Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [серб. Jobah] (Младенович; род. 11.09.1950, с. Добраче, близ г. Ариле), еп. Шумадийский Сербской Православной Церкви (СПЦ). Родители И. были членами богомольческого движения свт. Николая (Велимировича) , имели 14 детей. И. окончил начальную школу в родном селе. В 11 лет стал послушником в мон-ре Клисура, а в дек. 1963 г. перешел в мон-рь Студеница и провел здесь 30 лет. С 1967 по 1969 г. обучался в монашеской школе в мон-ре Острог , после служил в Югославской армии. 24 апр. 1971 г. пострижен в монашество и на следующий день рукоположен во диакона. В том же году поступил в семинарию свт. Саввы в Белграде, которую с отличием окончил в 1974 г. 29 июля 1973 г. рукоположен во иерея. В 1976-1980 гг. учился на Белградском Богословском фак-те. Совмещал учебу с послушанием зам. настоятеля Студеницы, 25 июля 1980 г. был назначен настоятелем. Упорядочил внутреннюю жизнь мон-ря, стал инициатором проведения в нем богословских и научных симпозиумов, а в 1986 г. организовал торжества в честь 800-летия обители, собравшие более 100 тыс. участников. В 1983 г. возведен в сан синкелла, в 1986 г.- протосинкелла, в 1989 г.- архимандрита. 25 мая 1993 г. на Архиерейском Соборе СПЦ избран епископом Тетовским, викарием Патриарха Сербского; хиротонисан во епископа 25 июля 1993 г. в Студенице. На И. было возложено управление епархиями СПЦ на территории бывш. югославской Республики Македонии, но из-за сложной политической и религ. ситуации в стране он смог основать лишь 12 церковных общин и рукоположить 3 священников. В мае 1994 г. переведен в Западноамериканскую епархию и 18 сент. того же года взошел на кафедру. Основал в епархии 9 приходов, обновил и построил неск. храмов. Стараниями И. в США был издан «Пролог» свт. Николая (Велимировича) на англ. языке, началось вещание епархиального радио. 1 сент. 2002 г. возглавил кафедру Шумадийской епархии ; основал мон-ри Прерадовац, Петковицу, Пиносаву и др., ввел общежительный устав в Бошняне, Йошанице, Денковаце, Саринаце, Дивостине, обновил более 10 церквей, в т. ч. кафедральный собор в Крагуеваце, завершил строительство епархиальной резиденции и гуманитарного центра при семинарии. С 2002 по 2009 г. рукоположил ок. 70 диаконов и священников. Поддерживает в епархии книгоиздательство, выход периодических изданий и вещание радиостанции. Является автором неск. богословских статей в серб. церковной периодике. Представлял СПЦ на мн. мероприятиях за границей: на освящении храма Христа Спасителя (Москва, июль 2000), на консультациях в ООН и с международными орг-циями по определению статуса Косово и Метохии (США, Бельгия, Германия; весна 2006), на интронизации Иерусалимского Патриарха Феофила III (нояб. 2005) и др. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/469518.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ [серб. Joahukuje, (Нешкович Иван; 14(26). 01.1804, с. Миланджа, близ Иваницы - 20.02(4.03).1873, Карановац (ныне Кралево)), еп. Ужицко-Крушевацкий Сербской Православной Церкви. Образование получил в школе в с. Заблаче близ г. Чачак и в мон-ре Каленич . 26 июля (7 авг.) 1826 г. рукоположен во диакона в Крагуеваце. Время пострижения в монашество неизвестно. В 1831-1833 гг. уже как иеродиакон служил при митр. Сербском Мелетии (Павловиче) . В 1833 г. входил в число сопровождавших в К-поль на хиротонию буд. митр. Сербского Петра (Йовановича ; впосл. епископ Горно-Карловацкий). В том же году еп. Ужицким Никифором (Максимовичем) рукоположен во иерея. До 1836 г. служил при митр. Петре, затем вернулся в Каленич. Курировал работы по обновлению мон-ря Студеница, после 1844 г. был игуменом Каленича, членом Апелляционной комиссии Белградской епархии, в 1842-1847 гг.- членом епархиальной консистории. 23 окт. (5 нояб.) 1849 г. в соборной церкви Белграда хиротонисан во епископа Шабацкого (см. ст. Шабацко-Валевская епархия ). 4(16) апр. 1854 г. по решению Архиерейского Собора переведен на Ужицкую кафедру (см. ст. Жичская епархия ). В родном селе в 1833 г. открыл школу (действовала до 1953), построил в память своих родителей храм св. Саввы Сербского, а также храм св. Симона Монаха в мон-ре Прерадовац. Инициировал реконструкцию монастыря Жича : в 1855-1856 гг. были построены братский и хозяйственные корпуса. Был большим книголюбом, собрал богатую личную библиотеку, дарил ценные рукописи, в т. ч. важные исторические источники, б-кам серб. ученых об-в. 12 янв. 1858 г. был избран членом Общества сербской словесности, а 29 июля 1864 г.- почетным членом Сербского ученого об-ва. Публиковал проповеди, к-рые посвящал не только богословским темам, но и истории Православия в серб. землях, в т. ч. включил в издание как дополнение списки Сербских архиепископов и патриархов с периода средневековья до 1766 г., когда была упразднена Патриархия Белградских и Ужицко-Валевских митрополитов в период подчинения Сербской Церкви К-полю, а также Сербских митрополитов, Шабацких, Ужицких и Тимокских епископов до 1868 г. Сообщения И. об архиереях XIX в. являются важными историческими свидетельствами (в отношении нек-рых персоналий - единственными), потому что многих из них он знал лично и не только сообщал об их возрасте, происхождении и деятельности на кафедрах, но и давал описания их внешности и жизненного пути после ухода с кафедр. При этом он указывал источники, к-рыми располагал, многие из них позже были уничтожены либо утеряны. И. составил автобиографию, описания мон-рей Жича и Каленич. Он писал стихи, многие из к-рых опубликовал в календаре «Таковац» (Белград). В награду от рус. царя Александра II получил панагию. Похоронен в юж. часовне мон-ря Жича.

