Но я ещё, может быть, и пошёл бы, но всё-таки со мной люди — я же там не один, в конце концов. Я подумал: может, правда это слишком самонадеянно? Но всё само сложилось потом. Потому что нам пришлось этот корабль оставить в Сиэтле, поскольку американцы не продлили нам визы. Ну, завредничали — они же не объясняют почему. Отказали в визе капитану и ещё двум членам экипажа. И мы вынуждены были подарить эту лодку детям в православной школе американской в Сиэтле. Ну и что: они попросили — мы оставили. В конце концов, корабль у нас не главное. — А что главное? — А главное — идея. Это был крестный ход. С нами были мощи святителя Иннокентия. Я прошёл, чтобы лично прочувствовать, себя убедить, что Русская Америка — это моя Америка. Объяснить это детям, что это наша с вами земля. Что она полита кровью русских людей. Я русский человек, я её наследник. И вообще, это просто моё дело, да и всё. У меня ещё будет много всяких дел, если Бог даст. Иркутск 6 фактов об отце Евгении Старцеве   Родился в 1962 году в бурятском селе Ильинка. Окончил Восточно-Сибирский технологический институт в 1985 году. В 36 лет стал диаконом, священником, настоятелем храма в Улан-Удэ. Восстановил несколько храмов в Бурятии. Не раз выезжал в районы антитеррористических операций на Северном Кавказе, к местам захоронений советских воинов в Монголии. С 2009 года — настоятель Михаило-Архангельской церкви в Иркутске. Иннокентий — апостол Сибири и Америки Святитель Иннокентий, митрополит Московский (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), родился в 1797 году в сибирском селе Анга. В 26 лет он начал миссионерское служение и отдал 45 лет просвещению народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Крестил десятки тысяч людей, строил храмы, открывал школы. Он сам создавал для местных народностей алфавит и грамматику, переводил книги и молитвы, обу­чал их медицине, ремёслам, сельскому хозяйству. Святитель практически непрерывно путешествовал морем, пешком, на собаках, преодолевая по 5 тысяч вёрст. При его содействии Амур был присоединён к России.

http://pravmir.ru/russkaya-amerika-sibir...

За время работы группы отца Иоасафа существенно увеличилось число церквей, храмы появились практически во всех крупных острогах. Крещение приняло абсолютное большинство камчадалов. Пытались активно сопротивляться христианизации только отдельные группы коряков и чукчей. Вскоре правительство перестает субсидировать школы и присылать учителей. Число учебных заведений начинает сокращаться. К 1783 году на Камчатке не было ни одной школы. Настоящим апостолом Камчатки и «русской Америки» стал архиепископ Иннокентий (Вениаминов). Будущий святитель (в миру Иван Евсеевич Попов) родился в 1797 г. в с. Анга Верхнеленского уезда Иркутской губернии. В 1818 г. окончил Иркутскую духовную семинарию. В 1821 г. рукоположен в сан священника. В 1823-м выехал с семьей на Аляску. Собственноручно выстроил в Уналашке церковь и школу, 10 лет вел миссионерскую работу среди алеутов. С 1834 г. переезжает на о. Ситху и обращает в православных христиан индейцев и эскимосов. В 1839 г. возводится в сан протоиерея. В 1840 г. принимает монашеский постриг с именем Иннокентий. В этом же году возведен в сан архимандрита и в связи с созданием Камчатской, Алеутской и Курильской епархии хиротонисан во епископа. В 1842-1843 гг. епископ Камчатский, Алеутский и Курильский Иннокентий совершает объезд камчатских приходов и осмотр церквей по маршруту: Петропавловский порт — Мильково — Ключи — Нижне-Камчатск — Большерецк — Тигиль — Лесной острог — Дранкинский острог — Олюторка — Гижига — Охотск. В 1845 г. Преосвященный вновь посетил Камчатку с целью перевоза в Новоархангельск, к месту нахождения его кафедры, Камчатского духовного училища, чтобы, объединив его с духовным училищем столицы Русской Америки, создать там духовную семинарию. В 1850 г. с обозрением епархии прибывает на Камчатку. Здесь узнает о том, что он возведен в сан архиепископа. В состав Камчатской епархии тогда же водится Удский край. В 1852-м к ней присоединяются якутские приходы. В этом же году для удобства управления гигантской епархией владыка переселяется в порт Аян.

