В одном современном фильме главный герой – предприниматель-миллионер, некогда бесцеремонно устранявший неугодных людей, – оказывается под угрозой убийства. Ради спасения от конкурентов ему изменили внешность и при помощи гипнотизера стерли память. Прошло время, и, начиная узнавать о своем прошлом правду, он приходит в ужас от того, какие дела он творил. В его сознании возникает неприятие самого себя в собственном прошлом, и вместе с тем он чувствует в себе борьбу нового со старым. Чтобы начать совершенно новую жизнь, жизнь с любимой, он вновь стирает память о прошлом. Этот фильм отражает живущую в людях жажду обновления, жажду начать жизнь с чистого листа, без прошлых ошибок, грехов и злодейств, которые преследуют душу и не дают ей быть счастливой. Мир жаждет очищения, но не знает средств к тому. А ведь подобное средство есть. Это покаяние ! Оно способно обновить и воскресить, не лишая ни памяти, ни каких-либо других способностей нашей души. В покаянии человек не исчезает как личность, зато освобождается от ветхого груза, совершенно по-новому начинает переживать всё вокруг, по-новому относится к миру, по-новому поступает и думает. На самом деле вопрос счастья или несчастья сводится к элементарной истине – предан ли ты грехам или решительно освободился от них? Что в твоем сердце – оковы страстей или радость свободы? Ангел указал ему на темного человека, который насек дров и, связав их, пытался поднять на плечи, но не мог Один инок, сидя в келье, услышал голос свыше: «Прииди, Я покажу тебе дела человеческие». Инок вышел, а явившийся Ангел указал ему на темного человека, который насек дров и, связав их, пытался поднять на плечи, но не мог. Вместо того чтобы убавить дров, он нарубил их еще и, увеличив ношу, опять стал поднимать и опять был не в силах – так повторял многократно. Затем Ангел показал ему другого человека, который, стоя у колодца, черпал воду и лил в дырявую кадку, из которой вода опять убегала в колодец. Удивляясь, инок смотрел дальше. Он увидел церковь и как два человека, сидя на конях и держа бревно поперек дверей, силились внести его в храм, но не могли – бревно было гораздо длиннее, нежели дверной проем, а развернуть его так, чтобы оно прошло, они не хотели.

http://pravoslavie.ru/78137.html

Духовное горение. К 100-летию архиепископа Михаила (Мудьюгина) Еще не в столь далеком прошлом оставались времена, когда храм Божий приходилось посещать с немалой опаской, дабы не нарваться на неприятности на работе. А уж участвовать в каком-либо церковном Таинстве, будь ты учитель или сотрудник правоохранительных органов… Боже упаси! 15 мая, 2012 Еще не в столь далеком прошлом оставались времена, когда храм Божий приходилось посещать с немалой опаской, дабы не нарваться на неприятности на работе. А уж участвовать в каком-либо церковном Таинстве, будь ты учитель или сотрудник правоохранительных органов… Боже упаси! Первый курс Вологодского Духовного училища тогда, в начале 1990-х, собрал самых разных людей и по возрасту и по профессии, и даже, если так можно выразиться, по «степени веры». Были люди воцерковленные, но немного, большая же часть пришла сюда из любознательности, пытаясь во вдруг освободившемся от всяких идеологических догм обществе отыскать пути к Богу. Еще не в столь далеком прошлом оставались времена, когда храм Божий приходилось посещать с немалой опаской, дабы не нарваться на неприятности на работе. А уж участвовать в каком-либо церковном Таинстве, будь ты учитель или сотрудник правоохранительных органов… Боже упаси! Кое-кто из однокурсников имел высшее образование, и в дипломе значилась оценка по научному атеизму. Но и их привело в Духовное училище что-то — сомнение, неустроенность в жизни, стремление познать корни своего народа, недостаток пищи духовной…   Итак, собрались мы в обычном классе самой обычной городской школы, с трудом умещаясь за партами для первоклашек: своего помещения у Духовного училища еще не имелось. Состоялось первое знакомство с преподавателями — клириками епархии и мирянами, но одно обстоятельство заставило нас еще больше поволноваться: узнали, что лекции по Священной истории Нового Завета будет читать сам архиепископ Михаил, управляющий Вологодской епархией. С трепетом ждали его на первое занятие. Порог класса переступил, тяжело опираясь на посох, невысокий седовласый старец в скромном подряснике и с панагией на груди.

http://pravmir.ru/duxovnoe-gorenie-k-100...

