В 1999 г. в мон-ре была возобновлена монашеская жизнь. В 2002 г. построен новый братский корпус. Ежегодно, в день памяти вмч. Георгия, в мон-ре проводятся торжественные культурные мероприятия. Архитектура В плане комплекс Д. с. имеет форму удлиненного овала, обусловленную рельефом местности. Церковь и постройки окружали массивные стены толщиной ок. метра. Объемно-пространственное решение церкви Д. с. следует визант. традиции. Это бесстолпный однокупольный храм с 3-апсидным алтарем, нартексом и открытыми портиками с севера и юга. Неправильная форма высокого барабана, близкая к кубической форме, и фланкирующие нартекс 2 высокие башни («ступови», от к-рых храм и получил название) характерны для романской архитектуры. К ее признакам относится также кладка из квадров грубо отесанного камня и декор в виде плоских лизен и ползучих ломбардских аркатур. Архитектуре храма Д. с. близка по стилю архитектура ц. Петра и Павла в Биело-Поле (кон. XII в.; см. ст. Биело-Польские церкви ), но есть и отличие: в Д. с. подчеркнута крестообразность и отсутствуют портики. В меньшей степени различаются Д. с. и ц. св. Николая в Куршумлии (60-е гг. XII в.; в целом храм в визант. стиле, но имеет 2 башни с запада - см. Куршумльский мон-рь ). Поиски византийско-романского синтеза в архитектуре Д. с. и др. серб. памятников 2-й пол. XII в. подготовили создание храма в мон-ре Студеница (ок. 1196), ставшего образцом для последующих построек т. н. рашской школы. В кон. XVII в., во время австро-тур. войн, обитель была частично разрушена, в нач. XVIII в. камни ее построек использовали для возведения тур. крепости в Нови-Пазаре. В 1722 г. по просьбе патриарха Печского Моисея (Райовича) разборка мон-ря была остановлена. В 1912 г., во время Балканской войны, и в 1941 г., после начала второй мировой войны, камень монастырских сооружений вновь использовался для строительства укреплений. Были разобраны юж. стена церкви с частью купола и часть припраты с башнями. После окончания второй мировой войны только капелла Драгутина имела крышу. Из древних построек сохранились цистерна с колодцем и часть стен, развалины др. построек были засыпаны землей.

http://pravenc.ru/text/171883.html

1974. Бр. 5. С. 35-37). Исследователи также отмечают, что ряд особенностей иконографической программы росписи храмов, в к-рых работали М. А. и Е., косвенно указывают на фессалоникийское происхождение мастеров. Напр., в роспись храмов вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, св. Никиты в Чучере, ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320), Кралевой церкви в монастыре Студеница (строительство в 1313/14) включено крайне редко встречающееся в монументальной живописи изображение свт. Евстафия Солунского. Кроме того, в цикл вмч. Димитрия Солунского в ц. Богородицы Левишки входит уникальное изображение «Гробница вмч. Димитрия», где воспроизведены реалии интерьера базилики вмч. Димитрия в Фессалонике ( Todi B. «Signatures» des peintres Michel Astrapas et Eutychios: Fonction et signification//Αφιρωμα στη μνμη του Σωτρη Κσσα. Thessal. 2001. P. 643-662). Стилистические особенности росписей также свидетельствуют о том, что М. А. и Е. могли сформироваться как мастера в художественной среде Фессалоники ( 1967. P. 261). С момента открытия Г. Милле и Л. Брейе имен М. А. и Е. в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино и в ц. св. Никиты в Чучере общепринятым считалось, что мастера расписали все 4 ансамбля, где есть подпись обоих художников или только М. А., а также исполнили фрески в Кралевой церкви в мон-ре Студеница и в мон-ре Грачаница (обе созданы по заказу Стефана Милутина), к-рые стилистически близки к росписям в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино и в ц. св. Никиты в Чучере. М. Марковичем была аргументированно высказана мысль о том, что Е. был отцом М. А. и расписал вместе с сыном лишь ц. Богородицы Перивлепты в Охриде; имена обоих художников упомянуты в надписи на юго-зап. столбе, по гипотезе Марковича, Е. был главным мастером ( Markovi M. The Painter Eutychios - Father of Michael Astrapas and Protomaster of the Frescoes in the Church of the Virgin Peribleptos in Ohrid//ЗЛУ. 2010. Бр. 38. С. 9-34). Это предположение, если оно верно, отчасти объясняет стилистическую разницу между фресками ц.

