http://sergeyrad.ru Церковь Живоначальной Троицы, что в Ямской (Гонной) Рогожской слободе, известна с 1625 г. В 1628 г. упоминается придел преп. Сергия, а церковь показана деревянная. В 1722 г. церковь была каменная двухпрестольная. Ее шатровая колокольня сохранялась до построения нынешней в 1864 г. В 1796-1800 гг. выстроена нынешняя трапезная с приделами старого имени преп. Сергия и нового Николая Чудотворца. В 1816-18 гг. сооружена нынешняя главная церковь на средства прихожан, особенно статского советника Г. И. Смольянского, не пожалевшего почти всего своего состояния. Храм принадлежит к числу больших и богатых. Сохраняется много прекрасных икон первой половины XVII в. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. Комментарии и обсуждение Начиная с 1993 г. при проведении ремонтных работ вокруг храма, у северной и южной стен и в подвале зимнего храма (трапезной) были обнаружены человеческие кости, среди которых выделялись черепа с пулевыми отверстиями. Наличие захоронений в подвале подтверждается и реставраторами-добровольцами, работавшими в 1980-е гг., еще до возвращения храма Церкви. Это можно объяснить тем, что после ликвидации кладбища и расширения площади нового храма срытые захоронения оказались частично под землей вокруг храма, частично в подвале вновь выстроенного храма. Также это подтверждается и обнаружением при ремонтных работах в 2010 г. в подвале летнего храма костей и надгробий, относящихся к XVII—XVIII вв. На одном из таких надгробных крестов прочитывается надпись церковным шрифтом: ПРЕСТАВСЯ МИХЕЙ КУЗМИНЪ СНЪ ПЛОТНИКЪ. Но среди этих захоронений также были, как и в 1990-е гг., обнаружены простреленные черепа, фрагменты одежды и обуви XX в. Очевидно, НКВД, заметая следы своих злодейских преступлений перед народом, зарыл останки жертв среди старых могил. Это тем более неудивительно- еще в 1918 г. в близнаходящемся Андрониковом монастыре находился концлагерь. Последнее открытие произошло 16 февраля 2010 г. при взломе перегородки в подвале храма, где останки конца 1930-х гг. были перемешаны с древними захоронениями.

