//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 137-138; ср.: Крест свой и крест Христов//Творения. Т. 1. С. 357.

http://bogoslov.ru/article/6177850

В 1504 свт. Геннадию и его сподвижникам удалось добиться полного осуждения еретиков. С именем свт. Геннадия связаны и создание «Четвертой Новгородской летописи», и первое уставное указание о почитании русских подвижников, и составление пасхалии «на осьмую тысячу лет» (от Сотворения мира), появление которой пресекло злонамеренные слухи о скором конце света. Смущенный «простотой» своих сподвижников, свт. Геннадий выступил за создание училищ для духовенства. При дворе свт. Геннадием было написано «Слово кратко» в защиту церковной собственности, позволяющее церкви вести просветительскую и благотворительную работу. Деятельность свт. Геннадия вызывала злобу тайных врагов Православия при дворе. Их интригами святой был смещен с архиепископской кафедры и заключен в Чудовом монастыре. Память свт. Геннадию отмечается 4/17 дек. Соч.: Послание к волоцкому князю Борису Васильевичу; Грамота соборному духовенству о пасхалии//РИБ. Т. 6. СПб., 1908; Послание епископу Прохору Сарскому; Послание Никифору Суздальскому; Послание Иоасафу, бывшему архиепископу Ростовскому; Послание митрополиту Зосиме; Послание собору епископов; Послание неизвестному//Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – н. XVI в. М.– Л., 1955. Лит.: О ереси жидовствующих//ЧОИДР. 1902. Т. 3; Прохоров Г. М. Прения Григория Паламы «с хионы и турки» и проблема «жидовская мудрствующих "http://Тр. отдела древнерусской литературы. Т. 27. Л., 1972; Грандицкий П. Геннадий, архиепископ Новгородский//Православное обозрение. 1880. 12. О. П. Георгий Победоносец Великомученик († 303), один из самых чтимых русских святых, покровитель Москвы и Русского государства. Русские люди видели в Георгии Победоносце мужественного воина, победоносного ратника воинства Христова. Высоко отмеченный имп. Диоклетианом как талантливый полководец, св. Георгий не прельстился этим и резко восстал против гонений на христиан, воздвигнутых императором-язычником. За это он был подвергнут жесточайшим мучениям: огромной тяжести камень клали на грудь, привязывали к колесу, под которым впивались в тело великомученика лезвия. Знамения Небесные укрепляли великомученика в его страданиях за Христа Спасителя. Ими была потрясена – и уверовала в Истинного Бога и сама имп. Александра, ставшая христианкой. Пытки св. великомученика продолжались. Тщетна была и попытка императора соблазнить св. Георгия разделить с ним царскую власть. Тогда имп. Диоклетиан приговорил его к смертной казни – через усекновение главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Два ранних креста в церкви Пеналли, Уэльс (источник - www.ancientmonuments.info) На протяжении Средневековья валлийцы любили и почитали свт. Тейло, как одного из величайших подвижников и церковных деятелей за всю историю страны. Из Уэльса почитание распространилось в Корнуолл и Девон (юго-запад Англии), Бретань и другие регионы Франции. Святые места, связанные со свт. Тейло в Уэльсе Дверь западного фасада Лландаффского собора, видна статуя свт. Тейло Древняя рака свт. Тейло, а также его честная глава по милости Божией сохранились и пребывают в англиканском кафедральном соборе Лландаффа по сей день и привлекают паломников, в первую очередь – живущих на Британских островах православных. Предполагаемая гробница с его мощами находится справа от главного престола, а глава помещена в специальном реликварии в носящей его имя маленькой часовне в восточном конце собора, рядом с приделом Богоматери . Витражи в часовне изображают Христа, святых Захарию и Елисавету и отрока св. Иоанна Крестителя. В древние времена было обычаем приносить клятву на раке свт. Тейло; от его мощей было зафиксировано множество случаев чудесной помощи. Гробница святителя в Лландаффском соборе открывалась в 1850-м году, а до этого – в 1736-м году одним архитектором: оказалось, что завернутое в кожаную материю тело святого, вместе с его епископским жезлом, крестом, потиром и другими предметами сохранились практически целыми и невредимыми за более чем 1000 лет! Статуя святого расположена на западном фасаде собора. Некоторые части собора относятся к XII веку; хотя церковь сильно пострадала во время бомбежек Второй мировой войны, она с тех пор восстановлена в своей прежней славе. Свт. Тейло является покровителем Лландаффского собора, наряду с апостолами Петром, Павлом, а также святыми Дифригом и Оудакеем. В 100 метрах от собора сохранился источник Св. Тейло, встроенный в основание каменной стены, но недоступный за металлической решеткой. Святитель – небесный покровитель самой валлийской столицы Кардиффа, где один католический приход посвящен ему и Богородице Лурдской.

