Закрыть Не стать Иванами, не помнящими родства… Прошёл вечер памяти Ю.А.Карякина «Память о прошлом – ради будущего» 05.10.2022 401 Время на чтение 17 минут 3 октября 2022 года в школьном классе и одновременно музее Ильинской средней школы Подмосковья собрались неравнодушные люди, лично знавшие Юрия Александровича Карякина (1952-2020 гг.), чтобы почтить его память. Собравшиеся делились своими воспоминаниями об этом выдающемся, удивительном, уникальном человеке – директоре школы, краеведе, почётном работнике общего образования РФ, создателе школьного Музея, посвящённого Гуслицкому краю. Нам посчастливилось лично пообщаться с Юрием Александровичем – прихожане и дети Воскресной школы нашего храма свт. Николы на Берсеневке дважды (в 2017 и 2018 гг.) приезжали в Гуслицы на экскурсии. От этих встреч благодаря Юрию Александровичу остались яркие и очень теплые незабываемые воспоминания, которыми мы хотели бы поделиться. А рабу Божию Георгию – вечная память и Царствие Небесное! Небольшая речушка с музыкальным названием Гуслица подарила свое имя селу, расположившемуся на ее берегах – Погост на Гуслице, позднее – Гуслицы. Село станет центром древней волости, самобытного старообрядческого региона, который долгое время также будет именоваться этим благозвучным названием – Гуслица.  С конца XIX века Гуслицкую волость упразднят, а село получит свое новое название –  Ильинский Погост, которое и носит по настоящий день. Пытаясь сохранить память о славном и интересном прошлом гусляков, о культуре этого края, его традициях, неравнодушные местные энтузиасты создают самородные музеи. Уже несколько десятков лет при сельской школе существует замечательный музей как раз-таки бывшего исторического центра Гуслиц – села Ильинский Погост. Сюда и держим мы свой путь. Ильинский Погост виден с дороги по высокой колокольне Воскресенской церкви. В середине 19-го века на отведенной церкви земле располагались крупные базары, сдавали в аренду мельницу. На вырученные деньги церковь и возвели, освящена она была в 1840-м году. Воскресенская церковь села Ильинский Погост строилась для борьбы со старообрядчеством. Велась летопись, гордились, когда старообрядцы переходили в лоно РПЦ – такие случаи были - 2-3 человека за год. Есть исповедальные книги, которые характерно отражают соотношение новообрядцев и старообрядцев: «Были на исповеди» – перечислено 10 семей, а потом пошли «записные раскольники» - и фамилии 100-150-ти человек. Церковь большая - на 2 тысячи прихожан; служили в ней 3 священника. Величественный, красивый храм с колокольней. Сейчас, правда, можно только дофантазировать, какой он был раньше, если убрать с крыши поросль кустарников, побелить, покрасить и т.п. Хотя есть подвижки – купол сделан не так давно, из Волгодонска был привезен материал под золото, смотрится очень красиво.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/05/ne...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Священномученик Ермоген и Русская Церковь в период его Патриаршества В. Петрушко. Курс лекций по истории Русской Церкви Вскоре после воцарения Василия Шуйского, в конце июня 1606 г., был избран новый Патриарх Московский и всея Руси. Им стал св. Ермоген, в прошлом – митрополит Казанский. Поставление Ермогена на Патриаршество по полному русскому чину, т.е. с повторной хиротонией, было совершено в Успенском соборе Московского Кремля 3 июля 1606 года. Ко времени своего избрания на Патриаршество Ермоген уже находился в весьма преклонных летах – ему было свыше 70 лет. Происхождение его точно неизвестно. Высказывалось предположение, что Ермоген, носивший в миру имя Ермолай, происходил из рода князей Голицыных (в частности, это мнение разделял и С.М.Соловьев). Но едва ли это справедливо: будь у Ермогена столь знаменитая фамилия, она, по традиции того времени, непременно указывалась бы в документах и была бы нам доподлинно известна. Но ни один письменный памятник XVI-XVII веков не называет Ермогена Голицыным. Митрополит Макарий (Булгаков) придерживался другой версии, полагая, что будущий святитель в прошлом был донским казаком. Это скорее похоже на истину, как, впрочем и гипотеза о происхождении будущего святителя из посадских людей. С 1579 г. Ермолай был приходским священником в Казани – он являлся настоятелем Никольского храма при Гостинном дворе (такое, кстати, едва ли было возможно, если бы Ермолай на самом деле был из рода князей Голицыных). Именно в приходе отца Ермолая была чудесным образом обретена Казанская икона Пресвятой Богородицы, которую будущий святитель собственноручно перенес в храм Преображенского монастыря (впоследствии ее поместили в кафедральном Благовещенском соборе Казани, а затем – в основанном на месте ее обретения Богородицком женском монастыре, где она и пребывала вплоть до начала ХХ в., когда была похищена). Казанскую икону Богородицы на Руси доныне почитают как образ, который сыграл решающую роль в прекращении смуты и освобождении страны от иностранных интервентов. В это же самое Смутное время совершил свой подвиг стояния за веру и Отечество и сам св. Ермоген. Так что нельзя не видеть особого Промысла Божия в том, что задолго до смуты чудотворный образ и будущий священномученик оказались связанными между собой. Будущий Патриарх также написал сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и ее чудесах.

