Любим мы праздники. И взрослые, и дети – все любим радоваться и веселиться. Но знаем: есть праздники для тела, а есть – праздники духа. И первые среди них – праздники церковные. А самый из них добрый, светлый и торжественный – Пасха Христова. О прекрасной русской традиции празднования Воскресения Господня рассказывает ученый богослов, хранитель уникальной Библиотеки Московской духовной академии игумен Дионисий ( Шлёнов) В жизни каждого человека есть повседневные и экстраординарные события. Так уж устроен человек, что при постоянных трудах иногда подобает отдохнуть и что-нибудь отпраздновать. Праздник – это всегда радость встречи, общения, когда за большим столом у самовара можно повспоминать о прошлом и помечтать о будущем. Но помимо повседневной повседневности телесно-душевной жизни есть повседневность души и духа, о которой один современный подвижник сказал что-то в таком роде: «В старости не место для воспоминаний о прошлом, а время повышенного самоконтроля души», т.е., по сути дела, в старости мы должны быть особо юными, ибо душа и дух не должны стареть, но лишь крепчать. «Вечность начинается в старости», – как писал святитель Амвросий, епископ, живший в IV в. и руководивший христианскими общинами Северной Италии из Милана. Можно привыкнуть к работе, к учебе, к обстановке постоянной ответственности, к авралам и их преодолению, к жизни в режиме он-лайн и ко многому другому, к чему обязывает убыстрившийся ритм современной действительности. А можно – помимо этого – привыкнуть к тому, что подобно профессионализму в делах существует некий внутренний профессионализм, когда научаешься работать над собой, привыкать к тому, чтобы беззлобно переносить трудности, отвечать не только за внешние результаты, но и за внутренние мотивы, умудряться совмещать напряженность во внешних обязательствах с напряженным внутренним поиском Истины, который, не имея прямых императивных мотиваций, тем не менее оказывается решающим в тех ситуациях, где не помогут никакие компетенции кроме совести и гласа Божия внутри самого себя. Как поступать, если двигаясь вперед я нападаю на другого, а оставаясь на месте, могу оказаться раздавленным другим? Как поступать, когда кажется, что правда в погибель, а ложь во спасение? Любой человек знает, что только своими силами ему практически невозможно сохранить себя так, чтобы при этом не совершить греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Митрополит Варсонофий: Санкт-Петербургу нужна " духовная закваска " сентября 2014 Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в интервью «ПД» рассказал о крестном ходе по Невскому пр., религиозном образовании и отношении к противникам строительства храмов. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в интервью " ПД " рассказал о крестном ходе по Невскому пр., религиозном образовании и отношении к противникам строительства храмов. " Петербургский дневник " : Двенадцатого сентября состоится крестный ход в честь перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. В прошлом году в нем приняли участие более 100 тыс. человек. На ваш взгляд, сколько верующих примут участие в этом году? Митрополит Варсонофий: Наверное, стоит напомнить, что до Октябрьской революции день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского - 12 сентября - был большим общегородским праздником. Императрица Елизавета Петровна установила проводить в этот день крестный ход по главной улице Петербурга - Невскому пр. - к Александро-Невской лавре, которую называют духовным серд­цем города. Как известно, основатель города Петр I собственноручно перенес в новопостроенную монашескую обитель мощи святого князя Александра Невского. И в этом году исполняется 290 лет с того знаменательного дня, как город на Неве стал хранителем мощей святого князя и обрел свое­го небесного покровителя. " Петербургский дневник " : В прошлом году, когда отмечалось 300-летие Александро-Невской лавры, стало очевидно, что жители Петербурга до сих пор воспринимают 12 сентября как общегородской праздник. Митрополит Варсонофий: Двенадцатого сентября 2013 г. в праздновании юбилея обители принял участие предстоятель Русской православной церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Впереди праздничного крестного хода по Невскому пр., который был возобновлен после более чем 90-летнего перерыва, несли одну из главных святынь Петербурга - чудотворную Казанскую икону Божией Матери. И в этом году мы надеемся, что петербурж­цы и гости города примут участие в общегородской молитвенной процессии.