К ордену аш-Шувайрия по состоянию на 60-е гг. XVIII в. принадлежало 8 обителей (в т. ч. 2 женские), расположенных по склонам хребта Ливан и в долине Бекаа, на землях, пожалованных маронитскими, друзскими и др. феодалами. В 1785 г. орден насчитывал 178 чел., в основном выходцев из Халеба, а также ливан. горцев. Самым известным главой конгрегации был Николай ас-Саиг (1692-1756), крупный церковный деятель и поэт, вступивший в ряды шувайрской братии в 1716 г. и избранный верховным настоятелем в 1727 г. Именно с ним связана окончательная переориентация мелькитского монашества с вост. аскетической созерцательности на пропагандистскую и просветительскую деятельность. Николай ас-Саиг разработал монастырский устав по образцу правил свт. Василия Великого и в 1754 г. отослал его в Рим на утверждение. Виднейшим представителем ордена шувайритов был диак. Абдаллах Захир, автор множества богословских и полемических трудов и основоположник униат. книгопечатания. С 1734 г. в Эш-Шувайре действовала единственная в то время на араб. Востоке типография, выпустившая на протяжении XVIII в. 30 изданий, большей частью литургических и переводных богословских текстов. Из рядов шувайрских монахов в 1-й пол. XVIII в. вышло 5 митрополитов. Сфера влияния конгрегации включала Бейрут, Кесруан и весь север Патриархата вплоть до Диярбакыра. В ордене аль-Мухаллисия преобладали выходцы из Дамаска, а также из Юж. Ливана и селений плато Каламун, связанные с Кириллом Танасом и его кланом. Зона деятельности проповедников ордена охватывала юж. часть Ливанских гор, палестинское побережье до Яффы, Хауран, Дамаск, Каламун. Жизнь ордена тоже определялась василианским уставом, утвержденным в Риме (1745). Среди монахов конгрегации аль-Мухаллисия наиболее известны Юсуф Бабила, церковный деятель, богослов и проповедник ( 1787), и Юханна аль-Уджайми (1724-1785), мн. годы обучавшийся в Италии и ставший 1-м историографом мелькитской католической общины. Между 2 конгрегациями существовало сильное соперничество, обусловленное принадлежностью к разным землячествам и выражавшееся в спорах об особенностях обрядов и о степени строгости монастырского устава. Эти дебаты породили обширную полемическую лит-ру. Было проведено неск. Соборов, на к-рых оппоненты пытались сгладить противоречия.

http://pravenc.ru/text/2562942.html

О В. как направлении собственно философского дискурса можно говорить начиная лишь с IV-III вв. до Р. Х. (а не с эпохи поздневедийских текстов, как часто делают ее историки), когда появляются брахманистские и джайнские свидетельства о логической рационализации учений о Брахмане и Атмане (не ранее чем ко II в. до Р. Х. восходят свидетельства о терминологическом различении индивидуальной души и «мировой»). Последние века до Р. Х.- первые века по Р. Х.- эпоха единства учительских традиций В. и мимансы (как направлений экзегезы ведийских текстов), возможно, с совместным преподаванием обеих экзегетических дисциплин одними и теми же «профессорами» ( Бадараяна , Джаймини, Бадари, Каршнаджини и др.), со специализацией по В. скорее в «старших классах» (т. зр. Х. Накамуры). К III-IV вв. завершается процесс обособления В. от мимансы, выразившийся в создании «Брахмасутр» (традиц. приписывание их Бадараяне является ошибочным), в к-рых получившая преобладание «линия Бадараяны» предприняла попытку унификации общеведантийского наследия. IV-VII вв.- период медленной аккумуляции «разночтений» в интерпретации предельно кратких и амбивалентных «Брахмасутр», к-рые впосл. приведут к образованию конкурирующих школ В. В тот же отрезок времени Бхартрихари в «Вакьяпадии» (ок. V в.) сформулировал основные принципы шабда-адвайты, где изложение «лингвистической веданты» открывается тезисом о том, что безначальный и бесконечный Брахман является сущностью слова (вач), проявляется в виде объектов, и благодаря ему развертывается мир. Будучи в своей сущности простым (нераздельным), он является опорой различных потенций ( шакти ) и благодаря им как бы раздробляется. Эти силы - источники рождения и проч. состояний тех, кто населяет мир, а сам Брахман - семя всего сущего - содержит в себе разделение на субъект и объект опыта, равно как и сам опыт (I. 1-4). Неск. позднее Гаудапада создает «Мандукья-карику» (прибл. VI-VII вв.), текст к-рой имеет четырехчастную и достаточно неоднородную композицию, объединяемую темой демонстрации нереальности мира субъектов и объектов и иллюзорности наших представлений как о возникновении и разрушении вещей, так и о наличии к.-л. экстраментальной действительности. Подобные идеи в сочетании с постоянным обозначением «вещей» термином « дхармы », а также с апелляцией к авторитетам Будды и будд позволяют нам предположить, что мы имеем дело с ранней стадией ведантизации главных идей основных философских школ Махаяны - мадхьямики и йогачары , притом в их синкрете (где приоритетной представляется йогачаровская составляющая).

