1, §5. Все эти седмь молений или служб, обозначенные у Симеона Солунского (в гл. 298), так называются: 1) полунощница, 2) утреня вместе с первым часом, 3) третий час, 4) шестый час, 5) девятый час, 6) вечерня и 7) повечерие. О седмеричном числе молений пророк Давид говорит: седмерицею днем хвалих Тя, о судьбах правды Твоея ( Пс.118 ). Здесь под днем разумеются целые сутки, или день и ночь вместе, как говорится в кн. Бытия: и бысть вечер, и бысть утро, день един ( Быт.1 ). О каждой из седми служб упоминает пр. Давид: о полунощнице: полунощи востах исповедатися Тебе, Господи ( Пс.118 ); об утрени и первом часе: Боже, Боже мой, к Тебе утренюю ( Пс.62 ); заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя ( Пс.5 ); о третьем часе, шестом и о вечерне: вечер, заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой ( Пс.54 ); и наконец, о повечерии: измыю на всяку нощь ложе мое и слезами моими постелю мою омочу ( Пс.6 ). §4. Содержание дневных служб Всякая из служб церковных, совершаемая днем или ночью, имеет свое особенное содержание. Полунощница совершается, во 1-х, в подражание бдению ангелов и немолчному их хвалению; во 2-х, чтобы безмолвием и тишиною приготовить наш ум к Божественному славословию; в 3-х, в воспоминание востания Христова: ибо заутра рано во едину от суббот воста Христос, и в 4-х, в воспоминание второго будущего пришествия Христова, которое имеет быть в полуночи, и которого мы, все верные, должны ожидать, когда Господь воздвигнет нас от смерти, как бы от сна, и явится, как жених душ наших, среди ночи. Посему и должно нам бодрствовать. Утреня совершается ради наставшего дня, за который человеку следует благодарить Приводящего свет, разрушившего тьму лести и подавшего нам свет благочестия. Потому с утренею соединяется и первый час, так как им начинается день, и он приносится вместе с утренею, как дар и жертва хваления Господу. Третий час поем в честь Троицы: 1) потому, что прошла четверть дня, 2) в третьем часу иудеи обвинили Спасителя нашего и положили Его убить и 3) в этом же часу на апостолов сошел Дух Святой, Которым просветились мы все, живущие во вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Посему нам нужно иметь адамантовый ум, неусыпное зрение, великое терпение, крепкие стены с ограждениями и запорами, бдительных и доблестных стражей, а прежде всего этого помощь свыше; ибо «аще не Господь сохранит град, всуе бдеша стрегущие его» ( Пс.126:1 ). Как же мы можем приобрести эту помощь? Если мы приложим все со своей стороны, здравые помыслы, великое усердие к посту и бдению, строгое исполнение закона, соблюдение заповедей и, что всего главнее, не будем самонадеянны. Если бы мы успели совершить даже великие подвиги, мы всегда должны говорить самим себе: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии его» ( Пс.126:1 ); «яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным» ( Еф.6:12 ); день и ночь у нас помыслы должны пребывать вооруженными и быть страшными для постыдных похотей; так как, если они немного ослабеют, дьявол приступит с огнем в руках, чтобы поджечь и испепелить храм Божий. Посему мы должны оградить себя со всех сторон. У нас борьба с потребностью природы, подражание жизни Ангелов, соревнование с бесплотными силами; земля и пепел старается сравняться с небожителями, и тление вступает в соперничество с нетлением. Неужели теперь, скажи мне, кто-нибудь дерзнет равнять с таким делом брак и удовольствие? Не весьма ли это безумно? Зная все это, Павел говорил: «Кийждо свою жену да имать» ( 1Кор.7:2 ). Поэтому он уклонялся, поэтому не решался с самого начала говорить коринфянам о девстве, но продолжал речь о браке, желая мало-помалу отвлечь их от брака, и в эту длинную речь вставил краткие слова о воздержании, чтобы слух их не был поражен строгостью этого увещания. Кто составляет всю речь свою всецело из предметов тяжелых, тот бывает несносен для слушателя и часто вынуждает душу, не переносящую тяжести его слов, отвращаться от них; а кто разнообразит речь и составляет ее больше из легких, чем трудных предметов, тот прикрывает тяжесть предмета и, успокоив слушателя, таким образом успешнее убеждает и привлекает его, как поступил и блаженный Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