http://pravenc.ru/text/577980.html

Видение прор. Иезекииля. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГММК) В визант. иконографии облик И. сложился позднее, чем внешний вид 3 др. «больших» пророков. Вначале И., как и др. пророков, изображали в виде юноши в светлых одеждах, с копной коротких кудрявых волос, слегка закрывающих уши: на фресках синагоги в Дура-Европос (244/5, Национальный музей, Дамаск); на мозаиках кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае (550-565). Со временем И. стали представлять как средовека с темными волосами или с проседью; старцем в хитоне и гиматии, с седыми, длинными, волнистыми волосами, спускающимися на плечи отдельными прядями, с бородой средней длины, заостренной книзу: в ц. св. Апостолов в Фессалонике (1312-1315); в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314); в росписи мон-ря Пантократор на Афоне (ок. 1538); на миниатюре из Книги пророков (РГБ. Ф. 304.I. 90. Л. 177 об.; 1489 г.); на иконе «Пророки Иезекииль, Исаия, Иаков» из Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (ок. 1497, ГРМ). В палеологовскую эпоху И. стали изображать более экспрессивно - с взлохмаченными короткими волосами, что, видимо, связано с визионерством ветхозаветного пророка: в росписи ц. Успения Богородицы на Волотовом поле (ок. 1363); на иконе «Пророк Иезекииль» из пророческого ряда иконостаса Преображенского собора в Кашине (1449-1450, ГРМ). Отличия от др. пророков (кроме атрибута - затворенных врат храма, символизирующих непорочное зачатие) в иконографии И. отсутствуют. Исследователи особенно отмечают сходство иконографии И. и прор. Исаии. Цвет одежд И., форма его бороды в изображениях варьируются. Так, на обороте оклада Евангелия 1568-1577 гг. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), выполненного по заказу валашского княжича Александру II Мирчи и его семьи, И. представлен с гладкими прямыми волосами, открывающими уши, и длинной, узкой, расчесанной надвое бородой. В иллюстрациях Sacra Parallela (Paris. gr. 923, IX в.) И. трижды изображен по-разному: с круглой и с заостренной бородой, с темными и со светлыми волосами. Помимо атрибута в руках И. может находиться свиток с текстом, напр. «Дверь сия затворена будет и не отверзется и никто ж може пройти сквози…» (Иез 44. 2). Образы видений И. толковались как пророчества о Пресв. Богородице, о Страшном Суде, о пришествии Мессии. Соответственно варьировались и тексты на свитках И. (Иез 37. 1; 37. 4-6; 37. 12; 34. 20; 14; 19. 1). Тексты Ис 6. 1 (мозаики кафедрального собора Санта-Мария Нуова в Монреале, между 1183 и 1189) и Вар 3. 36 (мозаики Палатинской капеллы в Палермо, ок. 1143-1146) встречаются редко.