http://pravenc.ru/text/150009.html

В первых Словах, являющихся компиляцией «Шестодневов» свт. Василия Великого и Севериана Габальского, весьма полемично рассматривается онтологический вопрос о начале бытия и его устроения и опровергаются материалистические взгляды нек-рых древнегреч. философов с целью уберечь церковное учение от ересей. В духе монизма И. Э. считает, что видимый свет (материя) вторичен и сотворен из разумной первопричины (Бога) и что выделение одной субстанции (воды, огня или воздуха) как первичной неприемлемо. В Слове 1 он затрагивает понятие развития в природе и объясняет движение как свойство Божественной творческой силы. В Слове 2, источники которого не установлены, автор защищает теорию о 4 элементах (земле, воздухе, огне, воде), составляющих видимое творение, и их деление на 2 пары с противоположными качествами (вода - огонь, земля - воздух), но при этом не считает их имманентными материи ( Икономова. 1995. С. 177-178; Трендафилов. 2001. С. 57-58). Слова 3-6, описывающие «видимое творение», по сути являются трактатами по географии, астрономии, астрологии, ботанике, зоологии и антропологии с цитатами из сочинений свт. Василия Великого. Слово 3 посвящено воде и растениям: в нем перечисляются названия близких и дальних морей, стран, народов, при этом точные географические сведения перемешаны с легендами, напр. с мифом о 4 реках, вытекающих из рая. В 1-й ч. Слова 4 И. Э. излагает геоцентрическую космологию, часто используя идеи Аристотеля о шаровидности земли, находящейся в центре сферичного небесного свода, о кругах небесного свода и прикрепленных к нему «плавающих звездах» (Солнце, Луне и 5 планетах) и «неподвижных звездах»; сообщает астрономические сведения о размерах Земли, о смене дня и ночи, о движении Солнца, о различиях при исчислении лунного и солнечного года, о равноденствии, о 4 сезонах года, о распределении по Земле 5 климатических поясов, результаты метеорологических наблюдений, сведения о влиянии лунных фаз на Землю, о приливах и об отливах и их воздействии на растения и животных. Здесь, как и в «Богословии», И. Э. отвергает астрологические верования о предопределении звездами судьбы человека и, говоря о свободной человеческой воле в соответствии с христ. антропологией, напоминает читателям, что они в ответе за свои поступки. Высказывались мнения (Айцетмюллер), что в полемике с астрологами И. Э. опирался на соч. «Против математиков» древнегреч. философа Секста Эмпирика (кон. II - нач. III в.). Во 2-й ч. Слова 4 преобладают отрывки сочинений преимущественно свт. Василия Великого (и меньше Севериана Габальского) с лирическими описаниями неба и звезд и с рассуждениями о мудрости Творца и об абсолютной гармонии мира. При этом говорится о важности открытия точного источника познания ( Икономова. 1995. С. 178-179).

