«Юбилейный сборник. 1612-1613-1812» (1912), посвященный столетию Отечественной войны 1812 г. и 300-летию царствования дома Романовых,- последний цикл произведений И.-И. в области духовной музыки; в нем он обращается к разным пластам древнерус. культуры (Тропарь на празднование в честь явления иконы Богородицы во граде Казани; Духовный стих о патриархе Гермогене на собственные слова; Тропарь из службы преподобному Дионисию Радонежскому (согласно ремарке автора, текст тропаря, составленный в XVII в. Симоном (Азарьиным) , взят из рукописи Московской Синодальной б-ки, мелодия 3-го гласа заимствована из древних песнопений)), а также создает музыкально-исторические композиции («Величание князю Пожарскому, гражданину Минину и сподвижникам их» на слова Н. С.; «О воцарении Дома Романовых» на слова «в духе народных сказаний» В. Буслаева; «Гимн-марш «1812 год»» на слова Е. Федотовой). В большинстве духовных песнопений И.-И. проявляется стиль московской синодальной школы церковного пения: опора на интонации древнерус. распевов (хотя и без цитирования), хоровые унисоны («Блажен муж»), использование солиста в роли канонарха, мелодии к-рого затем подхватывает хор (напр., в кондаке ап. Матфию, ор. 49). В свободном, ариозном стиле нек-рых песнопений («Трисвятое», прокимен «Не отврати лица Твоего» и др.) заметно влияние музыки П. И. Чайковского . Хоровая фактура в сочинениях И.-И. плотная, насыщенная, нередко используется divisi (особенно 2 сопрано, дублируемые 2 тенорами). Преобладающий аккордовый склад иногда оттеняется краткими имитационными эпизодами (лишь в «Достойно есть» имитации становятся основным средством изложения). Библейская тематика нашла воплощение в опере И.-И. «Руфь» (библейские картины по А. К. Толстому, 1887; изд.: М.; Лпц.: Юргенсон, 1888), в циклах для пения в сопровождении фортепиано «Три библейских стихотворения» (на слова К. Р. (вел. кн. Константина Константиновича ): «Псалмопевец Давид», «Царь Саул», «Легенда о Мертвом море» (ор. 40, 1904)) и «Семь псалмов царя Давида» для пения с аккомпанементом фортепиано или арфы (тексты - свободное переложение Пс 45, 61, 63, 86, 99, 125, 147, автор не указан; ор. 41, 1905). И.-И. также принадлежит «Сказание о святом Серафиме» (из цикла «15 детских хоров для 1, 2 и 3 голосов», op. 51, 3 последних хора a cappella, текст заимствован из «Родного слова» К. Д. Ушинского; вариант для смешанного хора: «Легенда о святом Серафиме» (М., ок. 1900; ОРРИ МГК. Х-41102, 41103)) и муз. произведение на собственный текст «Печальник земли (Сергий Радонежский): Картины русской жизни» (изд.: Пг.: Тип. товарищества А. С. Суворина «Новое время», 1915).

