1903, 6); если же оказалось бы, что беловая метрическая книга уже отослана в Консисторию, то в копии метрической книги поправка имени окрещённому ребенку может быть сделана не иначе, как с разрешения Е.Н. (Рук. д.с.п. 1889, 7). Но вышеприведённая резолюция митр. Филарета не имеет безусловно обязательного значения. Тот же святитель в другой раз (5 сент. 1866 г.) разрешил переменить имя посредством одной лишь соответственной отметки в метрике (см. Практ. Рук., 184 стр.). Разрешение переменить имя после крещения и указание того или другого способа действия в этом случае зависит от епархиального Архиерея, к которому и надлежит обратиться с просьбой об этом и об изменении записи в метрической книге 407 (см. Ц.В. 1893, 2; 1895, 38; 1899, 42; 1908, 42, 45; Ц.Вед. 1896, 10; 1910, 10). Некоторые при перемене имени советуют заменять данное имя таким другим, которое напоминало бы первое, напр.: Елена – Елеазар или Елисей, Александра – Александр и т.п. (о. Хойнацкий, 43 стр.; Ц.В. 1890, 43). Ошибки при наречении имени, между прочим, возможны вследствие сходства окончаний именительного и родительного падежей в некоторых мужских и женских именах. Так, могут быть приняты за женские имена, напр., следующие имена мужские: Арефа, Зина, Инна, Менея, Мина, Пинна, Римма 408 , Феона и т.п. С другой стороны, могут быть приняты и за мужские имена, особенно при смешении именительного падежа с родительным 409 , напр., следующие имена женские : Минодора, Митродора, Сира и т.п. Кроме того, могут быть смешиваемы однозвучные имена, особенно в отношении к дню празднования памяти называемых ими святых, как то: Артемий и Артемия , Афанасий и Афанасия , Валентин и Валентина , Дорофей и Дорофея , Евгений и Евгения , Евлампий и Евлампия , Евфросин и Евфросиния , Зиновий и Зиновия , Исидор и Исидора , Клавдий и Клавдия , Кирилл и Кирилла , Павел и Павла , Севастиан и Севастиана , Феодосий и Феодосия , Феодор и Феодора , Феоктист и Феоктиста , Феофан и Феофания , Феофил и Феофила и т.п. Во избежание ошибок при наречении имён следует всегда справляться с перечнем имён мужских и женских по последним Синодальным изданиям «Месяцеслова всех святых» и «Верного Месяцеслова». 410 Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день 1) рождения своего. Порядок священнодействия. (Требник, гл. 2). Священник творит: Благословен Бог наш 2) . Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш. Яко Твое есть царство. Таже отпустительный тропарь дне 2) , или святого храма. Священник же (обратясь к младенцу) знаменует его чело, уста и перси 3) , и глаголет молитву: Господу помолимся. Господи Боже наш 4) . Таже в руце взем отроча, стоит пред враты храма, или пред образом Пресвятой Богородицы 5) , и творит креста образ, глаголя: Радуйся благодатная Богородице Дево. И бывает отпуст 6) . Примечания:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Психологические исследования последних десятилетий показали, что невербальные средства играют в человеческом общении важную роль. Так, известный американский психолог Альберт Мейерабиан (Albert Mehrabian, род. 1939) показал, что только 7 % информации передается через слова оратора. При этом 38 % передается через его голос и 55 % – через невербальные средства (главным образом через мимику и жесты). Тело человека обладает широким диапазоном средств передачи информации и выражения чувств. Поэтому в современной науке принято говорить о «языке тела» как о важной составляющей межличностного общения. Проповеднику следует помнить об этом важном аспекте его речи. Как писал профессор Я. К. Амфитеатров, «человек... есть весь выражение внутренней деятельности своей. Чело и взор, черты лица и различные положения тела, каждое движение руки, каждый шаг показывают, чем занят дух его, какие страсти волнуют грудь, какими чувствами проникнуто сердце его в то или другое мгновение бытия его» 297 . На невербальную составляющую общения обращал внимание и протоиерей Назарий Фаворов : «Не одно слово способно выражать наши мысли и чувства. Когда человек передает другому то, что у него на душе и сердце; тогда он, можно сказать, весь говорит» 298 . Потому для пастыря, выходящего на амвон, важно научиться владеть своим телом во время произнесения проповеди. В разное время в Русской Церкви по-разному относились к телодвижениям во время проповеди. Например, в XVII – начале XVIII в. было распространено довольно свободное поведение на церковной кафедре. Архиепископ Феофан (Прокопович) , считавший это недопустимым, писал в «Духовном регламенте» (часть 2, раздел 23, § 9): «Не надобно проповеднику шататься вельми, будто в судне веслом гребет. Не надобно руками всплескивать, в боки упиратися, подскакивать, смеятися, да не надобе и рыдать; но хотя бы и возмутился дух, надобе, елико мощно, унимать слезы: вся бо сия лишня и неблагообразна суть, и слышателей возмущает» 299 . В результате в Синодальный