http://pravenc.ru/text/Иезекииль.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь Клисина, Босния и Герцеговина (Огненная Мария), муж. мон-рь во имя вмц. Марины Бихачско-Петровацкой епархии Сербской Православной Церкви. Расположен в с. Ништавци, между городами Сански-Мост и Приедор (Босния и Герцеговина). Настоятель - игум. Василий (Рожич), 4 насельника (2013). Название монастыря и местности восходит к греч. слову «Εκκλησα» (церковь) и отражает предание о находившемся здесь в средние века мон-ре (возможно, в честь Сретения Господня). Древний мон-рь был разрушен, наиболее вероятно, во время завоевания Боснии турками (1463). Впосл. здесь был возведен деревянный храм, к-рый сожгли усташи в 1942 г., когда эта территория вошла в состав т. н. Независимого гос-ва Хорватия. Колокол из этого храма сербы спрятали в р. Сана, в конце войны он был установлен на деревянной колокольне, которая существовала до кон. ХХ в. В 2008 г. колокол повесили на новой, каменной колокольне. В 1991 г. началось возведение храма во имя вмц. Марины. 30 июля 1993 г. его освятил еп. Бихачско-Петровацкий Хризостом (Евич, с 2013 епископ Зворникско-Тузланский) и предложил учредить здесь мон-рь. Но начало гражданской войны в Боснии и Герцеговине замедлило устройство обители. 30 июля 1994 г., во время военных действий, был заложен фундамент братского корпуса, к-рый был возведен и освящен 30 июля 2001 г. 1 янв. 1998 г. вышел указ еп. Хризостома об основании в К. общежительного мон-ря. 29 окт. 2000 г. в обители состоялся 1-й монашеский постриг. В 2005 г. К. приобрела 14,5 тыс. кв. м земель, были построены гостиница для паломников, пирг (башня с часовней) во имя св. Саввы Сербского и св. Симеона Мироточивого. В 2004-2007 гг. алтарь храма расписал художник из России В. Юшков; в 2009 г. освящены мозаики, изготовленные в монастыре Студеница. В 2010 г. для увеличения площади храма вокруг него были возведены стены по проекту Б. Баджа и храм стал частью большого собора. В соборе К. хранятся частицы мощей вмц. Марины, прп. Григория Горняцкого, местночтимых мучеников Серафима, Аввакума и Мардария Медлянских, прп. Феодора Тирона и прп. Петра Коришского, почитаемый список Иерусалимской иконы Божией Матери и др. Лит.: Православни манастири у Босни и Херцеговини. Београд, 2008. С. 242-245. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841445.html

В программе росписи визант. храмов образ Н. представлен, напр., на фресках ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06), и ц. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209), а также в стенописи афонских храмов: в наосе кафоликона мон-ря Ватопед (1311/12), в алтарной зоне кафоликонов Хиландарского мон-ря (1321/22) и мон-ря Дохиар (1567/68, мастер Дзордзис Критский), в парекклисионе Панагии Парамифии мон-ря Ватопед (1677/78). Выполненный в технике перегородчатой эмали образ патриарха украсил антепендиум - Золотой алтарь (Pala d " Oro) в соборе Сан-Марко в Венеции (ок. 1100). Рус. иконописные подлинники отражают визант. изобразительную традицию в части миней, где представлены оба типа иконографии Н. (единоличный образ и сцена перенесения мощей или одно из этих изображений, 2-й вариант нередко связан с неполной сохранностью минейного цикла). Изображение святого имеется на миниатюрах рукописей: в Минологии 2-й четв. XI в. (ГИМ. Греч. 376 (Син. греч. 183). Fol. 197r) - под 13 марта, перенесение мощей; в Минологии на год деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 31v, 1322-1340 гг.) - в 1-м клейме 4-частной (на листе) миниатюры, полуфигура, обеими руками держит перед собой Евангелие; в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58) изображен дважды: единолично в рост под 13 марта (Л. 103 об.) - старец с седыми клочковатыми волосами и средней блины бородой, в однотонной светло-зеленой фелони, с омофором, палицей, в левой руке держит Евангелие, правой благословляет; и под 2 июня (Л. 116) - возраст, жесты, состав одежд те же, что на 1-й миниатюре, но здесь Н.- старец с большой залысиной на лбу, с аккуратной округлой седой бородой, в крещатой белой фелони (см.: Евсеева. Афонская книга. С. 283, 307). В настенных минологиях храмов образ Н. сохранился: в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18) - перенесение мощей (под 13 марта) и единолично (под 2 июня); в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия (ок.

