В неделю 23-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершит Божественную литургию в храме Святой Живоначальной Троицы в Хохлах 28 октября 2010 г. 13:07 31 октября 2010 года, в неделю 23-ю по Пятидесятнице и день памяти апостола и евангелиста Луки, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в храме Святой Живоначальной Троицы в Хохловском переулке. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси проводит для журналистов аккредитацию на богослужение. Храм Святой Живоначальной Троицы в Хохлах расположен в Басманном районе Центрального административного округа города Москвы (Хохловский переулок, 12). По одной из версий переулок и площадь названы были Хохловскими в XVIII и XIX вв. по урочищу «Хохловка», где первоначально после воссоединения Украины и России в 1654 г. селились украинцы. Здесь же стоял дом знаменитого гетмана Мазепы. Деревянная церковь существовала уже в первой половине XVI в. Упоминание о ней в письменных данных относится к 1613 г. В церкви совершалось поминовение матери первого государя из рода Романовых великой инокини Марфы, которую следует считать основательницей храма, заложенного в память о пребывании ее с сыном в Свято-Троицком монастыре в 1613 г. Каменный храм, построенный на месте обветшавшего деревянного, стоял уже в 1657 г. Но он не сохранился. 14 апреля 1696 г. (по новому стилю) была заложена новая церковь. Храм по конструкции своей получился стройным, благолепным, композиция его определялась как восьмерик на четверике. Внешний декор отличался простотой и изяществом. До наших дней сохранились многоцветные изразцы, выполненные знаменитым художником — белорусом Степаном Ивановым Полубесом. В XVIII в. была построена колокольня. В 1722 г. возвели придел Владимирской иконы Божией Матери, а в 1757 г. — придел святителя Димитрия, митрополита Ростовского, ныне упраздненный. По вступлении французов в Москву в 1812 году разрешение совершать богослужение получили лишь четыре монастыря и десять церквей, в числе которых был и Троицкий храм в Хохлах. В 1935 году вынесено постановление о закрытии храма и переоборудовании его под лабораторию Музея антропологии. Какое-то время храм оставался разоренным, обезглавленным и заброшенным. С середины 70-х гг. XX века началась медленная реставрация. К 1983 г. восстановили основной объем здания, наличники и ажурный крест. Колокольня оставалась невычиненной. Помещение внутри было перестроено и в 1980 г. занято Институтом геофизики. В 1990 году здесь располагался Инженерно-информационный центр ВНИИПК Техоргнефтегазстроя. В 1992 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви и передан Свято-Владимирскому братству. С 1998 года приход Свято-Троицкого храма числится самостоятельным. (По материалам сайта храма Святой Троицы в Хохлах)  Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1306577.ht...

Коряжма. Коряжемский Николаевский монастырь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Карта и ближайшие объекты Церковь Спаса Нерукотворного образа - одно из самых старых сохранившихся зданий округи. Она представляет собой небольшой кирпичный храм – одноглавый четверик с трапезной. Основу его композиции составляет квадратное в плане помещение, перекрытое коробовым с распалубкой сводом и покрытое четырехскатной крышей, увенчанной главкой с крестом. Здание построено из кирпича на каменном фундаменте. Крыши покрыты кровельным железом, окрашенным суриком.                               ...В середине ХХ века храм перестроен, венчания сломаны. Более 90 лет храм не действовал, в его стенах сначала располагалась тюрьма, потом склад. В 1990-х возвращён верующим. Тогда началась реставрация храма… С сайта Заповедная Россия Церковь Спаса Нерукотворного образа строилась в первой половине XVIII века на средства монастырской казны и была освящена в 1746 году. В 1897 - 1899 гг. настоятелем игуменом Нектарием был проведен капитальный ремонт здания. В годы советской власти использовалась под ремонтные мастерские и склады. В 1997 году начали восстановительные работы на Спасском храме и воздвижение купола с крестом. В 2008 году над входом в Спасскую церковь установлена и освящена мозаичная икона Спаса Нерукотворного Образа работы Андрея Чаркина. В 2010 году церковь была освящена. Спасская церковь - одноэтажное культовое