http://pravenc.ru/text/2563722.html

Contr. Manich. 2, 28-29, 39, 61, 67) и подвергается глубокой критике манихейская доктрина. Особое внимание уделено рассмотрению проблемы происхождения зла и связанных с ней вопросов предопределения и предвидения Божия и свободы воли человека (Ibid. 31-41, 68-87). Исследователи отмечают высокую степень самостоятельности этого сочинения ( Kotter. Bd. 4. S. 343). 8. «Защитительные слова против порицающих святые иконы» (Λγοι πολογητικο πρς τος διαβλλοντας τς γας εκνας; Contra imaginum calumniatores orationes; CPG, N 8045; изд.: Kotter. 1969-1988. Bd. 3. S. 65-200; рус. пер.: Иоанн Дамаскин, прп. Три слова в защиту иконопочитания/Пер.: А. Бронзов. СПб., 2001), 3 трактата против иконоборцев; наиболее известные из полемических сочинений И. Д. Заглавия трактатов по рукописям имеют значительные различия, что не позволяет считать их частью авторского текста ( Kotter. 1969-1988. Bd. 3. S. 4-5). Прп. Иоанн Дамаскин. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия. 1314 г. Прп. Иоанн Дамаскин. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия. 1314 г. Рукописная традиция «Защитительных слов…» в сравнении с др. сочинениями И. Д. невелика - при подготовке критического текста было использовано 27 манускриптов. По мнению издателя, эта особенность может объясняться следующими причинами: в период иконоборчества, когда были составлены «Защитительные слова…», хранение и распространение любых текстов в защиту иконопочитания было связано со значительным риском, тем более это касалось сочинений И. Д. после его осуждения Иерийским Собором 754 г.; возрождение иконоборчества в нач. IX в. привело к появлению новой, более изощренной лит-ры в защиту иконопочитания (свт. Никифора I , патриарха К-польского и прп. Феодора Студита ); для апологии иконопочитания в условиях мусульм. гос-ва «Защитительные слова…», созданные в ответ на визант. иконоборчество, были мало пригодны; то же относится и к Зап. Европе, где связанная с иконопочитанием полемика имела свою, отличную от визант., специфику (см.: Kotter.

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

Прп. Иоанн Дамаскин. Роспись Кралевой ц. в мон-ре Студеница. 1313 г. Прп. Иоанн Дамаскин. Роспись Кралевой ц. в мон-ре Студеница. 1313 г. Отличительным элементом нового богослужения, сформировавшегося в Иерусалиме во 2-й пол. VII в., стал новый гимнографический жанр - канон , структура к-рого обусловлена набором и последовательностью библейских песней , входивших в состав иерусалимской Псалтири. Первоначально в качестве припевов к стихам библейских песней (т. е. в качестве тропарей канона) использовались фрагменты древних песнопений, ранее исполнявшихся спудеями (напр., такие воскресные каноны входили в состав древнего иерусалимского Тропология ). Вскоре трудами преподобных Иоанна Дамаскина , Космы Маюмского и др. палестинских гимнографов VIII в. в Иерусалиме был создан комплекс праздничных и воскресных песнопений, образовавших новый иерусалимский Тропологий, вытеснивший из употребления древний. Несмотря на связь канонов, входивших в состав древнего и нового Тропология, с монашеским стихословием библейских песней, характерные особенности организации текста мн. праздничных канонов нового Тропология (наличие акростиха , использование ямбического стихосложения, диалоговая форма построения песнопений) свидетельствуют о значительном влиянии древних гимнографических сочинений, создававшихся и исполнявшихся иерусалимскими спудеями. Особенностью жанра канона была его неразрывная связь с новой ладово-интонационной системой - осмогласием, созданным в Иерусалиме в VII в. Одновременно с формированием нового Тропология происходило дополнение Лекционария как новыми чтениями, так и различными песнопениями, связанными с палестинским осмогласием. Вскоре новые Лекционарий и Тропологий, созданные в Иерусалиме, были приняты в лавре прп. Саввы Освященного, киновии прп. Феодосия и др. мон-рях Палестины, после чего палестинское богослужение приобрело относительное единообразие. Однако новые Тропологий и Лекционарий существовали как самостоятельные богослужебные книги сравнительно недолго и вскоре распались на неск. частей. Из Лекционария были выделены ветхозаветные, апостольские и евангельские чтения, к-рые образовали Профитологий, Лекционарий-Апостол и Лекционарий-Евангелие; гимнографические тексты Тропология, связанные с седмичным кругом богослужения, были объединены в новую богослужебную книгу, ставшую известной под поздним названием Октоих , тогда как тексты, связанные с годовым неподвижным кругом богослужения, вошли в состав служебной Минеи , а тексты, связанные с годовым подвижным кругом богослужения, образовали Триодь . Константинопольское богослужение