http://pravoslavie.ru/137513.html

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте (сведения о нем 14 марта), он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители. О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования 5 октября и 24 августа . Иконописный подлинник Москва. 1480-е. Свт. Петр с житием. Икона. Москва. 1480-е гг. Успенский собор Кремля. Москва. Новгород. XV. Святые Петр Митрополит, Леонтий Ростовский, Феодосий Печерский. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Москва. XV. Свт. Петр Митрополит. Икона. Москва или Тверь. 1-я половина XV в. 158 х 96. Возможно, из Тверского Отроча монастыря. ГТГ. Москва. Русь. О. 1497. Свт. Петр. Икона. Русь. Около 1497 г. 191 х 74.5. КБИАХМЗ. Кириллов. Русь. XVI (?). Свт. Петр Московский. Икона. Русь. XVI (?) век. Вологда. XVI. Свт. Петр с житием. Икона. Вологда. 3-я четверть XVI в. (1560-е годы). 139 х 99.3. Из ц. архангела Гавриила в Вологде. Вологодский областной краеведческий музей. Москва. 1574. Свт. Петр. Мастерские Новодевичего монастыря. Шитый покров. Москва. 1574 г. 200 х 105. Из Успенского собора Московского Кремля.

http://patriarchia.ru/db/text/908880.htm...

Совет Братства первоначально располагался в келлии свт. Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря, настоятель которой, иеросхимонах Кирилл (Абрамов) (1845–1915), был основным инициатором создания Братства русских обителей Афона и был избран первым его председателем. Келлию свт. Иоанна Златоуста называли «памятником русского патриотизма на Св. Горе», 1168 а о настоятеле келлии о. Кирилле (Абрамове) писали, что он – «самый деятельный и убежденный сторонник необходимости братского соединения афонских монахов всех славянских национальностей, который горячо верит в благотворность этого начинания». 1169 Отец Кирилл (Абрамов) происходил из казачьего сословия, на Афон прибыл в 15-летнем возрасте вместе со своим отцом с целью принятия монашества. Первое послушание отец и сын проходили в Пантелеймоновом монастыре под духовным водительством схиархимандрита Иеронима (Соломенцова) . Впоследствии первый ушел в затвор, а второй стал иеромонахом, а затем и игуменом в келлии свт. Василия Великого монастыря Пантократор. Из-за распрей русского Ильинского скита с монастырем Пантократор о. Кириллу в 1883 г. пришлось покинуть территорию монастыря и переселиться в келлию свт. Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря. Келлия свт. Иоанна Златоуста вела свое происхождение предположительно с XI в. Известно, что в XVIII столетии в ней жили русские совместно с сербами и болгарами, но к 1883 г. она уже около 20 лет пустовала. Подвижническими трудами о. Кирилла с братией на территории келлии был воздвигнут прекрасный двухэтажный храм во имя свт. Иоанна Златоуста с приделами во имя св. блгв. кн. Александра Невского и равноап. Марии Магдалины – святых покровителей Александра III и императрицы Марии Федоровны, в благодарение за спасение их жизней во время покушения в Борках, а также помещения для проживания 90 человек братии и для размещения паломников на 150 мест. При келлии были заведены различные мастерские, а также прекрасная библиотека с редкими книгами и рукописями. Храм, построенный по собственному проекту настоятеля, был освящен в 1894 г. архиепископом Елиферопольским Агафангелом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жизнь свт. Григория Паламы (ок. 1296 — 14 ноября 1357): к 650-летию со дня преставления 26 ноября 2007 г. 19:46 14 ноября (27 ноября по новому стилю) Православная Церковь празднует память свт. Григория Паламы. В настоящее время учеными принята датировка смерти святителя — 1357 г. (см.: Rigo A. La canonizzazione di Gregorio Palama (1368) ed alcune altre questioni//Rivista di Studi Bizantini e Neoellenici. 1993 Vol. 30 (N. S.). P. 159. Not. 9); прежняя общепринятая дата — 1359. Новая дата была внесена также в официальный календарь РПЦ 2008 г. Таким образом, 14/27 ноября 2007 исполняется 650 лет со дня преставления свт. Григория. В ознаменование этой даты портал Патриархия.ru публикует раздел, посвященный житию святителя, из статьи «свт. Григорий Палама», содержащейся в XIII алфавитном томе «Православной Энциклопедии», автором которой является М.М. Бернацкий. Статья публикуется с сильно сокращенным справочным аппаратом . См. также раздел «Гимнография» , написанный диаконом Михаилом Желтовым и опубликованный на нашем портале.  Жизнь. Детство и учеба. Свт. Григорий Палама (далее — Г. П.) был первым ребенком в семье сенатора Константина Паламы. Семья принадлежала к аристократическому роду, который эмигрировал в кон. XII в. из М. Азии в Константинополь. Имп. Андроник II Палеолог доверил Константину Паламе, который входил в ближайшее окружение императора, воспитание своего внука, буд. имп. Андроника III Палеолога. После кончины Константина (1301), принявшего на смертном одре постриг ( PG. 151. Col. 558), имп. Андроник II взял Г. П. под покровительство. Тогда же будущий святитель сблизился с юным Андроником III, который впоследствии, став императором, оказывал ему содействие. Г. П. получил классическое образование, закончив общеобразовательную программу в императорском университете, где изучал грамматику, физику, риторику и логику. Свт. Филофей (Коккин) сообщает о его глубоком знании сочинений Аристотеля ( Philotheus . Encomium//  PG. 151. Col. 558–560). О том же свидетельствует рассказ Г. П. в ответ на адресованное ему Никифором Григорой обвинение в «неграмотности» и оставлении учебы в 15 лет (Против Григоры//ΓΠΣ. T. 4. Σ. 242), как он еще в 17-летнем возрасте привел в восторг придворных мудрецов своим природным дарованием, произнеся в императорском дворце речь о логике Аристотеля. И позже, в соч. «150 глав», Г. П. демонстрировал знакомство с естественнонаучными сочинениями Аристотеля, ссылался на его «Метафизику», упоминал о теореме Евклида). В то же время изучение сочинений Платона не входило в общеобразовательную программу, а т. к. Г. П. не продолжил обучения (против воли Андроника II, который готовил ему светскую карьеру), то, вероятно, на тот момент не был знаком с ними.

