– Они настолько жирны, – сказал я Конселю, – что обитатели Фарерских островов вставляют в убитую птицу фитиль и получают готовый светильник. – Постарайся природа еще чуточку, – ответил Консель, – и это была бы идеальная лампа! Какая досада, что она не снабжает их готовым фитилем! В полумиле расстояния от того места, где мы высадились, земля была вся изрыта похожими на норы гнездами пингвинов. Капитан Немо приказал матросам наловить несколько сотен этих птиц, так как их темное мясо очень вкусно. Эти птицы, величиной с гуся, с черным оперением, с белыми пятнами на груди и желтой полоской на шее, позволяли убивать себя камнями, даже не думая спасаться бегством. Между тем туман не рассеивался, и в одиннадцать часов солнце еще не показалось. Это очень взволновало меня. Если солнце не покажется, мы не сможем сделать наблюдения. А без наблюдения как знать, достигли ли мы полюса? Когда я подошел к капитану Немо, он стоял, облокотившись на скалу, и молча глядел на море. Он казался недовольным и временами с нетерпением поднимал глаза к небу. Но что делать? Этот мужественный человек не мог так же властвовать над небом, как он властвовал над морем. Настал полдень. Солнце не показалось. Сквозь густые тучи, затянувшие все небо, не видно было даже места, занимаемого дневным светилом на небосводе. Скоро пошел снег. – Придется отложить до завтра, – просто сказал капитан, и мы вернулись па “Наутилус” среди разыгравшейся снежной бури. В то время как мы были на островке, матросы “Наутилуса” успели закинуть и вытащить сети. Я с интересом рассматривал выловленных рыб. Антарктическое море служит прибежищем большому количеству рыб, спасающихся от бурь более низких широт, чтобы… попасть в пасть морских львов и тюленей. Я заметил нескольких бычков – рыбок с серебристой, испещренной бурыми пятнами чешуей, – антарктических химер длиной в три фута, со скользким и гладким телом, окрашенным в переливающиеся тона золотисто-желтого, бурого и белого цветов, с мордой, выступающей вперед в виде конуса, и длинным нитевидным хвостом. Мне не понравилось их мясо, но Консель нашел его довольно вкусным.

http://azbyka.ru/fiction/dvadcat-tysjach...