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Мониторинг СМИ От собора до собора Решение о создании религиозно-общественной концепции прав человека было принято еще на прошлом ВРНС 07.04.2006 11:03 Если кто не помнит, решение о создании религиозно-общественной концепции прав человека было принято еще на прошлом, девятом, Всемирном русском народном соборе (ВРНС) в марте прошедшего года. Тогда, впрочем, задача была сформулирована довольно странным образом: документ должен был «ответить на вопрос, есть ли ценности, стоящие выше прав и свобод человека». Разъяснения, которые давали представители патриархии, сопровождались, как правило, резкой критикой в адрес российских светских правозащитных организаций, «при ближайшем рассмотрении» якобы вовсе не борющихся со злом, а либо стремящихся к достижению своих корпоративных целей, либо выполняющих некие «заказы». Если вспомнить те разговоры, то нельзя не признать, что православное сообщество проделало с тех пор немалый путь. Тема нынешнего, юбилейного, Собора , который сегодня заканчивает свою работу, «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (замах нешуточный). На заключительном заседании Собор должен принять декларацию о правах человека, но пока ее текста никто не видел. На форуме, как всегда, присутствуют представители всех ветвей власти РФ, политических партий и общественных организаций, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, военные, деятели науки, образования и культуры, православное духовенство и лидеры других религиозных общин России. От русского зарубежья прибыли князь Дмитрий Шаховской, граф Петр Шереметьев и несколько клириков РПЦЗ. Претензии к «классической» международной концепции прав человека остались те же. Современные «права» подразумевают, что нравственная автономия человека может быть ограничена только автономией другого человека. Никакого высшего авторитета, помогающего распознать добро и зло, нет. Понятно, что верующие не могут разделить эту точку зрения. Отчасти это проявляется в их отношении к гомосексуализму, к вопросу о легализации эвтаназии. Между тем, Европарламент один за другим принимает документы , которые призывают бороться с нормами традиционной морали как с «религиозными предрассудками». То есть фактически верующих лишают права на свободу совести. Православные не готовы мириться с таким положением вещей: даже если для России интеграция с ЕС — вопрос отдаленного будущего, наша страна уже сегодня является частью общеевропейского пространства, по крайней мере, в сфере права.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мы продолжаем знакомить наших читателей с программой телеканала «Спас» «Мой путь к Богу», в которой священник Георгий Максимов встречается с людьми, обратившимися в Православие после долгих поисков истины. Сегодняшний гость отца Георгия – Иван Катанаев, в прошлом один из лидеров скинхедов и футбольных фанатов, а сейчас активный участник движения «Сорок сороков». Почему патриотически настроенные молодые люди становятся приверженцами нацистских идей? Чем российские скинхеды отличаются от европейских? Что привлекает футбольных фанатов в неоязычестве? Легко ли преодолеть в себе предвзятое отношение к христианству? Нужна ли проповедь Христа «на улице»? Об этом – беседа с Иваном Катанаевым. Священник Георгий Максимов: Здравствуйте! В эфире передача «Мой путь к Богу». Наш сегодняшний гость в прошлом принадлежал к движению скинхедов. Но прежде, чем мы поговорим об этом периоде его жизни, хотелось бы услышать рассказ о времени предшествующем. Скажите, Иван, с чего у вас всё началось? Иван Катанаев: Я родился летом 1983 года в обычной семье советской интеллигенции. У меня все и бабушки, и дедушки, и родители с высшим образованием. Отец – доктор физико-математических наук. Семья была довольно далекой от Церкви и вообще от Бога. Из детских воспоминаний, словно вспышки, сохранились редкие моменты, когда бабушка пару раз водила меня в церковь. Ну и когда несколько раз, уже в школьные годы, мы ходили на Пасху со всеми вместе святить куличи. Этим весь опыт моего общения с Церковью и ограничивался. В школе нам рассказывали про победы российского оружия, полеты в космос – а, выходя на улицу, я видел грязь и нищету Потом Советский Союз начал разваливаться. Школа, в которой я учился, была очень хорошая, учителя великолепные. И у меня внутри был на тот момент – в шестом-седьмом классах, это 1990-е годы – очень большой диссонанс между тем, чему нас учили в школе, и тем, что я видел на улицах. Школа наша была в самом центре города, напротив Третьяковской галереи. Туда и в различные музеи мы ходили регулярно. И вот нам рассказывали про наши великие завоевания, победы российского оружия, полеты в космос и так далее – а, выходя на улицу, я видел грязь и нищету. И я это очень остро переживал, потому что у меня, сколько себя помню, всегда душа болела за судьбу страны и народа. Я не понимал, что происходит со страной… После уроков мы с друзьями гуляли по центру. Тогда в идеологическом плане был полный беспредел. Например, около Исторического музея, буквально на Красной площади, продавалась куча литературы нацистского содержания. В ней освещение проблем было замешано на жестком антисемитизме. И для подростка авторы были убедительны: «Посмотрите, кто у нас в правительстве. Посмотрите, кто руководит министерствами. Посмотрите, кто руководит страной. Посмотрите на банкиров». И ты видишь, что, действительно, там русских фамилий почти нет. Слово «русский» тогда было негласно запрещено. Я начал читать такую литературу, и в моей душе это нашло отклик.