http://patriarchia.ru/db/text/329454.htm...

1884. Вып. 4. С. 307). Цокольный этаж с престолами во имя Св. Троицы, в честь Успения св. Анны пророчицы (правый) и во имя вмц. Екатерины (левый) к 1848 г. был окончен и освящен. 13 авг. 1853 г., в день, когда по традиции архиереем служились панихида и заупокойная литургия по свт. Тихону, архиеп. Воронежский Иосиф (Богословский) и еп. Острогожский Антоний (Павлинский) освятили престолы в основном храме: в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери (главный), Покрова Пресв. Богородицы (справа) и во имя свт. Алексия Московского и Симеона Столпника (слева); на хорах, слева - во имя первомч. архидиак. Стефана, справа - во имя мц. царицы Александры, небесной покровительницы благотворительницы гр. А. А. Орловой-Чесменской . На нижнем этаже собора, на зап. стороне, находилось 3 отд-ния для усыпальниц. Пятикупольный 8-престольный 4-столпный собор построен в т. н. русско-визант. стиле архит. К. А. Тоном и близок к архитектуре ряда церквей, спроектированных им в 30-х гг. XIX в., в т. ч. к храму Христа Спасителя в Москве (1839-1883, не сохр.). В нач. 1890 г. собор был расписан по образцу росписи в храме Христа Спасителя бригадой московских художников под рук. К. Е. Морозова. К традиц. сюжетам были добавлены росписи, выполненные на темы Жития свт. Тихона, его прославления, и монументальные картины на сюжеты Жития свт. Митрофана Воронежского. Росписи были частично утрачены, к 2008 г. восстановлены и обновлены. Первая каменная надвратная колокольня с храмом свт. Николая Чудотворца, возведенная в 1775 г. в «готическом вкусе», находилась напротив старого собора, в 1836-1837 гг. она была разобрана. В 1824-1835 гг. западнее ее была выстроена новая колокольня в стиле ампир. Нижний ярус, на к-ром находятся св. ворота, оформлен мощными 6-колонными портиками. Над ним возвышается 2 ротондальных яруса: на нижнем, окруженном колоннадой, размещена ц. свт. Николая Чудотворца (освящена в 1838), верхний, оформленный пилястрами,- ярус звона. Общая высота колокольни с крестом 82 м. К 1871 г. там находилось 11 колоколов, главный, «большой колокол», весом более 11 т., был отлит в Москве на заводе Самгина в 1886 г.