http://pravenc.ru/text/2565510.html

В мозаиках Дафни (посл. треть XI в.) и в ц. Марторана в Палермо (Сицилия, 1143), в росписи Введенской ц. мон-ря Нова-Павлица (Сербия, до 1389) фигура дана в более свободной позе. В последнем памятнике Д. представлен средовеком с короткой бородой. Этот образ формой и длиной бороды напоминает один из иконографических типов прор. Моисея, напр. в росписях ц. Вознесения в Милешеве (Сербия, 20-е гг. XIII в.), его волосы встрепаны, одежда проще, чем изображается обычно. Эти небольшие иконографические изменения встречаются также в ц. Вознесения в мон-ре Раваница (Сербия, ок. 1387). В монументальных росписях образ Д., как и др. пророков, помещался в барабане (ц. Рождества Христова на Красном поле в Новгороде, 1381-1382), на подпружных арках (Благовещенский собор Московского Кремля, сер. XVI в.), на столпах. По наблюдению Л. Д. Попович, в росписи 4 храмов периода св. кор. Милутина (1282-1321): праведных Иоакима и Анны в мон-ре Студеница (Кралева ц.) (Сербия, 1314), св. Никиты близ Скопье (Македония, до 1316), вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия, ок. 1320) - фигура Д. отсутствует в барабане среди больших пророков (его место занимают др. пророки, напр. Моисей), но есть в др. частях росписи указанных церквей. В иконописи Д. всегда представлен в пророческом ряду высоких иконостасов, в композициях «Похвала Богоматери» и др., объединяющих изображения Богородицы на троне и пророков. Его образ рассматривается в патристике как прообраз Воскресения Христова и триумфа Христа. Под влиянием богословских комментариев на толкование Д. сна библейского царя Навуходоносора (Дан 2. 27-46) сложилась иконография иконы Божией Матери «Гора Нерукосечная» . Иногда это видение о горе, камне, истукане изображалось в полном соответствии с текстом (фрагмент медных врат сев. входа в Благовещенский собор, кон. XVI - нач. XVII в., ГММК). Видение Д. о 4 царствах входит важной частью в изображение Страшного суда. Иногда в композицию включается ангел, объясняющий Д. это видение (икона «Страшный суд», 2-я пол. XVI в., ГТГ).

http://pravenc.ru/text/171183.html

[серб. Joahukuje, († 28.05.1279), архиеп. Сербский в 1272-1276 гг. Основные сведения об И. сообщает Житие, написанное архиеп. Сербским Даниилом II и включенное им в сборник Житий королей и архиепископов сербских. О происхождении И. известно лишь, что он был сыном набожных родителей. Сопровождал своего учителя мон. Савву (впосл. архиеп. Сербский Савва II ) в паломничество на Св. землю; во время продолжительного пребывания в Иерусалиме был рукоположен во диакона и во пресвитера. На обратном пути посетил афонский мон-рь Хиландар , где подвергся нападению пиратов. Ок. 1254 г. вместе с мон. Саввой вернулся в Сербию, но вскоре ушел в Хиландар, где ок. 1255/56 г. стал экономом, а ок. 1257 г.- игуменом. При нем обитель пользовалась покровительством серб. кор. Стефана Уроша I и на ее территории был выстроен пирг (башня) Преображения. Не позже 1263 г. И. добровольно оставил Хиландар и ушел в Сербию, где кор. Урошем был поставлен игуменом мон-ря Студеница , а осенью 1272 г. избран архиепископом Сербским. Слова Жития о том, что И. «сохранил неповрежденной православную христианскую веру», вероятно, свидетельствуют о его критическом отношении к Лионской унии (1274), заключенной визант. имп. Михаилом VIII Палеологом. Когда кор. Урош I вынужденно оставил престол и удалился в обл. Хум, то И. в знак преданности королю в 1276 г. отказался от архиепископской кафедры. Уход И. стал 1-м случаем в серб. церковной истории, а преемник на кафедре архиеп. Евстафий I был избран только после его смерти. И. поселился «в земле Пилотской» (Полат, историческая область в верховьях и среднем течении р. Дрин, к северу от оз. Шкодер), где умер и был похоронен. Через 2 года и 9 месяцев св. Елена Анжуйская , вдова кор. Уроша, в благодарность за преданность перезахоронила его прах в мон-ре Сопочани рядом с ее мужем. Согласно архиеп. Даниилу, И. умер 28 мая, а в Типике архиеп. Никодима 1319 г. указывается 27 апр. (рукопись погибла при пожаре в 1941; см.: Записи. 1905. 3. Бр. 5031; Типик архиеп. Никодима/Уред.: Л. Београд, 2004. 1. С. 105а). Возможно, апрельская дата является днем торжественного перезахоронения мощей И. в Сопочани ( С. Српски архиепископи од Саве II до Данила II//ГСКА. 1933. 108. С. 55). Согласно Житию, останки И. были обнаружены «целыми» (нетленными). «Троношский родослов» (XVIII в.) сообщает, что чудотворные мощи И. продолжают храниться в «каменном ковчеге» в Сопочани (см.: М. Обшти лист: Из nampujapшuje Београд, 1872. С. 31). Совр. местонахождение мощей неизвестно.

