В молитве Херувимской песни Царем славы назван Иисус Христос, чем подчеркивается Его божественное достоинство. Образ Царя славы, входящего в двери вечные, соответствует тому моменту священнодействия, когда хлеб и вино, приготовленные для того, чтобы стать Телом и Кровью Христа, вносятся через царские врата в алтарь, чтобы быть положенными на престоле. Литургия («Иже херувимы»). Икона. 1570-е гг. (Третьяковская галерея, Москва) Божественное достоинство Христа и Его равенство с Отцом подчеркиваются целым рядом других наименований, заимствованных из ветхозаветного каталога имен Божиих: Господь Бог наш; Господь серафимов; Царь Израилев; единственный Святой; почивающий во святилище. Вот лишь несколько примеров: Господь, царь Израилев, посреди тебя… Господь Бог твой среди тебя… ( Соф. 3:15, 17 ). Ты же во святилище живешь, хвала Израиля ( Пс.21:3 ) 749 . Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Бог Израилев – Он дает силу и крепость народу [Своему] ( Пс.67:36 ). Буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев! ( Пс.70:22 ). Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя ( Пс.79:2 ). Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище… ( Ис.57:15 ). Литургия святителя Василия Великого и Иоанна Здатоуста. Фреска церкви Богородицы Евергетиды (Радославова капелла) монастыря Студеница. 1235 г. Молитва «Никтоже достоин» засвидетельствована в самом раннем дошедшем до нас списке византийской Литургии Василия Великого – Барбериновском Евхологии VIII века. Предполагают, что она вошла в чин Литургии Златоуста достаточно поздно в качестве вставки в уже существовавший литургический чин 750 . В то же время можно предположить, что рассматриваемая молитва сложилась уже в V веке, когда Церковь испытывала особую потребность в том, чтобы применять к Иисусу Христу ветхозаветные имена Божии. Молитва стала итогом догматических споров, колебавших христианский Восток на протяжении более полутора столетий: с начала IV по середину V века. В ходе этих споров были последовательно опровергнуты арианство, несторианство и монофизитство; и было провозглашено, что Сын Божий равен Богу Отцу, что Он имеет две природы – божественную и человеческую. Став человеком, Он не перестал быть Богом: на это указывают слова «непреложно и неизменно был еси Человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Борис в пьесе Толстого страдает за свою веру, как страдает и сам Николай Иванович,— первый физически, второй нравственно. Страдание за духовную истину должно давать духовную радость всякому претерпевшему за веру. «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5, 10-12). Толстой на этот текст и сам не раз опирался в своих суждениях, применяя его к себе. Но не могло не угрызать его сомнение, если в конце четвёртого действия, то есть в конце завершённой части пьесы, Сарынцев в трагическом недоумении как бы молится: «Василий Никанорович вернулся, Бориса я погубил, Люба выходит замуж. Неужели я заблудился, заблудился в том, что верю Тебе? Нет, Отец, помоги мне!» (11,318). Есть ли смысл в таком обращении? Молиться можно лишь личному Богу. Если личность отрицается (а у Толстого отрицается, мы знаем), то и всякое обращение к безликому «отцу» обессмысливается. Николай Иванович обращается к безликому началу и не получает ответа. Ответа нет и в замысле пьесы. Потому что не было ответа в самой жизни. Смерть Николая Ивановича не есть ли отражение подсознательной тяги к смерти самого Толстого, пытавшегося выразить в образной форме своё понимание того, что в его положении смерть есть единственный выход из создавшихся противоречий. Намечавшееся признание Сарынцевым своей вины в собственной смерти также красноречиво. Пьеса «И свет во тьме светит» (в целостности своего замысла) помогает сознать природу толстовства и всякого нигилизма, к которому он оказался склонным: это присущая падшей природе человека тяга к небытию. Эта тяга определяется страданием от ощущения несовершенства мipa и мира. Судорожные же поиски Царства Божия на земле не могут не сознаваться при этом как не имеющие смысла. Отрекшись от полноты Истины, а тем и от Истины вообще, человек не имеет ничего, что мог бы противопоставить злу, и бессознательно