Затруднительнее решить вопрос: относить ли к лучшим патриархам изучаемого времени Mapka II Ксилокаровиса? Летописец говорит, что его не любили клирики, и что при нем они делали много соблазнительного 22 . Но почему клирики не любили его и устрояли скандалы – потому ли, что патриарх был недостойный человек или еще почему. Гедеон составляет себе хорошее мнение о Марке. Он называет его мужем добрым и достойным. А его столкновения с клириками объясняет тем, что патриарх был человек очень строгой и желал ввести строгую дисциплину в рядах константинопольских клириков 23 . А если так, то правильнее будет относить —39— Марка к лицам нравственно-высоким, но недостаточно искусным в управлении церковью. О некоторых патриархах изучаемого времени, по их нравственной стороне, мы не находим очень определенных сведений, а потому не делая о них замечаний здесь (тем более, что с иными из них нам придется еще встретиться впоследствии), мы скажем теперь о таких патриархах, которые по их нравственному облику составляют противоположность лучшим и достойнейшим константинопольским иерархам XV и века, исчисленным выше. Решительно все историки как прежнего, так и нашего времени говорят с презрением и негодованием о патриархе Константинопольском Рафаиле. По известиям единственного источника, из которого черпаем известия о Рафаиле, все последующие повествователи: именно Historia Patriarchica – этот патриарх, был человек крайне невоздержный. Он даже не был в состоянии присутствовать ни при вечернем, ни утреннем богослужении, так как от пьянства не мог выстаивать обычного богослужения. Кто не являлся к нему в какой бы то ни было час дня – ради ли духовных советов или с целью найти у него обычный суд – таковой находил патриарха непременно пьяным. Соблазн достиг крайней степени, когда произошел следующий случай: Рафаил пьяным пришел ко всенощному бдению в Великий Пяток Страстной недели, но за богослужением, стоя на тропе, задремал, при чем из его рук выпал патриарший жезл; задремавшего патриарха разбудили и дали ему снова выпавший из его рук жезл. После сообщения этого известия летописец замечает, что весь мир возненавидел Рафаила – и священники и миряне 24 . Нужно ли понимать эту характеристику патриарха Рафаила с полной буквальностью? Нам кажется, что требуется некоторая критическая осторожность при изучении выше приведенных, чрезвычайно необычных сведений. Возможно, что Рафаил вовсе не был таким пропащим человеком, каким рисует его греческая историография. Нужно принять во внимание одно очень важное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

10.8. Созерцание красоты окружающего мира, чтение Святого Писания и писаний святых отцов — орудия, способствующие чистой молитве    Кроме указанных способов, святые подвижники научают пользоваться предметами и явлениями окружающего нас мира путем созерцания их и возношения чрез них собранных мыслей к Творцу всего.    Святой Феодор Студит говорит, что мы видим «свод небесный, блестящее солнце, светлую луну, группы звезд и все другие, чувствам подлежащие вещи, не за тем, чтоб на них останавливаться, но чтоб, чрез них возносясь к Творцу всяческих Богу», быть в бодренном внимании к делу Божию. Ибо «при устремлении очей ума нашего в беспредельное море дивных дел Божиих, в которые углубляясь, ум не будет иметь времени осуечаться чем-либо житейским или соплетаться с худыми помыслами».    Также способствует нерассеянной молитве и чтение Священного Писания. «Когда кто вместо забот днем упражняется в чтении божественных Писаний, — говорит святой Исаак Сирианин, — которое укрепляет ум, особенно же служит орошением молитве и помогает бдению, тесно соединенному с молитвой, тогда в сем чтении обретает вождя на стезю правую, обретает то, в чем семя всего питающего молитвенное созерцание, что удерживает помышления от парения, непрестанно посевает в душе памятование о Боге».    «Чтобы заменить одно собеседование другим (суетное — душеспасительным), — продолжает святой отец, — занимайся чтением Писания и житиями святых. И когда станешь на молитву и на правило свое, то вместо размышления о том, что видел и слышал в мире, найдешь в себе размышление о божественных Писаниях, какие прочел, и сим размышлением приведется в забвение, что памятовал о мирском; а таким образом приходит ум в чистоту».    Таким образом, согласно святому Исааку, чтение, «вместо внешней примеси, доставляет пищу разным видам молитвы, а потому чтением душа просвещается, чтобы всегда молиться неленостно и несмущенно». Поэтому, чтоб не давать хода свободному разглагольствованию ума своего, как говорит блаженный Диадох, и «не поблажать его охоте безмерно предаваться выспренним парениям, будем упражняться наиболее в молитве, псалмопении и чтении Писаний, не презирая притом и толкования любомудрых мужей, коих словеса преисполнены истинным ведением веры. Действуя так, мы не только не дадим ему (уму — «Игум.В.») свои речения примешивать к благодатным словесам и не допустим ему, увлекаясь тщеславием, рассеиваться в парениях под действием самодовольства и словоохотливости, но и научимся сохранять его безмечтанным во время созерцания и все почти помышления его сделаем слезоточными».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Таковы, любезнейший, поучения моего безмолвия; так говорит тебе моя рука, выражающая мысли. Это мое плавание, а ты поспешай к другому плаванию. 150. Всякий носится своим направлением ветра. Но если кому, или из врагов моих, или из доброжелателей, угодно слышать другую причину моего молчания, вот она. Было время, когда имел я очень много твердости в нравах. Христос Царь вел меня на противника, 155. а в сердце у меня была вера тверже адаманта; отовсюду ограждался я крепкими стенами, не оскверненный ум свой назидал Божиим словом, извлекая дух из священной буквы, а с тем вместе извергал из себя соленую горечь книг, читанных мною и прежде, 160. эту красоту, блестящую накладными прикрасами, кипучую же плоть свою, пока цвела она юностью, изнурял многими и частыми трудами. Отнял у чрева наглость пресыщения и неразрывное с ним неистовство, утвердил око в веждах целомудрием, 165. пересилил гнев, связал члены, заградил смех. Все тогда покорилось Слову, все во мне умерло. Голая земля была у меня ложем; боль в боках, жесткие одежды служили пособием к бдению и извлекали у меня слезы; днем сгибал я свой хребет и во всенощных песнопениях 170. стоял в прямом положении, не зная свойственной людям привязанности к удобствам жизни. Так было тогда, потому что кипела еще во мне плоть, которая обыкновенно усиливается остановить великий свет в небесном его восхождении. Сверг я с себя и тяжелое бремя земных стяжаний, чтобы, стряхнув всякую тяжесть, облегченному возноситься к Богу. 175. А теперь, когда постигла меня жестокая болезнь и изнурила старость, впал я в новое злострадание. У меня неукротимый и доброречивый язык; онто всегда предавал меня множеству напастей руками завистника. Я не делал нашествий ни на чьи престолы, 180. никого не изгонял из отечественной страны, не строил козней, не поражал злоречием, ничего не делал противного закону наших жертв (сие известно Слову), не оскорблял ни епископа, ни коголибо другого, потому что негодую на всякого народного вождя, о котором идет подобная молва (а таких вождей, к сокрушению моего сердца, 185. полны ныне море и широкие пределы земли). Но мне повредило недоброе слово. Я