http://pravenc.ru/text/578000.html

На руках и ногах крестные раны. Изображенные в парусах пророки Аввакум и Иезекииль одной рукой указывают на Иисуса Христа, в др. держат развернутые свитки - у Аввакума текст: «Я смотрел, и вот муж, восшедший на облака, муж весьма высокий» (Там же), у Иезекииля: «И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь» (Иез 1. 4). Надпись вдоль свода воспроизводит слова прор. Аввакума: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне» (Авв 2. 1). В XIV в. изображение А. В. С. не получает распространения, что, по-видимому, можно объяснить усложненностью иконографии. Однако Д. Паллас склонен называть фигуру Софии Премудрости Божией на фресках в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1320 г., и в ц. Богородицы Левишки в Призрене (Югославия, Косово и Метохия), 1310-1313 гг., изображением А. В. С. В XV в. известен единственный пример введения этого образа в роспись храма - изображение в дьяконнике ц. Богородицы в Студенице (Сербия), где А. В. С. представлен с надписью: «IC XC Ангел Великого Совета». В поствизант. искусстве изображение А. В. С. широко известно в памятниках живописи критской школы XVI в., напр. в росписи ц. Всех святых в мон-ре св. Варлаама в Метеорах (мастер Ф. Каталанос); собора мон-ря св. Стефана в Метеорах (утрачена, известна по воспроизведению кон. XX в.); собора мон-ря Филантропон на оз. Янина (Памвотис); ц. Апостолов на Агоре в Афинах. А. В. С. представлен также в росписи ц. Архангелов мон-ря Зограф на Афоне, 1692 г., ц. Панагии Фанеромени на о-ве Саламин (Греция), 1735 г. Изображение А. В. С. оказало влияние на сложение в рус. искусстве XVI в. иконографии Иисуса Христа «Благое Молчание» . Дионисий Фурноаграфиот в «Ерминии», нач. XVIII в., рекомендует писать образ А. В. С. «на облаке носимого четырьмя ангелами и держащего хартию со словами: Аз от Бога изыдох и придох, и о Себе не приидох, но той Мя посла (Иоан 7, 28)» с надписью: «IC. Хр., великого совета Ангел» в малом сев.-вост.

