9. Описание вторичного моего путешествия к литовским старообрядцам и за границу в 1871 году 1. Что побудило меня предпринять новую поездку в Литву. Рубенишки, Новоалександровск и Вильна. Ковно: рассказ Корнилия о побоях от ревнителей раскола. Страшуны: беседы с Аллилуевым Когда в 1870 году был я в деревне Страшунах и прожил там с неделю, довольно беседуя о церкви: то, как изложено в предыдущей статье, страшунские старообрядцы присоединиться к церкви тогда еще не решились. Но после меня, летом, ездил к ним также побеседовать Ковенский единоверческий священник Мартиниан Тихомиров. И вот несколько из них решились подать на имя преосвященного Иосифа, викария Литовского, прошение, в котором писали, что желают присоединиться к церкви, и для совершения над ними обряда присоединения просили прислать меня. Обратив пастырское внимание на их просьбу, преосвященнейший Макарий, архиепископ Литовский, 21 декабря 1870 года, обратился с предложением к преосвященному митрополиту Иннокентию, не благоволено ли будет, согласно желанию страшунских старообрядцев, послать меня в Литву. Преосвященнейший митрополит был тогда в Петербурге, и оттуда написал к преосвященному Леониду, викарию Московскому, чтобы я исполнил это поручение. Итак, по благословению преосвященного Леонида, 16 января 1871 года, я отправился из Москвы в новое путешествие. В Петербурге явился я к самому преосвященнейшему митрополиту Иннокентию испросить благословение в предлежащий путь, и к преосвященнейшему Макарию, архиепископу Литовскому, принять благословение на исполнение поручаемого мне дела в его епархии. После сего отправился из Петербурга в дальнейший путь. Остановившись в Динабурге, съездил в Рубенишки к Кириаку Сильвестрову наведаться, посеянное мною прошлого года слово имеет ли какое прозябание. У Кириака нашел моего спутника иеродиакона Иоанна, который сопутствовал мне в прошлом году в поездку моей к литовским старообрядцам. Он оставался в Литве, чтобы заняться обучением причтов новоустроенных единоверческих церквей и по силе споспешествовать новопоставленным священникам в слове проповеди . С этой же целью он приехал теперь и в Рубенишки. Кириак Сильвестров и о. Иоанн сообщили мне, что в Данышевке и в окрестности Рубенишек есть некоторые, желающие присоединиться ко святой церкви, и Кириак просил меня, чтобы, исполнив порученное мне дело в Страшунах, я опять заехал к ним Рубенишки и желающим присоединиться помог исполнить это святое желание. Отсюда съездил я в город Новоалександровск проведать новопоставленного единоверческого священника Артемия Сухорукова, и потом отправился в Вильну. Здесь явился к преосвященному Иосифу испросить и его благословение на порученное мне дело: преосвященный благословил меня и снабдил билетом, разрешающим совершать присоединение старообрядцев и исполнять у них церковный службы и требы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава II. Первый расцвет монашества в Киевской Руси И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 2. Монашество XII и XIII веков В 1058 г. или чуть раньше Феодосий пришел в Печерский монастырь, в 1062 г. он был избран настоятелем, а умер через 12 лет — 3 мая 1074 г. За это время малое стадо подвижников, спасавшихся в пещерке Антония, выросло в многочисленную монастырскую братию, в обители выстроены были кельи и Великая церковь. Своим материальным и религиозно-духовным ростом монастырь более всего обязан был трудам святого игумена. О великом духовном значении Печерской обители для того времени лучше всего можно судить по написанному в конце XII в. посланию епископа Симона (в прошлом инока монастыря и соавтора Печерского патерика) монаху Поликарпу: «Кто не весть мене, грешнаго епископа Симона, и сиа соборныа церкви, красоты владимерьскиа, и другиа суждальския церьки, юже сам создах? Колика имеета градов и сел! И десятину собирають по всей земли той. И тем всем владееть наша худость. И сиа вся бых оставил, но веси, какова велиа вещь духовнаа и ныне обдержить мя, и молюся Господеви, да подасть ми благо время на правление. И свесть тайнаа Господь, истинно глаголю ти, яко всю сию славу и честь вскоре яко кал вменил бых, аще бы ми трескою торчать за враты или сметьем помятену быти в Печерьском монастыре и попираему человеки, или единому быти от убогых пред враты честныа тоа лавры и сотворитися просителю,— то лучши бы ми временныа сиа чти. Един день в дому Божия Матере паче 1000 лет, и в нем изволил бых пребывати паче, нежели жити ми в селех грешничих». Святой игумен Печерского монастыря стал правилом веры не только для своих собратьев и современников, но и для всего древнерусского иночества. В его образе древнерусское аскетическое благочестие обрело свое национальное выражение, идеальную меру подвижничества. Когда после некоторого перерыва древнерусское иночество переживало свой самый высокий расцвет, в понимании смысла аскезы оно сохранило внутреннюю связь со св. Феодосием. Во многих подвижниках Северной Руси жил дух первых десятилетий Печерского монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/436441/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Жалованная грамота царя Алексея Михайловича имеретинскому царю Александру о принятии Имеретии в Российское подданство. 1653 г. мая 19. Документы о вхождении Грузии в состав России Бога единаго безначальнаго и безконечнаго, невидимаго, страшнаго и неприступнаго, превыше небес пребывающаго, владеющаго силами небесными и единым безсмертным словом премудрости своея видимыя и невидимый, вся сотвор-шаго, и самодержавным божественным духом вся оживляю-щаго и недреманным оком на землю призирающаго, и всяческая на ней устрояющаго, и утешения благая всем человеком подавающаго, и его же в трех имянех боятся и трепещут небесная и земная и преисподняя, того единаго Бога в Троице чтем и поклоняемся, и трисиятельнаго, его всемогущаго Божества неизреченным милосердием живем и движемся, и пребываем и величеству его славу возсылаем. Сего убо Бога нашего, в Троице славимаго, милостию, мы, великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Русии самодержец [п. т.], пожаловали есмя Меретинския земли начальника Александра царя и сына его царевича Баграта и брата Мамуку, велели им дати сю нашу царскую жалованную грамоту, впредь для утвержденья по ево, Александра царя, челобитью, что в прошлом во 157 году присылал к нам, великому государю к нашему царскому величеству, бити челом он, Александр царь, послов своих, игумена Василья, да бельца Давыда с грамотою; а в грамоте своей к нам великому государю к нашему царскому величеству Александр царь писал, что он пребывает царем от дедов и от прадедов, от благочестивых царей, и монастыри и церкви сооружены от древних царей и митрополиты и епископы многие, и вера христианская истинная есть и до днесь, и нам бы, великому государю, не оставити их и не отринуть от наших царских рук, а он, Александр царь, иного царя христианския веры не имеет, опричь нашего царскаго величества.

