Все это не могло не отразиться на здоровье как отца Ксенофонта, так и отца Варсонофия. Жалоба, несмиренная и несправедливая, не имела никаких последствий, но этот поступок обернулся духовным повреждением для самих жалобщиков: через некоторое время, в конце 1911 года, после попыток возбудить против настоятеля братию (не удавшихся им) они начали писать доносы уже в Святейший Синод... Архимандрит Ксенофонт страдал болезнью печени, испытывал порой сильные обострения, пока наконец дело не дошло до серьезной хирургической операции в Москве. Старец Варсонофий в начале лета крепился, несмотря на нездоровье, и понуждал себя действовать: принимал, как всегда, множество народу – мирских, братий; служил, распоряжался... В первых числах июля стало ему хуже. Отец Николай (Беляев, с 16 апреля 1910 года – рясофорный инок) писал: «10 июля пошел я с батюшкой ко бдению, но батюшка постоял очень немного и, позвав меня, пошел из храма домой и сразу лег в постель. ...Ему становилось все хуже и хуже, был сильный жар, и лихорадило. С кафизм пришел брат Никита, и мы вместе сидели около батюшки» 461 . На другой день болезнь усугубилась. Пришли отцы Ксенофонт и Феодосий, затем отец Нектарий, которые предложили отцу Варсонофию пострижение в схиму. «Кто может ручаться, что вы останетесь живы эту ночь?» – сказал отец Феодосий. «Наконец, все было готово, – писал отец Николай, – и начался постриг. Я пел, но очень слабо, вместе с другими, потом держал книгу батюшке, чтобы давать ответы на вопросы. Потом держал книгу отцу Феодосию. Наконец, надели на батюшку схиму... ...Все подходили поздравить и принять благословение» 462 . На следующий день пришел навестить отца Варсонофия старец Иосиф. Дело пошло на поправку... «Схима – это край: или смерть, или выздоровление. Я чувствую, схима меня подняла. Мне надлежало умереть, но дана отсрочка. Отец Нектарий теперь мой восприемный отец» 463 . «Я умирал и по чьим-то молитвам воскрес, – сказал отец Варсонофий. – Думал я, что уже не встану. Когда отец Феодосий предложил мне схиму, сердце у меня екнуло: это ведь смерть, значит, не сегодня-завтра конец и придется предстать пред Престолом Божиим. С чем явлюсь? Что буду отвечать? Оглянулся назад – здесь пробел, здесь промах, то не кончено, это не сделано – одни ошибки! Страшно! Ну, да вот, видимо, смиловался Бог, оставил еще время на покаяние» 464 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А как рукоположение есть дело высшей власти, то и принадлежит собору 1190 , составляющему собою высшую степень епископской власти (Прав. Собес., 1859 г., июль, стр. 254). В день поставления (посвящения) архиерея «к всенощному бдению бывает благовест по уставу, а на 9-й песни благовестят в большой колокол» (Чин избр. и рукоп. арх.), обыкновенно, медленно, раз 12-ть. «А к поставлению, 1-го часа дне вполы бывает благовест в валовыя» (Чин избр. и рукой. арх.), т. е. в 8-м часу утра бывает благовест во все колокола, обыкновенно, подобно тому, как бывает благовест к водосвятию. В самый день посвящения архиерея, пред литургией, собравшиеся архиереи в облачении выходят на средину храма на феатр, или помост, иначе амвон высокий (см. выше), и поцеловавшись в руку с первенствующим, садятся. Сопровождают архипастырей архимандриты, игумены, протоиереи, пресвитеры и станут по чину. Затем пресвитер и диакон, поклонившись и облобызав руки архиерейские, идут в алтарь, берут в алтаре посвящаемого, одетого во всю священную одежду. Он делает у престола два поясных поклона и один земной, потом кланяется иерархам в Царских дверях и, сходит с солеи, они же приводят на орлец (ковер с изображением большого орла), разостланный пред амвоном архиерейским (см. выше), до нижнего края орла, где он поклоняется трижды, и после возглашения протодиакона: «Приводится боголюбезнейший, избранный и утвержденный