Как уже отмечалось, молитва анафоры в составе различных литургий в течение истории претерпевала изменения. Так, с течением веков и в текст анафор Иоанна Златоуста и Василия Великого вторгались некоторые интерполяции (с лат. – изменение, переделка; в данном случае – вставка), наиболее обширная из которых прочно закрепилась в XV–XVI вв. в Служебниках России и Греции и ряда других Церквей, испытавших их влияние, – это вставленный в середину эпиклесиса текст тропаря третьего часа, повторяемого троекратно. В данном реферате нам необходимо представить краткий историко-богословский анализ этого явления – интерполяции тропаря 3-го часа в анафору, т. е. показать исторический аспект (с лат.– взгляд, точка зрения) появления вставки тропаря в эпиклесис (коснуться времени, авторства и причины появления вставки); раскрыть богословскую интерпретацию (с лат.– разъяснение, истолкование) нахождения тропаря в составе анафоры и показать проблемность ее пребывания в данном месте, а также выяснить какие в результате анализа рассматриваемого вопроса имели место предложения в литургическую практику для разрешения этой проблемы. 2. Исторический аспект интерполяции тропаря 3-го часа в состав анафоры (история и причины его появления в составе евхаристического канона) 2.1. Содержание и место интерполяции тропаря 3-го часа в состав анафоры. Ареал 3 распространения данной вставки В славянской редакции Служебника, в чине Божественной литургии священником после слов молитвы анафоры «… низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащыя Дары сия» читается текст тропаря 3-го часа: «Господи, иже Пресвятаго Твоего духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящих Ти ся». Священник читает этот тропарь трижды, а диакон в промежутках произносит стихи из 50-го псалма: «Сердце чисто созижди во мне, Боже…» и «Не отвержи мене от Лица Твоего…», где также упоминается Святой Дух. Эта интерполяция тропаря 3-го часа в состав анафоры в настоящее время не имеет всеобщего распространения. В Православной Церкви параллельно уживаются две традиции в отношении этого центрального и важнейшего момента литургии. Греки, допускавшие в XV–XVI вв. чтение этого тропаря, после зрелого рассуждения изъяли его еще в XIX в., чтобы не нарушать единства смысла всего евхаристического канона и не вносить неправильности синтаксического свойства в текст молитвы. Теперешние греческие служебники этого тропаря больше не печатают. Книги Церквей, находящихся под греческим влиянием, также этого не делают. Так, вслед за греческой традицией и арабская и албанская этого тропаря не содержат. 4 Например, албанский служебник, напечатанный в Корче в 1930 г., не поместил этот тропарь в тексте литургии святого Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Полунощница вседневная – по великопостному чину. Утреня – по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта). Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае – глас 3-й) и Троичны гласа. Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха (из приложения Триоди). По 2-м и 3-м стихословии – седальны Триоди (на ряду). Псалом 50-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами...». Каноны: 1-я, 8-я и 9-я песни – каноны Минеи (см. 26 марта: праздника, глас 6-й, и Архангела, глас 4-й) на 6 (со ирмосом канона праздника) и трипеснцы Триоди на 8. 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – канон праздника (см. в Минее 26 марта), глас 6-й, со ирмосом на 6 (по указаниям Минеи – на 4) и канон Архангела, глас 4-й, на 6. Библейские песни – великопостные. Примечание. Библейские песни поются в великопостной редакции, поскольку в отдание Благовещения Устав назначает службу с Аллилуиа и поклонами. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви. Катавасия: по 1-й, 8-й и 9-й песни – ирмос 2-го трипеснца Триоди; по 3-й и 6-й песни – ирмос канона Архангела. По 3-й песни – седален Архангела, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак Архангела, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую» . По 9-й песни может петься «Достойно есть» . Светилен Троичен гласа (в данном случае – 3-го). «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Архангела, глас 4-й – 4 (см. в Минее 26 марта; первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Благовествует Гавриил...» (см. в Минее 26 марта). Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится), и читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 6-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Архангельское слово...».