http://sobory.ru/article/?object=02321

Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905–1907 гг. М., 1984. Зырянов П.Н. Церковь в период трех российских революций//Русское Православие: вехи истории. М., 1989. Иванов В.А. Губернское чиновничество 50–60 гг. XIX в. в России (по материалам Московской и Калужской губерний). Калуга, 1994. История Русской Православной Церкви. От восстановления патриаршества до наших дней. СПб., 1997. Т. 1.1917–1970. Кабытов П.С. Русское крестьянство в начале XX века. Куйбышев, 1990. Кабытов ПС, Козлов В.А., Литвак Б.Г. Русское крестьянство: Этапы духовного освобождения. М., 1988. Кандидов Б.П. Церковь и самодержавие. М., 1937. Каптерев Н.Ф. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси. М., 1874. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1991. Т. 2. Карташев А.В. Церковь , История, Россия. М., 1996. Касьянова К. О. О русском национальном характере. М., 1994. Ключарева А.В. Пастырское служение православного духовенства в России в конце XIX – начале XX в. (по материалам Тульской епархии)//Известия Тульского государственного университета. Сер. Теология. Вып. 2. С. 34–44. Кондрашин В.В. Крестьянское движение в Поволжье в 1918–1922 гг.//Россия сельская ХГХ-ХХ века. М., 2004. Конюченко А.И. Тона и полутона православного белого духовенства России (вторая половина XIX – начала XX века). Челябинск, 2006. Котков В.М. Военное духовенство России. СПб., 2004. Т. 1–2. Красников Н. П. Социально-политическая позиция Православной Церкви в 1905–1916 гг.//Вопросы истории. 1982. 9. С. Крестьянское движение в России в годы Первой мировой войны. Июль 1914 – февраль 1917 гг.: Сб. док. М., 1965. Куда идет Россия?.. Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год. М., 1999. Лавров В.М., Лобанов В.В., Лобанова И.В., Мазырин А.В. Иерархия Русской Православной церкви, патриаршество и государство в революционную эпоху. М., 2008. Леонтьева Т.Г. Вера и бунт: духовенство в революционном обществе России начала XX в.//Вопросы истории. 2000. 1. С. 29–43. Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине XIX – начале XX в. М., 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1960-х годах по распоряжению первого секретаря Саратовского обкома КПСС кресты с церкви-часовни были сняты, и она некоторое время стояла без них. В 1965 году владыка Пимен (Хмелевской), тогда Епископ Саратовский и Волгоградский, обратился к городским властям с просьбой позволить отреставрировать на средства епархии старую Архиерейскую церковь. Предложение Владыки озадачило горсовет: ремонтировать здания бывших культовых учреждений было " не принято " . Исполком отверг церковную материальную помощь, однако, принимая во внимание уже начинавшее изменяться общественное настроение, сам изыскал необходимую сумму и провел наружный косметический ремонт планетария. С личного разрешения первого секретаря обкома партии А. И. Шибаева, взявшего ответственность на себя, были водружены кресты на витые купола церкви-часовни. С тех пор о здании стали рассказывать туристам. Его фотографировали и рисовали. Берегли: еще в советское время восстановили утраченное навершие к левому крылу церкви, позолотили крест над главным шатром. И только в 1990 году здание передали епархии. После передачи храмового здания в боковой пристройке был устроен придел, освященный в 1990 году во имя преподобного Сергия Радонежского. На престоле был положен антиминс, спасенный из уничтоженного богоборцами семинарского храма во имя преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, подписанный Архиепископом Саратовским и Волгоградским Палладием (Шерстенниковым; †1976). Первым настоятелем возвращенного храма стал протоиерей Лазарь Новокрещеных. Его трудами были отремонтированы внутренние помещения, произведены росписи, приобретены иконы, построена колокольня. Основной престол храма освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы " Утоли моя печали " Архиепископом Саратовским и Вольским Пименом (Хмелевским; †1993) в первой половине 1993 года, в приделе — во имя преподобного Сергия Радонежского. Также имеется приставной престол, освященный в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». 15 октября 2004 года на основе прихода храма организовано Архиерейское подворье. В том же году началась масштабная реставрация храма " Утоли моя печали " , прежде всего - произведены отделочные работы в алтаре и установка нового иконостаса. После того, как церковь обрела иконостас в древнерусском стиле, началась замена ее внутреннего убранства (киотов икон, аналоев) для установления общего стилевого единства. В 2005-2006 гг. такие же изменения произошли в Сергиевом приделе храма. Кроме того, внутреннее помещение придела было реконструировано (увеличено за счет ликвидации подсобных комнат, устроен сводчатый потолок), была установлена купель для Крещения с полным погружением по Уставу Церкви. Настоятель игумен Нектарий (Морозов).