http://pravenc.ru/text/673803.html

Совершая дальнейшие подвиги, К. обретает сначала 8 жен (первая из них - Рукмини), а затем еще 16 тыс. (или даже большее число). Обладая чудесной способностью пребывать одновременно со всеми женами, К. производит многочисленное потомство. После битвы на Курукшетре, которая завершает круг земных дел К., он, решив вернуться в божественные сферы, сначала уничтожает весь город ядавов, Двараку, а затем погибает от стрелы охотника, принявшего его за оленя. Со 2-й пол. I тыс. по Р. Х. в инд. культуре образ К. интенсивно разрабатывался поэтами, художниками и религ. мыслителями. Большую популярность приобрел образ К.-пастуха, возлюбленного пастушек, среди к-рых Радха занимает особое положение, хотя в некоторых сектах и областях Индии преобладает культ супруги К.- Рукмини. Возник даже культ двуединого андрогинного божества Радха-Кришны. В поэзии и живописи образ К.-любовника получал различные трактовки: и религиозно-аллегорические, и вполне мирские, грани между ними установить подчас весьма трудно. В XIX-XX вв. некоторые инд. авторы под влиянием европ. культуры пытались «очистить» образ К. от эротики и представить К. идеальным политическим и гос. деятелем (Бонкимчондро Чоттопаддхай (1838-1894) в трактате «Жизнь Кришны» (1886); Айодхьясинх Упадхьяй Хариаудх (1865-1947) в поэме «Любимый на чужбине» (1914)). Сходство нек-рых эпизодов в мифе о К. и в преданиях о жизни Иисуса Христа, а также фонетическая близость имен (Кришна, Кристна, Христос) давали основания исследователям видеть в К. видоизмененный образ Христа, однако эта гипотеза не получила подтверждения. Лит.: Лаллу Джи Лал Легенды о Кришне. М.; Л., 1937. Т. 1: Прем Сагар/Пер. с хинди, вступ. ст., примеч.: А. П. Баранников; Ruben W. Krishna: Konkordanz und Kommentar der Motive seines Heldenlebens. Istanbul; Zürich, 1944; Archer W. G. The Loves of Krishna in Indian Painting and Poetry. L., 1957; Krishna: Myths, Rites, and Attitudes/Ed. М. Singer. Honolulu, 1966; Hiltebeitel A. The Ritual of Battle: Krishna in the Mahabharata. Ithaka (N. Y.); 1976; Три великих сказания древней Индии. М., 1978; Hawley J. S. Krishna, the Butter Thief. Princeton, 1983; Bhattacharya S. K. Krishna-Cult in Indian Art. New Delhi, 1996; Schweig G. M. Dance of Divine Love: The Rasa Lila of Krishna from the Bhagavata Purana, India " s Classic Sacred Love Story. Princeton; Oxf., 2005; Krishna: A Sourcebook/Ed. E. F. Bryant. Oxf., 2007. С. Д. Серебряный Рубрики: Ключевые слова: ГАНЕША один из важнейших и наиболее популярных богов индуизма, почитаемый также в джайнизме и нек-рых направлениях буддизма

http://pravenc.ru/text/2462021.html

История европ. философии и культуры свидетельствует, что индивидуализм и антропоцентризм как воззрения, в к-рых нарушено равновесие в понимании отношений между человеком и Богом, в той или иной форме соединимы с верой в Бога, а в нек-рых случаях даже обусловлены этой верой. Человек занимает центральное место в философии Сократа , Р. Декарта , И. Канта , С. Киркегора , Н. А. Бердяева , но эти учения нельзя назвать безрелигиозными. Вместе с тем теоретический атеизм в качестве мировоззрения (идеологии) или философского учения неразрывно связан с доведенным до своего предела антропоцентризмом, характерными чертами к-рого становятся подмена веры в Бога мнимой верой во всемогущество человека и человечества, абсолютизация земной человеческой жизни, научного познания как средства решения жизненных проблем и культуры как преобладающей формы жизни. Связь Г. с атеизмом, предполагающая возможное перерождение Г. в атеизм и возникновение гуманистической безрелиг. идеологии на почве атеизма, является симптоматичной и указывает на опасности, с к-рыми сталкивается любая форма Г. В отношении атеистического Г. новейшего времени можно утверждать, что присущее ему отрицание Бога, Божия Промысла и божественности творения приводит его к внутренним противоречиям: Г. видит в человеке властелина бытия, подчиняющего мир своим представлениям о мире, однако объясняет происхождение человека из низшей в сравнении с ним неразумной природы; утверждает вечность природы и бессмертие человечества в виде существования культурно-исторической памяти о его свершениях, но отказывает в вечной жизни и бессмертии самому человеку; понимает человека в качестве высшего «звена» в эволюции, но, признавая эволюцию, в своих концепциях «нового человека» или «сверхчеловека» явно или неявно имеет в виду «преодоление» человека. Хотя в основании антропоцентризма как социально-исторического мироощущения или философского способа рассмотрения проблемы бытия лежит перенесение центра тяжести на человека в отношениях между человеком, Богом и миром, определяющим для понимания сути Г.