период в Русской Церкви установился более строгий образ поведения проповедника на амвоне. Хотя, как мы отмечали, некоторые проповедники (например, митрополит Платон (Левшин) или свт. Иннокентий Херсонский ) могли совершать не вполне стандартные поступки во время проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Четвероконечные кресты можно видеть и на древних архиерейских и священнических облачениях, на митрах и венцах и на других древних церковных предметах в Московской патриаршей, ныне Синодальной, ризнице. Вообще, четвероконечный крест употреблялся с самого начала христианства. Четвероконечным крестом издревле ограждали себя на молитве; четвероконечным крестом, рукой священнодействующего, в таинстве крещения знаменовалась вода в святой купели, в таинствах миропомазания и елеосвящения помазывались чело, уста и прочие части тела миропомазуемого и елеосвящаемого, в таинстве причащения, за литургией, осенялись святые Дары, и в прочих таинствах – покаяния, брака и священства принимающие таинства осенялись тем же четвероконечным крестом Христовым. 31. Несправедливое нарекание на Никона, будто бы он чрез пятипросфорие ввел новость Разгласили, будто Никон ввел новость, когда признал достаточным приносить на жертвенник для литургии пять просфор, вместо семи. Но и здесь патриарх Никон не новое правило вводил, а напротив, восстановливал древнее. Действительно, при патриархах, бывших ранее Никона, из которых первый принял патриарший сан за шестьдесят четыре года до патриаршества Никона, для проскомидии, то есть для первой части литургии, употребляли семь просфор. Но ранее того, со времени митрополита Макария, лет за сто до патриаршества Никона, в продолжение годов сорока, для проскомидии употребляли не семь просфор, а шесть. Прежде же Макария, в глубокой древности, в Русской церкви, как и в Греческой всегда, для проскомидии считали достаточным пять просфор. И в Новгородском Софийском соборе хранятся служебники, то есть книги, по которым священнодействующий совершает литургию, написанные до Никона и за двести лет и за триста и за четыреста. Есть и в Московском Румянцевском Музее две таких книги, писанных за триста лет до патриаршества Никона. По всем этим, равно как и по другим, древним книгам для литургии требуется пять просфор. В двести десятом правиле Номоканона Афонских отцов, напечатанная в Киеве за двадцать восемь лет до патриаршества Никона, прямо сказано: «на святой проскомидии Божественной литургии пять просфор да имаши».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Таким образом, лесковский «рождественский рассказ» «Запечатленный Ангел» – этот,  по слову А.А. Измайлова, «Василий Блаженный в письменности» – явился образцом «редкого отеческого художества», которое возможно только при условии высочайшей нравственности, красоты духовной самого художника, творца прекрасного, вдали от суеты и корысти.  Знаменательна в повести  фигура отшельника Памвы, который «весь любовью одушевлён» . Образ  жизни в лесном ските смиренного «анахорита», «беззавистного и безгневного» отца Памвы: «согруби ему – он благословит, прибей его – он в землю поклонится, неодолим сей человек с таким смирением!»  – напоминает житие аскета-пустынника преподобного Серафима Саровского, с его тяжёлым и скорбным и в то же время благодатным путём подвигов молитвы и самоотречения. Как замечал знаток древнерусской религиозности Г.П. Федотов: «найдётся иногда лесной скиток или келья затворника, где не угасает молитва. Преп. Серафим распечатал синодальную печать, положенную на русскую святость, и один взошёл на икону, среди святителей, из числа новейших подвижников. Оптина Пустынь и Саров делаются двумя центрами духовной жизни: два костра, у которых отогревается замёрзшая Россия». Также и старец Памва в рассказе Лескова толкует о грядущем «распечатлении» Ангела: «Он в душе человеческой живёт, суемудрием запечатлен, но любовь сокрушит печать …» Этими словами святого отшельника – героя своей повести –  Лесков  подаёт нам надежду на любовь и милосердие Божие. Писатель ободряет нас, сегодняшних, загоняемых в электронный концлагерь, с его ужасающей перспективой нанесения «печати зверя». То, что многие считали жутким кошмаром, на наших глазах превращается в реальность и совсем уж близко к воплощению: «всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их и на чело их» (Откровение. 13: 17).  Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Отечнике» сделал знаменательные выписки из поучений Антония Великого о грядущих временах всеобщего недуга человечества, входящего «широкими вратами» в погибель, и о крайне малом числе здоровых, которые будут подвергнуты неправедным гонениям как «больные»: «41. Настанет некогда время, – и человеки вознедугуют. Увидев неподверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: “ты по преимуществу находишься в недуге, потому что не подобен нам”».