http://sobory.ru/article/?object=07134

В 40 гг. здание храма использовалось под склад, но с 50 гг. было предоставлено всем стихиям. Храмовое имущество стало растаскиваться на личные нужды. А в часовенке, переделанной еще в довоенное время в обычный домик, располагался медпункт. В бывшей помещичьей усадьбе устроили интернат для умственно-отсталых детей, которые также бесконтрольно разрушали церковь. К середине 70-х гг. интернат был переведен, а к началу 80-х гг. здание усадьбы, составлявшее с храмом и часовней единый архитектурный ансамбль, было разрушено частниками. В конце 1990 года храм был передан вновь образованной православной общине, состоящей из небольшого числа коренных «хомяковцев», а в основном – из жителей поселка санатория «Загорские дали». Порушенное здание не имело ни окон, ни дверей; в центральной части осыпался купол, от трапезной части оставались руины, колокольня опасным образом треснула, и иногда с нее слетали огромные куски белого камня. В храме не осталось ни образца росписи, ни убранства – напротив, кучи мусора. Но вскоре возобновилась молитва, и закипела работа. Среди инициаторов восстановления – первая староста храма Т.А. Агатеева, казначей Л.Н. Архарова. Сторожилы села – К.Денисова и П.Зимина. В числе первых благотворителей храма был С.Е. Донцов, тогда начальник правового управления мэрии Москвы. Свою лепту в реставрацию храма внесли многие простые жители, часто малоимущие. Тем не менее, в первой половине 90-х годов средств совершенно не хватало, и процесс восстановления шел крайне медленно. В 1993 году настоятелем храма был назначен священник Лев Шихляров. На плечи легли все основные тяготы, связанные с восстановлением храма и приходской жизни. В октябре 1994 года храм посетил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который совершил Божественную литургию в сослужении благочинного Сергиево-Посадского р-на протоиерея Иакова Лопуховича и настоятеля храма при большом стечении народа. Радость от приезда Владыки в храм, тогда еще холодный и полуразрушенный, его святительское благословение и проповедь вдохновили всех молившихся, укрепили надежду на возрождение.

http://sobory.ru/article/?object=00068

Арх.: «Вопросы» [Дмитрию Герасимову, крестьянину нижегородского Печерского мон-ря]. Нач. 10-х гг. XVIII в.//РГАДА. Мазур. 523. Л. 4об.- 30; послание на Ветку в связи с вопросами Питирима от 20 февр. 1718 г. совм. со свящ. Андреем и Герасимом; «Исповедание веры». Кон. 1719 г. (сохранилось в автографе)//ГИМ. Увар. 1543; «Послание от юзника, и страдальца, и новаго исповедника православныя християнския веры, от инока диакона Александра ко инокам и ко всем в Православии живущим» (предсмертное). Февр.-март. 1720 г.//РГБ. Муз. 10467. Л. 49-53. Соч.: Послание диаконовцев священноиерея Герасима, иерея Андрея, иеродиакона Александра 7224 г., февраля 20 (1718) на Ветку// Смирнов П. С. Из истории раскола первой половины XVIII века. СПб., 1908. С. 147-149; [Переписка А. д. с Питиримом]: Объявление, како преосвященнейший Питирим, епископ Нижегородский и Алатырский, с раскольническими учители при собрании множайшем духовнаго и мирскаго чина людех разменялся вопросами и ответами, и что при том говорено и учинено, и кто при том собрании людей были. 1719 году//ДРВ. М., 17902. Ч. 15. С. 405-438, также: Сахаров Н. Деятельность Питирима Нижегородского против раскола//Странник. 1881. Т. 2. 8. С. 549-567; Исповедание веры//Там же. 9. С. 110-112. Ист.: Есипов Г. В. Александр-дьякон//Раскольничьи дела XVIII столетия: Извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии. СПб., 1861-1863. Т. 1. С. 622-650; Дружинин В. Г. Писания русских старообрядцев: Перечень списков, составленный по печатным описаниям рукописных собраний. СПб., 1912. Лит.: Иоаннов А. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках. СПб., 1799; Есипов Г. В. Александр диакон. СПб., 1861; Лилеев М. И. Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. К., 1893; Бороздин А. К. Очерки русского религиозного разномыслия. СПб., 1905. С. 107-112; Смирнов П. С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в. СПб., 1909; Беляева О. К. Полемические сборники и сочинения старообрядцев диаконовского согласия (некоторые предварительные замечания)//Христианство и Церковь в России феодального периода: Мат-лы. Новосиб., 1989. С. 211-227; она же. Редакторская работа выговских книжников над «Диаконовскими ответами»: Рус. общество и литература позднего феодализма. Новосиб., 1996. С. 37-52; Плигузов А. И. Древнейшие книги диаконовского согласия//Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосиб., 1990. С. 58-67.