На жизнь насмешливо глядел, – И ничего во всей природе Благословить он не хотел. Из содержания этого стихотворения видно, что описываемыя в нем душевныя переживания относятся к его юношескому возрасту, однако он уже тогда ясно сознавал, чьи «язвительныя речи» вливали в его гармоническую душу «хладный яд», а понять происхождение этих искушений значило уже вступить на путь освобождения от них. Так понял «Демона» Жуковский: он увидел в самом появлении этого произведения начало победы Пушкина над смущавшими его кознями лукавого. Он умолял своего юного друга решительно и навсегда отвергнуть сатанинские соблазны, чтобы стать «ангелом», к чему вело его высокое призвание. «Ты создан попасть в боги. Вперед! Крылья у души есть. Вышины она не побоится, там ея постоянный элемент. Дай свободу этим крыльям, и небо твое»! Пушкину не нужно было напоминать о том, насколько высоко и ответственно указанное ему назначение: он сам сравнивал его с священным «пророческим» служением. Именно поэтому ему часто больно было признаться в авторстве своих легкомысленных стиховъ – этих «изнеженных звуков безумства, лени и страстей». Особенно тяготила его совесть кощунственная поэма, оскорбляющая светлое евангельское повествование о благовестии нашего спасения. Несмотря на свойственную ему искренность, он пытался при оффициальном допросе даже отрицаться от этого своего произведения. Оно настолько было чуждо и даже ненавистно его душе, что он уничтожал его списки всюду, где находил их. Не будучи в состоянии изгладить навсегда эти «печальныя строки», он тем более «горько жаловался» на себя, «горько» лил покаянныя слезы, уподобляя себя «отроку Библии », «безумному расточителю», т. е. блудному сыну, за злоупотребление собственным талантом. Чтобы правильно уяснить себе духовный облик нашего великого поэта – столь простой и сложный в одно и то же время – надо иметь в виду, что в нем было как бы два лица – одним он был обращен во внешний мир, а другим внутрь самого себя Его душа напоминала собою океан, на поверхности коего вздымались бури, а в глубине царило торжественное величественное спокойствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Третий год стал, по-видимому, годом сильных ветров. Началось всё с совершенно необычной для Египта сильной бури с грозой и градом, к которой страна, практически не знающая вообще никаких осадков, оказалась совершенно не готова ( Исх.9:22-25 ). За бурей последовала саранча, уничтожившая остатки урожая, не погубленные бурей ( Исх.10:13-15 ), а за ней — песчаная буря, во время которой тучи налетевшего из пустыни песка закрывают солнце, превращая день в ночь ( Исх.10:22-23 ). А затем последовала последняя казнь, самая загадочная из всех — смерть первенцев ( Исх.12:29-30 ). Такая череда стихийных бедствий не могла не восприниматься египтянами как гнев богов. Возможно, они думали, что боги гневаются на них из-за тех варваров, которые живут на священной египетской земле, и, удалив их из Египта, им удастся утишить гнев своих богов, а может быть, решили найти компромисс и с Богом Моисея — для египтян Он, скорее всего, был одним из множества чужих богов, но все язычники в древности знали, что и гнев чужих богов, может быть иногда опасен. Как бы то ни было, египетскими властями было принято решение разрешить Моисею и его племени отправиться в Беэр-Шеву (Вирсавию) для празднования и для совершения религиозных обрядов. Но теперь, очевидно, и сам Моисей, и члены его общины поняли, что у них нет будущего в Египте, который придётся покинуть. Трудно сказать, понимал ли это Моисей с самого начала, но, судя по действиям организаторов Исхода, получив разрешение сняться с места, они сразу же направились не в Беэр-Шеву (Вирсавию), куда можно было бы попасть, двигаясь на Северо-восток по приморской дороге, а свернули на Юго-восток, прямиком к восточной границе, на Эйтан (Ефам) и Пи-Ахирот (Пи-Гахироф) ( Исх.13:20, 14:2 ). Такой поворот событий, очевидно, заставил египетское правительство пересмотреть принятое решение ( Исх.14:5 ), что и неудивительно, если представить себе ситуацию конца XV века, ведь, направляясь в Беэр-Шеву (Вирсавию), потомкам Иакова не нужно было получать разрешение на пересечение границы, к которой они направились, явно нарушая предписанный властями маршрут движения. Если бы рассматриваемые события происходили в XIII веке, то разрешение на пересечение границы потребовалось бы в любом случае, так как Палестина в это время в состав Египта не входила; но в таком случае трудно было бы объяснить столь бурную реакцию египетских властей на попытку соплеменников Моисея пересечь границу.

http://azbyka.ru/istoriko-kulturnyj-kont...