Журналистам рассказали о крестном ходе 12 сентября сентября 2022 " Имя Александра Невского не нуждается в рекламе, - сказал председатель епархиального комитета по подготовке к празднованию, наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий . - Даже неверующие его знают, и молодое поколение, надеюсь, благодаря проведенным в прошлом году мероприятиям услышало о небесном покровителе нашего града. Празднование в прошлом году 800-летия со дня его рождения открыло это имя многим людям, даже если они его раньше не знали. Хочу поблагодарить власти города за поддержку нашей инициативы провести крестный ход, который был возрожден в 2013 году после 92-летнего перерыва. Александр Невский - не тот человек, которого можно вспоминать только в юбилейные годы. Мы его память празднуем дважды в году - в даты перенесения мощей и погребения. Надо следовать примеру самого святого: он помнит о нас и слышит нас каждый день. Кто столкнулся с реальной помощью при обращении к нему с молитвой, никогда об этом не забудет " . Владыка отметил, что в этом году нельзя будет присоединиться к крестному ходу с боковых улиц - это сделано из соображений безопасности. Зайти в колонну крестного хода можно будет только у Казанского собора. Председатель городского комитета по культуре Федор Болтин отметил, что 12 сентября в городе соединяется память о святом князе Александре Невском и императоре Петре I. В прошлом году прошло множество мероприятий, посвященных 800-летию со дня рождения князя Александра. В этом году проходят юбилейные мероприятия к 350-летию со дня рождения императора Петра Великого, и эта тематика будет отражена в праздновании. 12 сентября вспоминаются ратные подвиги и Александра Невского, и Петра I, поскольку это - годовщина Ништадтского мира (этой победе будет посвящена уличная выставка на Соборной площади Петропавловской крепости). После молебна на площади в Александро-Невской лавре на открытой площадке состоится концерт, а с 13:00 будут проходить мастер-классы и другие мероприятия для взрослых и детей на территории монастыря. В Святодуховском центре состоится церемония вручения премии правительства Санкт-Петербурга имени Александра Невского. Премия учреждена губернатором и присуждается за выдающиеся культурные достижения. 

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Историческая память о великом прошлом является залогом нашего будущего» Игумен Иоанн (Ермаков) призывает и благословляет принять участие в шествии «Бессмертного полка», ибо это один из явственных знаков живой связи времен 02.05.2017 842 Возлюбленные о Господе братья и сестры, Христос Восресе! Всех Вас сердечно поздравляю с грядущей 72-й годовщиной со дня победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, в день всех святых, в земле Российской просиявших, а закончилась 9 мая 1945 года, в среду Светлой Пасхальной Седмицы, что крайне символично, ибо, по мысли Святителя Иоанна Златоуста, в день Светлого Христова Воскресения «Ад огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан»! На долю нашего Отечества, истинного хранителя великого византийского наследия духа, пришлось немало годин лютых испытаний. Несметные полчища иноплеменных захватчиков не единожды вторгались в его священные пределы, неизменно сея хаос, смерть и разрушение. Но боголюбивые русские люди никогда не отчаивались, будучи ведомы Святой Православной Верой, они всегда одолевали орды завоевателей, воссоздавая Родину буквально из пепла. Так очередной раз в нашей истории случилось и в годы Великой Отечественной войны, плодами великой победы в которой - мы пользуемся до сих пор. Живем мы с Вами сегодня на территории России, казалось бы, в мирное время. Относительный бытовой комфорт является для нас чем-то естественным, мы ходим в храм, работаем, растим детей, жизнь идет своим привычным чередом. Но последние события на единокровной и братской нам Украине , где вновь поднимает голову нацистская оранжевая чума, заставляют задуматься о необходимости чаще и чаще повторять уроки истории, взгревая в самих себе и обществе в целом утраченные в лихие 90-е годы и относительно зажиточные 2000-е глубокую православную веру и историческую память. Историческая память о своем великом прошлом, соединенная с искренней и разумной молитвой к Победителю Смерти, Воскресшему Христу - является единственным залогом нашего будущего, как христианской цивилизации, несущей сакральную катехоническую функцию в этом мире.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/02/is...