не думал сего прежде, однако ж оно повредило, ибо возбудило ко мне зависть во всех друзьях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Как несправедливые судии осудили Иисуса по слепой зависти к Нему, так омрачённые невежеством и страстями воины и слуги оскорбляли Иисуса и издевались над Ним, по влечению необузданного своеволия и наклонности к грубым удовольствиям. Одни плевали Господу в лицо, другие заушали Его, иные били по ланитам. Насмехаясь над Иисусом, кланялись пред Ним; закрывая лице Иисуса, били Его и говорили: прорцы нам, кто есть ударей Тя ( Мф.26:68 )? Но Иисус безмолвно слушал беззаконное определение несправедливых судей; безмолвно переносил позорные посмеяния и тяжкие оскорбления от служителей нечестия. Ибо душа Его предана была воле Отца небесного, и Он ничего не видел перед Собою выше и священнее вечных определений. Он некогда учил не противитися злу ( Мф.5:39 ), и теперь Сам исполняет Свою заповедь, и Своим примером учит нас исполнять ее. Взирая на смиренное терпение Господа Иисуса, да скажет душа каждого из нас, с искреннею любовью к Нему: хочу, Господи, страдать с Тобою, если будет на то Твоя Святая воля ; хочу безмолвствовать среди скорбей и страданий; хочу исполнять Твоё учение и последовать Твоему примеру, да прославится имя небесного Отца Твоего во мне и в моих малых страданиях; да прославится имя Твоё, Христе мой Спасителю и Боже! XVIII В то время, как воины и слуги ругались над Иисусом, побуждаемые к тому грубым своеволием и необузданностью, избранный ученик Его Пётр отвергся своего Учителя и Господа, по немощи человеческой природы. Тот же ученик, который незадолго пред сим говорил: аще ми есть и умрети с Тобою, не отвергуся Тебе ( Мф.26 :З5),теперь отвержеся с клятвою, яко не знаю человека ( Мф.26:72 ). Иисус предостерегал его, побуждал к бдению и молитве, предрекал даже обстоятельство его падения: прежде даже алектор не возгласит, три краты отвержешися Мене ( Мф.26:34 ); и не смотря на то Пётр согрешил, – Пётр трижды с уверением и клятвою отвергся своего Учителя и Господа! Но Иисус, кроткий и смиренный Пастырь Своего стада, не отверг падшего ученика Своего; Он воззрел на Петра оком сострадания и милосердия ( Лк.22:61 ), и тем возбудил его к раскаянию. Евангелист повествует: и обращся Господь воззре на Петра, и помяну Петр, слово Господне ... и исшед вон плакася горько ( Лк.22:62 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Девство (говорит Златоуст) потому хорошо, что отклоняет всякий повод к излишней заботе о житейских делах и доставляет полный досуг для дел богоугодных; девственник или девственница отрешаются не только от уз брачных и сопряженных с ними забот, но и от всех наслаждений плотских, то есть от всего, что отвлекает от мысли о Боге; отказываясь от брака, они вместе с тем должны отказаться от всего вообще, что могло бы привязать их к земному и отвлечь от исполнения воли Божией; они должны быть свободны от всех житейских забот. Я знаю трудность этого состояния (продолжает Златоуст), знаю силу этих подвигов, знаю тяжесть этой борьбы. Для этого требуется душа ревностная, мужественная, неподчиняющаяся похотям; здесь надобно идти по раскаленным угольям и не обжечься, выступать против меча и не быть раненым; ибо сила похоти так велика, как сила огня и железа; и если душа выступит неприготовленною и не будет противиться ее влечениям, то скоро погубит себя. Посему нам нужно иметь адамантовый ум, неусыпное зрение, великое терпение, крепкие стены с ограждениями и запорами, бдительных и доблестных стражей, а прежде всего этого помощь свыше, ибо если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126, 1). Как же мы можем приобрести эту помощь? Если