http://pravoslavie.ru/96006.html

«На грани развода они спрашивают: а как по Божьему должно быть?» Правмир поговорил с новгородским священником, который, как писали в новостях, отговорил от развода 45 пар в прошлом году 19 февраля, 2014 Правмир поговорил с новгородским священником, который, как писали в новостях, отговорил от развода 45 пар в прошлом году Протоиерей Сергий Мельников, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Новгороде, не любит эту цифру — сорок пять. «Подсчитать в точности нельзя, цифру обобщили», — говорит он. Да и героического в ней ничего нет, даже будь она правдой: «Любой священник на любом приходе постоянно работает с проблемами семьи. И никто не считает: сколько из них потом передумали разводиться». По благословению епархии отец Сергий более трех лет работает с областным комитетом ЗАГСа. Он присутствует на консультационных пунктах, куда обращаются пары на грани развода . В прошлом году таких консультационных приемов провели 119, сообщил областной комитет. Это означает, что на каждом приеме священник в среднем отговаривал от развода две-три пары. Правмир спросил отца Сергия, какие слова он находит, чтобы супруги передумали разводиться, и есть ли рецепт счастливой семьи. Сорок пять — Отец Сергий, и все же эта цифра — сорок пять пар, которые передумали разводиться после разговора с вами — она верна или нет? — Подсчитать это действительно очень трудно — потому что во многих случаях дальнейшая судьба людей неизвестна. Не все дадут телефоны, не все будут готовы к тому, чтобы им потом надоедали, спрашивали «ну, как вы?» Но я точно знаю, что некоторые семьи — может быть, и невоцерковленные даже — после беседы действительно задумались. И решили, что брак нужно все-таки сохранить. А цифра сорок пять пар — это… — Вы работаете на консультационных пунктах при ЗАГСах . Не все пары на грани развода готовы идти на консультацию. Можем ли мы говорить, что те, кто все-таки приходит — поговорить со священником, с работниками ЗАГСа — все же еще не окончательно решили разводиться?

http://pravmir.ru/na-grani-razvoda-oni-s...

«Наша молодежь – это самая лучшая проповедь живого Православия» Второй год православная молодежь из приходов Русской Зарубежной Церкви отправляется в паломничество в рамках проекта «Содружество православной молодежи». На этот раз ее маршрут пройдет не только по России, но и по Украине и Германии. Накануне поездки мы встретились с заместителем председателя синодального отдела по работе с молодежью РПЦЗ протоиереем Андреем Соммером и попросили рассказать о предстоящем событии. – Отец Андрей, в прошлом году группа молодежи РПЦЗ уже побывала в России и познакомилась с ее святынями. В этом году, объявленном в России Годом молодежи, поездка ожидается особенно насыщенной, можно даже сказать – уникальной, так как паломничество удалось совместить с участием в съезде «Содружество православной молодежи». Кто стал организатором этих мероприятий? – В этом году организаторами поездки выступили Международный фонд славянской письменности и культуры и фонд «Коренная пустынь» из Курска. Цель поездки – знакомство и сближение молодежи России, православных стран бывшего СССР и зарубежной молодежи русского происхождения, а также посещение родины своих предков, святых мест России. В прошлом году, когда президент Д.А. Медведев приезжал в Коренную пустынь, ему рассказали о паломничестве православной молодежи русского зарубежья в Россию. Он одобрил это начинание, и в этом году при его поддержке и в рамках Года молодежи решено было устроить масштабное мероприятие с участием зарубежной молодежи из епархий РПЦЗ с разных континентов – Европы, далекой Австралии, Северной и Южной Америки. Разработка обширной программы велась около шести месяцев с участием также и представителей синодального молодежного отдела Русской Зарубежной Церкви. В этом году мы пригласили в паломничество 20 человек молодежи в возрасте от 18 до 25 лет. Большинство из них – потомки российских эмигрантов в третьем поколении. Все они студенты вузов и активные участники жизни своих приходов, скаутских лагерей; знакомы с культурой родины своих прародителей и, конечно, знают русский язык.