http://patriarchia.ru/bu/

Только с этих известий Московские записи выступают яркою полосою среди других летописных известий – сначала в очень ограниченном, едва заметном числе, а потом, увеличиваясь более и боле, мало по малу вытесняя и заслоняя собою известия остальных княжеств, и наконец, являясь исключительно господствующими на страницах летописного свода. Это начало московских летописных записей совпадает, можно сказать, с началом политического возвышения Москвы, когда первая борьба ее с Тверью, хотя и кончившаяся не в ее пользу, показала все-таки ее силу и могущество. Значит, и в данном случае ход летописания в Москве не отступает от общего хода, имевшего место в других княжествах. Как только какое-либо княжество выдвигалось вперед, усиливалось в политическом отношении, так тотчас же в нем начиналась летописная деятельность; так было в Новгороде, так было в Твери, так было в Ростово-Суздальской области, – также было, как видим, и в Москве. Не отступают Московские летописи от других и в том отношении, что в числе первых известий находится запись о построении патронального храма. Какие же известия из записанных в Москве за время княжения Иоанна Калиты вошли в наш свод? Кроме двух вышеупомянутых известий, под тем же 6834 годом 2 находится известие о смерти митрополита Петра – очевидно, московской записи; затем под 6835 г. 3 о рождении у Калиты сына Андрея 4-го июля и об освящении Успенского храма 4-го августа; под 6836 г. 4 о занятии Иоанном Калитою великокняжеского стола; под 6837 г. 5 о заложении и совершении двух церквей в Москве – Иоанна Лествичника и поклонения честных вериг апостола Петра; под 6838 г. 6 о заложении каменной церкви во имя Преображения и об устройстве монастыря около нее; под 6839 г. о пожаре Москвы 3-го мая 7 и о путешествии Калиты в Орду 8 ; под 6840 г. о смерти его супруги Елены 4-го марта 9 , о неурожае на Руси 10 (в Никоновском своде известие о неурожае тверское); под 6841 г. 11 о совершении и освящении церкви во имя архангела Михаила и о женитьбе князя Симеона Иоанновича; под 6844 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3Цар.8:3 .  И пришли все старейшины Израилевы; и подняли священники ковчег, 3Цар.8:4 .  и понесли ковчег Господень и скинию собрания и все священные вещи, которые были в скинии; и несли их священники и левиты. Принятый текст LXX здесь короче евр., Vulg., слав.-русск.: не имеет начала 3-го стиха и конца 4-го. Но другие греч. списки (Комплют., Алекс., 247 и др. у Гольмеса) имеют эти слова: первоначальность, видимо, на стороне текста еврейского. Ковчег завета при перенесении его в пустыне обыкновенно закрывался покрывалами, и несли его священники с левитами ( Чис.4:5, 15 ) или одни священники ( Нав.3:6,6:5 ). В данном случае священники несли Ковчег Завета (ст. 6), левиты – прочие священные принадлежности, сохранявшиеся в скинии. Последняя тоже была перенесена в храм; доселе она была в Гаваоне ( 2Пар.1:3–4 ). 3Цар.8:5 .  А царь Соломон и с ним все общество Израилево, собравшееся к нему, шли пред ковчегом, принося жертвы из мелкого и крупного скота, которых невозможно исчислить и определить, по множеству их. «Все общество Израилево» (евр.: кол-адат Исраел) – передано в принятом тексте LXX: πς Ισραηλ, но в Александр. списке и в тексте 247 у Гольмеса: πσα συναγω ´Ισραλ, откуда и слав.: «весь собор Израильский». 3Цар.8:6 .  И внесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир храма, во Святое Святых, под крылья херувимов. 3Цар.8:7 .  Ибо херувимы простирали крылья над местом ковчега, и покрывали херувимы сверху ковчег и шесты его. «Под крылья херувимов»: Ковчег Завета с находящимися на нем 2-мя херувимами (малых размеров), ( Исх.25:18 ), был поставлен в Святом Святых храма – под крылья новой пары колоссальных херувимов ( 3Цар.6:23–28 ), осенявших своими крыльями не только самый Ковчег Завета, но и носильные шесты, вдевавшиеся в приделанные к нему кольца ( Исх.25:13–16 ; Чис.4:6 ). 3Цар.8:8 .  И выдвинулись шесты так, что головки шестов видны были из святилища пред давиром, но не выказывались наружу; они там и до сего дня. Направление носильных шестов, теперь уже неподвижно остававшихся при Ковчеге Завета, по мнению большинства исследователей, было от севера к югу, т. е. по широте Святого Святых, хотя естественнее, судя по данному месту, думать наоборот (от запада к востоку) ( А. А. Олесницкий , 172). Замечание «они (шесты) там и до сего дня», очевидно, не могло принадлежать самому свящ. писателю 3 и 4 кн. Царств, пережившему не только многократное опустошение храма и его сокровищ ( 3Цар.14:26 ; 4Цар.16:17,18:16 ), но и полное его разрушение и сожжение ( 4Цар.25:9–17 ), а могло принадлежать лишь современнику построения храма или недолго спустя после Соломона жившему лицу, составлявшему «книгу словес Соломона» ( 3Цар.11:41 ). См. проф. П.