Кресло святителя Иоанна Шанхайского (ФОТО) (Дополнено) Святитель Иоанн Шанхайский скончался в Сиэтле, в Америке. Он умер в кресле, которое впоследствии хранилось на приходе. В прошлом году я узнал, что на родине святителя Иоанна, в селе Адамовка, строится храм, который будет освящен в его честь. И сразу же понял, где должны быть вещи святителя… 2 июля, 2012 Святитель Иоанн Шанхайский скончался в Сиэтле, в Америке. Он умер в кресле, которое впоследствии хранилось на приходе. В прошлом году я узнал, что на родине святителя Иоанна, в селе Адамовка, строится храм, который будет освящен в его честь. И сразу же понял, где должны быть вещи святителя… В октябре 2009 года  на Донбасс прибыли Сергей Георгиевич Кальфов с супругой и ключарь Сан-Францисского собора протоиерей Петр Перекрестов. Они прилетели, чтобы передать в дар Свято-Успенской Святогорской Лавре уникальную реликвию, которая тридцать лет хранилась в семье Кальфовых. «Мой отец служил чтецом при святителе Иоанне Шанхайском , – рассказал Сергей Георгиевич в интервью «Донбассу Православному» . – Когда святитель умирал, мой папа был рядом с ним. Святитель Иоанн Шанхайский скончался в Сиэтле, в Америке. Он умер в кресле, которое впоследствии хранилось на приходе. Спустя какое-то время приход стал испытывать материальные трудности – и кресло хотели продать. Мой отец забрал это кресло, потому что не хотел, чтобы такая святыня хранилась в чужом месте. С тех пор кресло и облачение святителя Иоанна Шанхайского хранились в нашей семье как особо дорогие реликвии. В прошлом году я узнал, что на родине святителя Иоанна, в селе Адамовка, строится храм, который будет освящен в его честь. И сразу же понял, где должны быть вещи святителя…» Спустя несколько дней, 11 октября, в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру съехались тысячи паломников. Акт передачи мощей и личных вещей святителя состоялся после окончания литургии во время торжественного молебна святителю Иоанну. Все святыни, полученные монастырем, будут находиться в храме в честь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца, который строится в селе Адамовка на месте дома семьи Максимовичей. До окончания строительства храма они хранятся в Святогорской Лавре. P.S. по мотивам дискуссии в интернете Правда ли, что верующие Донбасса поклонялись креслу?

http://pravmir.ru/kreslo-svyatitelya-ioa...

Почему человек, оставляя своё новоначалие, оставляет и Церковь, а порой и Самого Христа “У нас нет педагогики дальнейшего возрастания во Христе, человек, оставляя своё новоначалие, оставляет и Церковь”. Что с этим делать? Доклад игумена Петра (Мещеринова) на конференции памяти протоиерея Александра Меня. Почему мы вынуждены искать образец духовной жизни Православное духовное наследие в контексте эпохи. Что под этим понимать? Мне представляется, что одной из самых характеристических черт нашего времени являются как раз поиски этого самого духовного наследия. Что очень важно — все эти поиски обращены в прошлое. Здесь сразу выявляется важная вещь: раз есть столь интенсивные поиски православной самоидентификации в прошлом, значит текущая жизнь, настоящее — никого не устраивает. Оно как бы пусто, и требует заполнения. Я хочу это подчеркнуть. Во-первых, как раз это и составляет одно из существенных свойств нашей эпохи; а во-вторых, весьма обличает нас, как христиан. Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20), сказал Христос Своим ученикам — Христос, Который вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Вступивший в Церковь Христову человек живёт богообщением во Христе здесь и сейчас, и у него нет нужды искать чего-либо ни в прошлом, ни в будущем. И коль скоро мы видим столь интенсивные поиски образцов для духовной жизни в прошлом, то мы должны с сожалением констатировать, что в нашем повседневном церковном настоящем той самой жизни с избытком (Ин. 10, 10), которую нам обетовал Господь, мы не имеем, и вынуждены её искать. Исходя из этого, возникает вопрос: раз уж мы задали именно такую парадигму поисков решения наших проблем, то на что нужно ориентироваться нашей Церкви в своей истории? Где нам искать образец — именно образец церковного действования, не просто копию прошлого, — чтобы эти поиски привели нас к жизни во Христе, а не к тем или иным имитациям? Благолепная стабильность, которая закончилась расколом        Очень приблизительно можно разделить нашу историю на следующие отрезки: домонгольский период; эпоха татаро-монгольского ига, заканчивающаяся преп. Сергием; Московская Русь; Синодальная эпоха; советское время. И, как мне представляется, сегодня «золотой век» нашей церковности многим видится именно в Московской Руси, с присовокуплением времён преп. Сергия. Странным образом в последнее время начинает оправдываться советский период…

http://pravmir.ru/protivojadie-ot-rastse...

