2. Моисеи пророчествует о прошлом, в прошлом открывая смысл Божиих действий. История мироздания осмысленна с самого начала. Второй библейский космогонический текст — Исаия, главы 40—4& И он раскрывает смысл первой главы «Бытия». То, что скрыто первой главе Бытия — с этого начинает Исаия: «Утешайте, утешайте народ Мой» (Ис. 40, 1). «Бытие» Моисей недаром пишет в годы странствий Израиля, в годы искушений, в годы отчаяния. «Всякий дол да наполнится, всякая гора и холм да понизится» — Бог, из небыти! возмогший сотворить мир, силен и уничижение, и плен Израиля обратить к его славе. «И узрит всякая плоть спасение Божие»: космология — основа сотериологии Израиля (Ис. 40, 5). «Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли» (Ис. 40, 23). Надежда на Божию помощь и наказание может утверждаться лишь одним — тем, что этот Бог создал все. И в то небытие, из которого Он извел нечто, Он может его возвратить, («борющиеся с тобою [Израиль] будут как ничто, совершенно ничто» (Ис. 41, 12)) и из небытия и унижения возвести к славе. Но это — прежде всего не угроза, а увещевание, обращенное в первую очередь к самому Израилю: «Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего»? Разве ть не знаешь? Разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает?… надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — не устанут, пойдут — и не утомятся» (Ис. 40, 27–31). И в конце — вопль Божией любви: «Израиль, не забывай Меня!» (Ис. 44, 21). Итак — бесстрашие — вот что должен породить рассказ о творении у Израиля, вот почему к народу, прячущемуся в пустыне от мести империй, обращается укрепляющая и обнадеживающая его весть о том, что Ягве, Бог Израиля, не есть лишь мелкий племенной божок, но — Творец неба и земли, который является и Господом истории. 3. Итак, космология Библии в существе своем является лишь частью ее экклезиологии (учения о Церкви): Израиль, знай, Кто есть твой Бог, откуда ты взялся и куда идешь. История космоса есть часть истории Церкви, но не наоборот.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Иисус Христос – Агнец, Который «был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу» ( Откр. 5:9–10 ). Это была богословская основа для новозаветной пасхальной трапезы – Евхаристии. Вернемся к Тайной вечере. Преломляя хлеб и раздавая его ученикам, Иисус Христос сказал им: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ). То же самое Он заповедал, преподавая им чашу: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» ( 1Кор. 11:25 ). Творить в воспоминание прежде всего значит – делать в память. Люди дарят друг другу в память о себе различные предметы, выдающимся в истории личностям сооружают памятники, устраивают собрания с докладами, посвященные их памяти. Много есть и других средств и способов для того, чтобы ярко, впечатляюще напоминать людям о тех, кто ушел в вечность, оставив по себе добрые воспоминания у живущих. Но на библейском языке слово «воспоминание» означает больше, чем воспроизведение в памяти минувшего. Когда в Сарепте Сидонской умер сын у вдовы, в доме которой остановился пророк Илия, она объясняла его смерть как наказание ей за грехи ее в прошлом, которые восстановил перед Богом пророк своим посещением ее дома. «Ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего» ( 3Цар. 17:18 ), – сказала она Илии. Такое же значение слову «воспоминание» придавали и современные Иисусу Христу евреи. Так, в Послании к евреям говорится: «Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» ( Евр.10:3–4 ). В этом же смысле употребляет слово «воспоминание» Филон Александрийский († около 50 по P. X.), когда говорит, что жертва за неправедные дела не дает прощения грехов, но делает воспоминание о них – ο λσιν αμαρτημτων, αλλ πμνησιν ργζονται 38 . Следует заметить, что воспоминание как объективное восстановление в самой сущности того, что имело место в прошлом, в представлениях евреев не ограничивалось сферой греха и наказания. Оно распространялось также на область добродетели и награды за нее. Корнилий сотник был человек «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» ( Деян. 10:2 ). Чудесные обстоятельства его крещения были прямым следствием того, что его молитвы и милостыни «пришли на память пред Богом» ( Деян.10:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   А между тем день Страшного Суда неизбежно наступит для всех, хотят ли его или не хотят, и на нем решится вечная участь наша. И он несомненно приближается, о чем ярко свидетельствуют именно такие, как мы выше сказали, легкомысленные настроения и праздные насмешки. Ибо, как предрекал св. Апостол Петр, именно «в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям», которые будут говорить: «где обетование пришествия Его? ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же»  (2 Петр. 3:3—4).    