хиротонисатися во епископа богоспасаемых градов (таких то)», первенствующий архиерей вопрошает: «Чесо ради пришел еси, и от нашея мерности чесого просиши»? Отвечает: «Хиротонию архиерейския благодати, преосвященнейшие», и на вопросе архиерея: «И како веруеши?», читает громким голосом Символ веры , держа в руках написание православной веры. По прочтении Символа веры , первенствующий архиерей, благословляя его крестовидно, говорит ему: «Благодать Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святого Духа да будет с тобою». Затем после прежнего возглашения протодиакона приводится избранный на средину орла, и на вопрос: «Яви нам еще пространнее, како исноведуеши о свойствах трех ипостасей непостижимого Божества? И яже о вочеловечении ипостасного Сына и Слова Божия?», – читает изложение веры о ипостасях Триединого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Подвиг венчается от усердия в конце Не довольно ко СПАСЕНИЮ начать БЛАГОЧЕСТИЕ, но должно и кончать житие в подвиге благочестия. Многие начинают, но не вси кончают, как самая показывает вещь. Таковый подобен есть наченшему путь от единаго места к другому, и взад паки с пути возвращающемуся; подобен наченшему строить храмину, но оставляющему без совершения; подобен есть наченшему созидати столп, и не совершающему. Таковый отдает себе в посмеяние и поругание врагам своим, диаволу и слугам его... Откуду святое Божие слово тем только верным приписует спасение, которые до конца в вере пребывают, до конца претерпевают ( Мф. 10, 22 ) (2:385). С плачем уподобляет святый Василий Великий христианина купцу, который по морю мира сего, волнами искушений смущаемому, плывет, и часто при самом пристанище корабль свой разбиваемый видит (В слове на начало притчей). Сия на такий конец зде предлагаются, да, хотящии вечное спасение получить, отрясут сон лености, не смотрят на начало, но на конец, – конец бо всякое совершает дело, – да не надеются на свою силу, благочестие, труды подъятые, но на Бога, начинающаго и совершающаго. Сие ради причины святое Божие слово везде нас к тщанию, осторожности и бдению поощряет. «Поминайте жену Лотову», глаголет Христос ( Лк. 17, 32 ), которая «озреся вспять, и бысть столп слан» ( Быт. 19, 26 ). «Буди верен даже до смерти» ( Апок. 2, 10 ). «Мняйся стояти, да блюдется, да не падет» ( 1Кор. 10, 12 ). «Со страхом и трепетом свое спасение содевайте» ( Флп. 2, 12 ). «Трезвитеся, бодрствуйте» ( 1Пет. 5, 8 ) (2:386). Не ослабевать, но ревностно трудиться до конца В подвиге веры и прочей христианской должности трудиться, не ослабевать, взирая на вожделенный и неоцененный вечнаго живот плод. Земледельцы очищают нивы своя, исторгают плевелы, чтоб не препятствовати расти пшенице: тако должно нам отсекать прихоти и страсти от сердец наших, дабы не препятствовали расти семени Божия слова, и тако бы безплодным его не сотворили (2:115). В подвиге святые укрепляли себя надеждою на получение благ вечных (3:248, см. НАДЕЖДА , 584).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Мало-помалу он так увлекся исправлением моих неверных представлений, что перестал метаться по кровати. Он совершенно позабыл про опиум в тот важный момент, когда я по его глазам впервые увидел, что опиум начинает действовать на его мозг. Я взглянул на часы. Было без пяти минут двенадцать. Непривычный глаз еще не заметил бы в нем никакой перемены. Но с каждою минутою наступающего утра быстрые, хотя едва уловимые, успехи влияния лауданума начинали сказываться все яснее. Восторженное опьянение опиумом заблистало в его глазах, легкий пот выступил на его лице. Через пять минут он начал говорить бессвязно — мы все еще продолжали наш разговор. Он упорно продолжал говорить об алмазе, но не заканчивал своих фраз. Потом настала минута молчания. Вдруг он сел на постели. Продолжая думать об алмазе, он