стремится не быть, уйти в ничто, раствориться в студенистой безликости, нежели страдать в личном отчаянии, на которое обречены все тонко чувствующие и искренние, но отвергшие Воскресение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Идите, стало быть, причащайтесь, но не все, а тот, кто свят; к святыне допускаются только одни святые», те, кто освящен Самим Господом, потому что «никто не получает освящения сам от себя, ибо это не есть дело человеческой добродетели, но от Него и через Него; и как если ты поставишь много зеркал под солнцем, то все они сияют и посылают лучи, и тебе будет казаться, что ты видишь много солнц, но на самом деле одно солнце сияет во всех зеркалах; точно так же Един, будучи Святым, изливаясь в верных, является во многих душах, и этим Он многих представляет святыми, но на самом деле Он Один единственно Свят»! 776 . Для того, чтобы совершить все это не в суд или во осуждение 777 , – сколько потребно тебе работы, душа моя! Если для того, чтобы убрать дом наш внешний, келлию нашу земную, нам потребно много труда, чтобы ничего по углам не осталось из сора и ометов, то сколь больше труда нужно для того, чтобы очистить дом души нашей 778 от сора греха и ометов всякого непотребства! И – так очистить, чтобы этот внутренний дом был приуготовлен к вселению полноты Божества 779 ( Ин. 14, 23 )., чтобы не повторил он той судьбы, которая описана в словах притчи евангельской: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» ( Мф. 12, 43–45 ; Лк. 11, 24–26 ). Это ли – не работа, для которой необходимо преодолеть и зной дневный, и мраз нощный, и всякое иное лишение, лишь бы «паче снега убелить» себя омовением Божественным ( Пс. 50,9 ), стать достойным принятия Божией благодати?! И не пример ли для тебя, душа моя, в этой работе – кроткий, трудолюбивый, терпеливый, незлобивый, простодушный патриарх-пастырь, коего приводит сегодня тебе на память мудрый писатель канона? «Послушай, что говорит: «бых во дни жегом зноем, и студению в нощи, и отхождаше сон от мене» ( Быт. 31, 40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Ибо они знают, что жертва Богу дух сокрушен ( Пс.50:19 ). Душою сокрушенною, и духом смиренным да прияты будем ( Дан.3:39 ), – говорили отроки в пещи вавилонской. И мы сами видим, что смиренные люди приятны Богу: у кого сердце сокрушенно и смиренно, у того нет безумной улыбки на устах, смех и хохот далеки от него, язык его не произносит пустых речей, глаза не как у блудниц, не засматриваются на других, и глупая гордость не поднимает его головы; напротив же, у него потупленный взор, смиренная походка, уста нередко произносят молитвенное слово, а глаза источают более слезы. Хотя все это людьми мира сего ни во что вменяется; но зато и – что высоко у людей, то мерзость пред Богом ( Лк.16:15 ), – возвещает истина Господня; а пред Богом драгоценно, – сказано в Писании, когда соблюдается сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливаго духа ( 1Пет.3:4 ). Чтобы еще более увериться в спасительном действии скорбей, посмотрим на жизнь праведников, из коих, во-первых, Авраама видим, как этот отец всех верующих оставляет, по повелению Божию, родительский дом и свою родину и удаляется в землю чужую, где и скитался, как безродный странник. Не бедственная ли и многоскорбная эта жизнь? Сын же и наследник его праведности – Исаак, по Божию повелению делается живою жертвою Богу и рукою отца своего едва не предан был закланию. Вот и возлюбленный от чрева матери своей Иаков, по ненависти единоутробного брата своего, покидает свое отечество и двадцать лет в чужой земле, пребывая как бы в добровольном рабстве, злостраждет, во дни опаляемый солнцем, в нощи же озлобляемый студению мраза (Ср. Быт.31:40 ). Подобно сим праведникам и все их потомки, весь избранный Богом народ претерпевал в сем мире многие скорби, будучи 400 лет в порабощении у людей, не ведущих Бога истинного. Также можно видеть и сонм пророков, сеющий слезами в скорби и великом озлоблении среди своих единоплеменных; так, одного из них – во чреве китовом, другого – во рву львином, а иного – и на престоле, но день и ночь проливающим слезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Кроме того, имеются еще – по одному – краткие чтения (capitula) из одного-двух библейских стихов. В рассматриваемом случае они таковы: на вечерне, в конце утрени и на третьем часе – Сир. 24: 10; на шестом часе – Сир. 24: 11–13 («Прежде века от начала Он произвел Меня, и Я не скончаюсь во веки», «Я служила пред Ним во святой скинии и так утвердилась в Сионе, Он дал Мне также покой в возлюбленном городе и в Иерусалиме – власть Моя. И укоренилась Я в прославленном народе, в наследственном уделе Господа»). Иконография праздника Рождество Пресвятой Богородицы Середина XVII в. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ростове Великом Обстоятельства Рождества Богородицы самым существенным образом сказались на иконографии праздника. При сравнении с изображениями других двунадесятых праздников обращает на себя внимание более земной, человеческий их строй. Образность не является при этом только передачей богословско-литургического содержания праздника, но содержит чрезвычайно субъективные детали, в том числе и бытовые. Исследователи отмечают, что артефакты доиконоборческого периода (VIII в.) не сохранились, и наиболее древние иконы и фрески относят к X–XI столетиям. Однако устойчивая имеющая широко распространение изобразительная тематика и композиция косвенно свидетельствуют о том, что иконография Рождества Пресвятой Богородицы существует с ранних времен. Из древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы наиболее известными являются фрески Рождества Богородицы в церкви Иоакима и Анны в Сербском монастыре Студеница (1304), Киевского Софийского собора (первая половина XI в.), росписи Преображенского собора псковского Мирожского монастыря (XII в.). На иконографии ранних изводов праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе (принятый тип рождества без страданий), ее изображение крупнее других; ей предстоят жены с дарами, перед ней находится повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери, нередко присутствует и Дева Мария в колыбели.

http://pravoslavie.ru/31991.html

«Молись во имя Сына Моего!» Тотчас вспомнились мне слова Спасителя на прощальной беседе с учениками: Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое . Просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна ( Ин. 16: 23–24 ). И я здесь забыл о всех присутствующих и о самом себе, стал молиться о дожде, прося Отца Небесного во имя Господа Иисуса Христа; разумеется, молился молча. В это время духовенство поднялось в гору сокращенным, но более трудным путем, по прямой линии. Подобрался и народ, хотя и не очень много. Начали молебен. Освятили воду и вылили ее по обычаю вглубь колодца. Народ начал расходиться; духовенство опять стало спускаться прежним путем. Небо продолжало быть ясным, и только кое- где медленно плыли светлые облака. Я сел на лошадь. Но спускаться вниз по горе оказалось труднее, чем подниматься на нее, и я вынужден был слезть с коня и вести его под уздцы. Приблизительно через час мы были в монастыре. На небе не было никакой перемены, даже и не думали об этом: сделали свое дело и забыли о нем. В трапезной нам подали обед. После него мы взяли из монастыря хлеба на неделю, как обычно это делали, попросили еще брынзы (соленый овечий сыр), нагрузили все это на молодого осленка и стали собираться обратно в скит. Было уже приблизительно около шести часов. Осленок шел впереди нас: он хорошо знал эту дорогу. Не спеша мы следовали за ним. Дошли до Студеницы, – четыре версты. К моему удивлению, и совершенно незаметно для меня, небо когда-то успело покрыться серыми сплошными облаками, шедшими из-за гор навстречу нам. Вдруг меня пронизала мысль: неужели Господь даст нам дождя и сотворит чудо? Но я сам боялся поверить этому. Так прошли еще с полчаса. Стали подниматься по горе вверх. Небо стало темнеть. Но осленок шел по тропинке уверенно вперед. В густом лесу тьма сгущалась все сильнее и сильнее. И вдруг я ощутил в воздухе сырость, шедшую в направлении от туч. Сам себе еще не веря, я сказал отцу Роману: – Батюшка! А ведь, пожалуй, дождем пахнет!