http://radonezh.ru/analytics/krasota-svy...

Сказание св. Григория Декаполита о чудесном видении одного сарацина, его обращении в христианство, подвижнической жизни и мученической кончине Источник Предисловие Св. Григорий родился в Иринополе, городе Исаврийского Декаполя, 1 – и жил при Льве Армянине. Сведения о нем находим у константинопольского дьяка Иоанна, составителя жизни святого Иосифа песнописца. Он имел учениками своими – знаменитого Иосифа и некоего Иоанна. Первого он послал в Рим к Папе с известием о бедственном положении некоторых церквей под владычеством иконоборцев. Обходя страны и города, св. Григорий совершил много чудес в Сиракузах, Фессалонике, Византии, Риме и др. Обойдя почти всю западную страну, он возвратился в Константинополь. Между тем Иосиф, которого он посылал в Рим, взят был в плен и отправлен в Крит, где оставался до смерти Льва, умерщвленного в ночь на Рождество Христово в 820 года. Прибыв в Константинополь, Иосиф не застал уже в живых Григория, который, придя в Византию, чтобы поселить заключенного за иконы Симеона и повидав его, спустя немного дней передал Богу дух свой. – Память его чтиться у нас 20 ноября. Мощи св. Григория и ученика его Иоанна, были положены Иосифом песнописцем в одной пустынной обители. В рукописях известно жизнеописание Григория Декаполита , составленное в IX веке никейским митрополитом Игнатием. 2 В греческой пергаментной Четьи – Минеи 3 XI – го века за месяц Ноябрь под 20 числом содержится: «Историческое сказание» с изображением св. Григория, который «написан в одежде преподобнической», т.е. в черной короткой мантии с обычным параманом и желтом хитоне, не покрытый, с распростертыми руками; курчавые темно – цветные волосы закрывают чело его у бровей: таковы они и в бороде; лице его приятно, но желтокрасновато» 4 . В греческом Прологе XIII века Московской Синодальной библиотеке помещено краткое жизнеописание Григория Декаполита . Доселе неизвестное житье 5 св. Григория помещено в книге «Новый рай» изданное монахом Агапием на новогреческом языке в Венеции в 1861 году. На русский язык житие сие переведено недавно доктором богословия, архиепископом Владимирским, Сергием. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Замечание на 24-ю статью: о изменениях в миропомазании Святая церковь обвиняется здесь, во-первых, за то, что в таинстве св. миропомазания по новоисправленным книгам оставлено помазание на сердце, на плечию и между рамома и прибавлено помазание на ногах. Денисов намеренно смешал помазание ног с помазанием всего тела, привёл правило Кирилла, митрополита Русского, воспрещающее помазывать миром всё тело, и замечает: «темже новопечатных книг указание миром ноги помазовати сомнительно есть нам». Но во св. церкви никогда не было издаваемо однообразного закона о том, на которых именно частях тела должно производиться помазание святым миром. Наибольшую силу должны иметь соборные о сем определения, однако и они разнообразны. В старопечатной Кормчей в толковании на 7-е правило Второго Вселенского собора повелевается помазывать миром чело и очи, ноздри и уста, а в 95-м правиле Шестого Вселенского собора кроме сих мест повелевается ещё помазывать святым миром и уши. В чине крещения от ереси приходящих, напечатанном в Потребниках Иоасафовском 7147 и Иосифовском, о помазании на плечию и между рамома, чего требует Денисов, не упоминается, и даже в чине младенческого крещения, где содержится повеление помазывать миром на плечию и между рамома и на сердцы, соответствующих стихов на помазание этих частей тела не положено. А в древлеписьменных Потребниках (Синодальной библиотеки 268, 310, 326 и 959, лаврской 224 и академической 88, 838, 841), также в Потребнике Гедеона Балабана, известного о православии ревнителя, повелевается помазывать миром и на ногах. Итак, Денисов несправедливо обвиняет св. церковь за различие со старопечатными книгами в указании частей тела, помазуемых св. миром, ибо и в самих старопечатных книгах, а равно и в соборных определениях, как мы указали, содержатся различные о сем постановления. Ещё более несправедливо за помазание св. миром на ногу (о коем, как мы указали, говорится и в древних Потребниках) возводит он на св. церковь обвинение, что якобы она допускает помазание миром всего тела, чего в церкви никогда не делалось и не делается. Прочие обвинения Денисова, как, напр., что будто бы в церкви совершается пострижение власов крещёного в осьмой день по крещении, после омовения св. мира, недостойны ответа, ибо есть повеление и самое св. миро омывать в день крещения, что ныне обыкновенно и совершается. Итак, обвинения, взводимые Денисовым на св. церковь за мнимые изменения в чине миропомазания, лишены справедливости и нимало не служат к оправданию отделения старообрядцев от православной церкви. Читать далее Источник: Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, Воздвиженка, Крестовоздвиж. пер., д. Лисснера, 1890 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