заговорил опять, но но со мною, а с самим собой. Это изменение показало мне, что первый результат опыта достигнут. Возбудительное действие опиума овладело им. Было уже двадцать три минуты первого. Следующие полчаса были решающими для нас: встанет он с постели или нет, чтобы выйти из комнаты? Наблюдая за ним с напряженным вниманием, — в невыразимой радости, что первый результат опыта совпал и по существу, и даже почти точно по времени с тем, как я это предвидел, — я совершенно забыл двух товарищей по моему ночному бдению. Взглянув на них теперь, я увидел Закон, представленный бумагами мистера Бреффа, небрежно брошенным на пол. Сам же мистер Брефф жадно смотрел сквозь щель между неплотно задернутыми занавесями кровати. А Беттередж, забыв всякие сословные различия, заглядывал через плечо мистера Бреффа. Заметив, что я смотрю на них, они оба отскочили, как два мальчугана, пойманные школьным учителем на место преступления. Я знаком пригласил их следовать моему примеру и тихонько скинул ботинки. Если придется идти вслед за мистером Блэком, вам необходимо сделать это без шума. Прошло десять минут — и ничего не случилось. Вдруг он сбросил с себя одеяло. Он спустил одну ногу с кровати. Он сидел в ожидании.

http://azbyka.ru/fiction/lunnyj-kamen-ui...

монах Павел Эвергетинос Об умирающих и вновь возвращающихся к жизни; и о том, что такое случается по божественному замыслу нашего спасения; и что часто грешники при последнем издыхании видят в аду мучения и бесов и трепещут, и от страха душа их отделяется от тела А. Из Григория Двоеслова Петр: Что это за явление, которое многие испытывают, когда, как им кажется, душа берется из тела, и оно на время остается бездушным, а потом обратно возвращается (в тело)? Григорий: Ты, Петр, об этом (сам) хорошенько подумай. Тут не обман, а вразумление. Ибо Бог по Своему состраданию просто проявляет величайшее милосердие ко многим, делая это для вразумления, когда Он душу после исхода снова возвращает обратно в тело, чтобы люди увидели адские страдания, о которых слышали, но не верили, и еще больше устрашились этих мучений. 2. Монах по имени Петр присоединился к старцу монаху по прозвищу Эвваса 25 , (жившему) в низменном лесистом месте пустыни. Старец охотно поведал ему, как во время своего пустыннического жития он занемог и умер, но (отлетевшая) душа вскоре опять вернулась в тело. После ее исхода, рассказывал он, ему довелось увидеть мучения в аду и бесчисленные охваченные пламенем места и подвешенных в огне сильных мира сего. Его тоже хотели бросить в огонь, но явившийся блистающий ангел не допустил этого и предупредил его: – Теперь возвращайся и смотри, как после всего увиденного тебе следует жить дальше. После этого тело его постепенно ожило. Он пробудился от вечного сна и рассказал обо всем, что произошло с ним. Вразумленный страшным случаем, монах предался такому посту и бдению, что, даже если бы язык и умолчал, сама его жизнь показывала: он видел адские муки и с ужасом вспоминал о них. Так милостью всемогущего Бога ему была дана смерть, чтобы он не умер вечной смертью . Но бывают такие черствые сердца, что даже лицезрение мучений не может пробудить в них раскаяние. Не вразумившиеся и после этого только умножают тяжесть своего будущего наказания. Ведь если они видели все это и, вернувшись к жизни, не раскаялись, как потом оправдаются перед Судией?