http://pravenc.ru/text/168288.html

При формировании неосхоластики в 20-30-х гг. XIX в. роль томизма вновь выросла, он имел ведущее значение в семинариях Италии, Франции и Испании. Наряду с «Суммой теологии» авторитетом пользовались трактаты о сущем и сущности, об истине, к-рые были положены в основу неосхоластической метафизики. Такие авторы, как Г. Сансеверино, С. Гонсалес, М. Буалев, создали системы, в к-рых излагались томистская онтология, гносеология, этика и естественное богословие. Богословское направление неосхоластического томизма представляли Дж. Перроне , П. Скавини и др. Содержательно мало отличаясь от систем предшествующего этапа, их построения продолжали томистскую традицию и поддерживали ее актуальность критикой др. направлений - материализма, идеализма, кантианства и спиритуализма. Ключевыми понятиями, вокруг к-рых оформлялась томистская метафизика, стали понятия возможности и действительности. Через них раскрывался онтологический статус сущего: структуру бытия образует то, что обладает метафизической необходимостью и содержит в себе свою сущность, и то, что обладает физически обусловленным существованием. Направление развитию тварного сущего задает система целей, выстраивающаяся вокруг универсальной целевой причины бытия - Бога. При этом неосхоластические мыслители внесли ряд корректив в томистское учение. Так, если Фома Аквинский полагал возможной гармонию разума и веры, объединенных единой истиной , то в неосхоластике XIX в. утверждалась необходимость подчинения разума вере, прежде всего в форме признания авторитета церковной традиции. В этике в отличие от оригинального томистского интеллектуализма преобладало представление о воле как ведущем начале активности и свобода рассматривалась как способность направлять волю к определенным целям. Главной проблемой неосхоластического богословия стало обоснование на основе томизма авторитетности той или иной инстанции, к-рая отражает в себе Откровение и служит источником религ. традиции. Среди них - Свящ. Писание, писания св. отцов Церкви, декреты Римских понтификов, решения Соборов, церковные обычаи, каноническое право, теологумены признанных богословов и, наконец, разум. Доктринальный фундамент

http://pravenc.ru/text/2564952.html

Согласно официальным данным Правительства Л., население страны в 2011 г. насчитывало 1 894 194 чел. По оценкам ООН, на нач. 2015 г. этот показатель составлял 2 072 тыс. чел. Большинство населения Л. говорит на языках семьи банту (97,6%): гл. обр. на языках группы сото-тсвана - сесото, пхути, коса, свази, а также на языке зулу группы нгуни. Африканеры составляют 0,1%. Количество иностранцев незначительно (0,2%), в основном это выходцы из Юго-Вост. Азии, а также работающие в Л. европейцы или американцы. По оценочным данным на 2015 г., средняя ожидаемая продолжительность жизни - 52,86 года (мужчины - 52,76, женщины - 52,97); естественный прирост населения - 0,32%, коэффициент естественного прироста - 10,58 на 1 тыс. чел. (рождаемость - 25,47; смертность - 14,89); показатель фертильности - 2,72 ребенка на 1 женщину; средний возраст - 23,8 года, в возрастной структуре: дети до 14 лет - 32,67%, лица в возрасте от 15 до 64 лет - 61,9, лица 65 лет и старше - 5,43%; средняя плотность населения - 68,3 чел. на кв. км; степень урбанизации - 27,3%. Ввиду оттока населения (гл. обр. в ЮАР) высок процент миграции (7,36 на 1 тыс. чел.). Государственное устройство Согласно действующей Конституции, принятой 2 апр. 1993 г., Л.- унитарное гос-во, по форме правления - конституционная парламентская монархия. Глава гос-ва - король, однако его роль церемониальная. Законодательная власть осуществляется 2-палатным парламентом, состоящим из Национального собрания и сената. Национальное собрание состоит из 120 депутатов, избираемых всеобщим голосованием сроком на 5 лет, из к-рых 40 избираются по партийным спискам на основе пропорционального представительства, 80 - в округах. Сенат, действующий также 5 лет, не избирается: он состоит из 22 традиц. вождей и 11 членов, назначаемых королем в согласии с руководством правящей партии. Исполнительная власть осуществляется правительством, возглавляемым премьер-министром, по назначению короля им становится лидер партии большинства в парламенте. Остальных министров утверждает король по представлению премьер-министра из числа членов парламента. Национальное собрание может выразить недоверие правительству, к-рое в этом случае распускается; при несогласии премьер-министр может требовать от короля роспуска парламента. Судебная система Л. состоит из неск. инстанций: решения магистратских судов пересматриваются Высоким судом, наивысшей инстанцией является Апелляционный суд; помимо этого на местах действуют традиц. суды обычного права. Отдельно функционирует система военных судов, решения к-рых пересматриваются апелляционным военным судом. Правовая система Л. имеет смешанный характер и восходит к римско-голл. праву (преобладает в сфере гражданского права), а также к англ. общему праву (действует в области уголовного и совр. торгового права); в брачно-семейных, наследственных и земельных отношениях продолжает преобладать местное обычное право. Религия