мы приложим все со своей стороны, здравые помыслы, великое усердие к посту и бдению, строгое исполнение закона, соблюдение заповедей и, что всего главнее, не будем самонадеянны. Если бы мы успели совершить даже великие подвиги, мы всегда должны говорить самим себе: если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его (Пс. 126, 1)». К этим словам святителя добавим, что ведущий ожесточенную борьбу с плотью и неотступно взывающий к Богу о помощи непременно получит ее, так как сказано: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7). Но кто со своей стороны не предпринимает никаких усилий в борьбе с плотью, а лишь молится, чтобы победа дана была ему свыше, тот едва ли может рассчитывать на получение просимого. Возможность сохранить девственную чистоту тела и духа, несмотря на все соблазны мира, должна приобретаться собственными усилиями, но при помощи Божией; поэтому желающие остаться девственниками или девственницами могут рассчитывать только на

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Пришедши в Гефсиманию, Иисус говорил ученикам Своим: «седите ту, дóндеже шед помолюся тамо» ( Мф.26:36 ). «Молитеся, да не внидите в напасть» ( Лк.22:40 ). По молитве приходит Он к ученикам и, найдя их спящими, кротко говорит к ним: «тако ли не возмогосте единого часа побдети со Мною? Бдите и молитеся, – да не внидите в напасть» ( Мф.26:40, 41 ). Что Сам Иисус исполнял уже, пребывая во бдении и молитве, то неоднократно внушает ученикам Своим, говоря: «бдите и молитеся». Как бы так сказал им Божественный Учитель, а с ними вместе и всем, желающим у Него учиться: «бдите и молитеся, ибо часы скорбей суть вместе часы искушений, а искушения побеждаются только бдением и молитвой. Бдите, чтобы искушение неожиданно не постигло и не увлекло вас как бы внезапным вихрем в пропасть греха. Молитесь, чтобы искушение не преодолело вас. Бдите, чтобы зло не овладело вами прежде, чем увидите опасность. Молитесь, чтобы не постигли вас искушения свыше сил ваших и не пали вы под тяжестью их. Бдите и молитесь, чтобы свет Божий всегда озарял вашу душу и Божия сила укрепляла вас в благих подвигах, чтобы всегда ходить вам свято перед Богом, в Него веровать, Его любить, на Него уповать и Его помощью побеждать все противные силы». О сладчайший Иисусе! Научи нас Твоей благодатью всегда бодрствовать над собой, всегда бдеть перед Тобой, всегда молиться и поклоняться Тебе со Отцом и Святым Духом. VIII. Иисус, побуждая Своих учеников к бдению и молитве, показывает и причину, почему это необходимо: «дух убо бодр, – говорит Он,– плоть же немощна» ( Мф.26:41 ). Кто не испытывал истины этих слов Господа Иисуса? Кто не дознал сам на себе, что дух бодр, а плоть немощна? Дух бодр, ибо, когда мы войдем в себя, помыслим о себе, подумаем о суетности этой жизни и о необходимости искать спасения, сколько тогда в нашем духе возбуждается благих мыслей и намерений, сколько желаний делать добро и удаляться зла! Гневливый говорит: «Господи! Отселе не стану я предаваться гневу и буду всегда мирно жить с ближними», – это бодрость духа! Кичливый говорит: «Господи! Теперь уже не отдамся я во власть гордости и надмения, не стану превозноситься перед другими, а буду помнить свою нищету и убожество», – и это бодрость духа! Нецеломудренный скажет: «Господи! Отныне буду я хранить себя чистым от скверн плоти и не дам возобладать над собой вожделениям постыдной страсти», – опять бодрость духа! Клеветник говорит: «Господи! После этого я не стану уже оскорблять чести брата моего», – и здесь бодрость духа! Корыстолюбивый говорит: «Господи! Не буду более поклоняться бездушному идолу корысти, которому слепо служил я доныне», – и это также бодрость духа!