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Сам апостол Павел пишет, что «часто проводит ночи в бдениях (ν αγρυπνας πολλκις) ( 2Кор. 6:5; 11:27 ). «Молитесь во всякое время в Духе, – наставляет он ефесян, – и для этого бодрствуйте со всяким постоянством...» ( Еф. 6:18 ). К сожалению для литургиста богослужебные «чинопоследования» или хотя бы краткие формуляры этих апостольских бдений неизвестны. Надо заметить, что еврейская традиция не знает обычая ночной молитвы. Очевидно, в этом случае мы должны искать Другие источники (пока гипотетические) или видеть здесь зарождение собственно христианской богослужебной традиции. Можно предположить, что древние христиане, следуя примеру Господа и апостолов, считали, что долгая ночь дана не только для сна, а потому хотя бы часть ее посвящали молитвенному бдению. Обратимся к свидетельствам источников. Крещально-пасхальные бдения по «Апостольским евхологиям» Эти интереснейшие древние памятники (см. гл. 1) содержат краткие свидетельства либо о пасхальных всенощных бдениях, либо о других молитвенных бдениях в ночь перед крещением оглашенных. Для древних христиан вступление в общину новых «верных» было праздничным событием, и община молилась вместе с людьми, получавшими с восходом солнца окончательное «просвещение» водою и Духом. Апостольское Предание (III в.) упоминает всенощное крещальное бдение, не связанное с Пасхой. Оно включает в себя чтения и поучения оглашенных и продолжается с вечера субботы до воскресенья. Крещение совершается при пении петухов; затем следует Евхаристия (20–21 гл.). «Готовящиеся ко крещению в канун субботы пусть постятся, а в субботу те, кто примет крещение, пусть соберутся, по указанию епископа, в одно место. И пусть они бодрствуют всю ночь, и да читается им, и да наставляется» (20 гл.) (Апост. Предание, с. 288. См. также 23 гл. – о Пасхе и о посте перед ней). В Завещании Господа (II-V в.) крещальное чинопоследование такое же, как и в Апостольском Предании. Оно совершается в ночь Пасхи, но заканчивается уже около полуночи. Перед Пасхой, во время Святой Четыредесятницы, бдения состоят из чтений, поучений и пения псалмов (кн. 2, гл. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если и великие подвижники благочестия не всегда оставались победителями в духовной брани с хитрыми и сильными врагами спасения, то устоит ли в этой брани неопытный и слабый воин Христов, не имея при себе опытного руководителя и помощника? Авва Дорофей говорит: " В притчах сказано: имже несть управления, падают якоже листвие: спасение же есть во мнозе совете (Притч.11:14). Видите, чему учит нас Св. Писание? - Мы не должны следовать самим себе, почитать себя разумными, думать, что можем сами собой располагать; но имеем нужду в помощи наставляющих нас по Богу. Нет несчастнее и ближе к погибели того человека, который не имеет для себя руководителя на пути Божием. Ибо что значат сии слова: имже несть управления, падают аки листвие? Лист сначала всегда бывает зелен, цветущ и красив, потом мало-помалу увядает, падает, и его попирают: так и человек, никем не наставляемый, сначала имеет расположение к посту, бдению, безмолвию и другим добрым делам; но потом сие расположение, без наставника, возбуждающего и воспламеняющего в нем оное, мало помалу уменьшается, охладевает, нечувствительно пропадает, и он, наконец, становится подвластным врагам, которые делают над ним, что хотят " (Наставл. о том, что не должно располагать собой по собств. разуму). Посему-то и Премудрый возвещает: горе единому, егда падет и не будет втораго воздвигнути его (Ек.4:10). Яко же град стенами разорен и не огражден, тако муж творяй что без совета; спасение же есть во мнозе совете (Притч.25:29). Кроме того, истинный послушник, следуя наставлению своего отца, бывает свободен от всех недоразумений и сомнений, которые, встречаясь на пути духовного усовершенствования, колеблют дух самочинника, часто поставляют его в нерешительное состояние и бывают причиной безуспешности в делах. В точности во всем поступая по воле старца, послушник все делает с полной уверенностью в правильности своих поступков - в том, что, исполняя все дела по воле старца, исполняет по воле Божией, и, без сомнения, благоугождает тем Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/421/...