http://pravenc.ru/text/2463599.html

Устный закон включает: предписания, известные по традиции, но не имеющие письменного подтверждения, они называются Г. ле-Моше ми-Синай (Г., данная Моисею на горе Синай); логические выводы, т. е. положения, «идущие от самого себя», к-рые не требуют к.-л. письменного подтверждения. Выражение «постановления софрим» (на иврите диврей софрима - слова скрибов) применяется по отношению к учению древних знатоков Устного закона. В генеалогии раввинского знания следуют за пророками и предшествуют фарисеям. В более широком смысле - решения раввинов. Мудрецы каждого поколения имели возможность издавать новые запреты, предупреждавшие нарушения заповедей Торы. Согласно нек-рым авторам, т. н. эпоха скрибов началась в V в. до Р. Х., во времена Ездры (он сам называется «софер» - книжник), и продолжалась вплоть до Симеона Справедливого, последнего из членов Великого синода. Скрупулезные хранители текста Торы, в к-ром они «подсчитали все буквы», находясь между пророками и фарисеями, служили главным связующим звеном для передачи Устного закона. Обычай (минхаг) - действующее правило, одобряемое всей евр. общиной и в нек-рых теоретически спорных случаях имеющее силу закона (напр., может даже отменять действие теоретической Г.). В целом, за исключением различных дополнений и доработок, продиктованных обстоятельствами времени, раввинистическая традиция считает, что Г. основана на Синайских откровениях и имеет свою историю. Многочисленные пласты Торы, Мишны и Талмуда сохранили следы долгого, сложного и не лишенного противоречий процесса формирования. У Г. фарисейские корни, ее авторитет, в частности как Устного закона, никогда не был признан саддукеями, а позже был отвергнут караимами. Более того, внутри самой фарисейской традиции единство не было правилом. Об этом свидетельствуют, напр., ожесточенные дебаты между школами Гиллеля и Шаммая, противоречия и диспуты между школами Исмаила и рабби Акивы и дискуссии, нашедшие отражение в талмудической лит-ре. Завершение составления Талмуда стало поворотным моментом в истории раввинского права. Более полный, чем Талмуд Иерусалимский, Талмуд Вавилонский, имеющий преобладающее влияние, благодаря авторитету вавилонских гаонов в большинстве евр. общин VII-XI вв. стал единственным источником иудейского права. Появление ряда правил утвердило авторитет Г. и позволило прекратить дискуссии, предметом к-рых она являлась.