Много подвигов и трудов сначала предстоит приходящим к Богу, но за ними – неизглаголанная радость. Ибо как желающие воспламенить огонь сперва задыхаются от дыма и испускают слезы, а потом уже достигают того, чего ждут, так и мы должны воспламенить в себе Божественный огонь благодатной жизни со слезами и трудами. Ибо Писание говорит: «Бог наш есть огонь поядающий» ( Евр. 12:29 ) 211 . Бывает с путешествующими, что иные, боясь утонуть в море во время бури или попасть в руки разбойников, бросают все свои вещи, чтобы только спастись и еще немного пожить на земле, и за счастье считают, если спасутся от гибели, – причем незадолго пред тем бесновавшийся в гневе из-за копейки теперь спешно бросает все, чтобы только сохранить привременную жизнь; но почему ты, христианин, не держишь такого расчета и относительно вечной жизни? Почему не силен у тебя столько страх Божий, сколько силен страх моря или страх нападения злых людей? И малой потери или лишения, или неприятности не хочешь ты перенести ради заповеди Христовой. Все святые прожили всю свою жизнь в скорбях, в бедах, в стеснении, в страданиях, в бдении и постах, в терпении гонений, – ты ли один хочешь провести жизнь без всякого страдания и скорби? Ты ли один хочешь быть отверженным от лика избранных Божиих, не соглашаясь ничего (благодушно) претерпеть? Да не будет с тобою сего! 212 Что изнемогаешь в скорбях, подобно плотскому человеку? «Многи скорби праведным, – говорит Писание, – и от всех избавит я (их) Господь» ( Пс. 33:20 ); и еще говорит: «многи раны (наказания и болезни) грешному» ( Пс. 31:10 ). Итак, праведен ли ты или грешен, но во всяком случае должен претерпеть скорби, ибо мы не можем обойтись без скорбей. Скорбь учит нас терпению. Желающим спастись предстоят скорби; Сам Господь сказал: «в мире скорбни будете» ( Ин. 12:12 ), и чрез многие скорби подобает войти в Царство Божие ( Ин. 14:22 ). Таково устроение Провидения Божия, что скорби неизбежны на пути в Царствие Божие. Так вот, Тот, Кто пред крестными страданиями сказал: «прискорбна есть душа Моя до смерти» ( Мф. 26:38 ), желая спасти тебя, попускает тебе поскорбеть немного в сей жизни, чтобы ты за терпение мог получить от Него прощение грехов и милость там, в грозный час Суда. Если же желаешь здесь, на земле, во всем иметь покой, то как бы не услышать некогда: «ты уже получил доброе в твоей жизни» ( Лк. 16:25 ). Владыка наш претерпел за нас все страдания: почему же мы, вспоминая их, не терпим, чтобы соделаться сообщниками их? 213