сооружение трапезного типа. Основу его композиции составляет квадратное в плане помещение собственно церковь, перекрытое коробовым с распалубкой сводом и покрытое четырехскатной крышей типа " колпак " , увенчанной небольшой главкой с крестом. К основному объему с восточной стороны примыкает пятистенная алтарная апсида, перекрытая полукупольным сводом; с западной стороны - прямоугольное в плане помещение трапезной и небольшая пятистенная паперть. Трапезная перекрыта коробовым с распалубками сводом и покрыта двускатной крышей конькового типа. Апсида и паперть покрыты крышами на пять скатов. Здание, размером 11 х 32 м, построено из кирпича на каменном фундаменте. Крыши обшиты кровельным железом.   Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06310

Чёкотово. Часовня Нила Столобенского. Карта и ближайшие объекты Деревня Чёкотово - одна из небольших деревень на границе Лесного района и Новгородской области, расположенная неподалеку от озера Иловец. В деревне нет ни одного постоянного жителя, лишь несколько дачных домов и рыболовная база. Но есть в деревне старинная деревянная часовня преподобного Нила Столобенского. Она выстроена во второй половине XIX столетия на месте более древней часовни, которая в свою очередь стояла на кургане (или сторожевом городище), оставшемся из домонгольских времен. Конечно, местное предание гласит о " ливонской битве " и захороненных в этом кургане воинах, погибших в этой битве. Но, учитывая необыкновенную обжитость этих мест в XI-XII вв., стоит говорить о существовании в этот период здесь небольшого селения. Кстати, фундаменты прошлых построек просматриваются в многочисленных ямах, сделанных советскими дорожниками, которые брали здесь песок на подсыпку дороги. Часовню берегли всей деревней. Даже в советские времена сюда приезжал священник из Михайловского - там была единственная действующая в Лесном районе церковь. Но лихие 1990-е гг. оставили свой след в истории часовни. Иконы, хранившиеся в ней нетронутыми в годы богоборческого режима, вдруг понадобились коллекционерам-ворам. После первой кражи приехала милиция и забрала оставшееся. Вместе с утварью всё увезли в Лесное, и даже ключ забрали. Часовня осталась гнить. Рухнул крест, и когда его один из местных захотел сдать на металл, крест спас местный житель Виктор Юлкин. В этом году часовню начали восстанавливать хозяева рыболовной базы. Виктор зачистил крест, покрыл его лаком и его поставили на восстановленный купол часовни. Ремонт часовни очень качественный. Деревянное крыльцо с кровлей, воссоздание здания в исторических формах, а главное - воссоздание кровли из дранки. http://vk.com/tversvod Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=44723

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Москва. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Успенская церковь в Путинках Карта и ближайшие объекты Храм построен на земле Новгородской сотни в конце XVII - в первой половине XVIII столетия. Церковь Успения упоминается в 1625 г. как деревянная. Каменная церковь построена в 1670-х гг., трапезная того же времени. Придел Св. Николая Чудотворца упомянут в 1690 г., перестроен в 1738 г. Колокольня второй половины XVIII века с 6 колоколами, один из которых 1774 г., остальные XIX в. По Успенской церкви назван и переулок, на которой она стоит. В конце XVIII в. формируется застройка церковного владения. На погосте церкви находились владения: священника, дьякона, дьячка и просвирни. Последнее обновление храма было в 1898 г. В 1922 г. храм был закрыт, пять глав и верх колокольни сломаны, разрушены апсиды, на месте которых были пробиты окна и дверь. В советский период территория церковного владения существенно сократилась. Отторгается северо-западная часть владения, на территории которой в 1927 г. строится трехэтажное Г-образное в плане здание, где в настоящее время находится посольство Народной Республики Бенин. К началу 1990-х годов на территории храма не осталось ни одного исторического строения, кроме здания самой церкви Успения Богородицы. С 1992 г. ведется реставрация храма. В 1994-99 гг. осуществлено строительство современного двухэтажного здания в северо-западном углу владения для нужд храма. Здание выполнено с элементами архитектурно-художественного оформления в стиле XVII века. Официальный