http://sedmitza.ru/lib/text/439151/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Жалованная грамота царя Михаила Федоровича Кахетинскому царю Теймуразу I о принятии Иверской земли под покровительство России. 1641 г. мая 31. Документы о вхождении Грузии в состав России Бога единого безначальнаго и безконечнаго... в Троицы славимого, милостию мы, великий государь царь и великий князь Михаил Федорович всеа Русии самодержец [п. т.], пожаловали есмя Иверские земли началника Теймураза царя и сына ево царевича Давыда, велели им дати сю нашу царскую жаловальную грамоту вперед для утверженья, по ево, Теймуразову цареву, челобитью и прошенью, потому что изначала Грузинские земли цари и князи нашие православные крестьянские веры, а в послушанье были за много лет у прародителей наших у великих государей царей и великих князей российских. А принял дед наш блаженные памяти великий государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии самодержец под свою царскую высокую руку грузинского Леонтья царя, царева Александрова отца, во оборону для православные христианские веры. А после Леонтья царя сын ево Александр царь з детьми по тому ж были послушны дяде нашему блаженные памяти великому государю царю великому князю Федору Ивановичу всеа Русии самодержцу и по нем бывшим великим государем царем российским и крест им великим государем целовали, и грамоты докончальные грузинских царей в нашей царской казне есть многие. И в прежних годех присылали к нам великому государю бити челом он, Теймураз царь, да башачюжской Юрьи царь, да Гурелской Мануйло царь, что кизылбашской Абас шах Грузинскую землю повоевал, и церкви разорил, и ево, Теймураза царя, из ево земли изогнал. А в прошлом во 127-м присылал к нам великому государю он же, Теймураз царь, з грамотою в послех Курмигинские пречистые Богородицы монастыря игумена Харитона бити челом о помочи на кизылбашского Абаса шаха, что землю Грузинскую разорил и церкви Божьи обругал .