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Представители Церкви и правительства Камчатки обсудили профилактику абортов в Камчатском крае 19 декабря 2019 г. 16:57 Основные направления профилактики абортов обсудили на встрече в Петропавловске-Камчатском заместитель председателя правительства Камчатского края по социальным вопросам Владимир Пригорнев и руководитель направления защиты материнства Синодального отдела по благотворительности Мария Студеникина (Колесникова). В ходе визита в Камчатский край представитель Церкви выступила на региональном этапе XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений, встретилась со студентами, врачами и общественными деятелями. «Мы с Владимиром Пригорневым обсудили ситуацию с демографией в регионе. Важно объединить усилия Церкви и государства в информационной кампании по профилактике абортов и лекционно-просветительской деятельности, — рассказала руководитель направления защиты материнства Синодального отдела по благотворительности Мария Студеникина (Колесникова). — Мы договорились, что в каждом образовательном учреждении будут внедрены данные науки о жизни человека до рождения, будет введен обязательные курс о нравственных основах семейной жизни, будет обеспечена пропаганда традиционных семейных ценностей в СМИ, размещена социальная реклама на рекламных щитах города». По ее словам, совместная работа предполагает проведение акций по защиты жизни, круглых столов, семинаров, на которых будут рассматриваться вопросы защиты жизни до рождения. «Система здравоохранения Камчатского края уникальна. На первом этапе противоабортного консультирования работу ведут врачи, акушеры-гинекологи, а на втором этапе — психологи. Данный опыт уникален, его необходимо транслировать на все остальные регионы России», — подчеркнула Мария Студеникина (Колесникова). В ходе визита на Камчатку она также выступила с докладом на региональном этапе XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая победа: наследие и наследники». В рамках мероприятия Мария Студеникина (Колесникова) провела встречу со студентами политехнического колледжа. На встречах с врачами, акушерами-гинекологами, психологами и социальными работниками она обсудила основы организации противоабортной деятельности. Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5550685.ht...

Разделы портала «Азбука веры» дайджест 14 Дек 2022 Подталкивающие к аборту слова врачей недопустимы, заявила директор «Дома для мамы» православной службы «Милосердие» Мария Студеникина В Избранное Минздрав рекомендовал медучреждениям в общении с пациентами отказаться от «фраз-провокаторов» и от любых оценочных суждений. В Русской Православной Церкви, которая вместе с государством выстраивает систему помощи беременным женщинам в кризисной ситуации, приветствовали эту инициативу. «Вместе с первым заместителем председателя комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяной Буцкой надеемся внедрить речевые модули, которые научат отдельных врачей профессионально общаться с беременными женщинами. И в первую очередь с теми, кто находится в состоянии репродуктивного выбора и ждет помощи», – заявила руководитель направления защиты материнства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, директор «Дома для мамы» православной службы «Милосердие» Мария Студеникина. Главная «точка входа» в церковную систему помощи – женские консультации, где дежурят психологи и социальные работники, которые предлагают беременным различную помощь, говорит Студеникина. «К сожалению, у нашей работы есть внутренний враг – личная позиция отдельных врачей, которые подталкивают женщин к прерыванию беременности. Выражается это по-разному. Например, в сторону беременных звучат неуместные фразы: «Ну что, аборт делать будем?» или «Куда тебе третьего, головой-то подумай». У некоторых врачей аборт – лучший вариант в любой ситуации, и эту личную позицию они навязывают пациенткам. В 1990-е годы это носило массовый характер. Больше всех доставалось многодетным матерям, которых врачи оскорбляли, выставляли маргиналами. Сейчас достается тем, у кого обнаружена патология плода», – цитирует Студеникину «Милосердие.Ru» . «Где нужна помощь» . Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 4  чел. Всего просмотров 446 тыс. Всего записей 3190 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/podtalkivajushhie-...