http://pravenc.ru/text/158428.html

Архитектура посл. трети XII в. в возвысившемся гос-ве Рашка (Сербия) в Моравской долине ввиду географического положения испытала сильное влияние архитектуры Далмации и побережья Адриатики: через них из италийских школ проникали черты зап. романики, отразившиеся, напр., в ц. Богородицы Евергетиды в Студенице (основана кор. Стефаном Неманей, 1183). В вост. части Сербии, где оставалась сильна визант. традиция, тот же король возвел ц. свт. Николая в Куршумлии (ок. 1168), к-рая сложена в технике скрытого ряда и представляет собой развитие визант. типа «редуцированного» креста с большим куполом на высоком барабане, венчающем зал наоса (хронологически ей близка церковь в Куршунлу на азиатском побережье Мраморного м.), и переработанный вариант далматорашской композиции. Церковь св. Апостолов в Фессалонике. 1310 - 1314 гг. Церковь св. Апостолов в Фессалонике. 1310 - 1314 гг. Церкви Греции XI-XII вв. относятся к храмам типа вписанного креста на 4 колоннах, имеют массивные, не расчлененные внизу стены, упрощенную технику кладки; наличие небольшого количества окон придает зданию статичность, а внутреннему пространству жесткую ограниченность (напр., церкви Асоматон, Богородицы в мон-ре Кесариани, Афины). При возведении подобных сооружений использовали элементы и более ранних визант. зданий (сполии), напр. мраморные колонны, редко во внешней декорации - сплошную кладку из мраморных блоков, как в ц. М. Митрополия с престолом св. Елевферия (ок. 1200, Афины). Еще большая декоративность кладки, активное включение орнаментированных розеток и вставок присущи, напр., ц. Спасителя близ Амфисы (XII в.) в Центр. Греции или церкви в Мербаке в Арголиде (2-я пол. XII - нач. XIII в.); эти черты станут характерными для начального этапа поздневизант. зодчества ( Krautheimer. 1986. P. 395). Развитие монастырского зодчества в Центр. Греции, Македонии, Сербии привело к формированию нового типа притворов - лити, заменивших нартекс; они отличались большей глубиной, их перекрытия опирались на 2 свободно стоявшие колонны, напр. в ц. Панагии мон-ря Осиос Лукас, где нартекс был перестроен на рубеже X-XI вв.; в мон-ре Осиос Мелетиос - ок. 1150 г., в кафоликоне мон-ря Хиландар - нач. XIV в. Позже появился тип лити с перекрытием из пандативных или крестовых сводов над 9 ячейками, с опорой на 4 колонны, напр. в мон-ре Сагмата (1175). Широкое применение в то же время подобных построек в виде гавитов (или жаматунов) в Армении представляло параллельный процесс ( Mylonas. 1990). Поздневизантийский период