http://pravenc.ru/text/471567.html

Согласно Хатти Шерифу - султанскому указу 1839 г., задавшему основные направления курса реформ, в совещательные органы при тур. администраторах должны были входить представители христианского населения, а Хатти Хумайюн (1856) предусматривал участие в них также выборных членов. В связи с этими реформами был преобразован Великий совет (диван) Никосии - совещательный и судебный орган, рассматривавший адм., экономические и судебные вопросы. Председателем дивана являлся наместник К., участниками - 13 чел.: высшие офицеры и чиновники османской администрации, архиепископ Кипрский, кадий Никосии и 6 выборных лиц (3 православных и 3 мусульманина). Аналогичные советы были образованы в каждом из 6 округов, в к-рых греч. население представляли местный епископ и 2 выборных лица. В 1856 г. были учреждены муниципалитеты: градоначальники назначались наместником из числа мусульман, а в городские советы в равной пропорции избирались турки и греки. Представители местного самоуправления - мухтары (главы сельских общин) также должны были избираться. После 1840 г. улучшилось состояние сельского хозяйства, возрождалась жизнь в запустевших селах. Однако в последние годы османского господства эпидемии, засухи и нашествия саранчи вызвали экономические трудности. По переписи 1881 г., из населения численностью 185 630 чел. 73% составляли правосл. греки, 24,4% - мусульмане, 1,7% - католики, марониты, монофизиты и др. Экономика процветавших в средние века городов Фамагусты, Ктимы Пафоса и Киринии в османский период стала полуаграрной. В XIX в. возник новый городской центр - Лимасол. Ремесленное производство носило традиционный характер. Никосия и ее окрестности являлись центром изготовления изделий из меди, серебра, хлопчатобумажных и шелковых тканей (последние также производились в Ларнаке и Килани). В столице были сосредоточены и другие виды ремесел; среди ювелиров, строителей, столяров, плотников, на кожевенном производстве преобладали греки, турки изготовляли седла, обувь, занимались печатанием тканей. В 1845 г. в Никосии действовали 45-50 мастерских по штампованию тканей (большей частью для диванов и покрывал), однако к 1863 г. осталось только 5-6 мастерских. Внешняя торговля велась гл. обр. через порт Ларнаки. В этом городе находились иностранные консульства и в 1864 г. был открыт 1-й банк (отд-ние Оттоманского банка).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

S. Cain//Ibid. P. 806; Glenthoj J. B. Cain and Abel in Syriac and Greek Writers (4th-6th Cent.). Lovanii, 1997. (CSCO; 567. Subs.; 95); Schrenk S. Kain und Abel//RAC. 2001. Bd. 19. Lfg. 146/153. Sp. 943-972. А. Е. Петров Иконография Образ К. известен в христ. искусстве с IV в. Его обычно изображают безбородым, в ранних памятниках он одет в короткую тунику-эксомис, позже - в короткий хитон с рукавами и в штанах, иногда с небольшой бородкой и усами (Палатинская капелла в Палермо, ок. 1146-1151). Вместе с Авелем он представлен в отдельных композициях или циклах, посвященных истории праотцев Адама и Евы и их потомков (Быт 4. 1-23). В зависимости от подробности изложения число композиций с участием К. может достигать 13 или 14 сцен: Зачатие и рождение братьев; труды земледельца К. и пастуха Авеля; жертвоприношение К. и Авеля; Бог укоряет К. после жертвоприношения, К. уводит Авеля в поле; убийство К. Авеля; Бог спрашивает К. об Авеле; проклятие К. Богом; Бог дает знамение на К.; изгнание К.; рождение у К. сына; строительство К. городов; убийство К. слепым Ламехом. В ранних памятниках, среди к-рых преобладают рельефы саркофагов, чаще всего встречается сцена «Жертвоприношение Каина и Авеля». Известно более 20 саркофагов IV в., включающих такие изображения. В композиции этой сцены используются, как правило, 2 варианта. Огорчение Каина перед Богом. Убиение Каином Авеля. Бог ставит печать на лоб Каина. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Муз. Л. 9) Огорчение Каина перед Богом. Убиение Каином Авеля. Бог ставит печать на лоб Каина. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Муз. Л. 9) В одном случае К. и Авель стоят рядом или друг за другом, протягивая сидящему на троне Богу, представленному в виде бородатого мужа, свои дары: К. как земледелец приносит плоды земли - сноп колосьев; Авель как пастух - ягненка ( Wilpert. 1929. Vol. 1/2. Tav. 116. 1). В др. случае К. и Авель с теми же дарами представлены по сторонам от юного Христа (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1319891.html