Так и теперь многие говорят: «что вы нам проповедуете о конце мipa, Втором пришествии Христовом и Страшном Суде? Ведь уже сколько раз в прошлом предсказывали конец мipa, но этого не произошло, и все остается так же, как было».    Бывшие предсказания оказались несостоятельными, и они не исполнились. Но это совсем не значит, что конца мipa вообще не будет, что и ясные предречения об этом Слова Божия и верование всей истинной Церкви Христовой тоже окажутся ложными и не исполнятся.    А предречений об этом и в Слове Божием и у великих Отцов Церкви слишком много! Больше, чем достаточно!    И замечательно, что, по учению Слова Божия, мы должны не только бояться и трепетать этого страшного дня, из-за грехов наших, боясь справедливого возмездия за них, но и «ожидать и желать пришествия дня Божия». И это потому, что день Страшного Суда будет великим днем окончательного торжества Добра над Злом, торжества той Божией Правды, той высшей справедливости, по которой так истосковалась душа человеческая, сознательно ли то или безсознательно, ни в чем не находя себе удовлетворения на этой грешной земле (см. 2 Петр. 3:11—13).    Ведь после того, как «небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3:10), явится «новое небо и новая земля, на которых будет обитать правда»  (2 Петр. 3:13).    Это «новое небо» и «новая земля» были показаны в дивном видении возлюбленному ученику Христову — Тайновидцу Иоанну Богослову (см. Апокалипсис глава 21-ая).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь (1, 5-7) Так устроен мир: захваченная в круговорот вещей, вселенная внешне выглядит как становление и исчезновение, но именно благодаря этому круговороту она сопричастна вечности. Человек не способен выразить на своем языке всю полноту и смысл этого: «Не может человек пересказать всего» (1, 8). И всё же следует признать: «Что было, то и будет». И так мы понимаем, что «нет ничего нового под солнцем» (1, 9). Новые поколения приходят на смену друг другу, но некоей вечной человеческой памяти не существует. Каждое самосознание начинает с нуля и наполняется тем, что воспринимается извне. Никто из нас не может господствовать над всем, человеку не дано во всей полноте оценить красоту вселенной, ибо забвение стирает память о прошлом. И этими размышлениями поэма завершается. ВРЕМЯ БОГА Настал момент вернуться к поэме о времени. Она открывается словами: «Время для каждой вещи под небом». Она завершается вопросом: «Что пользы работающему от того, над чем он трудится?» (3, 9). В конечном итоге только от воли Бога зависит, что произойдёт во времени. Но наряду с этим каждый человеческий поступок сопричастен вечному возвращению, и, следовательно, вечности. Тогда слова о заботе, которую Бог дал сынам человеческим (3, 10) приобретает иное звучание: Всё соделал Он прекрасным в своё время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца (3, 11). В этих словах указывается на то, что каждый человеческий момент несёт в себе печать Божественного присутствия в мире. Каждое конкретное событие имеет своё уникальное человеческое измерение, которое мы можем постичь лишь отчасти, и другое измерение, которое обращено к вечности. Всё человеческое одновременно является и божественным, что выражено фразой «всё, что делает Бог, пребывает вовек» (3, 14).

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/50...

В древности ниневитяне, услышавшие пророка Иону, проповедавшего им гнев Божий и разрушение города за злодеяния живущих в нем, покаялись в строгом посте («ничего не ели,... и воды не пили» – Ион.3:7 ), «и крепко вопияли к Богу», дабы Господь умилосердился над ними, кающимися, и – как уже отшедших «от злого пути своего и от насилия рук своих» ( Ион.3:8 ) – помиловал их. И Господь, видя их так кающихся и видя дела их, отменил уже определенное им наказание, не поразил гневом Своим город и не навел бедствия на население его (ср. Ион.3:10 ). По примеру древних ниневитян и нам, обреченным за тяжкие грехи на погибель вечную, следует в посте и молитве смиренно Раскаяться пред Богом в нечестии своем и в гнусных делах своих; – «может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев свой, и мы не погибнем» ( Ион.3:9 ). Христос говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.14:15 ). Значит, свою покаянную молитву пред Богом о прощении наших личных грехов мы должны предварить 6 прощением всех согрешивших против нас. Простим же всех, кто чем-либо нас оскорбил, обругал, осудил, огорчил, обидел или какое-либо зло сделал нам... Господи! прости всех согрешивших против нас, мы их прощаем. Помилуй их и нас, Господи, по велицей милости Твоей! И укрепи нас Своею благодатью, чтобы нам впредь жить без греха, все делая во славу Твою. Аминь. 15. III. 94 Господи! Как много еще имеется во мне непреодоленных чувств от человека ветхого! 