сайт церкви Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Оригинал материала здесь Успения Пресвятой Богородицы в Путниках церковь (Успенский переулок, дом 4). Известна в этой местности с 1625 г. В XVII в. здесь располагался посольский Путевой двор, на котором останавливались иностранные послы и их свита. Современное церковное здание выстроено в 1676 г., колокольня – в XVIII веке. Первоначально имел придел во имя святителя Николая Чудотворца, разобранный в 1738 г. Храм создан в стилистике раннего московского барокко. Его кубический объем венчает горка кокошиков с глухим пятиглавием. В середине XIX в. было перестроено завершение придела во имя Сергия Радонежского. В 1898 г. храм обновлялся. Храм закрыли в 1930 г. и перестроили, пятиглавие и верх колокольни уничтожили. Богослужения возобновились в 1992 г. в приделе преподобного Сергия Радонежского. К 1995 г. были восстановлены колокольня и пятиглавие. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=02383

Серпухов. Высоцкий монастырь. Собор Зачатия Праведной Анны. Зачатьевский собор Карта и ближайшие объекты Каменный собор во имя Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной был освящен весной в 1381 году преп. Сергием Радонежским и Святителем Киприаном, митрополитом Московским. Существующий ныне собор построен в конце XVI – начале XVII вв, возможно на основании старого собора конца XIV века. В первой половине XVII века собор опоясала галерея, с северной стороны придел в честь Рождества Богородицы. В конце XVII века переложены своды и заново сделаны главы собора. В низу в конце галереи в северной части в сентябре 2006 года освящён храм в честь преп.Афанасия Афонского. Закрыт в конце 20-х годов прошлого столетия. Ремонтировался в 70-х годах XX века. Восстановление начато в 1995 году, а в сентябре 2001 года освящён. Собор во имя Зачатия Праведной Анны был построен в конце XVI в. на месте каменного храма 1381 г. Четырехстолпный пятиглавый храм на высоком подклете, окруженный крытыми галереями. В 1 noл.XVII в . в северо-восточной части галереи устроен придел Рождества Пресвятой Богородицы. В 1697 г. на средства Нарышкиных перестроен верх собора. Интерестной особенностью храма является граненая форма алтарных апсид, крайне редко встречающаяся в русском зодчестве XVI-XVII вв. Храм закрыт в 1920-х, реставрировался в 1970-80-х гг. Н.Н.Свешниковым и в 1990-х гг. О.В.Гаевой. С 1991 г. возращен верующим, с 2001 вновь освящен после проведения последнего этапа реставрационных работ. В 2006 г. под приделом Рождества Богородицы был освящен придел прп.Афанасия Афонского. В храме хранятся мощи прп.Афанасия Высоцкого младшего. Собор Зачатьевский в ансамбле Высоцкого монастыря является объектом культурного наследия федерального значения (Поставновление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). Кирилл Аминов 13 апреля 2015 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=11171

Стыборовка. Церковь Собора Пресвятой Богородицы. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:1702. Ссылки:   Адрес: Украина, Львовская область, Бродовский район, село Стыборовка Координаты: 49.904719, 25.312989 Проезд:Находится на склоне северной окраины села, на кладбище. Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Деревянная церковь построена, как гласит надпись на надпорожнике западных дверей, в 1702 году и считается одной из старейших (вместе с церковью из села Лукавец) на Бродщине. На правом косяке тех же дверей резная надпись сообщает, что церковь была сложена 21 августа 1829 года. По легенде, ее перенесли из села Гаи Старобродские (сегодня с. Гаи, на юго-восток от города Броды). Во время Первой мировой войны, в 1915 г., снаряд повредил алтарь, оторвав его от нави, а также иконостас. В 1917 г. началось неграмотное восстановление, в результате которого алтарь стал ниже заалтарной части. Окончательно церковь отреставрирована в 1928 г. На восток от старой деревянной находится каменная с 1937 г. церковь (закончена в нач. 1990-х гг.), которую построил мастер Василий Хомицкий по проекту архитектора Александра Лушпинского. Церковь в пользовании общины УАПЦ(?). Трехсрубная, одноэтажная. Построена из деревянных дубовых брусьев на грубых дубовых фундаментах размерами 37х42 см. Прямоугольный бабинец более поздний, из соснового