алтарь, где ожидают его синодальные члены в полном составе, облачается в мантию, епитрахиль и омофор, и совершает соборне положенное по чину молитвословие. Затем великий логофет, стоя посреди церкви пред красными вратами, читает призвание ( πρκλησιν), в следующей формуле: «Священный лик святых архиереев, благоговейный клир вселенского престола, лучшие и избранные люди нации и весь православный народ богохранимых епархий и сего царствующего града, избравши общею волею и единогласным советом ваше божественнейшее святейшество, по внушению Божию и царскому благоизволению, в архиепископы Константинополя, нового Рима, и вселенские патриархи, призывают вас чрез вашего смиренного слугу на сей святейший, апостольский и вселенский престол». В ответ на это воззвание патриарх, стоя в красных вратах, говорит: «хотя нас до слабости человеческой пугает величие возлагаемого на нас дела, но мы соизволяем на то, что священное наше братство и участвовавшие вместе с ним в избрании члены благочестивого нашего рода канонически присудили относительно нас, и державная непоколебимая царская власть благосклонно одобрила и соизволила, вверивши нам сегодня светлый патриарший сан чрез возложение светлейшего царского ордена. Мы приемлем избрание, дерзая на неизреченное человеколюбие Всевышнего, которым умножается всякое благо и всё трудное прилагается и изменяется в пути гладки». Затем выходит из алтаря митрополит ираклийский и по древнему обычаю подаёт патриарху пастырский посох, целуя при этом его руку, между тем как патриарх в тоже время целует его в чело. Вручая жезл, митрополит произносит следующие слова: «приими сей жезл, дабы, опираясь на него и духовно им подкрепляемый, ты мог ввести нового израиля невредимым и непреткновенным в вечную землю обетования. Мужайся и крепись, ибо и слово имеешь отдать Богу нашему и Архипастырю Иисусу Христу». Принявши жезл, патриарх восходит на патриарший престол в сопровождении всех архиереев, которые становятся каждый на своём месте по ту и другую сторону престола полукругом, и благословляет честным крестом предстоящий народ...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

И, наконец, свойство суверена и великого правителя – милосердие. Вспомним Пушкинские строки из «Пира Петра Первого»: Что пирует царь великий В Питербурге-городке? Отчего пальба и клики И эскадра на реке? Озарен ли честью новой Русской штык иль русской флаг? Побежден ли швед суровый? Мира ль просит грозный враг? Иль в отъятый край у шведа Прибыл Брантов утлый бот, И пошел навстречу деда Всей семьей наш юный флот, И воинственные внуки Стали в строй пред стариком, И раздался в честь Науки Песен хор и пушек гром? Годовщину ли Полтавы Торжествует государь, День, как жизнь своей державы Спас от Карла русский царь? Родила ль Екатерина? Именинница ль она, Чудотворца-исполина Чернобровая жена? Нет! Он с подданным мирится; Виноватому вину Отпуская, веселится; Кружку пенит с ним одну; И в чело его цалует, Светел сердцем и лицом; И прощенье торжествует, Как победу над врагом. Очень хочется надеяться, что Владимир Владимирович Путин последует примеру Петра Великого и явит свою великую моральную силу. И прощенье предварит нашу общую Победу над врагом! Протодиакон Владимир Василик , доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/16/vl...