2005. С. 339). Кроме того, в сборнике встречаются правила, идентичные или близкие по содержанию, напр. 10-е («Не должно церковным, без разбора, совокупляти детей своих брачным союзом с еретиками») и 31-е («Не подобает со всяким еретиком заключати брачный союз, или отдавати таковым сынов или дщерей, но паче брати от них, аще обещаются христианами быти»), а также 9-е («На кладбища всяких еретиков, или в так именуемые у них мученические места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы...») и 34-е («Всякому христианину не подобает оставляти мучеников Христовых, и отходити к лжемученикам, которые, то есть, у еретиков находятся, или сами еретиками были...»). Близки по содержанию правила 22 («Не должно низшему служителю церковному орарь носити, ни двери оставляти») и 43 («Не подобает слугам церковным и на малое время оставляти двери, дабы в молитвословии упражнятися»). Наиболее вероятным объяснением наличия дублей в сборнике канонов Л. С. является предположение о его составном характере. Подобная ситуация была характерна для периода становления канонического права правосл. Церкви Востока. Компиляцией, напр., является сборник канонов, приписываемых Карфагенскому Собору 419 г.: в действительности в сборник вошли каноны большого числа Карфагенских Соборов III-VI вв. Не исключено, что подобным образом и правила Л. С. являются обобщением фригийского церковного законодательства ( Петр (Л " Юилье). 2005. С. 339). Вместе с тем в отличие от Карфагенских Соборов сведений о др. Соборах в Лаодикии не сохранилось. Каноны Л. С. охватывают широкий круг тем, среди к-рых преобладает тема взаимоотношения правосл. христиан с инаковерующими. Правила 6, 31-34, 37-39 содержат запреты евхаристического, молитвенного и даже бытового общения с иноверцами (иудеями и язычниками), еретиками и раскольниками. 7-е и 8-е правила посвящены присоединению к Церкви крещенных в еретических или раскольнических общинах. 7-е правило предусматривает присоединение через Миропомазание (впосл. 2-й чин присоединения к Православию ) новациан, фотиниан, тетрадитов (четыредесятников), а 8-е правило предписывает перекрещивать (впосл.

http://pravenc.ru/text/2463109.html

Л. была занята крестоносцами в 1099 г., названа «городом св. Георгия» (St. Jeorge de Lidde) и стала одним из важнейших центров крестоносного Иерусалимского королевства . Паломник Вениамин Тудельский ок. 1170 г. нашел в Л. лишь одну евр. семью. В 1187-1191 гг. город некоторое время находился под властью Салах-ад-Дина, но затем снова был отвоеван крестоносцами. В сент. 1192 г. территория Л. и Рамлы была поделена между крестоносцами и мусульманами. Несмотря на преобладание мусульман, в Л. продолжал действовать христ. епископат. В 1229 г. оба города перешли под власть франков, но в 1266 г. были завоеваны султаном Бейбарсом. Архидиакон и регент храма в Л. упоминаются в 1273 и 1274 гг. С 1517 по 1917 г. Л., как и вся Палестина, находилась под властью Османской империи. С сер. XIX в. началось научное исследование города. У. М. Томпсон посетил Л. и описал ее как процветающий город с 2-тысячным населением в окружении плодовых садов ( Thomson. 1861). В кон. XIX в. была заново отстроена ц. вмч. Георгия. В 1892 г. была основана 1-я в Палестине железнодорожная станция, что способствовало развитию города и притоку населения в Л. С кон. XIX в. Л. начала вновь заселяться евр. торговцами. В 1918 г., по окончании первой мировой войны, город перешел под власть брит. мандата. Во время араб. восстания евр. община Л. была вынуждена покинуть город (1921). До 1948 г. Л. была араб. городом с населением ок. 20 тыс. чел., среди к-рых насчитывалось 1500 христиан. В начале 1-й арабо-израильской войны 1948-1949 гг. за счет большого числа беженцев-арабов население Л. увеличилось. 11 июля 1948 г. город был атакован израильтянами, и после короткого боя араб. ополчение начало складывать оружие. Однако 12 июля, когда израильтяне начали передвигаться по городу, вновь был открыт огонь. Погибло не менее 10 солдат, и в ответ израильская армия разграбила город. Было убито не менее 426 арабов, нек-рые погибли в мечетях. По приказу командира израильской бригады И. Рабина большинство населения Л. (ок. 19 тыс.