http://pravenc.ru/text/161511.html

12 мая 1795 г. композитор уволился из группы певчих Придворной капеллы, продолжая оставаться там же капельмейстером. С 1 мая 1800 г. был переведен на службу в Дирекцию Императорских театров также на должность капельмейстера, к-рую занимал до 1804 г. и в 1806-1810 гг. Новое место работы предполагало занятия с воспитанниками Театрального уч-ща, возможно, репетирование партий с солистами придворной труппы, по случаю - сочинение музыки. С осени 1814 г. и до кончины композитор жил в Москве. Он получил должность учителя музыки при конторе московского Императорского театра, преподавал воспитанникам Театральной школы. Судя по описи муз. б-ки неизвестного владельца (Каталог певческой ноте//ГЦММК. Ф. 283. Оп. 1. Ед. хр. 25, 16 янв. 1793 г.), уже к 16 годам Д. были написаны песнопения на 2 хора для литургии (ектения и «Слава Отцу и Сыну», не сохр.) и хоровой концерт «Господь на небеси уготова престол Свой». Впосл. были созданы неск. литургических циклов (сохр. один) и отдельных песнопений, 13 хоровых концертов, из к-рых почти все, как считается, были сочинены до воцарения Павла I (1797), своим указом предписавшего вместо концертов за богослужением петь «обыкновенные киноники» (от 18 мая, 19960). Один из современников сообщает о популярности сочинений композитора во время правления Екатерины II: «Великая государыня и император Павел Петрович любили слушать церковную музыку Давыдова и всегда милостиво поощряли сочинителя» (Муз. соч. покойного С. И. Давыдова. С. 1045). Мн. духовные концерты Д. («Вознесу Тя, Боже мой», «Исповемся Тебе, Господи», «Предстательство христиан», «Се ныне благословите Господа») близки по стилю к концертам Бортнянского, в них также используются мажорные тональности (в миноре написана лишь молитва Богородице «Предстательство христиан»). Аккордово-гармоническая фактура у композитора явно преобладает над имитационным изложением (фугированная композиция встречается только в финале «Хвалите Господа с небес», дважды в финалах начальная тема излагается фугато - «Се ныне», «Господи, кто обитает в жилище Твоем»). В отличие от современников А. Л. Веделя и С. А. Дегтярёва Д. в муз. формах концертов отдает предпочтение 3-частным, а не 4-частным композициям. Лирическая направленность тем в средних разделах концертов Д. близка к светлой лирике раннего Бортнянского; иногда в медленных темах можно обнаружить связь с городской народной песней. В концертах гимнического характера заметно влияние стиля Сарти - виртуозные юбиляции в солирующих голосах хора, фанфарные обороты инструментального типа (2-хорный концерт «Слава во вышних Богу», «Хвалите Господа с небес»), тональность D-dur (6 из 13 хоровых концертов написаны в этой тональности).

http://pravenc.ru/text/168600.html

Археолог Р. Дил выделил 5 основных составляющих О. р.: священный космос; сверхъестественные существа (боги, взаимодействующие с людьми; шаманы или жрецы, служащие посредниками между людьми и богами); ритуалы, воспроизводящие устройство космоса; священные места, природные и рукотворные. Пантеон На основе исследования изображений П. Д. Джоралемон выделил антропоморфных андрогинных богов, сочетающих черты реальных и фантастических животных (др. исследователи оспаривают число и характеристики выделенных существ). Бог I - дракон, символ племенной элиты, чудовище с чертами крокодила, орла, ягуара, змеи, жабы, человека и др., связан с сельским хозяйством, огнем, жизнью людей. Бог II - бог кукурузы, с произрастающими из головы растениями, часто сопровождает изображения правителей. Бог III - птица с чертами рептилии, управляет небом и солнцем, сопровождает изображения правителей. Бог IV - ребенок с чертами ягуара и с расщелиной в голове, в ряде случаев изображался мертвым, связан с плодородием. Бог VI с повязкой на глазах, возможно, является разновидностью бога кукурузы. Бог VII - пернатый змей, встречается редко, но из-за сходных изображений в позднейших цивилизациях вызывает внимание исследователей. Бог VIII - чудовищная рыба с устрашающим ртом, контролирует подземный мир, обнаруженные акульи зубы предполагают ритуалы в честь этого божества. Наиболее важная и часто изображаемая пара - боги I и III (преобладает на изображениях в Ла-Венте, в т. ч. на алтарях), олицетворяющие, по Джоралемону, власть и плодородие. Боги II и IV связаны с урожаем: 1-й олицетворяет кукурузу, а 2-й - дождь по аналогии с мезоамериканскими культурами, в к-рых изображения, напоминающие ребенка или карлика, связаны с божествами дождя. Бог VI - весны и молодых побегов, бог VIII символизирует смерть, оба связаны с обновлением, смертью и возрождением. Космология Джоралемон выделил 3 характерных элемента О. р.: шаманизм (представление о централизованной космологии с 3 уровнями, связанными центральной осью, и о шамане как посреднике между ними); культ правителя (исключительность элиты становится предметом искусства и предположительно церемоний) и земледельческие культы богов из пантеона.