http://patriarchia.ru/db/text/52576.html

Весьма был бы счастлив, ежели бы оторван был от этих занятий приглашением нашей государыни сопутствовать ей в Иерусалим; но, правду сказать, немного имею надежд, чтобы это предположение осуществилось. Государыня продолжает желать пламенно этого поклонения, и я стараюсь поддерживать ее в этом благом намерении; но тут примешивается множество соображений и финансовых, и дипломатических, и самого состояния здоровья, которые, ежели ни то, так другое, послужат помехою. …Не теряю надежды поблагодарить глубокоуважаемого Блаженнейшего Патриарха 642 . Пусть он молит Бога, чтобы царица наша успела совершить желаемое ею поклонение, и тогда они получат более, нежели сколько смогут собрать от нас – более богатых желанием, нежели деньгами. ОР РНБ, ф. 253, д. 174, л. 349–349 об. 358. Из письма П.П. Мельникова к архимандриту Антонину С.-Петербург 29 декабря 1871 г. – Получено в Иерусалиме 2 февраля 1872 г. – Копия Жаль старика Джальда – не дождался он креста, который был уже совсем на мази. Спасибо ему и за то, что он хотя дождался окончания нашего дела 643 . Не малым утешением моей нынешней жизни служат воспоминания моего путешествия на Восток и поклонение Св. Гробу Господню. Дневник моего путешествия, написанный мною наскоро, чтобы для себя упрочить все малейшие его подробности, был читан императрицею во время пребывания в Ливадии. Она, по-видимому, осталась довольна этим чтением, но мне хотелось бы несколько большего результата, а именно: чтобы оно подвигнуло ее к путешествию в Иерусалим и обратило ее внимание на все невыгодные стороны положения нашей Духовной Миссии в Св. Граде. Я неоднократно останавливался на этом предмете и говорил о личностях в том именно расчете, что государыня прочтет мои записки. ОР РНБ, ф. 253, д. 174, л. 350–350 об. 629 Имеется в виду обсуждавшаяся в 1870 г. в Св. Синоде, по инициативе митрополита Иннокентия, идея об отозвании Антонина из Иерусалима и возведении его в епископский сан с назначением епископом Северо-Американским. 630 Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов; 1797–1879), митрополит – выдающийся деятель Русской Православной Церкви, просветитель Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Апостол Сибири святитель Иннокентий и писатель Иван Гончаров В жизни писателя Ивана Александровича Гончарова была необыкновенная встреча с человеком, который впоследствии был признан святым и канонизирован Русской Православной Церковью. Возвращаясь в 1854 г. с Дальнего Востока в Петербург через Сибирь, автор «Фрегата " Паллада " » в Якутске лично познакомился с будущим московским митрополитом, а в то время архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским Иннокентием (Вениаминовым). Святитель Иннокентий Святитель Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов; 1797–1879) был выдающимся церковным деятелем, миссионером, просветившим светом Евангелия народы Восточной Сибири и Русской Америки. Сначала он был священником в Иркутске, в 1823 г. вызвался ехать священником на остров Уналашку, где обратил в христианство алеутов. Для этого он изучил алеутский язык. Благодаря его стараниям, христианство распространилось по всем Алеутским островам. Затем он был переведен на остров Ситху, где распространил христианство среди колошей. В 1840 г. по смерти жены он принял монашество и стал епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Двадцать семь лет длился его апостольский подвиг в Восточной Сибири. Святое Писание было переведено на якутский, алеутский и Курильский языки. В 1868 г. был назначен митрополитом Московским и Коломенским и стал руководить миссионерским обществом. Честная кончина святителя Иннокентия последовала в страстную субботу в 1879 г. Это ли был не ясный знак его святости? Ныне его святые мощи покоятся в Свято-Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. Нужно сказать, что Гончаров со свойственным ему чутьем осознал необычный масштаб личности владыки, о котором ко времени их встречи уже писали в русских газетах и журналах. Готовясь к путешествию, Гончаров много читал, в том числе и о миссионерской деятельности Русской Церкви в Сибири. Прежде всего прочел он книгу самого преосвященного владыки, тогда еще протоиерея, «Записки об островах Уналашкинского отдела» (1840). Книгу писатель оценил высоко: «Прочтя эти материалы, не пожелаешь никакой другой истории молодого и малоизвестного края.