О чиноположении церковном Глава I. О бдениях, бываемых в Господские и Богородичные праздники. В семь часов вечера начинается благовест ко всенощному бдению, который продолжается 10 минут; затем бывает обычный звон во все колокола. В это время очередный иеромонах и иеродиакон полагают три поясных поклона пред царскими вратами, кланяются народу и входят в алтарь, иеромонах – южной дверью, а иеродиакон – северной. Здесь они прикладываются к св. престолу, испрашивают на начало всенощной благословение у настоятеля и отверзают царские врата. Иеромонах бывает облачен только в мантию и епитрахиль, иеродиакон в мантию. По совершении каждения в алтаре, служащие выходят оттуда, иеромонах в царские врата, а иеродиакон в северные; обратясь к народу, иеродиакон восклицает: «востаните!» Сидевшие до того братия и народ востают. Иеромонах с иеродиаконом кадит на местный образ Спасителя и правую сторожу иконостаса, затем на местный образ Богоматери и левую сторону иконостаса, праздничный образ на аналое, посем певчих на правом и левом клиросе по дважды, весь храм и предстоящих. По каждении иеромонах, пришедши пред царские врата, возглашает: «Господи благослови» и кадит престол, на местные и праздничную иконы. затем, став в царских вратах, назнаменут крестообразно кадилом и возглашает: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей и Нераздельней Троице и проч. Уставщик отвечает: Аминь, и начинают петь: Приидите поклонимся..., и 103-й псалом: Благослови, душе моя Господа... От слов: Господи, Боже мой, возвеличился еси зело начинают петь певчие попеременно. При окончании псалма, выходит служащий иеромонах пред царские врата для чтения светильничьих молитв, а во время пения Аллилуия выходит один иеродиакон и вместе с иеромонахом пред царскими вратами творят три поклона, кланяются друг другу, после чего иеромонах отходит в алтарь, а иеродиакон начинает большую ектению: Миром Господу помолимся... Певчие протяжно поют: Господи помилуй. По окончании ектении, иеродиакон делает поклон пред царскими вратами, кланяется настоятелю, затем становится пред наместным образом Господа Вседержителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, не увидевший всего этого, происшедшего и бывшего в нем отчетливо, деятельно и действительно, еще «слеп, близорук» 367 . Ведь не увидевший еще явление нелживого Сына Божия и заповеди Его не сохранил, не возлюбил Его, конечно же, как нужно; и не узревший в себе сознательно и отчетливо вселения и пребывания Отца и Сына чрез Духа Святого и с точностью не ведающий этого страдает одним из двух: или он носит незаметно для себя самого жилище души пустым и выметенным 368 и полагает, что этого достаточно для спасения его, или принял в себя вещественного ( λικ ν) 369 беса, изгнанного через Святое Крещение, из-за греха снова вернувшегося или до отречения [от мира], или после, и стало «последнее для человека хуже первого» 370 . Изгнавший из себя и из своей души лукавого духа через многое подвизание, смиренномудрие, многие труды и страдания, плача и рыдая, но затем окраденный оным прежде, чем ведомо сделал в себе обитель Христу и стяжал подлинное ( νυπ στατον) смирение, принявший его – неведомо вошедшего через надмение и гордость  – снова внутрь, уже не может больше достичь ощущения собственных пороков, поскольку не отпускается [бесом], удерживающим его и закрывающим «очи сердца» 371 его от узревания овладевшей им гордости. Бес гордыни не побуждает такового к плотским удовольствиям, к насыщению чрева, сребролюбию и многостяжанию (поскольку эти страсти заставляют как-то смиряться и стыдиться и совесть плененного ими лишена дерзновения, даже если он хвалим и одновременно прославляем всем миром словно святой), но направляет его скорее к посту, бдению и всенощному стоянию, к нестяжательности, сну