А. Юнгеров . Происхождение и историчность третьей и четвертой книг Царств («Правосл. Собеседн.» 1905, июль-август, с. 417).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По 3-й песни и малой ектении – седален Триоди, глас 3-й: «Теплотою веры…» (см. по 2-м стихословии на утрене вторника 5-й седмицы), «Слава» – ин седален Триоди, глас 2-й: «Препрославленная благодать…» (см. по 3-м стихословии на утрене вторника 5-й седмицы), «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Необоримую молитву…» (см. по 3-м стихословии на утрене вторника 5-й седмицы) . И читается вторая половина Жития прп. Марии Египетской. По 6-й песни и малой ектении – кондак Триоди (Великого канона), глас 6-й: «Душе моя, душе моя…», и икос, глас тот же: «Христово врачевство…». После синаксария – блаженны Триоди (Великого канона), глас 6-й . На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни и малой ектении – светилен гласа (в данном случае – 8-го; см. в приложении Триоди). После 1-го исполнения светильна – окончание: «…молитвами, Господи, Предтечи Твоего, и спаси мя». «Слава» – тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», «И ныне» – опять тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя». («Достойно есть» обычно не поется.) «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…», «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. Ектения просительная: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения. Стихиры на стиховне Триоди, глас 7-й (см. на утрене вторника 5-й седмицы; с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Поем Тя, Пречистая Богородице…». «Благо есть» (дважды) . Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь». Тропарь Часослова: «В храме стояще…». «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним…». Иерей (перед царскими вратами): «Сый благословен…». Молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с тремя поклонами. Чтец: «Аминь», и тотчас без отпуста утрени читается 1-й час . 1-й час читается без кафизмы. Тропарь 1-го часа: «Заутра услыши…» со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. Стихи часа: «Стопы моя направи...» и «Да исполнятся уста моя...» – читаются . По Трисвятом – кондак Триоди (Великого канона): «Душе моя, душе моя…». В конце – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Непосредственно после поклонов священник произносит молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется «Взбранной Воеводе…». Отпуст великий и многолетны.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-05/

После этого начинается пение 2-й статии: «Твой есмь аз…» с припевом к стихам: «Спасе, спаси мя» ; последние стихи статии: «Жива будет душа моя…», «Заблудих, яко овча погибшее...», поются (с припевом) трижды. Затем на 5-й глас поются тропари по Непорочных : «Святых лик…» и прочее, с припевом: «Благословен еси, Господи…». Произносится малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). В конце ее «Господи, помилуй» – 40 раз, а иерей тайно читает молитву «Боже духов…». По возгласе поется седален, глас 5-й: «Покой, Спасе наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Девы возсиявый…». Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском и Богородицы – храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), апостола на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4. Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699. В храме святого – канон апостола со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы 1-го (мученичного) канона Октоиха. По 3-й песни – обычная малая ектения; кондак («Отчее Единородное Бог Слово...») и икос апостола, глас 4-й; седален апостола, глас 8-й: «Сродник по плоти...». «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Солнца облаче...». По 6-й песни – малая заупокойная ектения . Кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой…» и икос, глас тот же: «Сам Един еси Безсмертный…». На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха: «Иже и мертвыми, и живыми обладаяй…». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе хвалимся…» . Примечание. Типикон указывает при аллилуйной службе в субботу петь светилен Октоиха. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 3-го гласа). Светилен исполняется дважды через «Слава, и ныне», первый раз оканчиваясь словами: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», а второй – «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя».