дерева, достроен во второй половине XIX века. К нему с юга и востока пристроена захристия (заалтарная часть). Церковь окружена навесом, опирающимся на выпуски венцов срубов... При северной стене нефа осталась двускатная крыша на деревянных столбах. Нава, накрытая пирамидальной палаточной крышей с двумя заломами. Четырехъярусный иконостас XVIII века, иконы писанные на холсте. На юго-восток от церкви сохранилась деревянная двухъярусная колокольня, накрытая пирамидальной крышей, построенная в 1878 г. местными мастерами Григорием Саганом и Степаном Дубиной. По материалам В. Вуйцик, С. Ивасейко, В. Слободян " Украинские церкви Бродовского района " . Львов: Миссионер, 2000 г.; Деревянные храмы Западной Украины http://decerkva.org.ua/styborivka.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=32146

В молодые годы Михаил Ефимович многое почерпнул от Преосвященного Петра, бывшего образованным, незаурядным гуманитарием. Именно архиепископ Петр в беседах со своим юным иподиаконом обозначил проблему «нехватки справочной литературы» по церковно-исторической тематике. Преосвященный Петр задавался вопросом: как в будущем работать историкам над их героической и трагической эпохой при отсутствии документов, биографических и статистических сведений, дневников и эпистолярия современников и т. п. Кто будет собирать все это, систематизировать и хранить до лучших времен? И молодой человек взял на себя этот нелегкий труд. Несмотря на величайший риск, с которым была тогда связана эта деятельность, он начал собирать с 1920-х гг. материалы по истории Русской Православной Церкви. Благодаря полному отсутствию специального исторического образования (которое в то время было абсолютно атеистическим) у Михаила Ефимовича проявились кругозор и профессиональная «хватка» настоящего церковного историка-исследователя. Оставленный им архив стал самым выдающимся и обширным собранием документов по истории Русской Православной Церкви. Только в 1990-е гг. Господь дал возможность ознакомить с трудами исследователя читателей. В 1990 г. основная часть архива была передана вдовой Михаила Ефимовича Зоей Петровной Гу- бониной в создававшийся в то время Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Издание этого архива стало возможным только с изменением положения Русской Православной Церкви в государстве с начала 1990-х гг. Архив условно можно разделить на три больших части. Первая часть – документы по истории Русской Православной Церкви первой половины XX в., которая широко известна под названием «Акты Святейшего Патриарха Тихона», представляющая собой сборник в двух частях, – была издана в 1994 г. Православным Свято-Тихоновским богословским институтом. Вторую часть – «Списки иерархов и епархий РПЦ», Михаил Ефимович успел закончить незадолго до своей кончины. Эта часть также вышла в издательстве ПСТГУ: «История иерархии Русской Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями)/Сост. М. Е. Губонин, П. Н. Грюнберг и др. М., 2006».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Она же была ответственным составителем изданного в 1996 г. сборника документов «Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1927–1941 гг.», содержавшего правда лишь материалы довоенного периода . Ряд публикаций архивных материалов по истории государственной религиозной политики и цер­ковного сопротивления в СССР, в том числе в 1941–1945 гг., подготовил петербургский историк М.В. Шкаровский . Среди публикаций этого автора выделяется сборник документов «Третий Рейх и Русская Православная Церковь 1941–1945 гг.», составленный в основном по документам германских архивов, переведенных на русский язык составителем . В 2009 г. в Москве, в серии «Материалы по истории Церкви», вышел объемный сборник документов, посвященный истории Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны . К сожалению, значительная часть опубликованных в нем материалов уже была знакома исследователям, много претензий можно предъявить и к научно-справочному аппарату, прежде всего к комментариям. От этого издания выгодно отличаются три других сборника документов, увидевших свет в 2009–2010 гг., посвященных религиозной политике Советского Союза в Восточной Европе в 1943–1953 гг. (составители Т.В. Волокитина, Г.П. Мурашко, А.