http://pravenc.ru/text/2110481.html

В рус. и церковнослав. языках К обозначает звуки [к] и [к " ]: кошка,   кит,   После букв, обозначающих согласные звуки, парные по твердости-мягкости, К обозначает твердость этих звуков: улыбка,   В рус. языке на стыке слов в позиции перед буквами, обозначающими звонкие согласные звуки, К обозначает звук [г]: к другу [гд]. В церковнослав. языке сочетание звуков [кс] обозначается также буквой («кси»), которая употребляется только в заимствованных словах (см. ниже). Начертание К в кириллице восходит к унциальному варианту греч. буквы «каппа» ( ), к-рая по рисунку представляет собой зеркальное отражение финик. знака «каф» («ладонь») . Различие начертаний К в древнейших слав. памятниках определяется степенью близости правой изогнутой части буквы к мачте. В уставных почерках основными являлись 2 варианта написания: сомкнутый, при к-ром правая часть соединена с мачтой,- , и разомкнутый, с правой частью, отдаленной от мачты,- . Древнейшим является разомкнутое начертание (Битольская надпись, Супрасльский сборник , Листки Ундольского ), при этом изогнутая правая часть может быть отдалена от мачты настолько, что буква выглядит как I со слегка наклоненной Г - (Надпись царя Самуила , Саввина книга , Энинский Апостол ) или как I и C - (Слепченский Апостол (см. Слепченские Триодь и Апостол ), Врачанское Евангелие и др.). Разомкнутое начертание преобладает в уставе XI-XIV вв. с определенными вариациями правой части: формы изгиба - плавной или изломанной, места изгиба - посередине буквы или выше, излома на нижней косой и др.- . В старейших кириллических памятниках встречается «висящее К» - начертание с косой, к-рая не касается линии строки (Саввина книга, Добромирово Евангелие , Листки Ундольского, Слепченская Триодь, Милятино Евангелие). C XI в. наблюдаются также начертания с нижней косой, изогнутой к мачте, т. е. не наружу, а внутрь,- (Листки Ундольского, Энинский Апостол, Мирославово Евангелие и мн. рус. рукописи XII-XIII вв.: Мстиславово Евангелие, Кондакарь 1207 г. и др.). Такое начертание часто встречается и в среднеболг. памятниках и характерно для нек-рых рукописей с «народными почерками». Оно представлено в Охридском Апостоле , Битольской Триоди , Болонской Псалтири , Струмицком Апостоле (Шафарика), Кюстендилском палимпсесте и др., а также в Тырновской надписи Иоанна Асеня II 1230 г. В XIII в. появляются начертания с правой частью, изогнутой в виде вытянутой лат. буквы S, (Апостольские послания с толкованиями 1220 г.). В XIII в. отмечается сокращение верхней части буквы (Паремийник 1271 г., Кормчая 1284 г.). Полууставные начертания в XIV-XV вв. продолжают соответствующие уставные написания: . В памятниках боснийской эпиграфики древнейшим также является разомкнутое начертание, которое используется до кон. XV в. Сомкнутый тип начертания появляется в кон. XII в. (грамота бана Кулины 1189 г.) и встречается реже, чем разомкнутое начертание.