«Церковь – это живой опыт Троичного Бога» Интервью с митрополитом Диоклийским Каллистом (Уэром) Каллист (Уэр), митрополит Диоклийский Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) – известный богослов, профессор патрологии, 35 лет преподававший в Оксфордском университете. О духовных проблемах современного европейского общества и о той роли, которую в их разрешении может сыграть Православие, он беседовал с корреспондентом журнала «Тольми», органа Афинской Архиепископии Элладской Православной Церкви. – Ваше Высокопреосвященство, каковы, на Ваш взгляд, главные духовные проблемы, с которыми сталкивается современный европеец? – Самая серьезная духовная проблема современного европейца – потеря смысла и цели существования. Сегодня уровень материального благосостояния большинства жителей Западной Европы, естественно, намного выше, чем это было в прошлом. Но, как сказал Господь: «Не хлебом одним будет жить человек» (Мф. 4: 4). Современный человек не видит смысла существования, у него нет никакой цели в жизни, нет стремлений, причем это происходит не только с теми, кто потерял веру. Большинство христиан ощущает то же самое. До определенной степени данное явление связано с большей, чем когда-либо, деструктуризацией общества. В прошлом в Западной Европе, как это все еще имеет место в других частях света, люди рождались в живом обществе, в расширенной семье, они попадали в систему разнообразных связей внутри деревни или города и чувствовали, что занимают какое-то свое место в этой системе. Сегодня современный европеец ощущает себя одиноким, и даже если двое и сочетаются браком, то чаще всего мы можем говорить о двух отдельных личностях. Не существует больше расширенной семьи с дядями, тетями, кузенами, друзьями, которые могли бы поддержать. – На смену расширенной семье пришла нуклеарная? – Вот именно, нуклеарная семья. Я думаю, что сложившаяся ситуация оказывает на брак серьезное давление. Кроме того, в современном обществе на Западе распространено явление, до какой-то степени неизвестное в прошлом. Есть люди, не связанные узами брака, хотя, возможно, и имевшие случайные связи, то есть непостоянные в смысле принятия на себя долговременных обязательств.

http://pravoslavie.ru/4784.html

109. 1676 г., июнь (после 8). Челобитная патриарху Иоакиму Ферапонтова монастыря игумена Афанасия с братией, с исчислением утрат, понесённых тем монастырём от содержания как бывшего патриарха Никона, так приставов и стрельцов, при нём находившихся, и от постройки ему келий и амбаров, с испрошением дозволения оставшийся от него в житницах и на корне хлеб и огородные овощи обратить в монастырскую собственность Великому господину, святейшему Иоакиму, патриарху Московскому и всея Русии, бьют челом богомольцы твои, Белозерского уезда Рождества Пречистой Богородицы Ферапонтова монастыря игумен Афанасий, строитель чернец Исаия с братией. В прошлом, государь, в 175 году, по указу блаженной памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, и всего освященного собора, прислан в Ферапонтов монастырь Никон монах; а для бережения прислан с ним Нижнего Печерского монастыря архимандрит Иосиф, да полковник Агей Шепелев со стрельцами и солдатами. А на Агеево место Шепелева и стрельцам и солдатам на перемену, дворянин Степан Наумов, с сотником стрелецким, да двадцать человек стрельцов. А Печерскому архимандриту на перемену прислан Спаса Нового монастыря отставленный архимандрит Иосиф же. И в прошлом же, государь, в 179 году, на перемену Степану Наумову и сотнику и стрельцам стольник князь Самойло Шайсупов прислан с сотником же и со стрельцами. И Января, государь, по 22 число 181 года Никону монаху и келейным его старцам и работникам, с приезда его, имали в келью к ним всякие хлебные и съестные запасы повседневно и из казны, что ему понадобится, имали же. И архимандриты, государь, и полковник, и дворянин, и стольник, и сотники с людьми своими хлеб и всякий харч из монастыря имали; и лошадей своих овсом и сеном кормили монастырским же нашим. И стрельцы, государь, пили и ели хлеб и всякий харч, пищу братскую, повседневно. А сколько, государь, про обиход монаха Никона и архимандритом и полковнику и дворянину и стольнику и сотникам и стрельцам каких хлебных запасов и из казны всякой рухляди взято, и тому, государь, под сей челобитной роспись.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