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

От Одессы до Яффы пароход идет 9 дней, обратно (Малоазийским берегом) 11 дней. В 3 классе билет Палестинского общества от Одессы до Яффы и обратно 24 р. Удобств в 3 классе нет никаких. Второй класс без продовольствия от Одессы до Яффы и обратно того же общества 118 р.; с продовольствием 160 р. 5 коп. Имеющим возможность советую ехать во 2 классе и брать билет с продовольствием, иначе, покупая все по порциям, можно заплатить вдвое дороже. Пароход русская общества пароходства и торговли отходит в Иерусалим чрез каждые две недели в субботу около 4 1/2 часов вечера. Знание иностранных языков не составляем необходимости, хотя и не лишнее. Кто желает совершенно освободиться от всяких хлопот по визированию паспорта, приобретению билета Палестинского общества (пониженного тарифа), тому советую в Одессе остановиться на одном из Афонских подворий: Пантелеймоновском, Андреевском или Ильинском. Братия этих подворий с таким участием относится к русским паломникам, что берет на себя все хлопоты: выправляет паспорты, берет билеты на пароход, отвозит вещи и самих паломников на пароход и даже усаживаем их. В Константинополе есть также отделения этих подворий, и паломники размещаются на тех же подворьях, на каких были в Одессе. Ко времени прихода парохода из Одессы в Константинополь иноки на каиках подъезжают к пароходу и забирают как вещи, так и паломников. Приэтом если вы в сопровождении иноков, турецкие таможенные чиновники почти не осматривают на пристани Константинополя вашего багажа и пропускают вас чрез таможню, не задерживая. Обратно на пароход снова вас отправляют иноки. Словом, иноки – это ваши няньки, без которых вы и внутри Константинополя не сделаете шага. Они вам покажут Константинополь и его достопримечательности. В Яффе паломников встречает консул, он же направляем вас в Иерусалим, давая советы, делая указания. В Иерусалиме каждый русский паломник и русский путешественник чувствуем себя, как на матушке Руси, всюду слыша русскую речь, всюду соприкасаясь с русскими людьми. Путешествие в св. землю требуем времени не менее 6 недель, принимая во внимание всякие случайности в морском путешествии, как-то: бури, туманы и другие непредусмотримые обстоятельства. Впрочем, есть и другой путь – через Бриндизи (в Италии), откуда легко попасть на английский пароход экспресс и добраться в три, четыре дня до Александрии, оттуда уже 24 часа езды до Яффы. Путевые издержки для небогатых людей, едущих в 3 классе, можно определить от 100 (если ехать с крайнею осторожностию) до 150 р. Для людей же, имеющих возможность ехать во 2 классе, от 300 р. (minimum) и более. Такие издержки предстоят путешественнику, если он успеет в 6 недель совершить путешествие в Иерусалим. На эти деньги он побывает: на Иордане, Мертвом море, Вифании и других местах, лежащих на этом пути, а равно и в Вифлееме и в других более близких к Иерусалиму местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Овцы Мои слушаются голоса Моего… За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса (Ин. 10: 27, 5). О, если бы и нам довелось стать достойными этого зова и попасть в число овец Христовых! Ибо где Христос, там нет места противнику-диаволу. Пока праотец наш Адам сохранял здоровым свой душевный слух и слушал Божественный глас, то он и жил в раю и наслаждался горними созерцаниями, нетленной пищей. А когда он послушался наговора змия и вкусил от греховного дерева, то почувствовал стыд от наготы, и когда Бог спросил его: где ты? – скрылся (см. Быт.3: 9–10). Вследствие этого он затем изгоняется из того святого места и осуждается на этот скорбный образ жизни в тлении. Духовная брань Нам должно каждый день, скажу даже — каждый час, мужественно вооружаться против страстей при помощи Божией, и вместе с Богом великими подвигами побеждать врага, который всегда жаждет нашей погибели. Но его мечи не могут окончательно погубить внимательно наблюдающего за собой. Невозможно подвизающемуся совершенно не терпеть поражений в слове, и мысли, и в том, что не причиняет греховной смерти. Но надо скорее снова вступить в борьбу и противостоять врагу с надлежащей твердостью. Будем держать якорь веры нашей, прострем парус нашей надежды, и всею силою нашею будем переплывать великую пучину сей жизни. Во время долгого плавания всегда бывает, что нас беспокоят противные ветры, т. е., плотские брани, восстают бури — плотские пожелания; волны и волнения возникают из глубины сердечных помышлений, и многое другое, что случается с плавающими по морю: разбойники — лукавые бесы, скалы — ослепление от неведения, камни, сокрытые под морскою водою — неготовность душ наших. А под многоводием корабля разумеется неисповедание грехов, ибо многократно бывает, что если корабельщики вознерадят о воде в корабле, то от нерадения потопают вместе с кораблем. Поэтому и мы, братие мои возлюбленные, будем ко всему этому иметь великое внимание, и бдительно шествовать путем Божиим. Мы, чада, должны иметь достаточный военный опыт

http://pravoslavie.ru/98885.html

Здесь море, по которому носился корабль, называется " Адриатическим, " между тем, как теперь таковым называется лишь Венецианский залив, а это море, по которому они плыли, называется теперь Ионическим. В древности же Адрией или Адриатическим морем называлось все пространство между Грецией с востока, южной Италией и Сицилией с запада, в каковое пространство входил и остров Мальта. Начали измерять глубину: оказалось двадцать сажень, а немного спустя пятнадцать сажень, из чего можно было заключить, что недалеко земля и есть опасность попасть на подводные камни, каковых особенно много бывает около небольших островов. Тогда бросили с кормы четыре якоря, чтобы корабль прочно держался на одном месте, и стали выжидать наступления дня. Чрезвычайно напуганные корабельщики хотели воспользоваться темнотой ночи, чтобы бежать на лодке с корабля, оставив пассажиров на произвол судьбы. Апостол уразумел умысел их, когда они стали спускать лодку и предупредил сотника, что бегство корабельщиков грозит гибелью пассажиров, которые сами не смогут спастись, не умея управлять кораблем. Характерны слова св. Апостола: " вы не можете спастись " - он говорил " вы " потому, что в своем собственном спасении был уверен. Воины отсекли веревки, которыми лодка была привязана к кораблю, и она упала, а потом, конечно, была отнесена волнами. Перед наступлением дня св. Павел вновь стал ободрять своих спутников надеждой на спасение и уговорил их принять пищу, в чем сам дал пример, возблагодарив Бога пред всеми. Укрепившись пищею, снова стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море, ибо 276 пассажиров на корабле уже сами по себе представляли большую тяжесть. Когда настал день, они не могли определить, что за земля была, к которой прибило корабль, но разглядели залив с отлогим берегом и решили попытаться ввести туда корабль. Подняв якоря и развязав рули, которые обыкновенно завязываются во время сильной бури и во время стоянки, чтобы обезопасить их от напора волн, подняли малый парус, чтобы медленно подойти к берегу.