http://sedmitza.ru/lib/text/439145/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журнал заседания Священного Синода 19-20 апреля 2000 г. В заседании Священного Синода 19 апреля 2000 года под председательством Патриарха ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О злодейском убиении 21 марта 2000 года иеромонаха Григория (Яковлева), настоятеля Свято-Троицкого храма в поселке Тура Красноярской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Принять Заявление Священного Синода, определяющее отношение Русской Православной Церкви к совершенному преступлению. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О распространенном в средствах массовой информации Обращении так называемого Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к русскому православному народу. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возложив упование на неизмеримое милосердие Божие и на Его Всеблагой Промысл, приводящий человека многоразличными путями к духовному спасению, по отношению к укоренившимся в расколе и противящимся церковному единству, продолжающим всячески хулить верность русского православного народа своему Церковному Священноначалию и Отечеству в современных условиях и в историческом прошлом, призвать к обретению канонического единства с Русской Православной Церковью всех православных верующих в диаспоре, связывающих свою церковную жизнь с духовными идеалами исторической России, но по разным причинам пребывающих вне канонического общения с Матерью-Церковью. 2. Подчеркнуть, что Московский Патриархат неоднократно на протяжении последних десятилетий выражал свою добрую волю к скорейшему восстановлению канонического единства в лоне Матери-Церкви с желающими этого иерархами, клириками и монашествующими, входящими в структуру Русской Православной Церкви Заграницей, что, к сожалению, не находило должного понимания у руководства РПЦЗ. 3. Заявить о приверженности нашей Церкви идее диалога во имя скорейшего преодоления разделения, порожденного исторической трагедией России в минувшем XX веке.

http://sedmitza.ru/lib/text/429460/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журналы заседания Священного Синода от 1 октября 2004 г. Фото Ю.Клиценко. Седмица.Ru 1 октября в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Я сердечно приветствую членов Священного Синода в преддверии Архиерейского Собора. Наша цель сегодня – осмыслить задачи, которые будут поставлены и которые нам придется решать на Архиерейском Соборе. Так что сегодняшнее заседание будем считать подготовительным к Архиерейскому Собору, который 3 октября откроется в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. На прошлом заседании мы уже обсудили ряд организационных вопросов и регламент Собора. Сегодня мы продолжим эту работу». Фото Ю.Клиценко. Седмица.Ru Журналы заседания Священного Синода 1 октября 2004 г. ЖУРНАЛ 61 СЛУШАЛИ: Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия об учреждении ордена святого Благоверного князя Димитрия Донского трех степеней в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне и 625-летием Куликовской битвы. ПОСТАНОВИЛИ: 1.Учредить орден святого Благоверного князя Димитрия Донского трех степеней. 2. Принять положение о вышеозначенном ордене. ЖУРНАЛ 62 СЛУШАЛИ: Сообщение Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии, о концепции участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИД и работы с ВИЧ инфицированными, подготовленной Синодальной богословской комиссией совместно с Отделом внешних церковных связей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить концепцию участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИД и работы с ВИЧ инфицированными.