(вып. I, стр. 11:81) до конца, «Христе свете истинный» (вып. I, стр. 81). Такой обычай не был повсеместным. Еще в XV столетии в русской церкви стало совершаться всенощное бдение 158 . A XVI–XVII в. – это была эпоха, когда всенощное закончило свое развитие с применением всех требований Типикона 159 . Самое чинопоследование вечерни, описываемое архидиаконом в разных местах (вып. II, стр. 60–61:160–161:188; вып. IV, стр. 125), по своим характерным особенностям, предполагает такую службу 160 , которая входит в состав всенощного бдения. Архидиакон Павел большею частью участвовал в патриарших служениях. Службы патриарха, как особо торжественные, всегда приурочивались к великим праздничным событиям, естественно поэтому, что он в своем описании дает сведения о богослужении, называемом всенощным бдением. История этой службы действительно подтверждает, что всенощное бдение у нас совершалось накануне воскресных дней, особо чтимых святых всею православною церковью, а также накануне дней, в которые совершалась память святого, чтимого в той или иной местности, в том или другом храме или обители (вып. II, стр. 60:186) 161 . Начало всенощного бдения в разные праздники было неодинаково. В воскресные и праздничные дни оно почти всегда начиналось в полночь. Так было на Николин день в Коломне. «В понедельник, следовавший за третьим воскресеньем Рождественского поста, накануне праздника св. Николая, ко всенощному бдению ударили в колокола в полночь (вып. II, стр. 188). Точно также в (день) нового 1655 года зазвонили к службе в полночь (вып. II, стр. 191). «Накануне 29 августа, по случаю памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи», в праздники Рождества и Богоявления было совершено бдение в полночь (вып. IV, стр. 80:112, 118). Наш архидиакон час полуночный считает обыкновенным для всенощных бдений. Находясь в Новгороде и описывая жизнь в монастыре Св. Георгия, архид. Павел говорит: «по обыкновению встали в полночь к службе» (вып. IV, стр. 70:77, 82). Иногда ко всенощному бдению ударяли в четвертом часу ночи, как то было в Кашире под праздник Успения Богородицы (вып. II, стр. 138) и в Прилуках (вып. II, стр. 92). В Новодевичьем монастыре, в день памяти явления иконы Божией Матери Смоленской, к бдению ударили в колокола «после третьего часа ночи» (вып. IV, стр. 49), а в Иверском монастыре, накануне Успения, сирийцы «встали к бдению в два часа ночи» (вып. IV, стр. 63). Великим постом эта служба также начиналась иногда ранее, иногда несколько позднее полуночи (вып. III, стр. 169). Например, «в канун Пятницы Страстной Седмицы великое бдение началось во втором часу ночи» (вып. III, стр. 185), а в великую Субботу – «на заре» (вып. III, стр. 194), в Светлое же Воскресенье «за три часа до зари» (вып. III, стр. 197). Всенощное бдение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем говорится о чувствах Ангелов ( Лк. 15:10 ) – “Радость бывает пред Ангелы (т.е. у Ангелов) о единем грешнице кающемся”. Значит, радость им присуща. Мы знаем цитаты и об их ведении, их могуществе. Все это ограничено, потому что они не могут, скажем, своею волею творить чудеса. Своею волею творить чудеса может только Бог. Ангелы могут творить чудеса лишь волею Божией, как бы переносить волю Божию. Они не знают тайны (“О дне же том и часе не знают Ангели Божии”). Бог находит в Ангелах нечто стропотное ( Иов. 4:18 ), т.е. Ангелы еще не имеют совершенной святости – той, которая присуща Богу. Число Ангелов Нам не дано в Откровении, каково число Ангелов. Мы не знаем, бесконечно оно или конечно. Патриарх Иаков видел целое ополчение Ангелов Божиих ( Быт. 32:1–2 ). Тьмы Ангелов были посредниками при законодательстве на Сионе ( Втор. 33:2 ). Дан 7:9–10 –Ветхий Денми седе на престоли своем, “тысяща тысящ (то есть миллионы Ангелов) служаху ему, и тмы тем (миллиарды) предстояху ему”. В Откровении –“Глас Ангелов многих, ... и бе число их тысяща тысящами” ( Откр.5:11 ). Мы знаем из Мф. (26: 53), что на помощь Господу могли бы придти больше чем 12 легионов Ангелов. Приведу интересное мнение из “Огласительного