http://pravenc.ru/text/64352.html

В результате был выстроен крупный, очень высокий храм в стиле эклектики классицистического направления. Долгие десятилетия запустения, а потом реконструкция первой половины 1990-х гг. довольно сильно изменили первоначальный облик храма. Центральный объем восьмигранный, с купольным перекрытием и большим световым барабаном под большой луковичной главкой. Широкая трехнефная трапезная охватывает центральный объем. Высокая трехъярусная колокольня пристроена к трапезной. Притвор, первый ярус колокольни и центральный объем имеют цилиндрические перекрытия с килевидным верхом. Стены выложены с раскреповкой по углам и простенкам в виде лопаток, подоконные панели украшены прямоугольными кессонами, подоконные гурты объединяют арочные узкие проемы с килевидными сандриками. Храм является действующим. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ История этого села начинается в первой половине XVII века и тесно связана с монастырской колонизацией в нашем крае. Возникновение Боровецкого произошло благодаря появлению здесь мужского Казанского Богородицкого монастыря. События развивались следующим образом. 23 марта 1640 года (то есть уже после основания Набережных Челнов) старец Давыд «с братиею» подали челобитную на имя уфимского воеводы Льва Плещеева — «чтобы нам их богомольцев своих пожаловать, велети им на устье Челны речки на верхнем бору под пустынь расчистить место и устроить монастырь». Разрешение было получено. Монастырь, судя по документам, был устроен на Мысовской (ныне Элеваторной) горе и территориально с нынешним селом Боровецким связан не был. Устроив монастырь, старец Давыд «с братиею» вновь обратились к уфимскому воеводе Льву Плещееву с просьбой — «пожаловать к тому монастырю велеть дать пашни и сенных покосов, чем бы им сытыми быть». На основании этой челобитной монастырю были выделены пашенные земли и угодья: «пашенные земли вверх по Шильне речке полянка промеж черного лесу и дубровки за речкою Башкиркою до речки Чалны... Да с устья Шильны речки вверх по Каме реке до речки Пещанки луга и сенные покосы и с дубровками по Шильне речке вверх до мельницы и с хоромным лесом...» В переписной книге 1647 года называется первое поселение монастырских крестьян — «Челнинского ж починка на реке Шильне Новый починок монастыря Пречистые Богородицы Казанские».

http://sobory.ru/article/?object=09583

В 1835 г. были построены новые каменные кельи. К середине 19 века в стенах Троицкого собора появились трещины. По этой причине в 1868 г. собор был разобран до основания и началось строительство нового собора вместимостью до 2000 человек. Новый собор был освящен 10 октября 1872 г. Собор представляет собой единственный уцелевший на Брянщине крупный монастырский храм в русском стиле, характерным для 2-ой половины 19 в. Массивное кирпичное и оштукатуренное здание принадлежит к редкому для указанного времени типу двустолпных соборов. Прямоугольный, вытянутый по поперечной оси объем в два света завершен четырехскатной вальмовой кровлей, над которой возвышаются три поставленные по украинскому типу (в ряд, по оси север-юг) декоративные главки. Слегка пониженная алтарная часть имеет выступающую в центре трехгранную апсиду. По сторонам соединяющей собор и колокольню поздней пристройки, расположены два небольших одноярусных крыльца-притвора. В декабре 1921 г. монастырь был закрыт. После ликвидации Троицкого монастыря часть бывших келий монахинь была передана уездному отделу социального обеспечения для размещения инвалидов Первой мировой войны. Оставшиеся конфискованные кельи монастыря продавались на слом тем же монахиням и крестьянам нуждавшимся в кирпиче. На образовавшемся пустыре посадили деревья и проложили дорожки. После войны рядом с собором построили городской стадион, располагающийся на монастырской территории и поныне. В бывшей монастырской церкви был открыт кинотеатр " Октябрь " . После войны в храме размещался городской клуб, затем столовая и клуб училища механизации. Купол колокольни был разобран, а вместо него построена вышка, на которой круглосуточно дежурили пожарные. Уже в 1960-80-е гг. монастырская колокольня использовалась как водонапорная башня, в самом соборе находился склад. В 1980-х г. была осуществлена попытка привести Троицкий собор в достойное состояние, однако для богослужения храм оставался непригодным. Собор и колокольню отреставрировали только в 1989-1990 гг.