http://pravenc.ru/text/383977.html

А. были особенно распространены во фресковых циклах на Афоне и в балканских странах, а также известны иконы и миниатюры в рукописях. Одним из наиболее ранних является фронтиспис кодекса из Вел. лавры на Афоне (Ath. Lavr. K 122 (2060). Vol. 4v, сер. XI в.), где А. А. представлен в монашеской мантии в молении (жест оранта). Изображения преподобного в храмовой росписи: на фреске в ц. Богородицы мон-ря Студеница (Сербия), 1208-1209 гг.,- в рост, со свитком в руке, борода седая, овальной формы, по грудь, почти не раздваивается, лицо удлиненное, аскетическое, лоб высокий; в ц. св. Никиты в Чучере (Македония), до 1316 г.,- А. А. в монашеском одеянии, с поднятой в молении правой рукой и свитком в левой, с кудрявой бородой средней величины, разделенной на 2 пряди, на макушке отделившаяся прядь; в ц. Афендико в Мистре (Греция), 1311-1312 гг.; на юж. стене диаконника ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. В алтаре ц. свт. Николая в Рамаче (Сербия; ок. 1395) А. А. представлен необычно: в святительском облачении, с омофором. На Афоне его изображения известны в ц. Пантанассы мон-ря Протат, нач. XIV в., мастер Мануил Панселин ; на фрагменте фрески из мон-ря св. Павла, 1447 г.; в трапезной Вел. лавры, 1512 г.,- неск. изображений в разных местах, среди преподобных; в трапезной мон-ря Воскресения Христова, 1512 г.; в мон-ре Протат, 1512-1540 гг.,- седой, с разделенной надвое, повитой бородой, с залысинами, с прядью на макушке, с крестом и свитком в руках; в кафоликонах Вел. лавры, 1535 г.; Хиландарского мон-ря, 1535 г.; мон-ря Дионисиат, 1547 г., мастер Зорзис Критянин; в капелле вмч. Георгия мон-ря Ксиропотам, 1555 г. Прп. Афанасий превращает молитвой соленую воду в питьевую. Клеймо иконы Божией Матери «Экономисса» с житием прп. Афанасия Афонского. XVIII-XIX вв. (ЦМиАР) Прп. Афанасий превращает молитвой соленую воду в питьевую. Клеймо иконы Божией Матери «Экономисса» с житием прп. Афанасия Афонского. XVIII-XIX вв. (ЦМиАР) Образ А. А. представлен на обороте двухсторонней иконы «Спас Вседержитель», 60-80-е гг.

http://pravenc.ru/text/76982.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Братья Стефан и Лазарь Мусичи. Роспись храма мон-ря Павлица. 1387 г. (Нова-Павлица), жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в сел. Павлица, над р. Ибар, в 10 км от г. Рашка (Сербия). Основан между 1381 и 1386 гг. Стефаном и Лазарем Мусичами, сыновьями челника Мусы и сестры сербского мч. кн. Лазаря Драганы, о чем свидетельствует надпись на ктиторской композиции на зап. стене храма. Здесь Драгана приняла монашество с именем Феодосия и организовала жен. обитель. Впосл. на помин ее души Стефан и Лазарь вместе с митр. Топлицким Иоанном (по мнению еп. Шумадийского Саввы (Вуковича), он мог быть братом Мусичей, см.: Српски jepapcu. С. 240) пожертвовали мон-рю кипарисовое распятие в серебряном окладе, к-рое ныне хранится в афонском мон-ре Ватопед. Также Мусичи возвели конак и трапезную и снабдили обитель всем необходимым. Судя по урезанным фигурам святителей на фресках на этой стене, мон. Феодосия, возможно похоронена в юж. певнице. Погибшие в битве на Косовом поле (1389) Стефан и Лазарь Мусичи были похоронены в храме возле зап. стены, под ктиторской фреской. В февр. 1392 г. в П. «опочило» тело блгв. кн. Лазаря при его перенесении в мон-рь Раваница . Во время завоевания сел. Брвеник турками, в 1455/56 г., обитель была разрушена, но уже в 1464 г. усилиями митр. Рашского Иоанникия восстановлена с разрешения Михаила Анджеловича, брата Махмуд-паши Анджеловича, румелийского беклербека. Тогда была возведена внешняя припрата, о чем сообщает надпись на ктиторской композиции, расположенной на ее юж. стене ( 1983; Он же. 1993). После 1548 г. почти в течение 2 столетий в источниках нет сведений о П., что может свидетельствовать о ее запустении. В XVIII в. П. являлась метохом монастыря Студеница. С 1712 г. здесь жил и в 1719 г. был похоронен бывш. еп. Великоварадский и Эгерский Ефрем (Банянин) . В XIX в. монастырская церковь действовала как приходская, над ее входом был надстроен массивный звонник. В XX в. П. была муж. мон-рем. В 1910 г. В. Петкович раскрыл фрески с изображениями братьев Мусич. В 1955 г. фрески храма были очищены. В 1982 г. проведена реконструкция храма. В 2003 г. П. стала жен. подворьем монастыря Градац , с 2010 г. является самостоятельной обителью во главе с игум. Екатериной (Ковинич).