7 А ведь часто бывало в прошлом (и особенно на молитве и в напряженности духовной), когда я новым человеком являлся. Вот только при воспоминании о ребрышке, я сознаю ветхость в себе и желание вновь наслаждаться им. Господи! Ты насквозь проницаешь меня, и очи святые Твои видят ясно всё тайное во мне, всё сокровенное. Со стыдом пред Тобою, Господи, мне должно признаться в том, что порою я все еще хочу того, чего мой дух не хочет. Мое желание плотское противится во мне тому, к чему мое духовное «я» стремится: 8 Мое худшее воюет с моим же лучшим, и я в себе самом сражаюсь сам с собою. «Я – образ Божий, вовлекаюсь в греховность» – читаем у свт. Григория Богослова . Худшее во мне несправедливо противится лучшему и тогда я или убегаю грехов и противлюсь им, но не без труда, после многих борений и при небесной только помощи» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Рассмотрим каждый из них в отдельности. Индифферентизм , по сути, отражает и показывает недостаток воли для различения понятий в сфере основных ценностей веры и нравственности. Противоположен этому состоянию фанатизм как чрезмерное превознесение ценности одного элемента (чего-то несущественного) за счет целого. Индифферентизм в виде недостаточного внимания к делу личного спасения осуждает Сам Господь во многих местах Своего Евангелия (см.: Мф.13: 24–30; 22: 1–14), а также словами: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно» (Лк. 10: 41–42). Также и апостол языков Павел пишет в Послании к евреям: «Как мы избежим, вознерадев о толиком спасении» (Евр. 2: 3). Еще более характерны слова пророка Илии относительно равнодушия людей к вере: «Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар. 18: 21). Или, как, предостерегая, говорит Иоанн Богослов: «О, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3: 15–16). Отсюда видно, что индифферентность есть великое зло с любой точки зрения. Это зло овладевает, когда распространяется равнодушие к вере и нравственности среди высших кругов или же среди большинства народа. И в самом деле, зло индифферентизма к вере пустило глубокие корни в жизни нашего народа особенно в прошлом, ХХ веке. Причин тому, без сомнения, множество, но, как нам представляется, по большей части это последствия многолетнего влияния коммунизма, атеизма и материализма. Сей недуг обнаруживается во всех областях народной жизни, когда дело касается отношения к вере и Церкви Православной. Перечислим лишь некоторые проявления индифферентизма: в отношении к посту («грех не входит через уста»), посещению богослужения (церковность), отсутствие понятия о грехе и, в особенности, небрежение о своем спасении. Вера у многих сводится к тому, что «есть Нечто», но как будто к ним не относящееся. Им нет дела до того, что такое это «Нечто». Многие из нас живут так, как и те, кто не верует в Бога. Забота о материальном, преходящем занимает все наше существование. В загробную жизнь по большей части не верим. Часто можно услышать в нашем народе: «Дайте мне есть и пить, пока жив, а как умру, бросьте меня, где хотите».

http://pravoslavie.ru/29614.html

«Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в Смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам в Нем ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:3–4 ). Этот текст является откликом на Рим.5 , в котором сравниваются два Адама. Данное сопоставление продолжает начатое в 1Кор.15 сравнение человека душевного и духовного. Апостол Павел утверждает онтологическое единство между нами и Христом: «[Мы] общники корня и соки маслины» ( Рим.11:17 ). Для нас смерть уже в прошлом, как и для воскресшего Христа: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.6:11 ). Говоря о Крещении, апостол Павел может говорить о нашем воскресении в прошедшем времени: «...быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли» ( Кол.2:12 ). Апостол Павел продолжает: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» ( Кол.3:3 ). Отрывки с тем же смыслом можно найти и в первой и второй главах послания к Ефесянам. Апостол Павел с большой силой утверждает крещальное измерение всей христианской жизни. 6. Пневматологическое измерение Крещения. Миропомазание Действие Святого Духа происходит постоянно: в незаметном движении поиска Бога, без возможности одновременно определить это движение в нас и его устремление. Предварительное помазание, предшествующее Крещению, было символически связано с Богопомазанием и с исповеданием веры, не исключая все же его заклинательной функции освобождения оглашенного. Помазание открывает дверь к богопознанию. «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все» ( 1Ин.2:20 ). Через освящение воды совершается в Духе подлинное освящение всего тварного вещества. Чин миропомазания после крещального погружения был введен довольно поздно. До конца IV века Сирия и Каппадокия не знали особого чина Святого Духа между Крещением и Евхаристией. Очень показателен тот факт, что в своих крещальных тайноводствах святитель Иоанн Златоуст совершенно о нем умалчивает, тогда как описание чина крещального тайноводства очень подробное. Таинство миропомазания начало развиваться в IV веке. Мы находим свидетельство о нем в одном из тайноводственных оглашений святителя Кирилла Иерусалимского (принадлежащем скорее даже его преемнику, Иоанну Иерусалимскому), а также в тайноводственных оглашениях Феодора Мопсуэстийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Страница из Геннадиевской Библии (Быт 1. 