http://sedmitza.ru/lib/text/429541/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Религиозные отношения в славянском мире сразу после разделения церквей в 1054 г. Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. Вопрос о том, как отразился разрыв между Римом и Константинополем на отношениях между славянскими странами, оставшимися в орбите православного мира, и их католическими соседями, не во всех случаях поддается решению. Так, достаточно сложно оказывается оценить положение, сложившееся в Болгарии. Иерархи, возглавлявшие Болгарскую Церковь, не только безоговорочно стали на сторону Константинополя, но и активно участвовали в выработке той позиции, которую заняла в разразившемся конфликте Византийская Церковь. Так, Охридский архиепископ Лев, глава Болгарской Церкви в середине XI в., был автором известного послания с обличениями латинян, послужившего одним из толчков к окончательному разрыву между Церквами. Один из его преемников, Феофилакт, занимавший Охридскую кафедру в конце XI — начале XII в., был также автором специального трактата о заблуждениях латинян, фрагменты из которого он нашел нужным включить и в написанный им текст Жития патрона кафедры — святого Климента . Однако следует учитывать, что Болгария была завоеванной страной, куда стоявшие во главе Болгарской Церкви иерархи присылались из Константинополя. Оба упомянутых выше архиепископа не только находились до своего назначения в Константинополе, но и принадлежали к клиру главного храма Константинопольской Патриархии — собора Св. Софии . Неудивительно, что их отношение к латинянам совпадало с отношением высшего византийского духовенства. Выраженная ими точка зрения была, разумеется, официальной и признанной. Однако в какой мере она действительно проникла в сознание подчиненного болгарского населения? Взгляды и стремления широких кругов болгарского общества в эпоху византийского господства находили выражение в апокрифических текстах, появившихся главным образом во 2-й половине XI в., в которых идеализированное представление о прошлом сочеталось с пророчествами о грядущем торжестве в будущем.

http://sedmitza.ru/lib/text/442943/

EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Общество СМИ Мониторинг СМИ Путь ахалкалакского самурая «На территории нашей епархии проживает значительное количество мусульман из этнических грузин. Они представляют собой очень интересное явление. Они вроде бы и мусульмане, так как соблюдают все предписания ислама, но при этом, например, на Пасху красят яйца, а когда пекут лепешки, изображают на них крестное знамение. Новостная служба 5 октября, 2011 5 октября, 2011. Новостная служба «На территории нашей епархии проживает значительное количество мусульман из этнических грузин. Они представляют собой очень интересное явление. Они вроде бы и мусульмане, так как соблюдают все предписания ислама, но при этом, например, на Пасху красят яйца, а когда пекут лепешки, изображают на них крестное знамение. Грузинский митрополит проповедует при помощи Куросавы и Джармуша Митрополит Николай (Пачуашвили) – личность многогранная как по светским, так и по церковным меркам. В прошлом выпускник физического факультета МГУ и факультета анимации Тбилисского театрального института, знаток современного авторского кинематографа, но прежде всего – один из лидеров духовного возрождения Грузии. В настоящее время член Синода Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), заместитель председателя Отдела миссии и евангелизации и управляющий приграничной Ахалкалакской и Кумурдойской епархией. В интервью журналисту Антону Куриловичу митрополит Николай рассказал о роли Церкви в жизни современной Грузии. – Ваше Высокопреосвященство! Нельзя не заметить, насколько нестандартным по традиционным церковным меркам был ваш путь к епископству… – В Церковь я пришел, вернувшись в Грузию после окончания физфака МГУ. Что касается атмосферы времен коммунистического режима, то, конечно же, многие понимали, что все вокруг пропитано идеологической ложью.