поучения” Кирилла Иерусалимского . То, что Ангелов очень много, несомненно. Он считает, что Притча об овце потерянной – это притча о потерянном человеческом роде, а те, которые сохранили верность Богу, это Ангелы. Он говорит: “Сочти, как многочислен народ римский. Сочти, сколько варваров, которые теперь еще живы и сколько их умерло за сто лет. Сочти всех от Адама до сего дня. Велико число сие, но и оно еще мало, потому что еще больше Ангелов. А они – 99 овец, а человечество – одна сотая овца’ Григорий Нисский считал, что число Ангелов возрастает, как и род человеческий. Ему возражает блж. Феодорит в своем “Кратком изложении догматов”: “Не двух только Ангелов, как двух человеков, создал Бог вначале, но произвел многие тьмы, сколько Ему было угодно, потому что не подлежащее тлению естество не требует размножения”. Это – утверждение от человеков; не нам устанавливать Богу границы того, что требует размножения, а что его не требует. Тем не менее, в этой мысли есть свой резон, состоящий в том, что мы не знаем природы Ангелов, не знаем, являются ли они единосущными. То, что люди между собой единосущны, мы знаем и ссылаемся при этом на то, что мы произошли от одной четы – от Адама и Евы. Здесь мы имеем дело с разветвляющимся единым деревом человечества. А в отношении Ангелов мы сказать ничего не можем. Небесная иерархия

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

И другое место: “Необходимо знать, что все существа, кроме Святой Троицы, имеют тварную природу. А если сие будет признано, то не повредит учению благочестия сказать, что сонмы Ангелов получили бытие прежде неба и земли”. Геннадий Масальский и блж. Августин писали о сотворении Ангелов после творения мира. Блж. Августин говорил, что первый день сотворения света – это как бы второй акт после творения неба и земли; сотворение света было одновременно с сотворением Ангелов Таким образом, свв. Отцы говорили о творении Ангелов либо одновременно с сотворением мира, либо чуть позже; они не допускали, что сотворение Ангелов было на третий день. Природа и свойства Ангелов: духовность и бестелесность Ангелов О природе Ангелов мы можем судить по нескольким признакам. Прежде всего, это близость Ангелов к Богу. Мы знаем, что выше Ангелов – Сын Божий ( Евр. 1:4–14 ). Здесь Сын Божий – Господь Иисус Христос даже во время уничижения. ( Евр. 2:9 ). Пс. 8: 6 – (“Бог умалил его малым чим от Ангелов. ”) – речь идет о человеке, а значит о всем сотворенном, потому что человек считается вершиной творения. Но человек ниже Ангелов. Выше Ангелов Божия Матерь. “По качеству Матери Господа Она превосходит благодатью и приближением к Богу и, следовательно, достоинством всякое сотворенное существо, а потому Православная Церковь чтит Ее превыше Херувимов и Серафимов” (катехизис). Когда мы говорим о духовности Ангелов, мы имеем в виду только бестелесность их, потому что по сравнению с Абсолютным Духом (Богом) они грубы. Бестелесны они условно – по сравнению с нами. О духовности Ангелов говорится во многих местах Св. Писания, где Ангелы называются духами. Даже падшие Ангелы именуются духами. Они изображаются в Св. Писании как бестелесные и свободно разумные существа. Мф. 22:30 – “В воскресение ни женятся, ни посягают, но яко Ангели Божии на небеси суть”. Лк. 20.36 – “Ни умрети бо ктому могут”. Ап. Павел называет их “невидимыми” ( Кол. 1:16 ). Еф 6:12 – противопоставление плоти и крови: “Несть наша брань к крови и плоти, но...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Вообще, надо заметить, что Православная Русская Церковь никогда не переставала видеть в иноверцах своих ближних, хотя и заблуждающихся в истинах христианской веры, и возносит молитвы ко престолу Всевышнего о возвращении их к истинной Христовой Церкви: устами священнослужителей она молит Господа Бога: «расточенныя собери... утоли раздоры Церквей»! (Молитва на литургии св. Василия Великого ). О звоне к богослужению и во время богослужения Православные христиане созываются к богослужению в храм посредством звона в колокола. Колокольный звон возвещает так же и неприсутствующим в храме о важнейших моментах Православного богослужения. Наконец, колокола