http://sedmitza.ru/lib/text/436305/

  разделы   рассылка  распечатать Вокруг передачи Рязанского кремля РПЦ бушуют страсти Над Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником, основанным в 1884 году, сгустились тучи. По сведениям " Новых Известий " , на днях премьер-министр Михаил Фрадков может подписать постановление правительства о передаче Рязанского Кремля Московскому Патриархату. По словам музейщиков, это будет означать смерть заповедника: не говоря о том, что архитектурный комплекс Кремля станет церковной вотчиной, наподобие Троице-Сергиевой лавры, сегодня в Рязани попросту нет условий для размещения экспозиций и фондов заповедника, отмечается в сегодняшней публикации на страницах газеты. Среди епархий РПЦ, преуспевших в последние годы на ниве " передела собственности " , Рязанская занимает одно из лидирующих мест: сегодня в городе с населением чуть больше 500 тыс. человек 30 церквей и 2 монастыря, где регулярно проводятся богослужения. Причем 3 храма расположены на территории музея-заповедника, внесенного в 1995 г. в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, отмечает издание. По соседству с музейными помещениями разместилась епархиальная семинария, на многоярусную звонницу, возведенную в 1797-1840 гг., были подняты колокола. В общем, до поры до времени музейщики ладили с епархией. Ситуация резко переломилась три года назад, когда правящим архиереем стал архиепископ Павел (Пономарев) – в прошлом глава Русской духовной миссии в Иерусалиме, наместник Псково-Печерского монастыря, управляющий Патриаршими приходами в США и Канаде, а затем епископ Венский и Будапештский. Попав в Рязань, он взялся за дело с рвением и размахом. Почти сразу после нового назначения он предъявил претензии на часть строений Кремля, но директор музея-заповедника Людмила Максимова, опираясь на поддержку Министерства культуры РФ, смогла разъяснить владыке: Кремль – культурный памятник федерального значения и охраняется государством, так что надежды архиепископа на региональные власти беспочвенны. Год спустя епархия взяла реванш: областная Дума приняла закон, закреплявший за архиепископом право требовать передачи в пользование любой недвижимости, если она в прошлом, так или иначе, использовалась Церковью. Законодательный акт понадобился епархии, в первую очередь, чтобы отобрать у музейщиков Кремль.

http://religare.ru/2_27846.html

  разделы   рассылка  распечатать Михаил Поздняев Взятие Кремля Московская патриархия намерена выселить на улицу музей-заповедник федерального значения Источник:  Новые известия Над Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником, основанным в 1884 году, сгустились тучи. По сведениям " Новых Известий " , на днях премьер-министр Михаил Фрадков может подписать постановление правительства о передаче Рязанского Кремля Московской патриархии. По словам музейщиков, это будет означать смерть заповедника: не говоря о том, что архитектурный комплекс Кремля станет церковной вотчиной, наподобие Троице-Сергиевой лавры, сегодня в Рязани попросту нет условий для размещения экспозиций и фондов заповедника. Среди епархий РПЦ, преуспевших в последние годы на ниве " передела собственности " , Рязанская занимает одно из лидирующих мест: сегодня в городе с населением чуть больше 500 тыс. человек 30 церквей и 2 монастыря, где регулярно проводятся богослужения. Причем 3 храма расположены на территории музея-заповедника, внесенного в 1995 г. в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. По соседству с музейными помещениями разместилась епархиальная семинария, на многоярусную звонницу, возведенную в 1797-1840 гг., были подняты колокола. В общем, до поры до времени музейщики ладили с епархией. Ситуация резко переломилась три года назад, когда правящим архиереем стал владыка Павел (Пономарев). В прошлом глава Русской духовной миссии в Иерусалиме, наместник Псково-Печерского монастыря, управляющий Патриаршими приходами в США и Канаде, а затем епископ Венский и Будапештский), попав в Рязань, он взялся за дело с рвением и размахом. Почти сразу после нового назначения он предъявил претензии на часть строений Кремля, но директор музея-заповедника Людмила Максимова, опираясь на поддержку Министерства культуры РФ, смогла разъяснить владыке: Кремль – культурный памятник федерального значения и охраняется государством, так что надежды архиепископа на региональные власти беспочвенны. Год спустя епархия взяла реванш: областная Дума приняла закон, закреплявший за архиепископом право требовать передачи в пользование любой недвижимости, если она в прошлом, так или иначе, использовалась Церковью. Законодательный акт понадобился епархии, в первую очередь, чтобы отобрать у музейщиков Кремль.