http://pravoslavie.ru/5229.html

Статистика Иннокентий Московский (Вениаминов), свт. Митрополит Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов ; 26 августа 1797, село Ангинское, Иркутская губерния — 31 марта 1879, Москва) — епископ Православной Российской Церкви; с 5 января 1868 года митрополит Московский и Коломенский, святитель, апостол Америки и Сибири. Стал первым православным епископом Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, сподвижник генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н. Н. Муравьёва-Амурского в освоении Дальнего Востока и просвещении его коренных народов. В октябре 1977 года был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью и Православной Церковью в Америке в лике святителей как апостол Сибири и Америки. Память совершается: 31 марта (13 апреля); 10 (23) июня — Собор Сибирских святых; 23 сентября (5 октября) — прославление; 5 (18) октября — Собор Московских святых; Биография Родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря Евсевия Попова и был наречен в крещении Иоанном. В 1803 году его отец скончался и мать осталась с четырьмя детьми на руках. Чтобы помочь бедствующей семье Ивана взял к себе брат его отца, диакон Димитрий Попов, взявшись учить его грамоте по Часослову и Псалтири. Уже в семь лет мальчик читал в храме " Апостол " . Мать пыталась устроить сына на место отца пономарем, чтобы помочь себе и оставшимся детям, но ее попытки оказались напрасны. В 1806 году девятилетний Иван Попов был определен в Иркутскую семинарию. В семинарии в то время училось не менее семи воспитанников с такими же именем и фамилией, поэтому ректор решил переменить фамилии некоторым из учеников. В 1814 году Иван получил фамилию Вениаминов, в честь недавно скончавшегося архиепископа Вениамина (Румовского-Краснопевкова). В 1817 году Иван Вениаминов вступил в брак, а 13 мая того же года был рукоположен во диакона к Градо-Иркутской Благовещенской церкви. В июне 1818 пришло распоряжение прислать из Иркутской семинарии двух учеников для обучения в Московской Духовной Академии, но Иван, как женатый человек, к тому же диакон не мог быть послан в академию. Поэтому по окончании семинарии он был определён учителем в приходское училище.

http://lib.cerkov.ru/authors/1308

Святитель Иннокентий, митрополит Московский Святитель Иннокентий, митрополит Московский (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), родился 26 августа 1797 г. в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря. Мальчик рано усвоил грамоту и с 7 лет уже читал Апостол в церкви. В 1806 г. его отдали в Иркутскую семинарию. Здесь, как лучшему воспитаннику, юноше дали фамилию Вениаминов, в честь почившего Иркутского архиепископа Вениамина († 8 июля 1814 г.). 13 мая 1817 г. он был рукоположен в диакона к Благовещенской церкви Иркутска, а 18 мая 1821 г. - во священника. С 1823 г. началось миссионерское служение будущего Апостола Америки и Сибири. 45 лет отдал Святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Много помогало ему в трудах знание различных ремесел и искусств. Святитель Иннокентий был замечательным проповедником. Совершая литургии, молебны и всенощные бдения, он неизменно наставлял паству. Во время многочисленных поездок святитель Иннокентий изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Одно из лучших его произведений " Указание пути в Царство Небесное " (1833 г.) переведено на разные языки малых народов Сибири и выдержало более 40 изданий. Благодаря трудам святителя Иннокентия в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и богослужение на своем родном языке якуты. 29 ноября 1840 г. митрополит Московский Филарет совершил пострижение отца Иоанна в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. 15 декабря архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. 21 апреля 1850 г. епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.

http://patriarchia.ru/db/text/913857.htm...