http://pravenc.ru/text/2578604.html

В. был местом монашеских подвигов прмч. Феофана († 1559), принявшего в молодости ислам, но после раскаявшегося и много лет подвизавшегося в постах и молитвах. Затем он отправился в К-поль и публично исповедал Христа на том месте, где прежде отрекся от Него. Стойко перенеся все пытки, он принял мученическую кончину ( Μαρτζλος. Σ. 110). В сер. XV в. в мон-ре работал слав. монах-переводчик Антоний [серб. Ahmohuje] . О его деятельности известно из рукописи 1473 г. (Рыльский мон-рь. 22), содержащей Слова свт. Иоанна Златоуста, переведенные Владиславом Грамматиком, к-рый называет в числе оригиналов серб. перевод, выполненный в В. мон. Антонием для архидиак. Студеницкой митрополии Никиты ( Παυλικινωφ. Σ. 9). В В. жил знаменитый переводчик богослужебных книг на слав. язык иером. Савва, к-рого предполагали отправить в Россию для правки книг. В 1518 г. по просьбе вел. кн. Василия III в Москву прибыл прп. Максим Грек, до этого ок. 10 лет подвизавшийся в В. Он сыграл значительную роль в культурной жизни России XVI в. и оставил после себя огромное лит. наследие. XVII в. По мнению ряда исследователей, с кон. XVI в. фактически начинается новый период в истории В., характеризующийся дальнейшим экономическим развитием и ростом влияния мон-ря ( Χρυσοχοδης. Σ. 62). В значительной степени это связано с увеличением земельных владений В. Если учесть, что в XVII в. во мн. афонских мон-рях наблюдались экономический спад и запустение (Ксенофонт, Русик, Кастамонит и др.), то на этом фоне положение В. и нек-рых др. обителей (Иверский и Хиландарский мон-ри, Дионисиат) можно назвать процветающим. Несмотря на попытки Патриархов Иеремии II К-польского и Сильвестра Александрийского (1574/75), в В. и в большинстве афонских обителей в XVII в. утверждается идиоритмия. На протяжении XVII в. главным адм. лицом мон-ря являлся дикей. Постепенно существенные полномочия оказались сосредоточены в руках скевофилакса, к-рый к концу столетия кроме хранения сокровищ и реликвий приобрел широкие адм. функции. Титул игумена давался на короткий срок и не сопровождался реальной властью ( Χρυσοχοδης. Σ. 65).