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Уже во время Стоглавого Собора (1551 г.) было, по-видимому, значительное различие в способе исполнения, с одной стороны, церковных песен, с другой – предначинательных псалмов, кафизм со связанными с ними седальнами и тропарями, и канонов, как можно заключить из следующих выражений Собора о том и другом способе исполнения: «А о прочем церковном пении все по уставу творити, славословие пети и катавасия на сходе, а на вечернях бы и на заутренях говорити псалмы и Псалтырю тихо и не спешно, со всяким вниманием, такоже тропари и седальны сказывали по чину и не спешно, и потом чли бы, а псалмов бы и Псалтыри вдруг не говорили и канонов по два вместе не конархали» 2561 . Но до половины XVII в. и немного далее так или иначе пели и кафизмы, и тропари канонов, как то видно из все более распространявшегося обычая так наз. многогласного пения: так как пение сплошь всего на службе очень удлиняло службу, то стали в одно время петь – один шестопсалмие, другой Бог Господь и тропари, третий кафизмы, четвертый канон один, пятый – другой канон, диакон же в это время сказывал ектении и т. д. «Вонми, св. владыко, – писал некий Агафоник Суздальскому архиеп. Софронию в XVII в., – апостола гласу, яко беснующихся являет быти всех глаголющих вдруг; не яве ли мы, егда в гласа в два, и в три, и в четыре, и в пять, овогда и в шесть и в семь, не точию невернии, но и верный, благочестие и благочиние церковное любяй, наречет ли нам – беснуемся?» 2562 Это вызвало, должно быть, и законодательное запрещение со стороны одного из Московских Соборов XVII в. петь целый канон. Арсений Суханов отмечает, что на Востоке поют в каноне каждый тропарь весь, а не конец только 2563 ; следовательно, в России при нем совершался переход от пения тропарей к их чтению: пели только концы их. Ныне на Востоке поют весь канон с тропарями, а не ирмосы только, почему пение канона занимает там большую часть утрени, хотя иногда поет на каждом клиросе кто-нибудь один 2564 . Напев канонов на воскресной утрене Как ни различен в каждом гласе канонный напев от стихирного и тропарного, тем не менее и в нем выдерживается общий характер гласа (указанный выше, с. 539), и так как канон на всем бдении представляет наиболее длинный ряд песней (при условии, конечно, пения тропарей), то своим гласом он наиболее сообщает музыкальный колорит бдению. Для характера последнего далеко не безразлично, будут ли петься эти 80 тропарей канонов Октоиха ((4†3†3) 8) на воскресной утрене самым радостным гласом (1-м), менее радостным (4-м) или столь печальными, как 6-й и 2-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

отцов применительно к современному монашеству и научает, как должно читать писания св. отцов. Очень глубоко смотрел еп. Игнатий и даже, пожалуй, глубже в этом отношении еп. Феофана. Слово его властно действует на душу, ибо исходит из опыта…10 июля пошел с Батюшкой ко бдению, но Батюшка постоял очень немного и, позвав меня, пошел из храма домой и сразу лег в постель. Сначала я почитал ему немного из книги " На горах Кавказа " , потом немного поговорили.- Хорошо мне сейчас с вами, истинно говорю вам, ибо души у нас звучат в один тон… Ничего я не ищу, только Господа Иисуса. А что мне в том, что все мне кланяются… - Потом Батюшка перестал говорить, ему становилось все хуже и хуже, был сильный жар и лихорадило.11 июля к обедне мы не пошли. Батюшка лежал. Послали за фельдшером о. Пантелеймоном. Приходил о. Феодосий и о. архимандрит. Вечером часов в 7-8 пришел опять о. Феодосий. Батюшка позвал меня, велел найти чины пострижения в рясофор, мантию и схиму, а затем позвать о. Нектария и о. Кукшу, что я и исполнил. Начали все готовить для пострига Батюшки в схиму. Когда я был один с Батюшкой в его кабинете и доставал разные вещи, Батюшка сказал:- Должно быть, придется нам расстаться: что я не докончил, пусть совершит благодать Божия…Слезы подступили у меня к горлу…Наконец, все было готово и начался постриг. Я пел, но очень слабо вместе с другими, потом держал книгу Батюшке, чтобы давать ответы на вопросы. Потом держал книгу о. Феодосию.Наконец, надели на Батюшку схиму, я взглянул, и слезу опять начали подступать к горлу, но я удержался. Постриг кончился, мы все подходили поздравлять и принять благословение. Затем Батюшка дал по баночке варенья всем, участвовавшим при постриге, кроме нас. Когда все вышли, Батюшка сказал: " Теперь должна начаться другая жизнь " . Часам к 10-ти все окончили, прочли вечерние молитвы и легли спать.12 июля Батюшка приобщился св. Христовых Таин, ему стало легче. 13 июля навещал Батюшку о. Иосиф. В тот же день Батюшка говорил мне:- Схима - это край: или смерть или выздоровление.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1386...