Святитель Иннокентий (Вениаминов) О нем писали и пишут много и много будут писать, и чем дальше населяется, оживляется и гуманизируется Сибирь, тем выше и яснее станет эта апостольская фигура. И.А. Гончаров. Фрегат «Паллада» 23 сентября/6 октября Русская Православная Церковь отмечает прославление святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, апостола Америки и Сибири. Жизненный путь святителя был непрерывным и тяжким трудным подвигом: из своих неполных 82 лет жизни 45 он провел в пути, проповедуя слово Божие народам Крайнего Севера нашей страны и Аляски и Алеутских островов. Он явил подлинный духовный облик русского человека для народов Крайнего Севера. Туда он принес и культуру, и просвещение, и образование. И там он был подлинным выразителем той великой, широкой русской души, которая способна принять всех и всем послужить своим щедрым сердцем. Святитель Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов) родился 26 августа 1797 года в селе Анга Верхнеленского округа Иркутской губернии в семье пономаря церкви святого пророка Илии. Когда Ивану Попову исполнилось пять лет, отец начал обучать его грамоте. В августе 1803 года семью Поповых постигло большое горе: умер отец, как значится в метрической книге, «исповедав своя согрешения, и святых таин приобщен, и елеем освящен, помре 40 лет». Его жена и четверо детей остались в крайней бедности. Рано осиротев, Иван с детства узнал нужду и через всю жизнь пронес непосредственное сопереживание чужого горя и лишений. Маленького Ивана на воспитание взял родной дядя, он и продолжил его обучение. В 8 лет мальчик уже читал в церкви Апостол и своим толковым чтением доставлял утешение прихожанам. В 9 лет Иван Попов был определен для обучения в Иркутскую духовную семинарию, в которой обучался долгих двенадцать лет. Вспоминая свое детство, он писал: «Учился я хорошо, но чистого, без мякины, хлеба до выхода из семинарии не пробовал». Дядя Ивана, овдовев, принял монашество с именем Давид и был перемещен в Иркутск. Отец Давид в свободное от службы время увлекался занятиями механикой, и Иван часто помогал ему. Интерес к прикладным наукам очень пригодился Ивану в его дальнейшей жизни.

http://pravoslavie.ru/4493.html

6 октября — прославление святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского 6 октября 2008 г. 00:00 Святитель Иннокентий, митрополит Московский и апостол Америки и Сибири (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), родился 26 августа 1797 г. в селе Агинском Иркутской епархии, в семье бедного пономаря. Мальчик рано усвоил грамоту и с 7 лет уже читал Апостол в церкви. В 1806 г. его отдали в Иркутскую семинарию. Здесь, как лучшему воспитаннику, юноше дали фамилию Вениаминов, в честь почившего Иркутского архиепископа Вениамина (+ 8 июля 1814 г.). После окончания Иркутской духовной семинарии в 1817 г. Иоанн начал свое церковное служение в сане диакона, а затем священника в Благовещенском храме Иркутска, проявив себя ревностным и усердным пастырем. В 1824 г. вместе с другими священнослужителями он получил от епархиального начальства приглашение на миссионерское служение на Алеутских островах. Вначале он отказался, но затем, вняв призыву Божьему потрудиться на ниве духовного просвещения, дал свое согласие. 45 лет отдал святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края. Неутомимый миссионер, Иннокентий сумел овладеть алеутским языком и различными наречиями северных племен. Переплывая с острова на остров, часто подвергаясь смертельной опасности, претерпевая нужду и лишения, он крестил тысячи людей и строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Его трудами были переведены на алеутский язык Святое Евангелие, катехизис и некоторые богослужебные книги. Редкие часы отдыха будущий святитель посвящал метеорологическим наблюдениям, вел этнографические записи, описывал быт и нравы местных жителей. В 1833 г. святитель Иннокентий написал на алеутском языке одно из лучших творений православного миссионерства — «Указание пути в Царствие Небесное». В 1840 г. священник Иоанн Вениаминов прибыл в Петербург, чтобы напечатать осуществленные им научные труды и переводы Священных книг на алеутский язык. К этому времени он овдовел. По решению Священного Синода он, после пострижения в монашество, принял рукоположение во епископа Камчатского и Алеутского.