http://pravenc.ru/text/2578383.html

В 969 г. Фатимиды покорили Египет и перенесли столицу халифата в основанный ими Каир. Фатимидам удалось включить в состав халифата страны от Магриба до Хиджаза, Палестины и Сирии и на один год (1058/59) взять под контроль Багдад, столицу Аббасидов. В 1094 г., после смерти халифа аль-Мустансира, И. раскололись на сторонников его старшего сына Низара (низаритов) и младшего сына Мустали (мусталитов), к-рый был признан очередным халифом. Низар поднял восстание в Александрии, но был схвачен и казнен в 1095 г. Низариты стали преобладающим направлением среди И. Ирана и стран арабского Машрика, а мусталиты - в Сев. Африке, включая Египет, и др. странах, подчиненных Фатимидам. С кон. XI в. отмечается постепенный упадок Фатимидского халифата. Все поздние халифы были, как правило, марионетками в руках везиров, последний из к-рых, Салах-ад-Дин , в 1171 г. упразднил власть Фатимидов. На севере Ирана в 1090 г. низаритский проповедник даи Хасан ибн ас-Саббах (1055-1124) создал гос-во с центром в горной крепости Аламут. В качестве религ. языка И. Ирана Хасан ибн ас-Саббах утвердил персидский, а не арабский, что стало 1-м подобным прецедентом для столь значительной мусульм. общины. На протяжении аламутского и более поздних периодов низариты Ирана, Афганистана и Ср. Азии создавали свою лит-ру исключительно на персид. языке. Сведения об иерархии и орг-ции И., к-рые присутствуют в исмаилитских и антиисмаилитских источниках, достаточно противоречивы и не могут рассматриваться как полностью достоверные. Представленная в исмаилитских источниках строгая градация посвящения (араб. «ал-балаг») отражает скорее идеальную модель, нежели реальную практику. Орг-ция, возглавляемая имамом, строилась по принципу соответствия ее звеньев системе чисел, к-рые в свою очередь соответствовали явлениям физического мира. Так, по аналогии с числом месяцев, созвездий и т. п. мир делился на 12 «островов» (араб. «ал-джазаир»), во главе каждого стоял назначенный имамом верховный проповедник (араб. «даи дуат ал-джазира» или «ан-накиб»).

http://pravenc.ru/text/674985.html

В XIV в. возникло понятие «контрапункт», которое стало собирательным термином для обозначения техники полифонического письма (см., напр.: Тинкторис. Книга об искусстве контрапункта). По своему характеру противопоставление одноголосия и М. соответствует фундаментальной оппозиции в области муз. склада (тип или принцип изложения муз. ткани). М. же, в свою очередь, делится на неск. видов и подвидов, в зависимости от характера соотношения голосов, и прежде всего на полифонию и гомофонию (или гомофонно-гармонический склад). Эволюция и смены складов в западноевроп. музыке следуют в целом логике движения от одноголосия (в григорианском пении ) к полифонии (с IX в.) и далее к гомофонии (Новое время). В XX в. наблюдалось возрождение полифонии (в связи с ретротенденциями, напр. у П. Хиндемита, и особенно в рамках додекафонной техники в нововенской школе), а также смешение складов и появление новых типов фактуры. Полифония - это вид М., представляющий одновременное звучание самостоятельных мелодических линий. Равноправие голосов как родовой признак полифонии влечет характерные черты полифонического склада - текучесть, неодновременность цезур, каденций в разных голосах, наложения, незаметность (сглаженность) переходов от раздела к разделу, а в образном отношении - общезначимый, вневременной характер музыки, явно выраженное интеллектуальное начало; в связи с высокой ролью линеарного компонента вертикали - преобладание графики, рисунка над гармоническим колоритом. Выделяются (скорее в теоретическом смысле) 2 типа полифонии - контрастная (разнотемная) и имитационная. Контрастная предполагает разные одновременно сочетаемые мелодии, как, напр., в мотетах XIII-XIV вв. (3- или 4-голосных), в к-рых контрастность мелодических линий порой усиливается разным текстом или даже разными языками в разных голосах (билингвы). В более позднее время контрастная полифония используется часто в узловых моментах разнотемных гомофонных форм, как объединение главных тем или мотивов (лейтмотивов) в финалах, репризах, кодах, а также в операх, в частности в узловых моментах действия, и в увертюрах.

http://pravenc.ru/text/2563870.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010