http://pravmir.ru/put-axalkalakskogo-sam...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Ценителям русской словесности Вышли в свет первые пять томов собрания сочинений Гаврилы Державина и антология «Русская поэтическая героика» Редакция РНЛ   16:08 08.07.2016 42464 Россия возвращается к истокам, возвращается к себе. В нашем прошлом, в нашей истории и культуре мы пытаемся найти скрепы, объединяющие нас, делающие население народом. На государственном уровне широко отмечаются исторические даты, воссозданы и активно действуют Российское историческое и Российское военно-историческое общества. По инициативе Президента России Владимира Путина и под эгидой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла недавно создано Общество русской словесности. Огромную роль в этом процессе возвращения к истокам играет издание сочинений русских классиков. Издательство «Народное образование» выпустило в свет два уникальных издания. Впервые за последние 150 лет издается Собрание сочинений великого русского поэта и выдающегося государственного деятеля екатерининского царствования Гаврилы Романовича Державина (1743-1816). Издание осуществил общественный совет в составе А.А.Замостьянова, О.А.Бубыренко, А.А.Коровина и Т.Н.Шабаева. Как отмечает во вступительной статье к 1-му тому выпускающий редактор Собрания сочинений поэт и литературовед Арсений Замостьянов, Гаврила Романович жил и творил в «век целеустремленных, жизнелюбивых людей», «победителей по духу и по биографии», «первопроходцев, для которых не было невозможного». Действительно, Державин стоит в ряду таких выдающихся русских людей, как Михаил Васильевич Ломоносов, светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический, генералиссимус князь Александр Васильевич Суворов-Италийский, граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский, граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский. Какие имена?! Гордость России!

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/08/ce...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть В поисках Имперской России Из воспоминаний Александр Стрижев   01:47 19.10.2020 786 Время на чтение 12 минут В самом конце 80-х годов Двадцатого столетия Лубянка стала выдавать из своих архивохранилищ упрятанные ею бумаги, принадлежащие жертвам - расстрелянным Госбезопасностью видным деятелям отечественной культуры, мыслителям и духовным подвижникам. Семья разностороннего учёного Павла Александровича Флоренского получила на руки тюремные записки своего деда, дотоль тайно скрывавшиеся гепеушниками в своих владениях; на все требования узнать, что с подследственным произошло и когда, они отделывались придуманным фактом: погиб в 1944 году, сваливая злодеяния на войну, хотя уничтожили просвещённейшего священника Флоренского в 1937-ом, в пору Большого террора большевиков. Преступление и ложь были неразлучны тогда при любых уголовных деяниях властей всех уровней и поддакивающих им пресмыкателей. В наступающих новых условиях измазанному в крови собственного народа расстрельному ведомству пришлось менять не только свои вывески, но и пересматривать историю репрессий в отношении каждого отдельного лица и группы населения в целом. В этот-то период нашей социальной жизни и произошло церковное событие - передача личного архива Святителя Серафима Чичагова в Рукописный отдел РГБ, из ведомственного, сугубо закрытого, фонд перешёл в гражданский, доступный после обработки всем читателям. Знакомиться и разбирать личный архив Владыки Чичагова меня пригласила его внучка, Варвара Васильевна Чёрная, доктор технических наук, ряд десятилетий занимавшаяся в научном центре Черноголовка. После ухода на пенсию она целиком ушла в церковную жизнь при храме Ильи Обыденного, что в Обыденском переулке - стояла за свечным ящиком. В этом намоленном храме, с его святынями, перенесёнными сюда когда-то из взорванного Храма Христа Спасителя, в зловещие десятилетия богоборческой власти прихожанами в основном была одна и та же верующая московская интеллигенция. Здесь её знали и любили, на что она отвечала благоговением и послушанием. С Варварой Васильевной мне посчастливилось сдружиться в пору работы над публикацией «Народного календаря», целиком опирающегося на святцы и православные традиции русских людей. Для перевода календарных чисел со старого стиля на новый необходим календарь церковный, где это всё выверено; полагаться же на устный перевод всех дней года со старого стиля на новый, с указанием праздников и памятных дат, нельзя - в правильности уверенности не было. В РГБ церковный богослужебный календарь мне не выдали, о чём и сокрушался возле свечного ящика; Варвара Васильевна тут же вынула из ухоронок заветное издание, уже сильно потрёпанное в прошлом году, и передала его мне для дела. Так и познакомились поближе.

http://ruskline.ru/swr/2020/10/18/v_pois...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010