http://patriarchia.ru/db/text/51628.html

15 июня 1865 года в селе Деулине сгорела до основания деревянная церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского, сооруженная в 1619–1620 гг. архимандритом Троицкого монастыря преподобным Дионисием (Зобниновским) в память заключенного в селе в 1618 году перемирия между Россией и Польшей. 19 августа в Лавру прибыл император Александр II с наследником, Великим князем Александром Александровичем. В 1866 году иждивением московского купца О. П. Тюляева возобновлена стенная живопись в Успенском соборе. Возобновлена стенопись и сделан новый иконостас из розового дерева в лаврской церкви Сошествия Святаго Духа. 20 ноября послушник Гефсиманского скита Василий Меркулов пострижен в монашество с наречением имени Варнава. В 1867 году с южной стороны лаврской церкви Сошествия Святаго Духа устроен придел во имя праведного Филарета Милостивого (в настоящее время не существует). 5 октября Митрополит Филарет сделал окончательный выбор места своего погребения – не в Гефсиманском скиту, а в Лавре. 19 ноября – кончина Митрополита Филарета на Троицком Сухаревском подворье. 26 ноября – погребение митрополита Филарета (Дроздова) в пристроенном к Духовской церкви храме праведного Филарета. 5 января 1868 года Митрополитом Московским назначен Архиепископ Камчатский Иннокентий (Вениаминов). Святитель Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов) родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском, Иркутской губернии, в семье пономаря. В девять лет Иван Попов был определен в Иркутскую духовную семинарию. В 1814 году вместо отцовской фамилии Попов получил фамилию Вениаминов в честь Иркутского архиерея. В 1817 году, за год до окончания семинарии, Иван Вениаминов вступил в брак и был посвящен в диакона Иркутской Благовещенской церкви. В 1821 году он был рукоположен во священника той же церкви. В 1823 году, когда епископу Иркутскому последовал указ от Святейшего Синода послать священника в колонии Российско-Американской компании на остров Уналашку, и когда решительно не находилось охотников ехать, изъявил добровольное желание отправиться на проповедь слова Божия язычникам. Более пятнадцати лет проповедовал Православие коренным народам Северной Америки и Сибири. В частности алеутам, индейцам-колошам, якутам и тунгусам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

ИННОКЕНТИЙ (в миру Иван Алексеевич Борисов; 1800–1857) – выдающийся иерарх, замечательный богослов и прекрасный проповедник. Получил образование в Киевской духовной академии, был профессором Санкт-Петербургской, а затем ректором Киевской академии. С 1836 г. епископ Вологодский, затем Харьковский, скончался архиепископом Херсонским и Таврическим. В Киеве отменил преподавание богословия на латинском языке. Был новатором и в богословии, и в системе преподавания. Утвердил новый метод изложения богословских наук – исторический и историко-сравнительный; не боялся пользоваться западной богословской литературой, самостоятельно работал с первоисточниками. Как указывает Н.И. Барсов , слыл «неологом» и было даже возбуждено «секретное дознание» о его образе мыслей, окончившееся полным оправданием. Преосв. Иннокентий имел большое влияние на общий ход церковных дел в течение четверти столетия. ИННОКЕНТИЙ , св.– в 1727 г. назначен епископом в Иркутск, где и умер в 1731 г. Мощи его обретены в 1764 г.; память – 26 ноября. ИННОКЕНТИЙ, ЕПИСКОП АЛЕУТСКИЙ , св. митрополит Московский (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов; 1797–1879) – миссионер; изучил алеутский язык и распространял христианство по всем Алеутским островам; при его главном и непосредственном участии Св. Писание было переведено на алеутский, курильский и якутский языки; в 1868 г. был назначен митрополитом Московским и Коломенским, руководил миссионерским обществом. Причислен к лику св. (сначала в Православной церкви в Америке, затем в РПЦ). ИОАНН, КАРДИНАЛ БАРДЖОНИНИ, ПРОФЕССОР ПАУЛЬ – персонажи «Повести об Антихристе» – заключительной части «Трех разговоров» Вл. Соловьева. ИОАНН БОГОСЛОВ – св. апостол из числа двенадцати, любимый ученик Христа, автор четвертого Евангелия, трех посланий и Апокалипсиса. ИОАНН ДАМАСКИН , св. (ок. 650 – ок. 750) – один из поздних отцов Церкви. Автор «Точного изложения Православной веры» – самой основательной систематизации богословия неразделенной древней Церкви – и многих литургических песнопений (канонов). Один из главных обличителей иконоборчества, первый автор трактатов в защиту иконопочитания, которую он строил на признании истины Боговоплощения. В 1894 г. в СПб. был опубликован русский перевод «Точного изложения православной веры», осуществленный проф. А. Бронзовым (в 1992 г. фототипически переиздан Братством святителя Алексия и издательством «Приазовский край», Москва – Ростов-на-Дону). Иоанн Дамаскин прославился также, как автор церковных песнопений, за что получил прозвище Златоструйный.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010