радуются и спразднуют с нами, проповедуют миру о грядущем Воскресении. В настоящее время число колоколов на церковных звонницах бывает различным, но в основном, там имеется никак не меньше 4–х, а чаще всего 6–8 колоколов. Мы уже упоминали о чине звона (благовеста и трезвона) к малой вечерни и всенощному бдению. Там мы говорили как устраивается звон при 7–ми колокольной звоннице. Теперь же мы скажем о звоне при 4–х колокольной развеске. На такой звоннице имеется 4 колокола. Это, 1–й – большой, воскресный колокол, 2–й – полиелейный, 3–й – вседневный и 4–й – зазвонный. В воскресные и праздничные дни, когда совершается бдение, благовестить к бдению и к поздней литургии надо в первый, большой колокол, трезвонить же во все колокола. В воскресные и праздничные дни к ранней литургии, а в дни полиелейных святых и в предпразднества и отдания Господских и Богородичных праздников – ко всем службам благовестить в полиелейный, второй колокол, трезвонить же во 2–й, 3–й и 4–й колокола. В остальные дни благовестить ко всем службам в повседневный, третий колокол, трезвонить же в 3–й и 4–й колокола. Порядок звона при служении всенощного бдения Благовест к бдению производится 15–25 минут, затем следует троекратный – «в три стиха» звон во все колокола (трезвон) (см. стр. 13). Во время пения тропаря по «Ныне отпущаеши» производится двукратный – «в два стиха» второй звон во все колокола (см. стр. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Я познакомился с ним при обстоятельствах, которые по исключительному их значению в моей жизни остаются незабываемыми и неложно доказывающими святость сего мужа. Он пришел из каливы в Катунакии – самой возвышенной местности на южной стороне Святоименной Горы, чтоб помолиться за всенощной под Благовещение, выслушать акафист, принять исповедь у братий, а заодно, как мне стало известно, познакомиться со мной ввиду предстоящего посвящения. От игумена он узнал, что постриг мой, намеченный на самый день Благовещения, был отложен до Субботы акафиста ввиду одного происшествия. Дело в том, что я, посланный накануне в Пантелеимонов монастырь, сверх обыденной постной пищи нечаянно вкусил за тамошней трапезой немного маслин, хотя на другой день мне предстояло стать монахом и первым приобщиться Святых Тайн. Вечером, по обычаю, я пришел к всенощному бдению и среди прочего исповедовал своему приснопамятному старцу и игумену 21 этот приключившийся от забвения грех . Строгий ревнитель иноческой дисциплины, честной старец усмотрел в нем препятствие к Святому Причащению и отложил постриг, дав мне заповедь в наступающий день Благовещения не вкушать ничего, кроме хлеба. Старец-духовник не был извещен об этом и удивился, не видя во время первого часа 22 положенных приготовлений к постригу. Когда же узнал у игумена причину, отеческое сердце его дрогнуло и он, отыскав меня во время Божественной Литургии, со слезами обнял и в утешение сказал: “Буду и я поститься и предаваться бдению с чадом моим!” Что и исполнил, не ходя к общей трапезе, но разделив со мною малую просфору в архондарике, и это в день Благовещения – один из двух дней в Святую Четыредесятницу, когда разрешена рыба! К вечеру того же дня он спросил, где я буду предаваться бдению до ранней утрени, то есть до акафиста 23 , и, услышав, что за отсутствием отдельной комнаты и из-за шума от множества паломников в гостинице мне хотелось пойти в ближайшую церковь святого Иоанна Златоуста , только и сказал: “Очень хорошо”. Придя в храм после малого повечерия, я, к великому изумлению своему, застал там досточтимого старца, который уже поджидал меня и, благословив, тотчас велел трижды прочесть по принесенному мною Евхологию 24 канон из последования великого ангельского образа. Затем, преподав немало советов касательно монашеского пути, указал прочесть по имевшейся там книжице херетизмы 25 божественному Златоусту. А когда я, окончив чтение, обернулся, чтобы положить поклон духовнику, то увидел лицо его, как лицо Ангела ( Деян.6:15 ). Упав к ногам старца, я сказал: “Благослови, отче!” – он же, коснувшись главы моей и осенив меня крестным знамением, произнес: “Благословенно имя Твое, Владыко всех!”