http://pravenc.ru/text/182467.html

61 Жил в середине VI века. Теперь его пустая гробница (мощи сожжены кальвинистами) находится в крипте церкви св. Радегунды (вероятно, в Пуатье), выстроенной на месте его келлии. Память его 5 мая. 64 Об архидиаконе Платоне, ставшем епископом Пиктавийским в 591 г., свт. Григорий пишет в HF. V, 49, а также в MM, IV, 32. 66 Krusch отмечает, что текст жития св. Симеона, которым пользовался свт. Григорий, издан Болландистами: AA.SS. 5. Ian. I, p. 264 sqq, А также в PL T. 73, coll. 325–337. Латинский текст датируется второй половиной V века. Свт Григорий, имевший доступ к различным государственным, епархиальным и монастырским архивам и библиотекам (см.: Савукова. В. Указ. соч. С. 339), пользовался этим житием. 67 Krusch в соотв. прим. отмечает, что запрет преп. Симеоном женщинам и, в частности, матери приходить к нему – факт общеизвестный (см., например, Житие преп. Симеона Столпника в «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского , 1 сент.), однако повествование о смерти нарушившей этот запрет более нигде не встречается. 68 Ок. 250 г., при императоре Деции. См. HF. I, 30: «Итак, в Галлию были посланы: В Тур – епископ Гатиан…в Лимож еп. Марциал» (пер. В. Савуковой). Память 30 июня. 69 Этот рассказ про обретшего речь у гробницы святого в PL (Τ. 71. Col. 0851a) вынесен в отдельную главу. 70 См. в HF. X, 30. Память его 1 ноября. Известно, что в конце XVII века в том городе (см. ниже) существовало аббатство свт. Стремония. 75 В середине IV века, при епископе Арвернском Непотиане. Это известно из более полного рассказа о тех же супругах, помещенного свт. Григорием в HF. I, 47. Память их 25 мая. 77 Просиял в начале V века. Память его 19 октября. Считается покровителем г. Риома. См. о нем AA. SS. Iun. II, p. 465. 78 Совр. г. Риом (Riom), расположенный в 14 км от Клермон-Феррана. Мощи его и поныне находятся там, в церкви св. Марии Магдалины De Croso. На старинной раке имеется следующая надпись: «His iacet corpus S. Amabilis. Confess. Qui obiit regnante …». 80 Прав. Георгия жила в конце V века. Память ее 15 февраля. После перенесения ее мощей в церковь св. Иллидия в 1653 году, а позже–в церковь св. Кассии, на надгробии имелась (в XVIII веке) следующая эпитафия:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Церкви от Миланского эдикта (313 г. ) до разделения Церквей (1054 г. ). История Церкви на Западе (Римская кафедра, диоцезы) ГРИГОРИЙ († 776), еп. г. Траект (совр. Утрехт, Нидерланды), свт. (пам. зап. 25 авг., перенесение мощей - 3 июля) ГРИГОРИЙ († после 392), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет, свт. (пам. зап. 24 апр.) ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ [мирское имя Георгий Флоренций] (538/9 - 593/4), св. (пам. зап. 17 нояб.), еп. Турон, зап. церковный писатель, историк, агиограф ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) ДАВИД (VI в.), еп. Меневии, почитается как покровитель Уэльса, св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 1 марта) ДЕЗИДЕРИЙ († нач. VII в.), св. (пам. зап. 23 мая, перенесение мощей - 11 февр.), архиеп. г. Вьенна (совр. Вьен, деп. Изер, Франция) ДЕЗИДЕРИЙ св. (пам. зап. по Римскому Мартирологу 23 мая, по Мартирологу блж. Иеронима - 11 февр., перенесение мощей - 19 янв.), 3-й еп. г. Лингоны (совр. Лангр, Франция) ДЕЛЬФИН († между 401-405), св. (пам. зап. 24 дек., в Бордо - 30 дек.), еп. г. Бурдигала (совр. Бордо, Франция) ЕВГЕНИЙ (VIII в.), еп., почитаемый с кон. VIII в. в г. Медиолан (ныне Милан, Италия), свт. (пам. зап. 30 дек.) ЕВСТОРГИЙ I (IV в.), еп. г. Медиолан (ныне Милан, Италия), свт. (пам. зап. 18 сент.; в амвросианском обряде 19 сент.) ЕВТРОПИЙ († до 610), еп. г. Валенция (ныне Валенсия, Испания), писатель, участник Толедского III Собора (589), свт. (пам. зап. 8 июня)

http://pravenc.ru/rubrics/121316_5.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010