на земле или на полу, немытости и всякому другому злостраданию, которое, как ведомо бесу, станет наилучшей причиной увеличения таковой страсти. Ибо таковые деяния, если не будут возведены на фундаменте христоподражательного смирения с поверженным мудрованием, возносят душу до небес и низвергают ее до бездн 372 . И, наподобие сей воды, кажется ей, что она возносится, но насколько вздымается, [настолько же] несчастная низвергается, [сама того] не чувствуя. Как дому невозможно устоять без фундамента, так и добродетели не созидаются без глубокого и сильного смирения: если не заложено оно или похищено и изъято лукавыми духами позже, после основания, то сразу же все здание добродетелей, [построенное] с многим потом, трудами и усилиями, обрушившись, гибнет. Ведь «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» 373 , и еще: «Нечист пред Господом всякий надменный сердцем» 374 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

(вып. I, стр. 11:81) до конца, «Христе свете истинный» (вып. I, стр. 81). Такой обычай не был повсеместным. Еще в XV столетии в русской церкви стало совершаться всенощное бдение 158 . A XVI–XVII в. – это была эпоха, когда всенощное закончило свое развитие с применением всех требований Типикона 159 . Самое чинопоследование вечерни, описываемое архидиаконом в разных местах (вып. II, стр. 60–61:160–161:188; вып. IV, стр. 125), по своим характерным особенностям, предполагает такую службу 160 , которая входит в состав всенощного бдения. Архидиакон Павел большею частью участвовал в патриарших служениях. Службы патриарха, как особо торжественные, всегда приурочивались к великим праздничным событиям, естественно поэтому, что он в своем описании дает сведения о богослужении, называемом всенощным бдением. История этой службы действительно подтверждает, что всенощное бдение у нас совершалось накануне воскресных дней, особо чтимых святых всею православною церковью, а также накануне дней, в которые совершалась память святого, чтимого в той или иной местности, в том или другом храме или обители (вып. II, стр. 60:186) 161 . Начало всенощного бдения в разные праздники было неодинаково. В воскресные и праздничные дни оно почти всегда начиналось в полночь. Так было на Николин день в Коломне. «В понедельник, следовавший за третьим воскресеньем Рождественского поста, накануне праздника св. Николая, ко всенощному бдению ударили в колокола в полночь (вып. II, стр. 188). Точно также в (день) нового 1655 года зазвонили к службе в полночь (вып. II, стр. 191). «Накануне 29 августа, по случаю памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи», в праздники Рождества и Богоявления было совершено бдение в полночь (вып. IV, стр. 80:112, 118). Наш архидиакон час полуночный считает обыкновенным для всенощных бдений. Находясь в Новгороде и описывая жизнь в монастыре Св. Георгия, архид. Павел говорит: «по обыкновению встали в полночь к службе» (вып. IV, стр. 70:77, 82). Иногда ко всенощному бдению ударяли в четвертом часу ночи, как то было в Кашире под праздник Успения Богородицы (вып. II, стр. 138) и в Прилуках (вып. II, стр. 92). В Новодевичьем монастыре, в день памяти явления иконы Божией Матери Смоленской, к бдению ударили в колокола «после третьего часа ночи» (вып. IV, стр. 49), а в Иверском монастыре, накануне Успения, сирийцы «встали к бдению в два часа ночи» (вып. IV, стр. 63). Великим постом эта служба также начиналась иногда ранее, иногда несколько позднее полуночи (вып. III, стр. 169). Например, «в канун Пятницы Страстной Седмицы великое бдение началось во втором часу ночи» (вып. III, стр. 185), а в великую Субботу – «на заре» (вып. III, стр. 194), в Светлое же Воскресенье «за три часа до зари» (вып. III, стр. 197). Всенощное бдение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010