Православное чтение ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Тематики] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО Современные искушения Жизнь после смерти Демографическая война Секты и лжеучения ИНН Все темы ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ БИБЛЕЙСКОГО ПОНЯТИЯ " ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА " ДОКЛАД ИГУМЕНА АНДРОНИКА (ТРУБАЧЕВА) VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 г. НАЧЕРТАНИЕ ЗВЕРЯ ИМЯ ЗВЕРЯ ЧИСЛО ЗВЕРЯ КОГДА, КАКИМ ОБРАЗОМ И КЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИНЯТА ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА Понятие " печать Антихриста " сложилось на основании нескольких текстов Откровения святого Иоанна Богослова: 1. " И он (зверь из земли, т.е. лжепророк Антихриста) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое. Число его 666 " (Откр. 13, 16-18). 2. " И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией (...) и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его " (Откр. 14, 9-1 1). 3. " И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению " (Откр. 19,20). 4. " И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились ни зверю, ни образу его, и не приняли начертание на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет " (Откр. 20,4).

http://zavet.ru/inn-andron.htm

В.И.Буганов, А.П.Богданов Н.Ф. Каптерев и его труды Скачать epub pdf Ученая деятельность Николая Федоровича Каптерева, по словам академика М. А. Дьяконова , «являлась его жизненным подвигом, полным лишений и жертв, но в конце концов доставившим покойному заслуженный ученый триумф. Правда, лаврами, увенчавшими главу и чело ученого подвижника, были лишь седина и морщины; но благодаря тому что он до них дожил, он мог лично убедиться в победе добытых им истин над упорными стремлениями сильных противников затмить их». Несмотря на травлю Каптерева консервативными силами, продолжавшуюся не один десяток лет – подтверждал эту оценку другой крупный историк М. Д. Приселков – целое поколение исследователей воспитывалось на его ученых трудах. Вступая в жизнь, будущий выдающийся историк православной церкви отнюдь не рассчитывал на такую участь. Николай Федорович родился в селе Кленове Подольского уезда Московской губернии 8 июля 1847 года. Отец его был сельским священником и думал, что сын пойдет по его стопам. Юный Каптерев окончил звенигородское духовное училище, затем Вифанскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. Годы учения в Академии (1868–1872) оказали решающее влияние на выбор Каптеревым жизненного пути. В то время Академия давала ученикам богатые и разносторонние знания, но в гораздо меньшей мере развивала исследовательские способности, особенно в области исторической науки. Для немногих студентов, увлеченных историей, благим примером стала самоотверженная работа нового ректора Академии А. В. Горского по описанию славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. Личное общение с протоиереем Горским, чтение его тщательно выполненных трудов по ранней истории русского православия не столько знакомило Каптерева с современными методами исследования, сколько давало нравственный пример объективного, независимого от каких-либо привходящих соображений отношения к прошлому. Сразу по окончании курса Николай Федорович был оставлен при Академии для подготовки магистерской диссертации. В 1874 году его монография «Светские архиерейские чиновники в древней Руси» была опубликована и блестяще защищена на открытом магистерском диспуте в Московской духовной академии. О защите диссертации приват-доцента Каптерева дала отчет газета «Современные известия» (1874, 266), А. В. Горский в личном письме в самых лестных выражениях оценил научные заслуги ученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