http://pravenc.ru/text/Ватопед.html

Из нимба Христа выходят 7 коротких стеблей с медальонами с изображениями Св. Духа в виде голубей, образующих цветок или корону. В композицию включены также 2 св. жены, изображенные оглавно, но предков Христа по плоти нет - ветви и завивающиеся стебли покрыты только цветами и листьями. Впервые полная генеалогия Христа дана в иллюстрации Евангелия царя Вратислава (Прага, 1085) с 54 полуфигурами, начиная от Авраама. Древо Иессеево. Роспись нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия. 1348 - 1350 гг. Древо Иессеево. Роспись нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия. 1348 - 1350 гг. В восточнохрист. искусстве изображения «Д. И.» известны с XII в. В визант. искусстве существует 2 варианта иконографии. В основе одного лежит родословие Христа по Евангелию от Матфея (напр., фрески в нартексе ц. апостолов Петра и Павла в Тырнове, кон. XV в., фрески испосницы Петра Коришского (до 1343)). В др. варианте иконографии помимо изображений предков Христа представлены изображения пророков с развернутыми свитками пророчеств и отдельные сцены из ВЗ и НЗ, соответствующие темам воплощения, рождения и искупительной жертвы Христа. В композицию могут быть также включены античные философы, поэты и сивиллы со свитками, содержащими пророчества о событиях НЗ. Согласно описанию несохранившихся мозаик 1169 г. в базилике Рождества Христова в Вифлееме, композиция «Д. И.» состояла из изображений пророков, среди к-рых была помещена и сивилла, и предков Христа в медальонах. Руй Гонсалес де Клавихо (XV в.) в описании путешествия ко двору Тимура упоминает об изображении «Д. И.» в портике мон-ря Богородицы Перивлепты в К-поле (XI в.). В XIII-XIV вв. «Д. И.» становится широко распространенной темой в росписях визант. храмов: Св. Троицы мон-ря Сопочани, Сербия (ок. 1265); св. Ахиллия в Арилье, Сербия (1296); Спасителя в мон-ре Жича, Сербия (роспись ок. 1220, обновлена в 1309-1316); Богородицы Левишки в Призрене, Сербия (1310-1313); Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350); Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция (1259-1265); Св. Софии в Трапезунде (1260-1270); св. Апостолов в Фессалонике (после 1315); груз. церквей в Кинцвиси (1207) и Сафаре (1-я пол. XIV в.). Композиция обычно помещается на наружных стенах (башня мон-ря в Студенице, Сербия, XIII в.) или в нартексе, где, как правило, располагаются циклы прообразовательного характера, «Страшный Суд», «Вселенские Соборы», а также портреты царей, ктиторов и местных святителей. В этом контексте «Д. И.» отражает связь ВЗ и НЗ, раскрывает в образах темы воплощения и спасительной жертвы Христа. В нач. XIV в. в искусстве Сербии по образцу «Д. И.» была создана композиция «Лоза Неманичей», представляющая родословие серб. государей (ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия, ок. 1320).

http://pravenc.ru/text/180450.html

Несмотря на значительные утраты в живописи лика, прослеживается тот же иконографический тип; в руках - крест. С крестом в правой руке и раскрытым свитком в левой И. Л. представлен в «Енклистре» мон-ря прп. Неофита на Кипре (ок. 1183), между преподобными Онуфрием Великим и Феодосием Великим. Со свитком И. Л. изображен: в ц. Богородицы Евергетиды мон-ря Студеница, Сербия (1208-1209); в ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле (ок. 1315) - симметрично образу прп. Саввы Освященного; в ц. свт. Николая в Рамаче, Сербия (ок. 1395), - седовласый старец с немного завивающейся раздвоенной бородой и свернутым свитком в левой руке, симметрично образу прп. Макария Египетского; в ц. Успения Протата в Карее на Афоне (нач. XIV в.); в ц. Введения во храм в мон-ре Нова-Павлица в Брвенике, Сербия (до 1389). Образ И. Л. сохранился в церквах Успения мон-ря Трескавец близ Прилепа, Македония (между 1334 и 1343); Вознесения мон-ря Дечаны, Сербия (1348-1350); свт. Климента в Охриде (1378). В иконописи образ И. Л. нередко бывает включен в состав избранных святых: на иконе «Святые отцы Синая» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (нач. XIII в.) представлен с крестом в правой руке, левая открыта ладонью вовне; на эмалевой пластине оклада мозаичной иконы с изображением ап. Иоанна Богослова из Великой Лавры прп. Афанасия на Афоне (XIV в.). Среди редких уцелевших единоличных образов - икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XV в.), где И. Л. представлен в темном монашеском облачении, в мантии с 3 пуговицами (редко встречающаяся деталь), с куколем на голове; пальцы правой руки сложены именословно, в левой - свернутый свиток. Редкость подобных изображений И. Л., а также особое значение этого святого для Синайского мон-ря позволяют предполагать, что эта икона была создана именно там. В поствизант. живописи сохранялись основные особенности иконографии И. Л. Он представлен: в кафоликоне Великой Лавры прп. Афанасия (1535, Феофан Критский с сыновьями Симеоном и Неофитом) - со свитком; в Метеорах в соборе свт.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010