http://pravenc.ru/text/1319724.html

XX в. был достигнут вновь в 1937), особенно в животноводстве, и сопровождалась репрессиями против крестьянства, гл. обр. в виде высылки на спецпоселения (с территории Н. о. были высланы ок. 15 тыс. чел.). Одновременно началось создание промышленной базы региона с преобладанием строительных и машиностроительных отраслей: построены горный завод (ныне Новосибирское авиационное ПО им. В. П. Чкалова), завод «Сибкомбайн», Чернореченский цементный завод, паровозоремонтный завод. 28 сент. 1937 г. Западно-Сибирский край был разделен на Н. о. и Алтайский край, к Н. о. было отнесено 58 районов (из 113 Западно-Сибирского края), а также Нарымский окр. с 8 районами. На момент своего образования Н. о. включала территории совр. Новосибирской, Кемеровской и Томской областей. К 1 окт. 1939 г. в Н. о. существовало 75 районов (в т. ч. 13 в Нарымском окр.). В 1941 г., после начала Великой Отечественной войны, в Н. о. было эвакуировано свыше 150 промышленных предприятий, в т. ч. Красногорский приборостроительный завод, Харьковский радиозавод (на его базе в 1946 создан Бердский радиозавод, с 1985 производственное объединение «Вега»), Воронежский завод «Электросигнал», завод «Светлана», Московский завод Метростроя, Кусковский химический завод, Московский прожекторный завод, металлургический завод «Запорожсталь», более 20 номерных заводов, находившихся в ведении наркоматов авиационной промышленности, боеприпасов, вооружения, а также учреждения медицины, образования и культуры. Это способствовало формированию и развитию в Н. о. оборонной промышленности, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической и строительной отраслей, культурной и научно-образовательной сферы. На 1 янв. 1942 г. в Н. о. находились ок. 380 тыс. эвакуированных, из к-рых более 90 тыс. чел.- в Новосибирске. В 1941-1945 гг. на территории Н. о. было выпущено 125 млн снарядов и мин, 15 797 самолетов, 6 бронепоездов, сдано свыше 1,6 млн т хлеба и свыше 163 тыс. т мяса и др. продуктов. Сформировано более 10 крупных воинских объединений, в т.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

Оркестровая партия прописана самым тщательным образом и отличается необычайной самостоятельностью. Яркие черты личности Пуччини соединились с традициями династии капельмейстеров, к к-рой он принадлежал и начало к-рой было положено его тезкой, родившимся в 1712 г. П. Раймонди. Литография. 1834 г. П. Раймонди. Литография. 1834 г. Отдельного упоминания заслуживают мастера контрапункта XIX в. В Болонье традиции школы Мартини нашли продолжение в 1-й пол. XIX в. в деятельности его ученика Маттеи, сумевшего передать знания большому числу музыкантов, среди к-рых были Россини, Доницетти и Морлакки. Показательной фигурой среди композиторов являлся Раймонди, ученик Тритто, прошедший путь от неопалестринианского стиля до сочинений, близких к музыке кон. XVIII в. (напр., «Stabat Mater», в котором только 2 раздела написаны в мажоре). Пачини называл его самым прославленным контрапунктистом того времени. Раймонди написал 3 оратории: «Потифар», «Иосиф» и «Иаков» т. о., что их можно было исполнять как по отдельности, так и вместе (под общим названием «Иосиф»); в 1-м исполнении сочинения (Рим, 1852) участвовали 3 оркестра и 3 хора общей численностью 400 чел. В том же году Раймонди был приглашен на должность капельмейстера собора св. Петра в Риме. Многоголосное письмо преобладает в его оратории «Страшный Суд» (где в сольных эпизодах партия солиста переплетается с оркестровыми контрапунктами), в 2 реквиемах для 8 и 16 партий, в фугах на 24 голоса. Кроме того, Раймонди положил на музыку все 150 псалмов. Глубоким знанием контрапункта обладал Пьетро Платания (1828-1907), в 1882-1883 гг. служивший капельмейстером миланского собора, одного из немногих мест, где полифоническая традиция никогда не прерывалась. Среди органистов выделяются Винченцо Петрали (1832-1889), большой мастер импровизации, и Филиппо Капоччи (1840-1911), чьи произведения издавались в основном в Германии и Великобритании. Капоччи принадлежит особое место в истории реформы духовной музыки, осуществленной во 2-й пол. XIX в., когда в церквах продолжал доминировать оперный стиль.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010