О таинствах. Таинство Миропомазания Понятие о Таинстве Миропомазание есть таинство, в котором верующие, при помазании святым Миром частей тела во имя Святого Духа, получают дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие к жизни духовной (Православный катехизис). Сообщение благодатных даров Святого Духа новокрещенным, подаваемое теперь в Миропомазании, первоначально в апостольское время совершалось чрез молитву и возложение рук. Но с умножением верующих и крестившихся эта внешняя первоначальная форма таинства (руковозложение) была заменена уже при апостолах и их преемниках помазанием Миром (1 Ин. 3, 20, 27; 1 Кор. 1, 27). В III и IV веках чин Миропомазания достиг своего полного развития и слагался уже из тех элементов, какие в него входят и в настоящее время: помазание святым Миром — с произнесением известных слов, руковозложение, — главным образом в Западной Церкви, — соединенное с молитвой и крестным знамением; крестное знамение называлось печатью в отношении к Миропомазанию. В IV веке таинство совершалось чрез помазание Миром непосредственно после Крещения (Лаодикийский Собор, 48 пр.). Этим помазанием запечатлевались различные члены и части человеческого тела: чело, очи, ноздри, уста, уши и перси, с произнесением слов: «печать дара Духа Святаго» (Второй Вселенский Собор; Трулльский Собор, 7 пр.; Кирилл Иерусалимский, 95 пр.). Самое помазание совершалось крестообразно, как можно заключить из свидетельств отцов Церкви Дионисия Ареопагита, блж. Августина, свт. Амвросия и др. Обрядовая сторона таинства Миропомазания состоит из двух частей: из освящения Мира и собственно помазания. ОСВЯЩЕНИЕ МИРА Право освящать Миро принадлежит исключительно епископу. В Синодальный период Русской Церкви Миро освящалось однажды в году в Москве или в Киеве. В настоящее время Миро освящается через год в Москве патриархом. В состав Мира, кроме воды, елея и вина, входит в определенных дозах до 30, а иногда и более, различных благовонных веществ: благовонные масла (бергамотовое, гвоздичное, померанцевое и др.), различные ладаны (росный, простой белый и черный и др.) и корни (фиалковый, имбирный, кардамонный и др.), благовонные цветы (розовые и др.) и травы и многое другое. Разнообразие благовонных веществ символически указывает на обилие и разнообразие благодатных даров Святого Духа, сообщаемых в Миропомазании.

http://pravoslavie.ru/2112.html

Православное чтение ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Тематики] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО Современные искушения Жизнь после смерти Демографическая война Секты и лжеучения ИНН Все темы ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ К ПРОБЛЕМЕ ЧИСЛА " 666 " ДОКЛАД М.С. ИВАНОВА, ПРОФЕССОРА МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 г. Интерес к христианской эсхатологии, значительно возросший в церковных и даже околоцерковных кругах в последнее время, сводится в основном к двум темам: о " конце света " и о явлении антихриста. Причем вторая тема, в свою очередь, тоже предельно сужается и ограничивается только " начертанием " , или " именем зверя " и " числом имени его " (Откр. 18,17-18). Выяснение причин смещения эсхатологических акцентов не входило в мою задачу, хотя такое выяснение, на мой взгляд, в значительной мере помогло бы понять, на какой почве возникли существующие сегодня разногласия в понимании тех или иных проблем эсхатологии. В своем выступлении я остановлюсь на второй теме, причем в том же суженном варианте, какой и стал в наши дни предметом горячих дискуссий. В центре дискуссий находится известный текст св. ап. Иоанна Богослова: " всем - малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам - положено будет начертание на правую руку их или на чело их. И... никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть " (Откр. 13,16-18). Совершенно очевидно, что ап. Иоанн употребляет в этом тексте число не в его арифметическом, а в каком-то ином значении, определить которое нам поможет знакомство с древней вообще и библейской в частности традициями употребления чисел. Общим для этих традиций является то, что числа в них выступают не только в системе счета, но и в мировоззрении, в ритуальных и культовых отправлениях, в философии, искусстве, народных обычаях. В этих случаях числа несут, как правило, значительную смысловую нагрузку, что даже позволяло создавать о них то или иное учение, т.е. ту или иную нумерологию. Что же касается расхождений в нумерологических традициях, то они были более существенны, чем их сходства. Это объясняется тем, что Израиль жил в окружении языческих народов, мифология которых оказывала влияние и на их нумерологию.