http://religare.ru/2_27818.html

Арефино. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Живоначальной Троицы Село Арефино Вачского района Нижегородской области в далеком прошлом было самым крупным селом, и состояло из следующих самостоятельных селений: село Арефино, сельцо Озябликово, Зяблицкий Погост и Заидомская Слобода, то есть расположенная за речкой Идомкой. После революции данные селения были объедены в одно село Арефино. Основание церкви Зяблицкого Погоста относится к глубокой древности. Из надписи на сохранившемся в церкви рукописном Евангелии видно, что в 1586 году здесь существовала уже церковь во имя Николая Чудотворца с приделом в честь Святой мученицы Параскевы - Пятницы. В начале XVII столетия Зяблицкий Погост входил в вотчину боярина Ивана Никитовича Романова. В писцовых книгах 1629-30 гг. отмечено, что на Погосте деревянная церковь во имя Николая Чудотворца с приделом Параскевы. Строение этого храма дело мирское. При церкви два священника, дьякон, дьячок, пономарь и просвирня. На церковной земле - 31 двор бобылей, оброк с тех дворов  платят Никольским попам со двора по гривне за год, да на той же земле живут нищие – питаются от церкви Божией. На церковной земле - 27 лавок, 3 харчевни, 9 шалашей, 20 полков, а торгуют в них приезжие с разных городов один день в неделю и оброки с тех лавок и шалашей платят  с давних пор попам по 18 руб. в год. Имелись пашни пахотные церковные - 31 четверть в поле, сена - 80 копен. Зяблицкий погост  - это церковная земля, на которой расположены храм, дворы церковнослужителей, дворы бобылей, да нищих крестьян, которые питались от церкви Божьей. Кроме этого здесь же размещались торговые лавки. Во главе этого погоста по всей вероятности в далеком прошлом стоял священник Зяблицкий, отсюда и погост получил название - Зяблицкий. В 1643 году в Погосте построена новая деревянная церковь с главным престолом в честь Живоначальной  Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В писцовых книгах 1676 года есть следующее описание этой церкви: церковь строена приходскими людьми, она была огорожена забором с дубовыми столбами. В заборе ворота створчатые с малыми воротцами.  Церковь Зяблицкого Погоста, была украшена довольно богато.

http://sobory.ru/article/?object=09879

архиепископ Костромской и Галичский Алексий 4 декабря 2013 г. Архиепископ Алексий (Фролов): Некоторые вопросы возрождения монашества в России 3 декабря 2013 года после тяжелой болезни на 67-м году жизни преставился ко Господу архиепископ Костромской и Галичский Алексий. С 1995 по 2010 год владыка возглавлял Синодальную комиссию по делам монастырей. Свой взгляд на проблемы возрождения современного русского монашества он наиболее ярко раскрыл в докладе на конференции «Возрождение православных монастырей и будущее России», проходившей в 2006 году в Троице-Сергиевой Лавре. Оглядываясь на путь русского монашества, пройденный в течение последних лет, когда государство возвращало Церкви ее исторические святыни, с тревогой и, в то же время, с большой надеждой задумываешься о современной монашеской жизни в нашем Отечестве. Осмысление исторических судеб русского монашества представляется актуальным, поскольку без вдумчивого анализа вопросов, которые жизнь ставила в прошлом и ставит сейчас, невозможно понять, как будет развиваться монашеская традиция в будущем. Если мы не разберемся, что и почему происходило в прошлом и происходит сейчас, то даже в ближайшем будущем не сможем укрепить и приумножить то положительное, что есть в современном монашестве, и, тем более, исправить ошибки и преодолеть нежелательные тенденции в наших обителях. Современная благоприятная ситуация позволяет каждому из нас и Церкви в целом обратиться к спокойному размышлению и самоиспытанию. Благодарение Богу, в ХХ веке Русская Церковь и монашество были сохранены от полного уничтожения, и сейчас мы имеем возможность не только говорить о монашестве как идеале христианской жизни, но и прикасаться к нему как к живительному источнику. Сохранение церковной и монашеской жизни в нашем Отечестве поистине явилось чудом, и нельзя забывать, что мир, свобода, отсутствие притеснений дарованы нам вовсе не благодаря изменению сознания и глубокому покаянию народа. Помня о периоде испытаний, пройденном нашей Церковью, мы с благодарностью Богу и русским святым должны понять причины, вызвавшие эти испытания. Конечно, любые исторические потрясения являются следствием глубинных духовных изменений в обществе и имеют под собой основания религиозные. И только в контексте осмысления исторических путей религиозной жизни России, анализа допущенных ошибок и искажений мы можем говорить о возрождении монастырей и монашества, видеть проблематику и актуальные вопросы современного монашества.