http://sobory.ru/article/?object=01620

В 1922 г. из церкви изъяли часть церковной утвари, в том числе главную ценность — ризу с Казанской иконы Божией Матери, украшенную жемчугом, изумрудами и алмазами. В 1938 г. церковь закрыли, в начале 1940-х гг. с нее сняли главы, в колокольне разобрали верхние этажи и шатер и в 1957 г. установили резервуар для воды. В 1960 г. храм стал памятником архитектуры республиканского значения. Однако за годы «охраны» государством не реставрировался. Производственный комбинат всесоюзного музыкального общества разместил в алтаре Никольского придела гараж и мастерскую по ремонту машин. В 1990 г. храм вернули верующим, начались регулярные богослужения. Были восстановлены барабаны; купола опять венчают ажурные золоченые кресты, кровля крыта медным лемехом, воссоздающим форму кровли XVII в. Все позднейшие перестройки внутри и снаружи храма устранены и по переданным из Швейцарии чертежам А.О. Жилярди восстановлены разобранные этажи, звонница и шатер колокольни. Произведены археологические раскопки, восстановлены фундаменты и столбы обходной галереи. Главной святыней храма является Казанская икона Божией Матери XVII в., написанная мастерами Оружейной Палаты. В храме имеются иконы и ковчежцы с частицами святых мощей. В местном ряду иконостаса находится икона святителя Макария (Невского), Митрополита Московского, находившегося в заточении в поселке Котельники. Отпевание его происходило здесь, за алтарем церкви он и был похоронен в 1926 г. (ныне честные мощи святителя почивают в Троице-Сергиевой Лавре). Архитектура [ править править код ] Казанский храм является старинным и уникальным памятником подмосковного зодчества, классическим примером московской архитектурной школы. Именно она в своё время положила начало формированию в России знаменитого на весь мир русского барокко. Не случайно здание видно издалека, ведь оно стоит на высочайшей географической точке современного юго-восточного Подмосковья. Добавляет высоты и подклет. В остальном же храм имеет традиционную структуру в форме " корабля " ; его четверик завершён декоративным пятиглавием. Звонница имеет более позднее происхождение, нежели основной объём, и датируется первой половиной XIX столетия. Уже в наше время были восстановлены барабаны основного объёма и обновлены ажурные золочёные кресты, которыми увенчаны купола.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_храм...

Двустолпная двухпридельная трапезная с системой парусных сводов соединяет храм с небольшой, в два яруса шатровой колокольней. Общей композицией близкая образцам XVII в., колокольня получила ордерную разработку нижнего четверика, что сообщило ее архитектуре свойственные памятнику черты эклектики. Свободное высокое пространство двусветного храма и усложненное пониженной трапезной слабо связаны между собой. Настенные сюжетные росписи второй половины XIX в. не сохранились. Помещения в 1990-х гг. оштукатурены заново. Пол выстлан метлахской плиткой Иконостасы временные. По материалам книги " Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог " . Выпуск 1. Часть 2.; Архив ИИМК, ф. P-1II, 3959. Метрика, 1887 г.; ЦИАМ, ф. 203, on. 427, д. 19. 1846-1847 г.г. Недалеко от станции Белые Столбы находится церковь, которая была построена в 1866 году в русском стиле по проекту архитектора П.А. Елецкого. Первая церковь на этом месте была освящена во имя бессребреников Космы и Дамиана, но после пожара начала XVIII столетия новый деревянный храм стал Богородице-Рождественским. Сохранившаяся до нашего времени каменная церковь вновь сменила название и стала именоваться «Живоносный Источник». Такое имя утвердилось за меткинской церковью по местной святыне – чудотворному образу Божией Матери, который почитался в этом храме до революции. В первой четверти XVII столетия село Меткино являлось вотчиной Богородице-Рождественского монастыря в Москве. В писцовых книгах о нем говорилось следующее: «Вотчина Рождественского девичья монастыря, что на Москве у Трубы, село Меткино, а в селе церковь Козма и Домьян древена клетцки». Двадцать лет спустя в окладных книгах помимо престола в честь Космы и Дамиана упоминался также придел Николая Чудотворца. В 1701 году деревянная церковь в Меткино сгорела, и на ее месте была построена временная часовня, в которой сберегли уцелевшие в огне святыни. В сохранившейся описи тех лет упоминаются древние образы Спаса Нерукотворного, Рождества Пресвятой Богородицы, чудотворцев Космы и Дамиана, Николая Угодника, Илии Пророка, Архангела Михаила. В 1703 году была построена новая деревянная церковь, которая получила посвящение уже в честь Рождества Богородицы, хотя по одному из приделов ее продолжали называть Космодемьянской. В 1829 году в селе Меткино была явлена икона Божией Матери Живоносный Источник, которая с тех пор стала почитаться в этом приходе и округе. С 1840 года чудеса, совершаемые по молитве у иконы, стали привлекать в меткинский храм все больше и больше богомольцев. Настоятель церкви Владимир Дометиев указывал в письме благочинному Подольской епархии Василию Иванову на многие случаи исцеления больных от иконы Живоносный Источник. Например, на второй день Пасхи после молебна у почитаемого образа прозрела четырехлетняя девочка, а затем исцелился сухоногий мальчик.