http://pravenc.ru/text/115048.html

IV в., Музей изящных искусств, Бостон; мраморные статуэтки с морским чудовищем, заглатывающим И., с И., спящим под тыквенным деревом, и с молящимся И., созданные в М. Азии, ок. 280-290, Кливлендский художественный музей, США, и т. д.). В нач. IV в. композиции с образом И. появились среди сцен рыбной ловли и жизни обитателей моря в напольной мозаике соборной базилики в Аквилее. «История прор. Ионы» представлена на пиксиде слоновой кости из Вост. Средиземноморья (VI в., ГЭ). По мнению В. Н. Залесской, этот сюжет воспринимался «как символ спасения и воскресения Иисуса Христа, что соответствовало литургическому назначению пиксиды как хранилища просфоры» ( Залесская В. Н. Памятники визант. прикладного искусства IV-VII вв./ГЭ. СПб., 2006. С. 148). Т. о., сохранившиеся памятники свидетельствуют о раннем сложении иконографии И. Причем его облик оставался практически неизменным на протяжении веков. Темноволосым средовеком с большой плешью, с короткой округлой бородой он представлен на мозаиках кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае (550-565). Сходным образом, но со светлыми волосами, правой рукой благословляющим, а в левой держащим свернутый свиток И. изображен на миниатюре из сир. Библии кон. VI - нач. VII в. (Paris. syr. 341. Fol. 178v). Таков его образ в росписях храмов Вознесения в Милешеве, Сербия (до 1228), св. Апостолов в Фессалонике, Греция (1312-1315), праведных Иоакима и Анны (Кралевой) в мон-ре Студеница, Сербия (1314), и др. Однако есть отклонения от привычного типа изображения. Так, на мозаике Палатинской капеллы в Палермо (50-60-е гг. XII в.) И. имеет сходство с ап. Лукой: у него довольно длинная челка с завитками над центральной частью лба. Вариации в стандартных типах изображения ветхозаветных пророков, не влияющие на их идентификацию, были и в палеологовскую эпоху (напр., в росписи Введенской ц. мон-ря Ново-Павлица, Сербия, до 1389, у И. не округлая, а заостренная борода). В рус. искусстве изменения в облике И. происходят в кон. XVII в. (напр., в росписи собора костромского Ипатиевского мон-ря, 1682).

http://pravenc.ru/text/578248.html

В храмовых росписях изображение А. ч. Б. обычно представлено в нартексах в ряду преподобных, аскетов и подвижников, напр. в ц. Вознесения в Милешевском мон-ре (Сербия), 30-е гг. XIII в.,- поясное изображение во 2-м ярусе на юж. стене, рядом с прп. Иоанном Кущником; в ц. Богородицы мон-ря Студеница (Сербия), 1208-1209 гг. (обновлены в 1568),- в рост в нижней зоне стенописи нартекса (Неманьина припрата); в ц. св. Петра близ Беренде (Болгария), XIV в. Нередко А. ч. Б. изображается в календарных циклах росписей, к-рые также располагаются в нартексе, но встречаются и в основном объеме храма, напр. ц. Успения мон-ря Трескавац (Македония), между 1334 и 1343 гг.; ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. На Руси одно из ранних изображений А. ч. Б. имелось в росписи конхи жертвенника ц. Спаса на Нередице близ Новгорода (1199), где А. ч. Б. и неизвестный святой представлены в молении по сторонам Эдесского образа Божией Матери «Воплощение»; во фресках 1378 г. Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине А. ч. Б. представлен в рост в помещении жертвенника на вост. грани сев.-вост. столпа; в ц. Успения на Волотовом поле, 80-е гг. XIV в.,- в диаконнике на вост. грани юго-вост. пилона. Святой изображался в охряной тунике до колен, с обнаженными по локоть руками перед грудью или, как в ц. Спаса на Ильине, с отведенной в сторону правой рукой с раскрытой вверх ладонью. На воздухе «Спас на убрусе с предстоящими», 1389 г. (ГИМ), он представлен в ряду избранных святых, под деисусом. Святой изображен по пояс с разведенными в стороны руками. Образ А. ч. Б. у сев. стены открывает ряд из 25 преподобных, изображенных полуфигурно на алтарной преграде (предалтарной стенке) Успенского собора Московского Кремля (роспись 1482 или 1514-1515), над входом в Петропавловский придел написан образ Спасителя « Благое молчание » с руками, скрещенными на груди, этот жест повторяется в фигуре А. ч. Б.; рядом с А. ч. Б. представлены изображения преподобных Парфения Лампсакийского, Иоанна Лествичника, Иоанна Кущника. В стенописи 1547–1551 гг. Благовещенского собора Московского Кремля (сохранившей программу первоначальной росписи 1508) ростовой образ А. ч. Б. на сев. грани юго-вост. столпа также включен в ряд изображений святых, располагавшийся на алтарной преграде, примыкавших к ней участках стен и алтарных столпах; рядом, на сев. стене вимы, представлен свт. Алексий, митр. Московский.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСИЙ ЧЕЛОВЕК ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010