Ф. Носкова), переписке Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) с Советом по делам Русской православной церкви (редактор Н.А. Кривова, ответственный составитель Ю.Г. Орлова, составители О.В. Лавинская, К.Г. Лященко) и Православию в Молдавии в 1940-е – 1980-е гг. (составитель В. Пассат) . Среди западноевропейских и американских исследователей только швейцарский историк Гердт Штриккер выпустил сборник документов, в первом томе которого имеются документы по истории государственно-церковных отношений в СССР в годы Второй мировой войны . Интерес представляют и опубликованные нарративные источники различного характера (мемуары, дневники, автобиографии, письма и т. д.), позволяющие сопоставить с ними, откорректировать, дополнить соответствующие архивные материалы. Среди изданий первой половины 1990-х гг. можно выделить автобиографический очерк архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого, работавшего в годы войны хирургом в советском госпитале), воспоминания и дневниковые записи митрополита Вениамина (Федченкова), воспоминания и письма митрополита Нестора (Анисимова) . Пребывание в лагере священника Патри­аршей Церкви подробно описывается в воспоминаниях об отце Арсении . Это было только начало, в дальнейшем количество подобного рода изданий выросло в несколько раз. Только у архиепископа Василия (Кривошеина, пребывавшего до 1946 г. на Афоне) было издано четыре книги воспоминаний .

http://bogoslov.ru/article/2564245

В храме хранилась богатая коллекция старинных икон. В главном иконостасе сохранялись иконы первой половины XVII в. 02.11.1899 г. состоялось освящение построенной рядом с храмом аудитории, вместимостью до 1000 человек, для собеседования со старообрядцами ,духовных концертов и религиозно-нравственных чтений. В 1938 г. храм закрыли. Здание заняли мастерскими и складом, затем – скульптурной мастерской Художественного фонда. Храм находился в скверном состоянии.В 1985 г. его передали в качестве филиала Центральному государственному музею древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. К 1990 г.провели реставрацию, а 31.08.1990 г. храм возвратили верующим. В 1991 г. возобновились богослужения. См.: Сорок сороков. 2004. Т. 3. С. 262–265.) (Храм Христа Спасителя – кафедральный соборный храм Христа Спасителя в г. Москве, построенный «в ознаменование благодарности нашейк Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели в 1812 г.». Былзаложен в 1839 г. на Пречистенской набережной, на месте разобранных построек Алексеевского женского монастыря. Торжественное освящение храма совершил митрополит Московский и Коломенский Иоанникий (Руднев) 26.05.1883 г. в присутствии Императора Александра III. Храм являлся самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10 тыс. человек). Главный престол храма – Рождества Христова, приделы на хорах – свт. Николая и блгв. кн. Александра Невского. Надвнутренним убранством работали художники В.П. Верещагин, Г.И. Семирадский, В.И. Суриков, В.Е. Маковский, Ф.А. Бруни, И.Н. Крамской.Мраморные барельефы и скульптурный декор фасадов выполнили А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов, П.К. Клодт и др. В галерее храма размещались 177 мраморных досок с датами важнейших сражений Отечественной войны 1812 г. и именами погибших, раненых и награжденных офицеров, названиями воинских частей. 15.08.1917 г. в храме состоялось открытие Поместного Собора Православной Российской Церкви, а 05.11.1917 г. – избрание Патриарха Всероссийского, которым стал митрополит Московский и Коломенский Тихон (Беллавин). В 1922–1923 гг. храм захватили обновленцы, а 05.12.1931 г. его взорвали. На его месте планировалось строительство Дворца Советов, однако проект не осуществился, и в 1960 г. на этом месте открылся бассейн «Москва». В 1990 г. принято решение о восстановлении храма. 07.01.1995 г. состоялась торжественная закладка храма. В 2000 г. завершились все внутренниеи внешние отделочные работы. 19.08.2000 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении собора архиереев совершилторжественное освящение главного престола. См.: Сорок сороков. 2004. Т. 2. С. 90–116; Чапнин С.В. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М., 2006. С. 17–19; Храм Христа Спасителя: Сб./Сост. Л.Д. Полиновская. М., 1996.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010