http://zavet.ru/inn-ivanov.htm

Разделы портала «Азбука веры» М.С. Иванов К проблеме числа “666” " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" 666 " " > ( 3  голоса:  5.0 из  5) Современная цивилизация, с одной стороны, отказалась от признания неоднородности чисел и тайного воздействия некоторых из них на окружающую действительность вообще и на человека в частности, а с другой — в ней до сих пор время от времени в разных формах проявляется тенденция снова семантизировать число, вернув ему те функции, какие оно имело в древней мифологии. Доклад М.С. Иванова, профессора Московской Духовной Академии VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Московская Духовная Академия 19–20 февраля 2001 г. Интерес к христианской эсхатологии, значительно возросший в церковных и даже околоцерковных кругах в последнее время, сводится в основном к двум темам: о “конце света” и о явлении антихриста. Причем вторая тема, в свою очередь, тоже предельно сужается и ограничивается только “начертанием”, или “именем зверя” и “числом имени его” ( Откр.18:17-18 ). Выяснение причин смещения эсхатологических акцентов не входило в мою задачу, хотя такое выяснение, на мой взгляд, в значительной мере помогло бы понять, на какой почве возникли существующие сегодня разногласия в понимании тех или иных проблем эсхатологии. В своем выступлении я остановлюсь на второй теме, причем в том же суженном варианте, какой и стал в наши дни предметом горячих дискуссий. В центре дискуссий находится известный текст св. ап. Иоанна Богослова: “ всем — малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам — положено будет начертание на правую руку их или на чело их. И… никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть ” ( Откр.13:16-18 ). Совершенно очевидно, что ап. Иоанн употребляет в этом тексте число не в его арифметическом, а в каком-то ином значении, определить которое нам поможет знакомство с древней вообще и библейской в частности традициями употребления чисел. Общим для этих традиций является то, что числа в них выступают не только в системе счета, но и в мировоззрении, в ритуальных и культовых отправлениях, в философии, искусстве, народных обычаях. В этих случаях числа несут, как правило, значительную смысловую нагрузку, что даже позволяло создавать о них то или иное учение, т.е. ту или иную нумерологию. Что же касается расхождений в нумерологических традициях, то они были более существенны, чем их сходства. Это объясняется тем, что Израиль жил в окружении языческих народов, мифология которых оказывала влияние и на их нумерологию.

http://azbyka.ru/apokalipsis/ivanov-ms-k...