http://sedmitza.ru/lib/text/430586/

О, страшно внезапно попасть в Твои руки, Господи, и предстать на Твой нелицеприятный Суд! Страшно предстать перед Тобой без благодатного напутствия, без Покаяния и причащения Святых Твоих страшных и животворящих Тайн, Господи! Если внезапно усопшая непристано поминаемая нами раба Твоя многогрешная, повинная осуждению на Твоём праведном суде, молим Тебя, прояви милосердие над нею, не осуди её на вечные муки, вечную смерть; потерпи нас ещё, дай нам как можно больше дней, чтобы молиться Тебе во все дни о о рабе Твоей, до тех пор пока Ты услышишь нас и возьмёшь внезапно отшедшую к Тебе по милости Твоей; и дай нам, Владыка, омыть грехи её наши слезами раскаянием и воздыханием о их совершении перед Тобою, да не будет низведена из-за грехов своих на место мучения раба Твоя (имя), но да поселится в место покоя. Ты Сам, Господи, повелеваешь стучаться в двери милосердия Твоего (см.: Мф.7:7 ), молим Тебя, Прещедрый Царь, и не перестаём умолять Твоё милосердие и взывать с кающимся Давидом: Помилуй! Помилуй рабу Твою, Боже, по великой Твоей милости ( Пс.50:1 )! Если же Тебе недостаточно молитв слов наших, после малого нашего моления, умоляем Тебя, Господи, верой в спасительные заслуги Твои, упованием на искупительную и чудодейственную силу Твоей жертвы, принесённой Тобой за грехи всего мира; молим Тебя, о Сладчайший Иисус! Ты – Агнец Божий, который берёт на Себя грехи мира (см.: Ин.1:29 ) и распинается ради нашего спасения! Молим Тебя, Спасителя и Искупителя нашего, спаси, и помилуй, и избави от вечной муки душу непристано поминаемую нами внезапно усопшей рабы Твоей (имя), не оставь её погибнуть навсегда, но сподоби достигнуть тихого пристанища Твоего, и упокой там, где все Твои святые упокоеваются. Вместе же молим Тебя, Господь и Бог наш Иисус Христос, Своей милостью прими и всех внезапно преставльшихся к Тебе рабов Твоих (имена), их же покрыла вода, схватило землетрясение, убили убийцы, попал в огонь или умерли от града, снега, мороза, голода и от бури, попала гром с молнией, поразила смертельная болезнь, или по какой-либо иной умерли причине, по Твоей воле и допущению, молим Тебя, прими их под Свою милость и воскреси их в жизнь вечную, святую и блаженную. Аминь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-za-...