http://e-vestnik.ru/church/nekotorye_vop...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл: «Новый год помогает людям отсчитывать время жизни» Предстоятель Русской Церкви совершил молебное пение на новолетие в Храме Христа Спасителя 03.01.2013 412 Время на чтение 3 минуты 31 декабря 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение на новолетие в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве , сообщает Патриархия.Ru. Перед началом молебна Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. «Несколько часов отделяют нас от нового года. Сама по себе дата празднования нового года является условной. Разные дни полагались в основу нового лета, и долгое время на Руси новым годом было 1 сентября по юлианскому календарю, но со времени государя императора Петра I этим днем стало 1 января. Новый год помогает людям отсчитывать время жизни. Дата нового года помогает вести хронологию. Это необходимо, и не просто из-за праздного любопытства, — необходимо для того, чтобы у людей было целостное восприятие истории, чтобы не смешивались события и чтобы человек был способен, по крайней мере раз в году, подумать о прошлом и о будущем», - отметил Предстоятель Русской Церкви. По его словам, «в этом смысле празднование нового года имеет и духовный смысл, потому что мы, люди верующие, оценивая год прошедший, должны в первую очередь применять к оценке этого года не те мерила, которые используют люди светских профессий, оценивая минувший год с точек зрения политической, экономической, социальной». «У нас должно быть свое видение истории, которое тесно связано с понятием спасения», - добавил Патриарх. Предстоятель Русской Церкви задается вопросами: «Что произошло с нами? Что произошло с окружающими нас людьми? Что произошло с нашим обществом? Что произошло с родом человеческим? Куда мы идем? Становимся ли мы лучше или хуже?» «Этот вопрос каждый должен обратить к самому себе, в том числе сравнивая свои мысли, свои поступки с тем, что было в прошлом. И если, честно размышляя пред лицом Божиим о своей собственной жизни, мы почувствуем, что в минувшем году жили в духовном смысле хуже, чем в году предыдущем, то это будет означать для каждого человека, трезвенно относящегося к своей духовной жизни, необходимость что-то в ней изменить», - продолжил его Святейшество.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/03/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Геннадий Беловолов: «Патриарх прорубает окно в Святую Русь» По мнению священника, демарш раскольников свидетельствует о росте значения пастырских визитов Предстоятеля Русской Церкви на Украину 29.07.2010 671 Время на чтение 3 минуты Мы должны радоваться тому, что первый визит Патриарха Кирилла на Украину в прошлом году не стал последним, что Патриарх уже сейчас обозначил для себя программу визитов на Украину, в Малую Россию, как ежегодные пастырские поездки. Понятно, что это не разовая акция. Конечно, вторая пастырская поездка Патриарха на Украину уже не имела эффекта новизны, поскольку мы предполагали и теплую встречу и высокий уровень, прогнозировали в то же время и возможные искушения. Но, с другой стороны, в этой поездке все-таки есть и новое. В прошлом году мы смотрели за участием Патриарха Кирилла в праздновании Дня Крещения Руси, не скрою, с некоторой завистью, что на Украине это государственный праздник и национальное торжество, а мы, будучи крещены в той же самой Днепровской купели, стоим как бедные родственники в стороне от торжеств. Событие, которое имеет к нам прямое отношение, в России не было красным днем календаря. В этом году качественное отличие заключается в том, что то событие, которое праздновалось в Киеве 28 июля на берегах реки Днепр, является теперь и нашим праздником. В этом году уже не было ощущения, что все происходит, хоть и ближнем, но в зарубежье, напротив, было ощущение глубокого единства. В этом, наверное, главный результат этой поездки. Мы ощутили наше единство не только в исторической ретроспективе, но и в сегодняшний день. Нам в России, конечно, надо найти какие-то формы празднования, расставить акценты. Мне кажется, должно быть целое движение празднования Дня Крещения Руси. Хороший пример в этом отношении подала Ставропольская епархия, совершив в этот день в Ставрополе, можно сказать, массовое крещение людей. Действительно можно было бы готовить крещаемых к принятию таинства именно в этот день, это придавало бы самому крещению особый глубокий смысл и связь с тем событием, которое совершил князь Владимир более 1000 лет назад.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/29/pr...