http://patriarchia.ru/bu/2022-11-05/

По 16-й кафизме и малой ектении – седален свт. Луки, глас 3-й: «Новый светильник Церкве Русския...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Богорадованная Владычице...». По 17-й кафизме и малой ектении – седален свт. Луки, глас 6-й: «Яко маслина плодовита и лампада...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Не презри моления Твоих рабов...». Полиелей. Величание свт. Луки и избранный псалом. Седален свт. Луки по полиелее, глас 4-й: «Всечестная и светоносная память твоя...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Спаси всех, к Тебе притекающих...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен свт. Луки, глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней». Евангелие – святителя (Ин., 35 зач., от полу). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами священноисповедника Луки...». Стихира свт. Луки, глас 6-й: «Пастыря добра...». Каноны: В храме Господском и Богородицы – храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и свт. Луки на 8. В храме святого – Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и свт. Луки на 8. Примечание. Применительно к уставу субботнего богослужения (ср.: Типикон, гл. 11-я, «зри») канон Богородицы в храме святого заимствуется из Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (в данном случае – 6-го) . (Ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 83.) Библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви...». Катавасия: «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – седален свт. Луки, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос свт. Луки, глас 1-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен свт. Луки (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры свт. Луки, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – свт. Луки, глас 8-й: «Святителю отче Луко...», «И ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Владычице, приими молитвы раб Твоих...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-18/

По 3-й песни и малой ектении – седален Триоди (апостолов), глас 8-й: «Светила богозрачная...», «Слава» – ин седален Триоди (апостолов), глас тот же: «Апостольская двоенадесятице...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Непостижимаго Бога...». И читается вторая половина Жития прп. Марии Египетской. По 6-й песни и малой ектении – кондак Триоди (Великого канона), глас 6-й: «Душе моя, душе моя...», и икос, глас тот же: «Христово врачевство...». После синаксария – блаженны Триоди (Великого канона), глас 6-й . На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни и малой ектении – светилен гласа (в данном случае – 4-го; см. в приложении Триоди). После 1-го исполнения светильна – окончание: «...молитвами, Господи, апостол Твоих и святителя Николая, и спаси мя». «Слава» – тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», «И ныне» – опять тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя». («Достойно есть» обычно не поется.) «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает...», «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. Ектения просительная: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения. Стихиры на стиховне Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Приими гласы раб Твоих...». «Благо есть» (дважды) . Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь». Тропарь Часослова: «В храме стояще...». «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим...». «Именем Господним...». Иерей (перед царскими вратами): «Сый благословен...». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с тремя поклонами. Чтец: «Аминь», и тотчас без отпуста утрени читается 1-й час . 1-й час читается без кафизмы. Тропарь 1-го часа: «Заутра услыши...» со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. Стихи часа: «Стопы моя направи...» и «Да исполнятся уста моя...» – читаются . По Трисвятом – кондак Триоди (Великого канона): «Душе моя, душе моя...». В конце – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Непосредственно после поклонов священник произносит молитву: «Христе, Свете Истинный...». По традиции, поется «Взбранной Воеводе...». Отпуст великий и многолетны.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-18/