Плавучий якорь некогда был в большом почете у моряков, и недавно знаменитый капитан Восс вновь доказал его пригодность. Такой якорь можно соорудить из любого предмета, способного держаться на воде в полупогруженном состоянии и привязанного тросом к носу корабля. Действует плавучий якорь по следующему принципу: он удерживает корабль носом против волны, чтобы тот принимал их удары в самом выгодном для корпуса положении. В случае бури паруса убирают и корабль начинает дрейфовать по ветру. Он тянет за собой плавучий якорь. Но тот, испытывая сопротивление воды, всегда поворачивает корабль носом против ветра. Таким образом, одновременно замедляется дрейф и корабль не рискует попасть под удар бортовой волны, которая может его перевернуть. Наш плавучий якорь представлял собой маленький парашют, который раскрывался в воде, когда лодка его тянула, и таким образом выполнял свою роль тормоза. В сущности мы замедляли дрейф точно так же, как парашютист замедляет падение. Впоследствии, для того чтобы уменьшить в соответствии с моей теорией количество необходимого снаряжения, я приспособил плавучий якорь и для других целей. (Прим. автора.) Шкот — снасть, при помощи которой управляют парусами. (Прим. выполнившего форматирование.) Узел — мера скорости движения судов, составляющая одну морскую милю (1,852 км) в час. (Прим. ред.) Работы немецких ученых подтверждают мою теорию. (Прим. автора.) Каждый маяк или туманный ревун имеет свое лицо. Оно определяется продолжительностью сигнала, промежутком между вспышками, цветом и размещением вспышек. По этим признакам узнают название и местоположение маяков. В «Книге маяков» даются такие характеристики каждого из них. П. Валери, Морское кладбище. (Прим. автора.) Причины этого чередования ветров следующие: утром, когда восходит солнце, земля нагревается быстрее, чем море, и теплый воздух устремляется вверх. «Природа боится пустоты!» Это объяснение Паскаля неверно, однако как оно поэтично! Воздух с моря устремляется к земле, в свою очередь нагревается и возносится вверх. Так устанавливается воздушный поток с моря к суше. Но если море нагревается медленнее, чем земля, оно удерживает тепло дольше, и начиная с вечера образуется обратный воздушный поток. Таким образом, нам нужно было пользоваться ночным ветром и остерегаться дневного, который мог выбросить нас на сушу. (Прим. автора.)

http://azbyka.ru/zdorovie/za-bortom-po-s...

Бури греха и страстей многие не боятся, даже любят ее, как смельчаки любят опасности на море, – полагая, что эта буря сама собой утихнет под старость. Ложный расчет! Прежде чем доживешь до старости, погибнешь от этой бури; если же и доживешь, нельзя ручаться, что будут силы и желание сопротивляться ей: с возрастом нередко духовные недуги застаревают, и тогда не до борьбы с бурями. Поспеши бросить обманчивую надежду на то, что время лечит, – оно не в твоих руках; не откладывай покаяния до старости ввиду опасности из глубины греховной попасть в глубину ада. Исцеление прокаженных Прокаженныя исцели. Господь Иисус исцелил многих прокаженных, как видно из того, что, когда Иоанн Креститель послал к Нему своих учеников спросить Его: – Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? – Христос дал им ответ: – Скажите Иоанну, что видите: слепые прозревают, прокаженные очищаются ( Мф.11:3–5 ). Кроме того, в Евангелиях повествуется о двух отдельных случаях исцеления Христом прокаженных: так, одного прокаженного, умолявшего Его о помощи: –  Господи, если хочешь, можешь меня очистить, – Он исцелил словами: –  Хочу, очистись, – и прикосновением к нему ( Мф.8:2–3 ; Мк. 1:40–41 ; Лк.5:12–13 ). При вхождении Иисуса в одно селение встретили Его десять прокаженных и, не дерзая по причине своей нечистоты и заразности болезни приблизиться к Нему, издали возопили к Нему о помощи. Он послал их в Иерусалим к священникам. Дорогой они очистились от проказы, но из них только самарянин поспешил с дороги возвратиться к Иисусу и возблагодарить Его ( Лк.17:12–19 ). В чем состояла болезнь, известная под названием проказы, и каково сходство с ней греховного состояния, уже было говорено 19 . Здесь прибавим немногое. Проказа – такая болезнь, против которой бессильно искусство врачей. Никто из людей не мог очистить от проказы – люди могли только определять признаки этой болезни и, если она, в редких случаях, проходила сама собой, могли засвидетельствовать это. Похоже на проказу греховное состояние. Грехи – такая болезнь, исцелить которую никто из людей не может. Это может сделать одна Божественная благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010