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Картушинская икона Среди икон, прославившихся в Синодальный период, можно назвать икону Богоматери Картушинскую, которая находилась в селе Картушино Стародубского уезда Черниговской губернии (ныне - Стародубский район Брянской области). Название образа носило топонимический характер, прославление было локальным, в пределах уезда, известность образ получил только в XIX столетии. Композиция заключена в овал. Иконография образа весьма характерна. Богоматерь изображена без Младенца, поясно, в трехчетвертном повороте влево. Лик юной Девы Марии скорбен. Голова склонена, глаза опущены вниз. Руки молитвенно сложены перед грудью. Пальцы сжаты в два кулачка, один на другом. Многочисленные складки ткани скрывают всю фигуру Богоматери, кроме лика и сжатых кистей рук. Мафорий мягкими складками овально обрамляет лик, оставляя открытыми высокое чело и волосы. Спускаясь вниз, ткань на плече справа легла крупной складкой, уходящей за спину. Подобный извод, в котором Богоматерь изображалась без Младенца, появился в России в XVII веке и имел западноевропейское происхождение. В его основе лежит поясной вариант изображения Девы Марии в сцене «Благовещения». В русской иконописи Нового времени наиболее ярким примером является образ «Радость Всех Радостей» («Серафимово Умиление»). Однако он имеет ряд иконографических разночтений с Картушинской иконой, в частности, положение рук Богоматери. В выявлении особенностей протографа немаловажную роль сыграло изучение сохранившихся списков Картушинской иконы из церковных и частных собраний. Они позволили вьивить характерные особенности данного извода. На одном из списков находится надпись, позволяющая раскрыть смысловое значение образа: «Боже, утоли мою печаль», которая трактуется как молитвенное воззвание Богоматери к Господу, чтобы Он утолил ее скорбь (печаль) о страданиях Сына. Мотив скорбящей Богоматери отсылает к строкам пророчества, данного старцем Симеоном в день Сретения: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2,35), говорящего о грядущей великой скорби для Богоматери в день Распятия Христа.

http://pravicon.com/info-3927

Всё это поднесено Государю Императору , и в 1 день марта последовало Высочайшее повеление Св. Синоду положить сообразное с правилами святой Церкви постановление. Постановление это сделано Синодом в 23 день того же марта, а в 25 день, в праздник Благовещения Господня, последовало Высочайшее оного утверждение словами: Благодарю Бога и принимаю. Вслед за тем приглашён я в присутствие Св. Синода в мантии; объявлено мне означенное Высочайше утверждённое постановление; преподана мне особая синодальная грамота воссоединённым епископам с паствой; дано мне братское лобзание от всех синодальных членов; совершено ими вместе со мной благодарственное молебствие в синодальной церкви; принесена мною там же архиерейская присяга. Всё это лучше усмотреть из прилагаемых при сем, под и синодального указа от 14 апреля и синодальной грамоты от 30 марта. Я не участвовал в совещаниях о всех сих распоряжениях: только граф Протасов просил меня написать синодальное постановление, вместо начертанного митрополитом Московским. Я отказывался, не смея коснуться столь важного авторитета; но таки должен был исполнить – постановление преосвященного Филарета было действительно самое приказное. Известно, что на воссоединение Униатов выбита особая медаль. Прилагаю под отношение о том ко мне графа Протасова от 28 марта 1841 года. Прилагаю ещё под отношение ко мне его же, графа Протасова, от 30 апреля 1839 года, о Высочайшем соизволении на облегчение воссоединённым некоторых местных обычаев. Впрочем, таковое же облегчение дано и Святейшим Синодом. Мне попалось под руку несколько бумаг о представлениях ко Двору – не худо сказать о том несколько слов. Ещё при жизни митрополита Булгака мне назначено в дни выхода при Дворе быть с ним в церковном алтаре, и после богослужения приносить поздравление. В 30 день марта 1838 года велено мне представиться вместе с синодальными членами в праздник Пасхи; а в 12 день следующего апреля это поведение распространено навсегда. Кажется, следующее случилось в самый год воссоединения. Я как то толковал с графом Протасовым о неприличии представляться мне в моём латинском одеянии, но что и не следует мне самому одеваться вдруг в костюм православного духовенства. В страстную субботу, вечером, граф Протасов привозит мне от Государя форменную ряску и клобук, и объявляет Высочайшую волю явиться мне в них для поздравления в церкви. За этот сюрприз Государь же и поплатился – не зная приёмов, я не уклонил клобука при обыкновенном целовании рука в руку, и порядочно таки стукнул его в чело – но он и не поморщился, напротив, благосклонно улыбнулся моей неловкости.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010