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Синтезировать эти два мнения пытался свт. Григорий Палама. С его точки зрения, по подобию, т. е. актуально, в том состоянии, в котором человек находится сейчас, он значительно ниже ангелов. Но в то же время, по мнению свт. Григория, по образу человек более, нежели ангелы, он может достичь большего совершенства. При этом свт. Григорий считал, что могут существовать существа с различными степенями богообразности, и человек создан по образу Божию, и ангел создан по образу Божию, но степень богообразности человека больше, чем у ангелов. Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что точного догматического решения вопрос о сравнительном совершенстве ангелов и человеков иметь не может по причинам следующего характера. Во-первых, Свщ. Писание не дает на этот вопрос однозначного ответа, и, во-вторых, нам слишком мало известно об ангельской природе, поэтому этот вопрос относится к области богословских мнений. 3.1.8. Число ангелов Вопрос о числе ангелов распадается на два подвопроса: конечно или бесконечно число ангелов? и является ли оно постоянным или каким-то образом изменяется? В Свщ. Писании приводятся числа, которыми исчисляются ангелы. Так пророк Даниил (Дан. 7, 10) говорит о тысячах тысяч, т. е. о миллионах, и о тьмах тем, т. е. миллиардах ангелов. Господь Иисус Христос говорил о двенадцати легионах ангелов Об этом говорили и некоторые из свв. отцов, в частноти свт. Кирилл Иерусалимский («Огласительные беседы»): «Велико число сие, но и оно еще мало, потому что еще больше ангелов, а они — девяносто девять овец, а человечество — одна, сотая, овца». Комментируя числа, которые приводит пророк Даниил, свт. Кирилл говорит, что это не значит, что именно таково число ангелов, а потому, что большего числа пророк не мог изречь. Широко распространено мнение, что число ангелов бесконечно, хотя в Свщ. Писании нигде не утверждается, что число ангелов неограниченно. В Свщ. Писании называются большие, но все-таки конечные числа. Поэтому однозначно утверждать; что число ангелов бесконечно невозможно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Однако Церковью всегда осуждалось, когда почитание ангелов перерастало в некое поклонение с чертами языческих верований. Уже апостол Павел пишет: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов» ( Кол. 2:18 ). Толкуя этот текст, святые отцы 342 говорят о существовании в апостольские времена мнения некоторых неправомыслящих, полагавших, что именно ангелы являются посредниками между Богом Отцом и людьми, а не Господь Иисус Христос, и поэтому им, ангелам, необходимо служить. Видимо, это мнение было распространено еще несколько веков после времен апостольских, так как Лаодикийский Собор (364 г.) 35–м правилом постановил: «Не подобает христианам оставляти церковь Божию, и отходити, и ангелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению» 343 . Вопросы: Где в Священном Писании говорится о бытии ангелов (прямые и косвенные свидетельства)? Что значит слово «ангел»? На что оно указывает? Как еще принято в православной традиции называть ангелов? Какие есть определения того, что такое ангелы по своей при роде? Единосущны ли ангелы друг другу? Какие есть мнения по этому поводу? Обладают ли ангелы тонкой телесностью? Какие есть мнения по этому поводу? Приведите аргументы сторон. Что говорится в постановлениях VII Вселенского Собора о возможности изображения ангелов, и как это связано с учением о тонкой телесности ангелов? Обладают ли ангелы свободой? Почему выбор ангелов и падших ангелов, сделанный когда–то, теперь остается неизменным? В чём заключается служение ангелов? Приведите примеры из Священного Писания. Когда были сотворены ангелы? Какие есть мнения по этому вопросу? Приведите аргументацию представителей разных мнений на этот счет. Какое существует количество ангелов? На основании Писания обоснуйте существование ангельской иерархии. Все ли наименования чинов ангельских нам известны? Раскройте учение об ангельской иерархии, содержащееся в Corpus Areopagiticum.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Этот выбор был для ангелов своеобразным решением, сделанным раз и навсегда, так как является, образно говоря, чистым, то есть не вызванным слабостью плоти, греховной склонностью, эмоциональной нестабильностью и т.п., что часто становится причиной греховных действий человека. Их выбор определялся только их хотением и больше ничем. И поэтому, в отличие от людей, которые могут прийти в себя ( Лк. 15:17 ) и начать каяться в своих немощах, у ангелов нет таких немощей 325 . Однажды сделанный ими выбор является на 100 процентов осознанным, продуманным и исполненным. Поэтому каждый из ангелов и падших ангелов, сделав свой выбор, утвердился в нём навсегда. Оставаясь, как тварные существа, в принципе изменяемыми, по своей воле они уже не изменяются, так как воля их направлена в одном векторе. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Они – неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны – не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу» 326 . §51 Время творения ангелов Относительно времени создания ангелов в Библии нет прямых указаний. Однако на основании текста из книги Иова: «Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели Мои» ( Иов. 38:7 ) 327 , можно утверждать, что ангелы сотворены не позже третьего дня. Отцы однозначно отвергали мнение о творении ангелов после творения всего, включая человека 328 . Блж. Августин, рассуждая о времени творения, полагал, что в библейском стихе: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» ( Быт. 1:3 ), слово «свет» обозначает не что иное, как творение ангелов, вторых светов 329 . Большинство отцов считало, что ангелы сотворены раньше первого дня, то есть раньше видимого космоса. Такого мнения придерживались свт. Григорий Богослов и прп. Иоанн Дамаскин . Блж. Феодорит выдвигал идею, согласно которой сотворение ангелов и начало творения видимого мира были одновременно. Прп. Иоанн, перечисляя все существующие точки зрения по поводу времени творения ангелов 330 , придерживается точки зрения о творении ангелов раньше видимого мира.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010