Допуская оставаться в клире тем, которые уже были приняты раньше, правило в то же время добавляет предписание, чтобы впредь ничего подобного не было (ο οο οοο ε), так как, говорится дальше, необходимо время для обучения оглашенных вере до крещения, точно так же, как после крещения необходимо более продолжительное испытание веры и способностей крещенных, причем принимать последних в клир и поставлять в епископы можно лишь после того, когда станет очевидным и вполне будет засвидетельствовано, что они того достойны. Относительно поставления таких лиц в епископы говорится, между прочим, и в толковании 10-го правила Сердикийского Собора, которым предписывается держать более продолжительное время на каждой иерархической ступени того, кто, как предполагают, достоин занять впоследствии епископскую кафедру. И таковой удостаивался этой наивысшей чести ( ε ) лишь в том случае, если подтверждалось, как говорит Аристин в толковании данного Никейского правила, что он отличался своими достоинствами на низших иерархических степенях. Что касается лиц, сделавшихся пресвитерами и епископами из новокрещенных, то, разрешая им оставаться в клире, правило в то же время предписывает наблюдать, нет ли на них какого-либо " душевного греха " (ο ), причем повелевает исключать их, если бы таковой был замечен и доказан. О том, какие душевные грехи, упоминаемые правилом, и почему говорится именно об этих грехах, а не о телесных, каждый толкователь имеет свое особое мнение. Самым основательным в данном случае нам кажется мнение Вальсамона, который говорит, что каждый грех, вредящий душе, называется душевным, проистекает ли он из душевного, или телесного побуждения; в силу этого церковь называет каждый грех " душевным падением " , и вследствие же этого Никейское правило упоминает только грехи душевные, разумея под ними и телесные ( ) Примечания: 2. Упом. соч., I,285. 3. Аф. Синт., II,120. 4. Аф. Синт., II,120. Правило 3. Великий собор без изъятия положил, чтобы ни епископу, ни пресвитеру, ни диакону, и вообще никому из находящихся в клире, не было позволено иметь сожительствующую в доме жену, разве матерь, или сестру, или тетку, или те токмо лица, которыя чужды всякаго подозрения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1312...

На входе: «...Воскресый из мертвых...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь преподобных; кондак прп. Павла. «Слава» – кондак прп. Иоанна, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобных; кондак воскресный, кондак прп. Павла. «Слава» – кондак прп. Иоанна, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобных; кондак воскресный, кондак храма, кондак прп. Павла. «Слава» – кондак прп. Иоанна, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и преподобных. Апостол и Евангелие – дня и преподобных. Поется «Достойно есть...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». 1 В 2024 году в Неделю о мытаре и фарисее (12 февраля) совершается полиелейная служба в честь Иверской иконы Божией Матери или в честь свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Также в текущем году в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, совпадающую с попразднством Сретения Господня, по Уставу, поются непорочны (ср.: Типикон, 2 февраля, 8-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 236–237), при условии совершения в этот день рядовой службы Минеи (мц. Агафии). 2 В предпразднство и попразднство Сретения Господня на утрене читаются две кафизмы, а на вечерне – рядовая. 3 Эти приложения находятся в дополнительной части всех месячных Миней; приложения 1 и 2 используются при пении стихир, а приложения 3 и 4 – тропарей. 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63. 5 Там же. С. 27, 65–67. 6 Если у святого, память которого пришлась на воскресный день, есть свой тропарь – на утрене на «Бог Господь» тропари поются обычным порядком, и на «И ныне» поется Богородичен воскресный по гласу «Славы»; при этом Богородичен текущего гласа не поется на «Бог Господь» на «И ныне», а переносится на «Слава, и ныне» по 1-м стихословии, рядовой же Богородичен по 1-м стихословии в этом случае опускается. Однако если глас тропаря, поемого на «Славу», совпадет с гласом Недели, то Богородичен текущего гласа и Богородичен рядовой по 1-м стихословии остаются на своих местах (см. Типикон, гл. 52, «В Неделю на утрени, на Бог Господь»). В данном случае по первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-28/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010