1–15). 1499 г. (ГИМ. Син. 915) Страница из Геннадиевской Библии (Быт 1. 1–15). 1499 г. (ГИМ. Син. 915) Известны, впрочем, ряд списков и рукописей, которые ближе к евр. канону. Так, в Александрийском и Синайском кодексах за Пятикнижием следуют исторические книги, затем пророческие, потом учительные. Блж. Иероним в прологе к Книгам Царей перечисляет книги ВЗ сообразно 3-частному еврейскому канону (Biblia sacra: Iuxta vulgatam versionem. Stuttg., 1969. P. 365); этот перечень оказал влияние на порядок следования книг ВЗ в нек-рых средневек. лат. Библиях. То, что в христ. Библии в отличие от еврейской все пророческие книги перенесены в конец ВЗ, может быть объяснено хронологическим принципом расположения: Пятикнижие и исторические книги повествуют о прошлом, учительные дают советы для настоящего, пророческие приоткрывают будущее. В то же время, завершая ВЗ, пророческие книги представляют собой как бы переход к НЗ. Книга прор. Малахии (последнего из малых пророков) завершается словами: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною… Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал 3. 1 - 4. 6). Эти слова непосредственно отсылают к началу НЗ - к рассказу о проповеди Иоанна Крестителя, о котором в Евангелии сказано: «...он есть Илия, которому должно прийти» (Мф 11. 14). Евангелие от Марка (Мк 1. 2) начинается цитатой из Мал 3. 1. Неканонические книги в греч., лат., слав. Библиях помещаются среди канонических. Исторические книги (2-я Книга Ездры, Книги Товита, Иудифи), следуя хронологии описываемых событий, находятся среди книг, повествующих о событиях персидского времени; Книги премудрости Соломона и премудрости Иисуса, сына Сирахова - среди корпуса учительных книг (как правило, в конце); Книга прор. Варуха и Послание Иеремии - среди писаний, связанных с прор. Иеремией (Книга прор. Иеремии, Книга Плач Иеремии).

http://pravenc.ru/text/Канон ...

Ибо Я Господь, Бог твой» ( Ис.43:2–3 ). Таким образом, всякое место принимает праведника, и всякое создание считает своим долгом служить ему. Не думай, что такие дела вершились только в древние времена и в тебе, слушающем сейчас о них, ничего подобного не совершается, ибо все исполняется в тебе таинственно. Ведь если ты отвергаешь мрак идолопоклонства и хочешь прийти к слышанию закона Божьего, то выходишь из Египта. Когда приходишь ты в собрание оглашенных и начинаешь исполнять установления Церкви, то разделяешь воды Красного моря и, оказавшись в пустыне, посвящаешь себя тому, что ежедневно слушаешь закон Божий и взираешь на лицо Моисея, через которое открывается слава Господня. Но если ты также входишь в источник крещения и в присутствии священников и левитов приступаешь к великим и священным таинствам, известным тем, кому позволено их знать, то, перейдя Иордан, через богослужения священников, вступаешь ты в землю обетованную. В этой земле от Моисея принимает тебя Иисус и ведет тебя по новому пути. Помня об этих великих деяниях Бога, о том, что Он разделил пред тобою море и собрал воды Иордана, обернешься ты и скажешь: «Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад? Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?» ( Пс.113:5–6 ). И Божье слово ответит тебе, говоря: «Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева, превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод» ( Пс.113:7–8 ). 2 . Сколь велики дела, совершавшиеся в прошлом! Красное море переходилось пешком, манна посылалась с неба, источники вод открывались в пустыне, через Моисея был дан закон. Много было в пустыне совершено чудес и знамений, но нигде не сказано, что Иисус был «вознесен». Когда же перейден Иордан, тогда сказано Иисусу: «В сей день Я начну возносить 5 тебя пред очами всех сынов Израиля» ( Нав.3:7 ). И действительно, Иисус не вознесся прежде таинства крещения, но Его вознесение, даже вознесение в глазах народа, началось с этого. Если «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились» ( Рим.6:3 ), а смерть Иисуса совершилась вознесением Креста, то справедливо, что первый раз Иисус возносится для каждого верного, когда он принимает таинство крещения. Ибо сказано, что «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Фил.2:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010