Представители Церкви и правительства Астрахани и Крыма обсудили профилактику абортов в регионах Астрахань, 11 мая 2021 г. Руководитель направления защиты материнства Синодального отдела Мария Студеникина на заседании этноконфессионального совета в Астрахани      Меры повышения рождаемости в Астраханской области путем профилактики абортов обсудили на заседании этноконфессионального совета под председательством губернатора Игоря Бабушкина. На заседании руководитель направления защиты материнства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Мария Студеникина выступила с инициативой создания дорожной карты по поддержке беременных женщин в кризисных ситуациях и профилактики абортов, сообщает Патриархия.ru . В рамках дорожной карты в каждой женской консультации Астрахани должны появиться кризисные психологи. Предложение поддержал губернатор Астраханской области. Проект начнут реализовывать с 1 июня с.г. «Одно из ключевых предложений дорожной карты — наличие кризисного психолога в каждой женской консультации Астраханской области. Роль такого специалиста сложно переоценить. Огромный процент женщин, которые приходят за направлением на аборт, готовы сохранить малыша, если их поддержат в сложную минуту. Кризисный психолог помогает разобраться в ситуации, рассказывает, какую помощь может получить женщина, связывает с благотворительными фондами. В том числе рассказывает о возможных последствиях аборта. Сейчас кризисные психологи есть только в 30% медучреждений. Между тем, около 20% беременностей сохраняется в результате именно таких бесед», — рассказала руководитель направления защиты материнства Синодального отдела по благотворительности, директор «Дома для мамы» православной службы «Милосердие» Мария Студеникина. Подобное предложение обсуждалось и во время встречи Марии Студеникиной с министром образования, науки и молодежи Республики Крым Валентиной Лаврик. «На встрече мы договорились о том, что будем заниматься подготовкой лекторов и психологов для учебных учреждений Крыма и займемся выстраиванием службы кризисного консультирования. В республике также появится и социальная реклама, нацеленная на профилактику абортов и поддержку беременных женщин», — добавила Мария Студеникина.

http://pravoslavie.ru/139187.html

Представитель Синодального отдела по благотворительности приняла участие в круглом столе по профилактике абортов в Москве 11 июля 2020 г. 12:37 8 июля 2020 года руководитель направления профилактики абортов Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению , директор «Дома для мамы» православной службы «Милосердие» Мария Студеникина приняла участие в круглом столе, организованном Департаментом здравоохранения Москвы. Мероприятие было посвящено вопросам профилактики абортов и было приурочено к Всероссийскому дню любви семьи и верности. В работе круглого стола также участвовали главный внештатный специалист по репродукции Департамента здравоохранения Москвы, уполномоченный по правам человека Москвы, уполномоченный по правам ребенка Москвы, представители профильных благотворительных фондов. Мария Студеникина рассказала о работе Церкви по помощи женщинам, в частности, о том, что за последние 8 лет число церковных приютов для мам по всей России возросло с 1 до 75, количество центров гуманитарной помощи — с 66 до 209. Благодаря программе «Спаси жизнь» за 5 лет удалось спасти от аборта более 12 тысяч детей. Помимо психологической помощи, Мария Студеникина предложила организовать работу по профилактике абортов в учебных заведениях Москвы. «Главное, к чему мы пришли в ходе круглого стола — это определение дальнейших шагов по развитию сотрудничества в направлении защиты семьи, материнства и детства с Департаментом здравоохранения Москвы и уполномоченными по правам человека и по правам ребенка. Все участники признали важность просветительской работы в учебных заведениях и ранней профилактики абортов», — отметила Мария Студеникина. О деятельности Центра планирования семьи и репродукции рассказал его руководитель, главный внештатный специалист по репродукции Департамента здравоохранения города Москвы Олег Латышкевич. «В Центре сегодня созданы все условия для ведения беременности. Особое внимание уделяется будущим мамам, которые по каким-то причинам хотят отказаться от беременности на разных стадиях. За первые полгода 2020 удалось сохранить беременность 52 девушкам, это уже больше, чем за весь период 2019 года». Уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева подчеркнула важную роль НКО в помощи медицинским организациям в вопросах профилактики абортов. На круглом столе также выступили уполномоченный по правам ребенка Москвы и представители различных благотворительных фондов. По итогам круглого стола была принята резолюция по укреплению взаимодействия профессионального медицинского сообщества с социально ориентированными некоммерческими организациями и улучшению работы по профилактике абортов и укреплению репродуктивного здоровья. Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5662077.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010