http://sobory.ru/article/?object=02603

По словам Катасонова, некоторые эксперты, знакомые с «жизненными циклами» более ранних мировых валют и придерживающиеся так называемого исторического подхода, считают, что возраст доллара США как мировой валюты завышен. «Мол, отсчитывать следует не от 1920 года, а от 1944 года, когда доллар США получил официальный статус мировой валюты. Стало быть, ему еще " только " 80 лет. " Старичок " вполне может еще прожить десяток-другой лет. Однако большинство экспертов, прогнозирующих будущее доллара США, руководствуются преимущественно не " историческим подходом " , а экономической статистикой и теми тенденциями, которые определяются с помощью этой статистики. Сторонники такого " экономического подхода " более уверенно говорят о процессе умирания доллара США», - говорится в статье. Далее автор приводит такой показатель, как доля доллара США в суммарных валютных резервах стран мира, который рассчитывается «Международным валютным фондом. Пиковых значений этот показатель достиг в первой половине 1970-х годов. Так, в 1970 году он равнялся 84,55%; в 1975 году – 84,61%. А затем доллар США достаточно быстро стал терять свои позиции. И уже в 1990 году его доля в мировых валютных резервах опустилась до рекордно низкого значения в 47,14%. В 1980-е годы впервые стала озвучиваться тема " смерти доллара " (хотя по любым меркам валюта была еще молодой или, по крайней мере, не старой). Однако победа Америки в холодной войне и начавшаяся экономическая и финансовая глобализация вдохнули жизнь в доллар США. Начался цикл укрепления позиций доллара. Укрепление продолжалось до 2001 года, когда доля доллара в мировых резервах достигла 71,51%. Затем началось новое снижение, в результате которого доля доллара в 2013 году упала до 61,24%», - пишет профессор. «В 2014-2016 гг. было некоторое укрепление, а затем на отрезке времени 2016-2022 гг. начался новый цикл ослабления позиций доллара: с 65,36% до 58,36%. Снижение за семь лет доли доллара США в международных резервах на целых 7 процентных пунктов. В эти годы особенно активизировались разговоры на тему " заката доллара " . В этих разговорах звучали не только предсказания " смерти " доллара. Были сторонники точки зрения, что доллар США в очередной раз сумеет преодолеть свое ослабление. Мол, были времена и похуже. Например, 1990 год, когда показатель упал до 47 процентов, а затем начал опять расти. Мол, 2016-2022 гг. – просто очередной цикл снижения, за которым обязательно последует цикл роста», - говорится в публикации.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/07/ko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010