1741 г. 3626 . – 2 января. О разрешении постригать в монахини всякого звания вдов и девиц 104 Указ Нашему Синоду. По состоявшейся минувшего декабря 22 дня на поданном Нам от оного Синода всеподданнейшем докладе Нашей Всемилостивейшей резолюции велено для снабдения монастырей монахами и школь учителями постригать в монашество из разных чинов с рассмотрением, как во оной Нашей Всемилостивейшей резолюции обстоятельно изображено, а о пострижении в монахини притом ничего не упомянуто; а понеже некоторые вдовы и девки просят о пострижении их в монастыри, того ради Нашему Синоду Всемилостивейше повелеваем: и таковых желающих вдов и девок без излишества постригать с довольным притом рассмотрением по силе оной состоявшейся о пострижении в монахи Всемилостивейшей резолюции и повелеваем Нашему Синоду учинить о том по сему Нашему указу. 3627 . – 7 января. Об отпуске денег на содержание школ в Смоленском Авраамиевом монастыре По указу блаженной и вечнодостойной памяти Петра Второго, Императора и Самодержца Всероссийского, в прошлом 1728-м году состоявшемуся, в граде Смоленске при Авраамиевом монастыре заведены мною школы, в которые учители собраны, и во оных учатся священно и церковнослужительские, шляхетские и прочих разных чинов дети, школ инфимы, грамматики, синтаксимы, пиитики, риторики, философии; на содержание же тех школ и на пропитание их определено из дому моего из заопределённых денег, надлежащих к отсылке в Коллегию Экономии, давать в год по пятисот рублёв, которою суммою тех школ содержать и учителей всех довольствовать не без нужды, понеже той монастырь есть маловотчинный, и братия питаются и жалованья получают с нуждою, для того, что положенных с вотчин того монастыря оброчных и за столовые запасы денег с крестьян сполна не собирается и собрать невозможно, ибо многие крестьяне в прошлых давных годах вышли, и хотя по Всемилостивейшим Вашего Императорского Величества указам и оных беглых крестьян в прошлом 1736 году малое число людей и выискано было, но и те, пожив с малое время, обратно бежали за оный же рубеж и живут тамо и поднесь, а оставшие крестьяне обретаются в немалой скудости, и за убылые и беглые души подушные деньги и всякие Вашего Императорского Величества подати платят с немалою нуждою, затем показанных табельных и за столовые же запасы денег сполна собрать невозможно, чего ради и братия того монастыря полного жалованья от многих лет не получают; ещё же в строении в том монастыре церквей Божиих и прочего совершенная находится нужда, и затем школы оные регулярно содержать и учителей довольствовать знатною трудностию будет; а в том Авраамиеве монастыре назначено из заопределённых доходов в каждый год собирать по сту по тридцати по три рубля по тринадцати копеек по три четверти, которые повелено отсылать в Коллегию Экономии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Вопрос об исхождении Святого Духа - хотим мы признать это или не хотим - был единственной догматической причиной разделения Востока и Запада. Все другие расхождения, исторически сопутствовавшие первому спору о Филиокве или же за этим спором следовавшие, в зависимости от большего или меньшего доктринального значения в большей или меньшей степени связаны с этим первоначальным определением. Это становится вполне очевидным, если мы отдадим себе ясный отчет в том, сколь велико значение тайны Пресвятой Троицы для всего христианского учения. Именно поэтому спор между греками и латинянами касался в основном вопроса о Святом Духе. Если со временем другие вопросы заняли первые места в конфессиональной борьбе, это прежде всего указывает на то, что догматический план, по которому развивается ныне богословская мысль, изменился в сравнении с тем, как развивалась она в Средневековье, что экклезиологические проблемы все больше и больше определяют интересы современного христианского общества. И в этом нет ничего предосудительного. Но то, что пневматологической борьбе прошедших эпох как бы не придают значения, что некоторые современные православные богословы (и особенно богословы русские, слишком часто, увы, неблагодарные по отношению к Византии) судят об этой борьбе с некоторым даже пренебрежением, не говорит в пользу их догматического сознания: не знак ли это того, что в них отсутствует чувство живого Предания и они готовы отречься от своих отцов? Для того чтобы мы могли отвечать на запросы настоящего, - необходимо переоценивать истины, утвержденные Церковью в прошлом, это верно. Но такая переоценка никогда не обесценивает: она придает новую ценность тому, что было сказано в иных исторических условиях в прошлом. Историк всегда будет высказываться по поводу этих условий, всегда будет говорить об " исторической " приложимости догмата, но не ему, историку, судить о самом качестве догмата как такового. Иначе историческое богословие может превратиться в " серого кардинала " Церкви или скорее в ее " светского кардинала " , мечтающего установить новый канон церковного Предания методами секуляризованной науки. Только в том случае, если Предание было бы для Церкви не живой реальностью Откровения в Духе Святом, а чем-то иным, этот своеобразный цезарепапизм ученых, навяжи они его Церкви, смог бы стать для нее авторитетным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/316/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010