Закрыть «Надеюсь и верю, что пример жертвенного служения Долгоруковых Отечеству вдохновит наших современников» Презентация книг Александр Дудников   10:01 02.10.2020 651 Время на чтение 3 минуты Источник 19 сентября 2020 года в 12.00 в Брянской областной научной универсальной библиотеке им. Ф.И. Тютчева состоялась презентация книг краеведа и исследователя Александра Петровича Дудникова «Князь Долгоруков Н.Д.: жизнь — служение Отечеству» и «Княгиня Мария Павловна Долгорукова: Биография. Мемуары. Дневники». Уроженец Новозыбкова, Александр Петрович Дудников много лет посвятил изучению жизни, благотворительной деятельности князя Долгорукова и его жены. Долгие годы имена этих людей были преданы забвению. Первым о значении их деятельности для развития Новозыбкова и об их служении Отечеству в целом заговорил А.И. Поддубный. Со временем имя князя стало звучать чаще, людям постепенно возвращали память о прошлом их родного города. В 2019 году князю Н.Д. Долгорукову возвращено звание Почетного гражданина Новозыбкова, а центральной городской библиотеке присвоено его имя. В презентации приняли участие брянские писатели Владимир Сорочкин и Людмила Ашеко, краеведы и библиотечные работники г. Брянска и области, журналисты, читатели библиотеки. Автору пожелали успехов, больше свободного времени для написания книг, здоровья и терпения, а также больше заинтересованных людей, готовых помогать в исследованиях и издании новых книг. Александр Петрович Дудников: – Интерес к истории и родиноведению у меня возник со школы. Отправной точкой к изучению рода Долгоруковых, пожалуй, следует указать 1999 год, когда я вместе с классом пришел в городскую центральную библиотеку на лекцию о прошлом новозыковского края. Затем в местной газете прочитал статью Анатолия Поддубного, посвященную князю Долгорукову Н.Д. С тех пор обращался в различные организации и учреждения, архивы ибиблиотеки как в России, так и за рубежом,направлял запросы в музеи иполучал интересующие меня сведения о княжеском роде. По результатам собранного материала к 160-летию князя и княгини Долгоруковых возникла идея опубликоватькниги.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/02/_nadey...

Отдел второй. От восстановления обители в начале текущего столетия до настоящего времени: период постепенного благоустройства и процветания оной (от 1800 по 1862) Хотя действительное восстановление Малоярославецкой обители, и совпадает с открытием Калужской Епархии, однако дело о сем началось еще с 1791 года. 3-го апреля этого года бывший Игумен Калужского Лаврентьева монастыря О. Феофан получил из Московской Духовной Консистории Указ следующего содержания; «Сего года января 22 дня поданным Святейшего Правительствующего Синода члену Высокопреосвященнейшему Платону Митрополиту Московскому и Калужскому и Святотроицкой Сергиевы лавры священноархимандриту, Московский купец Терентий Целибеев и Московского первой гильдии купца Ильи Веневцова жена Наталья Иванова дочь, прошением прописывали: Епархии де Его Высокопреосвященства Калужского Наместничества в городе Малом Ярославце издревле имелся Николаевский Черноостровский монастырь на особом острову, в роще зданием каменным и деревянным разных строителей и вкладчиков построен в котором до состоявшегося о монастырях штата были Настоятели с монашествующими и послушниками, коих было человек до десяти, довольствовались же коштом от единого доброхотных дателей подаяния и были в хорошем удовольствии и в прошлом 1764 году при рассматривании бывшим Преосвященным Крутицким оный монастырь в надежде прочности оставлен по прежнему в числе седмичном штатных монастырей, в коем вседневно монашествующими славословие Божие исправляемо было, при чем того города граждане таковым святым местам, а паче исправляемым славословием Божиим пользовались с радостным духом, также и погребали во оном монастыре усопших; а в прошлом 1776 году резолюцией Преосвященного бывшего Крутицкого незнаемо для какой причины оный монастырь уничтожен и отдан во владение к состоявшему в том городе Малом Ярославце Казанскому Собору священнослужителям, о чем состоящие в том городе граждане, а равно и он Целибеев, как был старинный того города купец, сожалея как о испразднения того монастыря, а паче в нем ежедневные божественные службы, и всегда побуждаются ревностным с соболезнованием сердечным желанием тот монастырь возобновить по прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010