Сказание св. Григория Декаполита о чудесном видении одного сарацина, его обращении в христианство, подвижнической жизни и мученической кончине Источник Предисловие Св. Григорий родился в Иринополе, городе Исаврийского Декаполя, 1 – и жил при Льве Армянине. Сведения о нем находим у константинопольского дьяка Иоанна, составителя жизни святого Иосифа песнописца. Он имел учениками своими – знаменитого Иосифа и некоего Иоанна. Первого он послал в Рим к Папе с известием о бедственном положении некоторых церквей под владычеством иконоборцев. Обходя страны и города, св. Григорий совершил много чудес в Сиракузах, Фессалонике, Византии, Риме и др. Обойдя почти всю западную страну, он возвратился в Константинополь. Между тем Иосиф, которого он посылал в Рим, взят был в плен и отправлен в Крит, где оставался до смерти Льва, умерщвленного в ночь на Рождество Христово в 820 года. Прибыв в Константинополь, Иосиф не застал уже в живых Григория, который, придя в Византию, чтобы поселить заключенного за иконы Симеона и повидав его, спустя немного дней передал Богу дух свой. – Память его чтиться у нас 20 ноября. Мощи св. Григория и ученика его Иоанна, были положены Иосифом песнописцем в одной пустынной обители. В рукописях известно жизнеописание Григория Декаполита , составленное в IX веке никейским митрополитом Игнатием. 2 В греческой пергаментной Четьи – Минеи 3 XI – го века за месяц Ноябрь под 20 числом содержится: «Историческое сказание» с изображением св. Григория, который «написан в одежде преподобнической», т.е. в черной короткой мантии с обычным параманом и желтом хитоне, не покрытый, с распростертыми руками; курчавые темно – цветные волосы закрывают чело его у бровей: таковы они и в бороде; лице его приятно, но желтокрасновато» 4 . В греческом Прологе XIII века Московской Синодальной библиотеке помещено краткое жизнеописание Григория Декаполита . Доселе неизвестное житье 5 св. Григория помещено в книге «Новый рай» изданное монахом Агапием на новогреческом языке в Венеции в 1861 году. На русский язык житие сие переведено недавно доктором богословия, архиепископом Владимирским, Сергием. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Человеку должна быть оставлена свобода выбора» Православные священнослужители об электронных документах, удостоверяющих личность 29.05.2014 624 Время на чтение 7 минут Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин призвал защитить права православных христиан, которые по религиозным соображениям не хотят пользоваться электронными документами, такими как ИНН или СНИЛС, сообщает Regions.ru . В православной среде, а еще больше – в околоправославной, довольно распространены панические слухи, что ИНН и электронные документы – это и есть упомянутая в Апокалипсисе «печать Антихриста»: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр., 13: 16-18). Стало быть, рассуждают некоторые, принять ИНН или электронную карту – все равно, что отречься от Христа. Официальные представители Церкви не раз говорили, что это не так: отречение от Христа есть сознательное действие, а пока такого отречения не было, никакие «сатанинские знаки», которые некоторые старательно выискивают в штрих-кодах, в защитных знаках документов и т.п., душе повредить не могут. В то же время религиозные и общественные деятели указывали, что введение электронных документов таит в себе опасность: они делают возможной столь полный контроль за всеми сторонами человеческой жизни, какой прежде был неосуществим даже при самых тоталитарных режимах. А этим могут воспользоваться как «частные» злоумышленники, поскольку гарантировать полную защиту личной информации не может никто, так и власти – например, если в результате каких-либо перипетий «у кормила» окажутся очередные сторонники идеологизированной диктатуры. В этом смысле можно сказать, что электронный документ делает возможным описанное в Апокалипсисе царство Антихриста.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/05/29/ch...