http://pravoslavie.ru/31066.html

О смерти Великим станешь, когда мысленно превратишь себя в ничто, когда духом вознесешься к Духу бескрайнему, бесконечному и посмотришь на себя с той высоты беспристрастно, как смотришь на все, что окружает тебя; когда с той высоты увидишь себя как мертвеца, как прах; когда сроднишься с бессмертием и Жизнью Вечной. Тебе откроется бессилие и тщета смерти; увидишь саму смерть в прошлом – в прошлом, без настоящего и будущего. Тогда смерть, постоянно угрожающая разлучить тебя с телом, будет не страшнее ветра, уносящего твою шляпу. Ибо ты узнаешь, что душа может жить без тела, как голова – без шляпы. Среди безмолвия неба и земли ожесточенно спорят земные мудрецы: «Что есть материя и что есть дух?» А смерть, восседая на гробах, твердит: «Материя есть тесто, дух – закваска, вы – хлеб, а я – гость». Непомраченный и чистый разум говорит, что водоворот жизни не завершается смертью. С незапамятных времен люди предчувствовали, что смерть не точка, а запятая. Все народы, даже находясь в языческой тьме, предчувствовали существование жизни после смерти. Античные поэты и философы писали о печали человеческой души в аду, в полутьме, в полужизни. Египтяне умащали мертвые тела разными бальзамами и смолами, чтобы сохранить их для другой жизни. Продолжение жизни после смерти и Суд Правды, который постигает в земной жизни не каждого, всегда казались непомраченной человеческой совести чем-то естественным и необходимым. Справедлив ли Бог ? Более чем справедлив. Милостив ли Бог? Более чем милостив. Разве не справедливость и милость, когда Он забирает твое чадо, чтобы не мучилось больше здесь, и вводит его в царские палаты? Если бы земной царь позвал твое чадо в свой дворец, чтобы там растить и воспитывать, ты бы с радостью его отпустила. А любой земной царь всего лишь смертный человек, и когда он умрет, твое дитя может быть изгнанным из дворца. А Небесный Царь не умрет. И твое чадо ожидает там вечное счастье, какое невозможно ни описать, ни выразить. Поклонимся Господу Богу, Хозяину жизни и смерти, и предадим себя Его святой воле. И будем готовиться к тому, чтобы удостоиться встречи в Царстве Небесном с нашими праведными близкими, будем готовиться так, как нас Церковь учит, а особенно – молитвой и милостыней. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Отдел второй. От восстановления обители в начале текущего столетия до настоящего времени: период постепенного благоустройства и процветания оной (от 1800 по 1862) Хотя действительное восстановление Малоярославецкой обители, и совпадает с открытием Калужской Епархии, однако дело о сем началось еще с 1791 года. 3-го апреля этого года бывший Игумен Калужского Лаврентьева монастыря О. Феофан получил из Московской Духовной Консистории Указ следующего содержания; «Сего года января 22 дня поданным Святейшего Правительствующего Синода члену Высокопреосвященнейшему Платону Митрополиту Московскому и Калужскому и Святотроицкой Сергиевы лавры священноархимандриту, Московский купец Терентий Целибеев и Московского первой гильдии купца Ильи Веневцова жена Наталья Иванова дочь, прошением прописывали: Епархии де Его Высокопреосвященства Калужского Наместничества в городе Малом Ярославце издревле имелся Николаевский Черноостровский монастырь на особом острову, в роще зданием каменным и деревянным разных строителей и вкладчиков построен в котором до состоявшегося о монастырях штата были Настоятели с монашествующими и послушниками, коих было человек до десяти, довольствовались же коштом от единого доброхотных дателей подаяния и были в хорошем удовольствии и в прошлом 1764 году при рассматривании бывшим Преосвященным Крутицким оный монастырь в надежде прочности оставлен по прежнему в числе седмичном штатных монастырей, в коем вседневно монашествующими славословие Божие исправляемо было, при чем того города граждане таковым святым местам, а паче исправляемым славословием Божиим пользовались с радостным духом, также и погребали во оном монастыре усопших; а в прошлом 1776 году резолюцией Преосвященного бывшего Крутицкого незнаемо для какой причины оный монастырь уничтожен и отдан во владение к состоявшему в том городе Малом Ярославце Казанскому Собору священнослужителям, о чем состоящие в том городе граждане, а равно и он Целибеев, как был старинный того города купец, сожалея как о испразднения того монастыря, а паче в нем ежедневные божественные службы, и всегда побуждаются ревностным с соболезнованием сердечным желанием тот монастырь возобновить по прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Исторический путь Православия «Исторический путь Православия» — это не сборник имен и фактов, а попытка осмыслить путь, который прошла Православная Церковь в истории, обратить внимание на важное и честно сказать об ошибках. «Исторический путь Православия» — одновременно и отличное введение в историю Православной Церкви, такой «популярный» курс и книга, серьезно и честно