Дело это, не прямо касающееся с.-петербургской Синодальной епархии, имело много перипетий и кончилось в канцелярии тайных розыскных дел благоприятно для выговцев. «Онаго Стахия, пишет Филиппов, в Петербург взяша в Тайную канцелярию и в допросе держаша жестоко, и несколько сидел за караулом за то, для чего с делом шел в Новгород, а не объявил в Петербурге в Тайной канцелярии, и оправдася и свободися, молитв ради пустынных отцев». Сам Халтурин покаялся и подписался, что «доносил напрасно, гнева ради прежнего (ibidt стр. 239)». Такое окончание дела могло ободрить выговцев в усиленной, деятельности как по всей России, так и в С.Петербург. И действительно, выговские коноводы постоянно бывали в С.Петербурге и успешно вели всякие дела: ходатайство за своих братий, сбор денег на скиты, распространение раскола и т. п. В С.Петербурге у них являлись миссионеры. К разряду их относится личность беспоповца Бугаева, деятельность которого мы изобразим здесь в подробностях. Василий Бугаев пришел на реку Выг, еще при жизни лжеотцов Данила и Андрея, пожить на время и потрудиться для братии. С великим усердием, он работал у них на кирпичном заводе, в поварне и в иных трудах. Бугаев был человек грамотный, и, между делом, читал книги с великим прилежанием, и чтение других грамотеев слушал со вниманием Также между делом и по ночам, он занимался списыванием тетрадей с книг. Скитские лжеотцы были очень довольны им, и Филиппов в своей истории посвятил описанию его жизни целую главу под названием: о неком муже Василии, без означения фамилии. Филиппов, из которого мы заимствовали и предыдущие сведения о Бугаеве, так описывает его: «Б. в молитвах прилежен, к посту воздержен, в посты с водой хлеб ест без варения; и в праздники со усердием в часовне стояше на молении моляшеся со слезами, и внимаше книжному чтению и пению со всяким усердием; в праздники убо на церковную службу, прежде всех, приходя ко всенощному бдению, и к заутрени, к часам и к молебнам, а в простые дни к полунощницам, и к часам и к повечерницам; так же, и правила келейного не оставляше, и на трапезах часто на поклонах стояше, кланяшеся с великим усердием и с умилением (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Рукоположение во епископа За день или за несколько дней перед посвящением архиерея совершается наречение его в Святейшем Правительствующем Синоде. Обер-секретарь объявляет избранному указ об его избрании. Затем члены Св. Синода, без участия певчих, совершают краткое молебное пение. Митрополит произносит возгласы и говорит ектению, прочие члены Св. Синода поют. После молебна избранный произносит речь. Затем певчие поют многолетие Его Императорскому Величеству, Благочестивейшему Государю Императору, Святейшему правительствующему Синоду и нареченному. По окончании многолетия первенствующий архиерей (митрополит) благословляет нареченного крестом и святою водою. Рукоположение во епископа совершается собором епископов, по крайней мере трех и не менее двух. На день посвящения архиерея «к всенощному бдению бывает благовест по Уставу, а на 9-й песни благовестят в большой колокол», обыкновенно медленно, раз 12. А в день самого посвящения к литургии бывает благовест во все колокола, обыкновенно подобно тому, как бывает благовест к водосвятию. В день посвящения архиерея, перед литургией, собравшиеся архиереи в облачении выходят на средину храма в сопровождении архимандритов, игуменов, протоиереев, иереев. Затем протопресвитер и диакон идут в алтарь, берут в алтаре посвящаемого, одетого во всю священную одежду. Он делает у престола два поясных поклона и один земной, потом кланяется иерархам в царских дверях. Сойдя с солеи, они ведут его на орлец (ковер с изображением большого орла), разостланный перед амвоном архиерейским, и приводят до нижнего края орла. Здесь он поклоняется трижды, и после возглашения протодиакона: «Приводится боголюбезнейший, избранный и утвержденный хиротонисатися во епископа богоспасаемых градов (таких-то)», первенствующий архиерей вопрошает: «Чесо ради пришел еси, и от нашея мерности чесого просиши?» Хиротонисуемый отвечает: «Хиротонию архиерейския благодати, Преосвященнейшие», и на вопрос архиерея: «и како веруеши»? – читает громким голосом Символ веры , держа в руках написание православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010