Замечание на 36-ю статью: о крещении латин В сей 36-й статье 50-го ответа Денисов обвиняет св. церковь за неповторение крещения над приходящими ко св. церкви от латин и приводит в подтверждение этого обвинения некоторые свидетельства. Но, приводя такие свидетельства, он не должен был забывать, что есть и иные древние, не менее важные свидетельства, из коих видно, что и в древней церкви принималось совершённое от латин крещение и над приходящими из латинской церкви оное не повторялось. Вот некоторые из таких свидетельств: 1) Марк Ефесский в своём Окружном Послании пишет: «приступающие к нам из латинской церкви письменно отрекаются от своей ереси и всякую другую ересь предают анафеме, и мы знаменуем и помазываем святым миром их чело, очи, нос, уста и уши, говоря: печать дара Духа Святаго». 2) В Кормчей пергаменной 13-го века (Синодальной библиотеки 132, л. 512, столбец 1) в помещённых здесь Кириковых вопрошениях и ответах Новгородского епископа Нифонта: «Оже будет кый человек. и крещен влатиньскую веру. и восхощет приступити кнам. ат ходить в церковь по 7 днии… осмыи день измыеться и придеть ктобе. и створи ему молитву по обычаю. и облечеши и в порты чисты. или самся. и надежеши ризы крестыа. и венець. и тако помажеши и святымь мюромь и дай ему свещю. и на литургии даси ему причастье». 3) В житии святого Саввы Сербского (рукопись 15 века, хранящаяся в Синодальной библиотеке под 635) читается (на л. 165 обор.): «сущих же крещеных в латиньсцей ереси такожде с прежде проклятие злые их ереси. и образ веры исповедавших и миру святому молитву прочести. и тако тем святым миром сих всех чувствех помазати и верных с нами имати. Сице святый (Савва) всем епискупом своим заповеда от таковых к ним приходящих творити». Согласно сему и Захария Копыстенский пишет в Полинодии (ч. 3, раздел 1, артикул 3) и в книге «о правдивой единости» православных христиан церкви восточной (гл. 40). Прочая о сем свидетельства зри в «Выписках» Озерского (ч. 2-я, отд. 5-е, ст. 4). Притом ведать надлежит, что принятия в православную церковь еретиков и в древней церкви в разных странах и в разные времена бывали различны, и одна церковь другую за сие не укоряла и не обвиняла, и разделения из-за того не делали.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В письменных воспоминаниях современников святого Серафима образ упоминается в описаниях последнего периода его жизни, когда, выйдя в 1815 году из затвора, он стал принимать в своей келье всех искавших беседы и поучения. После совместной покаянной молитвы и благословения, святой Серафим обыкновенно крестообразно помазывал чело пришедшего елеем из лампады, горевшей перед келейной иконой. После кончины преподобного Серафима икона «Умиление» была передана в Дивеевский женский монастырь , чудотворный образ стал главной святыней обители. Для поклонения этой иконе верующие в XIX веке преодолевали пешком сотни и тысячи километров. В 1927 году Дивеевский монастырь был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти, в течение десятилетий его хранили благочестивые люди. В июне 1991 года икона была передана Святейшему Патриарху Алексию II . В наше время она постоянно находится в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке. Один раз в год — в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (празднуется в 5 субботу Великого поста) — Серафимо-Дивеевскую икону «Умиление» выносят для всеобщего поклонения в Богоявленский кафедральный собор в Елохове (Москва). Икона написана на полотне, натянутом на кипарисную доску размером 67×49 см., и представляет поясное одноличное изображение Богоматери со склоненной главой, опущенным взором и скрещенными на груди руками в момент произнесения Ею слов Архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди ми по глаголу твоему» (Лк. 1:38). Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru за темою У урочисте святкування Синодального Збройними силами та правоохоронними органами РФ на возз " Президент передав Головному командуванню сил РФ список «Спас Нерукотворний» У парку у виставка «Хранителька присвячена Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Кирил звершив освячення Володимирського храму в в 2-гу Великого посту. Освячення Володимирського храму в м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5615354...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Картушинская икона Среди икон, прославившихся в Синодальный период, можно назвать икону Богоматери Картушинскую, которая находилась в селе Картушино Стародубского уезда Черниговской губернии (ныне - Стародубский район Брянской области). Название образа носило топонимический характер, прославление было локальным, в пределах уезда, известность образ получил только в XIX столетии. Композиция заключена в овал. Иконография образа весьма характерна. Богоматерь изображена без Младенца, поясно, в трехчетвертном повороте влево. Лик юной Девы Марии скорбен. Голова склонена, глаза опущены вниз. Руки молитвенно сложены перед грудью. Пальцы сжаты в два кулачка, один на другом. Многочисленные складки ткани скрывают всю фигуру Богоматери, кроме лика и сжатых кистей рук. Мафорий мягкими складками овально обрамляет лик, оставляя открытыми высокое чело и волосы. Спускаясь вниз, ткань на плече справа легла крупной складкой, уходящей за спину. Подобный извод, в котором Богоматерь изображалась без Младенца, появился в России в XVII веке и имел западноевропейское происхождение. В его основе лежит поясной вариант изображения Девы Марии в сцене «Благовещения». В русской иконописи Нового времени наиболее ярким примером является образ «Радость Всех Радостей» («Серафимово Умиление»). Однако он имеет ряд иконографических разночтений с Картушинской иконой, в частности, положение рук Богоматери. В выявлении особенностей протографа немаловажную роль сыграло изучение сохранившихся списков Картушинской иконы из церковных и частных собраний. Они позволили вьивить характерные особенности данного извода. На одном из списков находится надпись, позволяющая раскрыть смысловое значение образа: «Боже, утоли мою печаль», которая трактуется как молитвенное воззвание Богоматери к Господу, чтобы Он утолил ее скорбь (печаль) о страданиях Сына. Мотив скорбящей Богоматери отсылает к строкам пророчества, данного старцем Симеоном в день Сретения: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2,35), говорящего о грядущей великой скорби для Богоматери в день Распятия Христа.

http://pravicon.com/info-3927

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010