осмысляющая исторические судьбы Православия. Отец Александр Шмеман писал о характере своего «Исторического пути Православия»: «Эта книга — не история Православной Церкви, еще менее — научное исследование. Писать общую историю на четырехстах страницах значило бы свести ее к одному перечню имен и дат. Читатель найдет здесь как бы комментарий к такой истории с ссылками на главные события, попытку в прошлом различить главное от второстепенного, отметить — хотя бы в основном — вехи длинного исторического пути Православной Церкви. Я не скрываю своей оценки событий, но не считаю ее, конечно, ни сколько-нибудь окончательной, ни исчерпывающей. Мне думается, что раздумье над прошлым, оценка его по совести, безбоязненное приятие исторической правды сейчас особенно необходимы всем тем, для кого Церковь стоит в центре всех стремлений, всех надежд. Свою собственную оценку я понимаю, скорее как вопрос, чем как ответ или «суд». В основе этого «обобщения» лежит курс по истории Восточной Церкви, который я читал с 1945 по 1951 гг. в Православном Богословском Институте в Париже, а последние два года в Св. Владимирской Духовной Академии в Нью-Йорке.» Протоиерей Александр Шмеман Исторический путь православия Предисловие Эта книга — не история Православной Церкви, еще менее — научное исследование. Писать общую историю на четырехстах страницах значило бы свести ее к одному перечню имен и дат. Читатель найдет здесь как бы комментарий к такой истории с ссылками на главные события, попытку в прошлом различить главное от второстепенного, отметить — хотя бы в основном — вехи длинного исторического пути Православной Церкви. Я не скрываю своей оценки событий, но не считаю ее, конечно, ни сколько-нибудь окончательной, ни исчерпывающей. Мне думается, что раздумье над прошлым, оценка его по совести, безбоязненное приятие исторической правды сейчас особенно необходимы всем тем, для кого Церковь стоит в центре всех стремлений, всех надежд. Свою собственную оценку я понимаю, скорее как вопрос, чем как ответ или «суд».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Традиция, догмат, обряд «Вопрос о сути церковной Традиции никак не отнести к числу академически-отвлеченных. Разлом исторического пути России поставил нас в такое уникальное положение, при котором то, чем станет Россия и чем станет российское православие завтра — зависит от нашего сегодняшнего выбора. Реальный разрыв всех традиций позволяет свободно решить: какие ниточки стоит сопрячь, какие — оставить в исторических описаниях. “Какой ты хочешь быть Россией — Россией Ксеркса иль Христа?” (В. Соловьев). Промыслом нам дарована великая свобода. Но там, где свобода — там и искушения. Из того, что нечто имело место в русском прошлом, никак не следует, что это нечто историей освящено и христианизировано и что в качестве святыни православной или национальной оно должно быть восстановлено. С Традицией Церкви было переплетено немало таких местных обычаев и преданий, которые фактически чужды православию. Нередко сегодня православно-русскими традициями называются те языческие предрассудки, с которыми Церковь веками боролась. […] Положительное изложение православного миропонимания сегодня невозможно без сравнения его с иными версиями христианского и нехристианского решения религиозных вопросов. Поэтому мы сразу обозначим три идеологии, в сопоставлении с которыми будет развертываться повествование. 1. Первым постоянным оппонентом моих рассуждений будет протестантизм.[…] 2. Второй оппонент — это оккультно-эзотерические трактовки церковного Предания[…] 3. И, наконец, третья идеология, в постоянной полемике с которой будет развертываться повествование — это атеистически-светское гнушение церковной “обрядностью” и “догматикой,” полагающее, что “главное — иметь в сердце какую-нибудь веру.” Андрей Кураев. Традиция, догмат, обряд. Апологетические очерки Предисловие В опрос о сути церковной Традиции никак не отнести к числу академически-отвлеченных. Разлом исторического пути России поставил нас в такое уникальное положение, при котором то, чем станет Россия и чем станет российское православие завтра — зависит от нашего сегодняшнего выбора. Реальный разрыв всех традиций позволяет свободно решить: какие ниточки стоит сопрячь, какие — оставить в исторических описаниях. “Какой ты хочешь быть Россией — Россией Ксеркса иль Христа?” (В. Соловьев). Промыслом нам дарована великая свобода. Но там, где свобода — там и искушения. Из того, что нечто имело место в русском прошлом, никак не следует, что это нечто историей освящено и христианизировано и что в качестве святыни православной или национальной оно должно быть восстановлено. С Традицией Церкви было переплетено немало таких местных обычаев и преданий, которые фактически чужды православию. Нередко сегодня православно-русскими традициями называются те языческие предрассудки, с которыми Церковь веками боролась.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010